Коммод
Содержание:
- Свой человек в гнездах разврата…
- Личная жизнь цезаря и его безвременная кончина
- Имена и титулы
- Заговор Матерна
- Примечания и ссылки
- Смерть Марка Аврелия
- Фамилия
- Способности[]
- Фильмография
- В популярной культуре
- Молодость и приход к власти (161–180)
- Клеандр
- 10 Он чуть не обанкротил Рим, сыграв гладиатора – He Nearly Bankrupted Rome By Playing Gladiator
Свой человек в гнездах разврата…
Если бы римские сенаторы знали, что их ждет, они бы взмолились всем своим богам, чтобы Коммод где-нибудь сгинул в военном походе. То, что он устроил в древнем городе, трудно поддается описанию. Во-первых, он был чертовски красив, строен и сводил с ума женщин. Во-вторых, он очень любил пьяные кутежи и частенько «зависал» в домах разврата до самого утра. И наконец, он самих сенаторов посадил на «диету» — проще говоря, на одну зарплату. Кстати, один мой знакомый профессор-историк утверждал, что диетой в те времена называли именно зарплату римских сенаторов.
Но ежедневные пьянки и походы в гнезда разврата было еще не самое страшное, что придумал Коммод. При нем в Риме, как и в империи, за деньги продавалось все: смертные приговоры, помилования, должности и провинции. Больше всего сенаторов бесило, что провинции император раздавал случайным людям, чаще всего своим собутыльникам. А они далеко не всегда имели знатное происхождение.
В какой-то мере эту ненависть император компенсировал любовью простых римлян. Эксцентричный Коммод время от времени выкатывал на площади бочки с вином и угощения для римлян, а когда народу жилось особенно трудно, разбрасывал деньги прямо в толпу, совершенно не заботясь тем, что опустошает государственную казну. Ведь он мог еще задолго до Людовика XIV произнести крылатую фразу: «Государство — это я!»
Личная жизнь цезаря и его безвременная кончина
Все римские императоры, и Марк Аврелий не исключение, должны были вовремя жениться и произвести на свет потомство. Личная жизнь их зачастую складывалась не лучшим образом, ведь браки заключались вовсе не по любви, а ввиду политических интересов.
Супруга и дети: моральный облик жены
Анния Галерия Фаустина, более известная в истории с определением Младшая, была дочерью Антонина Пия. Женив Марка на ней, он фактически сделал его наследником – усыновил. Свадьбу сыграли в апреле сто тридцать восьмого года, когда будущий император едва только стал квестором. Она родила супругу тринадцать детей, выжить из которых суждено было только четверым.
- Луций Элий Аврелий Коммод.
- Анния Аврелия Галерия Луцилла.
- Анния Аврелия Галерия Фаустина.
- Вибия Аврелия Сабина.
Внешность ее отличалась хорошей фигурой, правильными чертами лица и выпученными глазами. Скорее всего, она страдала от Базедовой болезни, которая впоследствии передалась ее сыну Коммоду. Ходили слухи о крайнем легкомыслии этой женщины, и даже распутстве. Якобы она умудрилась привлечь в свою постель сводного брата своего мужа, а потом отравила его. Марку неоднократно докладывали о «подвигах» жены, но он считал, что собственным благочестием с лихвой перекрывает все мелкие грешки. Впоследствии Аврелий никогда в своих записках не говорил о Фаустине плохо. Она участвовала во всех его военных вылазках, а солдаты даже прозвали ее Матерью Лагерей (Mater Castrorum).
Смерть рассудительного императора и память о философе на троне
Отправляясь в поход против германских племен, Марк Аврелий никак не мог подумать, что вернуться ему уже не суждено. В сто семьдесят шестом, как раз в самый разгар военных действий, скончалась от чумы его жена. Особой любви меж супругами не было, но женщина делала все, что должна была в военной операции – помогала с ранеными, поднимала боевой дух, готовила пищу.
Вскоре признаки страшной болезни обнаружились у него. Семнадцатого марта сто восьмидесятого года он скончался в страшных муках в местечке Виндобона, неподалеку от Вены. Тело его было доставлено в Рим и предано вечному покою в замке Святого Ангела, более известному под названием Мавзолей Адриана. После смерти его жена и сам император были официально обожествлены.
Бронзовая статуя Марка Аврелия была изготовлена еще при его жизни, до сто восьмидесятого года. Установить ее решили на склоне у Капитолия, как раз напротив Форума. Ее одну, ошибочно приняв за изображение канонизированного Константина I Великого, пощадила христианская церковь в Средние века во время снесения языческих памяток. С шестнадцатого столетия эту статую можно увидеть на Капитолийской площади. В шестьдесят четвертом году двадцатого века на экраны вышла кинолента под названием «Падение Римской Империи», в которой роль Марка отлично исполнил Алек Гиннесс.
Цитаты Марка Аврелия: высказывания римского императора
Приставлять одно добро к другому настолько плотно, чтобы меж ними не осталось ни малейшего просвета, – это я называю наслаждением.
Наша жизнь только то, что мы сами думаем о ней.
Вред обычно терпит тот, кто в заблуждениях и невежестве продолжает упорствовать.
Всегда говорить правду, это — не усилие воли, а обычная привычка.
Единственный метод мести злейшему врагу – не походить на него ни в чем.
Ни с кем не может случиться такого, чего он не смог бы выдержать.
Настоящее – это только мимолетные эпизоды вечности.
Ни один человек не сможет счастливым, пока сам не сочтет себя таковым.
Имена и титулы
Последовательные имена
- , родился LVCIVS • AVRELIVS • COMMODVS
- , получает титул « Цезарь » (наследник престола): LVCIVS • AVRELIVS • COMMODVS • CAESAR
- , берет с отцом титул « Германик »: LVCIVS • AVRELIVS • COMMODVS • CAESAR • GERMANICVS
- , берет со своим отцом титул « Сарматик »: LVCIVS • AVRELIVS • COMMODVS • CAESAR • GERMANICVS • SARMATICVS
- , получает титул « Император »
- , связанный с Империей через своего отца: IMPERATOR • CAESAR • LVCIVS • AVRELIVS • COMMODVS • AVGVSTVS • GERMANICVS • SARMATICVS
- , открывает Империю: IMPERATOR • CAESAR • MARCVS • AVRELIVS • COMMODVS • AVGVSTVS • GERMANICVS • SARMATICVS
- , принимает титулы « Пий » и « Germanicus maximus »: IMPERATOR • CAESAR • MARCVS • AVRELIVS • COMMODVS • AVGVSTVS • PIVS • SARMATICVS • GERMANICVS • MAXIMVS
- , принимает титул « Британикус »: ИМПЕРАТОР • ЦЕЗАРЬ • MARCVS • AVRELIVS • COMMODVS • AVGVSTVS • PIVS • SARMATICVS • GERMANICVS • MAXIMVS • BRITANNICVS
- , принимает титул « Феликс »: ИМПЕРАТОР • ЦЕЗАРЬ • MARCVS • AVRELIVS • COMMODVS • AVGVSTVS • PIVS • FELIX • SARMATICVS • GERMANICVS • MAXIMVS • BRITANNICVS
- , меняет свое название на IMPERATOR • CAESAR • LVCIVS • ÆLIVS • AVRELIVS • COMMODVS • AVGVSTVS • PIVS • FELIX • SARMATICVS • GERMANICVS • MAXIMVS • BRITANNICVS
Титулы и магистратуры
- Консул в 177 , 179 , 181 , 183 , 186 , 190 , 192
- Pater patriae в 180 г.
- Понтифик в 180
- Известный Imperator в , , , , , , ,
- Имеет полномочия трибунала в 176 человек , ежегодно обновляемых 10 декабря до 192 г.
Титулатура при его смерти
Во время его убийства в его названия было: ИМПЕРАТОР • CAESAR • LVCIVS • ÆLIVS • AVRELIVS • COMMODVS • AVGVSTVS • PIVS • FELIX • SARMATICVS • GERMANICVS • MAXIMVS • BRITANNICVS, HERCVLES • ROMANVS, понтифик • MAXIMVS, TRIBVNICIAE • potestatis • XVIII , ИМПЕРАТОР • VIII , CONSVL • VII , PATER • PATRIAE
Заговор Матерна
Появление британской депутации в Риме уже показывало упадок дисциплины; скоро после того появились другие симптомы деморализации императорского войска. Матерн, простой воин, человек отважный, набрал из дезертиров, отпущенников и беглых рабов многочисленную шайку разбойников, ходил с нею по Галлии, по Испании, грабил богатые беззащитные города. Правители тех провинций долго смотрели на грабеж бездейственно, быть может, получая за то часть добычи. Наконец грозные приказания Коммода принудили их покинуть беспечность; они по общему плану двинули войска против разбойников, окружили шайку Матерна со всех сторон; она не могла бы устоять потому, что войска были слишком многочисленны. Матерн придумал средство себе спастись и отмстить. По его совету, разбойники переоделись и разошлись маленькими группами; прокравшись между войск, они пошли пустынными горными тропинками в Рим и, не замеченные никем, собрались там ко времени мегалесского праздника, когда народ шумно и буйно веселился. Матерн хотел с надежнейшими товарищами вмешаться в отряд телохранителей, убить императора Коммода и сделаться из разбойника повелителем государства. Но некоторые его соумышленники, по зависти к нему, выдали умысел. Матерн и отважнейшие из его товарищей были схвачены и казнены (апрель 188 г.).
Примечания и ссылки
- Hérodien ( пер. Denis Roques), История римских императоров от Марка Аврелия до Гордиана III , Париж, Les Belles Lettres, колл. «Книжное колесо»,1990 г..
- (la + fr) Неизвестный автор ( трад. Андре Частаньол ), Histoire auguste , Robert Laffont, колл. » Книги «,1994 г., «Комод (уведомление)»
- Элен Кох , Портрет тирана: Коммод Геркулес Роман, принц-гладиатор , Память,2016 г..
- Франсуа Зоссо, Римские императоры , Странствия,2021 г., стр. 101
- Иосиф Bidez , Альберт Джозеф Carnoy , Кюмон , Античность , Oleffe,2004 г., стр. 529
- Эрик Тейсье , Комод: Император-гладиатор , Перрен,2018 г., стр. 15–16
- (in) Эдвард Гиббон , История упадка и падения Римской империи , Palm Digital Media Group2002 г., стр. 93.
- Сценарий к фильму «Падение Римской империи» использует этот слух.
- (in) Барбара Левик , Фаустина I и II : Императорские женщины золотого века , Oxford University Press,2014 г., стр. 81 год.
- (in) Роберт С. Нельсон и Маргарет Олин , Памятники и память, Сделано и не сделано , University of Chicago Press,2004 г., 353 с. .
- Эрик Тейсье , Комод: Император-гладиатор , Перрен,2018 г. , стр. 355.
- Роберт Цуркан , Жизнь при дворе Цезарей от Августа до Диоклетиана ( I — й — III — го века . Н.э. ) , изящной словесности,1987 г., стр. 86.
- Ив Перрен и Томас Бозу, Из города в империю: история Рима , Под ред. Маркетинг,1997 г., стр. 229.
- Кристиан Бонне и Бертран Лансон, Римская империя с 192 по 325 год: от Высокой Империи до поздней античности , Офрис,1997 г., стр. 55.
- Мишель Кристоль, Рим и его империя , Hachette Education,2011 г., стр. 163.
- Алессандро Барберо , Варвары. Иммигранты, беженцы и депортированные в Римской империи (изд. Талландье, 2009 и 2011 гг. Для французской версии, стр. 57 ).
- ↑ и Эдвард Гиббон, История упадка и падения Римской империи (Рим) Роберт Леффонт 1983, тростник. 1987 р. 63-76 .
Смерть Марка Аврелия
Война еще продолжалась, когда император Марк Аврелий занемог и умер. Он скончался в паннонском городе Виндобоне (нынешней Вене) (17 марта 180). Умирая, он тревожился душою за будущность государства. Свои личные страдания Марк Аврелий выносил спокойно и ожидал смерти безбоязненно, верный правилу, которому следовал в жизни: «Человек в свое не долгое земное существование должен жить сообразно природе, а когда настанет минута возвращения в отечество, должен покориться этому спокойно, как созревшая маслина, которая, упадая, благословляет дерево, ее породившее и благодарит ветвь, на которой держалась». Прах умершего императора был перевезен в Рим и при всеобщей печали погребен в Мавзолее Адриана. Памятники и статуи сохраняли потомству память о мудром и добром государе. Его триумфальные ворота на Корсо оставались целы до 1662 года. Статуя Марка Аврелия на коне и колонна до сих пор украшают Рим. Они свидетельствуют, что римское искусство, хотя и падало, но еще сохраняло тогда достоинство, правдивость, изящество. Коммод, желая скорее вернуться к наслаждениям столичной жизни, поспешил кончить утомительную войну невыгодными для Рима договорами, показавшими германцам слабость дунайской границы.
Конная статуя императора Марка Аврелия. Капитолийская площадь, Рим
Смертью Марка Аврелия начинается новый период истории римской империи, когда явственно обнаружились результаты переворота, произошедшего за первые три столетия нашей эры в литературе, науке, религии, философии. Главное значение Марка Аврелия и двух предшествовавших ему императоров состоят в их влиянии на умственную жизнь современников. Династия Антонинов важна не политической или военной деятельностью. Мысли её монархов гораздо больше были заняты философией, литературой, религией. Эта сфера жизни была и для всего образованного общества империи гораздо более занимательною, чем действия войск в отдаленных странах и политические дела, от участия в которых общество было устранено. Философские размышления императора Марка Аврелия о самом себе служат ясным свидетельством того, что интересы людей сосредоточивались тогда в области их душевной жизни.
Фамилия
Полное имя Коммода менялось несколько раз; Он родился как Луций Аврелий Коммод , с момента своего возведения на пост соправителя в 177 году его называли Императором Цезарем Луцием Элием Аврелием Коммодом Августом , когда он принял единоличное правление в марте 180 года, он взял имя Антонин, а в октябре того же года — преномен его умершего отца Марка Аврелия в. Теперь его звали император Цезарь Марк Аврелий Коммод Антонин Август . За время своего правления он приобрел ряд побед и фамилий. В 172 году ему было присвоено победное имя Германик , в 175 году он и его отец приняли победный титул Сарматик , в 177 году он стал Патрией Патрией , 182 Германиком Максимом и, наконец, 184 Британиком . В 183 году в названии впервые появляются прозвища Пий и 185 Феликс . В 191 году он отказался от компонентов имени своего отца, но принял нееврейское имя Адриан . Теперь его звали император Цезарь Луций Элий Аврелий Коммод Пий Феликс Август .
Способности[]
- Как и Нерон, Коммод — бог-император, и является довольно могущественным.
- Тем не менее, его способности ограничены. Так, он не смог определить местонахождение Мэг Маккаффри, что указывает на то, что он слабее «настоящих» богов. Также он не может абсолютно свободно использовать свои силы. Это возможно из-за отсутствия сферы власти, которая зачастую определяет силы божества.
- Бессмертен, хоть и очень ограниченно. В отличие от богов, которые могут в какой-то степени существовать и без поклонения, Коммод и Нерон оба не могли прожить больше недели и были близки к смерти, когда о них забыли.
Фильмография
- Падение Римской империи , фильм1964года Энтони Манна, который показывает конец правления Марка Аврелия и правления Коммода.
- Гладиатор , фильм Ридли Скотта, выпущенный в 2000 году, в котором Комод играет Хоакин Феникс . Образ Коммода в фильме довольно далек от реальности и не учитывает исторические факты. В фильме Коммод убивает своего отца, потому что последний отстраняет его от власти, чтобы восстановить Республику, что является полной ложью, поскольку Коммода называют преемником Марка Аврелия с пятилетнего возраста. Более того, Коммод умер не на арене, а в своем дворце после двенадцати лет правления, а в фильме у него нет бороды …
- Римская империя : Le Règne du sang — документальныйсериал Netflix2016 года, посвященный передаче власти между Марком Аврелием и Коммодом.
В популярной культуре
- Злого и крайне самовлюбленного Коммода сыграл канадский актер Кристофер Пламмер в классическом эпическом фильме «Падение Римской империи» (1964) режиссера Энтони Манна. Этот фильм изображает все правление этого императора, от смерти Марка Аврелия до его убийства в битве против вымышленного героя Ливия.
- В лауреате премии «Оскар» за лучший фильм « Гладиатор» (2000) вымышленный Коммод выступает в роли главного антагониста фильма. Его играет актер Хоакин Феникс в спектакле, который был номинирован на премию « Оскар» 2001 года в категории « Лучший актер второго плана» .
- Персонажа из видеоигры Ryse: Son of Rome 2013 года зовут Коммод, и он является одним из главных антагонистов игры. Сын императора Нерона , он имеет несколько общих черт с историческим Коммодом.
- Коммод — второстепенный антагонист в видеоигре Colosseum: Road to Freedom 2005 года . Игрок может сразиться с Коммодом в игре, который одевается как бог Геракл. Игра позволяет себе вольность с событиями, окружающими его смерть, причем на самом деле его убивает игрок, а не борец Нарцисс.
- Его история пересказывается в документальном мини-сериале 2017 года « Римская империя: Царство крови» . В этой версии Нарцисс убивает Коммода после того, как узнает, что противники на арене Императора были вооружены только мечами без лезвий. Хотя он душит Коммода, это происходит после того, как он изначально вызвал его на дуэль, и происходит не в его ванне, а в то время, когда он готовится к этому. Аарон Якубенко изображает Коммода в сериале.
Коммод появляется как один из антагонистов популярных юношеских фантастических романов «Испытания Аполлона» . Он стал второстепенным богом после своей смерти и дожил до наших дней вместе с двумя другими римскими императорами Калигулой и Нероном . Кроме того, он был убит богом Аполлоном , который был его любовником, но замаскировался под Нарцисса, чтобы убить его и положить конец его тирании. В наше время он пытается отомстить Аполлону, который был изгнан с Олимпа Зевсом как смертный, пока он не исправит свои ошибки. Коммудус в конечном итоге убит в четвертой книге серии.
Молодость и приход к власти (161–180)
Ранние годы
Коммод родился 31 августа 161 г. в Ланувии , недалеко от Рима . Он был сыном правящего императора Марка Аврелия и двоюродной сестры Аврелия Фаустины Младшей , младшей дочери императора Антонина Пия , умершего всего за несколько месяцев до этого. У Коммода был старший брат-близнец, Тит Аврелий Фульвус Антонин, который умер в 165 году. 12 октября 166 года Коммод стал Цезарем вместе со своим младшим братом Марком Аннием Вером . Последний умер в 169 году, не сумев оправиться от операции, в результате которой Коммод остался единственным выжившим сыном Марка Аврелия.
За ним ухаживал врач его отца, Гален , который лечил многие распространенные болезни Коммода. Коммод получил обширные наставления от множества учителей с упором на интеллектуальное образование. Среди его учителей упоминаются Онесикрат , Антистий Капелла, Тит Айус Санктус и Питолай.
Коммод, как известно, находился в Карнунтуме , штаб-квартире Марка Аврелия во время Маркоманских войн в 172 году. Предположительно, именно там 15 октября 172 года ему в присутствии армии было присвоено победное звание Германика . Название предполагает, что Коммод присутствовал при победе своего отца над маркоманами . 20 января 175 года Коммод поступил в Коллегию понтификов , ставшую отправной точкой в общественной жизни.
В апреле 175 года губернатор Сирии Авидий Кассий объявил себя императором после слухов о смерти Марка Аврелия. Будучи принятым императором Сирией, Иудеей и Египтом , Кассий продолжил восстание даже после того, как стало очевидно, что Марк все еще жив. Во время подготовки кампании против Кассия Коммод принял свою toga virilis на Дунайском фронте 7 июля 175 года, таким образом формально вступив во взрослую жизнь . Кассий, однако, был убит одним из его центурионов до того, как кампания против него могла начаться.
Впоследствии Коммод сопровождал своего отца в длительном путешествии по восточным провинциям, во время которого он посетил Антиохию . Затем император и его сын отправились в Афины , где были посвящены в Элевсинские мистерии . Затем осенью 176 г. они вернулись в Рим .
Совместное владение с отцом (176–180)
Марк Аврелий был первым императором после Веспасиана, у которого был законный биологический сын, и, хотя он сам был пятым в линии так называемых пяти хороших императоров , каждый из которых усыновил своего преемника, похоже, это было его твердым намерением. что Коммод должен быть его наследником. Коммод был первым (и до 337 года единственным) императором, « рожденным в пурпурном », то есть во время правления его отца. 27 ноября 176 г. Марк Аврелий пожаловал Коммоду титул Императора, а в середине 177 г. — титул Августа , предоставив своему сыну такой же статус, что и его собственный, и формально разделив власть.
23 декабря 176 года два императора праздновали совместный триумф , и Коммоду была предоставлена власть трибунала . 1 января 177 года Коммод впервые стал консулом , что сделало его в возрасте 15 лет самым молодым консулом в римской истории того времени. Впоследствии он женился на Бруттии Криспине, прежде чем снова сопровождать своего отца на Дунайский фронт в 178 году. Марк Аврелий умер там 17 марта 180 года, оставив 18-летнего Коммода единственным императором.
Клеандр
Народ благодарил богов за спасение императора от двух заговоров. Но если бы вступил на престол Переннис или Матерн, государство едва ли стало бы страдать больше, чем страдало от Коммода. Он боялся злоумышлений; все больше и больше удалялся от народа, жил на своих виллах, занимался фехтованьем с гладиаторами, a всю администрацию и судебную власть предоставил новому префекту Клеандру, фригийцу, который попал во дворец рабом и приобрел расположение своего повелителя Коммода усердной услужливостью. Клеандр не был так честолюбив, как Переннис; господствующей страстью его было корыстолюбие; сделавшись префектом, он удовлетворял своей алчбе, продавая должности и в самом Риме и в провинциях, решал судебные дела за взятки. Клеандр публично продавал сан консула, сан патриция, сенатора, говорит Гиббон, и кто отказался бы купить пожертвованием большей части своего состояния эти пустые, почти постыдные, титулы, тот попал бы в число злоумышленников. Клеандр удерживал y себя деньги, назначенные на содержание благотворительных учреждений. Правители провинций грабили народ и делились добычею с префектом. Богатые преступники легко покупали себе безнаказанность и губили жаловавшихся на них, губили свидетелей. Клеандр поддерживал себя в милости y императора лестью и великолепными подарками, которые от времени до времени клал к ногам Коммода. Он устраивал великолепные игры, делал общественные постройки, чтобы расположить к себе народ. По интригам Клеандра, были казнены сенатор Бурр, муж сестры Коммода, отважившийся говорить ему о гнусности его любимца, и Аррий Антонин, наследник имени и добродетели Антонинов, бывший проконсул Азии и отказавшийся делать несправедливости, которых требовал Клеандр. Фаворит императора выдумал заговор, назвал Бурра и Антонина соучастниками его, и Коммод велел казнить их.
Ослепляемый праздниками, которые щедро давал ему Клеандр, римский народ три года выносил тиранию алчного фригийца, бывшего раба. Но во время эпидемии, страшно свирепствовавшей в Риме, когда умирало по 2000 человек в день, постигло столицу еще другое бедствие: начался голод, оказалось, что он был произведен спекуляциею Клеандра, закупившего весь хлеб; народ толпою пошел ко дворцу императора. Дворец, в котором жил тогда Коммод, находился в одном из предместий Рима; толпа обступила дворец и потребовала головы Клеандра. Отряд преторианской конницы напал на толпу, она побежала в город; конница преследовала ее, но в узких улицах встретила более упорное сопротивление. Народ бросал из окон и с кровель дротики, камни, другие тяжелые вещи на преторианцев; им пришлось отступить. Народ толпою, многочисленнее прежней, подступил к воротам дворца, повторяя свое требование. Коммод развратничал в отдаленной части и не слышал шума, не знал ничего о том, что делается. Фадилла, сестра императора, и Марция, любимая его наложница, испуганные, вбежали, с распущенными волосами, в комнату, бросились на колени перед Коммодом, умоляя его успокоить раздраженную толпу, пожертвовав ненавистным префектом. Коммод вскочил в испуге, дрожа за свою жизнь, велел отрубить голову злодея Клеандра, насадить её на копье и показать народу (189 г.). Толпа разошлась с криками радости.
10 Он чуть не обанкротил Рим, сыграв гладиатора – He Nearly Bankrupted Rome By Playing Gladiator
Источник фото: Edwin Howland Blashfield
Мы говорили вам раньше об одержимости Коммода игрой в гладиатора. Постоянные читатели, возможно, уже знают, как он раздевался догола, выходил на арены и бил людей с физическими недостатками в голову перед ревущей толпой римских граждан. Но мы не сказали вам, насколько серьезной была эта проблема.
Коммод не был похож на обычного гладиатора. Он был жестоким, даже по меркам людей, которые избивали друг друга до смерти для развлечения публики. Он заставлял гладиаторов приходить к нему домой и тренироваться с ним. Приглашение означало почти верную смерть; никто не посмел бы победить его, а когда он выигрывал, он не проявил бы милосердия. Удачливый покинул свой дом с отсутствующими носами и конечностями, а неудачники так и не остались живы.
Когда боевой гладиатор пытался спасти жизнь своего противника, Коммод останавливал его. Жаждущий крови, он связал гладиаторов вместе и заставил их сражаться, пока один из них не умрет – иначе они никогда не были бы освобождены.
Убийство – не обычное времяпрепровождение, но оно даже подорвало экономику . Каждый раз, когда он появлялся на гладиаторской арене, Коммод взимал с государства миллион сестерциев за свое появление. Его любовь к убийству не просто стоила жизни – она помогла римской экономике приблизиться к полному краху.