Последние новости

Жертвователи монастыря и его подворья

На поклонение к святому виду приходило всё больше и больше людей. Каждый обитатель Егорьевского края считал нужным посетить монастырь, побывать на Святом озере, помолиться в церкви святителя Николая, приложиться к его чудотворному виду. В монастырь приходили убогие и нездоровые, фермеры и видные муниципальные деятели, высочайшие бюрократы и негоцианты, королевская семья и воеводы, князья и мастеровые. Они же были и жертвователями на строительство и украшение монастыря. Самыми известными вкладчиками вещественных средств в монастырь в различные годы бывальщина: мама Петра I, княгиня Наталья Кирилловна, царевна Софья Алексеевна, правитель Иоанн Алексеевич, императрица Анна Иоанновна, князь Владимир Волконский, княгиня Долгорукова, князь Андрей Черкасский, вельможа Федор Бутурлин, вельможа Пётр Шереметьев.

В монастырской ризнице находилось много восхитительных вещей и священных предметов: напрестольные Евангелия, из которых самое древнее относилось к 1652 г., древнейшие сосуды, чаши, серебряные кресты, античные иконы. Монастырская библиотека насчитывала более 260 книжек. Посреди других святынь монастыря была икона святителя Николая с частичкой его мощей, которые были получены в Риме, о чём свидетельствовала грамота Римского кардинала на латинском языке. Ещё один образ святителя, называемый «малым», был особо почитаем посреди старообрядцев, так как святитель благословлял на нём 2-мя перстами, был покрыт золотой чеканкой и жемчугом, со последующей надписью: « Лета 7177 поставили сей образ величавого чудотворца Николая с чудесами в Радовицком монастыре прикащики души Иоанна Андреевича Ржевского». Также в обители хранились: 1 -серебряно-вызолоченный напрестольный крест с надписью «Лета 206 декемврия в 17 денек сей благословенный крест по обещанию собственному приложил вельможа Алексей Семенович Шеин в обитель Николая чудотворца Радонежского». 2 — напрестольное Евангелие, изданное в 1655 г., с надписью по листам, из которой видно, что оно приложено в 189(1681) г. 7 февраля царевной Татьяной Михайловной.

3 — Возду́хи, шитые серебром и золотом, с надписью: «Отдал сей покров вельможа стольник Илья Данилович Милославский по родителех собственных в церковь к Николе Радовицкому лета 1766 г.

4 — Серебряная водосвятная чаша, на краях которой написано: «Лета 190(1882) г. по обещанию сию чашу приложил в вклад в дом Николе Радовицкому чудотворцу стольник князь Андрей Мещерский».

5 — Наперсный крест золотой. С мощами, обнизанный жемчугом и яхонтами, пожертвован в обитель князем Черкасским.

6 — Серебряное паникадило, устроенное в 1633 года при игумене Нифонте. Судьба чудотворных образов и других святынь неведома.

К середине XVII века у монастыря были значимые земляные владения, переданные на помин души землевладельцами. На этих землях, не считая иноков обители, трудились и обитатели близкорасположенных сел, имея возможность обеспечивать продуктами не только лишь монастырь, да и подкармливать свои семьи. В 1792 году Егорьевскими городскими властями монастырю была подарена водяная мельница на реке Гуслице близ Егорьевска.

Николо-Радовицкий монастырь не оставил без внимания и осиротевших малышей. В древнем игуменском корпусе был устроен приют для детей-сирот духовного звания.

В различные времена монастырь имел на содержании ещё два монастыря, в Егорьевском уезде им были выстроены два приходских храма.

В селе Радовицы монастырю принадлежали 5 гостиниц, из которых одна двух- и одна трёхэтажные, скотный двор, торговая лавка, чайная. До нынешнего денька сохранилось только здание бывшей чайной, в нём проживают люди.

Восстановление

28 декабря 2006 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение о возобновлении монашеской жизни в древнем Николо-Радовицком монастыре. 18 марта 2007 года состоялись торжества по случаю открытия обители.

С весны 2007 года в монастыре начались реставрационные работы. За прошедшее время были укреплены фундаменты нового настоятельского корпуса, установлены строительные леса, смонтирована временная кровля. Архитекторами ведётся работа по разработке общей концепции восстановления монастыря, проектной документации реставрации настоятельского корпуса. С территории монастыря вывозятся тонны мусора, битого кирпича и земли, накопившихся за годы запустения. Начаты консервационные работы на центральном соборе Рождества Богородицы, вокруг монастыря устанавливается временная ограда. В храме, где совершаются богослужения, также идут реставрационные работы.

Главной задачей насельников монастыря является возрождение духовной жизни в стенах обители, но немаловажным является и реставрация древних стен монастыря.

На сегодняшний момент первоочередными задачами можно считать:

  1. Восстановление, хотя бы частичное, настоятельского корпуса с кельями, где могли бы жить монашествующие, которые сегодня проживают в строительных вагончиках, и трудники монастыря.
  2. Необходимо, чтобы на территории монастыря появился храм, где бы совершались богослужения уже в стенах обители, и куда бы мог быть перенесен древний чудотворный Радовицкий образ свт. Николая. Наиболее приемлемым помещением является колокольня с надвратной церковью свв. апостолов Петра и Павла, но на восстановление только внешнего облика колокольни требуется 15 млн руб.
  3. Монастырь получил разрешение на подключение электрической мощности 50 кВт, так как сегодня с трудом можно получить и 5 кВт, а напряжение в розетках опускается до 110 В. Для подключения полученной мощности приходится тянуть новую линию и устанавливать трансформатор на территории монастыря. На эти цели требуется 1 млн руб.
  4. Перед монастырём находится незаасфальтированный участок, длиной 100 м, весной и осенью это затрудняет подъезд к монастырю. Чтобы заасфальтировать этот участок требуется 700 тыс. руб.

По Федеральному закону «Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)» Николо-Радовицкому монастырю присвоен статус памятника федерального значения (Ф-176).

Это только малая часть необходимых средств, но братия монастыря верит, что свт. Николай не оставит своей обители, и найдутся добрые люди, готовые пожертвовать часть своих средств на восстановление храмов ради спасения души.

Престольный праздник в Николо-Радовицком монастыре.

11 августа в Николо-Радовицком мужском монастыре Егорьевского района прошли торжества в честь престольного праздника обители. В этот день Православная Церковь празднует рождество святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, а также прославляет Радовицкий образ святителя Николая.

По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия богослужение в обители в этот день возглавил благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман. Владыке сослужили игумен монастыря Августин (Французов), игумен Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря Авель (Пивоваров), игумен Богоявленского Старо-Голутвина монастыря Варлаам (Горбунов), игумен Богородицерождественского Бобренева монастыря Петр (Дмитриев), игумен Гуслицкого Спасо-Преображениского монастыря Стефан (Макаров), благочинный церквей Егорьевского округа игумен Никодим (Лунев), благочинный Орехово-Зуевского округа протоиерей Андрей Коробков, духовенство Московской епархии. За богослужением молились игуменьи Казанского женского монастыря Мария (Макарова), Троицкого Мариинского монастыря Илария (Иляхинская), глава администрации городского поселения Рязановский Лещук Т.И.

После сугубой ектении Владыка вознес молитву о мире на Украине. По окончании Литургии был совершен крестный ход, в конце которого перед чудотворным Радовицким образом святителя Николая было совершено славление.

В завершении богослужения епископ Роман обратился к прихожанам с напутственным словом. Владыка передал братии монастыря и всем молящимся благословение Правящего архиерея митрополита Ювеналия. В ответном слове игумен монастыря Августин (Французов) попросил Владыку передать слова сыновней благодарности правящему Архиерею за заботу об обители, а также поздравил епископа Романа с днем тезоименитства и преподнес ему букет цветов и икону святителя Николая и преподобного Романа Киржачского.

Праздничный день завершился братской трапезой.

Настоятели

игумены
  • Пахомий (XV век)
  • Иона Рогожа (? — 1584)
  • Антоний (упом. 1619)
  • Иосиф (1620 — упом. 1623)
  • Иларион (упом. 1629)
  • Евфимий (упом. 1634)
  • Антоний II (упом. 1642 — упом. 1651)
  • Иосиф II (упом. 1659)
  • Нифонт (упом. 1663)
  • Иосаф (упом. 1669)
  • Ферапонт (1669−1677)
  • Иаков (1677—1681)
  • Игнатий (Шангин) (1681—1687)
  • Иларион II (1688—1697)
  • Герасим (1697—1700)
  • Давид (1700—1702)
архимандриты
  • Иродион (1702−1704)
  • Мисаил (1704—1711)
  • Иосиф (1712—1717)
  • Иосаф II (1718—1738)
  • Манассия (1755—1759)
  • Антоний (1759—1762)
  • Викентий (1762—1781)
игумен
  • Иоаким (1781—1797)
  • Сергий (1797—1804)
  • Гедеон (1805—1808)
  • Виссарион (1808—1811)
  • Авраамий (1811—1819)
  • Паисий (1819—1832)
  • Гедеон II (1832—1835)
архимандриты
  • Иоаким (1835—1841)
  • Павел (1842—1852)
Наместники
  • Иоасаф (1852—1862)
  • Владимир (Добролюбов) (1862—1878)
  • Мелетий (Якимов) (1878—1879)
  • Нестор (Ильинский) (1879—1890)
  • Тихон (1890 — ?)
  • Мелетий (?)
  • Августин (с 2006)

Рязановский. Николо-Радовицкий монастырь

Комплекс Святых ворот с надвратной Петропавловской церковью и колокольней

Проезд на автомобиле: по шоссе Р105 до транспортной развязки с кольцом А 108 и трасс, идущих на Егорьевск. Ехать нужно по левой в объезд города, идущей через Алешино, Семеновское, Юрцово. На развилке вновь левее, через Песье на Владычино. После Владычино вправо ответвляется дорога в сторону нас. пунктов Починки, Никоново и Куплиям, уходящая далее на пос. Рязановский. (В этих краях автозаправочные станции встречаются крайне редко, причем многие из них не внушают доверия).

В Рязановском задолго до подъезда к монастырю видна его высоченная колокольня. Дорога к обители ответвляется от основной трассы (на окраине поселка есть указатель), но сначала предстоит встреча с небольшой церковью Рождества Богородицы.

Николо-Радовицкий монастырь даже в запущенном руинированном состоянии представляет собой величественное зрелище.

До основания обители в 1580-м г. на Святом (Радовицком) озере в XV столетии существовала Акакиева пустынь, заложенная старцем Пахомием.

Одним из первых каменных строений монастыря был Рождественский собор (1638-1651 гг.), разобранный в 1868 г. за ветхостью.

Окончательно монастырский ансамбль сложился во второй половине XVIII — начале XIX вв., когда завершилась смена деревянных его сооружений кирпичными, но уже в XVI столетии Радовицы слыли крупным духовным центром на юго-восточных рубежах Московского княжества.

К середине XVII в. пустынь становится одним из крупнейших земельных феодалов — более 1030 четвертей земли, с приписанными к ним 1676 крепостными крестьянами. Но в 1764 г., после указа Екатерины II, большинство земельных владений были изъяты в пользу государственного ведомства. Не улучшилось положение пустыни и при Петре I. Наметившийся упадок продолжался вплоть до XIX века.

Интенсивное монастырское строительство относится уже к XIX столетию, но часть построек, сооруженных в это время, была разрушена в 1930-х гг.

Руины старого настоятельского корпуса и угловая башня

Сегодня ансамбль составляют: собор Рождества Пресвятой Богородицы (арх. Н.М. Чистосердов, 1868-1869 гг.) — монументальная постройка псевдорусского стиля с внушительным двусветным внутренним пространством; комплекс Святых ворот с надвратной Петропавловской церковью и великолепной колокольней (1757-1787 гг.), обстроенных с флангов братским и новым настоятельским корпусами с круглыми крепостными башнями на углах; кладовый корпус с примыкающим конным двором в ограде и старым флигелем настоятеля.

В начале 1930-х гг. пустынь закрыли, церковную утварь, иконы и редкие книги из монастырской библиотеки вывезли. Неизвестна судьба главного образа Радовиц — чудотворной иконы святителя Николая, привлекавшая в монастырь толпы богомольцев.

От оставленного разрушаться ансамбля к началу XXI в. сохранились романтические, исполненные величия руины. В любое время года здесь можно встретить любителей старины или просто туристов-искателей приключений, исследующих полуразрушенные корпуса и башни.

В любом случае вас ждут незабываемые впечатления, особенно от посещения соборного храма с его закопченными и полуобвалившимися сводами, где на одной из стен сохранился киот от большой иконы, возможно, Никольской, составлявшей в высоту 2 аршины и 3 вершка (1 м 51 см).

Общая информация |
Свято-Троицкий Мариинский монастырь |
Церковь Александра Невского |
Электромеханическое училище |
Жилой дом |
Жабки. Никольский храм |
Колычево. Казанский монастырь |
Куплиям. Воскресенская церковь |
Починки. Преображенская церковь |
Рязановский. Николо-Радовицкий монастырь |
Рязановский. Церковь Рождества Богородицы |
Рыжево. Введенская кладбищенская церковь |
Шувое. Старообрядческая Троицкая церковь

Монастырь в советское время

В XVIII веке численность братии монастыря доходила до 140 человек, в 1897 года в монастыре находилось 48 монахов.

В XX веке монастырь постигла участь многих монастырей и храмов на святой Руси. В 1919 году обитель была закрыта. Перед закрытием в монастыре подвизалось 16 монахов и 2 послушника. В 1923 году монахов разогнали, и лишь последний настоятель игумен Мелетий не бросил вверенной ему святыни и продолжал жить в Радовицах. Умер он в середине 1930-х годов и покоится на сельском кладбище.

В новом игуменском корпусе расположилась школа, в храме святых праведных Богоотцов Иоакима и Анны расположился пункт по приему от населения молочной продукции, братский корпус был передан под хлебопекарню и прядильный цех, в монастырской гостинице расположился акушерский пункт. После закрытия перед войной приходского храма Рождества Богородицы, вернувшийся из ссылки его настоятель — священник Василий Парнасов (1869 г. рождения) служил службы в монастырском соборе Рождества Богородицы, но в 1943-м под предлогом эпидемии ящура ему запретили это делать. С тех пор благочестивые люди собирались на дому местной жительницы Елены Левинской и молились там. Елена приютила у себя отца Василия, так как его собственный дом отобрали. Отец Василий, вплоть до самой своей кончины в начале 1950-х, крестил детей, окормлял посильно группу верующих. Сын отца Василия Михаил участвовал в Великой Отечественной войне, лейтенант, награждён медалью «За отвагу» и орденом Красной звезды.

В конце октября 1945 года года в Радовицах взорван собор святителя Николая, в послевоенное время разобраны южная и западная стены монастыря на нужды образовавшегося здесь предприятия по добыче торфа. По рассказам очевидцев, монастырская библиотека, книги в кожаных переплётах, лежали в середине 1950-х грудой на полу, по этой груде ходили ногами. Лишь храм Рождества Богородицы, в который была снесена вся не изъятая утварь, до конца 60-х годов сиял прежним великолепием.

После того, как в 1960-х годах все службы из монастыря были переведены в новообразовавшийся рабочий посёлок Рязановский, монастырские здания стали целенаправленно осквернять и разрушать. Собор Рождества Богородицы в 1980-е годы стоял без окон и дверей, овцы в летнюю жару искали прохлады под его сводами. Молодёжь собиралась в нём на Пасху и устраивала внутри огромный костёр из автомобильных покрышек. В результате рухнули своды. И таким образом к концу XX века монастырь превратился в груду развалин. Местами сохранились стены братского и настоятельского корпусов, угловые башни, остов колокольни, в храме Рождества Богородицы вместо сводов сияет голубое небо, а стены покрыты трещинами.

Известные люди

На территории монастыря были похоронены многие известные граждане России. В 1681 году погребён Григорий Васильевич Ляпунов, потомок известного предводителя Рязанского ополчения в Смутное время, а в 1726 году Стольник, позднее юстиц-коллегии асессор Иван Григорьевич Ляпунов. Также некоторое время в обители проживал Софроний Лихуд, один из двух братьев, которых прислал в Россию Константинопольский патриарх Дионисий и с которых началась история первого высшего учебного заведения в Москве — Славяно греко латинской академии, будущей Московской Духовной академии.

Монастырь посещал поэт Сергей Есенин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector