Салемские ведьмы: идет охота

Главная тайна до сих пор не раскрыта

Меньше чем за год на виселицу отправились 40 горожан и ещё 150 было заключено в тюрьму или подземелье. Кому-то удалось бежать, кто-то смог дождаться амнистии и отмены приговора в 1702 году, когда решение суда 1692 года по делу салемских ведьм было признано незаконным. В 1711 году всех пострадавших законодательно восстановили в гражданских правах, вернули доброе имя погибшим и выплатили немалую денежную компенсацию семьям жертв этой кровавой трагедии. Вот только найти место захоронения «салемских ведьм» так и не удалось. В 1752 году поселок Салем переименовали в Дэнверс, и сейчас это излюбленное туристами место, в котором фигурки ведьм можно встретить на любом углу и почти каждый дом является музеем, достопримечательностью или исторической ценностью.

Максимальную известность история салемских ведьм получила благодаря американскому писателю 19 века Натаниелю Готорну. Уроженец Салема посвятил теме религиозного безумия в родном городе два романа: «Алая буква», где он впервые приподнимает завесы тайны над жизнью предков-пуритан и рассказывает о дремучих предрассудках прошлого, привезенных из Европы в Новую Англию, и «Дом о семи фронтонах». Второй роман получился настоящим откровением, потому что в нём Готорн раскрыл семейную тайну. Оказывается, что прадед писателя, Джон Готорн, и был одним из тех самых средневековых судий, которые выносили смертные приговоры.

Однако самая главная тайна так и осталась не раскрытой до сих пор: зачем девочки изначально повели себя таким образом, открыв среди фанатичных протестантов сезон охоты на невинных людей. Было выдвинуто множество версий, объясняющих их поведение. Например, что виной всему могло быть заболевание детей особой формой энцефалита. Согласно другой версии, роковую роль сыграл фитопатогенный гриб Claviceps purpurea, который паразитирует не некоторых злаках. Весна и лето 1691 года были влажными и тёплыми, что благоприятствовало развитию патогена. Симптомы заболевания начали проявляться в декабре после сбора урожая, и прежде всего пострадали наиболее восприимчивые к токсинам категории населения: дети, подростки и старики. Многие страдали от эрготизма – отравления спорыньёй, попавшей в муку из зёрен ржи и некоторых других злаков. Это заболевание вызывает неконтролируемое сокращения мышц, сильные боли во всём теле, гангрену, умственное расстройство, агрессивное поведение, галлюцинации, а в конечно итоге может привести и к мучительной смерти. Однако в 17 столетии об этом ещё не знали и подобное отравление средневековым людям больше напоминало одержимость дьяволом, чем заболевание. Поэтому одно из названий эрготизма было «ergotismus convulsivus» – «ведьмина корча». Вполне логично связать процесс над салемскими ведьмами с этой эпидемией, которая закончилась после засухи в 1692 году, но успела забрать с собой 40 псевдоведьм. Девочки отравились спорыньей, содержащейся в хлебе, и под влиянием всех перечисленных симптомов запустили волну массового бессознательного страха. Поначалу они даже сами могли искренне верить в свои обвинения, ведь никак иначе их сознание не могло объяснить происходящее с ними, а потом, когда Анна, Эбигайль, Энн и Элизабет поняли, что натворили, было слишком поздно останавливаться и сознаваться, ибо тогда их ждала жестокая расправа. Солгав один раз, девочки уже не могли остановиться и вынуждены были лгать снова и снова, порождая ложь за ложью. Ни у кого из них не хватило смелости признаться и остановить кровавое безумство.

Одним из документов, подтверждающим вышесказанное, является признание Энн Патнам, которое она сделала 14 лет спустя в возрасте 26 лет:

«Я желаю покаяться перед Богом за ту печальную и скорбную роль, которая по воле Провидения выпала на долю семьи моего отца в 1692 году; в том, что мне в детстве привелось волей Господней стать орудием обвинения нескольких человек в тяжком преступлении, через что они расстались с жизнью, однако теперь у меня есть все основания считать, что те люди не были виновны. В то печальное время сатанинское наваждение обмануло меня, и я боюсь, что вместе с другими стала, хотя и без всякого злого умысла или намерения с моей стороны, орудием в чужих руках и навлекла на свою голову и на головы моего народа проклятие невинно пролитой крови; честно и прямо перед лицом Бога и людей заявляю, что все, сказанное или сделанное мною тогда, было сказано и сделано не по злобе или из недоброжелательства к кому-либо, ибо ни к кому из них я таких чувств не питала, но единственно по невежеству в результате сатанинского наваждения.

По этой причине я желаю пасть ниц и молить прощения у Господа и у всех тех, кому я причинила столько обид и горя, у тех, чьи родственники пострадали от обвинения».

Судебный процесс

В конце весны 1692 года по приказу губернатора Уильяма Фиппса был организован специальный суд – Court of Oyer and Terminer, который и занялся вынесением приговоров по делу салемских ведьм.

В число судей вошли: Уильям Стаутон – ярый борец с ведьмами, занимавший должность вице-губернатора и не имевший никакого юридического образования, Джон Хавторн, Питер Серджент и некоторые другие личности.

Первое обвинение вынесли Бриджит Бишоп. Свидетелями выступили не только «одержимые» дети, но и муж родной сестры Бриджит, несколько обычных жителей Салема, а также местный красильщик.

Бриджит Бишоп

Представители защиты не сумели убедить судей в том, что Бишоп не причастна к магии и что даже сам Люцифер не в состоянии поработить человека, забрать его душу, если человек того не пожелает.

Судьи без сомнений и споров признали женщину виновной и вынесли ей смертный приговор, который привели в исполнение в начале июня 1692 года. Бриджит Бишоп повесили на Висельном холме в городке Салем.

Следующей жертвой стала Сара Гуд. За несколько секунд до того, как петля стянулась на ее шее, обозленная женщина прокляла всех горожан Салема и особенно священника Ноэса, присутствующего на казни. Удивительно, но проклятие Гуд, гласящее о том, что Ноэс скончается, захлебнувший собственной кровью, исполнилось через двадцать пять лет.

Дальнейший процесс над салемскими ведьмами велся очень быстро. Судьи выносили сразу по несколько смертных приговоров за раз, основываясь в большей степени на «спектральных» или «призрачных» доказательствах. В эту категорию попадало все то, что не было материальным: слухи, рассказы, не задокументированные факты.

Указанный подход подвергался критике, в том числе и со стороны соответствующих инстанций из соседних от Салема городов. Ведь молва об охоте на ведьм уже давно разнеслась за пределы городка. Потому губернатор приказал действовать быстро, без промедлений и долгих разбирательств.

В середине июля 1692 года на эшафот отправилось еще пять женщин, в числе которых была Ребекка Нерс, ранее слывшая очень прилежной прихожанкой и ведущая праведный образ жизни. Первоначально большая часть судей ее оправдала, но Стаутон настоял на повторном рассмотрении дела и убедил всех, что Нерс – ведьма, заслуживающая смерти.

Первыми казненными мужчинами стали Джон Проктор и преподобный Берроуз. Проктор пытался добиться, чтобы его дело перенаправили для рассмотрения в Бостон, однако его просьба услышана не была.

Берроуз за несколько минут до повешения старался убедить всех в своей невиновности, без запинки прочитав «Отче наш». Но и такой поступок не вразумил судей и «обезумевших» салемцев, требующих расправы над «служителями Сатаны».

В середине августа на Висельный холм отправили шесть человек, включая Джона Проктора и бывшего салемского священника. В числе осужденных на смерть была также молодая жена Проктора – Элизабет. Ей удалось избежать казни только потому, что в тот момент она была беременна.

В течение сентября состоялось еще несколько массовых казней, 22 сентября привели в исполнение последний смертный приговор. В тот страшный день на Висельном холме расстались с жизнью Мэри Исти, Марта Кори, Элис Паркер, Маргарет Скотт и еще несколько человек.

За три дня до последнего публичного повешения умер престарелый Жиль (Жюль) Кори. Его не приговорили к виселице, а отправили на пытку, названную «forte ex dure».

Судьи хотели «выбить» из Кори признание, потому, устроив на его груди деревянную доску, на нее стали складывать тяжелые камни. Мужчина ни в чем не сознался, через двое суток встретив мученическую смерть.

Вероятно, расправа над людьми, именуемая судебным процессом над салемскими ведьмами, продолжалась бы еще несколько месяцев. Однако под обвинение попала любимая жена губернатора, потому Фиппс настоял на быстром роспуске специального суда. Почти всех оставшихся заключенных оправдали. Массовые аресты прекратились к концу осени 1692 года, но из тюрьмы людей освободили только в мае 1693 года.

Сара Гуд и Салемские испытания ведьм

25 февраля 1692 года Эбигейл Уильямс и Элизабет Пэррис назвали Сару Гуд вместе с Титубой и Сарой Осборн причиной их странных припадков и судорог.

29 февраля был подан ордер против Сары Гуд, поданный Томасом Путнэмом, Эдвардом Путнэмом и Томасом Престоном из Салем Виллидж. Ее обвинили в причинении вреда Элизабет Паррис, Эбигейл Уильямс, Энн Путнэм-младший и Элизабет Хаббард в течение двух месяцев. Ордер был подписан Джоном Хаторном и Джонатаном Корвином.

Констеблем был Джордж Локер. Ордер потребовал, чтобы Сара Гуд появилась на следующий день в десять часов «у дома Натаниэля Ингерсолла в Салем Виллидж». В ходе экспертизы Джозеф Хатчисон также упоминался в качестве истца.

Принесенная на слушание 1 марта констеблем Джорджем Локером, Сара была осмотрена в тот же день Джоном Хаторном и Джонатаном Корвином. Она поддерживала свою невиновность. Иезекииль Чиверс был клерком, который записал экзамен. Обвиняющие девочки отреагировали на ее присутствие физически («они все были измучены» в соответствии с расшифровкой стенограммы), включая больше припадок. Одна из пострадавших девушек обвинила призрака Сары Гуд в нанесении ей ножевого ранения. Она достала сломанный нож. Но один из зрителей сказал, что его сломанный нож он выбросил накануне в поле зрения девушек.

Титуба призналась в том, что она ведьма, и причастна к Сарре Гуд и Саре Осборн, сказав, что они заставили ее подписать книгу дьявола. Гуд объявила, что Титуба и Сара Осборн были настоящими ведьмами, и продолжала отстаивать свою собственную невиновность. Экспертиза не показала следов ведьмы ни на одном из трех.

Сару Гуд отправили в Ипсвич, где ее задержал местный констебль, который был ее родственником, где она ненадолго сбежала, а затем добровольно вернулась.

Элизабет Хаббард сообщила, что за это время призрак Сары Гуд посетил ее и мучил ее. Сару отправили в тюрьму в Ипсвиче, а к 3 марта она была в тюрьме Салема с Сарой Осборн и Титубой.Все трое снова были допрошены Корвином и Хаторн.

5 марта Уильям Аллен, Джон Хьюз, Уильям Гуд и Сэмюэл Брэйбрук дали показания против Сары Гуд, Сары Осборн и Титубы. Уильям свидетельствовал о родинке на спине своей жены, которая была истолкована как знак ведьмы. 11 марта Сара Гуд была снова осмотрена.

24 марта Сара Гуд и Титубу было приказано отправить в бостонскую тюрьму. Доркас Гуд, 4–5-летняя дочь Сары, был арестован 24 марта по жалобам на то, что она укусила Мэри Уолкотт и Энн Путнэм-младший. Доркас был осмотрен Джоном Хаторном и Джонатаном Корвином 24, 25 и 26 марта.

Ее признание признало ее мать ведьмой. Она определила небольшой укус, вероятно, от блохи на пальце, как вызванный змеей, которую ей дала мать.

Сара Гуд снова была допрошена в суде 29 марта, подтверждая свою невиновность, и девочки снова были в припадках. Когда ее спросили, кто, если не она, причинила боль девочкам, она обвинила Сару Осборн.

В тюрьме Сара Гуд родила Мерси Гуд, но ребенок не выжил. Условия в тюрьме и отсутствие пищи для матери и ребенка, вероятно, способствовали смерти.

В июне, когда суд Ойер и Терминер был обвинен в рассмотрении дел обвиняемых ведьм, Сара Гуд была обвинена и предана суду. В одном обвинительном заключении перечислены свидетели Сара Виббер (Биббер) и Джон Виббер (Биббер), Эбигейл Уильямс, Элизабет Хаббард и Энн Путнэм-младший. Во втором обвинительном заключении перечислены Элизабет Хаббард, Энн Путнэм (младший?), Мэри Уолкотт и Эбигейл Уильямс. Третий список Энн Путнэм (младший?), Элизабет Хаббард и Эбигейл Уильямс.

Джоанна Чайлдин, Сюзанна Шелдон, Сэмюэл и Мэри Аббатство, Сара и Томас Гадж, Джозеф и Мэри Херрик, Генри Херрик и Джонатан Батчелор, Уильям Баттен и Уильям Шоу — все дали показания против Сары Гуд. Ее собственный муж, Уильям Гуд, показал, что видел на ней след дьявола.

29 июня Сара Гуд вместе с Элизабет Хау, Сюзанной Мартиной и Сарой Уайлдс были осуждены присяжными. Жюри Ребекка была признана невиновной; Зрители, услышав приговор, протестовали громко, и суд попросил присяжных пересмотреть доказательства, и Ребекка Медсестра была осуждена с этой второй попытки.

Таким образом, все пятеро были приговорены к повешению.

19 июля 1692 года Сара Гуд была повешена возле холма Виселицы в Салеме. В этот день были повешены также Элизабет Хау, Сюзанна Мартин, Ребекка Медсестра и Сара Уайлдс, которые также были осуждены в июне.

На своей казни Сара Гуд ответила на призыв преподобного Николая Нойеса из Салема: «Я не более ведьма, чем ты волшебник, и если ты отнимешь мою жизнь, Бог даст тебе пить кровь. » Её заявление запомнилось широко, когда он рухнул и умер позже от кровоизлияния в мозг.

Индивидуальные доказательства

  1. Кларенс Ф. Джуэтт, Мемориальная история Бостона: включая графство Саффолк, Массачусетс. 1630-1880 ( Тикнор и компания , 1881), страницы 133-137
  2. Хаген с. 72.
  3. Элейн Джи Бреслоу: Неохотная ведьма Салема: Дьявольские индейцы и пуританские фантазии . Нью-Йорк, University Press, 1996
  4. Вета Смит Такер: Украденное идентичность: Расовые Метаморфозы Титуба Салем Village . Журнал чернокожих исследований, март 2000 г.
  5. Хаген с. 73.
  6. Хаген с. 74.
  7. ( 11 мая 2008 г. в Интернет-архиве ) Линда Р. Капораэль в Science Vol. 192 (2 апреля 1976 г.) (англ.)
  8. Хаген с. 76.
  9. Дьявол в образе женщины: Колдовство в колониальной Новой Англии. Нью-Йорк 1978, 1998.

Предводителем сил зла объявили священника

В марте 1692 года были арестованы четырёхлетняя дочь Сары Гуд Дороти, Марта Кори, Ребекка Нёрс и Рэйчел Клинтон. Марта Кори относилась к числу тех, кто считал происходящее фарсом, и это тоже сочли знаком причастности к колдовству. Маленькая Дороти Гуд просто хотела к маме, ради чего, по настоянию взрослых, согласилась признать себя ведьмой.

Если первые три арестованные женщины не посещали церковь, что в глазах пуритан делало их преступницами, то новые подозреваемые были прилежными прихожанками. Среди жителей Салема произошёл раскол: многие считали, что дело зашло уже слишком далеко.

Однако большинство было на стороне обвинения. Расследование продолжалось.

В апреле 1692 года по обвинению в колдовстве были арестованы Сара Клойс, Элизабет Проктор и её муж, Джон Проктор, муж Марты Кори Жиль и ещё несколько человек.

20 апреля 1692 года двенадцатилетняя Анна Путнам заявила, что ей являлся «призрак священника», который душил и пугал ее. Она назвала имя священника: Джордж Берроуз.

Джордж Берроуз был реальной личностью, уважаемым человеком. Однако задержанные, которых к тому времени было около 30 человек, стали давать на него показания. Его обвиняли в том, что он летал с девушками на вершину горы, чтобы заставить их присягнуть дьяволу, что он организовывал шабаши ведьм, наводил порчу на солдат, которые терпели поражения от индейцев.

Говоря современным языком, Берроуза объявили главарем преступного сообщества.

«Ведьмин дом» в Салеме построен не позднее 1642 года. Здесь жил судья Корвин, отправивший на эшафот 19 ведьм. Фото: Commons.wikimedia.org

Если есть казнь, должны быть и ведьмы

Коллективное бессознательное уверенным шагом чеканит землю и время, нанизывая на нить разные страны, эпохи и общества. Это сила, которая соединяет человеческие поступки и отсутствие причины их свершения, которая хоть как-то смягчает при падении удар логики об асфальт повседневной реальности. История за время существования человечества успела собрать целую коллекцию, подтверждающую могущество этого явления массовых истерий, предрассудков, верований или страхов. Даже самым необъяснимым событиям прошлого при помощи этой тёмной силы можно найти объяснение, потому что оно, как минимум, кроется в этом самом общественном архетипическом неосознанном страхе, ведущем к необъяснимым, глупым и фатальным поступкам.    

Историей с сомнительными мотивами, граничащими с откровенным идиотизмом, фанатизмом, садизмом и ещё рядом слов той же тематики с данным суффиксом, является легенда о салемских ведьмах, которая окутана тёмной вуалью колдовских тайн, средневекового невежества, сериалов, фильмов и костюмов на Halloween. И вот почему рьяная борьба с прислужницами чёрного козла на самом деле является одним из ярчайших проявлений симбиоза юнговского бессознательного и цепочки пресловутых случайностей.

        

Салем (или Сейлем) — один из старейших городов Новой Англии, основанный в 1626 году переселенцами из Европы. Они были протестантами-пресвитерианами, и в своей коммуне сразу постарались внедрить порядки религиозного Средневековья с характерным гонением еретиков и подозрительным отношением ко всему необъяснимому или красивому. Само название города происходит от слова «шолом» — «мир» в переводе с иврита, что сейчас для нас звучит как тонкая ирония. Но тогда никто из жителей небольшого тихого поселения не мог и предположить, что это место навсегда войдет в историю как одно из самых жутких. Конец 17-ого века был действительно тяжёлым для Салема: эпидемия оспы, набеги индейцев, засуха, неурожай, суровые зимы. Царь, которого можно было бы обвинить во всех бедах, там никогда не правил, поэтому поселенцы-протестанты, недолго думая, списали все беды на нечистую силу и происки дьявола. К тому же в 1641 году в штате Массачусетс, где Салем и расположен, была установлена смертная казнь за колдовство. А если есть казнь, значит должны быть и ведьмы.

Прислужники Сатаны оказались людьми исполнительными и не заставили себя долго ждать. В январе 1692 года одиннадцатилетняя Эбигайль Вильямс и девятилетняя Элизабет Пэррис – племянница и дочь городского священника – стали вести себя крайне странно. Они кричали, корчились от боли, речитативом произносили рифмованные отрывки на непонятном языке, прятались по углам, принимали жуткие позы и всё время жаловались, что их кусает и колет кто-то невидимый. Когда преподобный отец Пэррис пытался читать молитвы, девочки начинали визжать ещё сильнее и затыкали уши. Скоро тот же недуг поразил и их подружек, в том числе и одиннадцатилетнюю Анну Путнам. В феврале того же года доктор Уильям Григгс, после долгого анализа симптомов и изучения научно-медицинской литературы тех лет, в восторге от собственной компетентности ставит единственно верный диагноз: одержимость колдовством. К слову, в этих самых книгах артрит советовали лечить микстурой из соскобов со свежего человеческого черепа, белого вина и трав, которую следовало пить при полнолунии, что, например, английский король Джеймс I и делал. А популярные в 1670-ых годах капли Годдарта, названные так в честь изобретшего их химика, состояли из смеси черепного порошка с собачьим молоком и лечили практически все болезни от эпилепсии до похмелья. 

Неполная фильмография

Олгуд с Дж. М. Керриган в 1911 г.

  • Просто Пегги (1918) — Пегги
  • Шантаж (1929) — миссис Уайт
  • К чему красный ад (1929)
  • Юнона и Paycock (1930) — миссис Бойл (‘Юнона’)
  • Мир, плоть, дьявол (1932) — Эмме Стангер
  • Удачливый дурак (1933) — Роза
  • Лилия Килларни (1934) — миссис О’Коннор
  • Ирландские сердца (1934) — миссис Гогарти
  • Ленивые (1935) — Бриджит
  • Колышек старого Друри (1935) — ирландская женщина на лодке (титры)
  • Прохождение третьего этажа обратно (1935) — миссис де Хули
  • Неограниченное преступление (1935) — Jewel Thief (титры)
  • Всадники к морю (1936, короткометражка) — Маурья
  • Pot Luck (1936) — миссис Келли
  • Это снова любовь (1936) — миссис Хопкинс
  • Южные розы (1936) — Мисс Флоренция
  • Диверсия (1936)
  • Кэтлин Мавурнин (1937) — Мэри Эллен О’Дуайер
  • Буря в чашке (1937) — Гонория Хегарти
  • Предел неба (1938) — миссис О’Рейли
  • Лондондерри Эйр (1938) — Вдова Рафферти
  • В ночь пожара (1939) — уборщица
  • Эта женщина Гамильтона (1941) — миссис Кадоган-Лион
  • Доктор Джекил и мистер Хайд (1941) — миссис Хиггинс
  • Лидия (1941) — Мэри
  • Как зеленой была моя долина (1941) — миссис Морган
  • Рокси Харт (1942) — миссис Мортон
  • Это превыше всего (1942) — Официантка
  • Это случилось во Флэтбуше (1942) — миссис Мак МакЭвой
  • Свет сердца (1942)
  • Война против миссис Хэдли (1942) — миссис Майкл Фицпатрик
  • Жизнь начинается в восемьдесят тридцать (1942) — Альма Лотиан, тетя Роберта
  • Город без мужчин (1943) — миссис Мария Бартон
  • Навсегда и день (1943) — Повар (1917) (сцены удалены)
  • Джейн Эйр (1943) — Бесси
  • Жилец (1944) — Эллен Бонтинг
  • Между двумя мирами (1944) — миссис Карлик
  • Ключи от королевства (1944) — сестра Марта
  • Странное дело дяди Гарри (1945) — Нона
  • Китти (1945) — Старая Мэг
  • Винтовая лестница (1946) — медсестра Баркер
  • Клуни Браун (1946) — миссис Мэйл
  • Сказочные Дорси (1947) — миссис Дорси
  • Айви (1947) — Марта Хантли
  • Мать в колготках (1947) — бабушка МакКинли
  • Траур становится Электрой (1947) — Хозяйка Адама Бранта
  • Моя дикая ирландская роза (1947) — миссис Бреннан
  • Человек из Техаса (1948) — тетя Белль
  • Одно касание Венеры (1948) — квартирная хозяйка
  • Девушка с Манхэттена (1948) — миссис Билер
  • Обвиняемый (1949) — миссис Коннер
  • Вызов Лесси (1949) — миссис МакФарланд
  • Десятки дешевле (1950) — миссис Монахан
  • Сьерра (1950) — миссис Джонас (последняя роль в кино)

Обвиняется призрак!

В течение последующего месяца в тюрьму попали еще несколько женщин, обвиненных в колдовстве. Причем чем дальше, тем больше нарастало безумие ситуации. 23 марта была арестована четырехлетняя Дороти -дочь Сары Гуд. Бедная девочка сама заявила, что является ведьмой, чтобы ее поместили в тюрьму, к матери. А 30 апреля за решетку угодил Джордж Берроуз — один из священников, служивших ранее в Салеме. За время своей службы он нажил в деревне несколько личных врагов, которые теперь решили свести с ним счеты, используя всеобщую истерию.

Теперь почти каждый день в Салеме кого-нибудь арестовывали или допрашивали по вопросам, связанным с колдовством. Официальное судебное разбирательство еще не началось, а в тюрьме уже томилось более десятка человек, как мужчин, так и женщин. Первой жертвой охоты на ведьм стала Сара Осборн, которая 10 мая умерла в тюрьме, не вынеся тяжелых условий содержания.

27 мая был оглашен состав судей, которым предстояло разобраться в том, кто из взятых под стражу действительно является колдуном или ведьмой. Примечательно, что во главе судейской коллегии был поставлен Уильям Стаутон — человек, имевший религиозное образование и большие политические амбиции, но не имевший никакого отношения к юриспруденции.

Чтобы доказать, что обвиняемые являются ведьмами, использовались различные виды доказательств. Например, на телах женщин искали особые отметки и места с повышенной чувствительностью. Это считалось явным признаком сношений с дьяволом. Также считалось, что если прикосновение женщины способно унять припадки у больных детей, то она и есть та ведьма, которая их наслала.

Наконец, одним из главных доказательств были показания девочек, говоривших, что к ним являлся призрак кого-либо из числа обвиняемых. Правда, вокруг этого момента развернулась настоящая богословская дискуссия. Само по себе существование призраков ни у кого из обвинителей сомнений не вызывало. Зато возникал вопрос — может ли дьявол использовать облик человека, если тот не давал на это своего согласия? По мнению салемских судей, такое согласие было необходимо. А значит, связь с врагом рода человеческого можно было считать доказанной.

Осужден

Казнен

  • Сара Гуд
  • Сара Осборн
  • Бриджит Бишоп
  • Ребекка Нерс (урожденная Таун; 19 июля 1692 г.)
  • Элизабет Хоу
  • Сюзанна Мартин
  • Сара Уайлдс
  • Джордж Берроуз
  • Джордж Джейкобс старший (19 августа 1692 г.)
  • Марта Кэрриер
  • Джон Проктор
  • Джон Уиллард
  • Марта Кори (22 сентября 1692 г .; жена Джайлза Кори )
  • Мэри Исти (урожденная Таун; 22 сентября 1692 г.)
  • Мэри Паркер (урожденная Эйер; 22 сентября 1692 г.)
  • Элис Паркер (22 сентября 1692 г.)
  • Анн Пудеатор (22 сентября 1692 г.)
  • Уилмот Редд (22 сентября 1692 г.)
  • Маргарет Скотт (22 сентября 1692 г.)
  • Сэмюэл Уордвелл-старший (22 сентября 1692 г.)

Джайлз Кори (19 сентября 1692 г.) — прижат к смерти

Умер в тюрьме

  • Энн Фостер (урожденная Алкок) — умерла в заключении в декабре 1692 г.
  • Сара Осборн — умерла в тюрьме 29 мая 1692 года в возрасте 49 лет.

Помилован

  • Эбигейл Фолкнер-старшая (урожденная датчанка), она была беременна
  • Доркас Хоар «признался»
  • Элизабет Проктор (урожденная Бассетт), она была беременна

Сара Пиз арестована за колдовство 23 мая 1692 г., помилована губернатором в мае 1693 г. вместе с 50 другими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector