Пифагор самосский биография

Нумерология

Пристальное внимание уделял философ числам, пытаясь познать их природу, смысл вещей и явлений. Он привязывал числовые свойства к жизненным категориям бытия: человечество, смерть, болезни, страдания и пр

Именно пифагорейцы разделили числа на четные и нечетные

Нечто важное (справедливость и равенство) для жизни на планете видел Пифагор в квадрате числа. Девятка характеризовала постоянство, число восемь – смерть

Четные числа присваивались женскому полу, нечетные – мужскому представительству, а символом брака у последователей учения Пифагора выступала пятерка (3+2).

Нумерологические квадраты Пифагора

Благодаря знаниям Пифагора люди и сегодня имеют возможность узнать уровень совместимости со своей будущей половиной, взглянуть под занавес будущего. Для этого можно воспользоваться нумерологической системой квадрата Пифагора. «Игра» с определенными числами (дата, день, месяц рождения) позволит построить график, по которому ясно просматривается картина судьбы человека.

Последователи  Пифагора считали, что числа невероятным образом могут подействовать на окружающий мир общества. Главное — понимать их цепное значение. Есть положительные и плохие числа, например тринадцать или семнадцать. Нумерология, как наука, не признана официальной, ее считают системой верований и знаний, но не более.

Мистика и возвращение домой

Старинные легенды утверждают, что в Вавилоне талантливый философ и божественной красоты человек (подтверждение тому — фото математика, сделанные на основе картин древних художников, скульптур) встретился с персидскими магами. Пифагор приобщился к изучению мистических событий, познал мудрость и особенности астрономии, арифметики, медицины восточных народов.

Какова была судьба греческой мысли без Пифагора? Именно от него зависит Пармерид, создатель онтологии, и Платон, гений, который дал ему окончательную ориентацию на эту мысль; и через Платона, Аристотеля, ювелира, который установил терминологию. Иван Гобри.

Пифагор жил в то же время, что и Лао-цзы в Китае, Будда в Индии и Заратустра в Персии. Что приготовило в каждой из этих цивилизаций одновременное появление этих великих деятелей? Пифагор был прежде всего человеком Средиземноморья. Если он родился на греческом острове Самос, он находится в Кротоне на юге Италии, он провел большую часть своей жизни, не пропустив много поездок до этого, в том числе один в Египте, которые позволили ему ознакомиться с величайшими религиозными, философскими и научными традициями своего времени.

Халдеи привязывали к появлению данных наук сверхъестественные представления, и такой подход отразился в последующих звучаниях знаний Пифагора в области математики и философии.

Спустя 12 лет после вынужденного пребывания Пифагора в Вавилоне мудреца освобождает персидский царь, который уже наслышан о знаменитых учениях грека. Пифагор возвращается на Родину, где начинает приобщать к полученным знаниям собственный народ.

Был ли он сначала духовным учителем, ученым или философом? Эти три призвания были гармонизированы в нем, закаляя друг друга, что объясняет, почему, как хозяин Хастленда, он основал в Кротоне, он мог бы иметь значительное превосходство над своими учениками, не оставив память о тирании, не предотвращая вспышки сильных личностей, как это должно было быть мужик Милон, Филолаос или Арчитас.

Ученикам приходилось начинать пятилетний послушание, в течение которого они были посвящены в молчание. Затем их называли акустическими или аудиторами. Только в конце учебного периода они начали конкретные исследования, такие как астрономия, география или медицина.

Философ быстро завоевал широкую популярность среди жителей. Даже женщины, которым запрещалось присутствовать на массовых собраниях, приходили послушать его речи. На одном из таких мероприятий Пифагор познакомился с будущей женой.

Человеку с высоким уровнем знаний пришлось работать учителем с людьми низкой нравственности. Он стал для народа олицетворением чистоты, неким божеством. Пифагор владел методиками египетских жрецов, умел очищать души слушателей, наполнял их умы знаниями.

Из-за его успеха, особенно в войне против соседнего города Сибариса, пифагорейская община привлекла десятину, которая заставила бы ее разойтись. он умер, по его мнению, с метмпсихозом, никто не знает, но большинство древних мыслителей, имеющих какое-то значение, среди которых Платон, в Греции и Цицерон среди римлян, ясно указали по их свидетельствам, что его в них жила мысль.

И фигурирование чисел по точкам, которое является результатом номинальных «квадратных чисел», завершено, давая возможность для установления закона путем обеспечения совершенной гармонии, радикальной адаптации, между тем, что ограничено ум и то, что в глазах.

Выступал мудрец преимущественно на улицах, в храмах, но после начал учить всех желающих в собственном доме. Это специальная система обучения, отличающаяся сложностью. Испытательный срок для учеников составлял 3-5 лет. Слушателям запрещалось говорить во время уроков, задавать вопросы, что тренировало в них скромность и терпение.

Веки ничего не добавят к полноте значения, которое пифагорейская арифметика придает слову истины. В основе системы лежит легенда, знаменитая легенда Пифагора в кузнице. Не имея возможности воспроизвести этот опыт, мы объясним открытие Пифагора путем его переноса.

Эти фундаментальные интервалы пифагорейского хребта будут возобновлены и закончены в средние века. Он был учеником Фересида и Анаксимандера. Доктрина, которая наиболее часто характеризует пифагорейскую философию, — это то, что рассматривает число как сущность всех вещей, поскольку каждый аспект реальности был прослежен до взаимных отношений или гармонии счетных величин.

Достижения и учения Пифагора

Все мы знаем основное учение Пифагора о душе (хоть и не все об этом слышали). Оно заключается в том, что душа бессмертна, душа совершает так называемый «круг неизбежности», тем самым каждый раз перерождаясь в новую жизнь. Поэтому как душа, так и тело нуждаются в очищении. Очищение для тела — это воздержание от животной пищи (вегетарианство), а для души — познание музыкально-числовой структуры космоса.

В научных достижениях Пифагор прославился своей теоремой (известной нам по школе): «Квадрат гипотенузы треугольника равняется сумме квадратов катетов», а также учениями о числах. Он развил теорию о четности и нечетности числа, изучил свойства целых чисел, создал теорию пропорций, внес большой вклад в развитие планиметрии.

Кстати, из его теории о четности числа он вывел, что каждая вещь, подобно числам, имеет в себе две противоположности: «предел» и «беспредельное». А примирение или уравновешивание этих двух противоположностей он назвал «гармонией».

Пифагор считал, что секрет всего сущего на земле состоит в числах, одним из его высказываний было: «Бог — это число чисел, числу же все подобно». Ему первому принадлежит идея о том, что Вселенная и Земля имеют шарообразную форму (подобны сфере), а планеты (включая Землю) осуществляют движение вокруг центрального огня, так называемого «источника света».

В заключение хочу рассказать о смерти Пифагора. Она, как и вся его жизнь, тоже окутана тайной, потому что достоверно сказать, как именно умер Пифагор, невозможно. Описание смерти Пифагора его ученики и философы тех времен приводят противоречивые.

Одни говорят, что он погиб в Метапонте, когда кто-то из знакомых ему людей поджег дом, в котором он находился со своими учениками. Когда Пифагор выбежал из горящего дома, у него была возможность скрыться вместе с остальными, но он остановился и сказал: «Лучше смерть, чем прослыть пустословом». Его настигли и убили, с ним же погибло около сорока его учеников.

По другим данным, Пифагор умер от истощения в метапонтском святилище Муз: «Сорок дней ничего не евши» (Дикеарх). Есть еще одна версия, в которой говорится о том, что Пифагор был убит в уличной схватке, во время народного восстания.

Где здесь правда, а где ложь, уже не разобраться. Вся его жизнь обросла легендами и былинами.

«Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом» (Пифагор).

Тегмарк — в поисках Бога

К похожим выводам приходит современный физик и космолог, профессор MIT Макс Тегмарк. В своей книге «Наша Математическая Вселенная» Тегмарк задумывается над проблемой пифагоризма и вопросами, заданными двумя великими физиками: Юджином Вигнером и Стивеном Хокингом. Вигнер удивлялся тому, что математика так непостижимо эффективна в описании физики нашей Вселенной. А Хокинг размышлял, что даже если в будущем мы завершим работу над теорией всего и получим все уравнения, по которым работает наша Вселенная, то перед нами тут же встанут вопросы: «Почему именно эти уравнения?» и «Что вдыхает в них жизнь?».

Тегмарк считает, что ответить на эти вопросы возможно только одним способом. И этот ответ состоит в том, что вся наша Вселенная и есть математика, а точнее лишь одна из возможных математических структур. По утверждению Тегмарка само бытие — это любые непротиворечивые математические структуры, коих существует бесконечное количество, и каждая такая структура — это отдельная Вселенная со своими законами. В каждой такой математической Вселенной взаимодействие ее простейших частей порождает всё более и более сложные подструктуры, некоторые из которых настолько сложны, что могут даже обладать сознанием и созерцать всю божественную красоту этой самой Вселенной.

Получается, что Пифагор, Платон и Нагарджуна были правы. Математика — это действительно основа всего сущего, вечная и бесконечная истина, существующая сама по себе, единственная реальность. Математика — это тот самый всепорождающий Бог, о котором говорили греки, тот самый всеобъемлющий Брахман, о котором говорили индийцы.

Ходит байка, что в XVIII веке при дворе русской императрицы Екатерины II состоялся спор между великим швейцарским математиком Леонардом Эйлером и французским философом Дени Дидро о существовании Бога. На утверждение Дидро, что Бога не существует, Эйлер написал на стене формулу и прокомментировал запись: «следовательно Бог существует».

Жизненный путь

По записям Геродота, Исократа и других ранних авторов, Пифагор был сыном Мнесарха и родился на греческом острове Самос, который располагается в восточной части Эгейского моря. Говорят, что его отец был гравёром по драгоценным камням или богатым торговцем, но его реальное происхождение не вполне ясно. Есть легенда, связанная с пифийским Аполлоном: будто он явился матери мыслителя, когда она была беременна, и сказал ей, что она родит ребёнка в высшей степени прекрасного, мудрого и благотворного для людей.

Что касается даты его рождения, Аристоксен заявлял, что Пифагор оставил Самос во время правления Поликрата в возрасте 40 лет, то есть предположительно в 570 году до н. э. В годы становления Пифагора его родной город был известен своими достижениями:

  • передовая архитектурная инженерия (тоннель Эвпалинос);
  • фестивальная культура.

Поиск знаний

Как и многие другие греческие мыслители, Пифагор учился в Египте. В некоторых источниках можно найти информацию о том, что философ научился говорить по-египетски у самого фараона Амасиса II. А также, опять же по слухам, мыслитель был единственным иностранцем, когда-либо получившим привилегию принимать участие в обрядах фивских священников. Одни древние писатели утверждали, что Пифагор изучил геометрию и учение о метемпсихозе у египтян. Другие авторы, однако, говорили, что он получил эти знания у волхвов в Персии или даже у самого Зороастра.

Финикийцы, как предполагают учёные, обучили философа математике, а халдеи — астрономии. К третьему веку до нашей эры мыслитель учился уже у евреев. Вопреки всем этим сведениям, Антониус Диоген, пишущий в третьем веке до нашей эры, утверждал, что Пифагор сам открыл свои учения путём интерпретации своих снов. К возможным наставникам философа относят Гермодаманта из Самоса, потомка Креофила. К мифическим учителям приписывают даже Орфея, таким образом представляя Орфические Мистерии.

Неоплатоники писали о «Священном дискурсе», написанном Пифагором о богах на дорическом греческом диалекте. Полагалось, что он был продиктован мыслителю орфическим священником Аглаофамом. Ямвлих описывает пифагореизм как синтез всего, что философ узнал от Орфея, египетских священников, Элевсинских мистерий и других религиозных и философских традиций. Жизнь столкнула Пифагора с такими великими мудрецами, как Ферекид Сиросский и Фалес из Милета. Последний, кстати, был на 54 года старше ученика.

Семья и друзья

Диоген утверждал, что Пифагор «не баловался удовольствиями любви». Он также предостерегал других, повторяя, что соитие должно происходить тогда, когда человек готов стать слабее, чем его партнёр. Однако у мыслителя была жена — Феана, которая родилась и выросла на Крите. У них родились сыновья — Телавг и Аригнот, а также дочь — Мия. Но и это всего лишь версии.

Интересно, что Ямвлих не упоминает ни одного из этих детей, но зато говорит о Мнесархе — сыне, названном в честь отца самосского философа. Этот мальчик был воспитан назначенным преемником Пифагора Аристеем, а когда пришло время, возглавил отцовскую школу. Вообще, история очень запутанная: тот же Диоген утверждает, что Феана была ученицей мыслителя, а вот её дочь стала ему женой.

Политические перипетии привели к тому, что на пифагорейцев было совершено нападение. Возможно, и это неточные сведения, поскольку записи об атаке настолько противоречивы, что рассказчики вполне могли спутать их с более поздними антипифагорейскими восстаниями. Здание, где собирались ученики Пифагора, было подожжено, и многие из собравшихся погибли. Бежать удалось только молодым участникам. Дальнейшая судьба мыслителя, если анализировать источники, представлена в нескольких сценариях:

  • Философ вообще не присутствовал на собрании, поскольку находился на Дилосе, где ухаживал за умирающим другом.
  • Был там, но сумел бежать, прихватив с собой группу людей, и просил убежища у локрийцев. Получив отказ, Пифагор повёл соратников в город-колонию Метапонт, где они укрылись в храме муз. Смерть от голода настигла его после сорока дней без еды.
  • Порфирий записывал эту историю так: когда дом загорелся, преданные ученики легли на землю, прокладывая путь учителю. Пифагору удалось бежать, но он так сильно был подавлен смертью своих учеников, что совершил самоубийство.

Учение Пифагора

Знакомясь с трудами Пифагора, точнее — с записями его учеников, боготворивших своего учителя, складывается впечатление, что этот философ жаждал заглянуть во все уголки Вселенной, надеясь там найти ответы на мучившие его вопросы о жизни, смерти, смысле жизни и прочих загадках природы.

Создаваемое им тайное общество в Кротоне было нацелено на смещение деспотического режима и создание нового гармоничного общества, в котором правили бы люди посвященные, эзотерики, разрабатывавшие такие законы, которые позволяли бы мыслителям, философам править над всем народом.

Для этой цели он создавал школу избранных, аристократов, вводил среди них суровую дисциплину.

В результате получилось философское, религиозное и политическое братство, готовое к свержению правящей олигархии.

Пифагор был уверен в переселении человеческих душ, в их вечном скитании. Он верил, что человеческая душа может войти и в животное

Некоторые ученики не понимали, как эта душа может проявить себя в животном. До нас не дошли сведения о доказательствах Пифагора. Но в том, что он находил для этого убедительные аргументы, сомнений нет.

Пифагор не смог воплотить все свои идеи в жизнь. Его школа распалась. Но его ученики донесли до нас удивительные теории учителя.

Для своих современников Пифагор был выдающимся математиком, непревзойденным мудрецом, божественным пророком.

Статуя Пифагора на Шартрском соборе

Детство и юность

Определить точную дату рождения Пифагора сложно. Историки установили приблизительный период его появления на свет – 580 до н.э. Место рождения – греческий остров Самос.

Портрет Пифагора

Мать философа звали Партения (Партенида, Пифиада), а отца – Мнесарх. Согласно легенде, однажды молодые супруги посетили город Дельфах в качестве свадебного путешествия. Там молодожены встретили оракула, который напророчил влюбленным скорое появление сына. Предание гласило, что ребенок станет непростым человеком, прославится мудростью, обликом, великими делами.

Вскоре пророчество начало сбываться, девушка родила мальчика и в соответствие с древней традицией получила имя Пифиада. Малыш назван Пифагором в честь жрицы Аполлона Пифии. Отец будущего математика старался всевозможными способами исполнить божественное предание. Счастливый Мнесарх воздвигает алтарь Аполлону, а ребенка окружает заботой и любовью.

Бюст Пифагора

В некоторых источниках также сказано, что в семье воспитывалось еще двое мальчиков – старших братьев греческого философа: Эвност и Тиррен.

Отец Пифагора являлся мастером в обработке золотых камней, в семье присутствовал достаток. Еще в детстве мальчик проявлял любопытство к различным наукам, отличался необычными способностями.

Первым учителем будущего философа стал Гермодамант. Он научил Пифагора основам музыки, технологиям живописного искусства, чтению, риторике, грамматике. Чтобы помочь Пифагору развить память, учитель заставлял читать «Одиссею» и «Илиаду» Гомера и заучивать наизусть песни из поэм.

Статуя Пифагора

Через несколько лет 18-летний парень с готовым багажом знаний отправился в Египет продолжить образование у мудрых жрецов, но в те годы попасть туда было сложно: он был закрыт для греков. Тогда Пифагор временно остановился на острове Лесбос и здесь обучался у Ферекида Сиросского физике, диалектике, теогонии, астрологии, медицине.

На острове Пифагор прожил несколько лет, а потом отправился в Милет – город, в котором жил знаменитый Фалес, отметившийся в истории как основатель первой философской школы в Греции.

Пифагор на фреске Рафаэля

Милетская школа позволила Пифагору приобрести знания, но, последовав советам Фалеса, юноша отправляется в Египет продолжать путь образованности.

Здесь Пифагор знакомится со жрецами, посещает египетские храмы, закрытые для чужеземцев, приобщается к их тайнам и традициям, а вскоре и сам получает сан жреца. Учеба в культурно-развитом городе сделала Пифагора самым образованным человеком тех времен.

Далее жизнь знаменитого математика кардинально меняется после начала персидской войны. Пифагор попадает в плен и на протяжении нескольких лет живет в Вавилоне.

Смерть древнего мистика

Мало кому известно, что Пифагор не был просто бродячим ученым, он был женат. Его супругу звали Феано или Теано. Причем девушка была ученицей мудреца, а женился он на ней в возрасте шестидесяти лет. О ней мало что известно, кроме того, что она была очень красива, чиста и юна. Она родила горячо любимому мужу дочку Дамо. По иным сведениям, у философа были дочь Майя и сын Твилаг или дочка Аригнота и сын Аримнест. Вскоре он состарился, а его жена верно выполняла все обязанности, ухаживала за ним до самой кончины.

Есть несколько версий смерти древнего ученого. Некоторые источники утверждают, что с ним расправились собственные же ученики, когда план по захвату власти провалился. Другие гласят, будто он сгорел в подожженном мятежниками доме во время бегства из Кротоны. Есть версия, что он добровольно заперся в метапонтийском храме муз, после чего скончался от голода и истощения. Где похоронен мудрец, так и остается загадкой до наших дней.

Интересные факты о математике-философе

Кроме философии математики и других наук, Пифагор был прекрасно знаком с ораторским искусством. Считается, что он говорил речи настолько проникновенно и умно, что люди охотно следовали за ним. Однако была одна особенность – говорить он предпочитал за белым «экраном» из полотна.

Ученый был в прекрасной физической форме до самой старости. Он несколько раз принимал участие в Олимпийских играх и даже выигрывал в кулачных боях.

У пифагорейцев был собственный тайный символ – Тетрактис, представляющий собой треугольник с десятью точками. Это число считалось у них священным и ему принято было поклоняться и слагать молитвы.

Подобно более позднему общеизвестному библейскому пророку, Пифагор обещал ученикам, что обязательно возродиться после смерти, когда пробьет нужный час.

Философа считали чудаком. Он просто обожал выдумывать разнообразные правила, которым следовал сам, а также рекомендовал следовать всем. К примеру, по легенде, именно ему принадлежит идея, что вставать с кровати следует с правой, а не с левой ноги.

Новые ученики Пифагора могли попасть к нему, только проведя в полном молчании пять лет.

Философское учение

Пифагор на фреске Рафаэля (1509 г.)

Учение Пифагора следует разбить на две составляющие части: научный подход к познанию мира и религиозно-мистический образ жизни, проповедуемый Пифагором. Доподлинно неизвестны заслуги Пифагора в первой части, так как ему позднее приписывали всё, созданное последователями в рамках школы пифагореизма. Вторая часть превалирует в учении Пифагора, и именно она осталась в сознании большинства античных авторов.

Достаточно полные сведения о развиваемых Пифагором представлениях о переселении душ и основанных на них пищевых запретах даёт поэма Эмпедокла «Очищения».

В сохранившихся работах Аристотель никогда прямо не обращается непосредственно к Пифагору, но лишь к «так называемым пифагорейцам». В потерянных работах (известных по выдержкам) Аристотель рассматривает Пифагора как основателя полурелигиозного культа, который запрещал есть бобы и имел золотое бедро, но не принадлежал к последовательности мыслителей, предшественников Аристотеля.

относился к Пифагору с глубочайшим почтением и уважением. Когда пифагореец Филолай впервые опубликовал 3 книги, излагающие основные положения пифагореизма, Платон по совету друзей немедленно их купил за большие деньги.

Деятельность Пифагора как религиозного новатора VI в. до н. э. заключалась в создании тайного общества, которое не только ставило перед собой политические цели (из-за чего пифагорейцев разгромили в Кротоне), но, главным образом, освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души). По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса.

Шартрский собор, статуя Пифагора

В акусматах (изречениях) Пифагора содержатся обрядовые наставления: о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. Акусматы сформулированы лаконично и доступно для понимания любого человека, в них содержатся также постулаты общечеловеческой морали. Более сложная философия, в рамках которой развивалась математика и другие науки, предназначалась для «посвящённых», то есть избранных людей, достойных владеть тайным знанием. Научная составляющая учения Пифагора развивалась в V в. до н. э. усилиями его последователей (Архит из Тарента, Филолай из Кротона, Гиппас из Метапонта), но сошла на нет в IV в. до н. э., в то время как мистическо-религиозная составляющая получила своё развитие и второе рождение в виде неопифагореизма во времена Римской империи.

Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.

Как отмечал И. Д. Рожанский: «Несмотря на пережитки магического мышления, основная идея Пифагора о том, что в основе всех вещей лежат числа или отношения чисел, оказалась очень плодотворной». Как отмечал Стобей: «Судя по всему, больше всех (наук) Пифагор почитал науку о числах, он продвинул её вперёд, выведя её за пределы употребления в торговле и выражая, моделируя все вещи числами» (1, «Проэмий», 6, с. 20).

Несмотря на встречающееся мнение о том, что Пифагор будто бы был вегетарианцем, Диоген Лаэртский пишет, что Пифагор изредка ел рыбу, воздерживался только от пахотных быков и от баранов, а остальных животных дозволял в пищу.

В качестве критика Пифагора выступал его современник : «Пифагор, Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всех людей на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за свою собственную мудрость многознайство и мошенничество».По Диогену Лаэртскому, в продолжении известного изречения Гераклита «Многознание уму не научает» упоминается среди прочих и Пифагор: «а не то научило бы и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем».

Мистика и возвращение домой

Старинные легенды утверждают, что в Вавилоне талантливый философ и божественной красоты человек (подтверждение тому — фото математика, сделанные на основе картин древних художников, скульптур) встретился с персидскими магами. Пифагор приобщился к изучению мистических событий, познал мудрость и особенности астрономии, арифметики, медицины восточных народов.

Халдеи привязывали к появлению данных наук сверхъестественные представления, и такой подход отразился в последующих звучаниях знаний Пифагора в области математики и философии.

Вавилонский плен

Спустя 12 лет после вынужденного пребывания Пифагора в Вавилоне мудреца освобождает персидский царь, который уже наслышан о знаменитых учениях грека. Пифагор возвращается на Родину, где начинает приобщать к полученным знаниям собственный народ.

Философ быстро завоевал широкую популярность среди жителей. Даже женщины, которым запрещалось присутствовать на массовых собраниях, приходили послушать его речи. На одном из таких мероприятий Пифагор познакомился с будущей женой.

Мудрец Пифагор

Человеку с высоким уровнем знаний пришлось работать учителем с людьми низкой нравственности. Он стал для народа олицетворением чистоты, неким божеством. Пифагор владел методиками египетских жрецов, умел очищать души слушателей, наполнял их умы знаниями.

Выступал мудрец преимущественно на улицах, в храмах, но после начал учить всех желающих в собственном доме. Это специальная система обучения, отличающаяся сложностью. Испытательный срок для учеников составлял 3-5 лет. Слушателям запрещалось говорить во время уроков, задавать вопросы, что тренировало в них скромность и терпение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector