Краткая биография княжны таракановой

Смерть

По правосудию княжне Таракановой положено было пожизненное заключение. Но в обмен на признание виновности и правду о происхождении ей обещали свободу. Отказавшись от предложения, она уже не претендовала на родство с царской семьёй. Тем не менее, отойти от истории благородного рода женщина не могла, ведь будоражащий ореол тайны – это единственное, что возбуждало к ней интерес.

План Петропавловской крепости времен княжны Таракановой

Княжна унесла эту загадку в могилу: заключенная скончалась естественной смертью от туберкулёза 4 декабря 1775 года, так и не открыв завесу тайны происхождения и не признав преступлений даже на исповеди. Княжну Тараканову похоронили во дворе Петропавловской крепости, обряды не проводили.

Спутников женщины освободили в январе следующего года, слугам и горничным выдали жалование. Подчиненных тайно вывезли за границу в составе нескольких групп.

Августа Доротея Тараканова

Родившаяся на границе 1745 и 1746 годов Августа Доротея Тараканова была в курсе своего высочайшего происхождения. Чтобы защитить своё дитя Елизавета Петровна и Разумовский решили отдать её на воспитание в семью Веры Разумовской – кровной сестры отца. Уже тогда Вера была замужем за киевским полковником и носила фамилию Дараган, которая в искаженном виде «Тараканова» перешла и к Августе Доротее.

С самого детства скрывая от окружающих тайну своего рождения, Августа Доротея не держала обиды на родителей, потому что понимала, что всё делалось для её блага. Позже незаконнорождённую принцессу перевезли в Италию, где она вела размеренный образ жизни, изучала иностранные языки, и совсем не интересовалась российской придворной суетой с её вечными интригами.

Однако польская разведка все-таки докопалась до её настоящих корней и обратилась к Августе Доротее с предложением совершить дворцовый переворот и сместить с трона Екатерину II. Далёкая от политических игр, Августа Доротея отказалась участвовать в этой подлой затее, и тогда поляки придумали подменить настоящую принцессу, той самой княгиней Елизаветой Владимирской.

В конечном счете, эта авантюра не принесла врагам Российской империи никаких стратегических дивидендов, но сломала жизнь обеих женщин: Владимирская умерла в тюрьме, а принцесса Августа Доротея в ином заточении.

Дочь императрицы?

В 1785 года во дворе монастыря было начато какое-то спешное и загадочное строительство. У стены, рядом с покоями игуменьи, каменщики соорудили кирпичный домик в две комнаты с прихожей. Однажды к монастырским воротам подкатила просторная карета с плотными занавесками на окнах в сопровождении конных стражников. Офицер с почтением помог выйти из кареты невысокой стройной женщине, закутанной в чёрное покрывало, и провёл её в покои игуменьи. Та уже ждала их… Некоторое время спустя таинственную гостью проводили в келью у стены — келью-тюрьму, в которой этой несчастной женщине, принявшей затем иноческий постриг под именем Досифеи, суждено было провести четверть века, до самого дня смерти… Надо сказать, что заточение её сочетало определённый комфорт с суровой строгостью. С одной стороны, уютная келья с изразцовой печью, монашка-келейница (она же неусыпный страж и соглядатай), живущая в прихожей, отдельная трапеза, обильная и изысканная. С другой стороны, глухой затвор, оконца, задернутые занавесками, и полная изоляция: из всех обитателей монастыря, помимо келейницы, только игуменья да духовник имели доступ к Досифее. В церковь её водили ночью: священник с причётником, заперев изнутри надвратный храм, правили службу для единственной богомолки… Есть основания предполагать, что узница-инокиня и была дочерью императрицы Елизаветы и Разумовского. Версия эта признана правдоподобной рядом историков и писателей. Но если она действительно была дочерью Елизаветы, почему её называют Таракановой? Эта довольно странная для особы царского происхождения фамилия, возможно, происходит от «Дараган» — фамилии племянников Разумовского. В Петербурге Дараганов «переделали» в Дарагановых. Ну а от Дарагановых, вероятно, пошло и «Таракановы». Так стали величать не только подлинных Дараганов — родственников фаворита царицы, но и его предполагаемую дочь. Итак, есть версия, что в 1745 или в 1746 году императрица Елизавета тайно родила девочку, которую назвали Августой и ещё в детстве отправили за границу. Там тихо и мирно она прожила до 40 лет, а потом каким-то образом по приказу Екатерины II была привезена в Россию и посажена в Ивановский монастырь. Косвенным подтверждением этой версии можно считать то, как были обставлены похороны инокини Досифеи в феврале 1810 года. Они были невероятно пышными, почти царскими. На отпевание явились в парадных мундирах сенаторы, генералы, вельможи и сам военный комендант Москвы граф Гудович, женатый на племяннице Разумовского. Отпевал Досифею викарный епископ Августин. И последнее: погребена была Досифея не в Ивановском монастыре, что было бы логично, а в Новоспасском — усыпальнице боярского, а затем и царствующего рода Романовых. Надгробная часовня над прахом Досифеи сохранилась до наших дней.

Детство и юность

Биография такого персонажа, как княжна Тараканова, до настоящего момента доподлинно неизвестна. Некоторые говорят, что она и сама не была осведомлена о собственном происхождении, зная только, что родилась между 1745 и 1753 годами. Сведения о точной дате рождения и родителях отсутствуют.

Картина «Княжна Тараканова», художник Константин Флавицкий

Важно, что прозвищем княжны Таракановой барышня сама никогда не пользовалась, так её охарактеризовал французский дипломат Жан Анри Кастера, а вслед за ним Гельбиг и другие писатели. Под этим ярким псевдонимом она фигурирует в художественной литературе. Исходя из архивных записей, по внешнему облику княжна была худощавого телосложения, имела темные волосы и напоминала итальянку

Обладая необыкновенной красотой, которую не портило даже косоглазие, и острым умом, она всегда пользовалась популярностью у мужчин. Но авантюристка, обладая неуёмной тягой к роскоши, просто доводила поклонников до разорения, пользуясь их средствами

Исходя из архивных записей, по внешнему облику княжна была худощавого телосложения, имела темные волосы и напоминала итальянку. Обладая необыкновенной красотой, которую не портило даже косоглазие, и острым умом, она всегда пользовалась популярностью у мужчин. Но авантюристка, обладая неуёмной тягой к роскоши, просто доводила поклонников до разорения, пользуясь их средствами.

По словам Алексея Орлова, Тараканова была небольшого роста, с карими глазами и веснушками на лице. Хорошо говорила на французском, немецком и английском языках. Уверяла, что хорошо знает арабский и персидский.

Мраморный барельеф княжны Таракановой

По мнению маркиза Томмазо д’Античи, который встречался с девушкой в Риме, по национальности Тараканова – немка. А английский посланник объявил, будто княжна — дочь нюрнбергского булочника. Историк Дьяков, исходя из переписки Таракановой и немецкого графа Лимбурга, которая велась на французском языке, считает девушку француженкой.

Сама авантюристка рассказы о собственном происхождении постоянно меняла. Очевидно, эту информацию она каждый раз подстраивала в соответствии с очередным «образом». Предположение о том, что княжна произошла из низов, противоречит незаурядному образованию, а также манерам, такту и знанию языков. Девушка рьяно интересовалась искусством, отлично разбиралась в архитектуре, рисовала и играла на арфе.

С этим читают

Связь Княжны Таракановой с властью наделёнными мужчинами

Письма турецкому султану благодаря хорошо поставленному сыску Екатерины до адресата не дошли, но княжна Тараканова об этом не знала и продолжала составлять разнообразные подложные документы. Авантюристка вошла во вкус и сочинила завещание придуманной матери, которое она показывала при первом удобном случае. Она бомбардировала своими претензиями на трон русского посла во Франции Панина. Иногда кажется, что княжна Тараканова действительно поверила, что она дочь царицы Елизаветы, и это и погубило её.»
Ее здоровье к этому времени было серьезно подорвано и все больше времени из-за кашля с кровью и лихорадочных припадков ей приходилось проводить в постели. Не смотря на болезнь мнимая княжна продолжала искать поддержку у Никиты Панина в Петербурге,  Густава Третьева в Стокгольме и закидывала их прошениями о содействии в справедливости. Продолжая упорствовать в своих замыслах, самозваная принцесса обратилась за помощью в Ватикан, обещая в случае успеха ввести в России католическую веру.

Наряду со своими политическим играми самозванка продолжала вести роскошный образ жизни, что в очередной раз привело ее к банкротству. Воспользовавшись своей выдуманной легендой наследницы русского престола княжна написала письмо английскому консулу и попросила у него денег.  Тот, наслышанный, что русская императрица Екатерина отправила на розыск самозванки графа Алексея Орлова, отослал  ему письмо княжны и сообщил о ее месте нахождения.

«Княжна Тараканова», картина К.Флавицкого: исторические факты, описание

Небольшой экскурс в историю

Кто же такая княжна Тараканова, и реальный ли это персонаж? Происхождение этой личности до сих пор туманно. Одни исследователи считают, что она была дочерью булочника из Нюрнберга, другие — трактирщика из Праги. Бытует даже мнение, что она могла являться отпрыском персидского шаха.

«Таракановыми» называли в России незаконнорожденных детей императрицы Елизаветы Петровны.

Впервые молодая авантюристка появляется под именем мадмуазель Франк, потом — мадам Тремуйль, персиянки Али-Эмете, пока, наконец, не называет себя Елизаветой Владимирской, дочерью императрицы, рожденной от тайного брака последней с фаворитом Разумовским.

Тот хладнокровно притворяется поклонником княжны Таракановой, добивается ее взаимности и даже предлагает ей руку и сердце. Венчание должно было произойти на борту русского судна, стоящего на рейде в Ливорно. Там княжну и арестовали. Умерла прекрасная самозванка в Петропавловской крепости. Под впечатлением этих событий и родилась картина «Княжна Тараканова». История бедняжки, закончившей жизнь во цвете лет в мрачных застенках, позже обросла легендами.

Правда и домысел

Официальные источники утверждают, что узница Петропавловской крепости умерла от туберкулеза в декабре 1775 года. На последней исповеди она не раскрыла священнику тайну своего происхождения. Но есть и другие записи.

Так, известно, что в 1785 году приняла постриг некая княжна Тараканова и под именем инокини Досифеи провела в стенах московского Ивановского монастыря остаток жизни. Она находилась под охраной, а навещали ее митрополит Платон и прочие знатные лица. Умерла Досифея в феврале 1810 года.

Она похоронена в усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Однако в памяти народа смерть принцессы окружена легендами. По одной из них, княжна Тараканова (картина инспирирована именно этим мифом) утонула во время сильного наводнения, случившегося в сентябре 1777 года.

За всю историю Петербурга это был третий по силе разлив Невы. Вода поднялась на три с лишним метра выше своего обычного уровня.

Алексеевский равелин Петропавловской крепости

Письмо Таракановой Алексею Орлову. (Pinterest)

По прибытии в Россию Тараканову и несколько человек её свиты закрыли в Алексеевский равелин Петропавловской крепости и подвергли тщательным допросам. Вопросы для них составляла сама Екатерина. Несколько сопровождавших авантюристку поляков быстро раскололись и заявили, что никогда не считали её дочерью русской императрицы. Однако сама «княжна Владимирская» не шла на сделку со следствием. Она уже не утверждала, что родилась в императорском дворце, но упорно твердила о своем рождении в Санкт-Петербурге в каком-то знатном семействе, о бегстве в Персию и прочих приключениях. От этой версии она не отступила даже на исповеди. 4 декабря 1775 года заключенная, чья подлинная личность так и осталась неизвестной, умерла от чахотки, которой заболела еще в Италии. Тело безо всяких обрядов похоронили во дворе крепости.


Княжна Тараканова. Картина Константина Флавицкого. (Pinterest)

Про девушку, оставшуюся в истории как «княжна Тараканова», написано несколько научных монографий и приключенческих романов. Её судьбе посвящены театральные пьесы и художественные фильмы. Но большинство при её имени вспоминают знаменитую картину Константина Флавицкого, написанную в 1867 году: женщина в красном платье, в ужасе закинувшая голову, стоит на кровати в тюремной камере, а вода уже подбирается к её ногам. На самом деле наводнение, затопившее казематы Петропавловской крепости, произошло через полтора года после смерти Таракановой. Ирония судьбы: широкая публика знает о судьбе так и оставшейся неизвестной женщины, только то, что на самом деле с ней никогда и не происходило.

Константин Дмитриевич Флавицкий (1830-1866) краткая биография

Автор картины �Княжна Тараканова�, Константин Дмитриевич Флавицкий, родился в Москве 13 сентября 1830 года в семье чиновника. Мальчик вскоре осиротел и целых семь лет провел в воспитательном доме для бедных детей. Способности к рисованию у него проявились рано, и это не осталось незамеченным. Флавицкий стал пенсионером Общества поощрения художников, а затем поступил в Академию художеств в Петербурге, где учился у профессора Ф. А. Бруни.

Первая крупная работа Флавицкого �Христианские мученини в Колизее� (1862 г., Русский музей) не имела успеха. Крамской справедливо назвал ее �трескучей и театральной, лишенной всякого самостоятельного отношения к действительности�. Появившаяся на свет, два года спустя, картина �Княжна Тараканова� принесла художнику большую известность.

Картина была написана на сюжет из русской истории. В основу ее положено событие, носящее полулегендарный характер. Таракановыми называли незаконных детей Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Точных исторических данных о них не существует. Правда, было известно, что в одном из монастырей в уединении жила какая-то монахиня, �в миру� носившая фамилию Таракановой. Эта женщина для всех оставалась загадкой, находилась под постоянной охраной, но ей оказывались большие почести. Умерла она в монастыре.

Еще за рубежом он задумал написать картину, посвященную злосчастной судьбе знаменитой авантюристки. Об этом свидетельствует рисунок, сделанный в Италии и ныне хранящийся в Государственном Русском музее. Возвратившись из-за границы, Флавицкий в течение двух, лет писал «Княжну Таракановe», показав последний час княжны Таракановой не таким, каким он был в действительности.

На полотне была запечатлена легенда, а не историческая действительность. Наводнение, которое покрыло волнами территорию Петропавловской крепости, третье по своей силе за всю историю Петербурга , произошло 21 сентября 1777 года, когда вода поднялась на 310 сантиметров выше ординара. Умерла же Тараканова почти за два года до этого наводнения.

Как свидетельствует кандидат исторических наук П.Канн, Тараканова была заключена в деревянную тюрьму Алексеевского равелина. На картине же � каменный каземат с большим для тюрьмы окном. При Таракановой по личному приказу императрицы на ходились неотлучно трое стражников. На полотне она в одиночестве. Стража под страхом смерти не могла покинуть столь важную преступницу.

Выставку посетил Александр II. Его величество поморщился, увидев полотно, Флавицкого. Как-никак, ведь картина касалась деяний его прабабки. И царь повелелел в каталоге картин против произведения Флавицкого �Княжна Тараканова� сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины�.

Но широкий круг зрителей встретил картину восторженно. В.В.Стасов, выдающийся русский критик и деятель искусства, увидев иа выставе полотно Флавицкого, назвал его, �чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи�. Картина имела огромнейший успех и в Петербурге, и в Москве, и за рубежом, в том числе на Всемирной выставке в Париже. Действительно, несмотря на некоторую идеализацию образа героини, художник вносит в картину ощущение реальной жизни, изображает �низменные� детали, которые раньше не осмелился бы ввести в историческое полотно художник-академист.

На картине � легенда, долго бытовавшая и, как мы видим, и продолжающая бытовать, даже в наше время. Но разве от этого умаляется та большая художественная сила полотна, с которой действует она на обозревающих ее посетителей Третьяковки?

Знаменитый собиратель произведений русской живописи Павел Третьяков обладал огромным художественным вкусом и пониманием подлинного, искусства. Вот почему, увидев �Княжну Тараканову�, он зажегся желанием приобрести ее. Переговоры начались с автором, а закончились с братьями Флавицкого.

Флавицкий умер 3 сентября 1866 года, тридцати шести лет,умер от чахотки в зените своей славы. Он работал в традициях академической школы и оставался в плену у историко-религиозных сюжетов. Место в истории русского искусства художник завоевал картиной �Княжна Тараканова�, которая и в наши дни пользуется любовью зрителя.

Авторы Гайдпарка

  • bambambigelow

    Лондон неожиданно встал на сторону «Северного потока – 2»

    Читать полностью

  • VOLF

    В Перми похоронили главу регионального СК, который покончил с собой

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Так в Ленинграде милые проказницы надули мужичка. И это была вовсе не диктатура пролетариата

    Читать полностью

  • Владимир Фёдоров

    Я бы тоже пошёл с ним в разведку

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Верите ли Вы, что партия «Новые люди» преодолела 5% барьер на выборах в Госдуму РФ?

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Пилотируемый полет к Луне — 1,7 млрд руб., а «суверенный Рунет» — 31 млрд. Почувствуйте разницу!

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Должен ли быть инженер изобретателем? Мои свидетельства и мнение

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Как Вы считаете, рассыплется ли Россия, как карточный домик в обозримом будущем?

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    США – главный организатор и спонсор мирового терроризма

    Читать полностью

  • Артур  Ахмедов

    В России нашелся участок, где Единая Россия не получила ни одного голоса.

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Большинство тогда и сейчас

    Читать полностью

  • Мiкалай Паддубiцкi

    А могла бы обнулить…

    Читать полностью

Монахиня Августа Тараканова

Некоторые западные историки допускали, что названная княжна Тараканова действительно могла быть дочерью Алексея Разумовского и Елизаветы Петровны. Они называли также и других их детей. По утверждению Жана-Анри Кастерá, у них было ещё двое сыновей, один из которых умер молодым, отравившись во время химических опытов, а другой дожил до 1800 года. Адольф фон Гельбиг считал, что, кроме Таракановой, у Елизаветы был один сын, носивший фамилию Закревский. Это мог быть Андрей Осипович Закревский, директор Академии художеств, официально – сын зятя Разумовских, также возвышенного императрицей.

Закревский Андрей Осипович (1742-1804)- сын полкового есаула О.Л. Закревского и Анны Григорьевны (урождённой Разумовской, сестры А.Г. и К.Г. Разумовских). Воспитывался при Дворе Елизаветы Петровны.

Тараканова, по мнению фон Гельбига, была дочерью Елизаветы не от Разумовского, а от её последнего фаворита, графа Ивана Шувалова. Князь Александр Григорьевич Долгоруков свидетельствовал, что знал двух детей Елизаветы от Алексея Шубина, её фаворита ещё до воцарения. И, наконец, министр внутренних дел при Николае I граф Дмитрий Блудов был уверен, что оба ребёнка – сын и дочь – Елизаветы были заточены в монастыри. О дочери – Августе – говорят и другие свидетельства.

Некая Августа не то Матвеевна, не то Тимофеевна (отчество вымышленное), была в молодости, по настоянию императрицы Екатерины II, пострижена в московский Ивановский монастырь, предназначенный для «вдов и сирот знатных людей». Её происхождение было загадочно. Ей запретили общаться с внешним миром. Вход к ней имели только игуменья и духовник. Режим затворничества был ослаблен лишь после смерти императрицы Екатерины, но Августа (в монашестве Досифея) наложила на себя обет молчания. Незадолго перед смертью она сожгла какие-то бумаги. До конца жизни она держала при себе портрет Елизаветы Петровны – как полагают, её матери.

«Тараканова Августа (принцесса, в иноцех Досифея)»

История жизни Елизаветы Таракановой

Встреча происходила с глазу на глаз, свидетелей не было. Известно только, что продолжалось свидание недолго, Орлов выскочил из каземата бледный и с перекошенным лицом, а его жертва окончательно потеряла рассудок и уже никого не узнавала до своего смертного часа. 

Родив сына – Александра Алексеевича Чесменского, «дворянина неизвестного происхождения», «княжна Владимирская» скончалась от кровотечения. Ее похоронили в крепости близ Алексеевского равелина, и посаженные кем-то над могилой кусты боярышника разрослись затем в небольшой садик. 

Елизавета Петровна — третья императрица всероссийская

Но когда несколько дней спустя Екатерина, перечитывая допросные листы, пыталась разгадать загадку самозванки, ей доложили, что во дворец прибыла и почтительно просит об аудиенции… княжна Владимирская. 

То оказалась подлинная княжна Владимирская, Анастасия Андреевна, в замужестве – миссис Ли. Потеряв мужа и двух сыновей во время войны Америки с Англией за свою независимость, она решила вернуться на родину и вступить в права наследства. И с изумлением узнала, что она якобы «всклепала на себя» имя дочери императрицы Елизаветы и предъявляла свои права на российский престол. 

Анастасия Андреевна поспешила к Екатерине, чтобы убедить ее: никакой иной княжны Владимирской, кроме нее, нет и быть не может, а сама она ни на что не претендует. 

Екатерина предложила Анастасии пожить в монастыре на правах гостьи. Избран был Ивановский женский монастырь в самом центре Москвы. Там княжне Владимирской предоставили прекрасные покои с садом перед окнами, все ее приказания выполнялись мгновенно. Она ни в чем не испытывала нужды. 

Создать такие условия для наследницы одного из самых значительных в России состояний было совсем нетрудно, тем более что после нее наследником всего становилась казна. Императрица сначала запретила Анастасии Андреевне покидать стены монастыря, а потом намекнула в личном письме, что Россия в тяжком положении, нужны деньги, и неужели же княжна Владимирская, обладая многомиллионным состоянием… 

Княжна Владимирская подписала бумаги о передаче всех своих капиталов, земель и доходов с них государству, а сама постриглась в монахини под именем Досифеи. На этом великосветском пострижении была, пожалуй, вся Москва. Не было только Алексея Орлова-Чесменского, который вообще объезжал Ивановский монастырь за версту с тех пор, как там поселилась княжна Владимирская. Орлов считал, что это – обманутая им женщина, что слухи о ее смерти – ложь, специально пущенная Екатериной, и панически боялся встречи со своей итальянской любовью. 

Алексей Григорьевич Разумовский

Впрочем, более распространенная версия о том, что под монашеским одеянием Досифеи скрывалась подлинная княжна Тараканова – родная дочь Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. Скромная и красивая, настоящая наследница русского престола, она не помышляла о царствовании и, подобно лже-Елизавете, была обманом приглашена на корабль и увезена в Россию, где ее заточили в монастыре. Произошло это только в 1785 году, когда Августе Таракановой было уже сорок лет. На ее содержание отпускалась из казначейства изрядная сумма. После смерти Екатерины II Досифею стали посещать известные лица; митрополит Платон приезжал поздравлять ее по большим праздникам, и даже одно лицо из императорской фамилии посетило ее келью и долго беседовало с затворницей. Досифея до самой своей смерти при каждом стуке в дверь сильно бледнела. У нее имелись портрет императрицы Елизаветы Петровны и какие-то бумаги, которые она, после долгого колебания, сожгла. Судя по портрету, она была очень похожа на Елизавету Петровну. 

Остается добавить, что митрополит Платон и лица императорской фамилии не стали бы, наверное, посещать Досифею, если бы под ее именем скрывалась какая-то Анастасия Владимирская. И зачем ей, выросшей и прожившей полжизни за границей, чужому для Елизаветы Петровны человеку, годами бережно хранить портрет покойной императрицы? 

Ряд историков, в том числе и К. Валишевский, однозначно считают, что императрица Елизавета Петровна была бездетной. Опираясь на медицинские свидетельства тех давних времен, польский исследователь сообщает: еще смолоду цесаревна страдала «немочью» по женской части, что делало ее неспособной зачать и родить ребенка. 

Письмо княжны Орлову

О Досифее говорили, что она может предсказать будущее, отвести беду, вылечить неизлечимую болезнь. Правда это или вымысел – трудно сказать. Похоронили ее в Новоспасском монастыре, в усыпальнице бояр Романовых как последнюю представительницу этого рода – боярского, не царского. На серой плите значились лишь монашеское имя и день кончины – 4 февраля 1810 года. 

Смерть Княжны Таракановой

26 февраля эскадра снялась с якоря и взяла курс на Россию. В мае 1775 года великая авантюристка была доставлена в Петропавловскую крепость. Вести дело императрица поручила Александру Михайловичу Голицину. Екатерина понимая, что история с авантюристкой не стоит её сил и времени,  приказала отпустить женщину, если та откроет тайну своего происхождения. Однако самозванка была столь напугана и растеряна, что так и не смогла понять, в чём её спасение. Она продолжала рассказывать сказки, сочинённые ею на воле, только теперь трактуя их как вовсе невинные забавы, при которых она никогда не претендовала на престол, а наоборот, стыдила всякого, кто осмеливался подталкивать её к каким либо претензиям.
К этому времени княжна уже  была смертельно больна и не отдавала отчёт своим действиям. Она умерла 4 декабря 1775 года  в одной из камер Петропавловской крепости от чахотки, так и не открыв тайну своего происхождения даже священнику перед смертью. Вполне можно допустить, что она и сама её не знала.

Предание о гибели княжны Таракановой  во время наводнения в  Петербурге в 1777 г., послужившее сюжетом для наделавшей  много шуму картины Константина Дмитриевича  Флавицкого, не подтверждается исследованиями.

Княжна Тараканова. Кто ты?

Достоверно об этой женщине известны только дата и место её смерти, а также описание внешности, оставленное Алексеем Орловым: «Росту небольшого, тела очень сухого, лицом ни бела, ни черна, а глаза имеет большие и открытые, цветом тёмно-карие, косы и брови тёмно-русые, а на лице есть и веснушки». Ни дата рождения, ни происхождение, ни даже настоящее имя этой красотки неизвестны.

Предполагают, что родилась она между 1745 и 1753 годами. Современники считали, что она дочь то ли нюрнбергского булочника, то ли пражского трактирщика, то ли польского еврея. Имена себе она придумывала сама, чаще всего добавляя к ним пышные титулы, и использовала их за свою недолгую жизнь великое множество. Именем княжна Тараканова её впервые назвали в печати спустя 20 лет после её смерти.

Первые упоминания о будущей претендентке на российский престол появились в европейских сплетнях и пересудах в конце 1760-х годов. Юная красавица — явно с пониженной социальной ответственностью — бороздила Европу, с легкостью перемещаясь из страны в страну, кружа головы мужчинам и облегчая их кошельки. Девушка была образована, знала несколько языков, разбиралась в искусстве и обладала светскими манерами, поэтому знатность её происхождения, которым она любила козырять, не вызывала сомнений.


Наиболее вероятный портрет княжны Таракановой. (Pinterest)

Сперва она охмуряла наследников богатых купеческих семейств, но вскоре начала крутить романы с представителями европейской аристократии. Самой завидной её добычей стал 36-летний граф Филипп Фердинанд фон Лимбург-Штирум. Он влюбился в юную авантюристку без памяти, специально для неё купил графство Оберштейн и усиленно предлагал ей руку и сердце

Видимо, спокойная жизнь в заштатном немецком графстве показалась Таракановой (будем называть её так) скучной: жениха она не отталкивала, благосклонно принимала его внимание и подарки, но замуж не торопилась. В 1772 году, незадолго до знакомства с Лимбургом, она впервые назвалась «княжной Володимир»

Это искаженное на парижский манер название русского города в вымышленном титуле заставляет предположить, что девушка уже тогда положила глаз на бескрайние просторы Российской империи.

На красавицу со славянским титулом обратили внимание знатные поляки — те, кто проиграл и потерял свои владения в результате недавнего раздела Речи Посполитой. По Европе поползли слухи о том, что в невестах у графа Лимбурга ходит истинная наследница русского престола, дочь императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с графом Алексеем Разумовским

Сперва, новоявленная принцесса отказывалась от публичных комментариев, но слухи множились, и вскоре ей пришлось признать «очевидную истину»: да, настоящая Императрица Всероссийская именно она, а занимающая её законный трон Екатерина II — наглая узурпаторша.

В российских реалиях «княжна Владимирская» разбиралась слабо, чтобы её не уличили в этом, была придумана красивая легенда. Мама-императрица назвала её Лизой, в свою собственную честь. До девяти лет она росла при дворе любимой маменьки. Пётр III должен был быть всего лишь регентом до её совершеннолетия, но зловредно обманул девочку и забрал корону себе. С помощью верных соратников малютке удалось бежать в Персию, где она получила образование во дворце знатного вельможи. Со своим персидским благодетелем Лиза переехала в Лондон, где их пути почему-то разошлись. Ну, а дальше — хождение по европейским дворам, сокрытие своего происхождения и скорбь по поводу положения дел на несчастной родине, томящейся под гнётом Екатерины II. Первые известия, дошедшие до Европы о начавшемся восстании Пугачева, добавили в эту сказку несколько новых штрихов. Вождь восставших — её старший брат, воюющий за возвращение трона их семейству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector