История создания повести пиковая дама пушкина (замысел и прототипы героев, история написания и публикации)

Основное содержание «Пиковой дамы», композиция произведения, смысл названия, эпиграфа

Жанр «Пиковой дамы» Пушкин определил, как повесть. Хотя Белинский и многие другие критики считали это произведение рассказом, ограниченным одной сюжетной линией и небольшим количеством действующих лиц. В сюжете «Пиковой дамы» переплетены черты романтизма и реализма, позже повесть стали относить к направлению мистического реализма. На чертах и некоторых поступках главного героя присутствует романтический налет, в тоже время он, прикоснувшись к потусторонней тайне, использует ее для воплощения своих меркантильных житейских планов.

Произведение наполнено фантастическими образами и мистическими событиями, между которыми существует определенная взаимосвязь,отмеченная в названии повести и эпиграфе. В названии «Пиковая дама» указана разрушившая жизнь главного героя игровая карта, в эпиграфе ее символическое значение в гадании как «тайная недоброжелательность». Композиция «Пиковой дамы» состоит из 6 частей и лаконичного эпилога из 5 предложений. В первой части происходит завязка сюжета, в третьей – кульминационная сцена смерти старой графини, в шестой – развязка дана в сцене проигрыша главного героя.

В основе сюжета «Пиковой дамы» история молодого военного инженера Германна, имя которого выдает в нем обрусевшего немца. Знакомство с героем происходит в самом начале произведения. Долгой зимней ночью, окончив под утро карточную игру у конногвардейца Нарумова, ее участники разговорились. Князь Поль Томский поведал историю своей бабушки графини Анны Федотовны, которой довелось узнать от известного в Париже оккультиста Сен-Жермена выигрышную комбинацию карт. Этим секретом она воспользовалась дважды. Один раз сама, чтобы отыграться, во второй раз помогла из жалости некоему молодому человеку Чаплицкому с условием никогда более не играть, что, видимо, тот не сделал и умер в нищете, промотав миллионное состояние. Но ни одному из своих четырех сыновей, которые были отчаянными игроками, ни внукам своей тайны не раскрыла.

Игроки рассказ Томского восприняли несерьезно, только не принимавший участия в игре Германн заинтересовался этой «сказкой». В его голове зарождаются коварные мысли и начинает выстраиваться план получения от старой графини тайны заветных карт. Он ходит к дому графини, стоит под ее окнами. Начинает писать ее воспитаннице Елизавете Ивановне любовные послания, добивается взаимности и уговаривает на ночное свидание. Проникнув благодаря Лизе в дом, Германн пытается сначала уговорами, потом угрозами выпытать тайну у графини. Старуха, не вынеся страха, умирает.

После с Германном начинают твориться странные вещи: на похоронах ему чудится, что лежавшая в гробу старуха насмешливо прищурилась, мерещится ночью у себя дома ее призрак, раскрывающий карточную комбинацию. Его воображение полностью поглотила идея воспользоваться открывшейся ему тайной. Вскоре ему представился случай: в Петербург приехал известный опытный игрок Чекалинский. Два раза Германн у него выигрывает, в третий раз, перепутав карту, проигрывает все. Глядя на карту у него в руках, ему кажется,что «пиковая дама» усмехнулась. Разорившийся молодой человек попадает в психиатрическую лечебницу.

Интересна сущность игры, называемой «фараон», в которой участвуют два игрока. Один из своей колоды вытаскивает карту и делает на нее ставку. Другой из своей колоды начинает метать карты в две кучки. В чью сторону выпадает загаданная карта, тот и выигрывает. В этой простой и совершенно непредсказуемой игре невозможны шулерские трюки и просчет карт. Игроки полагаются только на везение и случай. Сам процесс игры в карты в повести не показан до последнего эпизода. С первой страницы карточная игра становится только темой для разговоров, поначалу в виде безобидного и забавного анекдота про графиню. На последней странице окажется, что связанная с игрой история невеселая и роковая. Игра в сюжете наделена таинственными, фантастическими возможностями. «Три верных карты» овеяны тайнами кабалистики (история с Сен-Жерменом), мистикой загробного откровения (явление призрака умершей графини).К концу первой главы для Германна игра воспринимается как «сказочная» возможность разбогатеть, после она начинает демонически овладевать его сознанием.

Краткое содержание повести «Пиковая дама»

Главный герой повести молодой инженер Германн происходит из обрусевшей семьи немцев. Он не получил солидного состояния в наследство, живет лишь на казенное жалование, а потому весьма скромно. Но в душе страстно желает внезапно разбогатеть, чтобы жить «на широкую ногу». Даже в карты мужчина не играет, так как боится не выиграть и остаться даже без тех скромных средств, что у него есть.

Над этой особенностью Германна часто подшучивают друзья, которые любят коротать вечера за карточным столом. Однажды приятель Томский высказывает мнение, что ему вполне понятно, почему не играет Германн – в силу своей расчетливости, доставшейся ему от немецких предков. Но вот почему не играет его бабушка графиня Анна Федоровна, Томский взять в толк никак не мог. По его словам, лет 60 назад, Анна Федоровна, играя в карты при парижском дворе, проиграла огромную сумму герцогу Орлеанскому.

Супруг графини оплачивать долг жены наотрез отказался, и она не придумала ничего лучше, чем обратится с просьбой о займе к богатому французскому месье по фамилии Сен-Жермен. Знаменитый авантюрист не стал ссуживать красивой молодой даме деньги, а выручил ее по-другому. Он открыл Анне Федоровне секрет трех карт, благодаря которому она в тот же вечер в полной мере отыгралась. Однако с того памятного дня она ни разу в жизни не взяла карты в руки. 

Услышав эту историю, Германн потерял покой! Он мечтал разузнать о тайне этих трех карт. В своих грезах он уже выиграл баснословное состояние и жил припеваючи, ничего не делая. С этой целью он разузнал адрес графини и стал каждый день приходить к ее дому. Своей настойчивостью он расположил к себе девушку Лизу, которая прислуживала графине. И с помощью наивности Елизаветы Германн однажды вечером проник в комнату старушки. Он сначала попросил, а потом стал требовать у Анны Федоровны раскрыть секрет трех карт. Но испугавшаяся пожилая женщина наотрез отказалась говорить. Тогда Германн достал револьвер и начал угрожать, из-за чего графиня умерла. 

На похоронах графини Германну показалось, что покойница взглянула на него и усмехнулась. Мужчина лишился чувств. А ночью ему приснился сон, в котором призрак Анны Федоровны открыла ему секрет трех карт: ему нужно было поставить свои деньги на тройку, семёрку и туза. Но непременно в один вечер ставить лишь на одну карту. А после того, как выиграет, он должен был жениться на Лизе и больше никогда не брать карты в руки. 

Иллюстрация (1937-1940) Кравченко А. И.

Герман решил проверить сон. В первый вечер он поставил на тройку все свои сбережения в 47 тысяч рублей и выиграл. Во второй вечер он удвоил эту сумму, поставив на семерку. Третий вечер должен был принести ему огромный выигрыш, но в самый ответственный момент Германн вдруг обнаружил, что вместо туза по ошибке поставил на даму пик. В итоге он проиграл всё. Мужчина лишился чувств, напоследок заметив, что та самая пиковая дама на карте до боли напоминает старуху-графиню. 

В результате этой истории Герман сошел сума и был помещен в клинику для душевнобольных. Елизавета вскоре вышла замуж за сына бывшего управителя графини.

Как правильно вызвать духа?

Духи бывают разные, но вряд ли кто-то будет интересоваться, как можно вызвать злого духа, во всяком случае, всерьез на такое действо решиться не каждый. Но нужно осознавать, что абсолютно добрых или абсолютно злых духов не существует, они живут по своим законам, каждый из них обладает своим характером, каждый имеет разные возможности, поэтому вам нужно заранее определиться какого духа вы будете вызывать и для какой цели. Притянуть негатив можно, и это более вероятно, если вы решитесь призвать дух умершего человека. Дело в том, что в астрале (куда и обращается маг) умершие долго не находятся (40 дней не зря отмечают), а потому на призыв, скорее всего, откликнется сущность, не имеющая к вызываемому человеку никакого отношения. Такие «духи» имеют своей целью получение энергии, а потому ничего кроме сильного истощения после завершения ритуала вы не получите. Так что если хотите вызвать духа, то откажитесь от идеи поговорить с Гоголем или Пушкиным и изучите имена духов, услугами которых вы можете воспользоваться. Также перед ритуалом нужно пройти недельный пост, воздерживаясь не только от тяжелой еды, но и от дурных поступков и мыслей. Это требование вполне рационально: подобное притягивает подобное, и если вы будете изучать тяжелые, дурные вибрации, то и откликнется на ваш зов сущность такого же уровня.

О чем произведение?

В повести говорится о том, как однажды за карточной игрой у конногвардейца Нарумова внук старой княгини Томский рассказывает анекдот о трёх картах, известных лишь его бабушке, которые непременно выигрывают. Рассказ производит большое впечатления на молодого офицера Германна, который во что бы то ни стало, решает узнать эту карточную комбинацию. Тот начинает часто появляться у дома графини, обдумывая свои дальнейшие действия, а однажды, замечает у окна её воспитанницу — Елизавету Ивановну. Германн начинает оказывать ей знаки внимания, а через какое то время назначает ей ночное свидание в её комнате.

Проникнув в дом княгини, он пытается добиться от хозяйки секретную комбинацию трёх карт, запугивает её пистолетом, но та умирает прямо на его глазах, не выдав своей тайны. Побывав на похоронах княгини, убийца видит, будто та подмигивает ему из гроба, а ночью, то ли во сне, то ли наяву, она является и сообщает ему комбинацию — тройка, семёрка, туз. Та ставит ему условия — ставить не больше карты в день и жениться на Елизавете Ивановне. Герой не исполняет второй просьбы. Одержав два выигрыша, поставив тройку и семерку, на третий раз, вместо туза на столе появляется подмигивающая ему Пиковая дама. Германн проигрывает деньги и сходит с ума. Двоякая суть повести «Пиковая дама» в том, что читатель сам выбирает смысл финала:

  • Во-первых, княгиня действительно могла обладать магическими способностями и отомстить молодому человеку за непослушание.
  • Во-вторых, персонаж мог сойти с ума еще на этапе возникновения навязчивой идеи выведать тайну, то есть дальнейшие события – последствия его душевного или умственного расстройства.

Образ Петербурга. Роль эпилога

В «Пиковой даме» Пушкиным впервые был представлен образ Петербурга как города абсурда, в котором стираются грани между реальностью и фантастикой. Северная столица показана не как центр культуры государства, а как место, в котором опошляются моральные принципы, мельчают чувства, мысли и поступки. Петербург с его «ненастными днями», «долгими зимними ночами» изображен как город игроков, занимающихся «делом», готовых поставить на карту все ради низменных желаний и целей.

Петербург, словно невидимый призрак или видение, подчиняет своей власти жителей. В «Пиковой даме» встречаются якобы «случайные» моменты, связанные с городом. Так, Германн, блуждая по Петербургу, погруженный в свои мысли о тайне графини, «случайно» очутился у дома «старинной архитектуры» на одной из центральных улиц и узнает, что это ее особняк. Его привело к этому дому какой-то «неведомой силой». Город, враждебный человеку, делает его жизнь призрачной, нелепой, наполненной фальшью, корыстью, лишает его ума. Отрытая Пушкиным тема Петербурга будет продолжена в творчестве Гоголя, Достоевского и др.

В эпилоге, состоящем всего из пяти предложений, становится известно, что несостоявшийся «Наполеон» и «Мефистофель» в одном лице, пребывает в Обуховской психиатрической клинике, бормоча одно и то же: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама». Лизавета Ивановна замужем за обеспеченным сыном бывшего управляющего старой графини, в ее доме воспитывается некая бедная родственница. Внук графини и приятель Германна Томский произведен в ротмистры, удачно женился. Из этого лаконичного заключения следует, что провидение распорядилось судьбами героев по-своему, спутав карты, нарушив планы, преподнося нежданный выигрыш. У Германна судьба отняла разум, с помощью которого он намеревался ее обхитрить. Лиза, не ждавшая от жизни ничего хорошего, обрела благополучие и семью. «Праздный счастливчик» Томский незаслуженно все более богатеет, получив чин, наследство и приданое богатой невесты.

Более поздняя жизнь

Княгиня Голицына продолжала заниматься хозяйством салона до самой старости, и это считалось большой честью посетить ее. Она принимала всех гостей, сидя в своем кресле, за исключением императора. Возле ее стула стоял один из ее близких родственников, который представил гостей, так как у нее было плохое зрение. В зависимости от ранга или благородства гостя, принцесса либо наклоняла голову, либо говорила несколько более или менее интимных слов.

Княгиня Голицина в более позднем возрасте, портрет 1810-х годов Бенуа-Шарля Митуара  

18 января 1821 года Константин Булгаков писал своему брату Александру в Москву: «Вчера я был в доме старой Голицыной. Утром я пошел ее поздравлять и нашел там весь город. Пришла и императрица Елизавета Алексеевна. Вечером. , весь город опять был, хотя никого не вызвали. Ей вчера исполнилось 79 лет, и я восхищался ее аппетитом и бодростью … Нет более счастливой матери, чем старая Голицына, вы должны видеть, как ее дети заботятся у нее и у ее детей уже есть внуки «. В молодости принцесса была известной красавицей. В преклонном возрасте волосы на лице у нее стали более заметными, что привело к прозвищу, которое ей дали «острые языки светского ума» «Принцесса Усы», переводимое на французском языке как «Принцесса Усы» или на русском языке как «Княгиня Усатая». « Княгиня Усатая» или «Княгиня Мусташ» ( Княгина Мусташ ), или андрогинная «Княгиня Вольдемар».

Пушкин и пиковая дама

Княгиня Голицына вдохновила образ графини в романе Александра Пушкина « Пиковая дама» , написанном в 1833 году. При публикации в 1834 году Пушкин писал о приеме, отмечая, что «При дворе они нашли сходство между старой графиней. и княжна Наталья Петровна и вроде бы не сердится ». Распространилась история о том, что внучатый племянник княгини Голицыной, князь Сергей Григорьевич Голицын   обратился к ней за помощью после того, как проиграл в карты крупную сумму денег. Княгиня Голицына ответила, что она знает секрет трех волшебных карт, тройки, семерки и туза, который ей рассказал ее друг во Франции, граф Сен-Жермен . Затем Сергей Голицын использовал эти знания, чтобы отыграть деньги. Сергей Голицын тогда рассказал эту историю Пушкину. Княгиня Голицына, которой к моменту публикации ее рассказа было за 90, стала отождествляться с персонажем, получив прозвище «Пиковая дама», а ее дом в Санкт-Петербурге стал известен как «Дом Королевы». Пик   ( Русский : Дом Пиковой дамы ). В последующие годы дом и перекресток, на котором он стоял, стали считаться местом с привидениями.

Популярная история произошла от друга Пушкина, П. В. Нащокина   , который рассказал историку П. И. Бартеневу, что это Голицын рассказал Пушкину анекдот с картами. Голицын, о котором идет речь, был идентифицирован как вероятный Сергей Мстиславом Цявловским, связь, оспариваемая А.А. Ильином-Томичем, который представил доказательства того, что он не был источником анекдота. Издание Oxford World’s Classics за 1999 год отмечает, что характеристиками графини, вероятно, больше обязана Наталье Загряжской , которая, как и Голицына, была придворной дамой в восемнадцатом веке и чьи салоны посещал Пушкин. На вопрос Павла Нащокина о сходстве с Загряжской, двоюродной бабушкой жены Пушкина Натальи , Пушкин признался: «Мне было легче изобразить Загряжскую, чем Голицыну, у которой характер и повадки были сложнее». Оксфордское издание также отмечает, что, несмотря на историю Сергея Голицына и Пушкина, ни Загряжская, ни Голицына не были вдохновением для оккультного аспекта истории с участием графа Сен-Жермена.

Княгиня Голицына умерла в Петербурге 1 января 1838 года, за несколько недель до своего 97-летия. За свою долгую жизнь она была фрейлиной при пяти императорах и императрицах и фрейлиной при дворе Александра I и Николая I. Похоронена в фамильной усыпальнице Голицыных в Донском монастыре в Москве.

Темы

  1. Судьба и рок. Роковое стечение обстоятельств обрекает главного героя на сумасшествие. Герману было суждено поплатиться за то, что он не выполнил все условия старой графини, а именно, не женился на Елизавете Ивановне. Даже если отбросить мистику, беспринципная, алчная погоня за богатством не могла окончиться иначе. Автор призывает не обманывать судьбу, ведь тягаться с ней невозможно.
  2. Мистика. В решающий момент игры, вместо туза, среди карт Германна появляется Пиковая дама. Возможно, он сам перепутал карту, находясь в стрессовом состоянии, но не исключена возможность воздействия потусторонних сил, месть со стороны графини. Сама по себе игральная карта с изображением пиковой дамы во многих гаданиях предвещает несчастье и неудачу. Или, как сказано в эпиграфе к первой главе повести, «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность».
  3. Любовь. Героиня искренне расположена к Германну, но он не ценит реального богатства в виде этой благосклонности. Он пользуется любовью девушки, чтобы выведать тайну, а она слепо верит его лицемерию. Здесь же проявляется тема равнодушия к окружающим людям: главный герой готов идти по головам, лишь бы достичь своей цели.
  4. Цели и средства. Германн идет к позитивной цели мерзкими путями, поэтому его дело обречено на провал. Обманывая девушку, запугивая старуху, обманывая весь свет, он обретает успех, но теряет себя.

Главные персонажи

Герои принадлежат разным поколениям, каждый имеет свой общественный статус. Автор умело использует все эти детали для того, чтобы сделать повествование более убедительным и драматичным. Действующих лиц не так уж много:

  • Германн — главный герой «Пиковой дамы». Причем не указано, имя это или фамилия. Остальные участники событий названы по фамилиям и обращаются друг к другу так же. Но некоторые литературоведы считают, что это имя. Впрочем, характер персонажа от этого не меняется. Молодой мужчина имеет приятную наружность, но в душе — «Мефистофель». По ходу действия из сдержанного педанта превращается в алчного и жестокого человека. Тяга к деньгам раскрывает затаенные пороки, которые перекрывают все достоинства.
  • Графиня *** — так называет Пушкин престарелую даму, бабушку Томского, которая владеет тайной трех карт. Нетрудно догадаться, что это Томская Анна Федотовна. Графиня уже одряхлела, но продолжает жить светской жизнью. Свою воспитанницу постоянно бранит, хотя и задумывается о ее будущем.
  • Елизавета — молодая воспитанница Анны Федотовны, которая изнемогает под градом постоянных упреков своей покровительницы. Она устала исполнять бесконечные прихоти капризной старухи и мечтает поскорей выйти замуж. Наивная девушка хочет обрести любовь, но в лице Германна ее ждет лишь лицемерие и предательство.

Вариант 2

Сюжет повести «Пиковой дамы» автор взял из реальной жизни, лишь изменив конец. В реальной жизни человек разбогател, а в повести попал в сумасшедший дом. Бедный и разоренный. Пушки начал работу над повестью в 1828 году, а закончил через 5 лет. Тема игры в карты была знакома автору не понаслышке.

Главный персонаж произведения, которого зовут Герман, стал жертвой соблазна. Предал свои убеждения. Конец у него был печальный.

В произведении обсуждаются проблемы алчности, лицемерия, зависимости от денег. Главная мысль повести: репутация, здоровья, жизнь не может быть дороже везения и денег. Известие о тайных знаниях, о комбинации карт, открыл в главном герое жадность, жестокость и вероломство.

Пушкин в этом произведении критикует такой стиль, как романтизм. Он считал этот стиль оторванным от реальности. В этом стиле разум проигрывает чувствам и эмоциям. Одержимость главного героя выигрышем, заставили выйти наружу, плохим качествам человека.

Все главные герои повести принадлежат к высшему обществу, которые от бездельничества играют в азартные игры, проигрывают целые состояния, веселятся на балах и бессмысленных занятиях. Эта повесть одна из немногочисленных произведений автора написанных в прозе.

Герман. Был сыном немца прожившего всю жизнь в России. Получил образование инженера, наследства не имел. Всегда экономил, но умело это скрывал, пускал пыль в глаза. Хотел разбогатеть причем сразу. При помощи обмана попадает в дом старой графини, пытается выведать тайну карт, но старуха умирает, прежде чем успевает раскрыть секрет. Из – за проигрыша попадает в дом, для душевно больных.

Графиня Анна Федотовна. Когда – то в молодости была безумно красива и была азартным человеком. В старости стала очень капризна. Частые игры привели к проигрышу большей части имущества, но после знакомства с графом Сен-Жерменом, она отдала долги и вернула прежнее имущество. Даже когда она умирала, своего секрета не выдала. Что бы отомстить Герману, явилась к нему в виде призрака.

В доме старой графини живет молодая девушка, Лизавета Ивановна, её воспитанница. Она терпит все капризы графини, и мечтает поскорее выйти замуж.

Чаплицкий. Этот человек смог у графини узнать тайну трех карт и получить крупный выигрыш.

Повесть учит людей не стремиться за легкими деньгами. Не надеяться на судьбу и не стремиться за шальными деньгами. Путь к материальной независимости должен быть честным.

Надо знать, что качества человека измеряются не толщиной кошелька, а широтой души. Тем более, ни за какие деньги не приобрести любовь, дружбу, крепкую семью. Каждый читатель возьмет из повести нечто полезное для себя.

Повесть была принята, читателями, прохладно по сравнению с другими произведениями автора. Хотя сюжет понравился. Все отзывы о ней были похвальными. Но критики повесть расценили, как занятную историю, анекдот. Почти все критики того времени дали положительную оценку, но не восторженную. Разнообразные отзывы о повести показывают, что современники Пушкина, так и не определились с оценкой повести.

Главные герои и их характеристика

  • Германн — молодой человек приятной наружности, имеющий «профиль Наполеона, а душу Мефистотеля», романтик по натуре. Отроду не брал карты в руки, но любит наблюдать за чужой игрой. Не видел смысла «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее», был игроком лишь в душе, но тайна трёх карт кардинально изменила его мировоззрение. Если раньше он был педантичным, сдержанным и бережливым, то в финале становится алчным, вероломным и жестоким человеком. Деньги раскрывают скрытую порочность его души, которая поглощает все хорошее, что было в сердце героя.
  • Анна Федотовна — старая, дряхлая графиня, избалованная светской жизнью, доживающая свои последние годы. Она хоть и держит воспитанницу в строгости, тем не менее, думает о ее будущем. Образ пиковой дамы, причудившейся Германну, отличается от героини при жизни. Она мстительна, таинственна и категорична. Сделка с ней – разновидность сделки с дьяволом, ведь Германн платит за секрет душой, и дама знает это. Неслучайно она требует от молодого человека загладить свою вину перед воспитанницей и жениться на ней. Она знает, что он не сделает этого, ведь бездушный герой не способен на честность и благородство. Это выдает в ней коварство и лицемерие, присущие потусторонним силам. Пиковая дама также является символом легкого материального успеха, который кружит людям голову. Он уничтожает в них человечность и добродетель, оставляя на них месте выжженное пороками поле.
  • Елизавета — скромная и стеснительная молодая девушка, воспитанница Анны Федотовны, замученная постоянными упреками, прихотями и непостоянством графини. Она наивна и добра, ищет в мире понимания и любви, но находит лишь обман и жестокость. Лиза тоже романтическая героиня, но ее иллюзии терпят крах, ведь реальность не ко всем проявляет благосклонность.
  • Томский — князь, родственник Анны Федотовны. Он играет роль резонера, именно благодаря его рассказу происходит завязка действия: Германн сворачивает на кривую дорожку и идет на поводу у своих желаний.

Главная мысль

Повесть Александра Сергеевича Пушкина заставляет задуматься: стоит ли сомнительное везение неоправданного риска? Ведь ощутив себя любимцем фортуны однажды, человек начинает втягиваться в игру, ему становится сложно перебороть зависимость от постоянного ощущения азарта. Но это лишь одна грань произведения. Идея, которую преследовал Александр Сергеевич Пушкин – это ироническое воплощение типичного романтического героя, который не зря является именно немцем. Романтизм родом из Германии, и автор критически оценивал его. Например, он иронизировал по поводу его далеких от реальной жизни канонов даже в «Руслане и Людмиле». Поэт осуждает оторванность этого направления от действительности и непременное желание выставить ее в дурном свете. Прежде всего, он обрушает критику на романтического героя. Соответственно Германн, несмотря на мистический уклон и веру в магию трех карт, остается обычным мещанином с банальным набором ценностей. Возвышенно-показная его натура не меняется к лучшему от волшебства, ведь он применяет его в алчных целях. То есть, основная мысль «Пиковой дамы», что никакие внешние романтические атрибуты типа мистики, азарта и незаурядности характера не помогут персонажу избавиться от суеты и мерзости материального мира, а лишь оправдают его безнравственность, сделают возможным преступление, ведь суть романтического героя — это противостояние с обществом. Такую форму оно запросто может принять, в этом и опасность немецкого культа индивидуализма – веры в превосходство личности над социумом. Поэтому финал книги доказывает обратное: общество выше Германна, который нарушил его законы. Смысл «Пиковой дамы» состоит и в том, чтобы показать неизбежность наказания за совершённое преступление. Узнав три заветные карты, благодаря которым можно было в несколько раз преумножить своё состояние, игрок не смог совладать с собой, потерял рассудок.

И что вообще означают эти странные слова: «Черт и пакля умерла, это правда?.. Да, это правда!»

правильно произносится — Царица чертей Паки умерла или мать чертей паки умерла. (Слово “паки” (“снова” из церковнославянского)) в нашей компании никому не было известно, и мы, фонетически копируя непонятное заклинание, произносили бессмысленное “пакле”. Но в заклинании и должны быть непонятные слова, что тут удивительного? ВТОРОЙ ВАРИАНТ ДАННОГО РИТУАЛА ПРИНЯТЫЙ НА УКРАИНЕ: (сначала ведущий у головы, потом каждый повторяет, итого каждая фраза звучит по пять раз): -наша паночка померла -будем её хоронить -пусть её хоронят черти -я черт один(поднимает голову) -я черт два… и т.д., после этого поднимали на двух указательных пальцах, абсолютно любого Чистое шаманство и жуткое колдовство. Руководить ритуалом было очень престижно, не всякому доверяли. Из каких жутких похоронных обрядов языческой поры дошло такое странное искаженное эхо забытого наследия предков? Сколько поколений предавалось изустно? Не узнать уже. Останется ли что-то из этой древней мистики в нынешних компьютерных детях? Жаль, если нет…

Жанр и направление

«Пиковую даму» принято определять как повесть. Жанр этот подразумевает средний объем, одну основную сюжетную линию и участие в ней второстепенных персонажей. Литературоведы считают эту книгу первым произведением Пушкина, открывающим цикл дальнейших размышлений о человеческих пороках и следующих за ними наказаниях.

В анализе важно учитывать и реалии культурной эпохи, когда было написано творение. Направление «Пиковой дамы» — это романтизм, известный потомкам, как период мистического томления по идеалу, когда вымышленные миры проникали в реальный, и даже самый проницательный читатель не мог определить, было ли волшебство на самом деле? Или писатель просто изобразил сон героя? Вот и в книге Пушкина непонятно, кто довел Германна до сумасшествия: магия карт или досадный проигрыш? Как бы там ни было, тяга героя к обогащению любой ценой осмеяна и наказана, а превосходство духовного богатства над материальным восславлено и превознесено

Проблемы

  • Алчность. Имея коварный замысел нажиться за счёт секрета, Германн не удосуживается исполнить её посмертную просьбу, пренебрегает и тем, что она пришла к нему не по своей воле, а по указу, данному свыше. Не жалеет он и чувств Елизаветы Ивановны, которая успела довериться ему и проникнуться нежными любовными посланиями. Главная проблема произведения «Пиковая дама» заключается в расчетливости главного героя, которая оказывает отрицательное воздействие на его жизнь.
  • Лицемерие. Германну с его помощью удается обмануть не только легковерную девушку, но и весь свет, который принимает его успех за чистую монету. Все окружающие завидуют удаче игрока, желают ему поражения, однако сохраняют вид почтительности и доброжелательности. Этой ложью пронизан весь высший свет.
  • Зависимость людей от материальных благ. Герой ожесточенно добивается богатства ради признания окружения, ведь в мире салонов и балов ценятся только деньги. Проблема не в одном человеке, а в системе, где все имеет свой денежный эквивалент.

ВНУЧКА ПЕТРА I

17 января 1741 года в семье графа Петра Григорьевича Чернышева появилась дочь, которой при крещении дали имя Наталия. Граф был одним из самых богатых людей России. По некоторым источникам, его дед служил денщиком у самого Петра I и был в большом фаворе. Говорили, что царь выдал свою любовницу Евдокию Ржевскую за Чернышева и даровал им дворянство. К моменту смерти Петра у графа было уже огромное состояние. Удивительно, что преемники царя также благоволили Петру Григорьевичу.

Наталия, окруженная роскошью, росла своенравным ребенком. Уже в детские годы у нее наблюдались железная воля и властность. Девочка требовала, чтобы ее называли только полным именем. Она получила хорошее образование в Англии и владела четырьмя языками. Какое-то время семья жила во Франции: граф был посланником при дворе Людовика XV. Наталия блистала на балах в Версале, ее руки добивались многие. Но барышня не спешила с выбором, даже несмотря на то, что засиделась в девицах.

В 1762 году, когда девушке исполнился 21 год, Чернышевы вернулись в Россию. Граф стал сенатором, а она фрейлиной при дворе Екатерины II, где быстро добилась особого положения. В ту пору для девушек было модным уметь стрелять из пистолета, лука и ружья или владеть рапирой. В 1766 году Екатерина устроила турнир, в котором принимали участие и дамы. Наталия с мчащейся колесницы успешно стреляла из лука и метала дротики. В турнире девушка заняла первое место и приняла из рук императрицы награду — бриллиантовое украшение.

Хозяйка салона

Голицыны поселились в петербургском таунхаусе на Малой Морской улице , 10   ru , где Наталья устроила салон для французских эмигрантов-монархистов . Императрица Екатерина одобрял собрания, видя в них, как Вигель писал «один из оплотов престола против вольнодумства», и даже ее преемник император Павел I разрешил им. Наталья стала признанной фигурой при дворе и важным центром судебных дел. Владимир Соллогуб писал, что «почти вся знать была связана с ней кровью или узами брака. Императоры выражали к ней почти сыновнюю любовь. В городе как-то признали, что она правила безоговорочной властью. При дворе каждую девушку приводили к поклонению ей; офицер гвардии, только что надевший погоны, пришел к ней в качестве главнокомандующего ». Ее положение в светской жизни столицы было таким, что каждый император и императрица России от Екатерины Великой до Николая I выразили ей свое почтение. В сентябре 1801 года император Александр I назначил ее орденом Святой Екатерины II степени, а в 1806 году она была назначена фрейлиной при дворе. В августе 1826 года она была сделана членом ордена Святой Екатерины первого класса, на коронации Николая I.

Она использовала свое общественное положение, чтобы настаивать на замене смертной казни осужденным во время восстания декабристов 1825 года. Современник записал, что она вмешалась от имени одного из ее племянников Чернышова и Никиты Муравьева , а также, возможно, других. Наряду с успехами при дворе Наталья Петровна занималась благоустройством своих имений и в 1824 году стала почетным членом Научно-экономического общества . В 1832 г. числилась владелицей трех предприятий в Орловской губернии , кожевенного и стекольного завода в Кокоревке и льняной фабрики в Радогоще . Свидетельства свидетельствуют о том, что она лично управляла своим имуществом, а в Радогощи были построены административное здание имения, винокурня, конный завод и каменная церковь во время ее владения. Есть предположение, что крепостные трудились много, так как в 1797 году они подняли бунт и сожгли контору кожевенного завода и винокурню. Княгиня Голицына была известна своим высокомерием по отношению к равным по социальному положению и дружелюбным по отношению к тем, кого считала ниже себя. Современник отметил, что «она правила в свете, признанная всеми».

Заключение. Нравственные уроки повести «Пиковая дама»

Пушкин, затронув в повести тему случая и судьбы, на первый взгляд, пытается найти ответ на вопрос: «Может ли человек с помощью тайного знания управлять своей жизнью?» Но неизвестно, является ли комбинация карт магией, или она всего лишь плод больного воображения героя. Важнее, что никакими мистическими таинствами нельзя изменить алчного и пошлого человека. Судьба посмеялась над малодушным ничтожеством героя, отняв не только деньги, честь, но и рассудок.

В повести поднимаются проблемы взаимоотношений людей, роль денег в их жизни. Жажда денег разрушает психику главного героя, он готов ради них идти на обман, лицемерие, ложь, угрозы, даже убийство. Теша себя иллюзией, что деньги помогут обрести независимость, сам попадает в зависимость от навязчивой идеи быстрого обогащения. Так, человеческая судьба становится за игральным столом самой ничтожной и мелкой ставкой.

Словарь

1. Сен-Жермен – популярный в конце XVIII в. общественный деятель во Франции, прославившийся своими увлечениями алхимией и оккультными науками.

2. Интерпретация – истолкование смысла чего-либо на основе собственного понимания.

3. Астральный – мистический, потусторонний.

4. Оккультист – человек, изучающий мистические учения.

5. Ассигнации – ценные бумаги, бумажные деньги.

6. Идея фикс – маниакальная, навязчивая идея.

7. Ротмистр – офицерское звание, капитан.

В материалах урока использованы кадры из к/ф «Пиковая дама», 1982

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector