Семейная ссора. смерть матери
Содержание:
«Отцы и дети»: нигилизм на русской почве
После смерти царя-консерватора Николая I на русский трон взошёл более свободолюбивый Александр II. Это время стало настоящей оттепелью для русской прессы. Журналы и газеты, публиковавшие литературные произведения, открыли русскому читателю имена людей, которых сейчас называют классиками. И одной из самых ярких звёзд отечественной художественной прессы стал Тургенев.
Иван Сергеевич экспериментировал с жанрами произведений. Он написал несколько драм, активно создавал повести. Но в литературу Тургенев вошёл, в первую очередь, как выдающийся романист.
В период 1850—1870-х годов Тургенев создал свои главные романы: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь». Подход Тургенева к созданию книг навсегда изменил жанр романа.
Иван Сергеевич первым начал отражать в героях романов социально-политические идеи, популярные во время написания произведения. К примеру, Рудин, главный герой одноимённого романа, относится к типу «лишних людей», обладающих богатым внутренним миром, но не способных применить свои таланты на практике. Базаров из «Отцов и детей» — нигилист, отрицающий идеалы консерваторов и либералов. Главные герои романа «Новь» являются народниками. Из этой особенности следует вторая — каждый раз героем романа Тургенева становится новый тип человека, не похожий на предыдущих персонажей. Также автор «Отцов и детей» изменил читательское восприятие женских образов. Если раньше девушки чаще всего были второстепенными персонажами, то Тургенев показал читателям ярких героинь, выполняющих важные художественные функции. А ещё Иван Сергеевич доказал, что роман не должен быть огромным по объёму, чтобы претендовать на звание великой книги. Краткий стиль изложения и чувственность Тургенева в будущем использовали такие писатели, как Ги де Мопассан, Иван Бунин и Александр Куприн.
Сначала Тургенев публиковал романы в «Современнике». Однако с 1860-х годов ситуация осложнилась. Огромную роль в редакторском составе журнала начал играть настроенный радикально революционер Николай Чернышевский. Он сделал «Современник» более политическим журналом, на страницах всё чаще выходили враждебные либеральным идеалам Тургенева призывы борьбы с монархией.
Ушёл из «Современника» Тургенев в начале 1860-х годов, когда критик Николай Добролюбов опубликовал статью о романе «Накануне». В ней произведение Ивана Сергеевича рассматривалось исключительно с выгодного революционерам политического ракурса. Тургенев всю жизнь был сторонником принципа «искусства ради искусства», согласно которому любой объект культуры нельзя ставить в жёсткие рамки и навязывать через него мораль.
После ухода из «Современника» у Тургенева испортились отношения со старыми друзьями, чьи политические взгляды всегда были чужды автору «Дворянского гнезда». Тургенев перестал общаться с анархистом Михаилом Бакуниным. А социал-демократ Александр Герцен, уехавший в Лондон и издававший там «Колокол», разозлился на Тургенева за то, что писатель написал объяснительное письмо лично Александру II, в котором Иван Сергеевич объяснял, что не имеет отношения к распространению подпольной прессы на территории Российской империи.
Впрочем, отношения у Тургенева складывались сложно не только с политическими деятелями, но и с писателями. Иван Гончаров заподозрил старого друга в плагиате. Из-за этого два Ивана перестали общаться.
Поссорился с Тургеневым и Лев Толстой. Иван Сергеевич как-то рассказал историю о том, как его дочь добровольно помогла крестьянам стирать одежду. Автор «Анны Карениной» не поверил в искренность родственницы Тургенева, о чём и сказал. Дело чуть не кончилось дуэлью. Писатели не общались около семнадцати лет, они помирились незадолго до смерти Тургенева.
Фамильная усыпальница Сомовых
В 1884 году игумения Варвара (Сомова) устроила ещё один храм – при монастырской больнице, освятив его в честь святителя Димитрия Ростовского. Чин освящения совершил архимандрит Димитрий (Самбикин), в ту пору ректор Воронежской духовной семинарии, а впоследствии архиепископ и доктор церковной истории. Владыка Димитрий тоже внес свой вклад в историографию Варваринского монастыря, поместив его краткое описание в свой «Указатель храмовых празднеств в Воронежской губернии» за 1884 год.
Матушка Варвара, облачившись в иноческие одежды уже на излете своей жизни, чувствовала, как силы её слабеют. Задумала она построить маленький домовый храм с крытым переходом из своей кельи, но монастырь нуждался в другой постройке. В первой Варваринской церкви сестрам умножающейся обители и паломникам уже было тесно. Назрел вопрос строительства большого храма. Поэтому игумения все силы и средства положила на сооружение новой двухэтажной Троицкой церкви.
Строительство могло растянуться на долгие годы, но пришел на помощь Афанасий Николаевич Сомов, пожертвовав 15 тысяч рублей. Он же обеспечил новый монастырский храм необходимой утварью. Стройка завершилась в 1886 году. В сентябре Троицкую церковь освятил новый Воронежский епископ Вениамин (Смирнов). Ему сослужили два архимандрита: ректор Воронежской семинарии Димитрий и настоятель Задонского монастыря Прокопий.
А менее чем через год после освящения, летом 1887 года, основательница монастыря переселилась душой в небесные обители, а телом упокоилась в усыпальнице, которую соорудили в нижнем этаже Троицкого храма. Эта усыпальница стала для Сомовых фамильной. В ней похоронили в 1899 году Афанасия Николаевича, с 1890 года бывшего сенатором. Он и после смерти игумении Варвары не оставлял Сомовский монастырь своими заботами. Благодаря ему, у обители появился свой лес и увеличились земельные угодья вблизи монастыря. Ежегодно при жизни главного благотворителя монастырь получал от А.Н. Сомова субсидии, а по завещанию Афанасий Николаевич оставил обители 10 тысяч рублей. Неудивительно, что нижний храм новопостроенной церкви был освящен в честь преподобного Афанасия Афонского – небесного покровителя А.Н. Сомова. Примеру дяди следовали дети Варвары Петровны. Они по мере сил поддерживали главное детище мамы.
В 1908 году в усыпальнице под Троицким храмом появился третий гроб – с телом Петра Михайловича Сомова, старшего сына игумении. В годы революции все три гроба исчезли. Говорят, будто в уже объятую революционным брожением Сомовку на одну ночь приехал из Петербурга младший сын Варвары Петровны – Сергей. Следующим утром его уже не было в деревне. А вместе с ним исчезли и тела его родных. Вероятно, Сергей Михайлович перезахоронил маму, дядю и брата, справедливо предполагая, что новая власть может надругаться над прахом усопших помещиков.
Сам С.М. Сомов, незадолго до февральской революции назначенный в Государственный Совет, эмигрировал с супругой-художницей за границу. В 1920 году он похоронил жену в Риме. Туда же через четыре года из Мюнхена было привезено для погребения и его тело. Места захоронения других двух сыновей Варвары Петровны не установлены. Известно лишь, что до революционных потрясений Митрофан Михайлович и Афанасий Михайлович дожили.
Детство Ивана, где и как воспитывался
С рождения писатель жил в Спасско-Лутовиновом, что недалеко от Мценска. В этих краях и располагалась усадьба Тургенева. Многим Орловская область знакома именно по тому, что здесь находится родовое имение известного литератора.
Дом, доставшийся матери Ивана Сергеевича от богатого родственника, был по тем временам роскошным, но обстановка, атмосфера в нем царила крайне напряженная. Будущий драматург жил, ни в чем, не нуждаясь, но вместе с братьями был вынужден терпеть сложный характер родительницы.
Его Тургенев в молодости неоднократно описывал в своих творениях, наделяя главных героев прозы теми же чертами, которые были присущи его маме. Их она, как известно, унаследовала от своей матери.
Воспитание Ивана Сергеевича было строгим. Варвара любила сыновей, но выражал это специфически, позволяя себе регулярно поднимать руку на детей. Деспотичность при этом не мешала ей заботиться о наследниках, их образовании.
Иван
Детство Ивана Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново. Туда семья перебралась вскоре после его рождения. Здесь он жил до девяти лет. В усадьбе был прекрасный сад и пруд, в котором водилось достаточное количество разной рыбы. В саду можно было слушать пенье соловья, свист дрозда, предсказания кукушки. Это фотография усадьбы, принадлежавшей матери будущего писателя. Сейчас в этом здании находится музей.
Из дневников матери Тургенева известно, что ребёнок был очень способным, любознательным. Правда, женщина никогда не выражала своих чувств и положительных эмоций. Её выросшие дети не могли припомнить ни одного светлого воспоминания, связанного с матерью.
Были в жизни мальчика курьёзные случаи.
☛Случай 1 Однажды матери Ивана нанесла визит светлейшая княгиня Голенищева-Кутузова-Смоленская. Гостья была немолода, ей было далеко за шестьдесят. Детей, как принято в порядочных семьях, подвели представляться. Старший и младший братья проявили воспитанность. Приложились к ручке и отошли, а средний ребёнок заявил во всеуслышание: «Ты очень похожа на обезьяну».
☛Случай 2 Семью посетил баснописец, поэт Иван Иванович Дмитриев. Так как маленький Иван знал наизусть несколько его басен, он начал их читать.
И когда пожилой человек растаял от умиления, ребёнок подошёл к нему и заявил: «Твои басни хороши, но Крылова гораздо лучше».
☛Случай 3 Когда Ивану было четыре года семья отправилась в путешествие по Европе.
В Бернском зоопарке малыш переполз через барьер и едва не упал в яму с медведями. Ребёнку помогла ловкость отца, который успел схватить своего отпрыска за ногу буквально в последнюю секунду.
Поскольку семья была очень образованной и начитанной неудивительно, что мальчик с самых ранних лет говорил и читал на нескольких языках
Особое внимание уделялось классикам. Обширно были охвачены и другие науки
В семье было торе детей и обучению уделялось самое строгое внимание. Известно что у детей постоянно менялись гувернёры, которые были носителями французского и немецкого языков
К тому же в семье говорили по-французски постоянно, что было распространено у дворянства XIX века. Даже молились на французском.
Своё детство Иван Сергеевич не считал счастливым. За любой проступок дети наказывались жесточайшим образом. Постоянные перепады настроения матери однажды настолько расстроили мальчика, что он решил бежать из дома.
Известно, что мать, придя в негодования из-за какого-то доноса приживалки, начала сечь мальчика не объяснив причину наказания. Ребёнок плакал и просил объяснений, но мать только приговаривала: «Сам знаешь за что!»
Когда наступила ночь Иван решил бежать из дома. Пока мальчик крался по огромному дому, его сумел заметить учитель — немец. Это был пожилой человек, достаточно умный чтобы не поднимать шум, и достаточно чуткий, чтобы расспросить ребёнка о причинах такого решения.
Поутру добрый старик попросился в комнату барыни и довольно долго за закрытыми дверями беседовал с ней. Этот разговор вразумил строптивую хозяйку. Она оставила свои жестокие методы воспитания.
Писатель не стеснялся во взрослом возрасте признаваться, что всегда боялся матери, как огня. Её беспредел распространялся на весь дом. Дня не было, чтобы кому-то из домочадцев или слуг недоставалось от неё.
Самое приятное, что было в доме для маленького Ивана — это книги. С восьми лет он рылся в заветных шкафах. Иногда ребёнок настолько увлекался той или иной книгой, что даже ночью впечатления не отпускали и рисовали массу смутных образов.
Известно, что любовь к русскому языку и литературе юному Ивану прививали не только родители. Среди прочих слуг в доме имелся один камердинер из крепостных, который оказал влияние на формирование отношения к языку у будущего писателя. Этот камердинер в дальнейшем станет прототипом в одном из рассказов Тургенева.
Главные герои романа
- Евгений Базаров (ок. 30-ти лет) — главный герой романа. Молодой лекарь-студент, «разночинец», нигилист, отрицающий авторитеты и традиционные порядки.
- Аркадий Кирсанов (23 года) — молодой дворянин, друг Базарова.
- Павел Петрович Кирсанов (ок. 45-ти лет) — дядя Аркадия, бывший светский лев, красивый и строгий мужчина.
- Николай Петрович (44 года) — отец Аркадия, помещик, вдовец.
- Анна Сергеевна Одинцова (28 лет) — молодая богатая помещица, вдова, возлюбленная Базарова.
- Катя Локтева (ок. 20-ти лет) — младшая сестра Одинцовой.
- Фенечка (ок. 23-х лет) — любовница Николая Петровича из «низов», мать его внебрачного сына Мити, впоследствии его жена.
Все персонажи
-
Семья Базаровых
- Евгений Васильевич Базаров — студент-нигилист из разночинцев, отрицающий практически все принятые в обществе ценности и традиционные порядки.
- Василий Иванович Базаров — отец Евгения, бывший полковой лекарь. Небогат. Управляет имением жены.
- Арина Власьевна Базарова — мать Евгения, простая, добрая, суеверная женщина, дворянка.
-
Семья Кирсановых
- Аркадий Николаевич Кирсанов — друг Евгения Базарова. Выпускник Санкт-Петербургского университета.
- Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия, добрый и сердечный помещик средней руки.
- Павел Петрович Кирсанов — дядя Аркадия. Отставной офицер, аристократ.
- Петр (Пиотр) Кирсанов — покойный дедушка Аркадия. Генерал-майор. В его дивизии служил отец Евгения Базарова.
- Агафоклея Кузьминишна — покойная бабушка Аркадия. Жена генерала Пиотра Кирсанова.
- Мария Кирсанова — мать Аркадия. Умерла за 13 лет до начала повествования. Павел Петрович назвал в ее честь свое имение — Марьино.
- Митя — шестимесячный сын Николая Кирсанова и Фенички.
-
Семья Локтевых (Одинцовых)
- Анна Сергеевна Одинцова (в девичестве — Локтева) — молодая богатая вдова-помещица. Первая и последняя, безответная любовь Евгения Базарова.
- Катя Локтева — младшая сестра Одинцовой.
- Сергей Николаевич Локтев — отец Анны и Кати. Известный красавец, аферист и игрок. Умер за 8 лет до начала событий романа, оставив своим дочерям крошечное состояние.
- Княжна Авдотья Степановна — тетка Одинцовой, злая и чванная старуха. После смерти отца Анна Сергеевна поселила её у себя. В конце романа умирает, «забытая в самый день смерти».
- Фенечка (Федосья Николаевна) — любовница Николая Петровича из «низов», мать его внебрачного сына Мити, впоследствии его жена.
- Арина Савишна — покойная мать Фенечки. Экономка Николая Кирсанова.
- Княгиня Нелли Р. — покойная возлюбленная Павла Петровича.
- Виктор Ситников — молодой человек, подражающий Базарову, крикливый и шумный.
- Евдоксия Кукшина — «настоящая эмансипе». Неаккуратная и неприятная женщина, воображающая себя передовой.
- Порфирий Платоныч — сосед Одинцовой, который часто приезжал к ней поиграть в карты. Любитель рассказывать анекдоты.
- Петр — слуга в доме Кирсановых.
- Прокофьич — слуга в доме Кирсановых.
- Дуняша — служанка при Фенечке.
- Тимофеич — приказчик (помощник) Василия Ивановича Базарова. Потертый и проворный старичок.
- Федька — слуга в доме Базаровых.
- Матвей Ильич Колязин — чиновник в городе. Прогрессист из «молодых», то есть ему недавно минуло сорок лет, но он уже метил в государственные люди. «Будучи уже тузом, не походил на большую часть тузов».
- Бурдалу — прозвище местного губернатора, «прогрессиста и деспота».
Деревенское детство
Родился Тургенев в Орле в 1818 г., откуда семья с тремя сыновьями переехала в поместье матери Спасское-Лутовиново. Родители его были абсолютно разными и по положению, и по взглядам, но оба горячо любили и заботились о детях, с уважением относились к науке и просвещению.
Фото: имение Спасское
Мать Варвара Лутовинова была женщиной образованной, свободно владела иностранными, а в особенности французским языком, грамотно изъяснялась по-русски. Она рано заметила у Ивана литературные способности и приучала мальчишку к свободному владению пером.
С детства Ивана и братьев окружало множество гувернеров и домашних педагогов. Причем приглашать их в усадьбу начали, когда старшему Николаю шел 6 год, а Ивану ‒ только четвёртый. Среди них встречались как достойные, так и совсем не способные к учительскому мастерству.
Но мать серьезно подходила к образованию детей, она сама составляла расписание дел и уроков и передавала их через секретаря. Малейшее отступление от графика каралось поркой. Кстати, наказывала деспотичная Варвара сыновей постоянно.
Но родители требовали от мальчиков совершенного знания русского и иностранных языков. Их учили, как могли, отечественной и древней истории, знакомили с литературой и журнальной периодикой
Уделяли серьезное внимание математике, а также музыке и рисованию. Например, за уроки игры на скрипке мать платила по 10 руб., что было для тех времен баснословной суммой – фунт зернистой икры или меда стоили в начале 19 века по 15 коп
О своих многочисленных учителях Тургенев писал в заметках, когда в последний раз приезжал в Спасское в 1881 г. для цикла рассказов «Отрывки из воспоминаний своих и чужих».
По всей видимости, идея найти достойных учителей и дать образование мальчикам в деревенской глуши потерпела неудачу. Поэтому отец успел в 1827 г. отправить сыновей в частный пансион Вейденгаммера в Москве. В 1830 г. красавец-кавалергард Сергей Николаевич ушел от Варвары, на которой женился по расчету, но о детях продолжил беспокоиться, в 1833 г. его не стало.
На этом закончилось деревенское детство Ивана, но Спасское навсегда останется для Тургенева центром поэтического мира.
Возвращение на родину
В Москву Иван вернулся в 1841 году, в то же время он встречает Гоголя, Герцена и Аксакова. Поэт очень ценил знакомство с каждым из коллег. Совместно они посещают литературные кружки. В следующем году Тургенев просит о допуске его к экзамену на степень магистра философии.
В 1843 на некоторое время писатель отправляется работать в министерской канцелярии, но монотонная деятельность чиновника не приносит ему удовлетворения. В то же время публикуется его поэма «Параша», которую высоко оценил В. Белинский. 1843 год запомнился писателю также знакомством с французской певицей Полиной Виардо. После этого Тургенев решает полностью посвятить себя творчеству.
В 1846 году увидели свет повести «Три портрета» и «Бреттер». Через некоторое время после этого писатель создаёт и другие известные произведения, в числе которых «Завтрак у предводителя», «Провинциалка», «Холостяк», «Муму», «Месяц в деревне» и другие. Сборник рассказов «Записки охотника» Тургенев выпускает в 1852 году. Тогда же выходит его некролог, посвящённый Николаю Гоголю. Это произведение запретили в Петербурге, но опубликовали в Москве. За свои радикальные взгляды Иван Сергеевич был сослан в Спасское.
Позже он написал ещё четыре произведения, впоследствии ставшие крупнейшими в его творчестве. В 1856 году вышла книга «Рудин», через три года после этого прозаик написал роман «Дворянское гнездо». 1860 год ознаменовался выходом произведения «Накануне». Одно из наиболее известных сочинений автора, «Отцы и дети», датируется 1862 годом.
Этот период жизни также был отмечен разрывом отношений поэта с журналом «Современник». Это произошло после статьи Добролюбова под названием «Когда же придёт настоящий день?», которая была наполнена негативом в адрес романа «Накануне». Следующие несколько лет жизни Тургенев провёл в Баден-Бадене. Город вдохновил его на самый объёмный роман под названием «Новь», он вышел в 1877 году.
Детство и юность
Семейная жизнь старших Тургеневых не задалась сразу. Сергей Николаевич не имел ничего, кроме принадлежности к старинному дворянскому роду. После женитьбы он сразу вышел в отставку. Его супруга была богатой помещицей, ей принадлежали обширные земельные угодья в Орловской губернии. Они были совершенно противоположны друг другу:
- Сергей получил отличное образование, воспитывался в небогатой, но благополучной семье. Выделялся изяществом манер и внешности, светскостью, утонченностью.
- Варвара — ее отец рано умер, а отчим пытался домогаться, в результате девушке пришлось бежать из дома. Отличалась жестокостью, деспотичностью и невероятной силой воли.
Маленький Иван
Мама будущего писателя имела крайне крутой нрав.
Она жестко наказывала крепостных за малейшие провинности.
Доставалось и маленькому Ивану и его старшему брату.
Кратко составленная биография Тургенева по датам даст объемную картину детства и юности будущего писателя:
Дата | Событие |
28 октября 1818 | В семье Тургеневых родился второй ребенок, его назвали Иван. |
1822 | Семья в полном составе отправляется в путешествие по Европе. |
1827 | Переезд в Москву для получения детьми образования. Первоначально Ивана определяют в пансион Вейденгаммера, затем переведен в другой, для учебы он был зачислен в Лазаревский институт, но через 2 года был исключен. На дом стали приходить частные учителя. |
1833 | Поступил на факультет словесности Московского университета. В этом же году в семье Тургеневых рождается 3 ребенок — дочь Варвара. |
1834 | Переезд в г. Санкт-Петербург и перевод в ведущий университет Петербурга на факультет философии. Это связано с поступлением старшего брата в гвардейскую артиллерию. |
Первые творческие попытки
Будущий писатель поступил в университет, когда ему было всего 15 лет. Именно там он начал писать небольшие поэтические произведения. Первыми критиками стали преподаватели и немногочисленные сокурсники.
Дата | Событие |
30 октября 1834 | Умер отец, Сергей Николаевич Тургенев. |
1834 | Иван создает свое первое драматическое произведение поэму «Стено». Его профессор словесности Плетнев раскритиковал написанное, но вдохновил на написание новых. |
1836 | Окончание университетского обучения. Первая работа — переводы. Увлечение охотой перерастает в настоящую страсть, которая останется с ним до конца жизни. |
Осень 1837 | Получена степень кандидата наук. Продолжает писать стихи, несколько поэм готовы к изданию. |
1837 | Знакомство с поэтом Кольцовым, историком и литератором Никитенко, Лермонтовым. |
1838 | Переезд в Германию, поступление в Берлинский университет. Знакомство с Грановским, Станкевичем, Бакуниным (будущим революционером). Бывший преподаватель Плетнев печатает стихи Тургенева в «Современнике». |
Апрель 1838 | Стихотворение «Вечер». |
Май 1939 | Пожар в родовом имении Спасск-Лутовинове. |
Июль 1840 | Знакомство с Бакуниным. |
После окончания Петербургского университета Иван Сергеевич активно занимается переводами, печатает стихи. Впоследствии он не любил вспоминать свои первые литературные опыты. Хронографы писателя в этом с ним согласны: стихи того времени могут представлять интерес только для литературных историков.
Одним из важных событий на жизненном пути становится знакомство с Афанасием Алифановым. Этого крепостного Тургенев выкупил у одного из помещиков.
Характер
Варвара Петровна Тургенева
Мать Тургенева имела очень своенравный характер, была жестокой крепостницей и со своими сыновьями имела непростые отношения. Тургенев прозвал матушку «салтычихой». Её характер на самом деле нельзя было назвать простым. В нём сочетались противоположные качества — скупость и щедрость, жестокость и чувствительность. Резкие вспышки гнева и решительные поступки барыни сменялись сентиментальностью и сомнениями.
«Став богатой и полновластной помещицей, Варвара Петровна дала волю своему „нраву“. О её причудах ходили легенды. Она, например, наряжала слуг в специальную форму, имитирующую костюмы служащих государственных департаментов, называла их по фамилиям министров. Над её усадебным домом висели два флага с гербами Тургеневых и Лутовиновых — если Варвара Петровна была не в духе, она приказывала флаги спускать, и гости, подъезжавшие к усадьбе, видя зловещий знак, считали за благо тут же поворачивать восвояси…» Она правила «подданными» на манер самодержавной государыни — с «полицией» и «министрами», заседавшими в особых «учреждениях» и каждое утро церемонно являвшимися к ней на доклад (см. рассказ «Собственная господская контора», 1881). Любимое её изречение было «хочу казню, хочу милую». В 1834 году Варвара Петровна продала против желания сына дорогую ему крестьянку Лушку, но он отказался отдавать её покупательнице. Было возбуждено уголовное дело «О буйстве помещика Мценского уезда Ивана Тургенева», которое тянулось долгие годы, вплоть до отмены крепостного права.
Иван Тургенев в молодости
Николай, старший сын Варвары
«Поступки Варвары Петровны чем далее, тем более становились непредсказуемыми: по малейшему капризу любой крестьянин или дворовый человек мог быть облагодетельствован ею или низведен до ничтожества, все зависело от её настроения. В произволе и кураже она доходила подчас до какой-то артистической изощренности. Тургенев вспоминал, что его матушка очень боялась холеры (этот страх сын от неё унаследовал). Однажды ей прочитали в газете, что холерная эпидемия распространяется по воздуху через болезнетворных микробов. Тотчас последовал приказ управляющему: „Устрой для меня что-нибудь такое, чтобы я, гуляя, могла видеть все окружающие меня предметы, но не глотала бы зараженного воздуха!“ Долго ломали голову, но выход нашли: спасский столяр сделал носилки со стеклянным колпаком в форме киота, в котором носили чудотворные иконы по деревням. Барыня располагалась там в мягких креслах, а слуги носили её по окрестностям Спасского. Варвара Петровна осталась довольна таким изобретением, столяр получил в награду золотой. Все шло хорошо, пока не произошел курьезный случай. Встретил однажды странную процессию благочестивый странник-мужик, принял носилки за киот, отвесил земной поклон и положил медный грош „на свечку“. Последовал взрыв безудержного гнева; привели пред грозные очи госпожи несчастного столяра-изобретателя, всыпали изрядное количество плетей и сослали на поселение».
Журнал «Наука и жизнь» считает, что её психический склад, хотя о нём можно судить лишь по свидетельствам её близких, следует отнести к эпилептическому характеру. «В нем есть сочетание противоположных качеств — скупости и щедрости, жестокости и чувствительности, способности к резким вспышкам гнева, решительным поступкам и неспособности отрешиться от каких-то воспоминаний и привычек. Типичны резкие смены настроения». Перечисляются её родственники, имевшую ту же склонность: отец был выгнан из Преображенского полка из-за скандала, позже в своей губернии устроил избиение полутора десятков однодворцев. О её тетках, сестрах Лутовиновых, известно немного. Исследователю жизни и творчества Тургенева Николаю Чернову удалось отыскать в Орловском архиве дело Аграфены Ивановны Лутовиновой, в замужестве Шеншиной. Название его газетной публикации «Вторая Салтычиха» говорит само за себя. Отголоски этих событий, а также история её младшей сестры Елизаветы Ивановны, тоже отличавшейся тяжелым характером, по-видимому, нашли отражение в рассказе И. С. Тургенева «Бригадир».
При этом, не получив систематического образования, Варвара Петровна тем не менее хорошо разбиралась в искусствах, общалась с лучшими представителями русской культуры того времени. В кругу её знакомых были умнейшие и талантливейшие люди той эпохи — Василий Жуковский, Александр Пушкин, Николай Карамзин, Алексей Мерзляков, Иван Дмитриев.
«А я богата лишь усердием»
Деревушка Сомовка, спрятавшаяся от центральных проезжих дорог, не привлекала внимания путешественников. Поэтому в дореволюционных путеводителях Сомовский Варваринский женский монастырь чаще называют Нижнедевицким. По ближайшему заметному населенному пункту – уездному городку Нижнедевицку.
Первый храм в Сомовке, посвященный великомученице Варваре, строился по проекту воронежского архитектора Александра Кюи. Одновременно рядом шло строительство большого десятикомнатного дома с мезонином.
Через два года и пять месяцев церковь была готова к освящению. Освящать её приехал епископ Воронежский Серафим (Аретинский) 16 октября 1866 года. Ещё одна важная дата в истории обители. В этот день уже сам архиерей выразил желание устроить в Сомовке не просто новый приход, а новый монастырь. И уже на следующий день после освящения храма (о как действенно архиерейское благословение!) при нём начала собираться община женщин, желающих жить по иноческому уставу. В первое время наставницей их была игумения Воронежского Покровского женского монастыря Анастасия. Из всех желающих она оставила лишь двадцать женщин «примерной нравственности». Тех, кто действительно готов был «намаливать» место будущей обители.
Варвара Петровна подкрепила благочестивый порыв материальными средствами, пожертвовав зарождающейся обители земли и другие угодья в окрестностях Сомовки. Вскоре она прибыла в Воронеж, чтобы вновь встретиться с епископом Серафимом и обсудить детали. Однако даровать молитвенному дому при новопостроенном в Сомовке храме статус монастыря мог только Святейший Синод. Тут благословения епархиального архиерея было недостаточно.
Бывать длительное время в Петербурге Варвару Петровну вынуждали и семейные обстоятельства. Сыновья подрастали, и им нужно было искать свое место в обществе. Забегая вперед, можно сказать, что все они выросли, достойными людьми. Видя перед собой пример матери, братья Сомовы остались в истории воронежского дворянства как щедрые благотворители.
Но в ту пору они были ещё слишком юны, чтобы оказать родительнице ощутимую помощь в нелегком деле. Святейший Синод требовал от В.П. Сомовой гарантий, что новая обитель не окажется сразу в нужде, а будет обеспечена всем необходимым. Вдовая помещица честно признавалась, что «богата лишь усердием». И тут на помощь пришел брат мужа – Афанасий Николаевич Сомов, в 1868 году ставший Тверским губернатором. Он обратился в Синод с ходатайством, был горячо поддержан митрополитом Петербургским Исидором, и вопрос решился положительно. 26 сентября 1870 года Святейший Синод учредил в Сомовке Варваринскую общину. Без права пострижения в иночество. Варвара Петровна и этому была рада.
«Сколько было переписки, визитов по всем духовным властям, море слез пролито в Казанском и Исаакиевском соборах», – вспоминала потом основательница монастыря. В том же 1870 году она обнесла территорию будущей обители каменной оградой, прикупила дополнительно земли для монастырских нужд, завела пасеку и построила корпус, в котором разместились трапезная, ризница, рукодельня, больница, аптека и библиотека. Открылась при общине и школа.
Самый важный шаг к созданию монастыря был сделан.