Юрий гагарин на приеме у английской королевы. как это было

Студенческие годы

Родственники из Москвы помогли молодому человеку поступить в ремесленное училище в Подмосковье, по окончании которого он должен был получить специальность “литейщик-формовщик”. Парень учился в училище и параллельно в вечерней школе, занимался спортом. Через 2 года он завершил учёбу с отличием и решил идти учиться дальше по специальности.

В 1951 году поступил в Индустриальный техникум. Именно во времена учёбы в техникуме, в Саратове, началось его увлечение “небом”.

Юрий был разносторонним человеком, он одновременно состоял в различных кружках: спортивном, литературном и даже музыкальном. В 1954 году он стал слушателем школы ДОСААФ, где лётчики читали свои доклады. Ему было очень интересно слушать эти рассказы, и он загорелся идеей стать лётчиком. Чуть позднее, в этом же 1954 году, он вступил в аэроклуб. Там молодых людей обучали теории полёта и прыжкам с парашютом.

В 1955 году Юрий Гагарин сделал свой первый полет на Як-18. В общей сложности за время обучения в аэроклубе он выполнил почти 200 полетов.

После завершения учёбы в техникуме и аэроклубе Гагарина забирают на службу в армию. По распределению он попадает в город Чкалов (сейчас Оренбург). Там он поступает в Военно-авиационное училище. В 1957 году он оканчивает его с отличием и отправляется служить в авиационный полк Северного флота под Мурманском.

Второй полет Юрия Гагарина в космос

Спустя 6 лет после первого полета человека в космос, в конце марта 1967 года, определяют дату старта «Союза-1», а именно 22 апреля. Политбюро запланирует это как подарок покорителей космоса к празднику трудящихся. Пилотом первого корабля назначат Владимира Комарова, на втором «Союзе» готовятся лететь три космонавта, однако, новым кораблям еще будет нужна серьезнейшая доводка.

Генеральный конструктор Мишин так и не сможет убедить руководство страны в том, что запускать космонавтов к Первомаю категорически нельзя. Брежнев скажет: «У нас впереди пятидесятилетия великого октября, а вы тут со своими пустяками, лететь безоговорочно!»

В космические дела снова вмешается большая политика. Гагарин тоже потребует отложить полет, добьется приема у министра обороны Устинова, но услышав его фразу: «А что, у вас в отряде космонавтов нет ни одного смелого человека? Откажется Комаров, полетите вы». Он резко повернется и выйдет из кабинета.

Максимум, что будет в его силах, добиться, чтобы именно его назначили дублером Комарова. Для этого Гагарин преодолеет сильнейшее сопротивление Политбюро, там не захотят рисковать символом страны победившего социализма.

«Он хотел летать, он всю жизнь хотел летать. Я спрашивала его об этом, помню, он сказал, что обязательно будет летать. Он добился своего», – Галина Гагарина, дочь космонавта.

С корабля не на бал

Учёба лётчикам-космонавтам давалась в академии нелегко — космонавты просто получали «неуд» по всем основным предметам. Получил свои двойки и Гагарин. Слушатели, как и студенты, сначала изучают сложные общеинженерные дисциплины — высшую математику, физику, сопромат, плюс ещё целый ряд общетехнических дисциплин. А космонавты, по сути, являясь лётчиками, имели невысокий уровень подготовки по этим предметам.

Во-вторых, что греха таить, поступая в ВВИА, они понадеялись на серьёзные поблажки «первым покорителям космоса» и были очень удивлены, увидев, что никаких послаблений им не будет. Ситуация стала настолько серьёзной, что в неё вмешался по просьбе Гагарина Главком ВВС маршал К.А. Вершинин, и пришлось космонавтам браться за ум. Нужно отдать им должное — они смогли это сделать. Все последующие отличные оценки в академии, начиная со второго года обучения у космонавтов, — твёрдые и заслуженные. Результаты следующих сессий были уже даже чуть выше средних академических, и дальше они держались на том же уровне. 

У Гагарина успеваемость зависела ещё и от того, что сразу после полёта на него свалилась целая масса дел. Он одновременно был командиром отряда космонавтов, командиром учебного отделения, отличным слушателем, и все эти непростые обязанности совмещал с деятельностью депутата Верховного Совета СССР, члена Центрального Комитета комсомола, многих общественных организаций.

Фото из архива
Во время учёбы космонавты получили базовые сведения об основных научных методах в своей области.

На заключительном этапе обучения космонавтов перед преподавательским составом встал важный вопрос, как организовать дипломные работы тех, кому предстоит напрямую заниматься полётами за пределы земной атмосферы. Во время учёбы космонавты получили базовые сведения об основных научных методах в своей области. Теперь предстояло проверить в деле их теоретическую подготовку. 

Путь к космосу

В конце 1959 года С.П.Королёв (разработчик ракетно-космических систем) начал набор претендентов на первый полёт в космос. Юрий Гагарин был в числе первых, кто подал заявку. Уже через неделю его пригласили в Москву для прохождения разного рода обследований.

Надо сказать, что кандидаты отбирались по многочисленным критериям:

  • они должны были быть из военных лётчиков возрастом не старше 30 лет, так как такие люди более приспособлены к нагрузкам и перепадам давления;
  • физическое и психическое здоровье должно было быть безупречным: быстрота реакции, сила, выносливость и уравновешенность — это основополагающие показатели будущего космонавта;
  • рост и вес не должен был выходить за указанные пределы, чтобы человек без стеснения помещался в небольшой отсек космической ракеты;
  • даже внешний вид играл немаловажную роль — первый космонавт должен был иметь славянскую внешность, чтобы достойно представлять Советский Союз на мировом уровне.

По этим параметрам сначала было отобрано 20 человек, в числе которых был и Ю.А.Гагарин. Молодые люди подвергались колоссальным нагрузкам и проверкам. Спустя время, круг потенциальных космонавтов сузился до 6 человек. И уже среди них Юрий был выбран, как наиболее подходящий кандидат.

В некоторых источниках говорят, что изначально выбор комиссии пал на Германа Титова, но в последний момент решение поменялось, и он стал дублёром Гагарина. Личностная характеристика Юрия Гагарина сыграла решающую роль: он был целеустремлен, активен, отмечалась воля к победе, лидерству. Помимо этого он был открытым, весёлым и вежливым человеком. Его добрая душа и открытость покоряли всех, кто с ним общался. Полет Ю.А.Гагарина в космос был запланирован на 12.04.1961 года.

Диплом защитить — не в космос слетать

Ещё в пятидесятые началось не только противостояние космическое, ядерное и авиационное с вероятным противником, но и соревнование различных ракетных школ и идеологий внутри страны. В шестидесятые оно только усилилось. Например, ответ на разрабатываемый американцами с 1957 года проект пилотируемого космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика Х-20 «Dyna-Soar», одновременно взялись дать несколько наших ОКБ. Вероятно, идея космоплана не давала покоя не только Глебу Евгеньевичу Лозино-Лозинскому, одному из ведущих разработчиков советской авиационно-космической техники, создателю суперсвязки «Энергия-Буран», но и команде Сергея Павловича Королёва, к которой относился и Отряд космонавтов. 

Фото из архива
В качестве дипломного проекта остановились на проекте боевого космоплана — орбитального самолёта.

После беседы с С.П. Королёвым тема приняла вполне конкретный, определённый характер

Последний, несколько подумав, порекомендовал заняться обычной самолётной компоновкой: «Нам весьма важно рассмотреть со всех сторон и объективно оценить классическую самолётную схему». Ещё больше года продолжались обычные занятия, и всё что касалось дипломной работы, приходилось делать параллельно

Однако спроектировать такой аппарат одному слушателю невозможно, тем более в ограниченные сроки. В связи с этим было решено по согласованию с Главнокомандующим ВВС и Главным конструктором дипломную работу построить как комплексное исследование. Каждый из слушателей стал автором конкретного раздела общего исследования. Кому чем заниматься, выбирали сами — дипломные руководители только уточняли область деятельности.

Юрий Алексеевич отвечал за общую методологию использования космического летательного аппарата (КЛА). Кроме того, он производил выбор аэродинамических форм и размеров несущих элементов для обеспечения посадки и способов посадки по самолётной схеме. Систему аварийного спасения КЛА отрабатывал Г.С. Титов. За выбор аэродинамических форм, расчёт характеристик и теплозащиту отвечал А.Г. Николаев. Проработку компоновки и расчёт весовых характеристик осуществлял Д.А. Заикин. Силовой установкой занимался П.Р. Попович, системами ориентации — Е.В. Хрунов, топливной системой — ЖРД — В.Ф. Быковский, блоком обеспечения безопасности полётов — Ж.Д. Сергейчик…

Фото из архива
Каждый из слушателей стал автором конкретного раздела общего исследования.

Встреча Гагарина с народом

В Соединенное королевство Юрий Алексеевич прибыл сразу по двум приглашениям. Видеть его в гостях желали «свои» организаторы торгово-промышленной выставки и представители литейного профсоюза из Манчестера. Посещение дворца и встреча с королевой не обсуждались даже в формате предположений.

После сошествия с трапа, первыми космонавта встретили британские журналисты и простой народ. Людей, желавших своими глазами увидеть человека, побывавшего на орбите, собралось невероятное множество. Вместе представителями СМИ они ожидали появления легенды, заполнив все свободное пространство. Те, кто не успел в первые ряды, выстроились вдоль дороги, по которой должен был ехать кортеж.

Юрий Алексеевич появился перед британцами в форме ВВС СССР, с широкой улыбкой на лице. Его приветствовали восторженными возгласами, вскоре крики толпы слились в скандирование «Гагарин, Гагарин» — народ Великобритании принял чужака. К настолько теплому отношению, фактически любви с первого взгляда, не была готова ни советская, ни британская сторона.

Присутствовавшие на встрече журналисты по традиции попытались найти в госте недостатки, которые можно было бы осветить в своих статьях. Но негативное впечатление не складывалось. Он всего-то был ниже ростом, чем ожидалось, и имел слишком короткую стрижку. Главным посылом СМИ к обществу стал акцент на личности Юрия Алексеевича в отрыве от СССР. Спорить с легендарностью космонавта они не могли, но не желали, чтобы британцы судили обо всем Советском Союзе по одному человеку.

Я так понимаю, королева Елизавета, чтобы отвлечься от неприятностей, которые доставляет ей рыжебородый отпрыск сына и его своеобразная жена, ищущая свое место в жизни, начала вспоминать молодость.

Молодость вообще хорошее время — нет только денег, а все остальное есть, причем в больших количествах. Здоровье, фигура, задор, уверенность, что все будет просто замечательно, развеселые друзья и длинная-длинная дорога во взрослую жизнь, которая кажется бесконечной.
И только уперевшись носом в забор с короткой надписью из совокупности математических символов и графических знаков в составе алфавита («икс» «игрек» и «»и краткое») , подволакивая вывихнутые на тропе жизни ноги, начинаешь задавать себе вопрос: «Это все?», понимая, что ты как-то очень быстро дошла…

Это еще не все, но дальше уже придется бродить вдоль забора, задумчиво перебирая доски и рабицу, прикидывая, чем себя развлечь. А в молодости таких вопросов не вставало. Вот и Елизавета — земную жизнь, так сказать, пройдя до половины, потом еще раз до половины, потом еще на четверть и сверху километров пятьдесят, она вспомнила о красивом русском мужчине, которого встретила в далеком двадцатом веке — Юрии Гагарине.

«Приятно быть первым!
» — сказала бабушка, и я нахмурилась — что она, интересно, имела в виду?

Мы уже получили кучу проблем от ее родственницы Виктории, которую в свое время продинамил будущий Александр Второй. Он тоже там планировался первым, но что-то пошло не так, деспот папаша долбанул кулаком по столу, и сынуля поехал домой утешать свою Калиновскую, которая нюхала цветы и грустила.

Виктория — баба злопамятная, и дождавшись случая, подсунула нам свою Аликс. Результаты знают все. Но Елизавета — женщина приличная, и явно относится к тем, у кого разум преобладает над инстинктами. Она и в молодости такой была. А может, это как раз то самое воспитание, которого так не хватает ее невестке. Манеры — то, что помогает скрыть истинную сущность. А хамство — наоборот.

Так что она, разумеется, имела в виду полет в космос. «Он сказал: «Поехали!» и взмахнул рукой….» Значит, смотрите, Буквально через месяц после полета Юрий Гагарин отправился в международный тур с «Миссией мира». Не знаю, что там за миссия, но судя по всему, мы опять доказывали миру, что не собираемся никого трогать. И отправили для этих целей улыбчивого обаяшку нашего Гагарина.

Он доехал и до Великобритании, причем народ его встречал с ликованием. Не знаю, с чего народ ликовал, но давайте спишем это на радость покорения космоса. А может, они были счастливы, что видят русского человека. Это ж не Чичваркин все-таки. Это — Гагарин.

Правда, водителя ему дали какого-то своеобразного — полное впечатление, что дядька едет в последний путь. Но, может, у них так принято. Елизавета посмотрела в окно на славного Юрия Алексеевича, и в ней проснулись и запели прабабкины гены. Опять же Гагарин — фамилия дворянская, это вам не Рашкин и Попандопуло.

Поэтому королева позвонила в советское посольство и пригласила Юрия на обед в Букингемский дворец. На приеме присутствовали около двадцати знатных людей и члены королевской семьи — муж королевы Филипп, дочь Анна и пес породы корги. На кой тащить собаку в пищеблок, я не пойму никогда, ну так я и не аристократка. Мы держим животных отдельно от столовых и кухонь. 
А вот принца Чарльза не позвали — наверно, не хотели портить впечатление от королевской семьи. И правильно. Мы еще от Карла Второго не отошли, который из Испании, знойный красавец, куда нам остальных показывать?

Мы все очаровательные, между прочим — ну, кроме ЧеГеваркина. Чичваркина, в смысле. Симпатичных либералов я не знаю, как-то так получилось, что они все выглядят откровенно плохо. Я не знаю, что первично, что вторично, внешность зависит от борьбы или борьба от внешности, но утешаю их песней: «На лицо ужасные, добрые внутри». Главное — чтобы человек был хорошим. А то, что при виде его английские собачки корги с воем убегают из столовой — это мелочи.

Во-первых, либералов в королевский дворец не зовут, они не вышли передней частью головы, там уже Чарльз есть, а хорошего понемножку.Во-вторых, можно вспомнить об английских бульдогах — такое же душераздирающее зрелище, как ЧеГеваркин. От такой собачки из столовой удрал бы и Гагарин.

И ничего. Все терпят.

P.S. Не могу утверждать за 100 % достоверность, но: в Англии не принято есть лимон в чае, его выбрасывают. А Гагарин на приёме у королевы посыпал лимон сахаром и съел, чем всех удивил. Ну как говорится — и что? Большой человек, наш Юра, имеет право на маленькие оплошности. В нашей культуре принято съедать все, что подали. Когда та же королева зиговала, это никого как-то не удивляло. Кстати, бабка Лиза, дабы не ставить Юрия Алексеевича в неубодное положение, проделала то же самое — съела лимон, поддержав тем самым Гагарина.

Испытание советского космонавта

Полёт в космос мог закончиться для Гагарина либо гибелью, либо триумфальным возвращением. Во время спуска на землю Юрий Алексеевич был на грани гибели, но обошлось. Он приземлился на парашюте, и на ноги поднялся уже совершенно другой человек: ещё утром он был старшим лейтенантом, обычным лётчиком-истребителем, а после 108 минут в космосе его статус резко изменился.

Первым делом Гагарин получил медаль «За освоение целинных земель». Затем на вертолёте космонавта доставили на аэродром, расположенный в городе Энгельс. Естественно, его уже все с нетерпением ждали. Космонавт получил телеграмму с поздравлением от правительства. После чего героя усадили в машину и отвезли в командно-диспетчерский пункт, а оттуда — в штаб.


Советская пресса о полёте Гагарина. (v-kosmose.com)

Через некоторое время на аэродроме приземлились два самолёта — это прибыл заместитель командующего ВВС Агальцов в сопровождении журналистов. Пока военные налаживали связь с Кремлём, Гагарина отдали на растерзание представителям СМИ. Как только связь появилась, Юрий Алексеевич доложил Хрущёву и Брежневу об успешном выполнении задания.

И лишь после этого Гагарина на самолёте отправили в Куйбышев (сейчас — Самара). Боясь излишней шумихи, военные приняли решение посадить крылатую машину на заводском аэродроме «Безымянка». Но советских людей нельзя было так легко провести. Все работники завода быстро узнали, что к ним прилетел первый в истории космонавт! И, конечно, отправились его встречать. Здесь были не только заводчане, инженеры и начальники. Прибыло и партийное руководство Куйбышева. Важные лица не могли пропустить визит Гагарина.

Юрий Алексеевич спустился по трапу, поприветствовал собравшихся. После этого его в очередной раз посадили в машину и отправили в путь. Теперь уже на обкомовскую дачу. И только здесь Гагарин смог привести себя в порядок и поесть. Но тишина и покой длились всего несколько часов. В Куйбышев прилетел Сергей Королёв, а также представители Госкомиссии. Ужин обещал затянуться до глубокой ночи.


Гагарин даёт автографы на приёме в Большом Кремлевском дворце, 14 апреля 1961 года. (gazeta.ru)

Поскольку никто не мог точно предугадать результат полёта, то никаких масштабных мероприятий по этому поводу в Москве не планировалось. Но когда Гагарин доложил Хрущёву об успехе, тот решил отпраздновать. В космос Юрий Алексеевич отправлялся в чине старшего лейтенанта. А в газетах уже писали, что полёт совершил майор. По поводу присвоения знания, минуя капитана, есть две версии. По одной, инициатором повышения был лично Никита Сергеевич, который потребовал у министра обороны Малиновского повысить космонавта. По второй, этим вопросом занимался Дмитрий Устинов, в то время заместитель председателя Совета министров СССР. Так или иначе, но уже 12 апреля Гагарин стал майором.

14 апреля Юрий Алексеевич прилетел в Москву. Его самолёт в компании почётного эскорта из истребителей МиГ-17 пролетел над городом и совершил посадку во Внуково. Космонавта встречала огромная разношёрстная толпа: и журналисты, и обычные люди, и партийное руководство. От трапа к трибуне вела красная ковровая дорожка. По ней и шёл Гагарин, а его шаги сопровождал оркестр, исполнявший авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». После короткого доклада Хрущёву Юрий Алексеевич совершил поездку в автомобиле «ЗИЛ-111В». Космонавт стоял во весь рост и приветствовал ликующую толпу.

Затем был торжественный приём в Кремле. И Гагарин удостоился звания Героя Советского Союза. О спокойной жизни первый космонавт мог забыть. Уже на следующий день он принял участие в пресс-конференции с иностранными журналистами.

Жизнь после полета космонавта № 1

Жизнь космонавта номер один по советским меркам будет невероятно благополучной. За свой полет Гагарин получит баснословную для того времени сумму – больше 30 000 рублей, трехкомнатная квартира в «Звездном», личный катер, черная волга. На таких персональных авто, тогда ездили лишь самые важные чины государства.

Зарплата Юрий Алексеевич 600 рублей будет равна пяти среднемесячным советским окладам, частные банкеты и приемы, застолья, к нему будут набиваться в друзья всюду.

Работы по монтажу оказались гораздо сложнее, чем предполагалось. Прошло уже больше часа. Старт все откладывается. В какой-то момент даже у Королева появилось сомнение, смогут ли техники справиться с крышкой люка, если успеют, то не возникнут ли еще неполадки и что тогда говорить Хрущеву? Который все время находился на связи и напоминал, что мы должны обогнать американцев, что мы должны успеть стартовать сегодня.

Взлет космического корабля «Восток-1»

«Восток» взлетит в 9:07 минут по московскому времени. Ракета набирает скорость. Датчики на Земле зафиксировали пульс космонавта, он учащается с обычных 65 ударов в минуту до 150.

В 9:15 минут, «Земля» потеряет связь с кораблем, причины будут неизвестны. Королев волновался очень сильно, когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался. В 9:20 связь с кораблем восстановят, Гагарин радостно скажет: «Все по плану, самочувствие отличное, накрываю обеденный стол, невесомость». Ни Гагарин, ни Королев еще не будут знать, что на орбите находится уже не старший лейтенант, а майор Юрий Гагарин. Хрущев скажет: «Негоже, что космос у нас покоряют старшие лейтенанты».

Катастрофа унесшая жизнь Юрия Гагарина

27 марта 1968 года. Среда, с раннего утра Гагарин будет в прекрасном настроении: «Сегодня хороший день, сегодня летать». Как обычно, ему отдаст честь часовой на КПП аэродрома «Чкаловский», как обычно, он вместе с другими пилотами поедет на летное поле.

Двухместный учебно-боевой самолет МиГ-15, Гагарин сядет вместе с самым опытным летчиком-инструктором отряда Владимиром Серегиным. Инструктор должен будет проверить готовность Гагарина к самостоятельным полетам на истребителе.

Через 12 минут после взлета Гагарин доложит по рации: «Задание закончил, нахожусь под Киржачом. Прошу разрешения на разворот».

Добро на возвращение он получит тут же, но ответа на земле не дождутся. Будет повторный запрос и снова тишина.

Место гибели Юрия Гагарина

Место падения самолета, огромную яму и клубы дыма, первый заметит пилот поискового вертолета. Поднятый по тревоге армейский батальон начнет прочесывать лес рядом с деревней Новоселово.

Причина аварии

Из заключительно акта государственной комиссии о результатах расследования катастрофы самолета УТИ МиГ- 15 бортовой номер 18. Наиболее вероятной причиной гибели Гагарина и Серегина был резкий отворот самолета с целью избежать столкновения с шаром зондом. Самолет вошел в штопор и экипаж погиб, это официальная версия.

Почти сразу после трагедии появится версия неофициальная, в какой-то момент самолет Гагарина опасно сблизился с истребителем Су-15. Пилот сверхзвуковой машины отклонился от курса, спустился под облака и практически наткнулся на гагаринский борт № 18.

Могила Юрия Гагарина и Владимира Серегина

В результате маневра образовалась так называемая возмущенная волна, она и перевернула самолет Гагарина в штопор.

Космонавт Алексей Леонов утверждает, что его рапорт о случившемся в архиве просто подменили. 20 лет спустя, попросив этот документ, Леонов не узнал собственного почерка.

Лучшие специалисты страны проведут через 20 лет после гибели Гагарина еще одно расследование в 1988 году. Комиссия обнародует свои выводы, но они будут лишь предположением. Из заключения независимой группы экспертов: «Как и 20 лет тому назад, мы высказываем твердое убеждение в том, что версия о неправильных действиях летчиков должна быть отвергнута. Какое-то неожиданное обстоятельство привело к такому развитию событий, так или иначе, но МиГ-15 вошел в гибельный штопор и врезался в землю».

Валентина Гагарина по-прежнему жила в «Звездном», до пенсии она проработает в медчасти центра подготовки космонавтов, вырастит дочерей, будет растить внуков. Замуж Валентина Ивановна больше не выйдет. Старшая дочь Елена – генеральный директор музея-заповедника Московский Кремль, младшая Галина – преподает в академии народного хозяйства.

Юрий Гагарин мог стать самым молодым генералом ВВС, к званию его представят за несколько месяцев до гибели, но приказ задержится в Министерстве обороны, и 27 марта в последний полет он уйдет в 34 года полковником.

Юрий Алексеевич Гагарин – космонавт № 1

Карьера для военного человека все равно феноменальная, от старшего лейтенанта до полковника за 7 лет. Все эти 7 коротких лет еще долго потом мир будут судить о стране советов не по деяниям ее генсеков, а по улыбке космонавта № 1, но апрельским днем 1961 года, Юрий Гагарин обо всем этом еще не знает.

«Я знаю, что вы все любите мечтать о космосе и немножко завидуете нам, особенно мальчишки. А знаете, мы вам тоже завидуем. Мы летаем в космос, но это начало. Вас ждут планеты и неизвестные миры», – Юрий Гагарин.

P.S. Летчик-космонавт Алексей Леонов о рассекреченных документах гибели Юрия Гагарина.

02.12.2019 15:33

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector