Феминизм в россии: нужен ли он обществу?

Насильственные обычаи

Женщины из разных уголков планеты и сегодня подвергаются унизительным и смертельно опасным процедурам. Калечащие операции на женских половых органах кажутся далёкой полумифической традицией, но их осуществляют прямо на территории России в наши дни. Женщин часто калечат ещё в детстве: без медицинских показаний частично или полностью удаляют внешнюю часть гениталий. В том числе в антисанитарных условиях, с тяжелейшими последствиями для здоровья и с целью ограничить сексуальность. С этими практиками пытаются бороться: например, в России в этом году начались проверки, в других странах, как в Гамбии, процедуру запрещают законодательно.

Девушек выдают замуж, не спросив согласия, в том числе в подростковом возрасте; крадут из семьи; используют их для так называемого временного брака. Женщин убивают их родственники, называя это «убийствами чести». Иногда порядки определённой местности противоречат закону — увы, это тот самый случай, когда позиция «у нас так заведено» становится как будто законной. Эти практики обычно считают религиозными, хотя они не всегда заложены в религии.

Современный феминизм борется в том числе и за то, чтобы женщины могли самостоятельно распоряжаться своей жизнью и своим телом, и борьба с насильственными обычаями — одна из его важных задач.

Мария Арбатова

Российская писательница, сценарист, публицист и драматург Мария Арбатова известна в России и за ее пределами как активистка феминистского движения. В 2008 году на Арбатову обрушился шквал критики, причиной которого стала ее позиция во время кампании за освобождение бывшего юриста «ЮКОСа» Светланы Бахминой. В своей статье Мария Арбатова осуждала женщину и ее защитников, высказалась против ее досрочного освобождения, в то время как большинство выступало в ее защиту. После этого для многих известных людей Арбатова стала «нерукопожатным» человеком, вызвала культурный шок и громкий резонанс.

Арбатова подчеркивает, что не верит в существование «вторых половин» и считает себя «целым существом». Супружество писательница и известная феминистка России считает «вопросом страсти, такта и партнерства», а счастливый брак в ее понимании – это когда «не ходят ногами по твоей душевной территории».

Как таблетка изменила мир

В первой половине XX века ограничительные законы в США смягчились, а идея репродуктивного здоровья распространилась по всей Европе. Впрочем, оставалась чисто техническая проблема: все существовавшие методы контрацепции были не слишком эффективны, мало кому доступны и по-прежнему сложны в использовании. А Маргарет Сэнгер мечтала о средстве, с которым именно женщины обретут полный контроль.

В 1950 году активистка встретилась с американским исследователем Грегори Пинкусом и убедила его заняться разработкой оральных контрацептивов. Средства на первоначальные исследования выделила соратница Сэнгер Кэтрин Маккормик — одна из первых женщин-биологов с научной степенью Массачусетского технологического института и наследница огромного состояния.

Наступает новая эра

Гендерная бинарность уничтожается, на смену ей приходит неопределенность гендера “queer”. 

Много материала в книге приведено про трансгендерность, про то, как действительно мало исследований этой темы (особенно касательно дальнейших итогов). «Гендерные феминистки», как их называют, двигатели в этой сфере. 

Страшные цифры и исследования приводятсякасательно неопределенного гендера у детей (95% это перерастают), как детей «лечат» гормональной терапией, какие страшные побочные эффекты эти лекарства имеют, какие серьёзные психологические проблемы возникают у детей. Но это ещё одна,другая, но не менее важная тема.

И всё это, к большому сожалению, породила идеология феминизма. Я это пишу, потому что и у нас это всё не за горами (вспомните костюм Милохина на МУЗтв –мальчик и девочка одновременно). Пока это всё начальные эскизы, подготовление к чему-то намного большему. 

И если ваши дети спросят вас о разнице полов, однополых отношениях или феминизме – лучшезаранее читать материал и слушать людей, которые имеют опыт в этой сфере.

В книге потрясающе много материала и исследований о влиянии феминизма на все те проблемы, которые мы имеем сегодня. Я очень надеюсь, что когда-то она будет издаваться на русском языке. 

Для меня эта книга окончательно разложила всё по полочкам. 

Когда женщины начинают говорить «я феминистка», в большинстве случаев это происходит от незнания предмета, непонимания истории и нежелания видеть, к чему это движение, (которое имело благие корни и намерения) в итоге привело. 

А суть проста – убивается сила Любви в женском сердце. 

А когда убивается любовь – наступает ад.

Разные течения

Вообще, появление мужского феминизма, несомненно, связано со второй волной феминисток. Многие представители этого течения тогда сосредоточились на проблемах в законодательстве, в котором необходимо было найти прорехи. Так появилась проблема двойных стандартов в браке. Отсюда появилось движение за права отцов.

Мужчины не понимали, почему домашнее насилие — это агрессия только со стороны мужчины, или же как объяснить то, что после развода дети должны остаться с матерью.

Так появилась группировка отцов, во главе которой стоял Мэтт О’Конор. Но вел он себя довольно странно вместе со своими единомышленниками: они переодевались в костюмы, врывались в административные здания и проводили акции протеста.

Чуть позже появилось еще одно течение мужского феминизма — мифопоэтическое. Считается, что сподвиг сынов Адама на его появление Карл Юнг

Сторонники этого движения не обращали никакого внимания на политику, им крайне важно было считать, что каждый мужик должен оставаться мужиком в любой ситуации

Целью этой группы была поддержка и наставничество для мужчин. Участники работали над образовательной программой, в которую входили переработанные мифы, поэзия и труды. Лидером группы был Дэвид Блай. Он постоянно говорил об «энергии Зевса», которую должен ощутить каждый мальчик, чтобы постигнуть мужскую сущность. Члены этого сообщества были против тех мужчин, которые позволяли себе быть слабыми и эмоциональными.

1930‑е — 1955 год: откат в традиционную политику

Ликвидация женотделов

Уже в начале 1920‑х годов в правительстве возникали сомнения о женотделах. Например, в резолюции XII партийного съезда 1923 года отмечается, что женские организации создают почву для отделения женщин в борьбу за свои права, а не за права рабочих. Правительство боялось, что женщины таким образом примкнут к «буржуазному» феминизму, а не к марксистскому. Первым «звоночком» к ликвидации женотделов стало окончание Международного женского секретариата Коминтерна в 1926 году. Его возглавляла Клара Цеткин. В январе 1930-го женотделы стали подчиняться отделу Агитации и массовых кампаний. В 1934 году Сталин объявляет женский вопрос решённым, и женские политические организации упразднялись окончательно.

Укрепление «традиционной» семьи

Гражданская и Первая мировая войны ударили по демографии. Начиная с 1920‑х годов рождаемость упала в два раза по сравнению с началом XX века, и тенденция продолжалась. В ответ на это правительство стало укреплять традиционные семейные ценности. Секс снова стал «работать» на рождение детей. В 1935 году прекратилось производство контрацепции. Далее в 1936‑м была усложнена процедура развода. В том же году аборты разрешались только по медицинским показаниям. При этом нагрузки на производстве с женщины не снимались. Теперь она должна была работать как машина и регулярно рожать, что создавало для неё двойную нагрузку.

Гендерный вопрос в годы Великой Отечественной войны

Во время войны женщины заняли на производстве места мужчин. Среди рабочих и служащих число женщин возросло на 15 миллионов человек и составило 56% от числа работающих. Женщины стали заняты в профессиях, которые считались мужскими. Среди рабочих железнодорожного транспорта их количество выросло с 25% до войны до 42% после. В цветной металлургии — соответственно с 27 до 50%. На предприятиях по производству боеприпасов они составляли более 50% работающих. Женщины также занимали освободившиеся административные должности. На 1 октября 1944 года женщины составляли 55% в аппарате Верховных Советов и СНК союзных республик, 60,9% — в аппаратах областных и краевых исполкомов, 76,5% — в городских и районных Советах депутатов трудящихся.

Everett Col­lec­tion / Shut­ter­stockWiki­me­dia Commons

При этом правительство пыталось повышать рождаемость. С 1944 года увеличились льготы и выплаты для многодетных семей. Женщина могла отдать своего ребёнка в воспитательный дом, и заботу о нём брало на себя государство. Был введён налог на бездетность на граждан, не имеющих детей, и налог на супругов, имеющих одного или двух детей.

После окончания войны женщины оказались вытесненными мужчинами с рабочих мест, которые они ненадолго заняли

В обществе укреплялось представление о традиционной семье, так как было важно повышать рождаемость. Женщина металась между ролью матери и работницы

Мужчины же приобретали особую ценность, так как их численность сильно уменьшилась.

Что такое феминизм кратко

Феминизм ― это активное женское движение с системой идеологий, которые направлены на абсолютное равноправие полов в большинстве сфер жизни.

Феминистическое движение породило перезагрузку общественного мнения о правах женщин в таких аспектах жизни как:

  • право занимать должности в государственном аппарате;
  • равноправие в браке;
  • избирательное право;
  • право на трудоустройство во всех сферах;
  • право на обладание собственностью;
  • право на декретный отпуск с сохранением рабочего места;
  • право на физическую неприкосновенность.

От «никто не может» до «все/половина обязаны»: безрассудство феминизма

Давным-давно, до середины ХХ века, было много юридических и социальных ограничений по поводу того, что женщины могли бы делать. Например, было много должностей, которые согласно закону женщинам не разрешалось занимать. Женщины также не могли голосовать. К их чести, феминисты в начале ХХ века очень тяжело трудились, дабы убрать эти правовые и социальные препятствия для женщин.

Это, как сказала бы Марта Стюарт, было к лучшему. Затем во второй половине ХХ века феминисты зашли слишком далеко, а в начале ХХI века сделали только хуже. Книга Сьюзен Пинкер 2008 года «Сексуальный парадокс: трудные мальчики, одаренные девочки и настоящая разница между полами» веско излагает, в чем ошиблись феминисты.

Феминисты беспрекословно считают, что, если не будет правовых и социальных препятствий для женских достижений, то женщины в большинстве захотят добиваться тех же должностей, что и мужчины. Пинкер называет это «ванильным предположением».

В своей книге Пинкер методично разрушает феминистский миф, воплощенный в ванильном предположении, и показывает, что биологически мужчины и женщины различны по своей сути, а также что женщины эволюционно устроены так, чтобы иметь в жизни иные цели, чем мужчины.

Пинкер размещает статистические данные, личные беседы и истории из своей клинической практики лечения трудных мальчиков, чтобы, по существу, сойтись во мнении с тем, что ранее утверждал Кингсли Р. Браун в своей «Биологии на работе: переосмысление полового равенства».

Как я предполагаю в предыдущей серии постов, у женщин есть дела поважнее, чем зарабатывать деньги: это называется жизнью. «Сексуальный парадокс» Пинкер прячет имена и лица за статистикой, судебными делами и теоретическими аргументами, предоставленными Брауном.

Посредством «ванильного предположения» феминисты перешли от «никто не может» (общества, где ни одной женщине не было разрешено добиваться определенной должности, которое упразднили своим тяжелым трудом первые феминисты), к «все/половина обязаны» (обществу, где все женщины обязаны иметь те же предпочтения и стремления в плане карьеры, что и мужчины, и, как результат, половина всех рабочих мест должна быть занята женщинами).

Пинкер цитирует работу моей коллеги по Лондонской школе экономики Кэтрин Хаким, чтобы опровергнуть предписание «все/половина», которое вытекает из ванильного предположения.

Работа Хаким демонстрирует, что только около 20% женщин в западных индустриальных обществах сосредоточены на карьере так же, как и мужчины. Еще 20% женщин вообще не хотят заниматься карьерой и предпочли бы сосредоточиться на своей семье. Остальные 60% хотят немного и того и другого – частичную занятость в сочетании с семьей.

Другими словами, ванильное предположение относится только к 20% женщин; только одна женщина из пяти будет так же настойчиво преданна своей карьере, как и большинство мужчин.

Пинкер вплетает множество интереснейших рассказов о женщинах, которые, несмотря на свои умственные способности, талант и работоспособность, тем не менее решают отказаться от своей успешной карьеры, чтобы проводить больше времени со своей семьей (а «стеклянный потолок», как правило, налагают на себя добровольно) и о мужчинах, которые несмотря на их СДВГ, синдром Аспергера, дислексию, тем не менее достигают высот в своей карьере. Между делом она дает нам много толковых наблюдений, таких как:

Иначе говоря, как я доказываю в недавнем посте, современный феминизм существенно вредит женщинам. «Сексуальный парадокс» Сьюзен Пинкер в значительной степени разоблачает взбалмошность феминистского предписания, что «все/половина обязаны».

P.S. Так как это был первый вопрос, который я задал Сьюзен Пинкер, еще до того, как я встретил её в прошлом году в Лондоне во время её международного тура в поддержку книги «Сексуальный парадокс», то с моей стороны было бы весьма лицемерно делать вид, что вопрос не играет особой роли, хотя так и есть. Ответ: да, она его сестра.

Обучение востребованным навыкам >> онлайн обучение менеджменту, онлайн обучение бизнесу, онлайн обучение рекрутингу, онлайн обучение управлению персоналом, онлайн обучение лидерству, онлайн обучение переговорам, онлайн обучение продажам, онлайн обучение продакт менеджменту, онлайн обучение управлению проектами.

О сайте

Иван Палий

Главный редактор, интернет-маркетолог, продакт-менеджер. Развиваю онлайн-продукты, пишу про социальные технологии и образование. Детальнее обо мне читайте здесь.

Почему информированность важна для здоровья

Да, за последние сто лет многие проблемы, которые касаются конкретно женского здоровья, удалось решить. Но некоторые из них сохраняются до сих пор.

Женщины чаще болеют и обращаются к врачам — в ВОЗ такую статистику связывают как раз с потребностями репродуктивного здоровья. Но жизнь становится быстрее, и для обращения за медицинской помощью не всегда есть время или ресурсы.

Иногда не воспринятые всерьез симптомы могут в итоге привести к трагедии. Например, американское исследование показало, что за 10 лет резко упала осведомленность женщин о сердечно-сосудистых заболеваниях. При этом именно они являются основной причиной женской смертности. В таких случаях информация может спасти жизнь, поэтому так важны программы по привлечению внимания к вопросам женского здоровья. И упрощение доступа к эффективной диагностике.

В 1993 году The Economist назвал комбинированные оральные контрацептивы одним из семи чудес современного мира, ведь с момента ее изобретения «мужчины и женщины по-настоящему стали партнерами». Женщины получили возможность жить так, как они хотят. По статистике Planned Parenthood, в США в первой половине 1960-х около 20% детей, рожденных в браке, были нежеланными. Ко второй половине 2000-х эта цифра снизилась до 8,9%. Одновременно в разы выросло число женщин с завершенным высшим образованием и докторскими степенями.

За прошедшие десятилетия контрацепция сильно изменилась. Количество гормонов в оральных контрацептивах снизилось в разы, что сделало их более безопасными для употребления. Появились методы контрацепции, которые могут без страха использовать кормящие матери.

Оральная контрацепция теперь не только защищает от нежелательной беременности. С ее помощью можно контролировать менструальный цикл, снимать симптомы ПМС и болевой синдром во время менструаций, а также лечить акне.

Оральные контрацептивы также комбинируют с различными полезными добавками. Например, с фолатами — витамином В9, который необходим для эффективной работы печени, снижения уровня холестерина, нормальной работы нервной системы. И для полноценного развития плода при беременности. Такие препараты не только приносят дополнительную пользу здоровью, но и упрощают жизнь тем, кто постоянно забывает принимать таблетки.

В период с 2000 по 2017 год материнская смертность в мире снизилась на 38%. 81% всех родов проходят в сопровождении квалифицированного медицинского персонала. Более 60% населения имеют доступ к подходящим им современным методам планирования семьи. В прогресс последних 60 лет иногда сложно поверить. Но для многих женщин в мире результаты этого прогресса остаются недоступной роскошью. Поэтому борьба продолжается.

COR-UN-WHC-RU-0003-1

Анна Политковская

Журналистка, писательница, правозащитница

Довольно громкая фигура, которой в свое время, к счастью, было уделено много внимания.

Анна была профессиональной журналисткой, которая неоднократно выезжала в горячие точки и освещала события. За уникальные репортажи о военных действиях в Чечне она была удостоена премии «Золотое перо России», а также написала ни одну книгу о чеченской ситуации и ни одну статью, рассказывающую ужасные подробности происходящего.

Она очень резко и без особого стеснения выступала против действующей власти в 2000-х годах и освещала темы, связанные с конфликтом в Чечне. 

Wikimedia Commons

Помогала родственникам, в частности, матерям погибших в Чечне, отстаивать свои права в суде, а также писала и выступала на тему «Норд-Оста», помогала жертвам.

Ее боялись: во время трагедии в Беслане Политковская вылетела для подключения к переговором, но после чашки чая в самолете потеряла сознание и в тяжелом состоянии была госпитализирована. Что послужило причиной — отравление или вирусная инфекция — официально не доказано. Подобных ситуаций в ее жизни было множество. 

В честь Анны учреждена премия. 7 октября 2006 года она была убита в лифте своего дома.

Постколониальный феминизм

(феминизм постколониальной волны)

Постколониальный феминизм возник в противовес мейнстримовым западным феминистским идеям, которые в основном защищают права белых женщин среднего класса

Он обращает внимание на проблемы женщин, живущих в странах третьего мира, на опыт женщин, живущих в постколониальных культурах

Эта теория проводит параллели между патриархальным и колониальным угнетением: опыт женщин в патриархальном обществе во многом схож с опытом жителей колониальных стран. Женщины, жившие в колониальных странах, сталкивались и с угнетением по признаку пола, и с колониальным угнетением

Постколониальный феминизм обращает внимание на уникальный опыт и уникальные проблемы женщин разных рас и разного происхождения

Можно ли быть феминисткой и при этом брить ноги и носить макияж

Критика «женственности» появилась во время второй волны феминизма, в 60‑х годах прошлого века. Активистка Бетти Фридан в своей книге «Загадка женственности» связывает представление о «женском счастье» с необходимостью американского государства скинуть на кого-то домашнюю работу, заботу о детях и пожилых членах семьи. Она доказывает, что женские ценности, которые называют традиционными, на самом деле навязаны обществом.

О внешнем проявлении женственности говорила феминистка Наоми Вульф в книге «Миф о красоте». В своей работе она критикует нереалистичные стандарты красоты и требования к современным женщинам — они должны строить карьеру, следить за домом, воспитывать детей и при этом всегда выглядеть с иголочки. И тем не менее писательница ничего не запрещала

Она лишь обращала внимание, что женщина не обязана делать того, что её обременяет

Картина Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом»

В книге «Тело дрянь. Донесения с фронта (и из тыла)» писательница Мара Олтман делится личным опытом отношений со своим телом и погружается в исследования стандартов красоты. Большая часть её работы посвящена бритью — изучая историю этой практики, она показывает, как в начале XX века глянец и создатели рекламы средств для бритья буквально навязали женщинам идею удалять волосы с тела.

Не менее обсуждаемой практикой среди феминисток становится вопрос, использовать макияж или нет. 

Эти дискуссии привели к появлению понятия «липстик-феминизм». Представительницы течения отстаивают право женщин называться феминистками, не отказываясь от внешних проявлений женственности и сексуальности. Похожую философию разделяют представители бимбо — субкультуры, которую можно изучить в Тиктоке по хештегам #bim­bon­a­tion и #bim­botok. Изначально слово «бимбо» применялось к конвенционально привлекательным, сексуализированным и якобы не слишком умным женщинам — такое определение слова даёт Оксфордский словарь. Представители поколения Z перевернули смысл термина и обратили сексуальность, нарочитую инфантильность и феминность на сторону борьбы с токсичной маскулинностью и любым проявлением дискриминации. Бимбо намеренно используют атрибуты женственности, чтобы размыть представление о том, как должны выглядеть феминистки.

Современный феминизм борется с дискриминацией по полу и гендеру. Одним из проявлений угнетения женщин мужчинами является представление о женских качествах и счастье, которые преподносятся как единственный возможный сценарий жизни и модели поведения. Феминистки борются за право женщин выбирать, как им жить и выглядеть. Они не запрещают брить ноги, заниматься домом и красить ногти, а лишь выступают за возможность этого не делать, если не хочется.

Как пуританам не удалось остановить прогресс

Даже узнать о том, что контрацептивы существуют, женщинам было непросто. В XIX веке Запад накрыла очередная волна борьбы за нравственность. Так, в США в 1873 году принимают «закон Комстока» — контрацепцию впервые регулируют на законодательном уровне.

Но закон не был прогрессивным — напротив, он признал распространение контрацептивов по почте или через границы штатов федеральным преступлением. Тогда для многих женщин почта была единственной возможностью получить контрацептивы или хотя бы информацию о них.

Похожие тенденции наблюдались не только в США. На центр планирования семьи Алетты Якобс в Амстердаме обрушился шквал критики — не только со стороны обычных людей, но и со стороны медиков.

Якобс бесплатно устанавливала диафрагмы женщинам из малообеспеченных слоев населения. Ее работа вдохновила активисток по всему миру. Среди них была американская активистка Маргарет Сэнгер — она даже посетила клинику в Нидерландах в 1915 году, чтобы перенять опыт.

Вернувшись на родину, Сэнгер открыла первую в США клинику планирования семьи. Но через девять дней клинику закрыли, а Маргарет арестовали. Суд над активисткой продлился два года, это разбирательство вдохновило общество — движение за репродуктивные права быстро набирало популярность. Уже в 1918 году суд в Нью-Йорке признал право врачей прописывать клиенткам контрацепцию.

Заключение

Исследовательская работа показала, как развивался феминизм и какое влияние его история имеет на сегодняшнее распространение данного движения в России. Изучив религии и социальное устройство России в различные периоды её истории, мы находим связь между нынешней социальной структурой, стереотипами и их культурными и религиозными предпосылками.

На основании проведённого анкетирования можно сделать вывод о том, что сексизм в России — актуальная проблема, с которой столкнулось более 90% респондентов. Опрошенные признают неравность возможностей мужчин и женщин в российском обществе, наличие разных родов насилия. В силу того, что 88% респондентов — женщины, а 70,9% опрошенных сталкивались с домогательствами, то большая часть женщин признаёт наличие проблемы сексуальных домогательств в обществе. Значительная часть респондентов сталкивалась с домашним насилием и не считает его нормой, поддерживая инициативу принятия закона о домашнем насилии.

Значение данного исследования состоит в том, чтобы распространить актуальную объективную информацию о феминизме и его значении в истории, путём анкетирования выявить важные социальные проблемы в российском обществе и предложить пути их решения. Собранные данные свидетельствуют о том, что проблема домашнего насилия широко распространена в России. Результаты исследования подчеркивают необходимость принятия закона о домашнем насилии и распространения идей феминизма для установления равных прав и возможностей в обществе.

Источник первых 3-х изображений: Freepik

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector