Фильмография бернардо бертолуччи

Политические убеждения и убеждения

Бертолуччи был атеистом .

Политика занимает важное место в его фильмах. Он был признанным марксистом

Подобно Лукино Висконти , который привлек иностранных актеров в конце 1960-х, Бертолуччи выражал свои политические взгляды в своих фильмах; они часто автобиографичны и очень противоречивы.

Перед тем, как снимать свои политические фильмы, он интересовался предметом переоценки истории. Его фильм «Конформист» (1970) критикует фашистскую идеологию, затрагивает темы нации и национализма, вопросы массовой культуры и коллективной памяти. Фильм года в театральной манере вызывает битву между левыми и правыми.

27 сентября 2009 года Бертолуччи был одним из подписантов обращения к швейцарскому правительству об освобождении Романа Полански , который был задержан в ожидании экстрадиции в США.

В Твиттере 24 апреля 2015 года Бертолуччи принял участие в #whomademyclothes , кампании Fashion Revolution , направленной на борьбу с потогонными мастерскими , в ознаменование краха Rana Plaza в 2013 году, самой смертоносной аварии в истории швейной промышленности.

Фильмография

Директор

  •  : Accatone по Пазолини (только помощник)
  •  : Рекруты ( La commare secca )
  •  : Prima della rivoluzione
  •  : партнер
  •  : La Contestation ( Amore e rabbia ) Агония, последовательность
  •  : Стратегия паука ( Strategia del ragno )
  • 1970: Конформист ( Ilconformista )
  •  : Последнее танго в Париже ( Ultimo tango a Parigi )
  •  : ( Новеченто )
  •  : Ла Луна
  •  : Трагедия смешного человека ( La tragedia di un uomo ridicolo )
  •  : L’addio a Enrico Berlinguer (документальный фильм), коллективное производство на похоронах Берлингуэра
  •  : Последний император ( L’ultimo imperatore / Последний император )
  •  : Чай в Сахаре ( Убежище Неба )
  •  : Маленький Будда
  •  : Кража красоты ( Stealing Beauty )
  •  : Shandurai ( Besieged )
  •  : На (сегмент водной истории )
  •  : Невинные: Мечтатели ( The Dreamers )
  •  : Я и ты ( Io e te )

Актер

  •  : Голем, дух изгнания из Амоса Гитай
  •  : Пьер Паоло Пазолини и причина мечты ( Pier Paolo Pasolini e la ragione di un sogno ), документальный фильм Лауры Бетти
  •  : Воспоминания о президенте Каннского кинофестиваля , модуль DVD Элио Лукантонио

Сценарист

Если не указано иное, постановкой также был Бернардо Бертолуччи.

  • La commare secca ( 1962 )
  • Партнер ( 1968 )
  • Однажды в сказке на Западе ( C’era una volta il West ) ( 1968 ) Серхио Леоне
  • Стратегия паука ( Strategia del ragno ) ( 1970 )
  • Конформист ( Ilconformista ) ( 1970 )
  • Последнее танго в Париже ( Ultimo Tango a Parigi ) ( 1972 )
  • ( Новеченто ) ( 1975 )
  • Ла Луна ( 1979 )
  • Tu mi Turbi ( 1983 ) Роберто Бениньи
  • Последний император ( L’ultimo imperatore ) ( 1987 )
  • Чай в Сахаре ( Убежище Неба ) ( 1990 )
  • Маленький Будда ( 1993 )
  • Шандурай ( Осажденный ) ( 1998 )
  • Triunfo Del Amor ( Триумф любви ) ( 2001 ) Клэр Пепло

Награды

  • , для Последнего Императора

    • Оскар за лучшую режиссуру
    • Оскар за лучший адаптированный сценарий с Марком Пепло
    • Золотой глобус за лучшую режиссуру
    • Золотой глобус за лучший сценарий с Марком Пепло
    • Премия Сезара за лучший иностранный фильм
    • BAFTA за лучший фильм
Другие
  •  : Palme d’Легиона на Каннском кинофестивале в 2011 году
  •  : Европейская почетная награда

«Осажденные»

Мелодрама вышла в 1998 году. Центральную роль в этом фильме убедительно сыграл Дэвид Тьюлис. Молодая африканка совершает преступление в родной стране. Она бежит в Рим в надежде спастись от наказания, которое ей грозит. Убежище девушка находит в доме английского пианиста.

Героиня должна расплачиваться за предоставленное жилье выполнением работы по дому. Параллельно девушка пытается выучиться на врача. Пианист, в доме которого она поселилась, зарабатывает на жизнь уроками фортепиано. Мужчина ведет образ жизни затворника, отличается замкнутостью и чопорностью. Однако юная африканка заставляет его потерять голову от любви.

Примечания и ссылки

Примечания

  1. Произношение на стандартном итальянском языке, записанное в соответствии со стандартом API .
  2. Получено в Риме по предложению Президиума Совета Министров .
  3. Коллективный производство Ugo Adilardi, Silvano AGOSTI , Gianni Amico , Альфредо Анджели , Giorgio Arlorio, Джоя Benelli, Роберто Бениньи , Бернардо Бертолуччи, Джузеппе Бертолуччи , Паоло Бьянкини, Libero Bizzarri, Карло Ди Пальма , Луиджи Faccini, Джорджо Феррара, Николо Ferrari, Андреа Frezza, Ansano Giannarelli , Франко Джиральди , Франческо Лодадио , Лидзани , Луиджи Маньи , Массимо Manuelli, Мазелли , Монтальдо , Риккардо Наполитано, Piero Nelli, Ренато Parascandolo, Луиджи Perelli, Паоло Pietrangeli, Джилло Понтекорво , Роберто Faliero Руссо , Массимо Сани, Этторе Скола , Рафаэле Синискальки, Серхио Спина, Габриэле Танферна, Анна Мария Тато , Джанни Тоти и Пьеро Виварелли .

использованная литература

  1. ↑ и (оно) Ирен Биньярди, , на Repubblica.it , Repubblica,26 ноября 2018 г.(по состоянию на 26 ноября 2018 г. ) .
  2. Курсив , 2 канал ОРТФ , 24 августа 1973 г., 16 августа 1974 г.
  3. (es) , о Министерстве культуры ,2006 г.(проверено 18 января 2015 г. ) .
  4. .
  5. (in) Йосефа Лошицки , Радикальные лица Годара и Бертолуччи , Wayne State University Press,1995 г., 286  с. .
  6. (en-GB) Шейн Даниэльсен , «  Конформист возвращается, чтобы напомнить нам о банальности зла  » , The Guardian ,28 февраля 2008 г..
  7. (in) на TVGuide.com (по состоянию на 20 января 2020 г. ) .
  8. (en-US) Руководство по фильмам , , в справочнике по альтернативным фильмам (по состоянию на 20 января 2020 г. ) .
  9. .
  10. Дидье Перон, «  Бертолуччи о « Последнем танго в Париже »  :« Мне было ужасно с Марией »  », « Либерасьон» ,4 декабря 2016 г..
  11. (en-GB) Ханна Саммерс , «  Актеры выражают отвращение к признанию в сцене изнасилования  « Последнее танго в Париже »» , The Guardian ,4 декабря 2016 г..

«Конформист»

В 1970 году Бернардо Бертолуччи завершил работу над фильмом «Конформист». Герой картины, Марчелло Клеричи, в детстве пережил сексуальное насилие. Это наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь

Он не любит привлекать к себе внимание, выделяться из толпы

Марчелло хочется быть не только незаметным, но и законопослушным. Однако преступным является само государство, в котором он живет. Нацистские власти приказывают герою отправиться во Францию и ликвидировать итальянского профессора, который выступает против фашизма. Подчинение дается ему нелегко.

Фильм «Конформист», уделяющий максимум внимания психологическим истокам фашизма, принес своему создателю мировую славу. Сюжет картины был позаимствован из одноименного произведения Альберто Моравиа.

биография

Бернардо Бертолуччи — старший сын поэта Аттилио Бертолуччи и брат Джузеппе Бертолуччи . Он начал писать в 15 лет и вскоре был вознагражден за свою работу. Он особенно получил Премио Виареджо . Затем он отправился в Рим для учебы и стал ассистентом Пьера Паоло Пазолини на Аккаттоне . Позже он также работал с Серхио Леоне и Дарио Ардженто над сценарием « Однажды на Западе» . Его второй фильм, до революции , вдохновленный Пармской обителью по Стендалю , является признание критиков и отметками обновления итальянского кинорежиссёра кино в 1960 — х годах . Тема политической и сексуальной двусмысленности проиллюстрирована постановкой, требующей определенного гонгоризма в ее визуальной изысканности и хореографическом стиле.

По словам Борхеса, в 1970-х он снял «Стратегию паука» для телевидения . Последнее танго в Париже в исполнении Марлона Брандо и Марии Шнайдер вызывает скандал в Италии из-за очень серых отношений между зрелым мужчиной и молодой женщиной, включая сцену содомии и сцену, в которой герой оскорбляет тело своего покойная жена.

Бертолуччи появляется в трехсерийном документальном фильме «Итальянские писатели и Италия писателей: тени и вопросы» в программе Italiques, чтобы рассказать об отношениях между кино и литературой в 1973 и 1974 годах. Его предстоящее кино предназначено, чтобы быть верным определенным политическая перспектива. В этом смысле он отражает эпическое и романтическое видение, но без уступок итальянской истории ( , Le Conformiste ). La Luna вызывает сложные отношения между певицей и ее сыном и Трагедиями смешного человека пессимистическими басен , который выиграл Тоньяцй на приз за мужскую интерпретацию в Каннах в 1981 году .

Он — гость кино-лета кинематографических встреч в Динь-ле-Бен по инициативе Жан-Пьера Кастаньи в 1988 году.

«Последний император» , снятый в основном в Запретном городе в Пекине , напоминает о трагической судьбе самого последнего китайского императора из маньчжурской династии: Пу И , взошедшего на трон в возрасте трех лет. Международный триумф, фильм получил девять Оскаров , в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру в 1988 году . Это первая часть духовно-восточной трилогии, завершенной «Чай в Сахаре» и « Маленький Будда» .

В 2011 году он получил от Жиль Жакоб , в Пальме Легиона в Каннах за все его работы.

Бертолуччи умер от рака 26 ноября 2018 г. в 77 лет.

Участие в жюри

В 1985 году Бертолуччи является членом жюри 1- го Международного фестиваля токийского кино .

В 1990 году он председательствовал на 43 — й Каннский кинофестиваль , где жюри присудило Золотую пальмовую ветвь к матросу и Лула от Дэвида Линча .

Он также является президентом жюри Венецианского кинофестиваля в двух случаях: в первый раз в 1983 году (под его президентства Золотой лев был присужден первый Имя Кармен от Жан-Люка Годара ), а второй, в 2013 году (его жюри наградило документальный фильм « Сакро ГРАДжанфранко Рози Золотым львом ).

Украшения

  • 2 июня 1988 г. : Кавалер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».
  • 2006: Золотая медаль за заслуги в изобразительном искусстве со стороны Министерства образования, культуры и спорта (Испания)

Мастер большой формы

Сложная смесь интимного и социального — рецепт, от которого Бернардо Бертолуччи за годы своей работы, кажется, почти не отступал. Однако с середины 1970-х, набравшись мастерства на камерных человеческих драмах, он всё чаще стал браться за эпические исторические полотна.

Такой, например, стала пятичасовая сага «Двадцатый век» (1976). Сюжет истории о дружбе двух мужчин, один из которых принадлежит к семье бывших батраков, а второй — к аристократической фамилии, охватывает почти три четверти прошлого столетия. После этого режиссер вернулся к камерным историям, сняв сначала драму о жизни молодого человека и его сложных отношениях с родителями («Луна», 1979), а затем — «Трагедию смешного человека» (1981 год).

Бертолуччи_1

Кадр из фильма «Двадцатый век» (1976). Акетры Доминик Санда и Роберт Де Ниро

Фото: Getty Images/Michael Ochs Archive

Это были последние фильмы, сюжет которых был преимущественно завязан на итальянские реалии. В начале 1980-х режиссер перебрался в Великобританию, кроме того, он много времени проводил в Китае, называя себя «скептическим буддистом-любителем». И география сюжетов стала расширяться.

В 1987 году свет увидел «Последний император» — величественная биография правителя Пу И, последнего в своей династии. Историю своего героя Бертолуччи, всегда тяготевший к сложной форме, разделил на две: собственно историю императора и историю заключенного китайской тюрьмы, которому номер отныне заменяет имя. В производстве масштабной драмы приняли участие сразу несколько стран: Великобритания, Франция, Китай и Россия. Картина удостоилась девяти «Оскаров» (в том числе как лучший фильм), четырех «Золотых глобусов» и множества европейских наград.

Фильм Про. Коллекции

Давно прошли годы, когда итальянский кинематограф был главным в мире. Теперь это крупная кинодержава, но ей явно не хватает гениев. Вспоминая лучшие фильмы Бернардо Бертолуччи, одного из последних представителей ещё того, прежнего итальянского кино, мы отдаём должное удивительной традиции и тем, кто её создавал.

Бернардо Бертолуччи. Лучшие фильмы

Конформист

Бертолуччи ещё не было тридцати, когда он снял без преувеличения великий фильм по роману Альберто Моравиа. Может быть, сама эпоха располагала к этому: в эти годы выходят самые мудрые и яркие произведения о фашизме в кино. На фоне своих более опытных и радикальных коллег Бертолуччи отнюдь не выглядит второстепенно, он вводит в фильм сложнейшую композицию, которая позволяет тоньше передать ощущения пойманного в ловушку героя. В советском прокате фильм шёл полностью перемонтированным и сильно сокращённым.«Конформист». Трейлер

Последнее танго в Париже

Марлон Брандо ненавидел этот фильм, обвиняя Бернардо Бертолуччи в том, что тот слишком беззастенчиво заглянул в его душу и продемонстрировал её самые ранимые места на экране. Вызывающий эротизм фильма принёс ему невероятную популярность в массах (и запрет для проката в ряде стран), а элитарный зритель отмечал философскую разработку психологии отношений героев с акцентом на их одиночестве.«Последнее танго в Париже». Трейлер

Двадцатый век

Бертолуччи всегда тяготел к большим формам, первые варианты его картин часто длились по нескольку часов. Но «Двадцатый век» — работа самая монументальная и оправдывающая свою итоговую длительность, почти пять с половиной часов. Впрочем, Бертолуччи смонтировал для международного проката версию длиной всего в 3,5 часа. Любопытно, что хотя фильм с самого своего появления считался шедевром, у него нет ни одной крупной кинонаграды.«Двадцатый век». Трейлер

Последний император

Зато у этой картины целых 9 «Оскаров»: американцы пришли в восторг от этой дорогостоящей исторической драмы, в центре которой – император Пу И, который прошёл через одиночество во дворце, в тюрьме и в собственном саду. Последнего он желал сам, первые два ему были навязаны судьбой. В основной части фильма одним из главных персонажей становится английский преподаватель и советник Пу И Реджиналд Джонстон, мемуары которого использовал Бертолуччи. Питер О’Тул номинировался за эту роль на «Оскар», но не получил его, как не получил его ни за одну другую роль, удостоившись в итоге почётного «Оскара» в 2003 году.«Последний император». Трейлер

Ускользающая красота

От больших тем и форм Бертолуччи в зрелом возрасте перешёл к локальным, но от этого не менее драматичным сюжетам. Томление девушки, вступающей во взрослую жизнь и видящей в ней только много прекрасных перспектив, несмотря на то, что её окружают трагедии и смерть. Душа Люси жаждет любви, а её тело согрето итальянским солнцем: здесь всё чужое и незнакомое, но во всём видятся какие-то прекрасные тайны. Бертолуччи любуется этой молодостью, позволяя ей не растерять это жизнелюбие.Трейлер фильма «Ускользающая красота»

Мечтатели

Ещё один фильм о совсем молодых людях – любовный треугольник времён французских волнений 1968 года. Американский юноша влюбляется во француженку, которая живёт со своим братом в огромном доме, пока родители в отъезде. Вместе молодые люди смотрят кино, говорят обо всём на свете и, конечно, занимаются любовью, снимая все запреты и на интеллектуальном, и на телесном уровнях.«Мечтатели». Трейлер

Ты и я

Последний на данный момент фильм Бертолуччи снят через много лет после «Мечтателей», хотя, казалось, больше мы ничего от классика итальянского кино не дождёмся. Теперь история ещё локальнее: подвал, убежавший из дома подросток и девочка с улицы, которой негде жить, так что она решила подружиться с угловатым пареньком. В отличие от предыдущих фильмов Бертолуччи, здесь мы видим совершенных детей, которые слишком целомудрены и для своего подвала, и для всего мира, в котором им предстоит жить. Трейлер фильма «Ты и я»

Двадцатый век,
Конформист,
Ускользающая красота,
Мечтатели,
Последний император,
Ты и Я,
Последнее танго в Париже

Бернардо Бертолуччи,
Марлон Брандо,
Питер О’Тул

Новинка

Ускользающая красота

Всего в фильмографии Бернардо Бертолуччи — более 20 фильмов, включая незавершенные картины, документальные ленты и короткометражки, в том числе новелла, которая вошла в альманах «На десять минут старше» (2002).

В 1990–2000-х в его работах всё сильнее стал проступать, с одной стороны, космополитизм жителя англоязычных стран, с другой — интерес к экзотической эстетике и философии. Так, например, в 1990-м появилась лента «Под покровом небес» о путешествии американской семейной пары по Северной Африке. Вскоре после этого вышла одна из самых красивых его картин — драма «Ускользающая красота» (1996) о поездке юной американки в исполнении Лив Тайлер по Италии в попытке разгадать тайну самоубийства матери.  

Бертолуччи_1

Бернардо Бертолуччи

Фото: Global Look Press/Evandro Inetti

В 2012 году, вне конкурсной программы, на Каннском кинофестивале был представлен фильм «Я и ты», рассказывающий историю подростка, испытывающего трудности при взаимодействии с миром. Он оказался последней лентой режиссера.

Бернардо Бертолуччи — обладатель двух премий «Оскар», «Золотого глобуса», наград Берлинского и Венецианского кинофестивалей, премии «Сезар» и кинофестиваля в Локарно. В 2011 году он получил специальный приз на фестивале в Каннах, а с 2013 года звезду его имени можно найти на Аллее славы в Голливуде.

«Двадцатый век»

Эта картина входит в список лучших фильмов Бернардо Бертолуччи. Мелодрама рассказывает историю двух парней, которые кажутся очень похожими. В действительности у них абсолютно разные судьбы. Один из них стал долгожданным ребенком, другой – лишним ртом в бедной семье. Объединяет мальчиков лишь год рождения – 1900. Сложно представить, что эти двое смогут подружиться, пронести свои отношения через всю жизнь.

Главные герои – дети страшных лет Европы. Их детство приходится на годы Первой мировой войны, а зрелость наступает под грохот нацистских орудий. Образы ключевых персонажей воплотили Роберт де Ниро и Жерар Депардье.

От «Конформиста» к провокации

Шестидесятые, пронизанные духом студенческой революции и надеждой на обновление, стали едва ли не самым плодовитым периодом в жизни Бернардо Бертолуччи, кинокарьера которого вообще-то насчитывает ровно пять десятилетий. В 1962 году на экраны вышел его игровой дебют, следом — еще шесть фильмов. Правда, часть были короткометражками, некоторые (например, «Канал», 1966) остались незавершенными.

Однако настоящий успех к нему пришел лишь в следующем десятилетии. В 1970 году на экраны вышел один из лучших фильмов режиссера — драма «Конформист», исследующая природу человеческих поступков. Фильм стал адаптацией выпущенного еще в начале 1960-х романа итальянского писателя Моравиа. При этом режиссер осмысливает наследие военных лет, возводя его в контекст намного более глобальный — Бертолуччи вернулся к теме Второй мировой, в том числе для того чтобы выразить свое разочарование итогами завершившихся к тому моменту студенческих восстаний во Франции.

Бертолуччи_1

Режиссер Бернардо Бертолуччи (справа), актер Марлон Брандо (в центре) и актриса Мария Шнайдер (слева), на съемках фильма «Последнее танго в Париже»

Фото: Getty Images/Keystone

По сюжету главного героя, наследника пришедшей в упадок аристократической фамилии, ставит перед сложным выбором полученное в годы войны задание — убить своего бывшего учителя, парижского профессора-антифашиста. При этом Бертолуччи разворачивает историю перед зрителем в виде сложносоставной цепочки воспоминаний главного героя. Эта «неправильная», усложненная структура, по сути, предвещала появление драм нового формата — таких, например, как  «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы (1972).

Обрушившийся на него оглушительный успех 32-летний Бернардо Бертолуччи в 1972 году закрепил премьерой фильма «Последнее танго в Париже». Провокационная драма с участием Марлона Брандо и 19-летней Марии Шнайдер до сих пор входит в списки самых популярных и обсуждаемых в истории мирового кино. Тогда она была запрещена к показу в некоторых странах из-за излишней, на взгляд чиновников, откровенности (если не провокационности) отдельных сцен, но на ее успехе это нисколько не сказалось. Картина вошла в список самых кассовых американских фильмов в США по итогам 1973 года.

Сам Бертолуччи был выдвинут на «Оскар» как лучший режиссер, еще одну номинацию получил Марлон Брандо за лучшую мужскую роль.

Семья

Как я уже писала ранее, Б.Бертолуччи родился в семье учительницы и поэта, кинокритика и профессора истории искусств (Аттилио Бертолуччи). В семье было еще два сына: Джузеппе — он сейчас сценарист и режиссер в театре, и Джованни — тоже связал свою жизнь с кинематографом. Не трудно догадаться, что любовь к кинематографу всем им привил отец. Он показывал им закулисную работу над производством фильмов, водил на премьерные показы.

Бернардо же поначалу был больше увлечен поэзией. И отец поощрял и это. Он и сам писал стихи, а сын читал ему свои.

Так, при поддержке отца, Бернардо развил свои таланты и смог попасть в киноиндустрию. У будущего режиссера и мастера кино были все шансы стать знаменитым.

А ведь речь идет о 60х годах…

Первые успехи

Атмосфера творчества, в которой вырос Бернардо Бертолуччи, не могла не оставить отпечатка на его личности. Свои первые короткометражки парень снял еще в школьные годы. В 1957 году он закончил работать над любительской лентой «Канатная дорога», а в 1958-м создал «Смерть свиньи».

Далее Бернардо поступил на философский факультет Римского университета. В студенческие годы он выпустил сборник стихотворений «В поисках тайны», который принес ему Национальную литературную премию. Затем провидение свело его с Пьером Паоло Пазолини. В 1961-м этот режиссер предложил ему должность своего ассистента. Они вместе работали над картиной «Аккатоне».

Учеба на философском факультете так и не увлекла Бертолуччи. В 1962 году он бросил университет.

История жизни Бернардо Бертолуччи

После малоудачных фильмов «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981) Бертолуччи замолчал на целых шесть лет. Он пытался найти для себя новые темы и уехал через Америку на Восток. Так появился грандиозный замысел «Последнего императора» (1987). Удивительная судьба монарха Китая Пу И дала повод для экранного воплощения излюбленных философских тем Бертолуччи, связанных с предначертанностью и переменчивостью человеческих судеб, с цикличностью хода истории, с недостижимостью идеала. 

В созданный режиссером мощный, яркий национальный колорит Китая начала ХХ века диссонансом вписывается фигура единственного в этом фильме европейца (О’Тул). Немолодого джентльмена, элегантного, невозмутимого, несущего просвещение, дыхание «старой Европы». Герой О’Тула отчаянно одинок, как одиноки и нежизненны его принципы среди разгула восточного варварства, жестокости. И если императора Бертолуччи показывает рабом (при всей его неограниченной власти), то герой О’Тула внутренне свободен. Но в нем отчетливо ощущается обреченность, бессмысленность и нежизненность европейской цивилизации. 

Созданный с постановочным размахом фильм был с особым восторгом принят в Америке. «Последний император» удостоился девяти «Оскаров», получил приз «Сезар» как лучший иностранный фильм года. 

Вдохновленный успехом, Бертолуччи вновь устремляет взоры на загадочный и таинственный Восток. Его психологическая драма «Под защитой небес» (1990) с Джоном Малковичем и Дэброй Уингер в главных ролях, помимо традиционного для Бертолуччи анализа сложных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, любовью и страстью, судьбой и смертью, насилием и мазохизмом, была посвящена к проблеме столкновения двух цивилизаций, европейской и восточной. 

Пораженный прохладным приемом картины в Америке, Бертолуччи в завершающем «восточную трилогию» фильме «Маленький Будда» (1993) резко усилил зрелищность изображения при помощи сложных спецэффектов и постарался сделать философию более понятной для массовой аудитории. 

кадр из фильма «Последний император»

Эта картина, над которой Бертолуччи работал в течение двух лет, в том числе в Непале и Бутане, представляет собой рассказ о событии фантастическом — перевоплощении духа тибетского ламы в тело западного ребенка. В киноповествование вплетены также эпизоды, воссоздающие легенду о Сиддхартхе Гаутаме, ставшем великим Буддой. Фильм обошелся продюсерам в 35 миллионов долларов. 

«Маленький Будда» стал для меня наиболее трудным, — говорил Бертолуччи. — Трудным еще и потому, что хотелось сделать его доступным детям. Буддисты упрекали меня «Как можно называть «маленьким» Будду, который так велик Это оскорбление!» Тогда я пошел к Далай-ламе. Он сказал, что в каждом из нас есть маленький Будда…» 

Фильм начал свое шествие по экранам мира в ноябре 1993 года с предварительной премьеры в Париже в присутствии одного-единственного зрителя. Но какого — самого Далай-ламы!.. 

кадр из фильма «Маленький Будда»

Кинематографом увлечено все семейство Бертолуччи продюсером стал старший брат Бернардо — Джованни; сценаристом и режиссером — младший брат Джузеппе. Его вторая жена — Клер Пеплоу (по происхождению англичанка) – также является режиссером, а ее брат Марк — сценаристом, с которым Бертолуччи сотрудничает в последнее время… 

Наследник великой эпохи

Бернардо Бертолуччи, одним из последних фильмов которого стала лента «Мечтатели» (2003 год), посвященная любви трех молодых людей, живущих в охваченном студенческими волнениями Париже 1968 года, до последнего оставался революционером. С этого, собственно, и начался его путь в большое кино в 1960-е. Тогда молодой студент-философ Римского университета и поэт (за свой дебютный сборник, изданный тогда же, Бертолуччи получил Национальную литературную премию) увлекся левацкими идеями и вступил в Коммунистическую партию Италии и одновременно с этим начал следить за работой мастеров послевоенного европейского кино — и в первую очередь француза Жан-Люка Годара и итальянца Пьера Паоло Пазолини.

Бертолуччи_1

Режиссер Бернардо Бертолуччи, на съемках фильма «Мечтатели»

Фото: Global Look Press/Supplied by FilmStills.net

Итальянское кино тогда было на подъеме — уже блеснули имена великих Федерико Феллини, Микеланджело Антониони и Лукино Висконти, а вслед за ними на площадку устремились молодые и амбициозные недавние студенты. Для большинства режиссеров тех лет, воспользовавшихся расцветом неореализма для того, чтобы превратить свои фильмы в площадку для обсуждения социальных проблем, как и для молодого Бертолуччи, кино тесно переплеталось и с политикой (большинство из них были социалистами), и с поэзией — в том числе поэзией экранной, позволявшей «с листа» создавать новый язык полутонов.

Бернардо Бертолуччи этот язык был знаком с детства — он родился в 1940 году в Парме, в семье поэта, драматурга, режиссера и кинокритика Аттилио Бертолуччи, который поощрял его интерес к фильмам и, случалось, брал сына с собой на съемочную площадку.

Поэтому к концу 1950-х Бертолуччи-младший уже успел снять пару любительских лент, правда, совмещая работу над ними с учебой и написанием стихов. А в 1961-м он попал ассистентом на съемочную площадку фильма «Аккатоне» к Пьеру Паоло Пазолини — и с этого момента кино для него вышло на первый план.

Вскоре после этого, в 1962-м, Бернардо Бертолуччи бросил университет (он проучился там два года), чтобы снять собственный игровой фильм «Костлявая кума» о жизни обитателей римских трущоб. Тогда же, впрочем, вышла и его вторая книга стихов, за которую автор был удостоен старейшей в Италии литературной премии Виареджо. Но выбор между двумя формами искусств к этому времени он уже сделал.

Заключение

Конечно, его фильмы не для всех. Они не массовые. И вряд ли каждый скажет, что они ему по душе. Они для тех, кто готов при просмотре фильма подумать. Кто готов принять другой, порою провокационный, смысл фильма. Возможно, поэтому так часто режиссер подвергался критике. Но безусловен его индивидуальный подход к кино. Его уникальный взгляд на мир. Его философское отношение к происходящему в этом мире.

Фильмы мастера изучают сегодня в киношколах всего мира как примеры настоящего и уникального творчества и смелости. И, несмотря на провокационность его картин, многие актеры признаются в интервью, что лучшие роли они сыграли именно в его фильмах.

Автор статьи:  Ульяна  Гуляева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector