Экранизация русской классики: список фильмов по классическим произведениям писателей

Содержание:

Убить пересмешника

To Kill a Mockingbird, 1962

Буквально через несколько дней выйдет скандальный приквел романа «Убить пересмешника»: поговаривают, что «Go Set a Watchman» увидит свет исключительно благодаря пронырливости издателей, публикующих книгу вопреки желанию Харпер Ли. Главная работа писательницы, все эти годы остававшаяся по суди единственной, обеспечила ей прижизненную славу и стала классикой американской прозы. Экранизация пулитцеровского романа об адвокате из Алабамы времен Великой депрессии не заставила себя ждать. Фильм без лишней помпы показывает главное: уничтожающий расизм и тех, кому хватает смелости с ним бороться, становление духа и воспитание доброты в людях. Аттикуса Финча сыграл главный голливудский актер того времени Грегори Пек, получив за свою роль «Оскар». Сама Харпер Ли осталась от фильма в восторге и не раз восхищалась именно игрой Пека.

«Убить пересмешника»

Харпер Ли, 1960

Усадьба Хауардс-Энд

Howards End, 1992

Э. М. Форстера мы вспоминали совсем недавно — это по его роману снят фильм с молодым Хью Грантом «Морис». «Усадьба Хауардс-Энд» под стать многим другим классическим произведениям из этого списка ставит своей задачей запечатлеть современное писателю время. В случае Форстера это эдвардианская Великобритания на рубеже веков, показанная через переплетенную историю трех семей разного происхождения. В экранизации задействовали только лучших: помимо Энтони Хопкинса, главные роли достались Хелене Бонэм Картер, Ванессе Редгрейв и, как подобает любому хорошем фильму по британской классике, Эмме Томпсон. Последняя получила за эту роль «Оскар». Режиссер картины Джеймс Айвори — половина легендарного дуэта Айвори — Мерчант, который уже несколько десятилетий подряд адаптирует культовые литературные произведения для кино. Дуэт давно стал именем нарицательным, а его работы вызывают неизбежные ассоциации с пафосными историческими драмами. Впрочем, это не отменяет заслуженного успеха «Усадьбы Хауардс-Энд». 

«Говардс-Энд»

Э. М. Форстер, 1910

Гордость и предубеждение

О книге. «Гордость и предубеждение» – первое произведение Джейн Остин, она написала его в возрасте всего 21 года. Но издателям не понравилась рукопись, книгу не стали издавать.

Рукопись хранилась у Джейн Остин 15 лет. Только когда ее очередной роман «Разум и чувства» получил огромный успех, она решилась опубликовать свою первую книгу, отредактировав и дополнив ее. Написанный в юности и проверенный в зрелости, роман «Гордость и предубеждение» получился ярким, непосредственным, мудрым и зрелым. Сегодня это самое знаменитое произведение писательницы.

В центре сюжета – английская аристократическая семья с пятью дочерями, которые не получат наследства из-за английских законов майората. Вторая дочь Элизабет Беннет – главная героиня романа. Она знакомится с новыми соседями и их другом – мистером Дарси. Молодые люди не понравились друг другу: Дарси считает, что семья Беннетов не его круга, а Элизабет складывает свое мнение по первому впечатлению. Так гордость и предубеждение мешают им увидеть то, что их сближает.

Об экранизации. По роману «Гордость и предубеждение» снято несколько фильмов, сериалов и киноадаптаций. Последними были полнометражный фильм «Гордость и предубеждение» 2005 года с Кирой Найтли в главной роли и комедийный фильм ужасов и пародия «Гордость и предубеждение и зомби».

Но больше всего положительных отзывов от критиков и зрителей получил мини-сериал 1995 года с Колином Фертом и Дженнифер Эль в главных ролях. Режиссером экранизации выступил Саймон Лэнгтон, а сценарий подготовил Эндрю Дэвис. Сериал снимался на студии ВВС, как и большинство лучших адаптаций британских книг.

Сериал «Гордость и предубеждение» 1995 года имел большой успех среди британцев

Исполнительница главной роли получила премию BAFTA, а Колин Ферт обратил на себя внимание всего мира

Сериал состоит из шести серий. Сценарий написан строго по книге, никаких серьезных расхождений с сюжетом нет. Актеры гармонично смотрятся в атмосфере Англии периода регентства. Создателям сериала прекрасно удались костюмы этой эпохи.

В список хороших экранизаций британской классики также можно включить российский фильм «10 негритят» по детективу Агаты Кристи, «Усадьба Хауардс-Энд» по роману Эдварда Моргана Форстера, сериал «Полдарк» по книгам Уинстона Грэма, «Приключения Шерлока Холмса» с Джереми Бреттом по детективам Артура Конан Дойля и адаптация «Саги о Форсайтах» Джона Голсуорси 2003 года.

«Великий Гэтсби», Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Творчество Фрэнсис Скотт Фицджеральда получило общественное признание лишь после смерти самого автора. Большая доля положительных отзывов приходится на роман «Великий Гэтсби». Секрет успеха произведения заключается в прекрасно прописанных персонажах и трогательном сюжете. Книга органично совмещает в себе несколько жанров — от драмы до детектива. Действие происходит в Соединенных штатах, во времена Первой мировой войны. Главный герой — Джей Гэтсби проходит долгий путь от бедного юноши до богатого мужчины, живущего на «золотом побережье» Лонг- Айленда. Впервые «Великого Гэтсби» экранизировали в 1926 году. Произведение переносили на экраны более 10 раз. Последняя экранизация состоялась в 2013 году, где роль Гэтсби сыграл Леонардо Ди Каприо.

«Лолита» (1962)

Стэнли Кубрик

Кадр из фильма «Лолита» (1962)

Сделать «Лолиту» фильмом – задача непростая. Это история о связи взрослого мужчины и 12-летней нимфетки. Когда Набоков только написал свой роман (на английском языке, так что да, это не совсем «русская литература») в 1955 году, на него не обратили внимания. Чуть позже «Лолита» попалась британскому писателю и журналисту Грэму Грину (автор «Тихого американца», значимого произведения о политике США во Вьетнаме). Грин рекомендовал «Лолиту» читателям журнала, где он работал, как «лучшую книгу 1955 года». Тогда и начался скандал. Книгу называли извращением, порнографией, «грязной книжонкой». Сам Набоков нежно любил роман и считал вершиной своего творчества. Он согласился сам адаптировать его для Стэнли Кубрика в 1962 году.

Так появился черно-белый шедевр «Лолита», который сегодня включают в списки значимых картин мирового кинематографа. Но признание пришло не сразу. Поначалу фильм вызвал смешанные чувства и у критиков, и у зрителей. Люди валили в кинотеатры толпами, думая, что вот сейчас они увидят на экране «клубничку». Однако Кубрик и Набоков обошлись лишь полунамеками и гениальными диалогами, которые и передают атмосферу «Лолиты».

Роль Долорес Хейз (она же Лолита) принесла 14-летней исполнительнице Сью Лайон «Золотой глобус» в номинации «Самая многообещающая начинающая актриса». Она действительно хороша, впрочем, как и Джеймс Мэйсон в роли Гумберта Гумберта, и Шелли Уинтерс в роли Шарлотты Хейз.

К слову, роман «Лолита» был экранизирован всего лишь два раза: Стэнли Кубриком и Эдрианом Лайном, тем самым, который снял «Девять с половиной недель».

«Белые ночи» (1957)

Лукино Висконти

Кадр из фильма «Белые ночи» (1957)

«Белые ночи» Лукино Висконти – это как набросок в живописи. Но набросок чудный и законченный. Фильм словно соткан из мерцания луны, ночных теней и дрожащего света уличных фонарей. Сам Достоевский здесь как дух – его не видишь, но чувствуешь постоянно.

На первый взгляд это сентиментальная «обычная» история любви. Девушка ждет возлюбленного, который исчез год назад, но обещал вернуться, и в это время встречает другого. Он, конечно же, влюбляется в нее и показывает ей незнакомый мир чувственности и любви. Девушка терзается выбором: долг или новое чувство?

Особенным этот фильм делают актеры: прекрасная Мария Шелл, сексапильный Марчелло Мастроянни и насупленный Жан Марэ. Они удивительным образом влились в «Петербург», который создал Висконти.

Съемки фильма проходили в специально построенном павильоне и в итальянском портовом городке Ливорно. Петербург Висконти превратился в череду запутанных маленьких улочек и переулков, мостиков и тупиков; тут всегда есть ощущение ирреальности происходящего.

«Белые ночи» прошли мимо критики и массового зрителя, однако сам Висконти очень любил этот фильм. Он говорил, что его в этой истории привлекает возможность сбежать от реальности к мечте. Ночные свидания возлюбленных магией кино здесь превращаются в прекрасный, реально-нереальный сон.

Разум и чувства

Sense and Sensibility, 1995

Мало чьи произведения экранизировали так же часто, как наследие главной английской романистки Джейн Остин. Достойных примеров масса, и большинство из них принадлежат компании BBC, которая наловчилась превращать знаменитые романы в такие же удачные мини-сериалы. Если говорить о фильмах, то на ум сразу приходит «Гордость и предубеждение» с Кирой Найтли, но мы решили вспомнить другое знаменитое произведение писательницы. «Разум и чувства» — первый опубликованный роман Остин, вышедший под лаконичным псевдонимом «Дама». В 1995 Энг Ли снял по нему очень нежный фильм с завидным звездным составом: Эмма Томпсон, Кейт Уинслет, Хью Грант и Алан Рикман — чего еще желать. Томпсон не только сыграла одну из главных ролей, но еще и адаптировала сценарий. Хотя фильму Ли не хватает реализма, режиссер удачно интерпретирует первоисточник, оставаясь внимательным к деталям и юмору.

«Разум и чувства»

Джейн Остин, 1811

Много шума из ничего (Much Ado About Nothing) 2011

  • Жанр: мелодрама, комедия
  • В основе картины одноименная комедия Уильяма Шекспира
  • Страна: Великобритания
  • Сюжет повествует о подготовке к свадебной церемонии и попытке героев сблизить еще одну строптивую парочку.

Действие картины перенесено из средневековой Италии в 70-е года прошлого века. Герои сменили доспехи на современные костюмы и готовятся к предстоящему торжеству. Друзья влюбленных также хотели бы видеть у алтаря сэра Бенедика и девушку Беатриче, которые на людях постоянно обмениваются колкостями. В предсвадебной суете злобный Дон Хуан вынашивает планы расстроить свадьбу главных героев — Геро и Клаудио.

Король (2019)

Фильм – масштабная современная интерпретация шекспировских средневековых хроник правления Генриха IV и Генриха V. Действие происходит в начале XV веке во время Столетней войны. Своенравный принц Хэл, младший сын правителя, даже не мечтает о троне. Баловень судьбы прожигает юность в тавернах за компанию с хвастуном и пьяницей сэром Фальстафом.

Смерть отца и старшего брата лишает юношу права выбора. Хэлу под именем Генриха V приходится взять на себя ответственность за исход французско-британской войны. Ярчайшей победой средневекового монарха станет реалистично поставленная в фильме битва при Азенкуре.

Оригинальное названиеThe KingЖанрБиография, драмаАктерыТимоти Шаламе, Джоэл Эдгертон, Роберт Паттинсон…СтранаВеликобритания, Венгрия, США, АвстралияРейтингКинопоиск – 7.1, IMDb – 7.2Возрастные ограничения16+

451 градус по Фаренгейту (Fahrenheit 451) 1966

  • Жанр: фантастика, драма
  • В основе сюжета произведения Рея Бредбери
  • Страна: Великобритания
  • Кинолента показывает мир будущего, где письменные издания подлежат уничтожению, а лица, хранящие их, преследуются по закону.

Отказываясь от книг, мы уподобляемся описываемому обществу будущего. Поэтому эта экранизация включена в лучшие фильмы, снятые по книгам мировой классики. Роман-антиутопия включен в список лучших за яркую демонстрацию последствий отказа людей от своей истории. По сюжету специальный отряд огнеметчиков под командованием сержанта Гая Монтэга безукоризненно выполняет приказы, сжигая все найденные книги. Случайная встреча с девушкой Клариссой зарождает в его душе сомнения, и он начинает переосмысливать свою жизнь.

Гамлет

Hamlet, 1996

Многие видели классического для постсоветского пространства «Гамлета» со Смоктуновским в главной роли — очень академичную, но оттого не менее блестящую экранизацию. Сыграть Гамлета — дело чести для большинства актеров, и адаптировали трагедию сотни раз — от кино до театра кабуки. Например, в этом году в постановке лондонского театра Барбикан Гамлета играет всеобщий любимец Камбербэтч. Актер и режиссер Кеннет Брана, снявший новую «Золушку», большую часть своей карьеры посвятил Шекспиру. Не став дожидаться приглашения от других, он сам сыграл большинство главных ролей — в «Гамлете» в том числе. Экранизация Браны собрала исключительно хвалебные отзывы критиков, не последнюю роль в этом сыграло то, что режиссер не стал жертвовать текстом первоисточника в пользу экранного времени. Как и на сцене, «Гамлет» Браны идет полных 4 часа и выглядит эпично: визуальный ряд фильма идет вразрез с привычной аскетичностью других интерпретаций. Из новых экранизаций также заслуживает внимания менее дословная индийская «Хайдер», чье действие перенесено в современный Кашмир.

«Трагическая история о Гамлете, принце датском»

Уильям Шекспир, 1600–1601

Собачьего сердца

Пятое место занимает один из самых экранизируемых русских писателей — неподражаемый Михаил Булгаков, точнее, легендарная экранизация «Собачьего сердца». Цитаты из этой сатирической комедии мигом разошлись на пословицы, а имена заглавных персонажей стали нарицательными. Обаяние актера Евстигнеева, сыгравшего саркастичного волшебника-хирурга Преображенского, оказалось настолько велико, что затмило подлинный образ книжного профессора — брюзги и сноба, зарабатывающего на красивую жизнь подозрительными операциями. Хотите увидеть эпоху НЭПа в сатирическом зеркале? Смотрите «Собачье сердце»!

Карина Добротворская, «Кто-нибудь видел мою девчонку?»

Что за книга: Карина Добротворская, исполнительный директор Condé Nast, в 2014 году разродилась довольно-таки саморазоблачительными мемуарами о юной жизни в Петербурге, когда у нее ничего не было, но была красивая любовь к кино и первому мужу, кинокритику Сергею Добротворскому. Именно предельная откровенность завоевала этому тексту повсеместную популярность: Добротворская описывает, как уходила от мужа за деньгами, как страсть иметь все оказалась для нее важнее богемной жизни и как сегодня она сидит в Париже с молодым любовником, а внутри у нее, несмотря на счастливую жизнь и фантастическую карьеру, «застывшая боль, засохшие слезы и бесконечный диалог с человеком, которого не было». Ее можно читать как тоску по ушедшей молодости, описание богемной жизни Петербурга 1990-х и немножко признание в том, что когда женщина не может позволить себе купить дизайнерское платье, это тоже травма, убивающая любые высокие чувства.

Что на экране: Анна Чиповская в роли Карины и звезда фильмов Кирилла Серебренникова Александр Горчилин в роли Сергея — фильм Ангелины Никоновой наверняка стремится рассказать еще более про красоту и любовь, чем это в итоге удалось книжке. Это третья картина режиссера Ангелины Никоновой после «Портрета в сумерках» о женщине, живущей со своим насильником, и «Велкам хом» о русских эмигрантах в Америке. Фильм между тем закончен, ожидался на экранах в 2020 году, а когда теперь — непонятно.

Оно (дилогия, 2017 и 2019)

Одна из самых значимых работ короля ужасов Стивена Кинга получила две экранизации в формате полнометражных фильмов. Когда в городке Дерри исчезают дети, несколько друзей начинают расследование и сталкиваются с настоящим древним злом – клоуном Пеннивайзом. Экранизацию стоит посмотреть по нескольким причинам – это действительно жуткое кино, ретро атмосфера кинговского городка передана очень реалистично, а талантливые актеры заставят переживать за героев на протяжении всего фильма. Страшилка стала самым кассовым в истории жанра хоррором, собрав 700 млн долларов.

Оригинальное названиеItЖанрУжасы, фэнтези, драма, детективАктерыДжейден Мартелл, Джереми Рэй Тейлор, София Лиллис…СтранаСША, КанадаРейтингКинопоиск – 7.3, IMDb – 7.3Возрастные ограничения18+

Шинель (1926)

  • Жанр: драма
  • Фильм снят по мотивам литературных произведений Н.В. Гоголя «Невский проспект» и «Шинель»
  • Страна: СССР
  • Классика русской литературы о «маленьком человеке», который боится самой жизни и ничего не хочет в ней менять.

Не желая ответственности, Акакий Башмачкин отказывается от продвижения по службе, тем самым обрекая себя быть вечным переписчиком канцелярии. Спустя годы им овладевает мечта о покупке дорогой шинели с меховым воротником. Именно в ней он чувствует себя «большим начальником», шагая по улицам Петербурга. Но вскоре шинель с героя снимают грабители, а сам Акакий Акакиевич, простыв, вскоре умирает, не успев насладиться обновкой.

«Страх и любовь» (1988)

Маргарета фон Тротта

Кадр из фильма «Страх и любовь» (1988)

Для своего фильма «Страх и любовь» режиссер Маргарета фон Тротта взяла за основу пьесу Антона Чехова «Три сестры».

В центре истории семейство Парини: Велия, которая преподает в университете, замужняя Мария, 18-тилетняя Сандра и Роберто, их брат. Жизнь Парини обычна, скучна, но гармонична, как и полагается интеллигентной семье. Все меняется, когда в их мир врывается Массимо. Когда-то он учился у их отца и потом долгое время жил в Америке. Велия закручивает с ним тайный роман, но потом узнает, что и Мария от него без ума.

Несмотря на «любовный треугольник», эта история не столько о любви, сколько о женщинах. О том, какими они могут быть доверчивыми и беззащитными в любви, как отчаянно могут страдать, когда их предают, какими сильными они могут быть, несмотря на всю ту боль, что таится у них в душах.

Каждая из героинь фон Тротты по-своему несчастна, у каждой из них своя история со своими противоречиями, поэтому каждую их них по-настоящему жаль. И если у Чехова сестры смотрели в будущее с надеждой, то в экранизации фон Тротта все совсем по-другому. Они страшатся своего будущего и даже не хотят, чтобы оно наступало. Однако это неизбежно: от него не убежать, и самое печальное то, что изменить его тоже не в их силах.

Кстати, в 2019 году вышел фильм «Чайка» с Сиршей Ронан по пьесе Антона Чехова – каким он получился, читайте в нашей рецензии

Троя (Troy) 2004

  • Жанр: боевик, история
  • Фильм создан по мотивам поэмы Гомера «Илиада»
  • Страна: США, Мальта
  • Картина повествует о разрушительной войне во имя любви, где целые города рушатся под натиском враждующих армий.

Собирательный сюжет охватывает значительный временной интервал, известный современникам по произведениям Гомера «Илиада», «Одиссея», а также упоминаемый в поэмах «Метаморфозы» Овидия и «Энеида» Вергилия. В 1193 году до нашей эры правитель Трои Парис похищает жену царя Спарты Елену. Царь и его брат Агамемнон снаряжают целую армию, которая окружает Трою, требуя отдать Елену. Кровавая осада продолжалась 10 лет, тысячи воинов приняли смерть за честь и славу.

Мастер и Маргарита (2005)

  • Жанр: триллер, драма
  • Фильм основан на произведении Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Страна: Россия
  • Сатирический сюжет о человеческих пороках и греховности, преследующих человека на протяжении всей жизни.

В довоенную Москву приезжает иностранный профессор Воланд, которому интересно посмотреть на жителей столицы. Среди глупых, алчных, жадных и злых людей он находит две чистые души — писателя Мастера, который только что закончил свой роман о Понтии Пилате, и его возлюбленную Маргариту. Режиссер проводит параллели, сравнивая ту эпоху с современностью, показывая, что люди остались теми же, со всеми пороками и недостатками.

«Дуэль» с Эндрю Скоттом (2010)

Грузинский режиссёр Довер Кошашвили снял фильм по повести русского классика Антона Чехова на берегах Хорватии. В главных ролях — британцы. Картина о взаимоотношениях людей, череда событий в жизни которых привела к дуэли, получилась гармоничной и атмосферной, с лёгким британским колоритом. 

Сюжет, как и в повести, строится вокруг пары — аристократа Ивана Лаевского (его и играет Эндрю Скотт) и красавицы Нади. Когда-то они вдвоём сбежали из Петербурга на Кавказ от мужа Надежды, но теперь Лаевский понял, что не любит её, а держит при себе, потому что идти ей больше некуда. Он мечтает вернуться обратно. Такое беспечное отношение к жизни и к женщине вызывает негодование со стороны благородного зоолога фон Корена. Между ними вспыхивает конфликт. 

«Доктор Живаго»

Кадр из фильма «Доктор Живаго» (1965)

«Доктор Живаго» Бориса Пастернака стал одним из самых спорных романов для кинематографа. По нему снято не так много экранизаций, а в тех, которые вышли (картина Дэвида Лина 1965 года и Джакомо Кампиотти 2002 года), легко найти множество недочетов. Но все же есть в них нечто притягательное, что заставляет в них влюбиться.

Премьера фильма Дэвида Лина «Доктор Живаго» состоялась в 1965 году. Он стал одной из самых кассовых картин в американском кинематографе. История Юрия Живаго, мечущегося между двумя женщинами, была показана на 22 языках по всему миру. 5 «Оскаров» и 5 «Золотых глобусов» говорят сами за себя. В то же время, хотя версия «Доктора Живаго» Дэвида Лина отвечает духу и замыслу романа, в ней есть абсолютные «клюквенные» нелепицы и штампы. Например, момент с несчастной балалайкой.

Самому Лину, между прочим, персонаж Живаго оказался очень близок. В жизни режиссера сложилась похожая ситуация: он был женат на Лейле Маткар, а любил Барбару Коул. Для Лина Коул так и осталась недостижимой «женщиной-мечтой».

Кадр из сериала «Доктор Живаго» (2002)

Однако «самой русской Ларой» называют Киру Найтли в экранизации 2002 года, которую снял итальянец Джакомо Кампиотти. Найтли сумела представить такую Лару, глядя на которую понимаешь, почему Живаго постоянно возвращался к ней всеми своими мыслями. В ней есть хрупкость, надломленность, женская сила в сочетании с роковой сексуальностью. В «Докторе Живаго» Найтли сыграла за два года до своего звездного часа в «Пиратах Карибского моря».

«Мастер и Маргарита», Владимир Бортко | 2005


Когда Владимир Бортко объявил о своем решении снять сериал по роману Булгакова «Мастер и Маргарита», поклонники творчества писателя стали с нетерпением ожидать премьеры.

В прошлом было много неудачных попыток экранизаций, ни одна из них не увенчалась успехом. Владимиру Бортко удалось сделать невозможное.

По сюжету в Москву прибывает сатана со своей свитой. Их интересует новое общество, которое выстроено без влияния религии, сатане нужны новые люди.

Сериал «Мастер и Маргарита» назвали событием года. Кстати, режиссер постарался, чтобы происходящее на экране строго соответствовало содержанию романа. Здесь нет домыслов сценаристов или дополнений от создателей. Наверное, благодаря этому, «Мастер и Маргарита» так полюбилась телезрителям.

Исторические фильмы с высоким рейтингом

Прошлое наполнено интригующими и ценными темами. Уравновешивая фактическую точность и подлинное развлечение, исторические фильмы с высоким рейтингом часто раскрывают лучшее в режиссерах России. Их мастерство доведено до предела, что создает шикарное кино, при этом отдавая должное реальности и людям.

Публика часто упускает из виду исторически значимые произведения. Большинство кинозрителей знакомы с общепризнанной классикой, но даже не подозревает о существовании других замечательных кинолент. Между тем, игнорировать эти произведения — значит игнорировать некоторые из самых важных и влиятельных фильмов, формирующих мировоззрение современников.

Байопик о Михаиле Калашникове, известном во всем мире как создатель автомата АК-47. Проект фокусируется на периоде, когда он разработал оружие, и который охватывает часть Второй мировой войны.

1917 год. Александр Колчак — начинающий морской офицер на российском фронте. В битве против немецкого флота он демонстрирует стратегическую гениальность и тем самым заслуживает уважение всего своего войска. В частности, его товарищ и друг Сергей Тимирев впечатлен патриотизмом Колчака и хотел бы познакомить его с женой. На банкете Колчак впервые встречает юную Анну. Герои безумно влюбляются друг в друга, но любовь не остается незамеченной ни Сергеем, ни женой Колчака, Софией, и сталкивает пару с большими трудностями.

Начало 1960-х. Новочеркасск. Людмила — член местной коммунистической партии и большая защитница идеалов режима. Во время забастовки на заводе по производству двигателей он видит, как армия, посланная правительством, стреляет в протестующих, устроив бойню. Это событие навсегда изменит ее идеалы и политические ценности. Город разрушен и потрясен беспорядками, многие люди ранены или пропали без вести, в том числе дочь Людмилы, что заставляет женщину отчаянно искать подростка в кровавом хаосе.

Конец 1950-х. Студент по обмену, сын русской женщины и члена коммунистической партии, приезжает в Московский университет, чтобы изучать классическую русскую литературу, а также исследовать собственные семейные корни. В процессе он знакомится с гениальной балериной Кирой Галкиной и фотографом Валерием Успенским. Вместе с ними герой погружается в ускользающую от режима андеграундную культуру.

1357 год. Влиятельная мать нового хана Монгольской империи, Золотой орды, заболела. Ханша теряет зрение. После того, как множество знахарей терпит неудачу в своих попытках ее исцелить, группа монгольских посланников отправляется в Московское княжество в поисках святого Алексия, митрополита и известного чудотворца. Под угрозой и страхом нашествия святой человек отправляется в огромный суровый город Золотой Орды, где пытается излечить болезнь Тайдулы, пока вероятность вторжения Орды висит на волоске.

«Записки юного врача» с Дэниэлом Рэдклиффом (2012)

Мини-сериал по мотивам рассказов Михаила Булгакова «Записки юного врача» — это чёрная комедия. История о том, как молодой специалист приезжает в деревню Никольское, чтобы возглавить местное медицинское отделение, наполнена трагикомическими ситуациями: главный герой вместо зуба удаляет пациенту целую челюсть, солдат не желает лечиться от сифилиса и грозит распространением эпидемии. 

Главного героя, Доктора, играют сразу два актёра — Дэниэл Рэдклифф и Джон Хэмм. События сериала также разделены на две части: действие одновременно происходит в Москве 1934 года и в селе Никольское — в 1917‑м. В кабинет к уже взрослому Доктору приходит с обыском НКВД, и пока они ворошат его папки и тумбочки, он натыкается на старую записную книжку. И погружается в воспоминания о начале своей карьеры. 

Дмитрий Глуховский, «Метро 2033»

Что за книга: да кто ее не знает! В 2005 году Дмитрию Глуховскому удалось придумать идеальный сеттинг —московское метро после катастрофы, каждая станция которого превратилась в отдельное государство, и чтобы соединить их все и спасти от опасности, метро надо пройти, как квест или как Фродо Средиземье — от края и до края. Со временем книга разрослась до целой вселенной, новые главы писали авторы со всего мира, где только прокопали свое метро, и единственное, что мешает еще большей славе «Метро», — что расти ему, кажется, уже некуда.

Что на экране: на самом деле, неизвестно почти ничего, кроме того, что картину спродюсируют Евгений Никишов и Валерий Федорович и готовы потратить на нее очень много денег. Это не первый раз, когда Глуховского пытаются экранизировать, — в Голливуде попробовали и сдались еще несколько месяцев назад, а в России хотели и раньше, но он не давался. Но недавний успех спектакля и фильма по его роману «Текст», аудиосериала «Пост» на сервисе Storytel и многообещающий сериал «Топи» по его сценарию, который вот-вот выйдет на экраны, доказывают, что рука у Глуховского все еще золотая рука. Он прекрасно чувствует потребности аудитории и умело играет с ее страхами. Ну а страх перед наступающей катастрофой, конечно, вечен: тут вот Замятина экранизируют, чем Глуховский с его «Метро» хуже. Единственное — «Метро 2033», конечно, требует сериала. Было бы по‑настоящему интересно перепридумать эту вселенную заново с учетом новых реалий.

«Граф Монте-Кристо», Александр Дюма

Это история о любви, предательстве, мести и преодолении самого себя. В жизни Эдмонта Дантеса все складывается прекрасно: неплохой достаток, верные друзья и любимая девушка. Но донос завистника моментально отправляет невинного Эдмона за решётку на долгие четырнадцать лет. Не потеряв за такое продолжительное время волю к жизни, Эдмонт сбегает из тюрьмы. Дантес собирается вернуться во Францию, попутно разбогатев с помощью пиратских кладов, про которые ему рассказал человек, с которым он познакомился в тюрьме. По возвращению он разрабатывает план мести. Тщательно продумывает и просчитывает шаги своих противников, нанося удар в самый неожиданный момент, заставляя поплатиться за поступок, который они совершили.

Несколько дней из жизни И. И. Обломова (1979)

  • Жанр: драма, мелодрама
  • По мотивам романа И. А. Гончарова «Обломов»
  • Страна: СССР
  • Сюжетная линия раскрывает образ жизни помещиков дореволюционной России, суть которой — праздность и безделье.

Пытаясь растормошить главного героя Илью Ильича — владельца небольшого имения, его друг детства Андрей Иванович Штольц делает все, чтобы заставить его начать жить в полном понимании этого слова. Вынужденный уехать, он поручает эту миссию семейству Ильинских, снимающих дачу по соседству с Обломовым. Между Ольгой и Ильей возникают нежные чувства. Но Обломову не хватает мужества и решительности сказать ей об этом. Он лишь мечтает о счастье, ничего не предпринимая.

Собачье сердце (Cuore di cane) 1975

  • Жанр: комедия
  • В основе сюжета одноименное произведение Михаила Булгакова
  • Страна: Италия, Германия
  • Авторская интерпретация удивительной жизни подопытного четвероногого, принявшего человеческий облик.

Получившее человеческое тело несчастное животное становится разумным членом социалистического общества. И начинает в буквальном смысле «брать от жизни все», ломая устоявшиеся стереотипы и моральные устои общества. Но вместе с открывшимися возможностями главный герой не может принять ответственность за свои аморальные поступки, поскольку не располагает подобным опытом.

Сорокалетнему мужчине не стать мальчишкой с молоком на губах

Многие из названных нами киношедевров критиковали за «возрастных» актеров и немолодых актрис, игравших роли молоденьких девушек и «зеленых» юнцов. Фильм, занимающий седьмое место в нашем ТОПе — блистательное опровержение ходячей истины «Сорокалетнему мужчине не стать мальчишкой с молоком на губах». Перешагнувший за сорок лет комик Георгий Вицын просто перевоплотился в юного балбеса Мишу Бальзаминова. Сам актер рассказывал, что его часами старательно гримировали, прежде чем выпустить на съемочную площадку. Но мы с вами знаем: там, где нет вдохновения и таланта, не поможет самая искусная «штукатурка».

Алексей Сальников, «Петровы в гриппе и вокруг него»

Что за книга: роман уральского писателя Алексея Сальникова обнаружила в журнале «Волга» и прославила критик Елена Макеенко. Волна, поднявшаяся за этим открытием, довела Алексея Сальникова до премии «Национальный бестселлер», а «Петровых» — до статуса культовой русской книги, давно невиданного в наших селениях. В романе вроде бы ничего не происходит, внешне его сюжет можно свести к «семья автослесаря Петрова заболевает гриппом под Новый год», но в предновогодних днях гриппозного бреда словно открывается портал в настоящую русскую метафизику: все времена связаны, любая реальность иллюзорна, живые соседствуют с мертвыми и в каждой маленькой жизни обнаруживается скрытый таинственный смысл. Это вообще очень русское стремление — утешить метафизикой бессмысленность маленькой провинциальной жизни (читай: Гоголь, Булгаков, Пелевин и т. д.). А у Алексея Сальникова жизнь еще и ощутимо «наша», и весь роман пронизан узнаванием живых знакомых деталей: урна, заваленная окурками, будто «ждала кого-то на свидание и много курила», трупик осы в пустой рюмке от коньяка, народный гомон фоном.

Что на экране: режиссер Кирилл Серебренников отлично умеет работать с литературой — в его театральном послужном списке есть великолепные экранизации как классики («Господа Головлевы», «Обыкновенная история»), так и современной прозы («Голая пионерка» Михаила Кононова, «Околоноля» Натана Дубовицкого). В романе Сальникова он увидел собрание «перевертышей, мифологем, временных пластов, жанровых эпизодов» и юмора, из которого на экране можно собрать настоящий парад аттракционов. В главных ролях в фильме снялись Семен Серзин и Чулпан Хаматова, а еще там есть Иван Дорн в 18-минутном эпизоде, снятом единым кадром. Съемки фильма закончены, и уже немногие опубликованные из него кадры обещают острое зрительское счастье. Только когда оно нас настигнет, пока непонятно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector