Надежда ламанова

Содержание:

Выставка «Искусство – в жизнь! К истории Декоративного института в Петрограде».

Русский музейАдрес: г. Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4 Станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект»

Часы работы:Понедельник 10:00—18:00Михайловский дворец и корпус Бенуа работают до 20.00Вторник Выходной деньСреда 10:00—18:00Четверг 13:00—21:00Пятница 10:00—18:00Суббота 10:00—18:00Воскресенье 10:00—18:00Телефон для справок: +7 (812) 595-42-48

С 17 августа по 20 ноября 2017 года в Русском музее можно будет увидеть произведения выдающихся мастеров народных художественных промыслов из фондов Отдела народного искусства и частных собраний Петербурга. В залах будут представлены: Агитационный фарфор и лаки, Крестецкая строчка, уникальные знамена, платья, созданные по эскизам Надежды Ламановой и Любови Поповой и многое другое…

Выставка призвана показать советское агитационное искусство первых послереволюционных лет, которое было поистине массовым, охватывающим самые разные аспекты повседневной жизни. Основой экспозиции выставки, проходящей в год 100-летия Октябрьской революции, станет продукция Декоративного института, работавшего в Петрограде-Ленинграде в 1918–1926 годах. Декоративный институт представляет собой яркий пример комплексного подхода к созданию предметов искусства и организации окружающего пространства. Многие перспективные творческие наработки вышли из стен именно этого института и впоследствии получили развитие в киноплакате, рекламе, наглядной агитации. В 1926 году Декоративный институт был закрыт, вследствие чего многие его плодотворные начинания так и не удалось воплотить в жизнь.

В собрании Русского музея находится более 30 предметов прикладного искусства, связанных с историей Декоративного института, а также прекрасная коллекция эскизов оформления города (улиц, площадей, мостов, зданий); модели памятников, создававшихся по плану монументальной пропаганды; одна из лучших коллекций фарфора. Авторами этих работ являются Р. Френц, Н. Альтман, И. Школьник, Н. Лапшин, М. Векслер, Л. Милеева, А. Клетенберг, Е. Витенберг и другие художники, многие из которых оставили заметный след в истории русского авангарда.

В экспозицию войдет более 200 произведений из коллекции Русского музея — материал, до сих пор не экспонировавшийся в полном объеме.

Выставка организована при поддержке Фонда Петера и Иренэ Людвиг.

*****

Все сначала

Ламанова не эмигрировала за границу, как многие ее коллеги. На шестом десятке она начала все сначала. Женщина продолжала творить на родине еще более двадцати лет. В стране она была единственным модельером с мировым именем. Изменились реалии жизни, но Надежда сумела приспособиться к новым условиям. Теперь ее клиентками стали жены высокопоставленных руководителей, которые прекрасно знали, что такое платья от Ламановой, и тоже хотели красиво одеваться.

Но тяготы нового времени не обошли семью Надежды стороной. Ее и супруга из-за дворянского происхождения арестовали. Выйти на свободу им удалось только благодаря хлопотам старых друзей, среди которых был Максим Горький.

Письмо Ниссона Абрамовича Шифрина, адресованное Ламановой Надежде Петровне

Ниссон Абрамович Шифрин (1892—1961) — советский театральный художник. Народный художник РСФСР (1958). Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951).

Письмо главного художника театра Красной Армии Н.А. Шифрина, по эскизам которого под руководством Надежды Петровны были выполнены костюмы к спектаклю «Укрощение строптивой». В 1937 г. театр Красной Армии более полугода гастролировал на Дальнем Востоке. Там, в Хабаровске, 29 ноября 1937 года и состоялась премьера «Укрощения строптивой» — этапной работы театра. О своих впечатлениях от поездки и премьеры и пишет Ниссон Абрамович Надежде Петровне.

Дорогая Надежда Петровна!

Вот уж два месяца, как мы все из Москвы. Время это, полное самых разнообразных впечатлений, промелькнуло так быстро, точно мы уехали дней 5 тому назад. Совершенно изумительная дорога, Ангара, Байкал, зачитинские пейзажи, отроги Хингана — все это ждет еще своего художника или на худой конец кинооператора. Я сделал несколько зарисовок в пути — не знаю, удастся ли мне реализовать их в акварели (хотя-бы).

Мы работали здесь, как звери, в редких случаях позволяя себе пойти к берегу Амура и посмотреть на феноменальной красоты закаты. Здесь, глядя на дальневосточную природу, начинаешь понимать глубокую реалистичность Японской живописи. То, что нам кажется условным приемом, графичность, неожиданность и протекаемость цвета на самом деле заложено в самой природе Дальн. Востока. Я чувствую огромные трудности, которые возникают при желании передать этот пейзаж без слащавости и сантиментов.

Итак, после зверской работы и над очередными спектаклями и над Шекспиром мы выпустили Укрощение 29/ХI. Мы, приглядевшись ко всему, не предполагали, что спектакль будет так принят и даже что он окажется таким значительным. То что сделала режиссура, особенно Попов — так тонко, умно, темпераментно, с хорошим юмором и вместе с тем реалистично чрезвычайно. Местами спектакль плетется кружевом, тончайшими переходами мысли и чудесного человеческого полнокровного чувства. И даже неловко вспоминать и говорить о приеме оказанном нам зрительным залом. Костюмы выглядят очень хорошо, и я (да и не только я) с чувством огромной радости и благодарности вспоминаем о Вас, о работе с Вами, обо всем чему я научился у Вас и о том, как великолепно сделали Вы костюмы. И отзыв рецензента о Вашей работе это только малая дань восхищения. И мне уже хочется дальше и снова сделать с Вами новый спектакль, снова радоваться Вам и снова быть Вам благодарным за Ваше искусство, за его последовательность и принципиальность. И я верю, что так и будет.Горячо целую руки, и аллегорически и так.

Ваш Нис. Шифрин11.XII.37 Хабаровск

Фестиваль моды в Доме ученых РФЯЦ-ВНИИЭФ.

Дом ученых РФЯЦ-ВНИИЭФАдрес: Нижегородская обл., г.Саров, пр.Музрукова, 10http://www.vniief.ru23 апреля 2016 в 17:0024 апреля 2016 в 16:00

23-24 апреля 2016 года в Доме ученых РФЯЦ-ВНИИЭФ прошел первый Фестиваль моды в Сарове. В первый день состоялись тематические лекции московских специалистов и преподавателей моды. Говорили о модельере и художнике театрального костюма, уроженке Нижегородской области Надежде Ламановой, которая стояла у истоков российской и советской моды XX века. Представители Московского Дома моды Slava Zaitsev представили историю своей компании и ее традиции. В фойе прошло открытие выставки московского фотографа Аллы Соловской «Против течения». Часть ее коллекции навсегда останется в зале Дома ученых. Завершился вечер демонстрацией моделей костюмов XIX века.

Во второй день перед зрителями более трех часов с моноспектаклем «Русская мода серебряного века» выступил руководитель Московской Академии Моды, известный телеведущий, коллекционер Александр Васильев.

Директор Дома ученых – автор идеи и один из организаторов встречи с историком моды  Елена Шаповалова отметила: «Мода – это не только одежда, это часть культуры. Александр Васильев осветил огромный культурный пласт, люди выходили из зала с благодарностью и желанием встретиться с ним вновь. Конечно, такой вечер не состоялся бы без поддержки Ядерного центра. Есть желание продолжить традицию говорить о моде и показывать ее, но над этой темой необходимо серьезно работать».

Сам модельер выразил благодарность публике и изъявил желание снова приехать в Саров.http://www.vniief.ru/wps/wcm/connect/vniief/site/socialo/culture/culturenews/5ba648004c8ae9a2bd27bd22c9d42636http://sarov.info/news/zato/2016/03/17/festival-mody-proydet-v-dome-uchenyh.html

*****

Письмо Василия Николаевича Терновского, адресованное Ламановой Надежде Петровне

Терновский Василий Николаевич (1888, Ташкент—1976, М.), анатом, историк медицины, популяризатор науки, д. медицины (1922), д. мед. н. (1935), проф. (1924), ак. АМН (1944).

Глубокоуважаемая и дорогая Надежда Петровна,

мы с женой все время поджидаем извещения о встрече Вас. Я немного задержал ответ на Вашу телеграмму т.к. Комитет по дел.Высш. Школы, после моего отчета о проведении Госуд. экзам. В Горьк. Медиц. и-те, поручил мне редактирование анатомическ. учебников и я совершенно убежденный, что Вы уже выехали, немножко лихорадил с своей вынужденной задержкой. Жена телеграфировала мне, что есть от Вас телеграмма и я был уверен, что Вы уже выехали. И в настоящее время надежда, меня еще не покинула увидеть Вас здесь под башнями… Казани.

Мне дали путевку в дом отдыха в Теберду (на Северн. Кавказе). Это учреждение Комис. Содейства ученым и там хорошо отдыхать. Мы один раз там уже жили месяц. Путевка и является причиной нашего выезда числа 25 VII из Казани, вот почему я Вам указал в телеграмме на этот срок.

Я думал, что за этот срок мы успели бы все посмотреть, передохнуть и потом ехать дольше. Либо вниз по Волге, как это нам надо, либо вверх, если бы Вы поехали полюбоваться тем Плесом. Будет очень жаль, если сроки наших отдохновений не совсем совпадут и Вы не сможете до 25 VII совершить путешествие; правда возможно проехаться по Волге еще раз и в начале сентября, когда мы уже будем на месте и будем Вас так же радостно ждать. Я был убежден (как мы об этом говорили на незабываемом Суворове), что Вы числа 7-го или 10 VII непременно сядете на пароход в Москве и все было бы гениально. Ну, у нас еще не потеряна надежда. Сердечный привет Марии Петровне и Софии Петровне.Вам сердечно преданныйТерновскийКазань, 15. VII. 37 г.

Память[править | править код]

  • Марина Цветаева в своём стихотворении «Полотерская» зарифмовала фамилию Надежды Петровны:
  • Фильм «Надежда Ламанова» из цикла «Гении и злодеи уходящей эпохи» Льва Николаева (2009).
  • Фильм «Мода для народа», подготовленный ВГТРК (2011).
  • В январе 2016 года вышла книга советского и российского журналиста и публициста Андрея Доброва «Последний крик моды. Гиляровский и Ламанова». Это третья книга автора, написанная в жанре «исторический детектив», в линейке книг о расследованиях «Короля репортеров» Владимира Гиляровского. По сюжету известный журналист расследует странное самоубийство брата одной из работниц знаменитой «моделистки» Надежды Петровны Ламановой. Несмотря на то, что главные герои книги — реальные исторические персонажи, а автор, «работая над образом Ламановой, старался найти как можно больше информации о её жизни и, главное, работе Ламановой настоящей», в предисловии к книге Добров пишет, что «все персонажи этой книги являются выдуманными и никакого отношения к реально жившим людям не имеют. И все же я буду очень рад, если, прочитав эту книгу, вы захотите узнать больше о Надежде Петровне Ламановой — её судьбе и творчестве».
  • С 1994 года Московский Дом Моды Вячеслава Зайцева и одноимённый Дом Моделей проводят конкурс российских художников-модельеров имени Надежды Ламановой. Конкурс проводится среди профессиональных модельеров, помогая развитию моды как искусства и как индустрии в России. Лауреаты конкурса в настоящее время — это, в основном, известные профессиональные модельеры, в их числе Султанна Французова, Ольга Солдатова, Олег Шаров и другие. На конкурс необходимо представить несколько ансамблей как для приемов, так и для повседневной жизни, а также — маленькое чёрное платье. Конкурс имени незаслуженно забытой русской художницы является проводником понимания моды как высокого искусства, а не ремесла, напоминания о великой художнице, талант которой по своему масштабу не уступает таланту кутюрье с мировой известностью и легендарными именами.
  • 19 февраля 2016 года в Московском Доме Моды В. М. Зайцева прошла I Научно-практическая конференция «Российская мода», организованная директором по развитию Дома моды Славы Зайцева . Темой первой конференции стали жизнь и творчество Надежды Петровны Ламановой. В конференции приняли участие Александр Васильев, текст Тамары Коршуновой (ведущего научного сотрудника Государственного Эрмитажа) зачитала Юлия Попова, директор по развитию Дома моды В.М.Зайцева, Наталья Ездина (доцент кафедры сценического костюма школы-студии МХАТ), Алла Щипакина (ведущий искусствовед ОДМО на Кузнецком Мосту), тележурналист, историк моды, генеральный директор Фонда «Магия моды» Наталия Козлова, историк моды, искусствовед Алёна Арефьева и многие другие.
  • Генеалогические исследования проведены генеалогом Андреем Львовичем Ламановым. Многие ранее неизвестные факты биографии были установлены Татьяной Грачевой и Марией Маркович.
  • Надежда Ламанова является одним из главных действующих лиц детективного романа современного писателя Андрея Доброва «Последний крик моды. Гиляровский и Ламанова».
  • Пикуль В. С. Исторические миниатюры, Закройных дел мастерица!. Издательство: АСТ, Вече, ISBN 5-17-010666-1, 2002 г., есть аудиоверсия

Вера Аралова

Создательница сапог на молнии

Русский показ в 1959 году парижане запомнили надолго. К публике вышли высокие манекенщицы в роскошных меховых шубах и накидках, украшенные павловопосадскими расписными платками. Но самым интересным стала обувь девушек. Красные облегающие сапожки на каблуке с молнией. Такого ещё в мире моды не видели. Их прозвали «русскими сапожками». Автором этого произведения оказалась советский модельер, руководитель Дома мод Вера Аралова.

Именно под её руководством готовили первую коллекцию для иностранной публики. Вера Аралова решила, что меха произведут большее впечатление, чем сдержанная рабочая одежда. Но возник вопрос с обувью. Сочетать туфли с шубой Аралова не хотела, а сапоги выглядели слишком грубыми и громоздкими.

К сожалению, ни фотографий с показа, ни тех самых сапог не сохранилось. Саму Веру Аралову сложно было назвать новатором. В 1948 году она возглавила Всесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту в Москве. Под её руководством разрабатывали простые и практичные модели одежды, в основном рабочей. Кроме работы художником, Аралова была членом редколлегии изданий «Журнал мод» и «Мода стран социализма». Она курировала их работу и сама писала статьи о советской моде. 

По воспоминаниям коллег, у Веры Араловой был добрый характер. Она часто поддерживала молодых модельеров и помогала манекенщицам, рекомендуя их редакторам модных журналов. В том числе она открыла одну из самых известных в мире советских манекенщиц Регину Збарскую.

До революции

Родившаяся в дворянской семье в Нижнем Новгороде Надежда Ламанова в раннем возрасте столкнулась с большими трудностями. У девушки умерли родители, и после гимназии она не смогла получить обычного для ее круга образования. Вместо этого Ламанова, вынужденная содержать не только себя, но и четырех младших сестер, поступила в Московскую школу кройки и шитья Ольги Суворовой. Проработав некоторое время ведущей закройщицей, 24-летняя портниха открыла собственную мастерскую в Москве. Современники признавали ее незаурядный талант модельера. Достаточно было клиентке войти в мастерскую, как Ламанова тут же придумывала наиболее подходящий для нее образ и приступала к созданию эскиза. Она накладывала на тело клиентки куски ткани и закалывала их булавками в нужных местах. Это было совсем не похоже на то, как работали другие портнихи, поэтому дела Ламановой быстро пошли в гору. Москвички говорили, что ее платья ничем не уступают парижским. При этом Ламанова никогда не возилась с иглой и ниткой сама, поручая непосредственный процесс шитья своим работницам.

Платья от Ламановой носила даже государыня Александра Федоровна. С 1890-х московская портниха числилась «Поставщиком Ее императорского величества». Среди других известных современниц, одевавшихся у Ламановой, – актрисы Ольга Книппер-Чехова, Мария Ермолова и Вера Холодная. Обычной же клиентурой мастерской были жены и дочери самых состоятельных жителей Москвы. С легкой руки Константина Станиславского Ламанова также стала шить костюмы для спектаклей Московского Художественного театра. Ее сотрудничество с актерами и режиссерами продолжалось до самой смерти.

Голь на выдумку хитра…

В общем, специально ли или вынужденно обращалась Ламанова к упрощению, однако достоверно известно лишь одно: что бы она ни придумала, это тут же воспевалось ее знаменитыми клиентками. Так, актриса и модница Алиса Коонен утверждала, что очень любит «наши простые, кустарные ткани» за их гигиеничность и утонченность. Да, но вряд ли Алиса писала бы про утонченность вещей из холста, если бы обшивал ее кто-то менее искусный!
Но за это свое стремление одеть стильно как можно больше женщин Надежда Петровна жестоко поплатилась. Как только завершилась эпоха нэпа, модельер снова попала в передрягу. Кто-то настучал, что она держит дома кустарное ателье с двумя швеями. К ней пришли с обыском, конфисковали часть имущества, закрыли мастерскую, а саму хозяйку вычеркнули из списков всех творческих объединений, где она состояла. Надежда Петровна была в ужасе: ведь она искренне верила в правое дело советского народа и его руководителей, она же собственноручно принесла своей стране победу в своей профессиональной сфере. А ее выставляют за дверь в самый разгар праздника новой жизни! Она горячо убеждала своих обвинителей, что делает великое дело исключительно на благо своего народа и швей держит потому, что вовсе не обязана строчить на машинке сама — с нее достаточно эскизов и примерок. Но на сей раз даже массовое заступничество приближенных к власти художников и актеров не возымело действия.

Диплом Государственной Академии Художественных Наук 1923 год

В 1923 году на I Всероссийской художественно-промышленной выставке, организованной Академией художественных наук, впервые стали широко известны имена первых мастеров костюма, людей очень разных по своему творческому почерку и устремлениям – Прибыльской, Ламановой, Мухиной, Экстер.

По итогам Выставки, Мастерской современного костюма, под руководством Надежды Петровны Ламановой, был присужден диплом Государственной Академии Художественных Наук за:а) Оригинальный творческий замысел,б) использование материала, указывающее на высокое мастерство,в) за тонкую и гармоническую красочность; г) за логически упрощенное построение костюма, дающее возможность массового производства, д) за обстоятельное и точное исследование по распределению труда, ведущее к сокращению часов работы исполнителя.

В РГАЛИ и ГЦТМ им. А.А. Бахрушина нами найдено , подтверждающее выдачу данного диплома.

Также на выставке был показан целый ряд образцов одежды, которые разработали художники «Ателье мод», созданного при Москвошвее. Комитет Выставки, заседавшей при Российской Академии Художественных Наук в Москве присудил «Ателье Мод» – Аттестат первой степени за:а) удачные красочные и силуэтные достижения, за обнаруженное в выставленных моделях тонкое понимание взаимоотношений между живой фигурой, материалом и художественной формой;б) за привлечение высоко-квалифицированных художественных сил к делу поисков нового современного костюма.Страница из журнала «Ателье» № 1, 1923 год

Данный аттестат является опосредованной наградой Надежды Ламановой, участие которой в создании моделей «Ателье Мод», подтверждается воспоминаниями Евгении Ивановны Прибыльской.

Смерть[править | править код]

Скоропостижно скончалась 15 октября 1941 года. Обстоятельства смерти Надежды Ламановой известны из телеграммы и письма её младшей сестры Марии Петровны Терейковской к Вере Мухиной. В письме сообщается, что в последние дни перед смертью Ламанова испытывала приступы недомогания, но старалась скрыть их от сестры и продолжала вести активный образ жизни. 13 октября она пыталась узнать, принято ли решение о её эвакуации вместе с артистами МХАТ, но не смогла получить однозначного ответа. Утром 14 октября Ламанова с сестрой приехала в театр, но обнаружила, что эвакуация уже завершена, а она «осталась ненужна»

В ночь на 15 октября Мария обратила внимание, что Надежде было тяжело подниматься из убежища, куда они спустились на время воздушной тревоги, а следующим утром, когда сёстры шли к станции метро, чтобы уехать на дачу, Ламанова потеряла сознание на улице возле амбулатории Большого театра. Попытки реанимации остались безуспешными

Тело Ламановой было кремировано, урна с прахом захоронена «рядом с Андрей Павловичем на Ваганьковском кладбище».

24 декабря 2016 – 26 февраля 2017 Выставка «Гений в юбке» К 155-летию со дня рождения главной героини русской моды начала XX века Надежды Петровны Ламановой

Галерея БеляевоАдрес: г. Москва, ул. Профсоюзная, 100Тел:+7(495)335-8322, +7(499)793-4121Время работы выставочного зала:Ежедневно с 11:00 до 20:00Выходной — понедельник.Стоимость билетов:полный — 100 рублейльготный — 50 рублейКаждое третье воскресенье месяца — вход на выставку свободный, за исключением платных мероприятий.

Надежда Ламанова – легенда в мире моды и театра, обладательница звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества», первый русский модельер Страны Советов. Как ореол величия ее окружал сонм великих русских княжон, выдающихся актрис, известных писателей, художников и режиссеров. В 1925 году Надежда Ламанова стала единственной обладательницей среди русских творцов послереволюционного периода Гран При «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением» на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже. Триумфальным для нее становится и 1928 год опубликования работы «Теория промышленного моделирования». Известность и признание гения Надежды Ламановой во многом связаны с ее новаторскими идеями, которые послужили основой для становления искусства дизайна в России.

Выставка «Гений в юбке» включала пять разделов: «Дворцовый», «Театральный», «Революционный», «Звезды – звезде!» и «Документальный». Ядро экспозиции составили уникальные экспонаты – платья, выполненные Надеждой Ламановой, из коллекций Музея Москвы и Музея МХАТа. Частные коллекционеры Татьяна Абрамова и Ольга Извольская предоставили подлинные дореволюционные платья, принадлежащие Дому Н.П. Ламановой. Современные реконструкции знаменитых туалетов «Гения в юбке» осуществили 20 российских дизайнеров, вышивальщиц, кружевниц, среди них Елена Супрун, Елена Шипилова, Елена Эланж и Виктория Язарова.

В разделе выставки «Звезды – звезде!» приняли участие ведущие дизайнеры: Вячеслав Зайцев (SLAVA ZAITSEV), Татьяна Парфенова, Егор Зайцев (YeZ by Yegorzaitsev), Анастасия Романцова (A LA RUSSE), Катя Леонович (США), Олег Овсиев (Viva Vox), Игорь Гуляев (IGOR GULYAEV), Виктория Андреянова (Victoria Andreyanova), Сергей Ефремов (Дом моды EFREMOV), Елена Макашова (дизайнер «Студия платья «ХакаМа»), Середин&Васильев. Так они выразили свою любовь и признательность Н.П. Ламановой.

В экспозиции были представлены фотографии и документы из фондов Государственного театрального музея имени А.А. Бахрушина, Государственного музея В.В. Маяковского, «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества», Государственного Эрмитажа, журнала «Обсерватория культуры» при Российской государственной библиотеке, Российского государственного исторического архива, Государственного архива РФ, Центрального архива г. Москвы, Российского государственного архива литературы и искусства.

В рамках выставки прошла серия мастер-классов и лекций, в том числе:

  • Лекция Сергея Глебушкина «Народный костюм в творчестве Надежды Ламановой».
  • Лекция Татьяны Нагорских «Н.Ламанова и мода: модерн, ар-деко, конструктивизм».
  • Лекция Татьяны Нагорских «Костюмированный бал 1903 года в Зимнем Дворце, модельер Надежда Ламанова и Русский боярский костюм в XXI веке.»
  • Лекция Илектры Канестри «ГЛАВНАЯ РОЛЬ: Надежда Ламанова и кино.»
  • Лекция Наталии Козловой «Магия русского стиля. Код успеха».

Также проведен костюмированный бал «Надежда», к которому был подготовлен электронный каталог выставки «Гений в юбке».

В рамках выставки прошли специальные кинопоказы: «Аэлита», «Цирк», «Александр Невский», где можно было увидеть главных героев в костюмах от Н.П. Ламановой, а также документальный фильм Н. Козловой, выпущенный в 1994 году программой «Магия моды».

Куратор выставки – Наталия Козлова, международный обозреватель и историк моды.Арт-директор выставки – Антонио Вильчес-Ногерол, руководитель студии «АРТ-Дизайн».Арт-директор костюмной части – Сергей Васильев, дизайнер.Прогулка по выставке здесь: Выставка «Гений в юбке»»ГЕНИЙ В ЮБКЕ», ИЛИ ПРОЕКТ ВСЕЙ РОССИИ К 155-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ВЕЛИКОЙ Н.П. ЛАМАНОВОЙ:http://salon-5.livejournal.com/19440.htmlВыставка «Гений в юбке»:http://statearchive.ru/804

*****

Письма Веры Игнатьевны Мухиной, адресованные Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой

27 декабря 1941 годаВ Самарканд

Милые мои девочки! С Новым годом!

Пожелаем друг другу, чтобы он был легче старого, для меня он был тяжел. 20-го октября убит наш милый Сережа Замков, где-то недалеко от Москвы. Убит в бою, как пишет его жена Наташа. Как мне бывает больно, когда гибнет что-то красивое, а он был красив и душою и телом… 15-го октября, через три дня после нашего отъезда, умерла на улице от разрыва сердца моя дорогая Надежда Петровна Ламанова. Я все время чувствовала себя страшно виноватой, если бы вы знали, как тяжело она переживала наш отъезд! Я не могу простить себе, что я уехала. Ее последние слова мне были: «За пять последних лет вы были самым светлым, что у меня было». Потом она повернулась и без единой слезы, как автомат, сошла у нас с лестницы и исчезла из моей жизни навсегда. Умерла она по дороге из театра. Когда узнала, что МХАТ уехал, бросив ее и даже не предупредив…

Примечание: Сергей Андреевич Замков, архитектор, брат мужа Веры Игнатьевны, Алексея Андреевича Замкова. Позировал Вере Игнатьевне для скульптурной группы «Рабочий и колхозница».

Апрель 1943 годаВ Самарканд

Милые мои Нина и Зина, мои ласковые девочки!

Перечитала сегодня ваши письма, спасибо вам за доброту, за любовь. Мне вас недостает. Алеши нет, и Надежды Петровны нет, и Сережи нет. И так иногда грустно, что и рассказать невозможно.

Личная жизнь и творчество

В артистическую сферу Надежда Петровна вошла благодаря супругу, Андрею Павловичу Каютову. Мужчина был известным меценатом и юристом. Пара поженилась и прожила очень счастливую жизнь, которая была омрачена только отсутствием детей. В доме Ламановых всегда было много гостей, среди которых были художники, музыканты, актеры и режиссеры. Другом семьи был Валентин Серов. Его последней работой стал портрет Надежды, который он так и не успел закончить.

Ламанова всегда очень много работала, но при этом она успевала совершенствовать свои умения в Париже. Именно в столице Франции Надежда познакомилась с французским модельером Полем Пуаре, который стал реформатором женского костюма. Именно с его подачи произошел отказ от корсетов.

Денежное дерево радует пышным цветением: мой секрет в уходе за листьями

Похудела: чем пожертвовала София Тарасова ради «ВИА Гры» (новые фото)

Полезно часто мыть: мифы о шампуне и уходе за волосами, которые только вредят

Карьера Надежды складывалась очень удачно. Она была очень успешным предпринимателем. Ее дом моды приносил солидный доход. Но в 1917 году жизнь Ламановой, как и всей страны, изменилась. После революции женщина лишилась всего, но это не помешало ей продолжить свою работу.

Алла Левашова

Модельер-реформатор, которая шила одежду для всех

Благодаря Алле Левашовой советские женщины смогли покупать себе вечерние платья, брюки и красивую домашнюю одежду. Модельер одной из первых вывела советскую моду с каталогов на прилавки магазинов.

Алла Левашова родилась в 1918 году в Москве. Творческие профессии в семье выбрали все, кроме отца: он работал статистиком. Мать Аллы была живописцем, сёстры — архитектором и акварелистом, а брат стал детским писателем.

В 1941 году Алла окончила Московский текстильный институт. Уже там она проявила инициативу: благодаря ей в институте создали отделение художников-модельеров. После учёбы Левашова несколько лет проработала художником-постановщиком в Московской оперно-драматической студии Станиславского. А затем пришла в Общесоюзный дом модели, где и началась её карьера.

Алла сочетала элегантность и простоту в своих моделях. Работы модельера печатали в журналах и демонстрировали на выставках. Но Левашову не устраивало, что по её моделям шьют эксклюзивные коллекции, которые не доходят до магазинов. А для населения советская промышленность выпускала скучную и довольно посредственную одежду.

Левашова писала статьи, в которых снова и снова говорила о том, что советские модельеры должны создавать одежду для всех. К её голосу прислушались, и в 60‑х учредили Специальное художественно-конструкторское бюро (СХКБ). Алла Левашова стала его директором и художественным руководителем.

Утеплённое пальто и платье с вологодским кружевом / СХКБ 

Тогда-то Алла и пустила в ход все свои задумки. Она нанимала модельеров, которые могли создавать модели для широкой промышленности — интересные в деталях, но простые в исполнении. Левашова использовала для производства метод одного лекала, что позволяло быстро обновлять коллекции. Одежду отшивали на местных текстильных фабриках и производствах фурнитуры. Через несколько лет Алла Левашова добилась того, чтобы СХКБ передали две московские фабрики. Там коллекции отшивали малыми партиями для оперативной продажи.

Одежду СХКБ украшали вышивками, аппликациями, искусственным жемчугом и необычными принтами. В бюро работали не только модельеры, но и графические дизайнеры. Одним из сотрудников предприятия был Михаил Шварцман — художник второй волны русского авангарда. Некоторые типы одежды впервые освоили благодаря Левашовой, например вечерние платья и женские брюки. Раньше их шили только на заказ. СХКБ выпускало платья-трапеции, пижамы, домашнюю одежду, стёганые пальто.

Алла мечтала открыть сеть магазинов СХКБ, где продавали бы самые интересные вещи и отслеживали популярность коллекций у покупателей. Но тяжёлая болезнь помешала ей осуществить задуманное. После смерти модельера бюро начало быстро затухать.

Карьера до революции

После учебы Ламанова некоторое время работала в известном ателье. Но очень быстро она решила создать свою мастерскую. К талантливой мастерице сразу пошли клиентки. Модельер придумывала собственный образ для каждой дамы. Ее платья идеально сидели на любой фигуре. Секрет успеха состоял в том, что Надежда накладывала куски ткани заготовки в процессе примерки. Конечно, такой подход был утомительным для клиенток. Зато результат был потрясающим. В других ателье мастера так не работали.

Многие москвички полагали, что платья Ламановой совершенно не уступали парижским. Надежда никогда не работала сама. Очень быстро она обзавелась работницами, которые и осуществляли пошив. Сама же Ламанова придумала потрясающие модели. Даже императрица Александра Федоровна носила ее платья. Ламанова числилась поставщиком нарядов «Ее императорского величества». Клиентками модельера были очень известные женщины того времени – Вера Холодная, Мария Ермолова, Ольга Книппер-Чехова.

По просьбе Станиславского Ламанова также шила костюмы для театральных постановок Московского театра. Сотрудничала Надежда с актерами до самой смерти.

Письма Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, адресованные Ламановой Надежде Петровне

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (1868 — 1959) — российская и советская актриса. Народная артистка СССР (1937). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

28 июля 1931 года Гурзуф

Милая дорогая Надежда Петровна!

Только вчера дошла до меня весть о кончине Андрея Павловича. Что тут сказать! Всей душой, всеми мыслями с Вами. Понимаю Вашу душевную муку – проживши долгую жизнь с человеком, каков был Андрей Павлович, и потерять его.

Мне было очень обидно, что не пришлось повидаться с Вами, но причина моя ужасная весенняя болезнь, затем мой отъезд в деревню, после которой я всего была несколько дней в Москве и готовилась к переезду в Ленинград с нашими гастролями. После Ленинграда я в Москве только успела навестить на даче нашего малыша и укатила в свой Гурзуф – маленький мой рай, где смягчаются и на время забываются все наши горести земные.

Целую Вас крепко, помню и люблю. Ваша Книппер-Чехова.

Примечание: Книппер-Чехова выражает соболезнования в связи со смертью , мужа Надежды Петровны.

11.05.1933 года

Дорогая Надежда Петровна

От всей души нежно благодарю Вас, обнимаю и целую за Ваши чудесные создания, которые так помогают мне в моей трудной роли.

Ваша О.Книппер-Чехова.

Только воротничка никакого не надо, портит вкусное платье.

ОК

Примечание: Ольга Леонардовна благодарит Н. П. Ламанову за костюм к спектаклю «У жизни в лапах», возобновленному 11 мая 1933 г.

8.06.1936 года Киев

Дорогая Надежда Петровна,

Не знаю, как Вас благодарить за чудный, чудный костюм. И платье без пальтошки знаменито сидит, просто очаровательно.

Целую Вас.

Киев красив, зелен, хороший воздух; много гуляю и немного отдыхаю от московской толчеи.Скоро ли Вы вздохнете?Шлю Вам большой большой привет.Обнимаю и целую.

Ваша О. Книппер-Чехова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector