15 лучших фильмов про феминисток

Содержание:

Радикальный феминизм

Направление появилось в 1960‑х годах. Главными фигурами движения были Шуламит Файрстоун, Кэти Сарачайлд, Ти-Грейс Аткинсон и Кэрол Ханиш.

Основательница радикально-феминистской группы «Красные чулки» Эллен Уиллис , что направление сильно помогло всему движению. Например, активистки стали публично обсуждать вопросы сексуальности, разработали «язык» второй волны (например, именно они ввели термин «патриархат» в феминистскую теорию) и легализовали аборты в США. Сегодня радикальный феминизм — скорее идейная основа.

Основные идеи

  • Общество — это патриархат, где мужчины — угнетатели, а женщины — угнетённые. Мужское превосходство — фундамент, на котором выросли другие виды угнетения, например расовое и классовое. 
  • Женщины не всегда осознают несвободу. Они становятся домохозяйками и стараются быть красивыми не по собственной воле, даже если думают иначе.
  • Работа в порнографии и секс-индустрии — не добровольный выбор женщины. Чаще всего она вынуждена это делать из-за дискриминации и бедности. Секс-индустрия порождает нездоровую модель поведения: мужчина доминирует, а женщина страдает от жестокого обращения. 
  • У женщины должна быть полная свобода над репродуктивным здоровьем. Она имеет право на аборт и контрацепцию. Сам вопрос зачатия ребёнка тоже должен оставаться за ней. Мужчина, семья, государство и церковь не имеют право давить на неё. Иначе это репродуктивное насилие.

Поднаправления

Культурный феминизм

Активистки считают, что мужчины и женщины различаются с точки зрения не только биологии, но и культуры, истории и психологии. Они разделяют мужское и женское поведение, поощряют второе за эмпатию, чувственность, склонность отдавать, стремление к миру. Культурные феминистки мечтают о матриархате, потому что женщины могут построить гармоничное и ненасильственное общество.

Сепаратистский феминизм

Сторонницы поднаправления считают, что от мужчин нужно отстраниться. Только так можно сопротивляться патриархату. Сепаратистка принципиально не вступает в рабочие или личные отношения с мужчиной. К формам сепаратистского феминизма относится также позитивная дискриминация, когда женщин предпочитают мужчинам при равных критериях отбора, например при найме на работу.

Далее речь пойдёт SWERF и TERF, которые часть сообщества признаёт течением радикального феминизма. Но тут есть разногласия, и многие критикуют поднаправления за антифеминизм. Другие находят определения оскорбительными для представительниц радикального течения.

TERF

С английского trans-exclu­sion­ary rad­i­cal fem­i­nist — радикальная феминистка, которая исключает трансгендеров. Активистки считают, что мужчина всегда остаётся мужчиной и угнетателем, а женское тело — не оболочка, которую можно «примерить».

SWERF

Радикальные феминистки выступают против секс-работы, но готовы защищать интересы женщин, которые в неё вовлечены. Но не SWERF — sex work­er exclu­sion­ary rad­i­cal fem­i­nist (исключающая секс-работниц радикальная феминистка). Они считают, что женщины, которые работают в секс-индустрии, поддерживают идею угнетения, а потому не заслуживают снисхождения. 

Большая часть произведений не переведена на русский язык.

Горизонтальные сообщества и солидарность

Выход общественных движений в большую политику — событийный центр сериала: «Миссис Америка» строго соблюдает таймлайн нарастающего конфликта между Шлэфли и фемдвижением в 1972—1973 годах. Самое интересное и ценное здесь — как раз взгляд на неоднозначную структуру политических сил, где поиск идеологического сторонника сопровождается постоянным торгом, закулисными переговорами и скрытыми договоренностями. Напомним, в начале 1970-х мир публичной политики — белый и мужской, так что, несмотря на сексистские и расистские тенденции, феминисткам требуется постоянно договариваться с теми, кто, по сути, является источником их проблем, — самоуверенными белыми мужчинами и поддерживающими их женщинами.

Объединяющий пункт политической компании феминисток — право на аборт, которое в стране с верующим консервативным населением поддерживается далеко не всеми, поэтому публичный политик, мечтающий о победе, предпочтет такое требование в своей программе не выдвигать. «Если бы мужчина мог забеременеть, аборт был бы священным правом», — говорит Чисхолм, и она совершенно права. Опасность для жизни и здоровья подпольных абортов, невозможность прокормить еще одного ребенка, отсутствие социальной защиты и поддержки матерей — то, с чем в сюжете сериала сталкивается много женщин. «Аборт — это наш Вьетнам». Кто-то пережил аборт сам, кто-то похоронил подругу или сестру, кто-то вынужден ходить на работу с грудным ребенком, кто-то берет детей в офис, потому что не может позволить себе няню.

Но в остальных вопросах внутри фемдвижения солидарности меньше. Есть ли разница в требованиях белых женщин и меньшинств? Включать ли в повестку вопросы ЛГБТ+? Как быть с левыми идеями? С какими мужчинами-политиками и на каких условиях возможны альянсы? Можно ли выработать единую лексику и стратегию всего фемдвижения? Как любое кипучее и живое сообщество в борьбе за выживание, феминизм второй волны кипит от противоречий — феминисток слишком мало, чтобы прорваться в большую политику, но достаточно много, чтобы отличаться между собой. Сестринство или личная позиция? Безусловное союзничество по гендеру или отстаивание принципов конкретной группы? На наших глазах в «Миссис Америка» разворачивается настоящая битва в низах.

С кампанией Филлис Шлэфли тоже не все так безоблачно. Консерваторы имеют мутные источники дохода из ультраправых и религиозных организаций. Многие домохозяйки, которых берет под свое крыло Шлэфли, глупее нее, не умеют выступать и вести себя. Многие — расистки с афроамериканскими слугами дома. Другие не понимают психологических и социальных механизмов борьбы за власть, так как привыкли жить пассивно на доход своих мужчин. Ими удобно управлять, и Шлэфли это блистательно делает: эти женщины живут в мире без фактчека, легко поддаются внушению — но так же легко ими может манипулировать и кто-то другой.

«Я говорила всего с четырьмя мужчинами за всю свою жизнь — с отцом, мужем, сыном и священником», — хвастается Элис, сподвижница Филлис, много лет живущая в танке. Другая посвятила год борьбе с мюзиклом «Волосы». Зато они разбираются в информационном сетевом маркетинге: распространяют панику в телефонных разговорах с подружками, завязывают разговоры с потенциальными сторонницами на детских площадках, говорят об опасностях феминизма в салонах красоты. И не брезгуют выступлениями перед враждебной аудиторией, пытаясь расшатать ее единство

«Тот, на кого направлено медийное внимание, всегда побеждает» — актуальный тезис и в 2020 году, когда идет борьба за заголовки, а маленькие группы не могут объединиться перед большим злом. Трампизм, движение Time’s Up, приемы публичной полемики и давление на страх вместо обсуждения программы действий — часть политической реальности, в которой призраки Шлэфли, Фридан и Стайнем вселились в новое поколение женщин

Против порнографии: феминизм Андреа Дворкин / Against Pornography: The Feminism of Andrea Dworkin (1991)

Выпуск британского документального сериала Omnibus BBC о деятельности писательницы и феминистки Андреа Дворкин, которая вела войну с порнографией в 70‑х годах. Фильм снят на основе её трактата «Порнография: мужчины обладают женщинами». По мнению Дворкин, порнография — «это институт, который знакомит мужчину с изнасилованием». 

Фильм о том, как порноиндустрия подменяет понятие фантазии и конструирует ненормальное отношение к женщинам, прикрываясь тем, что это делается по их доброй воле. При этом опускаются условия, в которых находилось подавляющее большинство женщин, вовлечённых в порноиндустрию. 

Что почитать о положении женщин в порноиндустрии

Радикальный феминизм

Радикальный феминизм (часто используют сокращенный вариант — радфем) рассматривает общество как патриархальную систему, где мужчины систематически угнетают женщин.

По мнению радфем, в патриархате мужчинам по умолчанию принадлежат власть и экономические привилегии. С помощью социальных институтов мужчины держат женщин в подчиненном положении и контролируют их сексуальность.

Поскольку патриархат основан на общности мужчин, радфем видит женское единство наиболее эффективным способом борьбы с угнетением. Некоторые радикальные представительницы движения считают, что освобождение возможно только в изоляции от мужчин.

Также в отличие от интерсекциональных, радикальные феминистки считают, что поскольку ребенок неизбежно проходит гендерную социализацию, то в одной культуре все люди одного пола сталкиваются с похожими проблемами в процессе взросления. Девочек одевают в розовое, хвалят за послушание и ругают за излишнюю агрессию. Поэтому, пока существует сексизм как наиболее фундаментальная форма угнетения, радфем концентрируются только на женщинах, оставляя прочие проблемы с равенством другим активистам — например ЛГБТ+ или Black Lives Matter.

О чём «Бунтарка»

Сюжет фильма основан на одноимённом романе Дженнифер Матье. Режиссёром стала американская актриса и комик, обладательница Золотого глобуса Эми Полер. «Бунтарка» — её вторая работа как режиссёра после комедии Wine Coutry, который она тоже снимала для Net­flix. Эми Полер называют гением комедийного жанра. Но «Бунтарка» несколько отличается от предыдущих работ Полер. Комедийных моментов там совсем немного. Фильм поднимает довольно серьёзные темы как, например, объективизм женщин, харассмент, последствия замалчивания и невмешательства. 

Главная героиня фильма — 16-летняя школьница Вивиан. У неё начинается новый учебный год, и она явно не в восторге от этого. Вивиан не нравятся порядки школы, особенно сексистский список с оценкой девушек, который каждый год публикуют парни. Она узнаёт, что её мать в молодости была частью феминистского движения Riot Grrrl. Девушка решает пойти по её стопам. Под музыку Biki­ni Kill она анонимно запускает самодельный зин «Бунтарка!» (Mox­ie!), где пишет о сексизме и несправедливости, которые творятся в школе.

Riot Grrrl — это реальное движение, которое существовало в 90‑х годах в США. Оно объединяло феминизм, политику и панк-музыку. Основателями музыкального движения считают две группы: Biki­ni Kill и Brat­mo­bile. Песни группы Biki­ni Kill как раз звучат в фильме. И попробуйте после просмотра удержаться от того, чтобы не добавить трек Rebel Girl в свой плейлист. Кстати, к движению Riot Grrrl причисляют и российскую группу Pussy Riot.

«Плод познания», Лив Стремквист

«Плод познания», бесспорно, самый провокационный в нашем списке (и провокационный в правильном смысле, как медиа). Он рассказывает о темах, которые по многим причинам табуированы и считаются стыдными. Ну, например, такие как гендер, женские гениталии или менструация. Лив Стремквист хочет, чтобы женщины могли говорить о своем теле на собственном языке, не опасаясь осуждения. Художница исследует проблему начиная с античности. И, к слову, очень иронично рассказывает про известных мужчин, одержимых женскими гениталиями, которые сильно повлияли на европейскую культуру (среди них святой Августин, Фрейд, Фуко).

Про иронию и сарказм Стремквист – в книге есть гениальный стрип, где два инопланетных червя сомневаются в способности человечества к осмысленному диалогу, и один из них говорит: «Они же нарисовать нормальную вульву не могут!» Стремквист точно может и хочет, чтобы этого не стыдились все женщины. К слову, на русском доступна и ее вторая книга .

Анонимные романтики (2010)

Список лучших фильмов продолжает романтичная комедия о женщине средних лет, давно потерявшей надежду обрести любовь и найти суженого. У Анжелики куча комплексов, беднягу не спасают даже группы психологической поддержки. Зато у старой девы есть талант кондитера-шоколатье, что помогает найти работу по душе. Оказалось, что хозяин фабрики, где теперь трудится Анжелика, тоже одинок и очень стеснителен. У парочки находится точка соприкосновения: страсть к лакомству, из которого оба создают шедевры. Общая страсть сближает неуверенных в себе затворников и заставляет раскрыться.

Оригинальное названиеLes emotifs anonymesАктерыБенуа Пульворд, Изабель Карре, Лорелла Кравотта…СтранаФранция, БельгияРейтингКинопоиск – 7.0, IMDb – 6.9Возрастные ограничения12+

Интерсекциональный феминизм

Интерсекциональность — теория пересечений разных форм угнетения, которые не просто складываются, а усиливают друг друга. Термин появился благодаря профессору Кимберли Креншоу. В конце 80‑х она отстаивала права темнокожих женщин. Интерсекциональность стала популярна среди феминисток четвёртой волны начиная с 2010‑х годов. 

Основные идеи

  • Когда сексизм, расизм, гомофобия пересекаются, они образуют новый вид дискриминации. Например, угнетение темнокожих женщин не складывается из дискриминации темнокожих и женщин. Это отдельный вид угнетения. То же относится, например, к лесбиянкам (сталкиваются с сексизмом и гомофобией) и женщинам с инвалидностью (сталкиваются с сексизмом и эйблизмом — дискриминацией людей с особенностями здоровья).
  • Не существует единого женского опыта. Дискриминация белой гетеросексуальной женщины из среднего класса отличается от дискриминации темнокожей бисексуальной женщины из бедной семьи. Все женщины рискуют столкнуться с несправедливостью, однако у некоторых эта вероятность больше из-за сексуальной ориентации или расы.
  • Борьба с сексизмом неотделима от борьбы с расизмом, гомофобией и эйблизмом.

Поднаправления

Чёрный феминизм

Выступает за права темнокожих женщин, которые сталкиваются с тройной дискриминацией: гендерной, классовой и расовой. Представительницы критикуют господствующий западный феминизм за то, что он исключает расу из анализа угнетения.

Трансфеминизм

Противоположность TERF. Активистки защищают права трансгендерных женщин. Они считают, что гендерное равенство достигается через защиту всех людей, которые идентифицируют себя как женщин.

Постколониальный феминизм

Направление возникло благодаря теоретикам из «третьего мира». Они критикуют западных феминисток за игнорирование опыта женщин из колониальных стран, которые испытывают на себе двойное давление — имперское и патриархальное. То есть страдают от «двойной колонизации».

Разбираем нюансы

Стеклянный потолок

Это барьер, который мешает женщинам двигаться в карьере выше определенных позиций и строится на основе гендерных стереотипов. По данным Всемирного банка, стеклянный потолок — одна из главных проблем российских женщин, наряду с домашним насилием и домогательствами. В 2021 году Россия заняла 129-е из 190 мест в рейтинге гендерного равенства. Соседи по рейтингу — Бурунди и Уганда.

Социальная экономика

Феминистские сказки: глава из книги «Золушка и стеклянный потолок»

Предвзятое отношение к женщинам на работе негативно влияет на экономику. Согласно исследованию McKinsey от 2015 года, к 2025-му глобальный ВВП мог бы увеличиться на $12 трлн, если бы мир двигался в сторону гендерного равенства. Женщины на руководящих позициях уделяют больше внимания инновациям, поэтому гендерное многообразие может увеличить выручку компании на 6%.

«Танкистка», Джейми Хьюлетт и Алан Мартин

Возможно, это самый отвязный и хулиганский комикс ever с женщиной в главной роли. Танкистка, она же Ребекка Бакк, гоняет по австралийскому бушу на танке (действие происходит в постапокалиптической Австралии), влипает в разные неприятности и мутит любовь со своим парнем, кенгуру-мутантом по имени Буга. Она действительно женщина, которая делает все что хочет!

Что касается рисунка, шрифтов, детализации, Tank Girl – это визуализированный бунт и анархия практически на каждой странице. Собственно, британский панк и бунт против системы и вдохновили студентов Джейми Хьюлетта и Алана Мартина на создание комикса в 1988-м. Позже Хьюлетт прославился тем, что придумал визуальный стиль для Gorillaz. А «Танкистка» была экранизирована в 1995-м.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Законы привлекательности (2004)

Каждый толковый адвокат имеет свою «фишку», на которую опирается в делах. Дэниел Рафферти и Одри Вудс – преуспевающие юристы, грамотные специалисты по бракоразводным делам. Одри в работе опирается исключительно на Закон и выигрывает дела, оперируя нормами права.

Дэниэл действует иначе. Фирменный стиль Рафферти – хлесткие, уверенные и эмоциональные выступления, основанные на напористости и даже импровизации. Однажды двум монстрам юриспруденции довелось выступать по разные стороны судебного процесса. В ходе защиты интересов звездных клиентов адвокаты выехали для проверки показаний в ирландский старинный замок, где после бурной совместной ночи возникло много новых вопросов к себе и оппоненту.

Оригинальное названиеLaws of AttractionАктерыПирс Броснан, Джулианна Мур, Майкл Шин…СтранаИрландия, Великобритания, ГерманияРейтингКинопоиск – 7.2, IMDb – 5.9Возрастные ограничения12+

Марксистский феминизм

Появился во второй половине XIX века вместе с работами философов Августа Бебеля, Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Самыми известными представительницами были Клара Цеткин, Роза Люксембург, Александра Коллонтай. Они противопоставляли себя буржуазному феминизму, так как считали, что у женщин рабочего и буржуазного классов слишком разные интересы. Буржуазные активистки считали патриархат главным источником угнетения. Марксистки были уверены, что корень зла содержится в капитализме.

Основные идеи

  • Дискриминация женщин появилась из-за частной собственности, которая сосредоточилась в руках мужчин.
  • Основный враг — капитализм. Именно он ставит женщин в подчинённое положение. Классовое и гендерное угнетение исчезнет с приходом социализма.
  • Женщина занимается домашней неоплачиваемой работой из-за мужчины и общества, которое не хочет брать на себя заботу о детях и пожилых родственниках.
  • Труд женщин меньше оплачивается, так как они не привыкли зарабатывать. У них ниже притязания. Вторая причина: женщин считают менее квалифицированными. 

Марксистский феминизм сегодня

Неравная оплата труда, сексизм на рабочих местах и «стеклянный потолок» для женщины — все эти вопросы актуальны и сегодня. Феминистки продолжают осмыслять эти проблемы через марксистскую теорию. Они участвуют в дебатах о секс-работе и порнографии, считают, что из-за этого женское тело стало товаром. Сторонницы марксистского движения обычно не выходят за пределы обсуждений. В политике больше участвуют социалистические феминистки.

Если бы стены могли говорить (1996)

Феминистские фильмы невозможно представить без этой киноленты. Тяжелая, эмоциональная драма о распутье трех женщин. Картина поднимает один из самых сложных вопросов, на который до сих пор никто не смог дать ответ — о вынужденном прерывании беременности. Три героини фильма в разное время сталкиваются с необходимостью принять решение — делать аборт или оставить ребенка. Героиня первой истории медсестра Клер оказывается беременной в 1952 году, когда аборты официально запрещены

В 1974 году домохозяйке с 4 детьми тоже предстоит принять важное решение. И, наконец, 1996 год, когда молодая студентка стоит на распутье и нуждается в помощи.

Влияние на западное общество

Западное общество стремительно меняется, и феминизм, равно как и многие другие факторы определяет направление этих изменений. Три волны феминизма, из которых проявления последней происходят и в наше время. Феминистское направление достигло большого количества положительных результатов для развития всего общества.

Гражданские права

Какие гражданские права получили женщины за всю историю феминистского движения? 

  • Женщины получили право голосовать на выборах, а также выставлять свою кандидатуру для избрания;
  • Право подавать на развод, сохранять девичью фамилию, право на имущество после развода;
  • Право на получение образования, выбор специальности и профессии. Доступность профессиональных сфер как женщинам, так и мужчинам;
  • Уравнение заработной платы мужчин и женщин, занимающих аналогичные должности;
  • Право на медицинские вмешательства по своему желанию. Например, выбор противозачаточных средств, проведение абортов. 


Феминизация привела к закреплению за женщинами гражданских прав

Интеграция в общество

Феминизм и результаты феминистского движения настолько влились уже в общество, что некоторые даже стали незаметны. Интеграция феминизма заключается в том, что он принимается как само собой разумеющееся. Например, право женщин голосовать на выборах в большинстве стран никого не удивляет. Хотя ещё пару веков назад это вызвало бы бурные обсуждения и даже протесты. 

Влияние на язык

Феминистское движение оказало влияние и на язык во многих странах мира. Представители феминизма используют слова не-сексистского языка. Например, в английском идеи феминизировать язык выражаются в использовании обращения «Miss» не только к незамужним женщинам, но и к тем, кто состоит в браке. Не-сексистский язык предполагает избежание слов, обращений, которые обращены к обоим полам. Феминисты, феминистки и профеминисты считают, что сексистские проявления в языке негативно влияют на общество и даже пропагандируют сексизм, который тормозит развитие феминистского движения.

Влияние на мораль в образовании

Традиционно принято считать, что роль воспитателя в вопросах морали и этики присуща женскому полу. Несмотря на ранее существовавшие запреты на получение образования женщинами, они всё равно участвовали в процессе воспитания вышеперечисленных ценностей. В том числе и внутри семьи. Вопрос влияния и роли феминизма на мораль в образовании до сих пор подвергается открытым дискуссиям в обществе между представителями феминистского движения и его оппонентами.

Влияние на гетеросексуальные отношения

Феминизм повлиял и на гетеросексуальные отношения. Под влиянием феминизма сексуальное воспитание в обществе изменилось. Хорошим примером будет возможность обоих полов получать удовольствие от отношений. Ведь ранее женщина рассматривалась только как сексуальный объект, а за наличие у неё нескольких партнёров подвергалась угнетениям и унижениям со стороны общества.

Влияние на религию

Религия также подверглась влиянию феминизма. Например, в некоторых направлениях протестантского христианства женщины получили возможность быть «священниками», членами духовенства. Однако, в Исламе феминистские проявления не поддерживаются и запрещаются – мусульманки не имеют права состоять в рядах духовенства.  


Феминизм сильно повлиял на религию

Отрицание сексизма и игра по правилам

Авторы сериала совершенно неслучайно сделали главной героиней реакционерку Филлис Шлэфли, которую играет феминистка Кейт Бланшетт — она была одной из женщин, памятную акцию на Каннском кинофестивале 2018 года о дискриминации женщин в киноиндустрии. Исторический байопик Фридан, Стайнем или Чисхолм мог получиться героическим и даже открыточным: великая женщина-борец за все хорошее против всего плохого отлично смотрится в энциклопедии, но редко поддается захватывающей экранизации.

Кейт Бланшетт в роли Филис Шлэфли

Шлэфли — гораздо более интересная героиня для анализа: напичканная противоречиями, зажатая в тисках правил приличия, но одновременно получающая от этого дивиденды. В конце концов, женщина, выбравшая своей работой атаку на других женщин. Судьба Шлэфли — тернистая и незавидная, при всех результатах, которых ей удалось достичь. Родом из неполной семьи, она столкнулась с бедностью матери и ее неспособностью прокормить детей и заработать на пенсию. Очень рано Шлэфли вышла замуж за мужчину старше себя с карьерными амбициями и отыгрывает на публике роль его поддерживающей второй половины. Филлис действительно предана мужу и любит его, но иногда занимается с ним сексом против воли, а, баллотируясь на политический пост, даже не ждет от мужа, что он может последовать за ней. Будучи менее образованной в правовом поле (Филлис — политолог, а не юрист), она тем не менее работает редактором и спичрайтером своего мужа, преподает и пишет. А еще она родила шестерых детей — старшие уже совсем взрослые. Если вынести ее политические амбиции за скобки, Филлис живет в привычном мире диетической колы, домохозяйских сплетен, кухонных разговоров о том, как одновременно кормить грудью и худеть и как удержать рядом с собой мужчину. Ведь мужчина по факту — кормилец ее и общих детей. Ее, как и всех женщин того времени, представляют по имени и фамилии мужа — Миссис Фред Шлэфли. Муж оплачивает весь ее образ жизни, включая поддержку матери, политическую карьеру и дорогие привычки — с чернокожей прислугой, походами в салон красоты, изысканными нарядами и рабочими поездками.

Bettmann Archive/Getty Images

Филис Шлэфли на акции против сторонников ERA

«Как домохозяйка с шестью детьми интересуется ядерной войной?» Приглашая Шлэфли на телеэфир о проблемах нацбезопасности (ее фирменный почерк — алармистские послания о красной угрозе и ядерной войне), ведущий перебивает ее на каждом слове и советует широко улыбаться, ее это коробит, но она проглатывает. На политической встрече с кандидатами в Конгресс Филлис — единственную женщину — просят взять блокнот и вести протокол, потому что у нее наверняка «самый изящный почерк». Поддерживая мужа на местных выборах, она позирует в купальнике с американским флагом. Коллега мужа жалуется на работе, что жена просит его поговорить с младенцем: «О чем мне говорить с новорожденным? О Вьетнаме?» Он же советует Филлис профессионально заняться выпечкой, раз уж у нее это так хорошо получается. Перед каким выбором стоит Филлис как историческая фигура? Признаться (в первую очередь самой себе), что ее жизнь по мужским правилам — многолетние односторонние уступки, где ей отведена вторая роль? Озвучить, что у ее красоты есть срок годности? Узнать в «Загадках женственности» свою судьбу и истории товарок, которые рожают детей и вышивают крестиком? Именно это болезненное полуосознание правды и стремление к власти, даже за счет консервативных сил — хребет неоднозначной и неприятной героини, в которой легко узнается типаж выживающего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector