Исаак бабель — биография, новости, личная жизнь

Книги

Первое произведение «Старый Шлойме» Исаак Бабель опубликовал еще в годы учебы, в 1913 году. В коротком рассказе лаконично описана трагедия старого полубезумного еврея, который кончает с собой, не выдержав решения сына креститься. В дальнейшем еврейская тема станет основным мотивом творчества Бабеля, хотя он и редко напрямую затрагивал вопросы иудаизма.

Писатель Исаак Бабель

В 1916 году Исаак, поняв, что хочет продолжать заниматься писательским делом, уехал в Петроград, где поступил в Петроградский психоневрологический институт, причем сразу на 4-й курс юридического факультета. Это образование он, впрочем, так и не завершил.

Сам Бабель писал, что в городе он находился нелегально. Действительно, евреям в то время было запрещено проживать в крупных городах за пределами черты оседлости. Однако исследователи позже нашли документ петроградской полиции, согласно которому Исаак Бабель имел право находиться в столице на время учебы в вузе.

Портрет Исаака Бабеля

В этот период начинающий писатель познакомился с Максимом Горьким. Тот, заинтересовавшись талантом Исаака, взял на публикацию в журнале «Летопись» его рассказы «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» и «Мама, Римма и Алла»

Внимание к молодому таланту привлечь удалось – вот только не то, которое хотелось бы. Содержание рассказов расценили как сомнительное, а самому Бабелю грозил суд за порнографию

Спасла писателя революция 1917 года.

В 1918 году Бабель, успев повоевать в Первой мировой войне и дезертировав оттуда, вернулся в Петроград и устроился в иностранный отдел ЧК на должность переводчика. В этот период биографии его печатали в «Новой жизни», а в 1920 году Исааку удалось стать участником Гражданской войны. За молодого писателя поручился Михаил Кольцов, и Бабель в качестве военкора отправился в 1-ю Конную Армию.

Семен Буденный и Исаак Бабель (крайний справа)

Там Исаак служил под началом Семена Михайловича Буденного. Сохранилось даже фото, где в одном кадре находятся великий военачальник и будущий великий писатель. Чтобы воевать с оружием в руках, пришлось идти на уловки: секретарь одесского областного комитета Сергей Ингулов выправил Бабелю документы на имя Кирилла Васильевича Лютова, русского по национальности.

Воспоминания об этом времени легли в основу едва ли не самого популярного в СССР произведения Бабеля – сборника рассказов «Конармия». Публикация «Конармии» началась в 1920 году, сначала в форме «Конармейского дневника» — записках, которые Бабель вел во время службы. И сразу же после выхода книги в печать она стала объектом нешуточных дискуссий.

Исаак Бабель и Сергей Эйзенштейн

Причина неоднозначного восприятия творчества Исаака Эммануиловича заключалась в том, что его проза была мало похожа на типичные красноармейские агитки времен Гражданской войны. Ярким примером этому служат рассказы «Соль» и «Письмо», честно описывающие, насколько размываются в войну незыблемые, казалось бы, морально-этические установки: солдаты жестоко убивают женщину, отец режет сына, сын казнит отца.

Откровенность Бабеля и его нежелание приукрашивать правду, сколь бы кровавой она не была, оценили коллеги по писательскому цеху. Колоссальный успех ждал «Конармию» и на Западе. А вот правительству и военным «Конармия» не понравилась категорически: Семен Буденный и Климент Ворошилов нашли рассказы возмутительными. От опалы писателя спасла дружба с Максимом Горьким, который рьяно отстаивал перед сильными мира сего творчество Исаака.

Александр Довженко и Исаак Бабель

В середине 1920-х Бабель начал работать над вторым своим большим трудом, циклом «Одесские рассказы», подарившем читателю литературную версию бандита Мишки Япончика – Беню Крика. Чтобы достоверно описать задуманное, писатель решил полностью погрузиться в атмосферу рассказов.

Для этого Бабель снял на Молдованке комнатку у старика-еврея, который помогал бандитам в качестве наводчика. Вторым источником информации стали официальные органы: Исаака Эммануиловича допустили к ознакомлению с материалами уголовного розыска.

Юрий Шумский в роли Бени Крика

Впоследствии яркость образов «Одесских рассказов» стала причиной неоднократных экранизаций истории Крика-Япончика: от немого фильма 1926 года до мюзикла, снятого в 1989 году.

В 1928 году Бабель выпустил пьесу «Закат», поставленную 2 театрами, а в 1935-м опубликовал пьесу «Мария». Роман «Великая Криница» и повесть «Еврейка» дописать не удалось – помешали арест и расстрел автора.

Издания сочинений

  • Любка Козак. — М., Огонек, 1925
  • Рассказы. — М., Огонёк, 1925. — 32 с.
  • Рассказы. — М.-Л., ГИЗ, 1925. — 112 с.
  • Беня Крик. — М., Круг, 1926
  • Либретто кинофильма «Беня Kpик». Вироб Одеської фабрики ВУФКУ 1926 року. Киев, 1926. — 8 с. — 5000 экз.
  • Блуждающие звезды. — М., Кинопечать, 1926
  • История моей голубятни. — М.-Л., ЗИФ, 1926. — 80 с.
  • Конармия. — М.-Л., ГИЗ, 1926
  • Рассказы. — М.-Л., ГИЗ, 1926
  • История моей голубятни. — Париж, 1927
  • История моей голубятни. — М.-Л., ЗИФ, 1927
  • Конармия. — М.-Л., ГИЗ, 1927
  • Конармия. — М., ФОСП, 1927
  • Конец св. Ипатия. — М.-Л., ЗИФ, 1927
  • Рассказы. — М.-Л., ГИЗ, 1927 — 64 с.
  • Рассказы. — М.-Л., ГИЗ, 1927. — 128 с.
  • Закат. — М., «Круг», 1928. — 96 с., 5 000 экз.
  • Конармия.— М.-Л., ГИЗ, 1928
  • История моей голубятни. — М., ГИЗ, 1930
  • Конармия. — М.-Л., ГИЗ, 1930
  • Одесские рассказы. — М., ОГИЗ-ГИХЛ, 1931. — 144 с., 10 000 экз.
  • Конармия. — М., ОГИЗ-ГИХЛ, 1931
  • Рассказы. — М., Федерация, 1932
  • Конармия. — М., ГИХЛ, 1933
  • Рассказы. — М., Гослитиздат, 1934
  • Мария. — М., Гослитиздат, 1935. — 66 с., 3 000 экз.
  • Рассказы. — М., Гослитиздат, 1935
  • Избранные рассказы. — М., 1936, 2008. — 40 с., 40 000 экз. (Библиотека «Огонёк»).
  • Рассказы. — М., Гослитиздат, 1936
  • Избранное / Предисл. И. Эренбурга. — М., Гослитиздат, 1957.
  • Избранное / Вступ. ст. Л. Поляк. — М., Художественная литература,1966.
  • Избранное / Предисл. И. Эренбурга. — Кемерово, 1966
  • Конармия. Избранные произведения / Послесл. В. Звиняцковского; Илл. Г. Гармидера. — К.: Дніпро, 1989. — 350 с.
  • Пробуждение: Очерки. Рассказы. Киноповесть. Пьеса / Сост., подг. текстов, вступ. статья, примеч., хронологич. указатель У. М. Спектора. — Тбилиси: Мерани, 1989. — 432 с.
  • Избранное / Сост., предисл. и коммент. В. Я. Вакуленко. — Фрунзе: Адабият, 1990. — 672 с.
  • Конармия /Сост. А.Н.Пирожкова-Бабель/. Вошли: Конармия. Конармейский дневник 1920 года. Одесские рассказы. Публицистика. Рассказы разных лет. Воспоминания, портреты, статьи.-М., Правда (Библиотека журнала «Знамя»), 1990. 480 стр. Тираж 400 тыс. экз.
  • Сочинения: В 2 тт. — М.: ИХЛ, 1990 / сост. А. Пирожкова, вступ. ст. Г. Белой, прим. С. Поварцова, допечатка т. 1 — 1991, т. 2 — 1992 г.
  • Одесские рассказы.- Одесса: Добровольное общество любителей книги. 1991, стр.221, формат 93×67 мм, тираж 20 000 экз, тв.переплёт.
  • Сочинения в двух томах. М., Терра, 1996., 15 000 экз.
  • Дневник 1920 (конармейский). — М.: МИК, 2000.
  • Конармия И.Э. Бабель. — Москва: Детская литература, 2001.
  • Собрание сочинений: В 2 т. — М., 2002.
  • Собрание сочинений: В 4 т. / Сост., прим., вступ. ст. И. Н. Сухих. М.: Время, 2006.
  • Собрание сочинений: В 3 т. / Сост., прим. вступ. ст. И. Н. Сухих. СПб.: Азбука, 2012. — 2 000 экз.
  • Рассказы / Сост., подг. текстов, послесловие, коммент. Е. И. Погорельской. СПб.: Вита Нова, 2014. — 1000 экз.
  • Письма другу: Из архива И. Л. Лившица / Сост., подг. текстов и коммент. Е. Погорельская. М.: Три квадрата, 2007. — 3000 экз.

История создания персонажа

Впервые читатели познакомились с колоритным одесским бандитом в газете «Моряк» в 1921 году. Автор Исаак Бабель опубликовал в издании рассказ «Король», в котором передал емкую характеристику героя через описание одного события.

Бенцион празднует свадьбу сорокалетней сестры Двойры, когда приходит незнакомый молодой человек и предупреждает бандита об облаве. Король знает об этом, но новость, что это случится в день торжества, оскорбляет его. Незаметно с праздника удаляются трое его друзей.

Внезапно гости ощущают запах гари и видят, как розовеют края неба. Слышится треск, и в воздух выстреливает язык пламени. Тот же молодой человек снова приходит к Королю и сообщает, что горит полицейский участок. Беня идет на место происшествия и с удовольствием наблюдает, как суетятся приставы и разбегаются арестованные. По «случайности» в соседнем кране не течет вода, поэтому пожарные разводят руками. Главарь одесских бандитов отдает честь приставу и удаляется.

В первом же рассказе герой показал себя как человек, у которого хватает рук, и он совсем не боится преступать закон. Исследователи творчества Исаака Бабеля считают, что прототипом бандита стал Мишка Япончик, знаменитый налетчик и король уголовного мира в одесском масштабе.

Автор опубликовал еще 4 рассказа, в которых описывал фрагменты из биографии Бени Крика. В итоге они вошли в общий сборник под названием «Одесские рассказы». Некоторые из них впоследствии были экранизированы.

Его жизнь в 1930-е годы

В 1930 году Бабель путешествовал по Украине и стал свидетелем жестокости насильственной коллективизации и раскулачивания . Хотя он никогда не делал публичных заявлений об этом, он конфиденциально признался Антонине:

По мере того как Сталин усиливал контроль над советской интеллигенцией и постановил, что все писатели и художники должны придерживаться социалистического реализма , Бабель все больше уходил из общественной жизни. Во время кампании против » формализма » Бабель был публично осужден за низкую продуктивность. В то время многие другие советские писатели были напуганы и отчаянно переписывали свои прошлые произведения в соответствии с пожеланиями Сталина. Однако Бабеля это не впечатлило, и он признался своему протеже, писателю Илье Эренбургу : «Через шесть месяцев они оставят формалистов в покое и начнут другую кампанию».

На первом съезде Союза советских писателей (1934 г.) Бабель иронично заметил, что он становится «мастером нового литературного жанра, жанра тишины». Американец Макс Истман описывает растущую сдержанность Бабеля как художника в главе «Молчание Исаака Бабеля» в своей книге 1934 года « Художники в униформе» . Однако, по словам Натали Бабель Браун, его жизнь была терпимой:

В 1932 году по многочисленным просьбам ему разрешили навестить бывшую жену Евгению в Париже . Находясь в гостях у своей жены и их дочери Натали, Бабель мучился над тем, вернуться ли в Советскую Россию. В беседах и письмах к друзьям он выражал стремление стать «свободным человеком», а также выражал страх по поводу того, что больше не может зарабатывать на жизнь исключительно писательской деятельностью. 27 июля 1933 года Бабель написал Юрию Анненкову письмо , в котором сообщил, что вызван в Москву и немедленно уезжает.

Гражданская жена Бабеля Антонина Пирожкова вспоминала эту эпоху,

После своего возвращения в Советский Союз Бабель решил переехать к Пирожковой, заключив гражданский брак, в результате которого родится дочь Лидия Бабель. Он также сотрудничал с Сергеем Эйзенштейном в фильме « Бежин луг» о Павлике Морозове , детском информаторе советской тайной полиции . Бабель также работал над сценариями нескольких других сталинских пропагандистских фильмов.

По словам Натали Бабель Браун, «Бабель приехал в Париж летом 1935 года в составе делегации советских писателей на Международный конгресс писателей в защиту культуры и мира. Он, вероятно, знал, что это был его последний шанс остаться в Европе . Как он это делал много раз за последние десять лет, он попросил мою маму вернуться с ним в Москву. Хотя он знал, что общая ситуация плохая, он, тем не менее, описал ей комфортную жизнь, которую могла бы иметь там семья. вместе. Это была последняя возможность моей матери дать отрицательный ответ, и она никогда не забывала об этом. Возможно, позже это помогло ей полностью оправдать свои страхи и полное недоверие к Советскому Союзу . Моя мать описала мне эти последние разговоры с отцом много раз ».

Беня Крик в фильмах

Первая экранизация истории жизни Короля была черно-белой. В 1926 году Владимир Вильнер показывает фильм «Карьера Бени Крика», в которой снялся советский актер Юрий Шумский. В кино показывается одесский бандит, который держит в страхе и уважении весь город. А с началом Октябрьской революции воюет на стороне красных.

В 1990 году по мотивам произведений Бабеля режиссер Владимир Алеников выпустил картину «Биндюжник и Король». У Аленикова присутствует описание взросления Короля. Когда отец Бени Мендель Крик собирается продать конюшню «ради любви», его сын вынужден взять все в свои руки и стать главой семьи. Короля сыграл Максим Леонидов.

Годом ранее на экраны вышел фильм «Искусство жить в Одессе», снятый по мотивам произведения Бабеля. Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич изменил дальнейшую судьбу главного героя. В отличие от оригинальной истории, протагонист (Сергей Михайлович Колтаков) не погибает в Гражданской войне, а сбегает за границу.

Биография и образ Бени Крика

Следующий рассказ, который повествует о происхождении прозвища «Король» и начале биографии персонажа как великого бандита, — «Как это делалось в Одессе».

Будучи еще неизвестной личностью, он как-то подошел к Фроиму Грачу и попросился в его команду. Чтобы проверить новичка, ему предлагают совершить налет на Тартаковского. Как оказалось, у него уже было 9 ограблений, поэтому и идти к нему не имело смысла. Бенчик хлопает дверью и уходит.

Будущий главарь бандитов пишет письмо Тартаковскому, чтобы он добровольно передал ему деньги, но тот отказывает, так как взять с него нечего. На следующий день Король врывается к нему вместе с товарищами, угрожая оружием. В конторе также находится приказчик Мугинштейн, сын знакомой — тети Песи.

Молчаливое ограбление нарушает ворвавшийся пьяный Савка Буцис. Размахивая револьвером, он случайно убивает приказчика. Хмурый Крик обещает подельнику, что он ляжет рядом с жертвой.

Беня организовывает поистине королевские похороны Мугинштейну — с белыми лошадьми, певчими и венками из роз. Перед могилой бандит произносит самую известную свою цитату:

А после позвал всех пройти к месту захоронения Савки Буциса.

Максим Леонидов в роли Бени Крика

Все были шокированы и процессия буквально разбежалась. А кладбищенский нищий воскликнул: «Король!»

Бабель в цикле «Одесские рассказы» создал образ, в котором соединился тонкий юмор, ирония, лиризм и романтичность. По сути, герой сборника — личность фантастическая, ведь такое благородное и великодушное отношение вряд ли бы позволило ему в реальной жизни стать главарем бандитов.

Соблюдая воровские законы, Беня с почтением относится к человеческой жизни. В биографии героя нет места внезапным налетам. Король никогда не собирался на грабеж, предварительно не оповестив жертву о намерениях. Он ждал благоразумия и добровольной передачи денег, дабы исключить возможные потери. Такой ритуал позволял герою считать, что он теперь вправе отправляться на ограбление, если человек не отреагировал на предупреждение.

Юрий Шумский в роли Бени Крика | Kino-teatr.ru

На страницах книги Беня Крик раскрывается как молодой и жизнелюбивый человек, не жадный и готовый прийти на выручку. Он закатывает живописные пиршества и свадьбы, соблюдая традиции своего народа. Это веселый и остроумный бандит, у которого хватает милосердия к обычным людям.

И в этом писатель противопоставляет литературного героя его прототипу. Оба они — преступники, бандиты и нарушители порядка. И если к Мишке Япончику отношение одесситов было оправданно отрицательным, то Беня Крик стал чуть ли не образцом гуманности и справедливости.

Казнь

Со дня своего ареста Исаак Бабель стал невостребован в Советском Союзе, его имя было уничтожено, изъято из литературных словарей и энциклопедий, вычеркнуто из школьных и университетских учебников. Он стал неприемлемым в любой публике. Когда в следующем году состоялась премьера знаменитого режиссера Марка Донского, имя Бабеля, который работал над сценарием, было убрано с финальных титров.

Согласно досье Бабеля, писатель провел на Лубянке и в Бутырской тюрьме в общей сложности восемь месяцев, когда против него фабриковалось уголовное дело за троцкизм, терроризм и шпионаж в пользу Австрии и Франции. В начале допросов Бабель категорически отрицал любые проступки, но затем через три дня внезапно «признался» во всем, что ему вменял следователь, и назвал многих людей в качестве созаговорщиков. По всей видимости, его пытали, почти наверняка избивали. Среди следователей, работавших над его делом, были Борис Родос, который имел репутацию особо жестокого мучителя, даже по меркам того времени, и Лев Шварцманн, который в свое время пытал известного театрального режиссера Всеволода Мейерхольда. Среди тех, кого Бабель «обвинял» в заговоре с ним, были его близкие друзья Сергей Эйзенштейн, Соломон Михоэлс и Илья Эренбург.

Несмотря на месяцы молитв и писания писем, адресованных лично Берии, Бабелю было отказано в доступе к его неопубликованным рукописям. В октябре 1939 года Бабель снова был вызван на допрос и отрицал все свои предыдущие показания. Было записано заявление: «Я прошу в расследовании учесть, что в тюрьме я все-таки совершил преступление — я оклеветал несколько человек». Это привело к дальнейшим задержаниям, поскольку руководство НКВД было очень заинтересовано в сохранении дел против Михоэлса, Эренбурга и Эйзенштейна.

16 января 1940 года Берия представил Сталину список 457 «врагов партии и советской власти», которые находились под стражей, с рекомендацией расстрелять 346, включая Исаака Бабеля. Согласно позднейшим показаниям дочери Бабеля, Натали Бабель-Браун, его судебное разбирательство состоялось 26 января 1940 года в одном из частных залов Лаврентия Берии. Оно продолжалось около двадцати минут. Приговор был подготовлен заранее без какой-либо двусмысленности: казнь через расстрел, который должен быть осуществлен немедленно. Он расстрелян в 1.30 ночи 27 января 1940 года.

Последние записанные слова Бабеля в процессе были: «Я невиновен. Я никогда не был шпионом. Я никогда не допускал никаких действий против Советского Союза. Я обвинил себя ложно. Я был вынужден сделать ложные обвинения против себя и других… Я прошу только об одном — позвольте мне закончить работу». Его расстреляли на следующий день, и его тело было брошено в общую могилу. Вся эта информация была раскрыта лишь в начале 1990-х годов.

По словам Саймона Себага Монтефиора, пепел Бабеля был похоронен с прахом Николая Ежова и нескольких других жертв Большой чистки в братской могиле на Донском кладбище. После распада Советского Союза там была размещена мемориальная доска, на которой написано: «Здесь погребены останки невинных, замученных и казненных жертв политических репрессий. Пусть их вечно помнят». Могила Евгении Ежовой, совершившей самоубийство в психиатрическом учреждении, находится менее чем в двадцати шагах от могилы ее бывшего любовника.

Согласно более ранней официальной советской версии, Исаак Бабель умер в ГУЛАГе 17 марта 1941 года. Петр Константин, который перевел все письма Бабеля на английский язык, описал казнь писателя как «одну из величайших трагедий литературы 20-го века». Произведения Исаака Бабеля до сих пор популярны как в странах бывшего СССР, так и на Западе.

Память

Мемориальная доска в Одессе, на доме, где он жил

  • Ещё в 1968 году группа альпинистов-одесситов, покорив на Памире безымянный пик высотой 6007 м, назвала его пиком Бабеля (наименование было утверждено два года спустя).
  • В 1989 году одна из улиц Молдаванки получила название в честь Бабеля.
    • Торжественное открытие памятника писателю в Одессе состоялось 4 сентября 2011 года. Автор памятника — народный художник РФ Георгий Франгулян. Монумент установлен на пересечении улиц Жуковского и Ришельевской, напротив дома, где он когда-то жил. Скульптурная композиция представляет собой фигуру писателя, сидящего на ступеньках, и катящееся колесо, на котором начертано «Исаак Бабель». Территория у памятника выложена традиционной одесской брусчаткой. Памятник был сооружён по инициативе Всемирного клуба одесситов на средства спонсоров со всего мира.
    • В городе Одесса на доме расположенном по адресу ул. Ришельевская 17, где жил писатель, установлена мемориальная доска. Сам дом — памятник архитектуры, построен в начале XX века по проекту Самуила Гальперсона. Первоначально здание принадлежало инженеру С. Райху и являлось доходным домом. Семья Бабеля поселилась сюда после возвращения из г. Николаева в 1905 году. Их квартира № 10 находилась на четвёртом этаже, балкон выходил на улицу Ришельевскую. Владел квартирой отец писателя Эммануил Бабель — предприниматель, имевший контору по продаже земледельческих машин. Там же до своей смерти в 1913 году жила бабушка писателя Миндля Ароновна, которая стала героиней одного из ранних произведений писателя «Детство. У бабушки». В 2015 году были завершены работы по капитальной реконструкции этого здания. Дворик украшен изображениями достопримечательностей Одессы и сюжетов из её истории.
    • В честь И. Э. Бабеля назван астероид (5808) Бабель, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической обсерватории 27 августа 1987 г.

Первые книги

Ещё в 1913 году Бабель опубликовал свое первое произведение, получившее название «Старый Шлойме». Содержание этого рассказа кратко повествовало о жизни еврея, покончившего с собой после конфликта с сыном. Эта тема о жизни своего народа стала одной из основных для всего творчества Бабеля. При этом самому автору часто приходилось скрывать свое происхождение, так как в первой половине XX века в России существовал ярый антисемитизм.

Сразу после завершения учебы в Саратовском институте в 1916 году Бабель, который уже принял твердое решение заниматься писательством, уезжает в Петроград, где поступает в вуз на четвертый курс юридического факультета. Оказавшись в большом городе, Исаак сразу начал вращаться в писательской среде, что помогло ему развиться как личности. При этом учеба нужна была Бабелю лишь для получения бумаги, которые бы позволили ему оставаться в этом городе.

Известные произведения Бабеля:

  • Конармия.
  • Старый Шлойме.
  • Одесские рассказы.

Начинающий писатель знакомится с маститым автором Максимом Горьким, который живо заинтересовался ярким талантом Бабеля. Он берёт Исаака в свой журнал «Летопись», публикуя несколько коротких рассказов о жизни еврейского народа. Вскоре случилась революция 1917 года, после которой жизнь многих интеллигентов и писателей в России существенно изменилась. Бабель, поддавшись патриотическому порыву, отправляется воевать, однако вскоре дезертирует с фронтов Первой Мировой войны.

Факты о судьбе Бабеля

Бабель мечтал состариться в любимом городе  и «вместе с другими жирными стариками сидеть на бульваре и долгим взглядом провожать идущих мимо женщин». Не довелось. Мы же с вами можем посидеть рядом с памятником писателю, который установлен на Ришельевской, напротив дома №17, где он жил. И хотя его уже привычно называют «домом Бабеля», на самом деле, жил он в нем совсем недолго…

* Его рассказы при публикациях очень часто искажались, вплоть до того, что, как он сам писал, «уничтожался смысл».

* За всю жизнь у него была лишь одна «собственная» квартира. Бабель жил попеременно в Москве, Ленинграде, Одессе, Киеве, в Сергиеве-Посаде, на конном заводе Хреновое в Воронежской губернии, в Горках у М. Горького. Собственную квартиру Бабель получил в Москве в 1932 году.

* Об Одессе 20-х годов прошлого века Бабель отзывался так: «Она сейчас очень плоха — провинциализмом»; «В Одессе у меня множество жалких знакомых, все хотят перехватить червонец и просят службу, но море прекрасно по-прежнему и акация цветет опьяняюще чудовищно». В 30-х годах он пишет (и как же это актуально звучит сегодня!): «Одесса бедная наша не отремонтирована, обшарпана и прекрасна по-прежнему».

* Он мечтал: «Пора бросить чужие города, пора вернуться домой в Одессу, снять домик на Ближних Мельницах, сочинять там истории, стариться».

* Арест Бабеля произошел 15 мая 1939 года, причем за день до официального постановления, которое датируется 16 мая. Жене сообщили, что Бабель получил «10 лет без права переписки», в то время это означало расстрел. Между тем, тогда уже вдову Бабеля заверяли, что он живой. У них в доме даже появлялись бывшие заключенные, которые рассказывали о том, как живется Бабелю на зоне. На самом деле, в 1940 году Бабеля приговорили к расстрелу. Список подписал Сталин, называвший писателя «наш вертлявый Бабель». Приговор был исполнен 27 января. Есть версия, что Бабель умер, когда шел по этапу… Реабилитировали Бабеля 23 декабря 1954 года. И выдали квитанцию на получение денег, компенсацию за предметы, которые были конфискованы при аресте. При реабилитации вдове выдали справку о том, что Бабель умер в 1941 году от паралича сердца. Лишь в 1984 году стал известен точный год смерти.

* На 2-м еврейском кладбище по Люстдорфской дороге была могила отца Бабеля. На памятнике стараниями жены писателя была высечена надпись: «Памяти писателя Исаака Бабеля». В 1973 году, как известно, кладбище снесли.

* Уцелели ли рукописи Бабеля? Факт сожжения был бы зафиксирован. В «деле Бабеля» указано, что «все личные документы затребованы наверх». Предполагается, что в трех папках, изъятых у Бабеля, были переводы Шолом-Алейхема и рукописи рассказа «У Троицы», киносценария «Азеф», романа «Коля Топуз» и двух повестей: о коллективизации и о чекистах…

Фото — из открытых источников, фото Дмитрия Жданова, памятника Бабелю и дома Бабеля — автора

Читайте нас в Viber! На канале «Коммуналка» рассказываем о коммунальных платежах, тарифах, льготах и субсидиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector