Таис афинская
Содержание:
Краткое содержание книги «Таис Афинская»
Книга рассказывает о жизни известной греческой гетеры Таис Афинской. Гетеры были куртизанками, свободными и независимыми, и путать их с женщинами легкого поведения не только ошибочно, но и исторически недостоверно.
Таис, по сюжету книги, уже была известной, когда ее захотел заполучить Александр Македонский, и это ему удалось. Между молодыми людьми вспыхнуло чувство, но у них не было общего будущего. Завоеватель большей части ойкумены и руководитель государства не мог взять в жены гетеру.
Поэтому Македонский, не лишая гетеру своей благосклонности, находит ей достойного мужа, своего соратника Птолемея по прозвищу Лаг. Однако с этим человеком Таис не нашла того счастья, которое было у нее с Александром, хоть и недолго. Тем не менее, от Птолемея она рожает детей, помогает ему в политической карьере, ведет светскую жизнь.
Таис позволяла себе изменять мужу, но не только с любимым Александром, но и с другими мужчинами. Автор показывает, что для древнегреческого общества с его раскованными нравами такие увлечения были довольно обычными.
Иван Ефремов очень тонко, соединяя знания и точность историка и вкус писателя, показывает особый быт и нравы древних греков. Он ненавязчиво окутывает читателя атмосферой Древней Греции, описывая:
- трапезы;
- праздники;
- обычные дни;
- предметы быта, одежды и украшения.
Конец книги ознаменовывает собой не смерть, а конец былого могущества прославленной гетеры. Ее старость и постепенная потеря влияния, увядание и выход из активной жизни как бы сравниваются с внезапной и трагической смертью Македонского, который ушел, так и не завершив всего начатого, на вершине молодости и успеха.
Эллинистическая эпоха
В период эллинизма, когда Греция стала ареной борьбы между крупными эллинистическими государствами, положение Афин неоднократно менялось. Были кратковременные периоды, когда им удавалось добиться относительной независимости, в других случаях в Афины вводились македонские гарнизоны. Вероятно, наиболее губительным в тот период для Афин было поражение в Хремонидовой войне от македонского царя Антигона II. В 146 году до н. э., разделив участь всей Греции, Афины подпали под власть Рима; находясь на положении города-союзника (лат. civitas foederata), они пользовались лишь фиктивной свободой. В 88 году до н. э. Афины примкнули к антиримскому движению, поднятому понтийским царём Митридатом VI Евпатором. В 86 году до н. э. войско Луция Корнелия Суллы взяло город штурмом и разграбило его. Из уважения к могучему прошлому Афин Сулла сохранил им фиктивную свободу. В 27 году до н. э. после образования римской провинции Ахайя, Афины вошли в её состав. В III веке н. э, когда Балканская Греция начала подвергаться вторжениям варваров, Афины пришли в полный упадок.
Во всем виноваты женщины
Гетеры нередко становились героинями комедий знаменитых поэтов. Например, Менандр сделал действующим лицом одной из своих комедий жрицу Афродиты Фаиду (по другой версии, ее звали Таис). Именно она когда-то была любовницей самого Александра Македонского. Благодаря своей красоте она пользовалась большим влиянием на политическую жизнь страны.
Гетера Фаида была любовницей Александра Македонского
В 330 году до н. э. Александр захватил столицу империи Ахменидов Персеполь. В честь победы он устроил роскошное пиршество, на котором присутствовала и Фаида. Когда мужчины изрядно опьянели, гетера предложила царю поджечь столицу персов в отместку за то, что они когда-то предали огню храм афинского Акрополя. Александр согласился — он первым бросил горящий факел, вслед за ним бросила факел и Фаида. После смерти царя гетера по-настоящему возвысилась, став женой Птолемея I, правившего в Египте.
Александр Македонский с гетерами в Персеполе. (pinterest.com)
Плутарх: Аспасия — виновница войны между Афинами и Самосом
Знаменитую гетеру Аспасию Плутарх считает виновницей войны между Афинами и Самосом за ее родной город Милет. Ее красота и ум привлекали выдающихся мужей, в числе которых был сам Сократ. А Перикл даже развелся с женой, чтобы жениться на прекрасной гетере. По тем временам, этот брак был мезальянсом, и комедиографы не скупились на насмешки, сравнивая полководца с Гераклом под каблуком у Деяниры.
Бюст Аспасии. (pinterest.com)
Становление Афинского государства
Борьба Тесея с Минотавром
Как показал Энгельс, возникновение Афинского государства явилось типичным примером образования государства в чистом виде, без воздействия внешнего и внутреннего насилия и непосредственно из родового общества.
По афинской традиции, полис возник в результате так называемого синойкизма — объединения обособленных родовых общин Аттики вокруг Афинского акрополя. Проведение синойкизма древнегреческое предание приписывает полумифическому царю Тесею, сыну Эгея (по традиции около XIII века до н. э.; в действительности же процесс синойкизма протекал на протяжении нескольких столетий с начала 1-го тысячелетия до н. э.). Тесею приписывается введение древнейшего строя афинской общины, разделение её населения на эвпатридов, геоморов и демиургов. Постепенно в руках родовой аристократии (то есть эвпатридов) сосредоточивались крупные земельные наделы, в зависимость от неё попадала большая часть свободного населения (мелких земельных собственников); росла долговая кабала. Несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Долговая кабала служила одним из источников рабства, которое приобретало уже значительное развитие. Наряду с рабами и свободными в Афинах существовал промежуточный слой — так называемые метеки — лично свободные, но лишённые политических и некоторых экономических прав. Сохранялось и старое разделение демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью архонтами, которые ежегодно избирались из числа аристократов, и ареопагом — советом старейшин, который пополнялся архонтами, уже отбывшими срок полномочий.
Таис и Птолемей I
Неизвестно, когда сблизились Таис и Птолемей. Некоторые авторы считают, что это произошло ещё до Персеполиса, но точных сведений нет. В любом случае, это должно было случиться до смерти Александра, потому что в 308 и 306 годах до н. э. их сыновья были достаточно взрослыми, чтобы участвовать в спортивных играх и сражаться на войне.
Только один из античных авторов пишет, что Таис была женой правителя Египта. В пользу их брака говорит тот факт, что один из их сыновей был назван Лагом в честь отца Птолемея. По традиции, первенец в греческих и македонских семьях получал имя своего деда. Едва ли Птолемей дал бы имя своего отца внебрачному ребёнку.
Дети Птолемея от Таис не достигли такой славы и известности, как его дети от других жён, и почти не появляются на страницах истории. Афинянка родила Птолемею двух сыновей, Леонтиска и Лага, и дочь Эйрену. Долгое время бытовала теория, что Леонтиск и Лаг — имя и прозвище единственного сына Таис. Но после открытия надписи о победе Лага в гонке на колесницах стало ясно, что это два разных человека.
Таис в аду на гравюре Гюстава Доре к «Божественной комедии». (Wikimedia Commons)
В 308 году до н. э. сын Птолемея Лаг стал победителем в Ликейских играх в Аркадии. В этом же году Птолемей находился в Греции, а Лаг был в его свите.
В 306 году до н. э. флот Птолемея потерпел страшное поражение в битве при Саламине. В плен попали многие соратники правителя Египта, а также его брат Менелай и сын Леонтиск. Победивший в битве Деметрий Полиоркет отпустил знатных пленников без выкупа.
Больше сыновья Таис не упоминаются в источниках. Известно, что в Александрии действовал ипподром, названный Лагейон. Предположительно, он получил своё название именно в честь сына Таис и Птолемея.
Дочь царя и афинянки Эйрена была выдана замуж за Евноста, правителя кипрского города Солы. Этот брак должен был укрепить союзнические отношения Птолемея с зависимым от него кипрским правителем.
Судьба самой Таис покрыта мраком. Неизвестно, оставалась ли она с Птолемеем, который дважды вступал в династические браки. Возможно, она умерла или вернулась в родные Афины.
Описание и фрагменты
Сократ
Слева от Платона изображен его учитель Сократ, тоже
идеалист. Сократ говорил о том, что не нужно познавать природу, нужно познавать
человеческую натуру. Для него духовная сущность всего была важнее материального.
Философ считал, что истину можно найти в споре или беседе. Поэтому он ходил по
площадям и был всегда рад пообщаться с любым желающим. На картине он что-то рассказывает и объясняет –
загибает пальцы. Его внимательно слушают окружившие люди. В том числе, ученик
Аристотеля Александр Македонский.
Пифагор
Внизу слева сидит Пифагор он пишет свой труд и за ним
подглядывают и переписывают. Рядом арабский ученый, переводчик Аристотеля
Аверроэс. Чуть дальше трудится над своей работой Эпикур, его Рафаэль изобразил
в венке из виноградных листьев. Ведь он утверждал, что от жизни нужно получать
удовольствие, наслаждаться каждым днем.
Микеланджело
Внизу, в центре облокотившись на куб, в образе Гераклита
перед нами предстает свободолюбивый и дерзкий Микеланджело. А как мы помним, Гераклит
считал огонь первоэлементом мироздания. Философ нарисован той же манерой, в которой
писал и сам Микеланджело. Развалившись на ступенях отстраненно о чем-то,
размышляет поклонник аскетизма – Диоген. Справа мы видим Эвклида – математик,
живший в Александрии, первым написал труд по Стереометрии, Планиметрии и теории
чисел, так же ему приписывают два музыкальных труда. Эвклид очень похож на архитектора Браманте.
Архитектор трудился в Риме одновременно с Рафаэлем, в его планах было
строительство грандиозного собора Святого Петра, к сожалению, он сумел
воплотить только малую долю из этого. Вокруг Эвклида собрались его ученики, он что
-то чертит циркулем на дощечке, они наблюдают за ним и на их лицах видно, что
идет осмысление полученных знаний.
Птолемей
В правом углу спиной к нам стоит Птолемей, он держит в руках
земной шар, рядом астроном Зороастр, у него в руках небесный глобус. И только
один человек смотрит с картины на зрителя — это сам Рафаэль. Художник не
принимает участия в спорах и беседах, возможно, потому что не относит себя к
таким великим мыслителем.
Многих из
изображенных можно идентифицировать, среди толпы стоит Гипатия – женщина –
ученый из Александрии, в ее образе перед нами предстает возлюбленная художника.
Основоположник стоической школы – Зенон Китийский. Не все фигуры можно
опознать, они остаются безымянными и в то же время символичными. Справа
изображен писарь. Написав его художник возможно хотел сказать, что все эти люди не были такими великими если
бы не было такого безымянного человека, который когда-то записал их мысли. Слева в помещение врывается юноша его волосы
и одежда тоже развиваются на ветру. И он
несет в руках сверток и книгу. Это говорит о том, что он несет новую идею.
«Афинская школа»
очень понравилась папе Юлию II еще до завершения работ. И он предложил расписать Рафаэлю
еще несколько фресок. Это была очень объемная работа и Рафаэль набирает
учеников. Таким образом сам художник
рисует только эскизы и контролирует работу, а сами фрески были написаны его
учениками.
Фреска Афинская школа считается величайшей не только в
творчестве Рафаэля, но всей эпохи Высокого Ренессанса. Художник на тот момент в
юношеском возрасте – ему было 25 лет.
Известные выпускники
- Вангелис (1943-), композитор и художник
- Афанас Апарис (1899–1972), скульптор.
- Веня Бехракис (1974-), художник
- Георгиос Бонанос (1863–1940), скульптор.
- Яннулис Халепас (1851–1938), скульптор
- Василиос Хацис (1870–1915), художник
- Джорджо де Кирико (1888–1978), художник
- Деметриос Фармакопулос (1919–1996), художник
- Алекос Фассианос (1935-), художник
- Димитриос Гераниотис (1871–1966), художник
- Джорджиос Гунаропулос (1890–1977), художник
- Николаос Гизис (1842–1901), художник
- Георгиос Якобидес (1853–1932), художник
- Васо Катраки (1914–1988), гравер
- Аггелика Коровесси (1952-), скульптор
- Иоаннис Косос (1822–1875), скульптор.
- Лазарос Пандос (1958-), художник, фотограф
- София Ласкариду (1882–1965), живописец
- Никифорос Литрас (1832–1904), художник
- Михаил Николинакос (1923-1994), актер, художник
- Яннис Мальтезос (1913-1987), художник
- Яннис Моралис (1916–2009), художник
- Димитрис Мытарас (1934-), художник
- Аглая Папа (1904–1984)
- Димитрис Папайоанну (1964-), хореограф, художник-оформитель
- Теодорос Папагианнис (1942-), скульптор
- Хелени Полихронату (1959-)
- Георгиос Прокопиу (1876–1940), художник
- Георгиос Ройлос (1867–1928), художник
- Майкл Томброс (1889–1974), скульптор
- Яннис Царучис (1910–1989), художник
- Спиридон Викатос (1878–1960), художник
- Спирос Василиу (1903–1985), художник
- Танос Лейвадитис (1934-2005), актер, сценарист
КЕДИВИМ
Центр непрерывного образования и обучения на протяжении всей жизни (KEDIVIM; греч .: Κ.Ε.ΔΙ.ΒΙ.Μ. — Κέντρο Επιμόρφωσης και Δια Βίου Μάθησης ) Афинского университета (UoA) является отдельным подразделением непрерывного профессионального образования для взрослых в рамках университета. Афин, в «нетипичном образовании», хотя оно полностью или частично регулируется государством и приводит к тому, что официально признанные квалификации считаются неформальным образованием (НФО) . Он предлагает краткосрочные курсы на территории кампуса и в режиме дистанционного электронного обучения за пределами кампуса с использованием электронных средств в реальном времени, сертифицированных EOPPEP — Национальной организацией по сертификации квалификаций и профессиональной ориентации (греческий: Εθνικός Οραγανισμός Πιστοποίησης Προσντ Επαγγελματικού Προσανατολισμού — Ε.Ο.Π.Π.Ε.Π. ). В Греции образование для взрослых , непрерывное образование или обучение на протяжении всей жизни предлагается учащимся любого взрослого возраста .
Литература
1. Агапитова Е.К. Исторические источники в романе И.А. Ефремова «Таис Афинская» // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. — 2015. — № 7 (152). — С. 103—106.
2. Античная лирика: пер. с древнегреч. и лат.; вступ. статья С. Шервинского; сост. и примеч. С. Апта и Ю. Шульца // Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т. 4. М.: Художественная литература, 1968. 624 с.
3. Воронина Е., Матонина Э. Рапсодия для Таис // Студенческий меридиан. — 1977. — № 10. — С. 17—23.
4. Гомер. Илиада: пер. с древнегреч. Н. Гнедича; предисл. А. Нейхардт; прим. и словарь С. Ошерова; ил. Д. Бисти. М.: Правда, 1985. 432 с.
5. Готлиб А. Пафлагония // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т.; т. XXIII. СПб, 1898. С. 55.
6. Гринбаум Н.С. Новые папирусные тексты древнегреческой лирики (1962—1987 гг.) // Ранняя греческая лирика (миф, культ, мировоззрение, стиль). СПб.: Алетейя, 1999. — С. 7—79.
7. Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь: в 2-х тт. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. 1043 с.
8. Материалы к творческой биографии И.А. Ефремова. Жизнь ученого и писателя. Интервью с И. Ефремовым // Вопросы литературы. — 1978. — № 2. — С. 187—208.
9. Платон. Эпиграммы // Платон. Законы: пер. с древнегреч.; общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; авт. ст. в примеч. А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1999. 698 с.
10. Позднеев М.М. К вопросу об авторстве платоновских эпиграмм // AKADHMEIA. Академия. Материалы и исследования по истории платонизма. Межвузовский сборник. Вып. 1; под редакцией д-ра филос. наук Р.В. Светлова, А.В. Цыба. — СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. — с. 83—97. — http://platoakademeia.ru/index.php/ru/academeia/item/9-academaeia_1_07 (дата обращения 27.02.2017).
11. Славятинская М.Н. Учебник древнегреческого языка: Ч. 1. М.: Филология, 1996. 400 с.
12. Страбон. География: в 17 книгах; перевод, статья и комментарии Г.А. Стратановского под общей редакцией проф. С.Л. Утченко. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: Ладомир, 1994. 944 с.
13. Эллинские поэты. М.: Художественная литература, 1963. 408 с.
14. Alcman. Παρθενεια Αισματα. Εις Αρτεμιν Ορθριαν // Anthologia lyrica Graeca. Vol. 2. Poetae melici: chori. Peplus Aristoteleus. Scolia. Carmina popularia. Poetae Alexandrini. Lipsia. 1925. pp. 7—14.
15. Homerus. Ilias; recensiut Arthurus Ludwich; Vol. 1. Lipsia, 1902. 514 p.
16. Plato. Επιγραμματα // Anthologia lyrica Graeca. Vol. 1. Poetae elegiaci. Theognis. Carmen aureum. Phocylidea. Iamborum scriptores. Poetae melici: monodia. Lipsia, 1925. 94 p.
Факультеты и кафедры
Афинский университет разделен на школы, факультеты и отделения следующим образом. Названия в английском языке непоследовательны по историческим причинам, но в греческом наиболее крупные подразделения обычно называются «σχολές» (школы) и делятся на «τμήματα» (отделы), а также подразделяются на «τομείς» (факультеты).
Юридический факультет. Здание было построено примерно в 1930 году. Вторая ветка была добавлена в 1960-х годах. Капитальный ремонт начался в 2002 году и был завершен к 2006 году.
Афинский университет также предлагает 4-летнюю программу бакалавриата (с обучением) на английском языке по археологии, истории и литературе Древней Греции.
Школы | Отделы |
---|---|
Школа сельскохозяйственного развития, питания и устойчивости |
|
Школа образования |
|
Школа медицинских наук |
|
Школа физического воспитания и спортивных наук | |
Школа теологии |
|
Школа науки |
|
Школа закона | |
Школа экономики и политических наук |
|
Школа философии |
|
Возникновение Афин
По названию нетрудно догадаться, что с древнейших времен покровителем города была богиня мудрости Афина, с ней также связана и легенда о получении власти над городом.
Афина, богиня мудрости. Скульптура перед зданием парламента Австрии в Вене. Абсолютная копия античного прототипа
Из мифов хорошо известно, что имя богини мудрости — Афины — город получил после ее спора с владыкой морей Посейдоном. Кекроп, первый царь Афин, который был наполовину человеком, наполовину змеей, должен был решить, кто же станет покровителем города. Для этого два бога — Афина и Посейдон — должны были сделать подарок царю, и тот, кто преподнесет лучший дар, и будет покровителем.
Первым ударил трезубцем Посейдон — и сразу же из земли забил источник морской воды. Зачем нужен такой родник?! Греция — страна жаркая, горная, вода там нужна, но морской соленой воды там предостаточно. Когда ударила Афина, из земли выросло оливковое деревце. Кекроп впечатлился подарком Афины и сделал ее покровителем города… Но в городе стало недоставать воды. Проблема с питьевой водой и сегодня — злободневная тема. Неужто месть Посейдона?
Другая версия гласит, что слово «Афины» происходит от слова «Афон», что также созвучно и со словом «цветок» (на греческом афос). Можно говорить об игре слов: Афины — город-цветок.
В древности и потом в кафаревусе (искусственной разновидности греческого языка, официальной с 1821 по 1976 г.) название Афины стояло во множественном числе. В 1976 г. с отказом от кафаревусы единственное число Афина стало официальным. Впрочем, в русском языке так и прижилось более архаичное название.
Образование и богатство
Гетеры – это были женщины, которые действительно получали образование. Известно о том, что существовали даже целые школы, обучающие гетер. В частности, они были открыты на островах Хиос и Лесбос, причем часто в них обучались девочки из довольно знатных семей, которых родители отправляли в эти школы для постижения наук, танцев, искусства. Со временем гетеры начинали получать доходы от своей деятельности, богатели, среди богатых гетер можно назвать Фрину, которая была музой художника Праксителя, и Аспасию, которая была супругой знаменитого военачальника Перикла.
Полис очень четко делил женщин на несколько категорий. Это были обычные гражданки, домохозяйки, которые выходили замуж, имели детей и в основном жили на своей половине дома (гинекей), где особо не встречались с посторонними людьми, знали только своего мужа, свою семью. Мораль, особенно в Афинах, была очень строгой по отношению к ним. С другой стороны, были уличные проститутки, которые продавали себя за деньги, к ним в полисах относились весьма пренебрежительно, по свидетельству того же Платона и Аристотеля. Еще одна категория – это были гетеры. В переводе с древнегреческого гетерос – это друг или подруга, товарищ. Это человек, с которым можно общаться, вести диалог, и поэтому к ним относились уважительно, для полисной морали это было весьма и весьма престижно. Интимные отношения, естественно, присутствовали, просто они не были на первом месте. Причем и Платон, и Плутарх писали, что гетера сама могла выбрать мужчину, с которым она хотела бы иметь интимную близость. Это была свобода во всем. И в плане интимной жизни тоже.
Хотя когда гетеры переходили порог обычного общения и начинали влиять на политику, как в случае с Аспасией, которая считала, что она очень влияет на Перикла, отношение становилось несколько иным. Считалось, что женщина не должна превышать какие-то определенные нормы. Аспасия же советовала Периклу вводить культурные преобразования в Афинах, благодаря ей были открыты некоторые философские школы и потом очень тщательно вели реставрационные работы на акрополе, восстанавливали храмы – и Парфенон, и Эрехтейон. Судя по Плутарху, это происходило благодаря ее стараниям. В то же время многие ее обвиняли, что именно она заставила Перикла отправиться на остров Самос и подчинить эту территорию Афинам. Здесь Аспасия уже выступала как женщина-стратег. Известна также Фрина, муза Праксителя, которая собирала вокруг себя большой круг людей искусства, философов. Ее вклад тоже довольно сильный, потому что эта женщина вдохновляла людей искусства, в ее доме велись беседы, она принимала художников. Благодаря Плутарху известно, что Праксителю, художнику и скульптору, который жил достаточно бедно, она помогала финансово. Фрина предоставляла средства и другим талантливым людям, то есть была меценатом своего времени.
Лоуренс Альма-Тадема, «Сапфо и Алкей», 1881. Сапфо окончила школу гетер, но гетерой не стала.
Стоит упомянуть еще одну гетеру – Таис Афинскую, которой посвятил одноименный роман Иван Ефремов. Таис известна как подруга Александра Македонского. Есть свидетельства, что именно гетера подбила Македонского после взятия Персеполя сжечь дворец Ксеркса в качестве мести за сожжение Афин. Причем сделали это любовники, «будучи во хмелю». В последствии Таис Афинская стала женой египетского царя Птолемея I Сотера.
Вошла в историю
Таис сопровождала Александра Македонского на протяжении всей компании в Малой Азии
Она привлекла внимание историков в 330 году, когда войском Александра был сожжен Персеполь
Александр, по словам Диодора, хотел полностью разрушить город. Он отдал его на разграбление своему войску. Полководец пробыл в нем четыре месяца, дал отдохнуть войску и подготовиться к новому походу на восток. Незадолго до ухода из Персеполя (весна 330 г. до н.э.) Александр устроил пир в царском дворце. Во время пира был подожжен сам дворец, вследствие чего сгорел весь некогда роскошный и могущественный город.
Строительство величественного города длилось шестьдесят лет и, что особенно удивляет, в нем не был задействован ни один раб, только свободные строители, а также лучшие архитекторы и скульпторы того времени.
По мнению историков вина за подстрекательство к пожару лежит на Таис Афинской. Плутарх так описывает эти события. «В общем веселье вместе со своими возлюбленными принимали участие и женщины. Среди них особенно выделялась Таис, родом из Аттики, подруга будущего царя Птолемея. То умно прославляя Александра, то подшучивая над ним, она, во власти хмеля, решилась произнести слова, вполне соответствующие нравам и обычаям ее родины, но слишком возвышенные для нее самой. Таис сказала, что в этот день, глумясь над надменными чертогами персидских царей, она чувствует себя вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии.
Заключение
Афины — центр классической культуры и колыбель современной цивилизации. Тем не менее, город имеет и христианскую историю, тесно переплетающуюся с наследием классической традиции, — неслучайно самые древние из христианских храмов Афин построены на фундаменте языческих святилищ, а некоторые из них располагались прямо в зданиях древних храмов, как, например, храмы Парфенона, Зевса и Эрехтейона.
Афинская агора с храмом Гермеса сегодня
В годы Античности Афины переживали свой расцвет. Отстояв независимость, греки создали новое общество с абсолютно новым мышлением. Моряки и путешественники оказывали влияние на развитие многих культур; философы, врачи и ученые распространяли новые взгляды, основанные на наблюдении и дискуссиях. Старые сельские обычаи отмирали с ростом городов. Создавались новые искусство, архитектура и наука. Развивались философия и медицина, основанная на изучении природы. Театр в этот период играл большую роль в жизни греков. Представления берут начало из сельских праздников — Великих Дионисий. Театры строили под открытым небом на склонах холмов, по которым полукругом спускались места для зрителей. Только в Афинах театр был сооружен на склоне Акрополя возле храма бога Диониса и вмещал до 17 тыс. зрителей.
Увы, но расцвет длился всего несколько столетий и сменился эллинской эпохой (323–31 до н. э.) — походы Александра Македонского смогли распространить греческую культуру далеко за пределы Греции, но кризис полисного устройства общества намечался все более явно и уже к рубежу эпох привел к значительной деградации общества. Эта эпоха не создала ничего нового, а только попыталась перенять все, что было создано в классический период. Приход христианства в первые века новой эры способствовал постепенному исчезновению древнегреческой цивилизации.
Классический театр близ Акрополя
Афины сегодня
Сегодня Афины — город, причудливо совместивший в себе историю и современность, европейскую внешность и античный «скелет», город, где история не в музеях, а прямо под ногами.
Поделиться ссылкой