Действительно ли кричит человек, изображенный на картине эдварда мунка «крик»

С чистого листа

Да, именно в этот «лихой» период жизни Мунк создал свои лучшие произведения и получил признание как художник. Но все имеет свою цену. Казалось бы, вот только что прошла триумфальная выставка картин Мунка в Праге. Он счастлив и строит дальнейшие планы. Но его нервы на пределе. Возможно, «спусковым крючком» в последующей трагедии послужил его разрыв с подругой Туллой Ларсен, дочерью крупнейшего норвежского виноторговца, которая всеми силами пыталась женить Мунка на себе, но добилась лишь того, что он её возненавидел и назвал три года, проведённые с ней, потерянными для жизни. И болезнь буквально захватила художника в свои тиски. У него начались галлюцинации и мания преследования. В 1908 году близкий друг Мунка уговорил его пройти курс лечения в частной клинике доктора Даниэла Якобсона в Копенгагене. Нельзя сказать, что восемь месяцев, проведённые в больничных стенах, были одним сплошным кошмаром. Мунк не прекращал рисовать, увлёкся фотографированием, а позже, закончив лечение, даже написал портрет профессора Якобсона, который стал одной из его лучших работ. Вернувшись в родную Норвегию, Мунк продолжил успешно трудиться. В новых картинах появились радостные цвета, а прежний налёт пессимизма практически исчез. Мунк получал множество выгодных заказов — как от частных любителей искусства, так и от крупных организаций типа столичного университета. Вот только одно но: после избавления от душевного недуга что-то в его натуре художника изменилось. Сколько он ни писал, ему уже не удалось создать ничего равного по силе воздействия «Крику» или «Мадонне». Время от времени мастер возвращался к старым сюжетам. Но воспламенить в своей душе навсегда погасшую искру он так и не сумел.

Метки: Тайны 20 века, картина, живопись, полотно, Норвегия, Мунк, экспрессионизм

Откуда взялся крик и ужас на картине

Так откуда же взялся этот бесконечный стон природы? По мнению некоторых ученых, это могло быть связано с природным явлением. В 1883 произошло извержение вулкана Кракатау, который вызвал оглушительный шум, самый громкий из слышимых на Земле. Говорят, что сейсмические толчки прошли семь раз вокруг земного шара с таким мощным звуком, что его было слышно на расстоянии 4800 км.

Сообщается также, что в результате извержения в атмосферу были выброшены миллионы частиц вулканического пепла, разлетевшиеся до самой Норвегии.

Другая теория больше связана с измученной и эмоциональной личностью художника. Мунк жил по соседству с психиатрической больницей, куда была помещена его сестра. Крик мог быть отражением тревоги и страданий. На картине изображен реальный пейзаж современного Осло.

Фото картины «Крик» на фоне пейзажа в Осло

С раннего возраста рисование было способом изолироваться от печали, которую Эдвард Мунк испытывал в семье. В картине он вспоминает захватывающий закат в Осло, который придавал небу и облакам драматический красный оттенок. На литографии художник добавил надпись на немецком языке: «Я почувствовал великий крик природы» (Ich fühlte das Geschrei der Natur).

Считается, что главный герой руками закрывает уши, чтобы «заглушить» стон природы. Очень легко неверно истолковать изображение как крик персонажа. В 1892, за год до полотна «Крик», автор написал «Отчаяние». Два холста очень похожи: цвета, небо, формат, пропорции… все идентично, кроме главного героя.

В картине «Крик» Мунка мужчину в пальто и шляпе заменяет таинственная фигура на фоне моста с исхудавшим лицом, которое трудно описать: это скелет, эмбрион, мужчина или женщина? Живой или мертвый человек? Какие эмоции он испытывает?

Роберт Розенблюм, историк искусства, предположил, что это лицо может быть вдохновлено мумией перуанского народа чачапойя. Действительно, в 1889 году Мунк учился в Париже после получения стипендии. Возможно, он видел эту мумию на выставке в Этнографическом музее на Трокадеро, и это правда, что сходство поразительно.

Работа была впервые показана публике в 1895 в галерее Бломквист в Осло. В то время было достаточно критики и многие ставили под сомнение вменяемость Мунка, настолько, что один студент-медик даже назвал его сумасшедшим.

#история_одной_картины Эдвард Мунк «Крик»

«Крик» — группа картин, выполненных в жанре экспрессионизма норвежским художником Эдвардом Мунком, изображающая исполненную отчаяния фигуру на фоне кроваво-красного неба. Пейзаж на фоне — вид Осло-Фьорда с холма Экеберг, в городе Осло, Норвегия.

Мунк создал четыре версии «Крика», каждая из которых выполнена разными техниками.  В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом.

Проданная на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке картина «Крик» выполнена пастелью. Ранее она принадлежала сыну миллиардера Томаса Олсена и никогда не демонстрировалась широкой публике. При этом эта версия «Крика» является одной из самых узнаваемых в истории произведений искусства, на ровне с «Подсолнухами» Ван Гога или «Черным квадратом» Малевича.

Мунк сам продал Олсену эту картину в конце 19 века, норвежский судовладелец, который жил по соседству, был другом и покровителем художника. Сообщается, что картина по-прежнему помещена в простую раму, которую создал для нее сам Эдвард Мунк.

На аукционе она была продана за 12 минут и установила абсолютный рекорд по стоимости когда-либо ранее проданных произведений искусства – 19,1 миллионов долларов. За последнее десятилетие барьер в 100 млн долларов удалось взять лишь трем произведениям искусства – двум картинам Пикассо и одной скульптуре Альберто Джакометти. «Крик» побил рекорд, установленный картиной Пабло Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст», которая была продана в 2010 году за 106,5 миллиона долларов.

Мунк сам объяснил как родился замысел этой картины. «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы», — выгравировано на рамке проданного лота рукой Мунка.

Красноватое небо, возможно, было вызвано извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884.

Фигура на переднем плане, вероятно, изображает самого художника, не кричащего, а наоборот, защищающего себя от крика природы. В этом смысле, поза, в которой он себя изображает, может быть рефлекторной реакцией человека, старающегося спастись от сильного шума, реального или вымышленного.

«Крик» обращается к коллективному, бессознательному. Какой национальности бы вы ни были, убеждений или возраста, вы хотя бы однажды наверняка испытали такое же экзистенциональное чувство ужаса, особенно, в век насилия и саморазрушения, когда каждый борется за выживание», — сказал накануне торгов Дэвид Норман, сопредседатель совета директоров Sotheby’s.

Он считает, что холст Мунка стал пророческой работой, предрекшей 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.

Три другие версии «Крика» не раз похищали из музеев, однако они неизменно возвращались владельцам.

Существует мнение, что картины прокляты. Мистика, по словам искусствоведа и специалиста по Мунку Александра Пруфрока, подтверждается реальными историями. Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с полотном заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу, и посетители музея в Осло с опаской поглядывали на нее.

Однажды музейный служащий нечаянно уронил полотно. Спустя какое-то время у него начались страшные головные боли, припадки становились сильнее и в конце-концов он  покончил с собой.

Есть также версия, что эта картина — частично плод психического расстройства художника. Есть сведения, что Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом, так как тяжело пережил в раннем детстве смерть сестры.

«Мунк неустанно воспроизводил «Крик», словно таким образом пытаясь избавиться от него, — до тех пор, пока не прошёл курс лечения в клинике. С победой над психозом он утерял способность (или необходимость) делать это», — сказано на сайте «Энциклопедия искусства».

«Болезнь, безумие и смерть — черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь», — писал Мунк о себе.

Работы Мунка, пронизанные ощущением страдания, были признаны «дегенеративными» в нацистской Германии после прихода к власти Гитлера и запрещены. Бизнесмену Олсену удалось выкупить холсты Мунка у Германии и спасти их от уничтожения.

Образ в картине «Крик» Мунка не раз появлялся в различных видах искусства. Так, знаменитая маска из фильма «Крик» была вдохновлена именно этой картиной.

Источник http://www.1tvnet.ru/content/show/krik-edvarda-munka-istoriya-samoi-zagadochnoi-kartini-rekordsmena.html

Нехорошая картина

Устроители аукциона не ожидали такого результата — они рассчитывали примерно на 80 миллионов. Однако всего за 15 минут семь покупателей взвинтили цену до головокружительной высоты. Имя счастливчика, переигравшего своих претендентов, так и не было названо. Зато известен прежний хозяин «Крика» — это миллиардер Петер Олсен. Зачем ему понадобилось продавать «Крик»? По словам Петера, на вырученные деньги он хочет открыть новый музей Мунка в Норвегии и принять участие в праздновании 150-летия художника, которое состоится в будущем году. Благородная затея. Вот только все же непонятно — почему именно «Крик» был выставлен на продажу, а не какие-то другие произведения Мунка из коллекции Олсена? Бывший владелец признался, что все его детство прошло рядом с этой картиной, и настало время показать её остальному миру. Но ради такого дела можно просто устроить передвижную выставку. Зачем продавать-то? А может, Олсен, как и другие, тоже попал под власть суеверия? Ведь относительно трёх остальных вариантов «Крика», которые хранятся в музеях, в народе давно ходит молва: картина приносит несчастье! Известна история служащего национального музея в Осло, который однажды, перевешивая картину, уронил её, после чего у него начались невыносимые головные боли. Несчастный не выдержал страданий и покончил с собой. Другой служащий, который тоже уронил картину, попал в автокатастрофу и остался калекой. А один посетитель, рискнувший дотронуться до полотна, сгорел заживо в собственном доме. Что касается самого Олсена, то именно из-за «Крика» он не разговаривает с родным братом: в 2001 году Петер и его старший брат Фредрик, возглавляющий их компанию, оспаривали в суде права на владение этим полотном. Фредрик проиграл, и с тех пор братья стали врагами.

Ван Гог и Мунк. Скорее разные, чем похожие. Но одинаково страстные

Винсент Ван Гог. Автопортрет художника. 1887–1888. / Эдвард Мунк. Автопортрет с палитрой. 1926

Винсент Ван Гог в 19 лет

Эдвард Мунк, 1885

Edvard Munch, Morning, 1884, KODE Art Museums of Bergen, Rasmus Meyer Collection

Vincent van Gogh, The Potato Eaters, 1885

Vincent van Gogh Starry Night over the Rhone, 1888, Musée d’Orsay, Paris

Vincent van Gogh, Montmartre: Behind the Moulin de la Galette, 1887

Edvard Munch, Spring Day on Karl Johan Street, 1890, KODE Art Museums of Bergen

Идея показать вместе Винсента Ван Гога (1853–1890) и Эдварда Мунка (1863–1944) возникла у Майте ван Дейк, куратора Музея Ван Гога в Амстердаме. Она сразу же обратилась в Музей Мунка в Осло, где проведение такой выставки также восприняли с энтузиазмом. «Сходство между Мунком и Ван Гогом столь очевидно, что люди путают их работы, — говорит ван Дейк. — Один из часто задаваемых посетителями нашего музея вопрос: „Почему у вас нет Крика?“» Ван Гога и Мунка до этого проекта вместе представляли лишь однажды — в 1912 году в Кельне на обзорной выставке модернизма.

Для нынешней выставки собрали 80 картин и 30 работ на бумаге из музеев художников в Осло и Амстердаме, а также из разных мировых институций и частных собраний. Часть их редко покидают свои собрания. Такие как Утро (1884) из Музея Koде, Больной ребенок (1896, Художественный музей Гетеборга), Автопортрет с палитрой (1926, частное собрание) Мунка. Впервые оказались в Музее Ван Гога и такие работы голландца, как Вход в общественный парк Арля (1888, Коллекция Phillips, Вашингтон),  Подлесок с двумя фигурами (1890, Музей искусств, Цинциннати), Мост в Тренктайе (1888, частное собрание).

Совпадения в биографиях двух художников, несомненно, есть, хотя Мунк был на десять лет младше Ван Гога. Оба из протестантских семей. Оба начинали свой путь не с искусства: Мунк учился на инженера, Ван Гог подвизался на арт-рынке, затем стал протестантским проповедником. И оба в 1880 году решили стать художниками. Ван Гог учился (недолго) в Академии художеств в Брюсселе, Мунк в 1881 году поступил в Королевскую школу рисования в Христиании (с 1925 года — Осло) и доучился. Оба начинали с реализма: Ван Гог доучивался у голландского художника Антона Мауве, Мунк учился у норвежского реалиста Кристиана Крога.

Судьбоносным для обоих художников стал Париж. Мунк впервые приехал туда в 1885-м, Ван Гог — в ­1886-м. У обоих под влиянием импрессионистов и неоимпрессионистов радикально поменялись палитра и техника. Но в Париже они так и не пересеклись. В 1888 году Ван Гог уехал в Арль «за прекрасными контрастами», а Мунк жил в Норвегии, наезжая время от времени в Париж и Берлин.

Сама выставка построена на сопоставлении — ранних реалистических полотен, пейзажей и портретов. Но включаясь в игру в сравнения, начинаешь раздумывать о другом: а так ли важны здесь параллели? Может, скорее, различия? Вот хотя бы Желтый дом (1888) Ван Гога и Красный плющ (1898–1900) Мунка. Объединяет их разве что эмоциональная сила цвета и мазка. Ван Гог не вкладывает в изображаемое другого смысла, кроме интенсивности своего переживания. У Мунка визуальный образ всегда символ — любви, жизни и смерти. Об этом и его Крик (он тоже есть на выставке). Мунк дружил с Августом Стриндбергом, был поклонником Генрика Ибсена, приезжая в Париж, общался с символистами. Правда, справедливости ради надо отметить, что Ван Гог, несомненно, Мунка вдохновлял. «За свою короткую жизнь он ни разу не позволил погаснуть своему пламени, его кистью двигали огонь и страсть. На протяжении моей куда более долгой и благополучной жизни я всегда стремился, как и он, к тому, чтобы не дать угаснуть моему огню, работать обжигающей кистью до конца», — написал 70-летний Мунк в 1933 году. И это ему, несомненно, удалось, судя по нынешней выставке. 

Благодарим за организацию поездки Голландский альянс.

❶ Почему картина Мунка «Крик» стала самой дорогой в мире

Картина Эдварда Мунка, норвежского художника-экспрессиониста, продана 2 мая 2012 года на аукционе за 119 миллионов 922 тысячи 500 долларов. Это абсолютный рекорд стоимости полотна за все время.

Некоторые говорят, что картина написана под воздействием наркотиков. Кто-то уверен, что она создана в момент обострения маниакально-депрессивного психоза у художника. Однако признать нужно, что это полотно является символом начала нового века в искусстве, с его одиночеством, отчуждением, безысходностью и пр.

Три работы находятся в музеях и картинных галереях. На них были попытки покушения и две кражи. Несомненно, это подогрело интерес к полотнам. Четвертая картина, выполненная пастелью, хранилась у частного коллекционера, имя которого не известно. Именно она и была выставлена на торги со стартовой ценой в 80 миллионов долларов. Приобретена картина «Крик» также неизвестным лицом.

Произведения искусства имеют свойство расти в цене с геометрической прогрессией

На это может влиять уникальность полотна, его история создания, личность самого художника, а также количество покушений, что притягивает внимание. Не зря ее владельцы не раскрывают своих имен

Но кто знает, вполне вероятно, что вскоре другое полотно притянет к себе внимание общественности и Эдвард Мунк и его «Крик» уступят первое место на пьедестале.

Видео по теме

https://youtube.com/watch?v=eJIkfGyZX8o

Распечатать

Почему картина Мунка «Крик» стала самой дорогой в мире

История написания картины «Крик»

Картина «Крик» была написана в 1893 году. Картон, масло, темпера, пастель. Размеры: 91 × 73,5 см. В настоящее время находится в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло, Норвегия.

Изначально картина называлась «Крик природы», затем «Отчаяние» и только потом «Крик». Впервые была представлена в декабре 1893 года на выставке в Берлине. Тогда картина вызвала неоднозначную реакцию у зрителей. Большинство отзывались о картине с непониманием и даже осуждением. Стоит признать, что и сегодня, когда картина признана шедевром мирового значения, отношение к ней, как и ко многим произведениям авангардного искусства, остаётся неоднозначным. Одни видят в ней бушующее море эмоций и переживаний, особую красоту и мощь, а другие считают, что картина не стоит внимания.

Считается, что на картине представлен вид с холма Экеберг в Осло на Осло-фьорд.

Сам Эдвард Мунк рассказывал, что идея картины к нему пришла во время наблюдения кроваво-красного заката, когда он гулял с друзьями. Тогда его вдохновили ярко-красные цвета заката над тёмным фьордом: «я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Однако история создания картины не столь однозначная. Многие искусствоведы выдвигают свои точки зрения относительно истории задумки и создания картины.

Контекст

«Крик» входит в цикл картин Эдварда Мунка о жизни, смерти, любви. Поэтому некоторые эксперты приписывают мистическое значение изображенной на картине центральной фигуре: якобы — это собственное видение образа смерти художником. Но в этом случае еще более необъяснимым оказывается то, почему персонаж находится в том отчаянии. В этот же цикл картин вошли полотна художника, на которых центральные персонажи изменены, но изображены на фоне того же пейзажа с кроваво-багровым закатом.

Отчаяние 1892

На первой выставке, где полотно было представлено публике в составе фриза, зрители его не приняли. Картина была встречена протестами, которые владельцам галереи удалось разрешить только с помощью полиции, так как разочарованная толпа была готова устроить погром.

Тревога 1894

Мистически настроенными поклонниками искусства считается, что «Крик» — это проклятая картина. На такие мысли наводит ряд совпадений, в ходе которых люди, контактировавшие с полотном, сталкивались с несчастьями, неудачами, начинали болеть.

Крик 1893

Поклонникам творчества художника, которых интересует, где находится картина «Крик», сложно дать однозначный ответ, ведь полотно представлено более чем в 40 экземплярах. Но его первая версия, написанная в 1893 году, хранится в Национальной галерее в Осло.

Также интересно:

Ван Гог. 8 фактов, которых вы не знали

Картина «Купание красного коня»

Картина «Три Богатыря»

6 фактов, которые вы могли не знать о «Крике»

Это самое навязчивое и знаковое лицо искусства. Универсальный символ тревоги.

«Тот самый крик», литография, 1895

Картина Мунка была украдена не один раз, а дважды!

Первый раз был в 1994 году, когда воры залезли в окно и украли картину «Крик» из Национальной галереи в Осло. К счастью, она был найдена и возвращена через три месяца.

В следующий раз вооруженные грабители ворвались в Музей Мунка в 2004 году, украв другую версию «Крика», а также «Мадонну» художника . Обе картины оставались пропавшими до 2006 года. Были опасения, что они повреждены или, в худшем случае, уничтожены. К счастью они тоже были возвращены в целости и сохранности.

Эдвард Мунк, «Мадонна», литография, 1895/1902. Музей Мунка.

По иронии судьбы, процесс консервации, предпринятый после возвращения картины в Музей Мунка, возможно, не слишком порадовал бы художника

Фотография Мунка снаружи с двумя картинами, 1909. Музей Мунка.

Эдвард Мунк, вероятно, воспринял бы какие-либо признаки этого периода жизни картины как часть ее художественного развития.

Он хотел, чтобы люди увидели, как его работы развивались и менялись в течение всей их жизни, и рассматривал любой ущерб, который они понесли по пути, как естественный процесс.  Художник оставлял произведения искусства незащищенными на открытом воздухе и в его студии, заявляя, что «им полезно постоять за себя».

Этот эскиз под названием «Отчаяние» сделан в 1892 году до «Крика», и, возможно, показывает момент изоляции, которую Мунк почувствовал как раз перед тем, как «крик пронзил природу»

Эдвард Мунк, эскиз «Отчаяние». Древесный уголь и масло, 1892 . Музей Мунка.

Фигура на картине «Крик» на самом деле не кричит

Фрагмент картины «Крик», 1895, надпись на немецком языке. Музей Мунка.

Настоящий крик, утверждал Мунк, исходил из окружения человека. Художник написал на немецком языке: «Я ощутил пронзительный крик природы» внизу своего произведения 1895 года. Первоначальное название работы Мунка было «Крик природы».

Фигура пытается заглушить «крик», который она слышит отовсюду. Она кажется невыразительной, бесполой, де индивидуализированной и, возможно, это одна из причин, почему она стала универсальным символом тревоги.

Мощный эмоциональный накал «Крика» оказал влияние на повседневную жизнь. Картина стала одним из немногих произведений искусства, которые можно превратить в эмодзи.

Сюжет картины часто используют современные художники

Питер Брукс (р. 1943), «Крик», 2017

От Энди Уорхола до манги и от масок на Хэллоуин до одноименного фильма ужасов, «Крик» продолжает очаровывать людей и влиять на визуальную культуру и по сей день. Британский художник Питер Брукс использовал изображение в качестве основы для этого рисунка, опубликованного в The Times в 2017 году.

Примечания

  1. Watson Gray F.  (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  2. Gardner’s Art Through The Ages. 12-е издание. ISBN 978-0-495-00480-6. Page 721.
  3. ↑ Атле Нэсс. Эдвард Мунк: Биография художника. Издательство «Весь Мир», 2007. Стр. 92
  4. Нэсс, стр. 93
  5. Нэсс, стр. 114
  6. ↑ Нэсс, стр. 115
  7. Нэсс, стр. 96-97
  8. . diletant.media. Дата обращения: 9 января 2021.
  9. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 ноября 2014.
  10. Ульрих Бишофф. Эдвард Мунк. TASCHEN/Арт-родник, 2008
  11. Нэсс, 116
  12. . Журнал «The Art Newspaper» (1 марта 2021). Дата обращения: 1 марта 2021.
  13. Kelly Crow.  (англ.). Wall Street Journal (11 July 2012). Дата обращения: 7 июня 2020.
  14. .
  15. . Emojipedia. Дата обращения: 21 марта 2016.

Конфликт с Гогеном

Конфликт с Гогеном достиг апогея за неделю до Нового 1889 года. Ван Гог набросился на коллегу с бритвой, и только чудом Гогену удалось спастись.

До сих пор доподлинно неизвестны причины и обстоятельства того конфликта. Есть версия, что Ван Гог напал на Гогена, когда тот спал, последнего спасло только то, что он вовремя проснулся.

Достоверно известно лишь то, что после неудачного покушения Ван Гог отрезал себе мочку уха. Но и здесь нет единого мнения относительно того, зачем он это сделал. Одни считают, что это произошло в порыве раскаяния, другие полагают, что это было проявлением безумия, приступы которого все чаще посещали художника из-за регулярного употребления абсента.

На следующее утро Ван Гога увезли в психиатрическую клинику.

Шепоты и «Крики»

Эдвард Мунк — без сомнения, норвежский художник № 1, так же как другой Эдвард — Григ — главный композитор. Но если Грига традиционно причисляют к романтикам и новатором не считают, поскольку на континенте этот стиль доминировал уже полвека, то Мунк, наоборот, опередил коллег из главных европейских центров искусства лет на 20. В Австрии, которая считается родиной экспрессионизма, он появился непосредственно перед Первой мировой войной — в начале 1910-х. Мунк же пришел к тем же принципам еще в начале 1890-х годов.

Манеру Мунка осторожно определяют как протоэкспрессионизм. Но на самом деле все темы экспрессионизма (сумасшествие, предчувствие глобальной катастрофы, тотальная безнадежность, тяга к убийству, болезненное восприятие своего и чужого тела) уже были сформулированы Мунком, причем в образцовых произведениях

Помимо «Крика» это, например, «Вампир» (вспомним одноименный фильм Карла Теодора Дрейера — шедевр уже киноэкспрессионизма), «Ревность», изображающая мужчину с безумными глазами, а за его спиной — любовников, «Красный плющ», где дом, увитый растениями, будто истекает кровью… (Все эти шедевры, кстати, можно будет увидеть на выставке.)

Фото: Музей Мунка

«Крик», пастель, 1893 год

Но именно «Крик» стал ключевым экспрессионистским образом, который не только предвосхитил, но и пережил сам стиль, превзойдя в массовом сознании все более поздние его проявления как самого Мунка, так и художников других стран.

«Крик» существует в четырех цветных вариантах и одном — монохромном (литография). Первые два варианта датируются 1893 годом. Сначала художник создал изображение пастелью на картоне (именно оно и будет экспонироваться в Москве), затем — наиболее знаменитую версию маслом. В 1895-м появились два авторских повторения: еще одна пастель и литография. А в 1910-м — последний вариант маслом.

Фото: Музей Мунка

«Крик», литография

Семь лет назад поздняя пастель оказалась в центре общественного внимания, поскольку была продана на аукционе Sotheby’s за $119,9 млн — на тот момент абсолютный рекорд для публичных торгов. С тех пор он уже неоднократно превзойден, но, во-первых, «Крик» больше не появлялся на торгах и будь выставлен снова, вероятно, рекорд был бы зафиксирован опять. А во-вторых, не стоит забывать, что это все-таки авторское повторение, да еще и не маслом в отличие от всех остальных работ в этой ценовой категории (больше $100 млн).

Фото: частная коллекция

«Крик», пастель, 1895 год

Интересно и то, что ни одной другой картины Мунка в топе аукционных продаж не было. Следовательно, если в случае с произведениями Пикассо, Модильяни и, конечно, Леонардо да Винчи покупатели платят в первую очередь за имя художника, то «Крик» ценен сам по себе. В чем же его исключительная привлекательность?

Сборная Йорданса: Эрмитаж соединил все российские полотна фламандца

В Зимнем дворце проходит крупнейшая отечественная ретроспектива младшего коллеги Рубенса

Сюжет и образы картины

На изображении легко угадывается вполне конкретное место. Это вид Осло-фьорда, который открывается с холма Экеберг в Норвегии, что являлась родиной художника. Далеко не всем известно, что “Крику” предшествовало несколько подобных работ.

Первую попытку отразить своё состояние на закате, что так запомнился автору, он сделал в картине “Отчаяние”. Следующим стало полотно, известное под названием “Меланхолия”, однако именно в “Крике” потенциал Мунка как художника раскрылся максимально ярко и полно.

Но что же изобразил творец? На картине явно угадывается мост, открывающий вид на фьорд. Под небом стоят люди, в вышине пылает закат. Но более всего взгляд притягивает центральная фигура полотна.

Как ни странно, но этот образ Мунк не стремился продемонстрировать как определённого человека. Ценители творчества художника говорят, что в своей работе норвежец решил отобразить не внешность, не личность, а звук. Вы скажете, что звук нельзя написать на холсте? Тогда посмотрите на “Крик” – и убедитесь в своей неправоте.

Несмотря на весьма размытые линии образа, многие детали прописаны настолько точно, что не возникает сомнений – Мунк акцент сделал именно на этого странного человека, что находится на переднем плане изображения.

Бросаются в глаза идеально закруглённые линии головы, рта. Их словно бы повторяют контуры цветов пейзажа, оттенки закатного сияния. Действительно возникает такое впечатление, будто всё вокруг повторяет кричащий звук вместе с героем картины. Не стоит забывать, что изначально полотно было названо “Крик природы”, но позднее художник сократил название.

Судьба художника

Семья Мунка была крайне религиозной. Его мать умерла от туберкулеза, когда Эдварду было 5 лет. Позднее от той же болезни скончалась старшая сестра Софи. Сам Мунк чудом избежал той же участи.

Королевскую школу Дизайна Кристиании Эдвард не закончил — он был не согласен с принципами академизма и натурализма, изменить которые было невозможно. Мунк начал самостоятельные поиски средств выражения своих идей. Первый скандал не заставил себя ждать. Критики буквально высмеивали картину «Больная девочка», на которой художник написал умирающую Софи. Полотно называли выкидышем, недоделкой. Однако Мунк и не попытался передать обстановку, в которой умирала его сестра, для него было важнее перенести на холст свои впечатления, боль и утрату.


«Мадонна». Эту картину называют воплощением искусства Мунка. (Pinterest)

Во второй половине 1880-х художник стал завсегдатаем собраний «Богемы Кристиании» — содружества философов, писателей, музыкантов, художников, существовавшего до смерти главного его вдохновителя — писателя-анархиста Ханса Егера. Под звон бокалов они обсуждали политику, социальные проблемы, нравственный кризис общества, идеи о сексуальном поведении и табу.

В начале 1890-х Мунк много времени провел во Франции, где, безусловно, видел работы Ван Гога и Гогена. И то влияние, которое они на него оказали, заметно, в том числе, и в «Крике»: яркие цвета (которых раньше не было у Мунка), образы из перетекающих линий, более четкая прорисовка.


В мастерской Мунка, 1902. (Pinterest)

В дальнейшем стиль художника становится все более резким, размашистым, меняется тематика, настроение, уходит тот надрыв, который был в ранних работах. Постепенно к искусству Мунка начали привыкать, критика была уже не столь категоричны, у художника появляются даже обеспеченные покровители.

Последние 15 лет художник почти не работал — из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза у него начались проблемы со зрением. А когда в 1940 году Норвегия была оккупирована нацистской Германией, Мунк вновь впал в тревогу, на этот раз за жизнь и имущество, которое могли конфисковать нацисты. Скончался он в 1944 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector