Как нельзя наказывать детей?

Содержание:

Как наказывать

Универсального рецепта «правильного наказания», который бы подошел семье с любой системой ценностей и ребенку с любым типом характера, нет. То, что работает в одних случаях, оказывается бесполезным в других

Но все же есть одно общее правило, которому важно следовать в контексте применения любых санкций по отношению к подростку: система правил и наказаний должна быть подростку предельно ясной. Правила и санкции за их невыполнение должны быть прозрачны, однозначны и известны заранее

Поэтому если у вашего ребенка подростковый возраст проходит непросто, найти общий язык кажется невозможным, и вы все время натыкаетесь на протестное поведение, попробуйте создать свою собственную внутрисемейную систему правил.

Внутрисемейные правила поведения — это своего рода правила дорожного движения. В ПДД четко расписано, что разрешено, что запрещено и как наказывается несоблюдение. Не будь ПДД — на дорогах бы царил хаос.

Хаос начинает царить и в некоторых семьях, где есть непростой подросток, противоречивые инструкции со стороны родителей, но нет свода ясных и однозначных правил поведения

Если в семье недостаточно уважения друг к другу, а ребенок не готов взять на себя ответственность за свое поведение, то заставить ребенка подчиняться правилам непросто. Нередко подросток просто обучается обходить систему правил, оставаться непойманным, увиливать и так далее. И все же смысл четко обозначить правила есть.

Реакция подростков на внутрисемейные правила во многом напоминает отношение водителей к ПДД. Есть водители, которые соблюдают ПДД и крайне редко их нарушают и, соответственно, редко бывают оштрафованы. Эти водители внутренне согласны с правилами и считают их достаточно справедливыми (или боятся санкций, что тоже не редкость). Другие водители не все правила считают справедливыми и не всегда готовы их соблюдать, но «принимают правила игры» — то есть они согласны понести наказание, если будут пойманы на нарушении. А еще есть водители, которые не хотят принимать правила игры, причисляют себя к избранной группе тех, кому можно то, что нельзя другим. Здесь в ход идут всевозможные ксивы, мигалки и другие атрибуты исключительности. Что-то похожее есть и в поведении некоторых подростков, которые способны на невероятные ухищрения, лишь бы вести себя так, как они сами считают нужным. Но даже для них наличие правил является некоторым сдерживающим фактором.

Правила верного наказания

Дисциплинарная мера также служит для того, чтобы малыш осознал свои чувства и в будущем такие ситуации не повторялись. Для большего эффекта родителям необходимо соблюдать определённые правила:

  1. Необходимо быть последовательными. Возмездие необходимо за одни и те же проступки. Нельзя пускать на самотёк своенравность ребёнка, если даже у родителя нет времени проводить беседу.
  2. Нельзя закрывать глаза на степень тяжести проступка. Если это первое нарушение правил или ребёнок немного побаловался, то последует лишь предупреждение. Строго реагировать нужно на умышленные проступки.
  3. Продолжительность последствий должна иметь свои рамки. Наследник должен всегда знать, когда закончится наказание. В противном случае он потеряет следственную связь между произошедшим и наказанием, которое длится, например, три недели.
  4. Действия должны быть рациональными. Для этого родитель должен сначала успокоиться, а потом подумать о методе наказания.
  5. Муж и жена должны быть согласны друг с другом в выборе дисциплинарной меры. В противном случае могут начаться манипуляции.
  6. Перед глазами у ребёнка должен быть положительный пример. Ребёнок часто перенимает поведение родителей, поэтому в первую очередь они должны быть образцом желаемого поведения.

Как правильно наказывать ребенка

Когда вы наказываете своего ребенка, необходимо понимать, что делать это надо осторожно, без вреда для него. Ведь целью наказания является осознание ошибки, которую совершил ребенок

Поэтому важно, не причинить ему боли в этот момент, а дать понять, что больше так делать не стоит

Дети должны знать, почему они наказаны. Объясните малышу, в чем была его ошибка, что он сделал не так. При обсуждении ситуации никогда не говорите ребенку, какой он плохой. Обсудите с ним только конкретный случай, а не его недостатки.

Во время наказания ребенок не должен быть лишен туалета и еды. Но в то же время, вы не должны позволять ему бегать на кухню и туалет каждые пять минут, когда он наказан. Ребенок должен хорошенько подумать над своим поведением, а не отвлекаться на посторонние предметы. Поэтому не наказывайте его в детской комнате, где можно поиграть в игрушки, иначе, ваше терпение может лопнуть окончательно. Не сажайте его рядом с тарелкой вкусняшек. Малыш будет думать о сладком, а не о своих ошибках. Возможно, он даже позволит себе взять пару конфет, например. Какое же это наказание? Считай, что просто посидел, лишний раз конфет поел. Можно продолжать хулиганить. Если вы разрешаете ребенку так себя вести в то время, когда он наказан, тогда не вините его в том, что он так ничего и не понял.

Лучше лишить ребенка хорошего, чем сделать ему плохо

Вместо того, чтобы шлепать ребенка, лучше лишить его того, что для него действительно важно. Это эффективный способ наказания, который приносит минимум боли и максимум результата

Мы не советуем вам увлекаться этим методом часто, но если ребенок вышел из под контроля, то иногда можно.

Лишение радости заставляет ребенка подумать над своим поведением. В качестве наказания лучше использовать лишение любимого занятия или развлечения. Это может быть катание на роликах, прогулка в детском парке или любимая сказка на ночь. Долго такое наказание продолжаться не должно. Если ребенок не хочет видеть расстроенных лиц родителей, однократного применения будет достаточно.

Наказывать любимой едой мы не рекомендуем. А вот ее ограничением можно. Например, днем купили вкусный торт, а вечером пришлось наказать ребенка. Вся семья будет есть торт после ужина. Наказанный ребенок не должен лишаться своей порции, но ее нужно уменьшить. При этом, надо объяснить ребенку “ Сегодня ты наказан за свой поступок, поэтому ты получаешь половину куска. Если бы ты  не поступал так, то получил бы целый кусок торта.”

Ребенок, которого никогда не наказывают

Вопреки распространенному мнению, такой малыш — вовсе не счастливый, свободный представитель беззаботного детства.

Абсолютная вседозволенность, неустановленные рамки поведения и отсутствие адекватной реакции родителей на нежелательное поведение — это медвежья услуга будущему члену общества, которому предстоит существовать среди людей и установленных ими правил.

Кроме того, ребенок, которого никогда не наказывают:

уверен, что ему можно абсолютно все;
легко переходит грань между хорошим и плохим, приемлемым и недопустимым;
может перепутать свое удовольствие и чужую боль;
отказывается учится ответственности, поскольку не получает такого опыта;
затрудняется готовиться к возможным условиям, которые ему не нравятся или не подходят;
путает социальные роли — манипулирует родителями, тогда как они должны на этапе детства управлять им и направлять его;
перестает чувствовать родительскую заботу, а, напротив, может укрепиться во мнении относительно равнодушия взрослых, своей ненужности и неважности для них.

Наказывать необходимо, но при этом разумно подходить к вопросам «за что», «почему», «когда» и «как».

Узнайте из видео мнение доктора Комаровского, можно ли вообще наказывать детей.

Главные запреты при наказании детей

  1. Унижение. Психологи и педагоги в один голос заявляют о том, что наказание детей никоим образом не должно унижать их личность.
  2. Вред здоровью. В некоторых случаях родители или воспитатели (учителя) могут не бить, но применять другие меры воздействия на ребенка: заставлять приседать или отжиматься от пола, контактировать тем или иным способом с холодной водой и даже ставить на колени в угол. Нужно помнить, что все это, кроме унижения, может стать причиной серьезных травм и заболеваний. И уже ни о каком воспитательном эффекте здесь речи не будет.
  3. Наказание за несколько проступков одновременно. Следует взять за правило следующее: один проступок — одно наказание. Даже матерые уголовники, отбывающие срок по нескольким статьям сразу, сидят столько, сколько предусматривает самая тяжкая из них.
  4. Наказание детей, а особенно подростков, публично. В этом ранимом возрасте публичная демонстрация морального или физического превосходства взрослого, пусть даже родителя, может не только нанести психологическую травму ребенку, но и иметь необратимые негативные последствия для него в коллективе сверстников. Это правило должны помнить не только родители, но и учителя, воспитатели.
  5. Беспричинная отмена наказания. Нужно всегда проявлять последовательность и твердость: есть решение наказать — необходимо его выполнить. В противном случае есть риск потери авторитета со всеми вытекающими последствиями. Дети ценят справедливость как в поощрении, так и в возмездии.

Как не избаловать ребенка и правильно расставить границы?

Сегодня на защиту ребенка от родителя готова встать не только полиция, но и многочисленные общественные, и даже политические организации. С помощью детсадовских и школьных психологов они разбираются с родителями, которые не только бьют несовершеннолетнего отпрыска, но и морально его унижают.

Нужно ли наказывать ребенка? Иногда родители от бессилия или по идейным соображениям хотят наказать своего ребенка. Они боятся, что ребенок станет избалованным, что из него не вырастет хороший человек, что иначе он не будет знать границ и рамок.

Однако психологи утверждают, что в контексте наказания вырастает человек, который всего боится. И это значит, что он либо станет противостоять наказанию также агрессивно, либо будет сломлен. А такое состояние вряд ли можно назвать счастливым. Поэтому вместо наказания психологи предлагают правильно выставлять границы.

Чтобы не вдаваться в крайности и не метаться от ремня к вседозволенности, необходимо заранее рассказать ребенку о том, какие границы поведения являются допустимыми и что означает слово «нет».

Противоположной наказанию родительской стратегией является покупка или выгодное для ребенка предложение взамен его на хорошее поведение. Однако такая стратегия, как и наказание, тоже не работает. Не стоит торговаться с детьми и пытаться купить их хорошее поведение, ведь, когда ребенок маленький, он может попросить у вас «Лего» или Барби. Но вместе с ростом ребенка растут и его ставки, и когда-нибудь вы просто не сможете заплатить по этим счетам. Поэтому лучше создавать хорошие отношения с детьми другими методами.

Особенности применения наказания к детям

Что подразумевается под психологическим давлением и насилием:

  • Громкий крик и грубый тон в общении с ребенком. Слыша и видя, как меняется лицо любимого родителя в результате поступка, малыш пугается. Ведь вы намного больше и кроха зависит от вас, поэтому уйти не может, он вынужден терпеть страх, который завладевает им. А со временем кроха свыкается с состоянием страха и говорить о добрых доверительных отношениях с малышом уже не приходится. Вместе со страхом, в ответ на крик мамы или папы, в душе малыша начинают формироваться комплексы неполноценности, никчемности, сомнения в собственных силах. Последствия этих комплексов могут сопровождать вашего кроху всю жизнь и мешать ему достигать вершин совершенства;
  • Физическое воздействие. Бить, шлепать, трясти и причинять боль ребенку за проступок – показывать ему, что агрессия это норма. Копируя ваше поведение, кроха будет драться со сверстниками, верить, что сила – главный аргумент в любой ситуации. Наряду с этими, не самыми хорошими качествами, будет присутствовать страх перед вами, как человеком, несущим боль. Можно ли выстроить дружеские отношения с тем, кто тебя обижает? Наверное, нет;
  • Психологическое давление. Оскорбления, унижения, попытка сравнить с другими детьми и другие способы показать ребенку, что он не оправдывает ваши ожидания. По мнению психологов, такой вариант наказания не менее страшен для психики ребенка, чем физическое насилие. Малыш не только вас боится, но и ощущает себя не нужным, не любимым, неполноценным. В результате, снижается любознательность, попытки достигнуть успеха в интересном деле, появляются сложные комплексы, которые не всегда удается победить даже, став взрослым.

Некоторые родители спросят: «А как тогда наказывать, если бить нельзя, давить нельзя, кричать нельзя?» Ответ очень прост, нужно стараться создавать условия, в которых малыш не будет чувствовать необходимость перешагивать границы. Ребенок должен знать, какие меры с вашей стороны могут быть приняты при нарушении им установленных дома законов и меры должны соответствовать силе проступка.

Как наказать ребенка за плохое поведение:

  • лишение бонусов (но не ежедневных потребностей — сна, еды, прогулки): к примеру — видеоигр, телефона, общения с друзьями, просмотра телевизора;
  • сделать перерыв в общении (предложить ребенку остаться в отдельной комнате и подумать над своим поступком);
  • принести извинения и исправить ошибку; к примеру, если ребенок истоптал чужую клумбу, необходимо научить его не только просить прощения у обиженного человека, но и восстанавливать разрушенное — то есть потратить время и силы на посадку новых цветоа;
  • домашний арест: за серьезный проступок можно не пускать ребенка на праздник или на прогулку с друзьями.

Когда нельзя наказывать ребенка

Случаются ситуации, когда в проступках ребенка нет его вины, а если и есть, то исключительно из-за детской оплошности.  Существует несколько возможных случаев, когда нельзя наказывать ребенка.

  • Во время болезни. Учитывайте, что в этот момент организм ребенка борется с заболеванием, а если лишний раз упрекать его в чем-то, то это может негативно сказаться на его здоровье.
  • Перед сном или сразу после просыпания. Если наказать ребенка перед сном, то это наверняка скажется на качестве его сна, а если сделать это с утра, то ребенок может даже не вспомнить, за что его наказывают.
  • Во время еды. Это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний.
  • Непосредственно после физической или душевной травмы. Если ребенок разбился на велосипеде, сломав не только свою руку, но и само средство передвижения, то не вздумайте сразу выплескивать свой гнев на него, чтобы не причинять еще больше боли.
  • Когда вы сами находитесь в плохом настроении. Если вас застало присутствие плохих эмоций, то это не повод пытаться их выместить, наказывая ребенка.

За что и как наказывали детей в старину

Правила наказаний были прописаны в «Домострое», но не стоит полагать, что их применяли только в крестьянских семьях: для «вразумления» императорских детей применяли почти те же каноны — к примеру, детей Павла I хлестали розгами и били головой об стену.

Сегодня это кажется дикостью, а вот до начала XIX века детей принято было жестко наказывать не только в семье, но даже в школе. Позже «официальные» наказания отменили, а домашние розги заменили ремнем. Единственным учебным заведением, где устав запрещал телесные наказания, был Царскосельский лицей: здесь изолировали шалуна в отдельном помещении и позволяли ему входить в трапезную последним.

За что же наказывали детей в старину? Как правильно наказывать ребёнка? За непослушание и игнорирование домашних обязанностей полагалось несколько часов стояния на коленях на горохе. Порка розгами считалась «профилактической» мерой, так что даже идеальный ребенок в субботу должен был готовиться к «полезному» рукоприкладству. Если ребенок не делал уроки и плохо вел себя в школе, учитель наряжал его в специальный костюм или вешал ему на грудь табличку с оскорбительной фразой. Неправильное поведение за столом было чревато ударом ложкой по лбу. Три дня на хлебе и воде мог провести ребенок, который «слишком заигрался» — смеялся до слез во время игр или слишком активно себя вел. Плюс 25 земных поклонов к ежедневной молитве получало чадо, недовольное погодой или собственной жизнью. С 7-летнего возраста у ребенка наступала уголовная ответственность («за упорное неповиновение» или за «развратную жизнь»), в соответствии с которой его могли отправить в смирительный дом. Лишение сладостей, пощечину или другие «мелочи жизни» можно было получать постоянно — просто «по велению родителя».

Разрешенные методы наказания за непослушание

Кинологи, в первую очередь, обращают внимание хозяев на психологические меры наказания. Собаки прекрасно разбираются в настроении и интонациях своего «родителя», поэтому зачастую с любимцем лучше строго поговорить

Ругать собаку исключительно в момент совершения «преступления». Спустя некоторое время пёс уже не поймет, что он сделал не так и почему хозяин злится.

На провинившегося нельзя кричать, собака воспримет это за агрессию и в ответ сама может зарычать или укусить хозяина.

Разговор должен быть спокойным, но серьёзным:

  • Воспитателю сделать строгое лицо, позвать питомца, назвав его по имени;
  • Наклониться к хвостатому другу, посмотреть в глаза, не переводя взгляда. Он почувствует, кто в доме главный и проникнется уважением;
  • Грозным голосом объяснить псу, что он поступил плохо. Рекомендуют употреблять уже знакомые животному слова «фу» и «нельзя».
  • Руками перед мордой любимца размахивать нельзя. Можно взять сложенную газету.

За маленький проступок – маленькое наказание, за серьёзный – более строгое. Но за один и тот же проступок – одно и то же наказание.
За маленький проступок – маленькое наказание, за серьёзный – более строгое

Если лохматый друг игнорирует выговор, кидается на прохожих, кусает человека, который уронил еду и хочет поднять её, то разрешается прибегнуть к физическому наказанию. Но наказывать — несильным шлепком сложенной газеты по «пятой точке».

Также нельзя забывать, что частые побои разрушат доверительное отношение любимца к хозяину.

К другим разрешенным методам относятся:

  • Неожиданные действия. Например, если пёс подбирает на улице еду, можно кинуть (так чтобы он не видел) в его сторону ключи. Со временем он перестанет «побираться», боясь неожиданного предмета с воздуха;
  • Игнорирование. Применяется в крайнем случае, например, за укус члена семьи. Все в доме должны некоторое время игнорировать питомца;
  • Водные процедуры. Шлепки по попе можно заменить теплыми брызгами на питомца из пульверизатора (нельзя выливать на собаку целое ведро).

Чего нельзя делать

Очень многие люди наказывают своих детей без понимания том, как и зачем они это делают. Если уж вы решили, что на этот раз без наказания не обойтись, помните чего ни в коем случае нельзя делать, когда вы наказываете ребенка.

Наносить вред физическому и психическому здоровью маленького человека

Это значит, что как бы вы не сердились, вы не должны кричать на ребенка, и уж тем более, бить его. Не допустимо говорить с ребенком высоким тоном, обзывать и унижать его. Детские психологи подтвердили, что дети, к которым регулярно применялось физическое и моральное воздействие, вырастают неуверенными в себе людьми с заниженной самооценкой. Такие люди часто испытывают трудности в общении и считают, что они никому не нужны.

Чтобы избежать таких проблем, вам следует научиться спокойно разговаривать с ребенком и правильно подбирать слова. Если вы хотите показать ему свое недовольство, советуем вам заменить оскорбительные выражения на более мягкие, которые могут воздействовать на поведение детей намного эффективнее. Например:

“ Я так и знала, что ты завалишь контрольную” вместо этого, лучше использовать “Мне очень жаль, что ты не смог оправдать моих надежд” или “ Руки у тебя не из того места растут” вместо этого надо говорить “ В следующий раз постарайся быть внимательнее и осторожнее”.

Так же нельзя сравнивать своего ребенка с другими ребятами. Превозносить чужих детей, его братьев или сестер и указывать на его недостатки. Это может вызвать ненависть к вам и к тому, кого вы хвалите. Рекомендуем вам исключить из своего словаря такие обзывательства, как: “Бездарь”, “Бестолочь”, “Неуч”, “Бесстыдник”,

“Неумеха” и тому подобные. Каждым таким словом вы отталкиваете любимого дитя и рискуете потерять доверие и уважение к себе.

Наказывать детей без причины

Очень часто взрослые наказывают детей без причин. Иногда на это может повлиять плохое настроение, проблемы в семье или на работе. Раздраженные родители срывают зло на родных детках, которые даже не понимают за что их поругали на этот раз. Вам стоит понять, что ребенок не виноват в ваших проблемах. Вы должны решать их наедине с собой, а отношения с детьми должны оставаться такими, буд-то в вашей жизни ничего не происходит. Дети желают видеть счастливых родителей, которые их любят.  Все это сложно, но если вы хотите, чтобы ваш ребенок вас по прежнему любил, учитесь оставлять свои проблемы за порогом дома.

Немаловажно отличать неосторожность ребенка от преднамеренных действий. Иногда родители ругают своих детей, не понимая того, что ребенок мог сделать что-то случайно. Например, если малыш споткнулся и упал или испачкался, когда играл в песочнице

Все это не является поводом для наказания, ведь это вполне нормальный жизненный процесс. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок впредь был аккуратнее, просто поговорите с ним

Например, если малыш споткнулся и упал или испачкался, когда играл в песочнице. Все это не является поводом для наказания, ведь это вполне нормальный жизненный процесс. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок впредь был аккуратнее, просто поговорите с ним.

Ругать спустя долгое время после проступка

Нельзя наказывать ребенка за проступок, если он совершил его давно. Ребенок может не понять и не вспомнить за что его ругают именно сейчас. Проводить беседу нужно сразу после того, как он нашкодил. Не нужно припоминать ему давно забытых случаев. Например: “Прошлым летом ты плохо вел себя в походе, поэтому в этом году мы в поход не идем ”.

Заставлять трудиться и учиться

Наказывать ребенка за плохое поведение трудом нельзя. Некоторые семьи практикуют трудотерапию, как способ наказания. Одни заставляют своих детей наводить порядок в квартире, выполнять тяжелую работу на даче. Другие сажают ребятишек за книгу. Эти люди думают, что ребенок сможет исправить свое поведение после того, как выполнит задание. На самом деле, таким образом, родители вызывают отвращение к труду. Ребенок может несколько раз убирать свою комнату или перечитывать книгу, но вполне возможно, что он так и не поймет как это наказание связано с его проступком. Такое принуждение  может на всю жизнь отбить желание самостоятельно заниматься уборкой. А те, кого заставляли читать или делать уроки, в дальнейшем могут скатиться на двойки. Такой способ может быстро отбить весь интерес к учебе, знаниям.

Физическое наказание детей

В неблагополучных семьях, где взрослые с неустойчивой психикой регулярно применяют насилие к ребенку или устраивают разборки между собой, вырастают агрессивные личности. Малыш, как губка, впитывая домашнюю атмосферу, ощущает себя ненужным существом. Он, в дальнейшем, не воспримет любую форму дисциплины.

Физические наказания, осуществляемые вне установленных в семье норм и правил, несут в себя высокую опасность для развития ребенка. Старшие люди навсегда должны запомнить, что их отвратительное настроение, усталость, финансовые трудности, не повод для телесного насилия над детьми.

Советы

Родители должны учитывать некоторые особенности применяя наказание.

Наказывайте моментально. Например, после совершенной провинности, сразу поставьте в угол, а не лишайте завтрашнего похода в кинотеатр.
Наказание должно быть соизмеримым проступку.
Ребенок должен чувствовать, что его ругают

Не делайте никаких поблажек, например, поставив малыша в угол, не разрешайте брать с собой плюшевого медведя или любимую машинку.
Наказание не должно быть слишком длительным.
Не угрожаете малышу тем, что не сможете осуществить.
Всегда разъясняйте, что именно оказалось плохим поступком.
Не наказывайте в присутствии чужих людей.
Не угрожайте ребенку наказанием, не говорите, что за ним придет Бабайка или Серый Волк.
Соблюдайте полное спокойствие, не жалейте малыша, не идите на уступки.
Не забывайте лишний раз похвалить ребенка за совершение правильных действий.
Рассказывайте малышу, какие поступки хорошие, какие плохие.
Очень важно, чтобы ваше мнение полностью совпадало с мнением второго родителя.
Сами станьте положительным примером для подражания.
Всегда учитывайте темперамент и возрастные особенности малыша.
Не срывайтесь на ребенке, если у вас плохое настроение.

Теперь вы знаете, какими способами и когда можно применять наказание. Помните, какие моменты нужно учитывать в этих ситуациях и как недопустимо себя вести. Выбирайте единую модель воспитания и следуйте ей совместно с другими членами вашей семьи. Желаю вашему малышу расти в здоровой атмосфере, быть послушным и жизнерадостным!

8 запрещенных приемов, или как наказывать нельзя

Какие приемы считаются запрещёнными? Что, наказывая, делать категорически нельзя? Об этом ниже.

1. Бить

В 2004 году парламентская ассамблея Совета Европы провозгласила общеевропейский запрет на телесные наказания детей. Но по данным опросов в той же Америке 90% родителей верят в эффективность порки. В нашей стране процент не меньше.

!!! Физические наказания не только не эффективны как метод воспитания, но и способствуют поддержанию «субкультуры насилия» (драчливость, отождествление с агрессивностью) . Агрессия может породить только агрессию или страх как способ подавления агрессии. Ни то, ни другое не способствует формированию уверенности и способности к реализации.

4. Оскорблять, использовать слова-ярлыки

«Ты неряха», «и в кого ты такой…» и т.п. — осторожнее с подобными словами, ребенок может в это поверить и возьмет эту установку с собой на всю дальнейшую жизнь.

5. Обвинять в «плохой генетике» («Ты такой же, как твой отец»)

Не отыгрывайте собственные конфликты с настоящим или бывшим супругом на ребёнке. Ребёнок не может «изгнать» из себя существующую «плохую» часть. Это то, что он не выбирал, и не может нести ответственность за своего, пусть даже непутёвого родителя. Такая тактика приводит к большому количеству стыда у человека, который может проявляться разными способами в самочувствии и поведении.

Наказан – значит, прощен

Одной из самых главных родительских ошибок можно назвать стремление бесконечно возвращаться к одной теме. Насколько ни был бы ужасен проступок ребенка, нельзя приговаривать его к пожизненному наказанию.

Можно ли ругать ребенка дважды, трижды, четырежды за один и тот же случай? Задумайтесь об этом, и вы наверняка ответите отрицательно. После того как наказание произошло, побеседуйте по душам. Убедитесь, что малыш понял причины недопустимости подобного поведения. Выслушайте его. И полностью закройте тему.

Если произошедшее будет всплывать в памяти и упоминаться в разговорах, осуждающий и обвиняющий тон недопустим.

Не в аффекте, а в любви

Наказывать, как и ругать, прояснять отношения и прочее крайне желательно в спокойном мирном состоянии, а еще лучше — с искренним чувством любви в данный момент.

Принципиально важно, чтобы ребенок чувствовал, что его любят всегда, любого, но это не означает, что все, что он делает, хорошо. Травматичным для ребенка оказывается посыл «я тебя такого не люблю» — станешь другим, исправишься, тогда посмотрим (посыл условной, а не безусловной любви)

Это не обязательно прямо сказанные слова, это может быть охлаждение, отчуждение, злость, игра в молчанку, эмоция или выражение лица родителя, по которым ребенок читает: я плохой, я не нужен, я не любим. Последствия условной любви в детстве мы имеем сплошь и рядом, но это отдельная серьезная тема.

Если вы пришли домой с работы уставшие и голодные, увидели, что ваше чадо натворило нечто ужасное, и обнаружили себя уже с трясущимися руками от злости и слезами от бессилия — не говорите и не делайте в этот момент ничего! Во всяком случае, постарайтесь этому учиться. Это может оказаться непросто, не стоит смущаться, опускать руки, если не получается — важен вектор и постепенность.

Когда допустимо физическое наказание детей

Полностью отвергать физическое наказание не стоит. Когда малыш сжимает кулаки и набрасывается на взрослого, а потом получает по заслугам, это подводит его к пониманию, что реакция на силу может быть незамедлительной. Такие воспитательные меры учат ребенка владеть своими чувствами и в будущем устанавливать контакты в доброжелательной форме.

Боль способствует восприятию опасности. Потянув животное за хвост, и получив отпор в виде царапины или укуса животного, карапуз учится распознавать опасность. Уроки от полученных ожогов, ссадин, шишек помогают в дальнейшем ограничивать опасность, уходить от повторения ошибок.

Небольшая боль, полученная от любящих рук, ассоциируется с пережитыми неприятностями от опасностей. Форме взысканий надо быть лояльной: порка ремнем, а не избиение; слабый нажим на болевые точки, пощипывание мышечных тканей, а не мощное давление на органы.

Чтобы наказание было эффективным

При назначении наказания нужно помнить о нескольких логичных моментах, о которых, увы, взрослые частенько забывают:

  • «презумпция любви» — отделяйте самого ребенка от его поведения, малыш должен чувствовать, что вы не одобряете его поступок, а не его самого, а он — хороший и любимый, невзирая ни на что;
  • адекватность наказания проступку;
  • последовательность: ребенок должен понять, что тот или иной поступок обязательно влечет за собой наказание;
  • честность: пообещали — накажите;
  • реальность: не стоит угрожать заведомо невыполнимыми вещами по типу «Больше ничего тебе не куплю», «Никогда не дам конфет» и т. п.;
  • единство — нельзя, чтобы один из взрослых наказывал за то, что позволяет другой.

Помните: ребенок никогда не обозлится и не обидится на справедливое наказание, пусть даже поймет это и не сразу.

Оптимальный возраст для наказания

Если ребёнок младше двух лет, то он не поймёт связь между своим проступком и мерами пресечения, которые предпримут родители. Например, японские родители предпочитают не ругать дитя, пока ему не исполнится 3 года. Но с этого возраста чадо знакомят с новым порядком, и также появляются наказания за проступки.

До двух лет к чаду не стоит применять дисциплинарную меру

Лучше переводить внимание дитя на другие вещи. При этом нужно чётко говорить «нет» и давать понять малышу, что определённое поведение не является желательным

В три года у ребёнка начинается кризисная фаза, он начинает протестовать, не подчиняться некоторым правилам и у него могут быть истерики. Отвлечение в этом случае может не действовать, поэтому можно подключить такое наказание, как прекращение игры или отказ в покупке желаемой игрушки.

Многие родители желают знать, как наказывать ребёнка в 5 лет правильно. Необходимо учитывать, что в возрасте с трёх до пяти лет можно применять первые виды наказаний. Ведь для дитяти этого возраста устанавливаются главные правила и дисциплинарные методы. В этом возрасте чадо начинают ставить в угол, а также сажают на стул для тех, кто провинился.

Если родитель хочет знать, как наказывать ребёнка в 8 лет, то нужно учитывать, что телесные наказания должны быть отменены. Если оставить телесное наказание, то дитя в этом возрасте начинает чувствовать от такого метода унижение. Родителям следует больше бесед проводить с ребёнком, обсуждать определённые поступки. И также можно с примерами объяснять возможные причины человеческого поведения и развивать сочувствие.

Порицание нужно даже за небольшие проступки. Если этого не делать, то с каждым разом они будут все крупнее, а ребёнка будет все сложнее остановить.

Чтобы правильно выбрать дисциплинарную меру для подростка, необходимо учитывать, что в переходном возрасте молодые люди очень чувствительны к мнению других людей, они склонны к впадению в крайность. Для подростка можно применить такое наказание, как лишение привилегий, а также сокращение времени общения с приятелями.

Как наказывали детей в старину

Не трудно догадаться, что несколько веков назад вопросом допустимости наказаний никто и не задавался. Воспитательные меры тогда были намного жёстче, решительнее. Можно объяснить это множеством факторов, но основным все же будет менталитет наших предков. Часто наказания для детей и подростков были не соразмерны проступкам, а порой и вовсе жестоки. Самый распространенный метод воспитания — розги, хорошо вымоченные ивовые или иные прутья, которыми проходились по спине, рукам и другим частям тела. Конечно, синяки и кровавые полосы от ударов производили на ребёнка значительный эффект, однако воспитанием это назвать трудно.

Некоторые родители прибегали к более гуманным методикам. К примеру, заставляли ребёнка выполнять однообразную и скучную работу на протяжении длительного времени. Статичные наказания применялись также широко, такие их варианты как ненавидимый детьми угол до сих пор в обиходе. Правда, просто в угол ребёнка ставили редко, как правило, это сопровождалось стоянием на коленях, да еще и на горохе или острых гречневых зёрнах.

Небольшой промежуточный вывод

Если взрослые сами по себе не соответствуют тем требованиям, которые предъявляют своему ребёнку, то ожидать от ребёнка повиновения и полнейшего их выполнения не приходится. Для того чтобы результат воспитания таким образом был положительным, следует сначала самим родителям/воспитателям предложить выполнение этих требований к себе, доведя их исполнение до автоматизма. И лишь за тем предъявлять эти требования к ребёнку и учить его что и как нужно исполнять.

Если же поговорить о поощрении, в качестве главного метода по воспитанию, то тут много сил и времени прилагать не потребуется. Пообещать ребёнку ту вещь (деньги), что ему интересно и хочется поручить – можно давать какое-то задание и ждать его исполнения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector