Тур хейердал: через тихий океан на «кон-тики»

На плоту и лодках через океаны

В послевоенной Европе молодого норвежца, имеющего только степень бакалавра, но пытающегося доказать свои собственные идеи о переселении народов, многие ученые не восприняли всерьез, сочтя его действия авантюрой, и не больше. Он пытался проверить легенду о том, что предками жителей Полинезии были белокожие люди с длинными бородами с южноамериканского материка, которые жили там еще в доинкскую эпоху, а позднее ушли, уплыли в океан и не вернулись. Самым уязвимым местом в теории Хейердала было то, что у индейцев того доисторического времени не было килевых судов, способных выдержать волнение. Зато они перемещались вдоль берега на легких плотах из дерева бальсы: оно было распространено от Мексики до Боливии, его древесина легче воды и очень прочная. Однако было также известно, что древесина бальсы хорошо впитывает воду, поэтому плавать на таком плоту на большие расстояния просто невозможно: плот в какой-то момент может пойти ко дну. Хейердал предложил построить подобный плот и попробовать на нем поплыть в открытый Тихий океан от побережья Перу до островов Полинезии. До ближайшего острова Пасхи было около 4000 миль (морская миля равна 1853 м). Хейердал собирался проплыть дальше. Но как? Плот оснащен только парусом, маневрировать на нем сложно, значит, следует полагаться только на волю волн, т. е. на направление попутных течений. Таким было холодное Перуанское течение (оно также называется течением Гумбольдта), направляющее свои воды к островам Туамоту, и идущее выше северное пассатное течение.

Тур Хейердал на «Кон-Тики». Июнь 1947 г.

Тур Хейердал никогда не был искателем приключений, по его словам, но иначе как романтической авантюрой это предприятие было назвать трудно. Набрав команду из своих друзей и нескольких новых людей, он отправился в Южную Америку, где был выстроен плот из нескольких бревен бальсы. Будущие мореплаватели хотели сделать его максимально приближенным к древним чертежам и рисункам: для скрепления бревен использовались только веревки, поскольку инки не употребляли для этого ни железа, ни гвоздей, ни металлических скоб. Пришлось делать в бревнах желобки, которые помогали веревкам не скользить и держать все сооружение. Между бревнами оставляли зазоры, в которые могла бы свободно проходить вода, не утяжеляя плот. Весь скарб экспедиции размещался в небольшом укрытии с крышей. В середине стояла мачта с парусом, использовались весла. Плот назвали «Кон-Тики».

Рисунок плота из дерева бальсы, взятый за основу при строительстве «Кон-Тики»

В мае 1947 года «Кон-Тики» не без приключений наконец-то отчалил от берегов Перу, пытаясь с попутным течением и ветрами достичь островов центральной части Тихого океана. Каждому из шести членов экипажа приходилось нести вахту, сменяясь через каждые 2 часа. Недоброжелатели предсказывали, что плот потонет, напитавшись водой, но как будет вести себя древесина в действительности, никто не предполагал. Даже сам Тур Хейердал, который безоговорочно верил в успех своего вояжа, признался, что спустя неделю плавания он отковырнул ножом кусочек дерева, чтобы посмотреть, насколько оно впитало морскую воду: тот был тяжел и камнем пошел ко дну. Правда, потом, сделав надрез, Тур Хейердал обнаружил, что дерево пропиталось водой всего на несколько сантиметров, оставаясь в середине сухим и легким. Опасность утонуть от намокания плота им не грозила.

Однако оставались другие сложности: веревки могли перетереться, крепление плота ослабнуть. Но и этого счастливо удалось избежать. Путешественники сначала хотели взять на борт только те продукты, которые могли бы служить пищей и для древних инков, но в конце концов передумали, запасшись военными сухими пайками и употребляя в пищу то, что могли выловить в открытом море. Через почти 2 месяца они заметили птиц, летящих, очевидно, с суши. Вскоре появились и острова на горизонте, это были атоллы островов Туамоту, но мореплаватели не могли повернуть к ним: их движущей силой были только волны и попутные ветра. Оказалось, что одной из самых сложных задач было не доплыть до суши, а именно подплыть к ней, пристать к берегу.

На борту «Кон-Тики» мореплаватели провели 101 день

В результате нескольких попыток причалить «Кон-Тики» вынесло на рифы, но не разбило, а сплющило силой падающих сверху огромных волн. Вброд и вплавь перенесли они свои вещи с покореженного плота на твердую землю. Так плавание на «Кон-Тики» закончилось. Путешественники мгновенно стали героями дня, об их экспедиции писали все газеты. Ученые признали, что гипотеза Хейердала имеет право на жизнь, хотя остальные многочисленные факты все равно не подтверждали южноамериканское происхождение полинезийцев.

Выдающиеся исследования

Следующим крупным исследованием стал остров Пасхи, куда Хейердал отправился на раскопки в 1955 году. С группой археологов он пробыл там несколько месяцев. Группа составила множество отчетов об экспедиции, которые стали основой для дальнейших научных изысканий на острове. Тур написал об этом месте очередную снискавшую популярность книгу «Аку-Аку». Позже, в 1989 году, он опубликовал книгу с более детальным описанием своей теории под названием «Остров Пасхи: разгаданная тайна».

В 1969-1970 годах объектом исследования Хейердала стала возможность пересечения древними мореплавателями Атлантического океана. По древнеегипетскому макету из папируса была построена лодка «Ра», которая вышла в океан с марокканского берега Африки. Однако из-за несовершенной конструкции у судна возникли серьезные проблемы, и команде пришлось вернуться. Вторая попытка на лодке «Ра-II» оказалась успешной, судно причалило к берегу Барбадоса. И снова путешествие было отражено в книге «Экспедиции на «Ра», а также в документальной кинокартине.

Т. Хейердал (справа) с командой «Ра», 1969

В 1977 году путешественник решил доказать существование торговых и миграционных связей между Древней Месопотамией и местности, относящейся к современному Пакистану. Для этого была сооружена лодка из тростника, названная «Тигрис». В целом плавание удалось, и миссия была выполнена, но перед Красным морем судну пришлось остановиться. После 4,5 месяцев путешествия команда сожгла его, выразив тем самым протест против начинавшихся военных действий в этом районе.

В 80-х годах Тур работал в археологической экспедиции на Мальдивских островах, во время которой было обнаружено много ценных находок. О них он поведал в книге «Мальдивская загадка». Изучал пирамиды острова Тенерифе в 1991 году. В 2000 – проводил исследования в России недалеко от Азовского моря. Целью был поиск остатков цивилизации Асгарда. Эти раскопки подверглись резкой критике научным сообществом. Хейердал уверял, что скандинавские народы имеют свои корни в азербайджанской земле. Несколько раз посещал Азербайджан. В селе Киш у церкви находится его памятный бюст.

Curriculum vitae

Тур Хейердал (Thor Heyerdahl), выдающийся норвежский путешественник, этнограф и археолог, родился 6 октября 1914 г. в городке Ларвик неподалеку от Осло.

В 1933 году Хейердал поступил на зоологический факультет столичного университета. Через 3 года он со своей женой отправился на Маркизские острова в Тихом океане, где несколько месяцев занимался изучением местной флоры и фауны.

Исследования прервала II мировая война. Хейердал прошел спецподготовку радиста-диверсанта, сражался за освобождение Норвегии от нацистов и был удостоен награды за храбрость. Приобретенные навыки способствовали успеху его экспедиций.

В 1969–1970 годах папирусные ладьи «Ра» и «Ра-2» пересекли уже Атлантический океан и продемонстрировали возможность проникновения египтян на американский континент за тысячи лет до Христофора Колумба.

В 1977 году плавание через Персидский залив на «Тигрисе», связавшее Индию с библейскими землями и завершившееся сожжением корабля в знак протеста против войн на планете.

В 80-х Хейердал снова вернулся в Перу, где открыл целую долину древних пирамид.

В 1993 году, приехав на Канары, он раскопал несколько холмов на острове и обнаружил пирамиды, построенные гуанчо древним народом, истребленный испанцами в XV веке.

Весной 2001 года Хейердал организовал и возглавил археологическую экспедицию в Россию для подтверждения своей гипотезы о том, что предки современных норвежцев пришли с берегов Азовского моря. Эта экспедиция освящена в книге «В поисках Одина. По следам нашего прошлого».

Тур Хейердал скончался 18 апреля 2002 года. Узнав о своем окончательном диагнозе, раке головного мозга, он отказался от медицинской помощи и встретил последние часы в кругу родных в своем доме в Италии.
Фантастически работоспособный, вплоть до своей смерти ученый продолжал активно заниматься научной деятельностью, читать лекции и консультировать новое поколение исследователей.

Тур Хейердал, наряду с Руалем Амундсеном и Фритьофом Нансеном, Хенриком Ибсеном и Эдвардом Григом, Кнутом Гамсуном и Эдвардом Мунком, Бьорном Дэли и Оле-Эйнаром Бьорндаленом, — один из ярчайших норвежцев в истории мировой цивилизации.

Конструкция лодок

Лодки с твердым полом имеют овальный или заостренный, приподнятый над поверхностью воды нос. Суда укомплектовываются сиденьями-банками, леерами, закрепленными по всему периметру борта, имеют ручки для переноски, петли для привязки груза в гермомешках. В конструкцию моделей входят автономные надувные отсеки, разделенные герметичными гибкими мембранами. Лодки обладают сливными устройствами, клапанами для накачки и стравливания воздуха при повышении давления в надувных отсеках в жаркие дни.

Модели с жестким дном, ориентированные на плаванье по морю, просторным водоемам, оснащаются килями, обеспечивающими хорошую курсовую устойчивость на волне. У моторных лодок на корме есть отделение для перевозки запасов топлива. Суда укомплектовываются поворотными или стационарными уключинами с возможностью регулировки высоты. Суда дополняются рымами, привальными устройствами, фальшбортами, водометами, водоотбойниками.

Модели для рыбной ловли оснащаются устройствами для фиксации спиннингов, подстаканниками, приспособлениями для установки эхолотов, сетками для рыбы. Лодки для дальних походов имеют откидные столики, держатели для перевозки бутылок, вшитые карманы для складывания мелких предметов, отсеки для снаряжения, запасов продуктов. Сплавные варианты с жестким днищем отличаются усиленной системой безопасности, укомплектовываются дополнительными надувными камерами, расположенными под корпусом. В конструкцию ряда моделей входят навесы и трапы для подъема в кокпит из воды.

Лодки дополняются надувными подушками, разборными или цельными веслами из алюминия, композитных материалов, насосами, ремкомплектом. Корпус моделей выполнен из пятислойного армированного поливинилхлорида. Надувные камеры соединяются с помощью склеивания или инновационных сварочных технологий. Скоростные модификации обладают усиленными швами, защищенными специальной водонепроницаемой лентой.

Парень из Ларвика

Принадлежавший семье пивоваренный бизнес процветал, и отец большую часть времени проводил в путешествиях по Европе, в которые часто брал любимого младшего сына. Он был седьмым ребенком в большой семье Тура и Алисон Люнг Хейердал. Кстати, Тур — наследственное имя, и в каждом поколении Хейердалов был свой Тур. Знаменитый исследователь позже шутил, что он Тур — внук Тура, сын Тура, отец Тура и дед Тура!

Как и отец, Алисон Люнг души не чаяла в младшем сыне. Она была биологом, училась в Англии, и, видимо, от нее Тур-младший впитал любовь к зоологии и веру в учение Дарвина. Если его спрашивали, чем он хочет заниматься в будущем, мальчик без сомнений говорил: «изучать жизнь животных». И когда он поступил на естественно-географический факультет университета в Осло, это никого не удивило.

Проучившись семь семестров, юноша затосковал. Ему казалось, что он и так знает всё, о чем говорили на лекциях профессора. Ему хотелось настоящего дела. А тут как раз немецкие зоологи Кристине Бонневи и Яльмар Брох, с которыми он был знаком, собрались организовать и спонсировать экспедицию в Полинезию, целью которой было понять, как туда могли попасть населяющие острова животные. Сами они надолго покинуть университет не могли, но с удовольствием доверили это дело Туру и его молодой супруге Лив Кушерон-Торп. Так первая научная экспедиция Хейердала удачно совпала с медовым месяцем.

tur

Тур Хейердал во время постройки лодки «Ра» в 1967 году

Фото: Getty Images/Bettmann

Около года молодожены провели в палатке на островке Фату-Хива. Была собрана огромная коллекция флоры и фауны, Тур познакомился с обычаями и преданиями местных племен и… научился плавать. Это было непросто — в детстве он дважды чуть не утонул, после чего панически боялся воды. Кстати, именно на Фату-Хиве Туру впервые пришла в голову идея о возможных контактах местных жителей с южноамериканскими индейцами, которая впоследствии отправила в путь «Кон-Тики». Молодые покинули остров, лишь когда Тур подхватил неприятную инфекцию, а его супруга ждала ребенка. Вернувшись, Хейердал выпустил книгу «В поисках рая», где описал их приключения. Издание прошло почти незамеченным — Европа уже готовилась к большой войне, и людям было не до экзотики.

Война застала Тура в канадской глуши, где он собирал сведения о североамериканских индейцах, живших в прибрежных районах. Он спешно вернулся к цивилизации и добровольцем вступил в американскую армию, окончил разведшколу, получил звание лейтенанта. Его группу должны были забросить в оккупированную немцами Норвегию через Мурманск, но по дороге в СССР морской конвой был атакован подлодками нацистов и чуть не погиб. Спасли союзников подоспевшие советские моряки.

Ссылки [ править ]

  1. ^ Aaker, Эверетт (2006). Энциклопедия первых борцов с телевизионной преступностью . McFarland & Company, Inc. ISBN  978-0-7864-6409-8 , стр. 39-40,
  2. ^ «Ах, давай, попробуй» . Waco Tribune-Herald . 11 июля 1954 г. с. 8 . Проверено 24 октября 2018 г. — через Newspapers.com.
  3. ^ a b «Мисс Франция 1954 года в фильме ’77 Сансет Стрип . Пенсильвания, Титусвилл. The Titusville Herald. 23 июля 1960 г. с. 7 . Проверено 1 января 2016 г. — через Newspapers.com .
  4. ^ Belser, Эмили (13 июля 1955). Победительницы Мисс Вселенная »редко добиваются успеха» . Техас, Корсикана. Корсикана Daily Sun. п. 11 . Проверено 1 января 2016 г. — через Newspapers.com.
  5. ^ «Голливудские сводки новостей» . Техас, Дентон. Дентон Рекорд-Хроника. 27 ноября 1955 г. с. 16 . Проверено 1 января 2016 г. — через Newspapers.com .
  6. ^ «(реклама)» . Калифорния, Лонг-Бич. Лонг-Бич Независимый. 15 мая 1956. с. 11 . Проверено 1 января 2016 г. — через Newspapers.com.
  7. ^ «(Телепрограмма)» . Техас, Пампа. Pampa Daily News. 23 октября 1977 г. с. 20 . Проверено 1 января 2016 г. — через Newspapers.com.
  8. ^ https://www.imdb.com/title/tt0051247/
  9. ^ «План на ср» . Вирджиния, Данвилл. Пчела. 26 ноября 1955 г. с. 12 . Проверено 1 января 2016 г. — через Newspapers.com.
  10. ^ Резник, Берт (14 апреля 1963). «Взгляд Берта глазами» . Калифорния, Лонг-Бич. Независимая пресс-телеграмма. п. 97 . Проверено 1 января 2016 г. — через Newspapers.com.
  11. ^ https://companycheck.co.uk/company/04372980/THE-THOR-HEYERDAHL-RESEARCH-CENTRE/companies-house-data

Популярные темы сообщений

  • Мусоргский его творчество

    Творчество великого композитора, можно назвать новаторским в музыкальном искусстве. Примером того являются оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка» и ещё много других произведений. Можно увидеть совершенно новый стиль:

  • Ушастый ёж

    Ушастый еж является одним из редких животных, занесенных в Красную книгу. Обитает он в пустынях, южных степях Европы и Центральной Азии. Свое название еж получил благодаря уникальному размеру и форме ушной раковины.

  • Мята (растение)

    Мир растений – это череда ярких и пестрых представителей огромной зеленой части нашей планеты. Среди травянистых кустарников очень популярна мята, хотя не отличается особой яркостью. В зависимости от сорта мяты ее листья могут быть от бурого до салатного

y_senkevich.jpg

«Ра-2» идёт к цели

В день, когда «Ра-2» получила имя, она доказала свою прочность – ветер подхватил судно и с силой ударил о бетонный пирс. Высокий загнутый нос спружинил, лодка отскочила от пирса целая и невредимая. 17 мая она вышла из того же порта Сафи, откуда годом раньше отправилась покорять океан её предшественница.

В начале плавания «Ра-2» заставила экипаж поволноваться – папирус впитывал воду с такой интенсивностью, что лодка оседала примерно на 10 см в сутки и через четыре дня наполовину погрузилась в океан. Чтобы облегчить её, путешественники выбросили за борт всё, от чего можно было отказаться.

Полегчавшее судно периодически требовало мелкой починки, но в целом вполне успешно и довольно шустро шло по намеченному пути, неплохо показав себя во время шторма. Компанию людей развлекали спутники из животного мира: обезьянка Сафи, селезень Синдбад-2, многочисленные морские обитатели. В какой-то момент на мачту «Ра-2» стали приземляться птицы, отдыхая от долгого перелёта над солёной водой, среди них затесался окольцованный голубь, задержавшийся на лодке надолго – его команда окрестила «Юби».

Полинезийские острова

Излечение от этой фобии было очень своевременным: Тур страстно увлёкся историей и культурой Полинезии, подружившись с Бьерном Крепелином, который в годы Первой мировой войны жил на Таити и привёз оттуда огромную коллекцию полинезийских артефактов. Собрал Крепелин и обширную библиотеку, которую с большим интересом проштудировал молодой человек. Именно туда, в Полинезию, и мечтал отправиться Тур. После окончания университета он должен был посетить маленькие полинезийские островки и собрать зоологический материал, чтобы получить ответ, каким образом там сформировался своеобразный животный мир. В 1936 году Тур женился и вместо медового месяца отправился с молодой женой в своё первое путешествие. Путь юной пары лежал из французского Марселя на Таити, а оттуда на изолированный островок Фату-Хива в Маркизском архипелаге, где жили туземцы, практикующие каннибализм. Именно там Хейердал услышал легенду о белолицых пришельцах с огненными волосами, которые принесли в Полинезию культуру и ремесла. Местные считали их своими предками, а их предводитель Тики был по совместительству и главным богом. На острова Тики со своим народом переселился из Перу. Легенда очень заинтересовала Тура и заставила задуматься. Скоро уже он выдвинул гипотезу, что перуанцы заселили полинезийские острова, перебравшись на них морским путём. Серьёзный научный мир воспринял эту гипотезу со смехом. Тогда существовала лишь одна теория заселения Полинезии — из Азии. Но Хейердал считал иначе. Он внимательно изучил морские тече^ ния — они вполне позволяли древним судёнышкам безопасно преодолеть расстояние от берегов Южной Америки до островов. На острове Хива-Оа Туру показали в джунглях огромные каменные изваяния, очень похожие на перуанские. В южноамериканских музеях нашлись рисунки и каменные рельефы с изображением плавательных средств, на которых могли перемещаться предки современных полинезийцев. Хейердал об этих конструкциях первобытных мореходов выяснил все — и какого они были размера, и как выглядели, и из каких материалов строились. Тур решил проверить свою гипотезу опытным путём. Но тут грянула Вторая мировая война. Молодой норвежец не мог оставаться в стороне, он рвался на фронт. Из Канады, где он изучал быт тамошних индейцев, Хейердал отправился в США и вступил в американскую армию. Но на фронт он попал только к концу войны, в составе десантной группы, которую должны были отправить в оккупированную Норвегию. Операция проводилась совместно с советскими войсками. После окончания войны Хейердал вернулся в Лиму, набрал команду и стал строить бальсовый плот.

Кто такой Тур Хейердал: биография, путешествия, интересные факты, его судьба

Знаменитый путешественник прославил на весь мир свой родной город Ларвик в южной части Норвегии, в котором родился в 1914 году.

Будущий мореплаватель очень боялся воды. Поэтому в детстве под руководством матери (биолога) занимался зоологией и не помышлял о дальних странствиях.

Увлечение молодости

Увлечение зоологией привело Тура Хейердала в университет столицы, где он занялся серьезным изучением этой науки, прибавив изучение географии. В университетские годы увлекся полинезийской историей и культурой и посвящал свободное время знакомству с ними. В это время произошло его знакомство с немецкими учеными из Берлина. Кристина Бонневи и Яльмар Брох работали над проектом, в который входило посещение самых дальних островов Полинезии для выяснения, как населен их животный мир.

В том же году зоолог вместе с супругой Лив оставили Осло для поездки на острова южных морей. Они почти год проводили исследования в чужих землях. По возвращении в 1938 году молодой человек занялся писательским трудом и издал произведение «В поисках рая», в которой поведал о своих открытиях. Через много лет книга была расширена и вышла в новом формате «Фату-Хива».

Участие в войне

Два следующих года были отданы работам в составе команды на канадской территории — побережье Британской Колумбии. Началась Вторая мировая война. Юноша пошел служить в войска США, учился в спецшколе, готовящей разведчиков-парашютистов. Во время военных действий входил в Движение Сопротивления у себя на родине.

Передвижение на обычном плоту

После войны полностью анализировал и обобщил материал о Полинезии. В итоге представил версию о ее заселении из Америки в противовес мнению о Юго-Восточной Азии.

К его предположению историки отнеслись недоверчиво, но он решил проверить гипотезу еще раз и устроил экспедицию «Кон-Тики». В нее вошло 5 единомышленников. Способом передвижения выбрали плот, на что повлияли старинные летописи о плотах конкистадоров. Многие легенды, сказания, свидетельства археологов, старинные рисунки позволяли думать о присутствии связей Полинезии и Америки.

За 101 день мореплаватели преодолели 4300 тихоокеанских миль, или 8 тысяч км. Летом 1947 года они пристали к Туамоту, доказав, что обычное средство передвижения может одолеть Тихий океан. По возвращении Тур представил свою работу в воспоминаниях «Путешествие на Кон-Тики» и документальной ленте, удостоенной премии «Оскар». Книгу перевели больше чем на 60 языков.

В середине 50-х годов уже прославленный герой собрал археологическую экспедицию на острова Пасхи. После возвращения он выпустил издание, ставшее бестселлером, — «Аку-Аку».

Путешествие на папирусной лодке

В этот период он изучил папирусные лодки. В конце 60-х годов он решил путешествовать через Атлантический океан на такой лодке до Африки. Судно построили в Республике Чад, но она не выдержала пути. Через год новая лодка под названием Ра-II, созданная боливийскими мастерами, дошла до Барбадоса. Наш герой сумел доказать, что в древние времена мореплаватели совершали путешествия через Атлантический океан.

Экипаж «Ра» был составлен из жителей разных стран, в его состав входил и врач Юрий Сенкевич из СССР. По возвращении были представлены результаты в издании «Экспедиция на «Ра» и в снятой документальной ленте.

Новая лодка «Тигрис»

На ней опять вышел в плавание международный состав для доказательства существования путей связи между Месопотамией и Индийской землей (современный Пакистан). Ведущий «Клуба кинопутешествий» Сенкевич вторично вошел в состав экспедиции. Через 5 месяцев лодка сохранила все качества, но была сожжена как выражение протеста вспыхнувшим войнам. Сожжение Хейердал сопроводил письмом к людям всех стран подумать об общем будущем.

Последние работы

В 80-е годы путешественник занимался обследованием холмов на Мальдивах, в 90-е годы проводил раскопки на острове Тенериф.

Он организовал донские и кавказские археологические раскопки. По итогам проведенных работ вместе с соавтором Пером Лиллиестремом написал работу «Без границ», переработав которую оба автора получили произведение «В погоне за Одином». Историки опубликовали ряд отрицательных отзывов на них, хотя не смогли выдвинуть никаких опровержений находкам норвежского и шведского исследователей.

Награды великого путешественника

Мореплаватель являлся обладателем множества регалий: Святого Олафа (награда Норвегии), со Звездой, имени Мальты (Америка); офицером орденов: Солнца (Перу), «За большие заслуги» (Перу), «За заслуги» (Италия), «За заслуги» (Египет), «Золотого ковчега» (Голландия) и множества других почётных наград и заслуженных званий.

Краткая биография

Жизнь Тура Хейердала началась в Норвегии в 1914 году. Всегда интересовавшийся естественными науками молодой человек обучался в университете Осло, отдавал предпочтенье зоологии и истории и всерьез увлекся вопросами о том, каким образом попадали на отдаленные острова Полинезии животные с континентов. Его манили острова, которые еще не были сильно затронуты цивилизацией. Женившись в 1936 г., он вместо свадебного путешествия отправился с молодой женой на Маркизские острова, где новая семья прожила около года.

Именно в первом путешествии у Хейердала сначала в воображении, а затем и в реальности возникли контуры его будущих экспедиций, которым он посвятил всю свою жизнь. После Второй мировой войны он начинает осуществление своих замыслов: доказать, что, не имея в своей культуре ничего подобного килевым судам, только на плотах из местного дерева, представители доинкской цивилизации могли пересекать океан и добираться до островов в Тихом океане, а значит, могли дать начало полинезийской расе. На плоту «Кон-Тики» он стартовал от побережья Перу
и достиг островов Туамоту. В дальнейшем метод доказательств путей переселения народов на собственном примере еще не раз был осуществлен: на папирусных лодках «Ра» и «Ра II» он с командой в 1969–1970 гг. пытался пересечь Атлантический океан. Это удалось только экспедиции на «Ра II», которая, выйдя из Марокко, благополучно закончила свой рейс на о. Барбадос в Карибском бассейне.

В дальнейшем многие организованные Хейердалом экспедиции были раскритикованы разными учеными, которые считали, иногда не без основания, эти мореплавания только авантюрами. Тем не менее Тур Хейердал упорно держался своей точки зрения, набирал в экспедиции многонациональные команды, показывая, что люди могут и должны сотрудничать на благо общих интересов. Последнее путешествие Хейердала на тростниковой лодке «Тигрис» не закончилось. Оно прервалось в знак протеста Хейердала и экипажа «Тигриса» против военных действий: мореплаватели сожгли свою лодку. Тур Хейердал умер в 2002 году в Италии, где жил в последние годы.

Лодка Тура Хейердала

В конце 1960-х – начале 1970-х годов Тур Хейердал предпринял другое путешествие, на этот раз на лодке «Ра», сделанной из папируса. Цель была такая: отплыть из Марокко и на опыте доказать, что древние моряки могли благодаря Канарскому течению преодолевать Атлантический океан. Образцом для конструкции «Ра» послужили древнеегипетские лодки. Недостатки такой модели привели к досрочному окончанию экспедиции (лодка просто разломилась). Усовершенствованный «Ра-2», в следующем году, сумел добраться из того же Марокко до Барбадоса, что доказало принципиальную достижимость такого путешествия в прошлом.

Почему знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал считал таким важным подтверждение возможности контакта между Древним Египтом и Южной Америкой?

Дело в том, что он находил между этими цивилизациями многочисленные сходства – архитектура (пирамиды) и иероглифическая письменность, фресковая живопись и одинаковое незнакомство с аркой как методом оформления; продвинутые астрономические, календарные познания обоих; сходство методов мумификации. Аналогичной позиции он придерживался и по другим вопросам (например, исходил из влияния шриланкийской цивилизации мореходов на Южную Америку и культуру острова Пасхи.

Следует иметь ввиду, что многие тезисы, выдвигавшиеся Туром Хейердалом, реально ничем не обоснованы.

Про этого знаменитого путешественника сняли целый фильм, с которым я вам предлагаю ознакомиться:

https://youtube.com/watch?v=OYhdzC6vmUs

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector