Агафья лыкова последние новости 2019: где живет, сколько лет, как готовиться к зимовке. биография агафьи лыковой

Личная жизнь

Когда об Агафье Лыковой стало известно на всю страну, о существовании отшельницы узнали ее родственники, проживавшие на Кузбассе. Жители Килинска предлагали ей приехать к ним, но та наотрез отказалась.

Лыкова так и не познала счастья семейной жизни и не родила детей. С возрастом ей стало все тяжелее вести хозяйство, поэтому она с радостью принимает любую помощь от доброжелателей и чиновников. На протяжении долгого времени соседом Агафьи был Ерофей Седов, умерший в 2015 г.

В 2019 г. затворница встретилась со своим племянником Антоном Лыковым. Агафье посвящено много статей, книг и репортажей. Сейчас ряд научных журналов считают ее одним из символов старообрядческого мира.

Проблемы со здоровьем

В последние годы Агафью Лыкову начали мучить сильные боли в ногах. В 2016 году ноги отказали, самолечение не помогло. Измученная болями отшельница попросила помощи по спутниковому телефону, подаренному ей спасателями. Когда прилетел вертолет, женщина была срочно госпитализирована в районную больницу Таштагола. С собой Агафья Лыкова взяла только иконы, воду и мешочек сухарей. Необычной пациентке выдели отдельную палату.

В больнице быстро поставили диагноз и сняли острую боль. Мучавший отшельницу долгое время поясничный остеохондроз отступил. Помимо этого, на правой груди женщины медики обнаружили доброкачественную опухоль, которая постепенно увеличивается в размерах. Возможно, в скором времени потребуется операция. В больнице Агафья Лыкова провела неделю. После выписки она была благополучно доставлена домой, на родную заимку.

О том, что знаменитая отшельница живет в тайге в одиночестве, знают все. Пожилой женщине неоднократно предлагали сменить место жительства. Ей предлагали квартиру, недвижимость, но женщина упорно отказывается прервать отшельничество.

Почему Агафья Лыкова живет отшельницей в лесу

Агафья Лыкова придерживается старообрядческих правил, согласно которым жизнь вдали от цивилизации в одиночестве считается правильной для души и тела. Крещена отшельница была по старому церковному уставу, который был принят в России до раскола церкви в ХVII веке.

Агафья Лыкова негативно относится ко всем бытовым и культурным нововведениям. Касается это не только современных новшеств, но и быта времен Петра I. Тем не менее, некоторых правил старообрядчества отшельница не придерживается. К примеру, семейство Лыковых употребляло в пищу картофель, который запрещен для многих отвергающих церковную реформу Никона верующих.

Агафья Лыкова, в отличие от многих других старообрядцев, не признает исчезновение церкви и царство антихриста. Как заявляет отшельница, если бы священство было уничтожено, мир бы прекратил существование.

Агафья Лыкова. Путь исканий

Оставшись одна, Агафья Лыкова стала задумываться о дальнейшей своей жизни. С замужеством у неё не получилось. Стала Агафья размышлять об иночестве. В 1990 году она переехала в старообрядческий женский монастырь, расположенный в районе Чедуралыга, под начало игуменьи Максимиллы.

Само по себе иноческое правило нисколько не тяготило Агафью. Когда остальные члены семьи Лыковых были еще живы, Агафья исполняла домашнюю молитву, вставая в 6 утра. Впоследствии она освоила ежедневное чтение скитского чина «дванадесят псалмов», а также каноны за упокой души. («Дванадесят псалмов» — чин молитвы, который включает в себя 12 избранных псалмов и особые молитвы. Он появился в IX веке и впоследствии распространился в монастырях Востока, включая русские, куда был принесен печерским архимандритом Досифеем в XII веке — прим. редакции).

Впрочем, пробыла Агафья в часовенном монастыре совсем недолго. Сказались существенные разногласия религиозных взглядов с инокинями часовенного согласия. Тем не менее за время пребывания в монастыре Агафья прошла чин «накрытия». Так у часовенных называется пострижение в иноки. Впоследствии у Агафьи были и свои послушницы, например, москвичка Надежда Усик, которая провела в скиту Лыковых 5 лет.

Надежда Усик воочию наблюдала строгую аскетичную жизнь Агафьи Лыковой, её духовные подвиги, включая частую, временами дерзновенную молитву. Были случаи, когда во время летних огородных или полевых работ на заимку надвигались черные грозовые тучи. Послушница предлагала Агафье остановить работу и укрыться от грозящей непогоды. На это Агафья отвечала: «Иди коси, я что, зря молюсь что ли?». И действительно, туча отступала от скитских угодий.

Один раз женщины собрались надолго в тайгу собирать шишки. Вдруг неподалеку от места их стоянки послышался сильный хруст — рядом в лесу ходил медведь. Зверь ходил и вынюхивал вокруг целый день, несмотря на костёр и удары по металлической посуде. Агафья, помолившись наизусть каноны Богородице и Николе Чудотворцу, закончила их словами: «Ну, ты что, Господа не слышишь, что ли, тебе пора уходить уже». В результате опасность миновала.

Одно время на заимку Лыковых приблудился волк. Он прожил на огороде Агафьи несколько месяцев и даже подкармливался картошкой и всем остальным, что давала ему отшельница. У Агафьи нет привычного городским жителями страха перед тайгой, лесными зверями и одиночеством. Если её спросить, не страшно ли жить в такой глухомани одной, она отвечает:

В 2000 годы Агафье Лыковой кто-то подарил книги старообрядческого епископа Арсения Уральского (Швецова), посвященные апологии старообрядческой Церкви и старообрядческой иерархии. Она тщательно прочитала их, по свидетельству очевидцев, делая пометки и подчеркивания.

Агафья продолжает в эти годы переписку с Московской Митрополией Русской Православной старообрядческой Церкви. В одном из писем к предстоятелю Церкви митрополиту Корнилию (Титову) она пишет, что её предки признавали церковную иерархию и молились со священниками, которые впоследствии были замучены во времена гонений на старообрядчество «лютыми муками».

Она также изучила жизнь и подвиги старообрядческого митрополита Амвросия Белокриницкого и совершенно точно уверилась в истинности и православности основанной им белокриницкой иерархии. В настоящее время она просит довершить её крещение, исповедать и приобщить Святых Христовых Тайн

Борьба за выживание

Дикая сибирская природа мало пригодна для жизни среднестатистического человека. Жилище Лыковых располагалось на высоте около двух метров от склона горы, неподалеку от притока реки Абакан. Ближайший цивилизованный поселок находился более чем в 250 километрах от этого места.

Жизнь в тайге была нелегкой, Лыковы постоянно боролись за выживание. Они расчистили площадку перед домом, где развели огород. Картошка, репа и свежие овощи помогали разбавить скудный рацион таежных отшельников. Когда Дмитрий повзрослел, он научился охотиться, ставить силки и делать ловчие ямы. Лыковы перестали голодать, когда в рационе появилось свежее мясо. Внутри избы была всего лишь одна комната, сырая и закопченная, с низким потолком.

Первоначально при встрече с Агафьей Лыковой геологи посчитали ее умственно отсталой: женщина разговаривала нараспев, растягивая простые слова и превращая их в многосложные. Они ошибались. Ума и сообразительности Агафье было не занимать. В избе Лыковых не было календаря и часов. Отшельники жили, подчинялись естественному ходу времени. Вставали с рассветом, в сумерках укладывались спать. Агафья на протяжении многих лет вела учет времени в семье.

Феномен Агафьи Лыковой и старообрядчество. Символы старообрядчества

Старообрядчество с самого момента трагического раскола Русской Церкви являло ярчайшие образы подвижничества, исповедничества и Веры. В середине XVII века самым ярким образом стояния в вере явился подвиг братии святого Соловецкого монастыря, отказавшейся принять церковные реформы патриарха Никона и пострадавшей за это от царских войск.

Находившаяся в осаде долгие годы Соловецкая обитель стала символом иноческого и народного сопротивления «новолюбным затейкам» патриарха и царя Алексея Михайловича. После разорения обители выжившие старцы монастыря растеклись по всей православной Руси, неся весть о необоримых его исповедниках, заповедавших держаться Старой Веры.

По мере создания и распространения произведений старообрядческой литературы всё большее значение приобретают апологеты старообрядчества и их сочинения, защищающие древлецерковые обычаи и предания. В начале XVIII века знаковым символом старообрядчества становится имя протопопа Аввакума и его сочинения — «Житие», послания христианам, письма царю и другие сочинения, переписанные в десятках тысяч экземпляров.

Уже позже, когда во времена императрицы Екатерины Второй путы государственного насилия несколько ослабли, на Руси появляются новые образы и символы Старой Веры. Одно лишь упоминание Рогожского, Преображенского, Громовского кладбищ, Иргизских монастырей и Керженских скитов вызывали в русском сердце отзвук милой старины, древлецерковного предания и истинной веры.

Когда в 30-е годы XIX века гонения на старообрядчество возобновились, идеологи гонений хотели уничтожить или поколебать символы русского древлеправославия. Были разорены Иргизские и Керженские монастыри, запечатаны алтари Рогожских храмов, закрыты страноприимные дома Преображенского кладбища и других центров старообрядчества. Спустя сто лет, уже в годы советской власти, новый режим идеологическим катком прошелся по оставшемуся культурному и духовному наследию старообрядчества. Безбожники стремились не только физически устрашить христиан, но стереть саму память, что и было фактически сделано  к 70-м — 80-м годам XX века.

Кто-то совсем забыл о вере своих предков. Другие, памятуя о своих корнях, не могли найти дороги к храмам. Третьи вообще полагали, что старообрядчество давно исчезло. Но неожиданно в 1982 году вся страна заговорила о старообрядцах. В чём же было дело?

Агафья Лыкова и старообрядческая Церковь

После кончины в 1988 году отца, Агафья Лыкова стала последней насельницей таёжной заимки.

С этого момента тема экзотических «таежных робинзонов», раскрученная Василем Песковым, мало-помалу начинает уступать вопросам исторического и религиозного характера. Свобода совести, негласно объявленная в СССР после празднования 1000-летия Руси, позволяет, наконец, рассказывать о духовной жизни нашего народа.

В 1990 году у Агафьи Лыковой побывали посланники старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Алимпия (Гусева). В этой экспедиции приняли участие писатель Лев Черепанов, фотограф Николай Пролецкий и нижегородский старообрядец Александр Лебедев. Гости передали Агафье послание митрополита Алимпия, свечи «ярового воска», духовную литературу и лестовки.

Впоследствии в статьях Л. Черепанова, очерке А. Лебедева «Таёжный просвет», изданном в старообрядческом журнале «Церковь», наконец, появляется ценная информация о духовной жизни Лыковых и конкретно Агафьи Лыковой. Читатели наконец узнали не только о домотканых портах Лыковых, но о тех краеугольных вероисповедальных причинах, которые заставили их, как и многих других старообрядцев, бежать от притеснений государства и соблазнов мира сего.

Выяснилось, что Агафья, наследуя веру своих родителей, принадлежала к согласию так называемых «часовенных». Эти старообрядцы принимали священство «бегствующее» от господствующей, синодальной церкви. Священники, приходящие к часовенным, получали «исправу», начинали служить и совершать церковные таинства во всем согласии с дораскольной церковной традицией. Такое положение сохранялось вплоть до начала XIX века.

Однако во время гонений, воздвигнутых Николаем I, священников стало становится всё меньше. Многие из них были схвачены полицией и скончались в застенках. Другие умерли от естественных причин. Вместе с кончиной последних священников, чьё крещение и апостольская преемственность для часовенных старообрядцев была бесспорной, они стали привыкать совершать службу уже без священников, постепенно становясь безпоповцами.

Многие часовенные хранили так называемые Запасные Дары, т.е. хлеб и вино, освященные священником во время Литургии. Такие Запасные дары обычно прятали в разных тайниках, встроенные в книги или иконы. Поскольку количество святыни было ограничено, а сами Дары после исчезновения у часовенных священников никак не пополнялись, то и причащались эти старообрядцы чрезвычайно редко — один или два раза в жизни, как правило, перед кончиной.

Запасные Дары хранились и у Лыковых. По словам самой Агафьи, эти дары были у них от её бабки Раисы, которая проживала в том самом селе Ялуторское на Урале. Однако Агафья выяснила, что бабка принадлежала не часовенному, а белокриницкому согласию старообрядцев (признававшему новых старообрядческих священников, поставленных от греческого митрополита Амвросия (Поповича) — прим. редакции). От неё же Агафии досталась и Богоявленская вода, которая по обычаю часовенных может умножаться через разбавление в новой воде в навечерие праздника Богоявления.

Биография старушки отшельницы

Родителями старушки Агафьи были староверы часовенного согласия Лыковы. Они во времена советских гонений на веру укрылись в труднодоступных местах сибирской тайги. Ее отца звали Карпом Осиповичем, а мать — Акулиной Карповной.

Лыковы с конца тридцатых годов прошлого столетия были полностью изолированы от остального человечества. После 1946 года они перебрались жить на берег Абакана, представляющего собой один из притоков Ерината.

У Агафьи Лыковой были не только родители, но и два брата и сестра. Ее братьями были Савин, родившийся около 1926 года, и Дмитрий, появившийся на свет около 1940 года. Ну а сестру звали Наталией. Она родилась около 1936 года.

Сама Агафья, родившаяся, как уже упомянуто, в 1944 году, была младшим ребенком своих родителей. И все же Агафья была самой грамотной в семье, и потому именно на нее было возложено проведение домашних богослужений.

Акулины Карповны, матери семейства, не стало в 1961 году. Лыковы стали открыты для остального человечества в 1978 году. В тот год их заимку нашли геологи, которые проводили исследование данного сибирского района. Когда это произошло, в семье Лыковых было пять человек.

В середине осени 1981 года умер Дмитрий Лыков, брат Агафьи. В декабре того же года не стало Савина, самого старшего из ее братьев. Ну а еще спустя дней десять умерла и Наталия, сестра Агафьи.

В 1990 году пожилая женщина ушла жить в старообрядческий женский монастырь, который принадлежал часовенному согласию. Там она прошла через чин «накрытия», то есть, приняла постриг в монахини. Но, прожив в монастыре каких-то несколько месяцев, Агафья Лыкова решила вернуться домой. Она объяснила это проблемами со здоровьем и идейными несогласиями с монахинями.

С того самого дня она почти никогда не выходила из заимки, принадлежавшей ее семье, а теперь ей самой. Женщина отшельница за все эти годы приняла у себя довольно много журналистов, путешественников, писателей, духовных лиц, принадлежащих к различным конфессиям.

Кроме них, у нее жили послушницы из монастыря и волонтеры: те и другие помогали старушке по хозяйству. Бабушка переписывалась с местными властями, у которых часто просила ей помочь.

В конце осени прошлого года к бабушке Агафье приехал недавно отыскавшийся племянник Антон Лыков.

Агафья Лыкова ищет помощницу

«Агафья — неуживчивый человек: весьма своеобразный характер, плюс привычка уединения, нестандартный уклад жизни».

Женщина должна быть готова к жизни в природных условиях, ведь бабушка обходится без электричества, природного газа и каких-либо средств связи. При этом Казина уверена, что помощница все же найдется, ведь в России есть немало смелых и сильных женщин, готовых изменить свое видение этого мира и жизнь кардинально.

Нельзя не добавить, что в отношении Казиной после визита к Агафье заведено расследование — фотографа заподозрили в нелегальном визите к отшельнице на территорию заповедника «Хакасский», где она и живет уже много лет. Казина якобы прибыла на вертолете, что абсолютно запрещено без особого на то разрешения.

Сколько дней хранится святая вода после праздника Крещение: для чего нельзя использовать святую воду?

Агафья Лыкова, последние новости 2019 год, возраст: факты биографии

Агафья Лыкова родилась 17 апреля 1944 года. Она является потомком рода старообрядцев, который случайно обнаружила геологическая экспедиция, работавшая в Хакасии в 1978 году.

У родителей Карпа и Акулины Лыковых было четверых детей: Савин, Наталия, Димитрий и младшая дочь, Агафья, жили они без контакта с внешним миром с 1937 года.

Карп и Акулина в молодости жили в поселении староверов. После разгрома домов общины, состоявшегося в 1923 году, вместе с несколькими другими семьями Лыковы предприняли поход в горы. Там пара и обосновалась. Они жили открыто, но не шли на контакт с людьми намеренно.

Осенью 1945 года Лыковых заметил патруль, преследовавший дезертиров, и семья перебралась в более глухое место, вдали от посторонних.

Вместе со взрослыми Агафья занималась земледелием и делала заготовки из рыбы и дичи, которые приносил отец и братья.

Лыковы существовали согласно старообрядческим традициям и ревностно относились к собственной вере, исключая возможность давления на нее со стороны.

Агафья и другие дети знали грамоту благодаря стараниям матери.

Семья вела счет времени и регулярно осуществляла домашние богослужения.

Когда геологи познакомились с семейством Лыковых, оно состояло из 5 человек. Мать Агафьи скончалась еще в 1961 году. В 1981-м смерть настигла ее братьев и сестру.

До 1988-го Агафья Карповна жила с отцом. После кончины родителя женщина продолжила существование в одиночестве.

Благодаря СМИ о ней узнали родственники, проживавшие на Кузбассе. Жители поселка Килинск приглашали Агафью перебраться к ним, жалея ее здоровье, но Лыкова отказалась от предложений.

Считается, что именно контакт с внешним миром принес несчастье семье Лыковых. Они легко переживали испытания непогодой и трудности самобытной жизни, но взаимодействие с участниками экспедиции, нашедшими их в лесу, оказалось губительным. Староверы заразились неизвестным им вирусом, к которому был не готов иммунитет таежных жителей.

Отшельничество и мировоззрение

Биография и судьба Агафьи Лыковой связаны с дикой природой и жизнью вдали от развитых технологий. Женщина считает, что уединенный образ жизни – единственный шанс сохранить здоровье души и тела. Девочкой Лыкова прошла обряд крещения в соответствии со старинными обрядами и изучила церковный устав, который чтился на Руси до церковного раскола, произошедшего в 17 веке.

Агафья Карповна не приемлет достижений науки и техники, не воспринимает изменения, которыми сегодня изобилуют история и культура. Но она избегает и некоторых запретов, продиктованных старообрядческой традицией. Например, в семье Лыковых было принято есть картофель, который настрого запрещалось употреблять староверам. Она также признает церковную иерархию и не верит в духовного Антихриста. По ее мнению, без священнослужения жизнь бы прекратилась и все живое сгинуло бы.

Жизнь Агафьи Карповны нельзя назвать легкой, ведь она живет в заброшенном месте в тайге, где ландшафт составляют крутые горы, леса и реки. Она питается грибами и ягодами, а также ловит рыбу. Любопытно, что в отношении земледелия семья Лыковых располагала большими познаниями, и сейчас Агафья Карповна продолжает выращивать овощи по заветам родителей. Она умеет обрабатывать семена, знает, как сохранить урожай, может ориентироваться в биологических особенностях растений. В семье было принято выращивать корнеплоды и зерновые. Лыковы не читали книг о садоводстве, но по сей день продукты собственного производства староверка выращивает с применением удобрений, которые придумали предки.

Быт Агафьи Лыковой

Основным занятием для женщин в семье было ткачество. Одежду Лыковы изготавливали самостоятельно, делая пряжу из волокон конопли. Агафья Карповна может обеспечить себя всем необходимым, несмотря на то, что путь до ее дома не проложить ни по одной карте.

Последняя, кто жива из рода Лыковых, продолжает дело родителей, ведет свое хозяйство и поддерживает огород. Она разводит кур и коз. Рядом с домом Лыковой живут собаки и кошки.

Агафья Карповна по-прежнему придерживается затворнических взглядов, но принимает гостинцы от охотников и рыболовов, которых встречает в тайге. Сегодня в ее доме есть вещи из современного мира: часы и термометр. Она считает эти предметы диковинкой.

Удивительным открытием оказался тот факт, что именно контакт с внешним миром принес несчастье семье Лыковых. Они легко переживали испытания непогодой и трудности самобытной жизни, но взаимодействие с участниками экспедиции, нашедшими их в лесу, оказалось губительным. Староверы заразились неизвестным им вирусом, к которому был не готов иммунитет таежных жителей.

Агафья Карповна вызывает у медиков интерес и участие, поэтому по первой же просьбе ей помогают поправить здоровье. Так, Лыкову возили к источнику Горячий Ключ. Она 2 раза посещала городской госпиталь и даже ездила в гости к родственникам на поезде. Несмотря на это, оставлять прежнюю жизнь отшельница не желает. Достижения цивилизации меркнут в сравнении с богослужениями и радостями молитвы, которой она начинает и заканчивает день.

Агафья Лыкова и Ерофей Седов

Историю семьи Лыковых не понаслышке знал экс-губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, побывавший на заимке Агафьи Карповны в 1997 году. С тех пор чиновник поддерживает с отшельницей связь посредством переписки. По его указу женщине оказывали любую помощь и поддержку. После трагической кончины родственников Лыковой медики запретили посещать заимку без специального разрешения. Сначала необходимо получить специальный пропуск.

В числе помощников Агафьи Карповны – члены семей старообрядцев. По их словам, она не отличается покладистым нравом, поэтому ужиться с ней непросто. Тем не менее высокий уровень духовности Лыковой ни у кого не провоцируют сомнений. Отсутствие жажды потребительства и самодостаточность существования вызывают уважение.

По свидетельству посетителей, бывших на заимке в 2018 году, отшельница находится в добром уме и здравой памяти. Она подкармливает зверей, выходящих из леса в голодные периоды, живет по обычаям предков и усиленно молится в соответствии с традициями, которых придерживаются староверы.

Для поддержания связи с миром Агафье Карповне предоставили спутниковый телефон. С него 10 декабря 2018 года сотрудникам МЧС поступил звонок: отшельница просила о гуманитарной помощи. На следующий же день на заимку приехал губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. Вместе с главой Таштагольского района, Владимиром Макутой, он доставил продукты, сено и корм для домашней скотины, а также подарил щенка. Прибывший вместе с чиновниками врач осмотрел отшельницу, отметив, что поводов для оказания медицинской помощи пока нет.

Агафья Лыкова, отшельница — что о ней известно, где берет деньги и как живет

Лыкова — единственная представительница семьи отшельников-староверов. Считается уникальным в мире персонажем, а потому и живет на территории заповедника уже много-много лет. Ее нашла группа советских геологов в Западных Саянах в 1978 году. Тогда женщине было 37 лет и она жила в тайге в изоляции вместе с отцом, сестрой и двумя братьями. Все они уже умерли, и Лыкова живет в лесу в одиночестве.

Она интересно разговаривает, употребляя слова не понятные знатокам русского языка и противится всем благам цивилизации — заточить Агафью в современные условия не помогают ни холода в тайге, ни одиночество, ни забота окружающих.

Лишь изредка журналисты добираются к ней для интервью или пожить на несколько дней, чтобы изучить быт отшельницы и удостовериться, что она не вымышленный, а вполне реальный человек.

В то же время есть и критики, которые уверены — Лыковы прятались от войны, а после просто распробовали вкус отшельнической жизни, когда вокруг все тебе помогают. Работать не нужно, возиться с бюрократами тоже — почему бы и нет?

КВН Раисы песня про Бузову: смотреть видео, слова песни, о наболевшем, что произошло, КВН-нщики посмеялись над Ольгой Бузовой

Историки же утверждают — Лыковы не прятались от войны, а жили в тайге уже до ее начала. Они просто не участвовали в ней, так как возможно, даже и не знали, что происходит там, в незнакомом им мире. Они дети природы, которых нужно почитать — им не нужны дорогие памятники после смерти, а необходима помощь при жизни. Ведь они — часть неизученной истории страны, которую рано или поздно начнут изучать.

Что касается Агафьи Лыковой, единственной представительницы своей семьи, то по последним сообщениям, чувствует она себя не самым лучшим образом. У нее больны суставы, но лечиться в больнице она не намерена — противится любым вмешательствам в свою жизнь, в том числе и медицинским.

Пенсию она не получает с 2011 года, у нее даже нет паспорта гражданина РФ и специального счета Пенсионного фонда. Живет старушка исключительно за счет помощи жителей и властей Кузбасса. Женщина выращивает овощи и держит домашних животных, собирает ягоды и травы, денег наличных не имеет — они ей попросту не нужны.

«Вульгарный» напиток

Бочка с квасом — Харрисон Форман

Позиции кваса пошатнулись во второй половине XIX века, на верхах: квас и подобные кислые вкусы начали уходить из аристократического обихода и были записаны в так называемую «вульгарную» диету. Хотя по-прежнему он ценился в мелкочиновной, купеческой, мещанской и крестьянской среде.

О чем напоминал и лейб-медик Екатерины II в 1807 году: «Старейший из лейб-медиков доктор Рожерсон, бывший любимый лейб-медик великой Екатерины, находит, что кислая капуста, соленые огурцы и квас в гигиениче­ском отношении чрезвычайно полезны для нашего петербургского простона­родья и предохраняют его от разных болезней, которые бы в нем развиться могли от влияния климата и неумеренного во всех случаях образа жизни».

Квас. На улице Горького — Николай Паламодов

В середине века началась индустриализация, и квас стали варить реже даже в обычных домах. Желая сохранить наследие, Российское общество охранения народного здоровья взяло покровительство над напитком и его производство начали открывать при госпиталях. Госпитальный квас уже целый век к тому моменту входил в обязательное довольствие армии, флота и заключенных. Где стоял полк, там должен был быть лазарет, а где был лазарет — был и ледник с квасом. Если кваса не хватало, об этом докладывали высшему руководству, с требованием немедленно выделить деньги на закупку солода.

Но последний «оплот» кваса рухнул, когда в 1905 году в полковых лазаретах и госпиталях его заменили на чай. Все из-за того, что квас гораздо труднее готовить и хранить в походах. С тех пор квас перестал быть неотъемлемым напитком русских людей и стал просто любимым. В советское время его начали наливать на разлив уже не из деревянных, а металлических желтых бочек, которые стояли по городу с наступлением жары и до осени.

Томас Тейлор Хэммонд

В постсоветской России началась бутылочная продажа кваса, его теперь можно купить в каждом магазине. Традиционные желтые бочки, кстати, до сих пор существуют. Квас в них стандартизированный и не может больше похвастаться разнообразием вкусовых оттенков, но и у такого «обычного» кваса есть свои фанаты.

Биография

Агафья Лыкова родилась в семье староверов часовенного согласия — Лыковых, бежавших в труднодоступные места сибирской тайги от гонений на веру. Отец — Карп Осипович Лыков, мать — Акулина Карповна. С конца 1930-х годов семья Лыковых жила в полной изоляции от цивилизации. После 1946 года постоянным местом жительства Лыковых стал берег притока Абакана реки Еринат.

Помимо отца и матери, у Агафьи Лыковой были сестра и двое братьев: Савин (род. ок. 1926), Наталия (род. ок. 1936), Димитрий (род. ок. 1940). В семье отшельников-староверов Агафья являлась наиболее грамотной. Ей поручалось проведение домашней церковной службы.

Мать Агафьи, Акулина Карповна, скончалась в 1961 году. Открытие семьи Лыковых для цивилизации состоялось в 1978 году. На заимку Лыковых вышли геологи, исследовавшие этот район Сибири. На момент открытия учёными хутора Лыковых семья состояла из пяти человек. В октябре 1981 года умер брат Агафьи Димитрий, в декабре скончался второй брат Савин, а ещё через 10 дней умерла единственная сестра Агафьи — Наталья.

В течение семи лет Агафья жила вместе со своим отцом Карпом Осиповичем, который скончался 16 февраля 1988 года. После смерти отца Агафья связалась со своими родственниками, отношения с которыми, однако, так и не сложились. В 1990 году Агафья Лыкова переехала в старообрядческий женский монастырь, принадлежащий часовенному согласию, и прошла через чин «накрытия» (пострижения в монахини). Однако по прошествии нескольких месяцев Агафья вернулась обратно, сославшись на нездоровье и идейные расхождения с монахинями часовенного согласия.

С этого момента Агафья практически безвыездно проживает на заимке Лыковых. За это время у неё побывало немало путешественников, журналистов, писателей, представителей религиозных общин разных конфессий. Также у Агафьи жили монастырские послушницы и добровольные помощники, помогавшие по хозяйству. Агафья состояла в переписке с местными властями и нередко просила о помощи.

Бывший губернатор соседней Кемеровской области Аман Тулеев неоднократно распоряжался доставлять отшельнице всё необходимое, а также оказывать медицинскую помощь. В 2011 году Агафья Лыкова обратилась к предстоятелю русской православной старообрядческой церкви митрополиту Корнилию (Титову) с письмом, в котором просила присоединить её к РПСЦ, что и было сделано.

В ноябре 2019 года у Агафьи отыскался и приехал к ней в гости ее племянник Антон Лыков.

По соседству с ней какое-то время проживал пожилой уже охотник Ерофей Седов, бывший в составе нашедшей ее группы, но потом он по состоянию здоровья не смог ей помогать, и отношения его и Агафьи бывали сложными, а в 2015г. он умер.

27 ноября 2020 года пресса со ссылкой на публикацию в директора курирующего таёжные земли, где живёт Лыкова, заповедника «Хакасский» Виктора Непомнящего сообщила, что российский предприниматель миллиардер Олег Дерипаска получил просьбу Лыковой помочь ей со строительством нового дома в тайге и что представитель бизнесмена заявил о готовности проекта и стройматериалов к отправке, которая возможна только по реке, но вопрос с транспортировкой решаемый.

Последние новости

В январе 2019 года отшельницу посетила известный фотограф Светлана Казина. После поездки на своей странице в Facebook Светлана разместила просьбу Агафьи. Знаменитая отшельница ищет себе компаньонку. Последние месяцы старушке помогал послушник Георгий, которого прислала старообрядческая церковь. Георгий серьезно заболел, и его увезли на вертолете в больницу. 74-летняя отшельница снова осталась одна.

Женщина держит небольшое хозяйство, с которым в силу пожилого возраста ей трудно справляться. Некоторое время с ней жили монастырские послушницы. Они ухаживали за козами, работали в огороде, помогали по хозяйству. Однако никто из них не задержался надолго. Слишком уж тяжелые для жизни условия в таежной хижине.

Она уверена, что по-настоящему правильная, духовная жизнь возможна только на таежных просторах.

Как Лыковы сбежали жить в тайгу

Родители Агафьи жили в небольшом селе Тиши. После того, как до этого села дошла волна коллективизации все изменилось не в лучшую сторону. Карп и Акулина приняли решение убежать от всего этого в тайгу. Это решение не далось просто так, к нему главу семьи подтолкнуло убийство его брата служителями правопорядка, и разорение их старообрядной общины. В тот год у них на руках было двое детей — 9 и 2 лет, но они не напугались и совершили бегство в глухой лес. В первое время семья жила на берегу Ерината, в быстро построенном шалаше. Позже построили избушку. Питались в основном рыбой и охотничьим промыслом, а летом грибами и ягодами из леса. На новом месте жизни Акулина родила еще двух деток: Диму и Агафью. Но, в 1945 году при обходе пограничниками семья была обнаружена, и это послужило причиной срочного переезда.

В 61-м году во времена голода умерла мать семейства, которая не ела, а отдавала всю еду своим детям. Хоть семья и жила в отдалении от всех, но детей мама научила писать и немного читать, только на древнем, старорусском языке. В семье Лыковых Агафья была самой молодой и самой умной. Их семья хранит старинные писания и иконы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector