Поездка в дивеево, история обители и личные впечатления

Крыжовник

Когда сестры Дивеевской обители рыли святую канавку, Серафим Саровский велел им засадить склоны крыжовником для укрепления рва и естественной ограды. В наше время при восстановлении Канавки на склоны вновь посадили крыжовник.

Так вот, когда крыжовник разрастается, его обстригают. Обрезанные ветки не выкидывают, а укореняют или раздают паломникам.

Надо отметить старое правило – в монастыре ничего не просят. Но если вам там вдруг что-то дают или дарят – берите. Это особая благодать. Тем более, если это ветки крыжовника со святой Канавки. Берите и попытайтесь укоренить их у себя в саду, на даче или просто в цветочном горшке.

Свято-Троицкий монастырь

Куда обязательно надо попасть в Дивеево? Этот вопрос интересует очень многих туристов, так как имеется очень много достопримечательностей. Само село, кажется, ориентировано на паломников. Около монастыря расположились продавцы, торгующие тем, что нужно паломникам. При посещении Свято-Троицкого собора в Дивеево женщины обязательно должны быть в платье или юбке, а также с покрытой головой.

Монастырь считается одним из 4 уделов Богородицы. Первый расположен в Грузии, второй – на Святой горе Афон, а третий – в Киево-Печерской лавре. Четвертый собор находится в Дивеево. Перед входом в него имеется большая схема, по которой очень просто ориентироваться. Напротив Троицкого собора возвышается колокольня. Она состоит из 5 ярусов высотой в 70 метров. Именно здесь находятся мощи Серафима Саровского. В Дивеево очень много различных святынь, привлекающих паломников со всего мира.

Правильно заходить на территорию собора именно через колокольню. Место для строительства собора указала Богородица. Землю преподобный Серафим купил на свои собственные деньги, а купчий документ на нее повелел сохранить до тех пор, пока не наступит благодатное время. Возведением собора руководил архитектор Резанов, по проекту которого он и был создан. Он также принимал участие при постройке храма Христа Спасителя в Москве. Именно поэтому многие отмечают определенные сходства между ними.

Изначально он возводился как летний храм, чтобы можно было принимать одновременно большое число паломников в теплое время года. Внутреннее его убранство действительно уникально, так как украшено искусной живописью на огромных холстах, а не на стенах. Основной ценностью собора считается икона Божией Матери «Умиление», перед которой старец Серафим молился всю жизнь. Икона в Дивеево была привезена из Саровских пустынь после телесной смерти преподобного.

Она оформлена золотом и драгоценными камнями. На этой святыне Дева Мария изображена именно в момент Благовещения перед архангелом Гавриилом. Многие паломники приезжают сюда, чтобы поклониться мощам Серафима Саровского в Дивеево, однако для этого нужно выстоять большую очередь.

Под покровительством Серафима

После смерти матушки Александры покровителем обители стал преподобный Серафим Саровский. Серафим родился 19 июля 1754 года в семье зажиточного купца. Отец Серафима брал подряды на строительство зданий и незадолго до смерти занялся возведением собора в Курске. Как-то раз мать Серафима взяла сына с собой на стройку. Мальчик оступился и упал с колокольни. Высота была огромной, однако, когда испуганная мать спустилась вниз, она обнаружила сына целым и невредимым.

Родители увидели в этом особенный божий промысел и решили, что их сын должен посвятить себя монашеской жизни.

Позже юный Серафим тяжело заболел, врачи говорили, что мальчику остались считанные дни. Однако во сне Серафиму явилась Богородица, которая исцелила его.

Статья по теме

Таинственный святой. Смиренный Серафим Саровский вёл себя как власть имущий Позже Серафим принял монашеский постриг и обосновался в Саровской обители в 12 верстах от Дивеева.

Чтобы никто не мешал молитве, Серафим уединился в келье в лесу в пяти километрах от монастыря. Зимой и летом он носил одну и ту же одежду, сам добывал себе пропитание. Чтобы усмирить плоть, в течение нескольких лет Серафим питался лишь травой и снытью, а после провёл тысячу дней в молитве, не сходя с камня в лесу.

В это время к диковинному старцу стали стекаться паломники. Люди верили, что молитва Серафима Саровского может исцелить любую болезнь и помочь даже в самом тяжёлом горе. Кроме способности исцелять больных Серафим обладал ещё и пророческим даром – есть свидетельства, что старец предсказал Октябрьскую революцию и расстрел царской семьи. Неслучайно за советом к Серафиму нередко обращались даже члены императорской семьи.

Когда Серафим закончил свой молитвенный подвиг и вернулся в келью, на него напали разбойники. Лихие люди знали, что среди паломников встречаются и богачи, и решили ограбить обитель святого старца. Серафима жестоко избили, проломили ему голову обухом топора, но старец чудом вернулся к жизни, хоть и на всю жизнь остался сгорбленным. Разбойников поймали, но Серафим простил их и попросил отпустить.

Отец Серафим нередко наведывался в Дивеевский монастырь, заботился о процветании обители. После смерти 2 января 1833 года Серафим Саровский был канонизирован.


По кирпичику. Игуменья Сергия о возрождении Дивеевского монастыря Подробнее

В трапезной

Трапезными в монастыре называются столовые. В большинстве современных российских монастырей наравне с платными буфетами существуют бесплатные трапезные для паломников. В них кормят по расписанию. Перед едой по уставу принято молиться. Если вы приехали с паломнической группой, в которой люди подобрались верующие, то они, скорее всего, захотят помолиться перед едой. Встаньте вместе со всеми, даже если не знаете молитвы.

Если вы путешествуете самостоятельно, но молитве не навыкли, постарайтесь просто вести себя максимально скромно и не разговаривать во время приема пищи. Также в трапезных не принято выкидывать еду. Поэтому берите такую порцию, какую съедите.

Топ-10 основных достопримечательностей Дивеево

Его называют четвертым уделом Божией Матери на земле, поэтому все достопримечательности в окрестностях села связаны с религией.

Серафимо-Дивеевский монастырь

За историю монастыря на его территории построили 10 соборов

Это важное для верующих место, окропленное святыми источниками, освященное молитвами послушниц. Паломникам и туристам советую обязательно набрать воды в ключе, который берет начало в центре Казанской церкви, под алтарем

Она здесь имеет особый вкус.

Царский скит

Бывшее подворье Серафимо-Понетаевского монастыря затерялось в густом сосновом лесу Нижегородской области, в 12 км от Дивеево.

Тропа связана с традицией бывшего монастыря: когда совершался постриг в монашество, высаживали сосну, а если послушницей становилась особа царской крови — ель.

Вам также понравится: Что можно посмотреть в Казани за один день: самостоятельному туристу, интересные места

Музей истории монастыря

Дом-музей Параскевы Дивеевской — это место, где особенно ощущаются святая атмосфера, дух старины. Все в келье, освященной молитвами и подвигами святой, сохранилось нетронутым.

Возобновилась и былая традиция: молитвы в памятные дни, чтение Псалтири.

Усадьба Галактионовых

Недалеко от Казанской церкви расположен дом Галактионовых, где на рубеже XIX-XX вв. жили монахини Серафимо-Дивеевской женской обители, сестры Михаила и Екатерина. Усадьба сохранилась в первозданном виде. Сейчас здесь живут послушницы монастыря, так что внутрь попасть практически невозможно. Но советую осмотреть дом снаружи, ведь это прекрасный образец деревянного зодчества.

Богородская канавка

Она начинается в восточной части монастыря. По легенде, святой Серафим приказал вырыть трехаршинную канавку, чтобы монахини и паломники не забывали тропу, по которой ежедневно проходила Божия Матерь. Священники отправляют пройти по ней тех, кто в горе, несчастье или болезни и хочет излечиться от душевных и физических мук.

Лиственница царевича Алексея

В честь первой годовщины рождения сына Николая II за оградой монастыря было посажено дерево. Император выбрал это место, потому что появление наследника царской фамилии предсказала блаженная Паша Саровская (она же Параскева Дивеевская). Сейчас лиственница — одна из святынь собора. Ее кора и смола на срезе имеют цвет крови. Других подобных деревьев, как утверждают местные служители, не существует.

Святой Серафимовский источник

Считается, что родники, из которых на поверхность изливается святая вода, появляются там, где ступала нога Серафима Саровского. Могу подтвердить на личном опыте, что после купания в источнике чувствуется духовное и физическое облегчение. Вода, взятая в Дивеево, остается свежей уже несколько лет. Советую обязательно сходить на источники, искупаться или испить воды.

Казанская церковь

С Казанского собора началась история Дивеевского монастыря. Считается, что святыня построена там, где Матерь Божия когда-то явилась преподобной Александре. Это удивительно красивое место, памятник архитектуры русского барокко, который я рекомендую посмотреть даже тем, кто далек от религии.

Вам также понравится: Что посмотреть в Питере за 3 дня

Трапезный храм имени А. Невского

Храм находится в стороне от Троицкого монастыря. Это вытянутое здание с желтым фасадом, внешне типичное для своего назначения. Но большая и светлая трапезная производит чрезвычайно величественное впечатление. Здесь можно поработать на благо монастыря, помочь послушницам приготовить кушанья или сделать уборку. Желающих бесплатно кормят горячими обедами. Еда простая, но вкусная, приготовленная с молитвой.

Троицкий храм

В главном строении Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря хранятся мощи преподобного Серафима Саровского, чудотворца.

Во время строительства наблюдались необычные явления:

  • вечером или ночью над храмом появлялся свет;
  • зимой, когда окна и двери были заколочены, изнутри слышались звуки непрекращающихся работ.

Спустя почти 30 лет строительства на святом месте появился собор, архитектурный облик которого представляет яркий пример эклектики.

Какие святыни можно посетить в Серафимо-Дивеевском монастыре

Прежде всего, это Святая Канавка. Канавка длиной 777 метров огибает Благовещенский собор обители и монастырскую больницу. Над Канавкой возведён вал с перилами и выложенной плиткой дорожкой. Проходить по Канавке, которую наметила своими шагами сама Царица Небесная, преподобный Серафим советовал, читая молитву «Богородице, Дево, радуйся…» 150 раз.

«Эту канавку сама Матерь Божия своим пояском измерила… Тут стопочки Богородицы прошли… Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут и Афон, и Иерусалим, и Киев», — говаривал святой.

Если идти от главных ворот вглубь обители, то вначале справа от вас будет Казанский собор, в нижнем ярусе которого находится храм Рождества Богородицы, а справа – монастырская гостиница и паломнический центр монастыря. Потом вы пройдёте под многоярусной колокольней обители, и перед вами, как раз в центре монастыря, окажется зелёный храм с серебристыми куполами – собор во имя Святой Живоначальной Троицы.

Справа от Троицкого собора можно увидеть жёлтый корпус трапезного храма во имя Александра Невского, а с тыльной стороны будет виднеться самый крупный собор обители – Преображенский.

Белоснежный Преображенский собор увенчан пятью позолоченными главами. Между Троицким и Преображенским соборами небольшая территория отведена под монастырское кладбище, где похоронены люди, наиболее значимые для истории обители: иеромонах Владимир (Шикин), игумения Мария (Ушакова), храмосоздатель Фёдор Долгинцев, помощник преподобного Серафима Николай Мотовилов и другие.

Последний собор женской лавры, Благовещенский, находится слева за собором в честь Преображения Господня. Он, как было сказано выше, почти полностью окружён Святой Канавкой, сразу за которой территория обители заканчивается.

В нижнем храме Казанского собора, освящённом в честь Рождества Богородицы, для поклонения паломников выставлены мощи святых матушек-основательниц обители: монахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Милюковой) и монахини Елены (Мантуровой). В самом Казанском храме почивают мощи ещё четырёх дивеевских святых жён: преподобноисповедницы Матроны (Власовой) и блаженных Параскевы (Паши) Саровской, Пелагеи и Марии. А в Троицком соборе обители вы можете поклониться мощам самого преподобного Серафима Саровского.

Литургия в обители чаще всего служится в Преображенском соборе. По её окончании там же паломникам раздают небольшими порциями освящённое масло и сухарики, приготовленные в котелке батюшки Серафима. Всенощное бдение также чаще всего совершается в соборе во имя Святой Троицы.

После окончания вечернего богослужения (примерно в 19.00) жизнь в монастыре постепенно замирает и всё закрывается. Так что к святыням лучше приходить до этого времени. Если же рано спать ложиться вы не планируете – рекомендуется посвятить последующий вечер походу на один или несколько святых источников с тем, чтобы помолиться рядом, искупаться в целебных водах и набрать святой воды с собой. Многие местные жители и паломники, пока живут в Дивеево, делают это каждый вечер и готовят на святой воде всю свою пищу.

Святых источников, только в самом Дивеево, пять. Иверский источник и источник матушки Алексанры находятся неподалёку от главного входа в монастырь (подробнее можно посмотреть на схеме возле главных ворот). Если идти от него к автостанции – слева и вниз от основной дороги. Территория источников снабжена закрытыми купальнями, колодцами для набора воды, воронками и скамейками. Неподалёку протекает небольшой ручей, в котором весной можно покормить красивых уток.

Ещё три источника также расположены близ главного входа в обитель и отмечены на её схеме. Чтобы дойти к ним, придётся повернуть в сторону, противоположную автостанции и, пройдя по главной дороге, также повернуть налево и миновать мостик. Посвящены источники святому Пантелеимону и двум иконам Божией Матери — «Казанской» и «Умилению».

Как доехать до Дивеево из Москвы и где остановиться

Чтобы посетить Дивеево, нужно из Москвы поездом доехать до Нижнего Новгорода. Затем от автовокзала на междугороднем автобусе до самого села.

Если нужно остаться в Дивеево на несколько дней, то есть несколько вариантов для ночлега. Для этого можно обратиться в специальную службу, так как у каждого монастыря есть свои собственные паломнические дома, где можно проживать недорого или даже бесплатно. Однако условия не всегда хорошие или удовлетворительные. Можно даже провести ночь в одной комнате с незнакомыми людьми.

Также в самом Дивеево и окрестностях можно найти много мини-отелей и уютных гостевых домиков. Условия в основном довольно простые, а сервис совсем непритязательный, но и цены невысокие. Можно также арендовать комнату в частном секторе.

Правила поведения в церкви

Первое, на что можно обратить внимание, это одежда. В храм не стоит одеваться вызывающе, излишек украшений тоже будет не уместен

Женщины должны быть в юбках длиной не выше колена и в головных уборах. Мужчины, наоборот, при входе в храм снимают шапки и кепки. Шорты и короткие штаны не допустимы для всех.

Для современных женщин вопрос одежды выходит на передний план. Многие совершенно искренне не понимают, как можно путешествовать в юбках? Здесь, конечно, дело выбора каждого. Но если вы знаете, что в программу поездки будет включено посещение монастыря, или? тем более, если вы сами хотите посетить святое место – возьмите с собой юбку.

Сейчас в храмах и монастырях прямо при входе есть места, где висят (или лежат) сшитые из легких тканей фартуки-юбки, которые можно завязать прямо поверх одежды. Но это все-таки крайней вариант, для случайно оказавшихся в храме. Тем, кто собирается в поездку заранее, лучше все-таки привозить юбку из дома.

В храме следует соблюдать тишину. Сотовые телефоны отключайте или ставьте на беззвучный режим. Даже если вы всего лишь хотите поставить свечку или посмотреть внутренние убранство храма. Уважайте чувства верующих людей, которые пришли сюда помолиться.

Надо быть готовым, что во время сугубых молитв на церковной службе могут закрывать на время дверь храма, дабы прекратить поток ходящих. Также в это время не обслуживают за церковным ящиком: не продают свечей и икон и не принимают записочки.

Интересные факты и легенды

Дивеево (монастырь), отзывы о чудесах которого вызывают желание лично прикоснуться к истории и святынями, привлекает туристов и паломников своими легендами. В первых монастырских записях хранятся воспоминания о необычных событиях произошедших здесь.

Так, самым первым и главным необычным событием, свершившимся на Дивеевской земле, было явление монахине Александре самой Богородицы. Это событие подробно описано в летописях монастыря. Другое необычное событие связанно с царским скитом, местом, где проживал в одиночестве и молитве святитель Серафим Саровский. В центре скита находится необычный камень.

Предание говорит, что на нем отец Серафим стоял на коленях в молитве 1000 дней и в один из них увидел на камне лик богородицы. И действительно, если при закатном солнце встать именно на то место, где предавался молитве святой и под особым углом взглянуть на камень, можно заметить отдельные женские черты окруженные нимбом.

Еще одной легендой, окружающее это место, связанно с животными. Часто святителя изображают на иконах рядом с медведем. Старожилы утверждают, что этот мишка набрел на скит в поисках еды и забрался в домик отца Серафима, когда тот уходил к источнику за водой. Когда святитель вернулся, он застал медведя в своей обители. Дикий зверь мог разорвать старца на части, но не стал этого делать.

С молитвой и ласкою Серафим подошел к мишке и он, как ручной, поник головой. Позже монахини женской обители вспоминали, что не раз видели этого мишку, когда приходили навестить отца Серафима. Экскурсоводы рассказывают и о таком событии. Однажды в скит к Серафиму Саровскому забрались грабители. Они не нашли ничего ценного и в отместку жестоко избили старца.

Он с трудом смог добраться до женской обители, чтобы там попросить помощи. Позже грабителей схватили и вызвали святителя для опознания. Едва увидев его, разбойники упали на колени, на допросе они узнали на кого напали в лесу. Со смеренным сердцем, по примеру Христа, Серафим Саровский с прощеньем протянул им руки.

Почитание

Суть традиции почитания святого места точно выражена словами прп. Серафима:

Святой имел ввиду, что сама земля здесь освящена присутствием Матери Божией, потому причастна Раю, Царству. Приобщается к святости и каждый, молящийся здесь.

Народные и церковные традиции

Церковное почитание святыни сложилось под непосредственным влиянием прп. Серафима. Это:

  • регулярные крестные ходы после вечерней службы; на Успение здесь также проносят Плащаницу Пречистой; крестный ход идет по ковру из цветов, трав;
  • насельницы также приходят сюда с молитвой во время скорби, болезни, нестроений, требующих помощи свыше.

Крестные ходы по святой Канавке – привычная примета жизни современного Серафимо-Дивеевского монастыря. А вот как проводился крестный ход в старину. Монастырский крестный ход идет вдоль святой Канавки.

Народное сознание, кроме молитвы, особое внимание обращает на святость самого места, освященного присутствием Богородицы. Отсюда традиции:

  • быть в Дивеево не менее суток, дабы удостоиться благословения Пречистой, по слову прп. Серафима, бывающей здесь ежедневно;
  • брать с Канавки землю, а также цветы, траву, остающиеся после крестного хода на Успение Богородицы;
  • многие приходят сюда за исцелением болезней;
  • кроме того, некоторые верующие идут по Канавке босиком, другие – обходят ее на коленях.

Все эти народные традиции не противоречат церковным. Да и прп. Серафим говорил о земле этого «Пояса Богородицы»:

Светское мнение

Точки зрения ученых о Святой Канавке различны:

значительная часть специалистов стремятся изучить историю святыни; само ее восстановление стало возможным благодаря кропотливой работе доктора геолого-минералогических наук Сергея Николаевича Никитина и целой команды исследователей: например, удалось восстановить первоначальный план Канавки, понять, детально выявить, как именно видел ее прп. Серафим; история почитания Канавки воссоздана в книге В.В.Степашкина «Серафим Саровский» (2018 г.)

другие исследователи исходят из традиционного еще с советских времен представления о схожести языческих и христианских «обрядов», усматривают в церковных и народных традициях почитания святыни отголоски языческих верований.

Духовный смысл (мнения священников)

Протоиерей Стефан Ложевский (1899-1986 гг.) застал традицию почитания святыни еще дореволюционного времени. Вот что он пишет:

Вместе с тем, многие священники предостерегают от вульгарного перетолкования пророчеств преподобного о Канавке и судьбе монастыря, о необходимости установления достоверности каждого из предсказаний, приписываемых преподобному.

Каждый год на праздник Успения Пресвятой Богородице (28 августа) Канавку украшают цветами. Накануне с двух часов дня ее закрывают для прохода, и постепенно расцветают рукотворные букеты из пышных и благоухающих роз, ирисов, гладиолусов, астр, хризантем, золотарника. Есть здесь простор для фантазии, но есть и установившиеся за полтора десятилетия каноны для каждого участка и для каждого вида розеток.Расцветившаяся к чину Погребения Божией Матери святая Канавка – это подарок Заступнице рода человеческого.

Особенно губителен «магический» подход некоторых паломников, предполагающих, что уже само по себе пребывание в Дивеево, молитва на Канавке ведут к спасению.

Игум. Петр (Мещеринов) говорит:

«… ездите, жертвуйте, только знайте, что этим вы себе не купите место в раю… главное – исполнять заповеди Христовы в их повседневной жизни и в их общественном служении, не обманывать, не лгать, не гордиться, не воровать и так далее – и тогда, на каком-то пятом или десятом месте, в качестве опции, некоего «духовного отдыха» им будет на пользу их паломничество на Афон или в Иерусалим».

Исповедь или моя история о благодати.

И вот именно ее история мотивировала меня рассказать нашу .

Мы собирались в монастырь раз 7, и все не складывалось! Приходилось сдавать билеты, появлялись какие-то мелкие хлопоты, которые мешали поездке. Я злилась потому, что во что бы то ни стало хотела побывать там и испытать на себе Чудеса батюшки Серафима, о которых говорят верующие нашей страны, пройтись по Канавке, где ходила Богородица, мне хотелось, чтобы жизнь круто изменилась!

И вот, как говорится, “вижу цель и иду напролом”, считая, что все получится. А Господь дарует испытания и отодвигает поездку в Дивеево.

Помню, как пошла на исповедь и начала сетовать, что все сделано, а не получается. И тогда батюшка сказал мне, что еще не время, что нам посылаются скорби, чтоб мы не делали наперекор, а чтоб прислушались.

Тогда я оставила эту затею с посещением монастыря и уже смирилась.

Мы улетели отдыхать на Кубу, где я каталась на аттракционе и повредила мениск. Врачи наложили компресс, пока готовили к процедурам, и я неправильно поняла, сколько ждать по времени – мне пекло, а я терпела. Когда сняли компресс, кожа была обожженной, и это было страшное зрелище. К тем проблемам, что были, добавился жуткий ожог. Чего только не делали, но встать на ногу я не могла и согнуть тоже. На восстановление потребовалось почти 7 месяцев, и почти год у меня не сгибалась колено, а летом мне пришлось носить джинсы и длинные юбки, потому что зевакам было интересно, что у меня с ногой, и меня это раздражало.

Я морально истощилась, а моя семья жила как на минах, потому что не знали, чего от меня ожидать – и из-за этой ситуации я стала нервной.

Мужу на работе предложили съездить в монастырь к батюшке Серафиму, он согласился и начал готовиться, а меня поставил перед фактом.

И на этот раз все сложилось гладко. Мы попали туда на цветение деревьев.

Это была непередаваемая красота: зеленые листья и сильные уверенные деревья, благоухающие цветения, легкий ветерок, солнышко и умиротворение, храмы, один лучше другого и их особенная аура.

Мы бродили по территории, и у всех людей, которых встречали, были счастливые лица, сила духа и уверенность, что все получится!

Хотелось питаться этими эмоциями и наслаждаться пребыванием в монастыре.

Не могу сказать, что наша семья – их глубоко верующих, но мы ездили с коллегами мужа, а они совершают паломнические поездки раз в год.

И соседка по автобусу подсказала главное – что нужно молиться и просить от души.

И если я ехала за одним, то находясь в храме на службе начала просить то, чего не планировала. Просто просила и плакала, слезы словно градом лились из меня. Потом нас устроили на ночлег, не скажу, что условия были ужасными, но и не лучшими, что может предложить монастырь, где тысячи паломников ежедневно.

Мы ночевали в поселке, еда – в первые дни пребывания мне не хотелось есть вообще, а дико хотелось спать! Встать в 3 часа ночи, чтобы ходить по какой-то тропе, я считала сумасшествием, а в 5 утра – на службу – тоже не могла себя поднять.

То есть то, к чему я так стремилась и так хотела получить, не особо меня впечатлило.
Хотя, да, я чувствовала, что со мной творится что-то невероятное, заметил и муж, что я стала спокойнее и одухотвореннее.

За день до отъезда нам предложили окунуться в ледяной воде в купели. Муж окунулся быстро, а мне далось тяжело, ведь, мениск сказали беречь и не переохлаждаться.

И хоть в Крещение я купаюсь в проруби, здесь вода холоднее в разы, и нет того покалывания после купания, просто стучат зубы от холода и шумит голова.

Я окуналась и думала за мениск, переживала, чтоб не вернуться к тому, что прошла.

Потом была утренняя служба – колено-преклонная – и благословение, и вот в какой-то момент, когда все стали на колени, я тоже СТАЛА, хотя нога не сгибалась!

Мы даже не поняли, я так же быстро поднялась, следуя за другими прихожанами. Только по возвращению в поселок, муж со счастливой улыбкой сказал: “Малыш, мы это сделали! Помогла и купель, и бесконечная очередь к батюшке Серафиму, и стены монастыря.

Ходила ли я по канавке?! Ходила, но не просила ничего, просто я не понимала, зачем ходить, и чем это поможет моему колену?!

Помогло! Главное, ведь, верить искренне!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector