Театр в жизни детей
Содержание:
- Быть или не быть в тренде
- В чем пойти в театр мужчине? Фото
- Узнавание и работа над собой
- Технические работники
- Художники и дизайнеры
- Образование, возраст, культурный капитал
- Театр сегодняшнего дня
- В театре
- И, наконец, почему в театре служат
- Театр привлекает к себе внимание современной молодежи?
- Раздел 3. Сцена и декорации
- Драйверы культурной активности
- Как покупать билеты
- Тем, кто нуждается в прекрасных впечатлениях
- Как выбрать спектакль
Быть или не быть в тренде
Принцы датские и офелии — хороший резерв для расширения театральной аудитории. Они не относятся к знатокам, но, по крайней мере, хотят начать разбираться в театре. Гамлеты ждут от театра расширения кругозора, отдыха от рутины, «прорыва в незнаемое». Театр для них — развлечение. Они хотят быть в курсе событий, следят за происходящим, часто идут на спектакль по совету друзей. Второе имя кластера — «охотники за трендом» (14%). Это чаще мужчины, средний возраст — 35 лет. Много за билет не дадут: максимум 2600 рублей.
В паре с гамлетами — офелии, или «охотники за впечатлениями» (6%), юные романтичные театралки (в кластере много студентов). Они ждут от представления ярких эмоций и возможности сопереживания. Офелии щедрее, чем гамлеты: готовы потратить на билет до 3200 рублей.
Помимо двух кластеров «охотников», театры могут побороться за «случайную публику». Это те, кто пришел на спектакль «по оказии» (27%) или «сопровождает супругу» (8%).
В чем пойти в театр мужчине? Фото
Несмотря на то, что у женщин чаще возникают проблемы с выбором нарядов, для мужчин тоже есть несколько советов в плане внешнего вида в театре.
Идеально, если это будет костюм с белой рубашкой и галстуком
- Костюм желательно выбирать однотонный или в едва заметную клеточку/полосочку
- Рубашка должна быть светлой
Вместо галстука возможны варианты с шарфом или бабочкой, как больше нравится
Если мужчина не желает расставаться с любимыми джинсами, пусть они не будут рваными или разных оттенков, и желательно компенсировать этот образ однотонной сорочкой и, как вариант, менее строгим пиджаком
Узнавание и работа над собой
Карл Густав Юнг, широкоизвестный психолог, ученик Фрейда, говорит о роли театра, как «мистической сопричастности», в которую погружается личность. Здесь он ощущает себя не отдельным человеком, но народом, общностью. Юнг также полагал, что самое сильное воздействие, приводящее к избавлению от комплексов, будет иметь то произведение искусство, которое объективно и имперсонально.
Происходит это «влияние» примерно так: актёр своей игрой побуждает зрителя находить в персонаже бессознательно то, что требует компенсации на сознательном уровне.
Любовь или нелюбовь к театру возникает по ряду разных причин. Среди психологических явно лидирует одна. Зритель видит в герое себя, узнаёт свои слабые места, осуждает своё же поведение
И здесь очень важно, чтобы он нашёл в себе силы восстать против своих слабостей, оценить себя с негативной стороны. Тогда он сможет избавиться от отрицательного героя в себе самом
Психолог Эрик Берн считает, что любое общение людям выгодно и полезно, а театр даёт отличную возможность для него. Анализируя экспериментальные данные, он отмечает, что отсутствие эмоциональных и сенсорных раздражителей может привести к психическим нарушениям. Человек должен организовывать свою жизнь на высоком эмоциональном уровне, в чём ему и может помочь театр. Ведь последний наполнен актами скрытого общения.
Комедии и трагедии равно одинаково влияют на эмоциональное здоровье человека, даже несмотря на то, что первые заставляют нас смеяться, а вторые сочувствовать.
Катарсис не всегда является целью трагедии. Во время сценического действа в голове у зрителя идёт свой спектакль, который может не соотноситься с тем, что на происходит на сцене, ни по сюжету, ни по жанру.
Комедия, несмотря на уже давно устаревшее звание «низкого жанра», никак не связана с унижениями ближнего или высмеиванием личности.
Театр — это те же игры, в которые мы все играем ежедневно, если верить Берну. Можно было бы сказать, что театр делает человека свободным, но на самом деле он делает его рабом. Зритель, приходя в театр, надеется, что тот решит его проблему. И он действительно может её решить, если человек сам найдёт в себе мужество не пугаться ситуаций, в которые могут погрузить «его» персонажа, а использовать их для исцеления.
Отсюда вытекают и театральные привычки. Кто-то может несколько раз ходить на полюбившийся спектакль, потому что в нём он увидит уже знакомые игры, в которых он с удовольствием принимает участие, отказавшись от общественного ролевого поведения. Обрести свободу в театре можно только тремя способами: вовлечённостью в настоящее, спонтанностью и близостью.
Если переложить психологическую теорию эмоций на театр, то можно увидеть, что последний приводит к сочувствию и сопереживанию. Сочувствуя, зритель понимает и оправдывает поступки персонажа, как свои собственные. Сопереживать он может не только положительному (по сюжету) герою, но и отрицательному, вкладывая в него свои причины и свою мотивацию для тех или иных поступков.
Технические работники
Технические профессии, связанные с театром, представляют собой отдельный рабочий кластер. К ним относят осветителя и художника по свету, механика сцены, реквизитора, изготовителей декораций.
Заработная плата таких специалистов не очень высокая. В регионах они получают примерно 20 тысяч рублей. В столице и Санкт-Петербурге театральные техники могут зарабатывать 25–30 тысяч рублей. Иногда им начисляют премии.
Осветитель и художник по свету
Осветитель – это человек, занимающийся созданием световых эффектов, которыми сопровождается спектакль. Он также обязан следить за бесперебойной работой аппаратуры. У такого специалиста может не быть технического образования, но он должен хорошо понимать основы света и цвета и оперативно реагировать на форс-мажорные ситуации.
В маленьком театре осветитель может одновременно исполнять обязанности художника по свету. В его задачи входит создание так называемой «световой партитуры». Он должен знать, что, где и какими оттенками светит, когда мигает, а когда и вовсе гаснет.
Механик сцены
Он управляет механизмами декораций и сцены. Все, что опускается, поднимается, падает, летает, крутится и всячески перемещается, – это его работа. В его обязанности также входит монтаж, разборка и ремонт движущихся элементов до и после репетиций и спектакля. На гастролях механик занимается погрузкой и разгрузкой, поэтому на такую должность берут физически крепкого человека.
Специальное образование для трудоустройства не требуется. Опыт работы в театре будет преимуществом.
Реквизитор
Заменить коньяк чаем, а вино – соком. Это не совет для тех, кто борется с алкогольной зависимостью, а театральная хитрость. Ведь на сцене все должно выглядеть максимально правдоподобно, а актеры при этом – быть трезвыми. Отвечает за это реквизитор.
Работа представителя этой профессии не видна
И все же по важности она не уступает искусству актера. В арсенале реквизитора – сотни разных предметов
Он должен четко помнить, какие из них используются в каждом спектакле.
Художники и дизайнеры
К этой категории профессий относятся гримеры и постижеры, бутафоры, художники-модельеры театрального костюма. На уровень зарплаты таких специалистов влияют опыт работы и занимаемая должность. Например, заведующий получает от 35 до 50 тысяч рублей в столице и Санкт-Петербурге. В регионах его зарплата составляет примерно 25–30 тысяч рублей. Рядовой сотрудник в Москве может зарабатывать 25-–30 тысяч рублей, а в провинции – 15–20 тысяч.
Постижер и гример
Кто такой гример, знают, наверное, практически все. А вот слово «постижер» слышали немногие. Так называется специалист, который изготавливает искусственные усы, бороды и парики. Представители этих профессий должны обладать тонким художественным чутьем и вкусом, навыками парикмахера и визажиста. Кроме того, аллергические реакции на пыль, косметику, клей и шерсть закрывают путь в постижеры.
Зачастую гример сам придумывает, как «раскрасить» актера. Чтобы сделать это наилучшим образом, ему надо понимать режиссерский замысел, знать, как выставлено освещение и как персонаж будет передвигаться по сцене. Ему постоянно нужно быть начеку за кулисами, чтобы подкорректировать грим или дать актеру новый парик вместо случайно оброненного со сцены.
Опытный театральный гример может дополнительно зарабатывать, преподавая визаж, а также на профессиональных фотосессиях в модельном бизнесе.
Бутафор
Трудоустроиться в театр бутафором может выпускник художественного высшего учебного заведения. Основные требования: любить ручной труд, отлично разбираться в красках и клеевых составах.
В обязанности художника-бутафора входит изготовление эскизов, согласование их с постановщиком, руководство цехом. Рядовой бутафор работает по готовому эскизу. Он занимается завариванием клейстера и клея, нарезанием бумаги, замешиванием глины, оклеиванием и окрашиванием – словом, изготовлением декораций и реквизита.
Художник-модельер театрального костюма
Представитель этой театральной профессии отвечает за создание костюмов, эскизы которых ему предоставляет худрук или режиссер-постановщик. От уровня сложности работы и количества сотрудников мастерской зависит, будет ли он руководить швеями или заниматься кроем и шитьем самостоятельно.
Человека без соответствующего образования и хотя бы небольшого опыта в швейном деле в эту профессию не возьмут. Художник-модельер должен обладать теоретическими знаниями истории костюма, символизма цветов и орнаментов, специфики театральных спектаклей.
Образование, возраст, культурный капитал
Восприятие искусства требует определенной подготовки и всегда происходит с определенных позиций, а «произведение искусства имеет смысл и представляет интерес только для того, кто обладает культурной компетентностью, то есть знает код, которым закодировано художественное сообщение». Восприятие как форма «культурной дешифровки» не является априорной способностью человека, а приобретется в результате передачи культурных кодов через семейное воспитание и образование, не сводимое к обучению в школе и вузе. Роль образования в широком смысле состоит также и в том, что даже если оно не имеет непосредственного отношения к искусству, оно развивает обобщенные способности и навыки, применимые в том числе к искусству, создает чувство принадлежности к «культивированному» классу, дает владение определенными кодами и стремление приобретать эквивалентные компетенции и в других областях.
Так же следует трактовать и роль возраста. Постоянно фиксируемая в эмпирических исследованиях связь отношения человека к искусству с возрастом, как это ни парадоксально, определяется совсем не возрастом: есть третий фактор. Дело в том, что возраст отражает некоторые измерения личности, в том числе интеллектуально-культурные и художественные компетенции, накапливаемые со временем в результате образования и опыта культурного потребления. Повышение образовательного уровня и накопление опыта культурного потребления всегда имеют продолжительность во времени. По мере накопления культурных компетенций растет степень избирательности зрителей, а мотивации их театральных посещений приобретают все более содержательный характер.
В ходе исследований аудитории разных видов искусства, проведенных в последние годы, нам удалось зафиксировать тот факт, что именно эта накапливаемая и развиваемая способность, которую П. Бурдье называл «культурным капиталом в инкорпорированном состоянии», является основным драйвером культурной активности. Ее количественная мера определяет степень содержательности зрительских мотиваций и частоту контактов человека с искусством: чем выше мера культурного капитала, тем выше, при прочих равных условиях, и культурная активность респондента.
Театр сегодняшнего дня
«Дембельский поезд» А. Архипова, реж. Г. Цхвирава. Олег в роли военврача, майора Уварова
Можно осветить этот вопрос и с другой стороны. В театре никогда не зарабатывали денег.
Чем оправдать желание людей, которые ради какой-то эфемерной творческой идеи собираются по вечерам, чтобы прилюдно обнажать свою душу? Артисты плачут, смеются, влюбляются, расстаются, мстят, умирают от имени своих героев, тратят нервы, рвут на части сердца. За одну свою жизнь проживают десятки чужих жизней, и все во имя того, чтобы несколько человек из огромного зала прониклись их идеями, стали мыслить иначе, встали с ними по одну сторону баррикад, просто задумались.
С обывательской точки зрения есть в этом что-то не очень нормальное. И все это происходит каждый вечер. И все — за небольшие деньги. Учитывайте еще тот факт, что мгновения истинного вдохновения, полета творчества крайне редки.
Кто такие артисты? Фанатики? Служители? Люди идеи? Да. Конечно, звезды кино и сериалов получают немало, но таких единицы от общего числа служителей театра. Материальных благ в театре не найти. Особенно в театрах провинциальных. Часто артисты театра после утренней репетиции бегут на репетицию в театральные студии, где преподают, на частные уроки риторики, в институты культуры, на ведение свадеб, юбилеев, корпоративов, чтобы что-то заработать. А вечером — снова в театр на спектакль.
Не скажу, что всех такая жизнь устраивает, но ведь держит их театр, не отпускает от себя, да и они не хотят с ним прощаться.
В театре
Один из лайфхаков о том, как сесть на более выгодные места, уже упоминался. Только помните, что пересаживаться принято после антракта, а не посреди первого действия. Еще обычно в театрах просят отключить телефон. Но если вам позарез нужно, чтобы он был включен, просто настройте яркость экрана на минимум и включите «тихий» режим. Тогда вы сможете ответить позвонившему SMSкой.
Если вы не хотите стоять в большой очереди в буфет, вы можете попить чай из принесенного с собой небольшого термоса, и во время антракта спокойно гулять по фойе, разглядывая фотографии актеров. А вот время после представления, когда основная масса людей хлынет в гардероб, вы сможете провести в буфете – уже без очередей. Кстати, верхнюю одежду лучше сдавать тем гардеробщицам, которые находятся дальше от главного входа – туда доходит меньшая часть людей.
Ну и, конечно, одеваться, идя в театр, желательно нарядно. И носить с собой туфли на каблуке, чтобы переобуться перед тем, как заходить в зрительный зал. Это хороший тон. И напоследок, как сказал один из современных режиссеров: «Дарите актерам цветы! Не забывайте об этой приятной для них традиции. Им это очень приятно!».
И, наконец, почему в театре служат
«Герб города N» по пьесе С. Баженовой
Театр не производит материальных ценностей. То, что делается в театре, нельзя взять в руки, положить в карман, отложить на черный день. Это работа душевная, духовная, это работа на будущее. Толпы абитуриентов каждое лето штурмуют подъезды театральных институтов, из толп лишь единицы удостаиваются чести быть принятыми, и до диплома не все доходят. А те, кто получает заветный диплом и приобщается к этой профессии, не всегда достигают каких-то высот.
В чем тут проблема? В избранности, в даре, в таланте, в призвании.
История театра хранит для потомков случаи, когда спектакль вершил судьбы страны. К примеру, спектакль Котэ Марджанишвили «Разбойники» по пьесе Ф. Шиллера стал сигналом для начала борьбы за смену власти в Грузии в 20-е годы XX века.
А Хор иудейских рабов из «Набукко» Дж. Верди стал гимном гарибальдийского движения в Италии. Есть и другие примеры, но за 2000-летнюю историю театрального искусства их наберется не так уж много. Дело в другом. Артисты в наше стремительное время уже не становятся властителями дум, как 50-100 лет назад. Но они становятся для какого-то зрителя своим человеком, которому можно довериться, с которым можно посоветоваться, благодаря которому можно жить.
Главное
Нельзя ходить в театр на работу. Это приводит к равнодушию, ты невольно начнешь фальшивить, облегчать себе жизнь. Публика это чувствует и не прощает. Служителя она благодарит доверием и любовью. Только служитель театра сможет каждый вечер выходить на сеанс обмена энергией со зрителем. Только служитель рано или поздно сможет достучаться до нескольких сердец.
Театр привлекает к себе внимание современной молодежи?
Да, и несмотря на свою самобытность, театр нуждается в новом поколении зрителей, актеров и режиссеров, в их свежем взгляде на различные проблемы. Театр всегда идет в ногу со временем, параллельно возобновляясь с развитием культуры общества и его образа жизни. Он уже претерпел множество изменений, чтобы добраться до умов современности, и, зарожденный еще в глубокой древности, приобрел богатое многовековое прошлое. Преобразования и нововведения были необходимы, чтобы преподносить поколениям людей понятную и доступную для них информацию. Поэтому идея современного театра существенно развивается.
К настоящему времени театральное искусство приобретает массовый характер. Зрительские залы наполняются людьми разных культур, увлечений и профессий, в связи с чем современный театр стал нести больше экспериментальный характер. Классические произведения переписываются на современный манер, создаются новые планы помещений и технологии производства составляющих частей представления, разрабатываются неординарные методы воздействия за зрителя. Например, сегодня активно реализовываются инерактивные спектакли, похожие на компьютерные игры с открытым миром: люди свободно ходят по залу и сами выбирают, за кем из героев наблюдать и даже взаимодействовать с ними. Непрерывный поиск чего-то удивительного вдохновляет постановщиков на новые сюжеты, декорации и то, какими средствами преподносятся новые образы, но, суть этих образов, как правило, все равно остается одной и той же. Зло и добро всегда остаются самими собой.
Раздел 3. Сцена и декорации
Очутились в незнакомом городе и хотели бы на память сделать несколько характерных фото? Театр для этого обычно подходит как нельзя лучше. Почему? Все дело в том, что это, как правило, одно из самых красивых, как, впрочем, и характерных, зданий любого населенного пункта.
Но в большинстве случаев внутреннее убранство тоже не может не привлекать к себе повышенное внимание. В целом театральной бутафорией называют предметы реквизита и декораций
А вот по-итальянски данное слово обозначает муляж или подделку. Все это применяется, как правило, для экономии на стоимости, весе и прочности реквизита
В целом театральной бутафорией называют предметы реквизита и декораций. А вот по-итальянски данное слово обозначает муляж или подделку. Все это применяется, как правило, для экономии на стоимости, весе и прочности реквизита.
Кстати, далеко не всем известно о том, что каждый, даже самый скромный, театр имеет свой бутафорский цех, где работают мастера, регулярно производящие такого вида декорации.
Драйверы культурной активности
Структурные особенности аудитории и ее зрительская активность ожидаемо оказались связаны с возрастом и уровнем образования: многократно подтверждено, что степень избирательности зрителей, частота посещения театра и содержательность зрительской мотивации, как правило, растут с возрастом. Наши исследования подтвердили и тот факт, что серьезное искусство в гораздо большей степени привлекает людей образованных: именно образованным в искусстве открывается то, чего не видят необразованные. Почему? Что является недостающим звеном в объяснении так часто отмечаемой связи культурной активности с возрастом, образованием, опытом потребления искусства и семейной культурной традицией, и что так долго ускользало от исследователей?
Как покупать билеты
Если вы хотите сэкономить на стоимости билетов, то главное правило: не покупать у перекупщиков, у распространителей и на сайтах, которые делают наценку. Лучше – на сайте самого театра. Можно также и у операторов (таких, как Ticketland.ru и Ponominalu.ru), которые не делают наценки и продают билеты по их реальной стоимости.
Билеты лучше покупать заранее – хотя бы за месяц. Тогда и выбор мест больше, и можно купить недорого. Помните, что в выходные дни стоимость билетов может быть выше, чем в будни. Летом, когда театральный сезон заканчивается, можно купить совсем не дорогие билеты на те спектакли, которые идут по расписанию. А вот в периоды театральных фестивалей некоторые спектакли, которые участвуют в них, стоят дороже. Поэтому иногда имеет смысл подождать, когда фестиваль закончится, и посмотреть постановку в обычные дни.
Помните, что билеты на основную сцену театра будут стоить меньше, чем на малую или в фойе. Так что в один и тот же театр можно купить как очень дорогие, так и очень дешевые билеты. Не стоит покупать билеты на первые ряды – с них в некоторых случаях видно хуже. Особенно, если вы смотрите балет. Зачастую места на первом ряду бельэтажа или лож даже более удобны и выгодны. Еще один момент: во многих театрах есть так называемые «подставные стульчики», или откидывающиеся сиденья. На них билеты стоят значительно меньше, даже если эти места находятся в партере.
Еще один способ купить билеты недорого – сделать это за час до спектакля. В кассах в это время могут появиться билеты, которые продадут по льготной цене. А если вы не школьник и не пенсионер, то вы можете «поймать» билет на такую удочку: обратиться в кассу театра за полчаса до начала, когда снимают бронь. Если кто-то из приглашенных не пришел, можно недорого выкупить оставшиеся билеты.
Если у вас есть любимый театр с обширным репертуаром, куда вы ходите регулярно, то подпишитесь на его соцсети. Там иногда публикуются спецпредложения, скидки для подписчиков и конкурсы, в которых разыгрываются бесплатные билеты.
Тем, кто нуждается в прекрасных впечатлениях
Если вы одержимы всем тем, что связано со сценическими образами, не забудьте установить соответствующую фразу в статусную строку. Яркий пример — красивые статусы про театр.
Театр — это то волшебное место, где ты по-тихонечку перестаёшь смущаться.
Нет, не все мы актёры. Кто-то напрочь не может справиться даже со своей малюсенькой ролью.
От того, каким будет финал твоей пьесы, зависит, сколько действий ты предпримешь, и какими именно они будут…
Театр — это место, где в основном грустят. Хороших драм намного больше, чем хороших комедий.
Своему молодому человеку я разрешаю смотреть любое кино, а вот к театру я его ревную!
Ты просто садишься, и наслаждаешься тем, как люди работают ради тебя. Где это? Правильно, в театре.
В театре я чувствую, что я — совсем не лишняя. Без меня этого всего бы не происходило.
Всё, надоело разочаровываться в клубах. Буду искать молодых людей в театрах!
Тот, у кого детство проходило в театре, ну никак не сможет жить обычной жизнью.
Надоело играть одну и ту же роль. Пойду и посмотрю, как эти роли играют другие.
Бумажный билетик, быть ровно в 5, не опаздывать, всё те же актёры, всё те же представления. Люблю всё это!
Театр дарит море впечатлений
И при этом не важно: беден ты или богат.
Театр — это мое старое, но такое приятное прошлое…
В театре успокаивается душа. В конце ты выходишь из зала и обязательно смотришь на мир другими глазами.
Молодёжь ругают за то, что она не любит театр, а я рада уже тому, что он в принципе сохранился…
Нет, театр — вовсе не гарантия сладких слов, но в любом случае они будут красивы!
Всё то, что ушло — пусть уходит
Я буду лишь вспоминать о нём, наблюдая за теми же сюжетами.
Получать удовольствие от театра могут только избранные люди.
Каждый раз играть по-новому — в этом и заключается успех театра, даже если речь идёт об одной и той же пьесе.
Играть в театре — вовсе не то же самое, что играть в кино. Впрочем, кто знает, тот поймёт…
Таланты ненавидят бездарность, а представителям последних всё равно — они гнут свою линию.
Знаете, объёмные фигуры — это не 3D, это — старый добрый театр.
Кино нельзя назвать живым видом искусства, здесь у тебя слишком много прав на ошибку :D.
Вы ошибаетесь, когда я играю роль, я не ухожу от себя. Я, как раз, намного ближе.
Вся жизнь — театр, и только тебе решать, драматический он или, может, кукольный.
Как выбрать спектакль
В выборе постановки Марина руководствуется информацией из онлайн-журнала «Театрал», обзорами на разных сайтах с афишами и своими личными предпочтениями. На некоторые спектакли можно и два раза сходить – так, например, у нее случилось с постановкой «Юбилей ювелира» в МХТ имени Чехова. В этой постановке модного сегодня режиссера Константина Богомолова играл Олег Табаков, и чувствовалось, что этот спектакль будет для него последним. «Во второй раз я его увидела совершенно по-другому, и как будто я побывала на двух разных спектаклях, – призналась она. – Так что успей сходить на тех актеров, кого давно хотела увидеть «живьем». Мастера уходят, и не стоит откладывать».
Фото: Прокофьев Вячеслав/ТАСС