Сальвадор дали и гала

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Сальвадор Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем.

В 1961 году Сальвадор Дали нарисовал для Энрике Берната, основателя испанской компании производящей конфеты на палочке, логотип «Chupa Chups», который в несколько измененном виде сегодня узнаваемый во всех уголках планеты.

В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии.

Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому его тело замуровали в стене в музее Дали в г. Фигерас. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.

В разное время Дали объявлял себя то монархистом, то анархистом, то коммунистом, то приверженцем авторитарной власти, то отказывался ассоциировать себя с каким бы то ни было политическим течением. После Второй мировой войны и возвращения в Каталонию Сальвадор поддерживал авторитарный режим Франко и даже написал портрет его внучки.

Дали отправил румынскому лидеру Николасу Чаушеску телеграмму, написанную в свойственной художнику манере: на словах он поддерживал коммуниста, а между строк читалась едкая ирония. Не заметив подвоха, телеграмму опубликовали в ежедневной газете Scînteia.

Известная ныне певица Шер (Cher) и ее муж Сонни Боно, будучи еще молодыми, посетили вечеринку Сальвадора Дали, которую он утроил в Нью-Йоркском отеле Plaza. Там Шер случайно села на подложенную хозяином мероприятия ей на кресло сексуальную игрушку странной формы.

В своей жизни Дали сам полностью завершил работу только над одним фильмом, «Впечатления от верхней Монголии» (1975), в котором он рассказал историю об экспедиции, которая отправилась на поиски огромных галлюциногенных грибов. Видеоряд «Впечатлений о Верхней Монголии» большой частью основан увеличенных микроскопических пятнах мочевой кислоты на латунной полоске. Как вы можете догадаться, «автором» этих пятен был маэстро. В течение нескольких недель он «рисовал» их на кусочке латуни.

Совместно с Кристианом Диором в 1950 году Дали создал «костюм для 2045 года».

Полотно «Постоянство памяти» («Мягкие часы») Дали написал под впечатлением от Эйнштейновской теории относительности. Идея в голове Сальвадора обрела форму, когда он, одним августовским жарким днем, разглядывал кусок сыра «Камабер».

Впервые образ слона появляется на полотне «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения». Помимо слонов, Дали часто использовал на своих картинах образы других представителей царства животных: муравьев (символизировали смерть, распад и, в то же время, огромное сексуальное желание), улитку он связывал с человеческой головой (см. портреты Зигмунда Фрейда), саранча в его работах связана с отходами и чувством страха.

Яйца на картинах Дали символизируют пренатальное, внутриутробное развитие, если посмотреть глубже — речь идет о надежде и о любви.

Седьмого декабря 1959 года в Париже состоялась презентация овосипеда (ovocypede): устройства, которое придумал Сальвадор Дали и воплотил в жизнь инженер Лапарра. Овосипед — прозрачный шар с закрепленным внутри сиденьем для одного человека. Этот «транспорт» стал одним из устройств, которое Дали успешно использовал для того, чтобы шокировать публику своим появлением.

Гала – значит «Торжественная»

1929 год стал для Дали знаковым: он встретил людей, которые полностью изменили всю его жизнь. Это были поэт Поль Элюар и его жена Елена Дьяконова, русская по происхождению. Они посетили Дали в Кадакесе по его приглашению. Элюар называл жену Гала, что на французском означает «Торжественная». Дали тоже будет всегда называть ее Гала. С того момента она стала женщиной, которую художник любил всю свою жизнь.

За несколько месяцев до этого Дали предвосхитил их встречу. Он интуитивно предчувствовал ее, когда написал: «Этим летом я познаю любовь». Увидев Гала, художник был поражен. «Ей суждено было стать моей Градивой, моей идеей победы, моей женой», – признавался потом Дали.

Сальвадор Дали. Гала в образе Атомной Леды

Несмотря на разразившийся скандал, противодействие со стороны отца Дали и заметную разницу в возрасте – Гала была более чем на десять лет старше – они образовали прочную любовную и деловую пару, в которой она взяла на себя роль музы, а также импресарио художника, благодаря своей расчетливости и практичности.

Дали обожал в ней все те качества, за которые поклонники художника ее ненавидели. Они были убеждены, что Гала паразитирует на таланте гения, нещадно эксплуатируя его в своих корыстных интересах. Действительно, Гала очень твердо держала в руках все дела Дали, связанные с коммерческой стороной его творчества. Она скрупулезно отслеживала условия контрактов мастера и не позволяла заказчикам вносить в них невыгодные для Дали условия. Дали чрезвычайно высоко ценил эти ее способности и утверждал, что без Гала он не состоялся бы как личность и как творец.

Сам Дали дает такую разгадку этой любви, которая будет доминировать во всем его творчестве и прервется только смертью: «Она излечила меня силой своей неукротимой и непостижимой любви, глубина мысли и практические способности которой превосходят самые амбициозные психоаналитические методы», – говорил он.

Их совместная жизнь была совершенно не похожа на общепринятый шаблон семьи и вызывала назойливое любопытство как поклонников, так и недоброжелателей. Ходили слухи, что у них совершенно отсутствуют плотские отношения, и вместо них – исключительно платонические. Существовало много спекуляций по поводу сексуальности Дали, но все прямо или косвенно указывает на то, что он был импотентом. Отсюда происходят эротически размытые и, скорее, бесполые формы многих его работ.

Гала, посвятив Дали всю свою жизнь, сдерживала и направляла его необузданную эксцентричность в творчество. Будучи всегда настороже по отношению к внешнему миру, она охраняла и защищала его внутренний мир от любого нежелательного воздействия.

Замок в Пуболе

В знак безграничной любви Дали подарил своей музе целый замок «Гала-Дали» в местечке Пуболь севернее Барселоны. Здесь она была счастлива и здесь же похоронена после смерти в 1982 году.

Сиять и пахнуть

Впервые Гала и Дали встретились летом 1929 года, но сам художник утверждал, что увидел свою музу гораздо раньше, когда учился в первом классе. Один из друзей подарил ему авторучку. Внутри стеклянного шарика на колпачке была изображена девушка в пушистой шубке. Позже Дали вспоминал: «В каждую клеточку моего существа, от зрачков до кончиков пальцев, впечатался в ту минуту ее образ. Мою русскую девочку, укутанную в белый мех, куда-то уносила тройка — почти чудом она спаслась от стаи свирепых волков с горящими глазами. Она глядела на меня, не отводя взора, и столько гордости было в ее лице, что сердце сжималось от восхищения… Это была Гала? Я никогда в этом не сомневался — это была она». С того самого дня художник хранил в своей памяти образ девушки и ждал их встречи, не сомневаясь, что она состоится.

В 1914 году Сальвадор начал обучение в муниципальной художественной школе. Одноклассники уже тогда считали его странным: мальчик ввязывался в драки без причины, а его эксцентричные выходки становились известными всей школе. Каким-то чудом ему удалось поступить в Художественную академию Сан-Фернандо. Для молодого человека сделали исключение, ведь вступительного испытания он не прошел. Для экзамена он сделал рисунок меньше положенного размера, а когда его попросили исправить оплошность, принес работу еще меньше.

Несмотря на свой талант, в академии эксцентричному Дали удалось продержаться всего четыре года. В 1926 году его отчислили за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. Вскоре он уехал в Париж, где познакомился с Пикассо и окунулся в богемную жизнь с головой.

В это время Гала, которая была на десять лет старше Дали, уже успела обзавестись мужем, дочерью и даже любовником. Родившаяся в 1894 году в Казани, тогда еще Елена Дьяконова всегда знала, что будет блистать, а не прозябать в провинциальной глуши. В своем дневнике она писала: «Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями».

В 1912 году родители отправили девочку в Швейцарию лечиться от туберкулеза. Там она познакомилась с поэтом Эженом-Эмилем-Полем Гранделем. Позже она дала ему имя Поль Элюар, а себя стала называть Гала (по-французски «праздник»). Их роман завершился свадьбой, Гала переехала в Париж. К моменту ее встречи с Сальвадором Дали она уже не была болезненной застенчивой девочкой, а превратилась в настоящую парижанку, ту самую «кокотку», которая сводила с ума самых неприступных мужчин.

Краткая биография Сальвадора Дали.

Основная статья — Биография Сальвадора Дали, интересные факты и цитаты друзей Дали.

Вы вот знали, что Элис Купер был близко знаком с Сальвадором? Да и вообще, почти вся рок тусовка знала мэтра. А про При пристрастие ? В википедии такого не напишут.

1904 года в небольшом испанском городке Фигенас появился на свет будущий маэстро сюрреализма. Отец был нотариусом, мать домохозяйкой из серии киндер кюхэ кирхе.

Ребенком Дали был истеричным и избалованным, в чем немалую роль сыграли родители. Душераздирающую историю о соперничестве со я поведал в основной статье, не будем останавливаться.

В школе мэтр тоже не блистал, оценки получал весьма посредственные.

У Дали была любимая , всех подробностей отношений с которой не знает никто, кроме нее и Сальвадора.

Мэтру недолго довелось радоваться полному набору живых родителей — , когда ему было 16 лет.

Да, немного рвано получается, но писать кратко о Сальвадоре значит впихивать невпихуемое. Если хотите более связного повествования — читайте полную биографию Дали.

Вскоре, после смерти матери, Сальвадорыч поступает в академию в Мадриде, где предается чаду кутежа и дичайшему угару, почти как Тулуз Лотрек… Шутка, будущий главный сюрреалист был еще тот ботан и большую часть времени проводил за учебой и экспериментами в живописи. Да, а вы думали, сразу родился, вырос и гений? Не, ребят, гениями могут стать только настоящие задроты (в хорошем смысле этого слова).

В академии Сальвадор каким-то чудом успевал не только сутками рисовать, но еще и тусить с Лоркой, Бунюэлем и своими коллегами художниками. Тусить — это громко сказано, ибо метр тогда был совсем скромняшка. Сальвадор и скромняшка — дико звучит сейчас, правда? Но эпатажные выходки будут много позже.

Недолго музыка играла и за характер сильного и независимого мужчины. Но мэтр не стал унывал и вскоре принялся вовсю налаживать свою профессиональную и личную жизнь.

Мэтр был весьма хорош собой и появление хищницы не заставило себя ждать. В 1929 году Сальвадора замечает известная охотница на художников сюрреалистов, она же будущая жена Дали — Гала. Аки беркут вонзает твердые когти в нежное тело добычи, Гала взяла застенчивого мэтра в оборот. При законном то муже Элюаре! Аж трясет. Подробнее о том, как трясет читайте — здесь

Сальвадорыч с Галой обустраивают семейное гнездышко в . Отношения с родными у мэтра к тому времени стали хуже некуда и семейной паре пришлось потуже затянуть пояса, так как помощи от сурового батяни Дали ждать не приходилось.

Гала во всю пиарила Сальвадора и он становился все известнее и известнее в Испании. Картины, впрочем еще долго никто не хотел покупать. Как говорится: «это круто, но такую странную фигню я на свою стену не повешу». Но рекламная компания Дали — Гала вскоре дала свои плоды и мэтр постепенно становится все более и более успешным.

Примерно в это же время испортились , что вскоре переросло во взаимное закидывание сушеными кизяками.

в 1940 году маэстро с женой сваливают из прогнившей Европы подальше от немцев, зомбированных Гитлером. Сваливают не куда-то в Тимбукту, а в цитадель мирового буржуизма — Асашай. развернулся на полную катушку. Вершина успеха мэтра приходится именно на Америку. Ну и пошло поехало, выставки, продажа картин, тусовки, бабки, кокаин, шлю... Шутка — это же Дали, у него были другие приоритеты.

В Асашай мэтр пишет свою нашумевшую книгу — Тайная жизнь Сальвадора Дали. Ну и вообще много чего интересного. Читайте в основной статье — Полная .

Маэстро сюрреализма вскоре выдохся от такого темпа жизни и корпорация Гала Дали передислоцировалась обратно в . Уже на закате лет, стареющий, но все еще импозантный художник встретил свою вторую большую любовь —

Все бы хорошо, но время старости придет и девки больше не дадут, и сидра больше не нальют. Сальвадорыча подкашивает , потом . Я на этом периоде подробно останавливаться не буду, не нравится он мне, грустный и жалкий какой-то. Кому интересно, кликайте по синеньким ссылкам — там подробности.

Сальвадор Дали и Гала

В 1929 году Сальвадор Дали встретил свою большую любовь и роковую женщину, как он сам ее называл — Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову, по происхождению из России). Гала была старше его на 10 лет и находилась в браке с поэтом Полем Элюаром, известным французским поэтом. Но это ей не помешало продолжать встречаться с Сальвадором Дали и жить с мужем одновременно.

Она вообще была женщиной свободных нравов, могла заниматься в присутствии посторонних людей сексом. У нее до самой глубокой старости было очень много молодых любовников.

Сальвадор Дали и Гала.1935 г.

В Сальвадоре Дали она видела прежде всего необычайный талант. Женщина была уверена, что он станет звездой, которая обязательно вспыхнет. А для художника Гала стала музой на всю жизнь, вдохновением, идеалом. Он ее боготворил и безмерно восхищался. Гала, кроме Анны-Марии,младшей сестры художника, стала единственной женщиной-моделью. Дали был взрослым ребенком, не знал многих практических вещей в жизни (например, не знал как покупать билеты в театр), но обладал невероятным талантом. И страстно влюбился в Галу.

Гала с практичным умом и сильным характером, взяла все материальные проблемы на себя, чтобы Дали мог целиком отдаться живописи. Она была ему и мать, и любовница, и муза, и надежная опора. И она стала его торговым агентом и руководила всеми финансами. Все это сделало их союз прочным, знаменитым и богатым.

Сальвадор и Гала официально поженились в 1934 году.

Надо отметить, что в его семье Галу не любили, но в глаза ей этого не говорили. Его отношения с отцом начали постепенно ухудшаться. Сальвадор давно хотел порвать с опекой отца и стать финансово самостоятельным. Благодаря Гала картины стали понемногу продаваться. Чтобы избавиться от влияния отца, художник решил вызвать обиду на себя — написал картину с надписью «Иногда я с удовольствием плюю на портрет моей матери» (хотя Дали всегда глубоко и искренне любил мать, ушедшую из жизни в 1921 году). Из-за такого он был изгнан из отцовского дома и лишен финансовой поддержки родителя.

После этой ссоры Сальвадор Дали и Гала начали много путешествовать по всему миру. Именно на этот период времени приходится написание его самых выдающихся полотен.

В 1933 году один из друзей предложил создать элитный фан-клуб из богатых поклонников Дали. Миллионеры- ценители творчества художника платили солидные взносы и получали право выбора на покупку новых картин. Так супруги покончили с бедностью.

30-е годы стали самыми плодотворными в творчестве художника.

Невероятная история любви

Знаменитой музой и супругой Сальвадора Дали стала Елена Дьяконова, всему миру известная под именем Гала.

Они встретились летом 1929 года, на тот момент Елена была замужем за французским поэтом Полем Элюаром и одновременно имела любовника Марка Эрнста. Женщина была слишком любвеобильна, она просто обожала секс, не могла без него существовать.

Гала была старше Дали на 10 лет. На момент знакомства он был молодым начинающим художником, приехавшим из провинциального городка, а Гала опытная и умудрённая, самоуверенная и утончённая, вращающаяся с высших кругах общества. Он был сражён её красотой.

Нельзя сказать, что Гала обладала красотой в привычном смысле этого слова, она, как магнит, притягивала к себе мужчин, они становились как будто заколдованными и теряли от этой женщины голову.

Гала и Дали стали близки, но это не помешало женщине продолжать отношения с мужем, попутно ещё заводить любовников, в то время в богемных кругах это считалось нормальным.

Но в конце концов она бросила своего супруга и в 1930 году переехала к Дали, она сказала ему тогда: «Мой мальчик, мы не расстанемся никогда». Она не только удовлетворяла его сексуальные фантазии, Гала стала для Сальвадора всем: патронессой, деловым менеджером, организатором.

Именно Гала сделала художника знаменитым на весь мир, она пустила в ход все свои связи, устраивала выставки, носила его работы ценителям. А он творил с таким рвением, что ещё не была закончена одна картина, а уже просилась на холст другая. Свою музу, которая так вдохновляла его, Дали рисовал постоянно. Теперь его картины подписывались двойным именем Гала — Сальвадор Дали.

Супруг Поль Элюар до последних дней писал ей любовные письма, полные нежности. И только после его смерти в 1952 году Гала и Сальвадор поженились.

Когда Дали стал терять интерес к картинам, Гала подкинула ему новую идею создания дизайнерской мебели. Богачи всего мира готовы были отдать любые деньги за диваны в форме женских губ, слонов на тоненьких ножках или за причудливые часы со странным циферблатом. Также Сальвадор Дали является автором дизайна упаковки карамели «Чупа-Чупс».

Их отношения для обычного мира казались странными, для них двоих это было нормально. Женщина меняла любовников, как перчатки, Дали постоянно развлекался в компаниях юных девиц, спуская на них кучу денег. В 1965 году у Сальвадора появилась вторая муза – Аманда Лир, 19-летняя модель и певица.

Но единственной женщиной, которой он полностью подчинялся, так и осталась Гала. Если бы не она, мир мог никогда не узнать великого гения Сальвадора Дали. Сначала она вдохнула в молодого неуверенного художника веру в себя, потом полностью раскрыла весь масштаб его таланта: сделала из Дали кумира планеты, при этом постоянно оберегала и защищала. А он преклонялся перед ней.

Их удивительные отношения длились 53 года. Гала умерла в 1982 году в возрасте 88 лет. Её тело забальзамировали, надели красное платье и уложили в гроб со стеклянной крышкой. В их замке Пуболе она ещё при жизни обустроила склеп для них двоих, там женщину и похоронили.

Влиятельнейший в мире

Дали с Галой вели столь умную маркетинговую игру, что ей поддался весь арт-бизнес. Стоимость одной минуты Дали в рекламных съемках доходила до 10 000 долларов. Дали рекламировал лекарства, шоколад и авиакомпанию. Галу и Дали обшивал Кристиан Диор, они дружили с Коко Шанель. Дали создавал общие проекты ювелирных изделий, платьев и головных уборов с Эльзой Скиапарелли.


Сальвадор Дали в своей студии в Порт-Лигат (1961) / Photo: Jan Adam Stevens

Знаменитый испанец нарисовал знаменитую до сих пор колоду карт Таро, которая должна была появиться в фильме о Джеймсе Бонде (увы, не состоялось). Сальвадор создавал эскизы для фильмов Альфреда Хичкока (фрагмент «Сон» в фильме «Завороженный»), работал с Уолтом Диснеем над мультфильмом «Destino» (вышел уже после смерти художника).

Дали придумывал нашумевшие арт-объекты, снимался у Филиппа Халсмана. Этот влиятельнейший фотограф снимал не только Дали и его знаменитые усы, но также герцогов Виндзорских и будущего американского президента Никсона. Сальвадор Дали создавал иллюстрации для Harper’s Bazaar и Vogue с даже успел побывать приглашённым редактором для одного из номеров французского Vogue.


Сальвадор Дали в рубашке Элвиса Пресли (1970) / Photo: Marc Lacroix

Ещё при жизни Дали устроил невероятный личный Театр-музей в Фигерасе, где проводил не только выставки, но и научные симпозиумы. Это он нарисовал знаменитый логотип леденцу Chupa-Chups. Плакат и логотип конкурса «Евровидение» в Мадриде в 1969 году — тоже его рук дело. К концу жизни художник был осыпан почестями и членствами в академиях. В 1982 году его наделили титулом маркиза в связи с покупкой замка Пуболь в Испании.

Дали умер в 84 года невероятно богатым и знаменитым, прожив почти весь ХХ век. Трудно доказать, что хоть один художник в мире был столько же великолепен, как Дали. Он обманул весь мир, и остался в выигрыше. Как и положено блестящему арт-проекту.

Фото: Сальвадор Дали в Порт-Лигат (1959)

Муза

Гала Дали прославилась благодаря бурной личной жизни. В 1912 году она, дочь зажиточных родителей, уехала в Швейцарию лечиться от туберкулёза и познакомилась с поэтом Полем Элюаром. Между 18-летними людьми вспыхнули чувства: ни один сборник Элюара не обходился без од к обожаемой музе.

Яркая уроженка Российской империи восхищала и других последователей сюрреализма — художника Макса Эрнста, поэтов Луи Арагона и Андре Бретона. Последний, кстати, считал, что Гала Дали оказывала разрушительное влияние на мужчин, с которыми «дружила», возможно, потому что не каждый мог добиться ее благосклонности.

Embed from Getty ImagesГала Дали и Сальвадор Дали

Сильнее всего потенциал модели раскрыл Сальвадор Дали. Их знакомство состоялось в августе 1929 года и быстро развилось в роман. Своей Градиве художник приписывал львиную долю заслуг: «В основном из-за твоей крови, Гала, я рисую свои картины». Портреты Сальвадора Дали с супругой в качестве натурщицы являются, пожалуй, самыми чувственными изображениями женщины в искусстве Запада.

Дали была легкомысленна, но художник видел в ней лучшее, божественное. Часто она позировала в образе Пресвятой Девы Марии, например, для полотна «Мадонна Порт-Льигата» (1949). В числе других произведений с Галой Дали в «главной роли» — «Имперский монумент женщине-ребенку» (1929), «Галатея со сферами» (1952), «Распятие, или Гиперкубическое тело» (1954) и пр.

Детские и школьные годы

Отец с матерью дали детям самое достойное образование, на которое только были способны, учитывая своё материальное положение. В 1910 году мальчика отдали в начальную школу «Непорочного Зачатия» Христианских братьев.

Дали рос очень умным ребёнком, но по непонятным причинам сам утверждал обратное. Он был неуправляемый и заносчивый. Однажды, будучи с матерью на торговой площади, Сальвадор устроил целую истерику из-за леденца. Лавка со сладостями закрылась на время сиесты, но мальчик так орал, что проходившие мимо полицейские упросили хозяина-торговца открыть лавку и продать ребёнку злосчастный леденец

Сальвадор добивался своего любыми методами: капризничал, симулировал, привлекал к себе внимание посторонних

Из-за такого характера в школе подружиться с ребятами у Дали не получалось. К тому же вести обычную школьную жизнь ему мешали всяческие фобии и комплексы. Ещё со школьной скамьи у него стало проявляться какое-то раздвоение личности. Он играл с ребятами в азартные игры, но когда проигрывал, вёл себя, как победитель. Так и не смог он найти общие грани с одноклассниками и завести симпатию или дружбу хотя бы с одним из них. Странный, чудаковатый ребёнок вызывал у ребятни соответствующую реакцию. Когда дети узнали, что Дали до ужаса боится кузнечиков, они стали ловить этих насекомых и кидать ему за шиворот. У него начинались дикие истерики, что детей забавляло. Одним единственным ребёнком, с кем у Сальвадора сложились хоть какие-то похожие на человеческие отношения, был будущий футболист «Барселоны» Хосеп Самитьер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector