«где лево, а где право?»: как культура формирует наше мышление

Содержание:

Пример работы сервиса «Image edited?»

В целях демонстрации практического примера было сделано фото. Сначала его обрезали, и таким образом получили второй файл. В другой раз у оригинала немного поменяли контрастность, яркость и насыщенность. Это было сделано с помощью мобильного приложения Snapseed.

Итак, у нас есть три файла, каждый из которых нужно проверить.

Нажимаем на кнопку Analyze File («Анализировать файл»), сервис попросит загрузить файл с компьютера, выбираем оригинальный снимок, через пару секунд сервис дает следующий ответ: «Can’t tell. There is nothing in the file metadata that indicates this file has been edited» — «Не могу сказать. В метаданных файла нет ничего, указывающего на то, что он был отредактирован», то есть сервис буквально не заметил того, чтобы изображение менялось. Действительно, фото оригинальное, взято из папки, где хранятся все снимки, снятые с помощью цифровой камеры.

Следующим проверим второе изображение, у которого была немного изменена яркость, контрастность и насыщенность.

Сервис ответил: «Есть вопросы», то есть да, изображение изменено

Кроме того был приведен список возможных редакторов, но Snapseed среди них нет, но, конечно же, это не так важно, как сам факт редактирования

И, наконец, проверим третье изображение, которое было обрезано. Сервис дал тот же ответ, что и в случае со вторым проверяемым файлом – изображение было изменено.

Задания по теме

А эти материалы, надеюсь, помогут Вам в развитии Вашего малыша, а главное, в понимании где право, а где лево:

1. Игра с лягушкой — здесь нужно раскрасить ладошки в два цвета — правые в синий, левые в красный.

2. Здесь нужно определить, какие из машинок едут направо и обвести их в кружочек.

3. Здесь нужно определить, какие из рыбок плывут налево и обвести их в кружочек.

4. Здесь нужно определить какие живут в какую сторону смотрят и в какую сторону едут машинки.

5. Здесь нужно определить животных и геометрические фигуры, которые находятся по правую сторону и по левую сторону.

6. Определяем и обводим в кружочек животных, смотрящих налево и направо.

7. Тоже самое, что и про животных только с машинками.

8. Играем с котиком. Определяем, где он слева, а где справа?

9. Здесь нужно определить, какой из мишек идет налево, а какой направо.

10. Зеркальные карточки для игр на определение понятий ПРАВО и ЛЕВО.

11. Ладошки плакат. Вы можете распечатать и повесить их на стену на уровне глаз ребенка. Когда малыш будет проходить мимо плаката предложите ему приложить ручки и определить, где его правая рука, а где левая.

Задание №3. Вот дерево. Сколько листьев на этом дереве?

Гусеница поднималась по дереву и на развилках ползла:

ВЛЕВО

ВЛЕВО

ВЛЕВО

Определи номер листа на который приползла гусеница.

Божья коровка посмотрела на гусеницу и поползла так:

ВПРАВО

ВЛЕВО

ВЛЕВО

Определи номер листа на который приползла божья коровка.

Попробуй выбрать лист дерева под любым номером и самостоятельно написать путь, как туда добраться.

Задание №4.

Представь себя на месте клоуна Бима. Где у тебя правая рука?

В какой руке этот клоун держит мячик?

А если Бим повернётся к нам лицом, в какой руке у него будет мячик?

Теперь представь себя на месте клоуна Фомы. Где у тебя правая рука?

В какой руке этот клоун держит мячик?

А если Фома повернётся к нам спиной, в какой руке у него будет мячик?

Комментарий: Это задание даёт ребёнку главный инструмент: учит его вставать на точку зрения другого человека.

Задание №5. За столом будут ужинать четыре рыбака.

Представь себя сидящим на одном из табуретом.

Где у тебя правая рука?

Нарисуй около каждой тарелки вилку и нож так, чтобы каждый рыбак видел нож справа от тарелки, а вилку слева.

Комментарий: Это задание попробуйте порешать не только в теории, но и на практике, пересаживаясь со стула на стул вокруг обеденного стола.

Задание №6. Морковки, груши и яблоки нарисованы в ряд.

Покажи самую правую морковку.

Покажи самую левую грушу.

Назови фрукты, которые нарисованы левее самой левой морковки?

А сейчас сделайте похожее задание самостоятельно: Нарисуйте в ряд четыре треугольника и три круга так, чтобы самый правый круг был левее самого левого треугольника.

Обведи самый правый круг.

Обведи самый левый треугольник.

Какая из этих фигур расположена левее?

Задание №7. Вот ряд букв.

Какая в этом ряду самая правая буква? Назови?

Какая в этом ряду самая левая буква? Назови?

Перечисли все буквы, которые расположены левее буквы П?

Сколько букв в этом ряду расположено правее буквы Р?

Задание №9. На картинке нарисованы четыре зверя.

Перечислим их. На картинке справа налево нарисованы: СВИНЬЯ, КОШКА, ЖИРАФ, ЗАЯЦ.

Перечисли зверей слева направо (как это обычно и делают).

Покажи правое ухо каждого зверя.

Кого кошка может увидеть слева от себя?

Перечисли зверей, которых жираф может увидеть слева от себя?

КОММЕНТАРИЙ: в этом задании присутствуют два действующих лица: ребенок, рассматриваюий картинку, и животные на картинке. Ребёнок сначала отвечает на вопросы со своей точки зрения, а потом с точки зрения животных.

А теперь давайте немного отдохнём и прочитаем стихотворения про ПРАВО и ЛЕВО:

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево, понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал.

И мячик кидал, и страницы листал.

И ложку держал, и полы подметал.

«Победа!» — раздался ликующий крик.

Где право, где лево, узнал ученик.

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой.

Вот тогда придешь домой!

3. Можно вспомнить веселый танец буги-вуги и станцевать его:

А потом ее назад

И опять ее вперед

И немножко потрясем.

Мы танцуем буги-вуги

По-во-ра-чи-ва-ем-ся!

Давайте поговорим о зеркальном отражении!

С этой проблемой сталкиваются многие родители. Даже если малыш прекрасно знает, где у него право, а где лево, он обязательно будет путаться с зеркальным отражением. Можно очень долго втолковывать ему, что есть что, но, как известно, лучше один раз увидеть… Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша, завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку ‛лицом‛ к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть малыш сам покрутит игрушку несколько раз, что бы разобраться в происходящем. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале

Важно, что бы малыш понял, что правая рука так и осталась правой. А волшебство происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга

В статье использовались материалы из пособия: «Левое и правое. Ориентировка на плоскости и в пространстве. Точка зрения.»

Почему в одних языках пишут слева направо, а в других справа налево?

Почему в одних языках пишут и читают слева направо, а в других (иврит, арабский, фарси, уйгурский и т.д.) справа налево?

Тысячи лет назад, когда в древнем мире только-только начали изобретать письменность, люди писали так, как им было удобно. Общих правил не было! Например, древнеегипетские надписи могут читаться и слева направо, и справа налево. Правда, чтобы избежать путаницы, древние египтяне стали поворачивать свои нарисованные буквы-иероглифы «лицом» к началу строки. Если буква-человек «смотрит» вправо, значит, текст написан справа налево. Если буква «смотрит» влево, значит текст написан слева направо.

Думаете, на этом все возможные варианты исчерпаны? Если бы! Например, древние греки часто писали так: одну строчку – слева направо, другую – справа налево перевёрнутыми буквами, потом опять первую строчку – слева направо нормально, а следующую – справа налево перевёрнутыми. Такой способ письма называли «бустрофедон».

Неудобно? В конце концов греки и сами пришли к такому выводу. Но сколько на это понадобилось времени. Только попробуйте представить (а лучше попробуйте сами написать!) русский текст бустрофедоном:

В современном монгольском языке используется кириллический алфавит (как и в русском языке), в котором буквы пишутся слева направо. Но существует и старомонгольское письмо, в котором буквы пишутся сверху вниз, как будто нанизываются на свисающие сверху листа ниточки. Вот страница из старинной монгольской поэмы с портретом великого завоевателя Чингиз-Хана на фоне текста:

Направление письма сверху вниз встречается не только у старомонгольского языка – сверху вниз свои иероглифы очень долгое время писали китайцы и японцы. В современном китайском и японском языках значки пишутся слева направо (под влиянием европейских алфавитов, да и при работе с компьютером так намного удобнее), однако еще каких-то 100 лет назад массово издавались книги с направлением письма сверху вниз. Причём встречались варианты и «сверху вниз слева направо», и более древний «сверху вниз справа налево». Голова кругом!

А вот очень древний ирландский алфавит – огам, или огамическое письмо. В нём буквы, состоящие из чёрточек, писались вертикально и снизу-вверх, образуя своеобразную «щётку» поперёк тонкой линии:

Очень часто огамическая надпись писалась так: сперва снизу-вверх, затем слева направо, потом сверху вниз, а потом справа налево, образуя «магический квадрат» с надписью (оберегом или заклинанием). Чего только люди не напридумывают!

Источник статьи:

«Слева направо» или «слева на право»?

Во время работы с текстами, автор, редактор или читатель подчас сталкивается с понятными и знакомыми словами, такими, как, например, «слева направо». Но стоит на минуту задуматься, и сомнения одолевают даже самого грамотного писателя. Вдруг уходит уверенность в правильности написания слов.

Верное написание выражения «слева направо»

Еще в школе мы слышали от учительницы – «писать надо слева направо». Привычные слова – «слева», «направо», звучат они по сто раз в день, их произносят дома и на работе, они встречаются в частных письмах и в официальных документах. Они знакомы каждому и, кажется, все так просто, пока не начнешь писать эти слова рядом.

Правила

Чтобы запомнить, как следует писать «слева направо» или «слева на право», необходимо узнать, к какой части речи эти слова относятся. Согласно правилам русского языка они являются наречиями. Грамматика четко и недвусмысленно разъясняет все об этом типе слов. Наречие — это часть речи, обозначающая признак действия. Большей частью эти слова стоят рядом с глаголами и к ним относятся.

В данном случае речь идет об обстоятельственных наречиях места. Они конкретно указывают место, где происходит, происходило или будет происходить действие, а также — на что оно направлено. Можно поставить к ним такие вопросы типа: «Где? и «Куда?»

Все эти слова являются наречиями и пишутся слитно, независимо от того, о чем идет речь и какое место занимают они в предложении. Наречия представляют собой неизменяемые слова, которые, к тому же не склоняются и не спрягаются.

«Слева» — это наречие, обозначающее конкретное место предмета или живого существа по отношению к чему-либо, то есть, как определяет грамматика, наречие места. Таким образом, к слову «слева» вопросов больше нет.

Поначалу, когда произносишь слово «направо», представляется, что оно состоит из двух частей – предлога «на» и существительного «право». Чтобы докопаться до истины, последовательно рассмотрим каждое из них.

Действительно, есть такой предлог «на». Обычное служебное слово, зависимое от других частей речи. Употребляется очень часто и обозначает место, например, «положить книгу НА полку», «стоять НА линии», «афишная тумба НА углу улицы».

Слово «право» имеет абсолютно самостоятельное значение. Право — система норм и правил поведения. Кроме того, право рассматривается как статус человека. Но несмотря на это, никаким образом нельзя соединить это слово в любом его значении с предлогом «на», чтобы указать направление!

Из этого следует, что наречие «направо», всегда нужно писать слитно. Отвечая на вопрос этой публикации — как пишется правильно «слева направо» или «слева на право», следует сделать вывод, что правильным является написание «слева направо».

Примеры правильного употребления слов

Александр Сергеевич Пушкин «Руслан и Людмила»: «Идет направо — песнь заводит, налево — сказку говорит».

Франк Сент-Отто: «Слева направо пишу, слева направо…».

«Слева направо», мультфильм, 1989 г., СССР.

А. Зейгарник: «Миф о разглядывании картинок слева направо».

Источник статьи: http://kak-pishetsa.ru/sleva-napravo-ili-sleva-na-pravo/

Упражнения

Какие упражнения могут помочь ускорить процесс запоминания, где право, где лево?

  1. Попросите малыша поднять левую или правую руку. Если действие выполнено правильно, вознаградите его игрушкой и попросите назвать руку (если ребенок уже может это делать).  Далее просим другой рукой (левой или правой) коснуться частей тела (носа, рта, щеки и т.д.), при этом называя их.
  2. Следующая игра называется «Бравый солдатик». Дайте ребенку в руки шарики или игрушки разных цветов. Взрослый выступает в роли командира, а малыш – в роли солдатика. Солдат выполняет различные приказы командира. Например: поднять правую руку, шагнуть левой ногой, опустить левую руку и другие. Команды можно давать какие угодно, связанные с понятиями право-лево или с определением местонахождения частей тела. Если ребенок плохо ориентируется и в том, и в другом, соедините различные команды в одной игре. Затем взрослый и ребенок меняются местами. Когда малыш отдает приказы, мама или папа иногда должны ошибаться. Ребенок исправляет ошибку взрослого. Второй вариант игры доставляет удовольствие детям даже большее, чем первый.
  3. Игра в мяч дает возможность детям научиться ориентироваться в пространстве. Взрослый дает малышу команду бросить мяч вправо, влево, вперед, назад и т.д. Затем взрослый и ребенок, как и в предыдущей игре, меняются местами.

Данные игры можно использовать в общении с трехлетними детьми

До 3 лет заниматься с малышом подобным образом будет сложно, процесс обучения 2-х летних детей скорее односторонний, когда мама или папа постоянно акцентируют внимание ребенка на пространственных  понятиях, используя каждый подходящий случай. Ждать осознанной рефлексии вряд ли придется

Поэтому не торопитесь и наберитесь терпения.

Ребятам, которые уже неплохо ориентируются в определении сторон, предложите скрестить руки и назвать, какая из них правая, а какая левая. Попросите порассуждать, почему, если человек стоит к нам лицом, его правая рука для нас будет левой и т.д. Такого рода логические задачи расширяют пространственные представления детей, заставляют задуматься об устройстве этого мира. Используйте картинки, где изображены люди, звери в различных позах и просите малыша показать правое ухо кролика, левую лапу козлика и т.п.

Если ваш малыш подвижный и любит бегать, прыгать, станцуйте с ним буги-вуги. Это простой танец, который легко запоминается и, главное, обучает определению сторон. Под веселую музыку выполняем следующие движения: правую руку вытягиваем вперед, отводим ее назад и трясем ею, затем опять выводим вперед и трясем. Так поступаем и с левой ногой. Подобные движения можно проделать с ногами, плечами.

Чаще комментируйте происходящие вокруг ребенка действия и явления. Когда вы поднимаетесь или спускаетесь по лестнице, говорите: «Поднимаем правую ногу, поднимаем левую ногу». Если вы гуляете и наблюдаете машину или идущего человека, отметьте для ребенка, что машина или человек движет по правую (левую) сторону от нас. Так же можно следить за поворотами автобуса, троллейбуса, сидя в общественном транспорте, машине.

Используйте в своей практике игрушки. Разложите на полу различные машинки, зверей и, как в старой сказке, приговаривайте: «Направо пойдешь – кошечку найдешь, налево пойдешь – куклу найдешь». Ребенок может двигаться к месту назначения с помощью игрушечных машинок и грузить на них найденные предметы. Таким образом, малыш не только учит, где право, где лево, но и ориентируется в пространстве.

Для детей 4-5 лет можно использовать графический диктант. Поставьте на плоскости две игрушки и нарисуйте между ними запутанный ход. По вашим подсказкам, отмечая палочками каждый шаг, ребенок должен помочь игрушкам встретиться. Конечно, подсказки будут ориентированы на определение сторон.

И запомните! Никогда не заставляйте малыша делать что-то против его воли. Лучше дождитесь подходящего настроения или момента. В крайнем случае, всегда можно организовать комментарий на основе создавшейся ситуации, а не устраивать специальный показательный урок. Играйте, ведь мир познается человеком в игре, — так говорили древние!

Помощь

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо. Действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения (от 1985г.), где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево
  3. Категорически противопоказано требовать от ребенка-левши безотрывного письма.
  4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
  5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
  6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.

Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад, военные школу и училище.

Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.

Родителям хотелось бы дать совет: не говорите малышу, что левая рука — плохая. Левша никогда не должен чувствовать ваше негативное отношение. Не сравнивайте вашего малыша с другими (правшами и левшами), не ждите от него таких же успехов, как у других детей. Если вам уж очень захочется сравнить — то сравнивайте его только с самим собой: «Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!» Помните, что он у вас очень необычный и неординарный маленький человек.

Центр Психологические Консультации.

Всегда ли запрещено занимать крайний левый ряд на трассе?

Итак, почти каждый водитель слышал о правиле левой полосы. Большинство из нас знает, что запрещено движение по крайней левой полосе вне населённого пункта, если заняты правые. Однако, это не совсем точное описание данного правила.

  1. полный запрет движения по крайней левой полосе при свободных правых,
  2. обязанность водителей вести автомобиль по возможности как можно правее по проезжей части.

Разрешён ли выезд для обгона?

Ну и по Правилам, исходя из описанного разделом выше, становится всё просто. Да, вы имеете полное право выехать на крайнюю левую полосу на трассе для опережения другого авто. При этом, после опережения вы обязаны вернуться вновь на правую, чтобы выполнить требование ПДД двигаться как можно правее по возможности.

Но вам ничего не запрещает опередить хоть километровую колонну других транспортных средств по левому ряду. А вот какое расстояние должно быть между двумя автомобилями в правом ряду, чтобы у вас не возникло обязанности перестроиться туда же, а затем, по приближении к следующему автомобилю, вновь перестроиться в крайнюю левую, в Правилах не говорится. Хотя, именно это и вызывает чаще всего агрессию многих водителей к так называемым «тошнотам в левом ряду».

А на автомагистрали?

Такой тип дороги почти во всех случаях располагается вне населённого пункта. Отсюда и распространение требования пункта 9.4 ПДД на автомагистраль в том числе. То есть занимать крайнюю левую полосу здесь нельзя при свободной правой.

Когда можно ехать по левой даже при свободной правой?

Здесь мы поговорим об упоминании в официальной трактовке 9.4 ПДД слова «по возможности». Обязанность двигаться именно при наличии возможности ближе к правому краю проезжей части по сути означает, что вы имеете право двигаться по левому ряду даже при свободных правых рядах в следующих случаях:

  • если на ближайшем пути вам нужно повернуть налево,
  • если аналогично скоро вам нужно развернуться,
  • если нет возможности ехать по правой полосе по тем или иным причинам.

Здесь следует отметить как раз эту пресловутую возможность и отсутствие чётких критериев в Правилах дорожного движения её наличия или отсутствия. Например, на протяжении правой полосы больше ям или глубже колея. Образует ли это отсутствие возможности двигаться по ней? Очевидно, что нет. Да и инспектор, скорее всего, выпишет штраф за движение по крайней левой полосе при свободных правых в этом случае.

Пример участка дороги, где правые ряды заняты, и можно ехать по левой полосе

Другой вопрос, на который также не будет ответа: за сколько до целевого места поворота налево или разворота можно перестроиться на крайний левый ряд, чтобы не был нарушен пункт 9.4 ПДД? Увы, но большинство автолюбителей настолько заранее занимают левую полосу, что создают помехи другим автомобилям на километры.

Обязан ли водитель уступать дорогу, если его догоняет другая машина?

В то же время именно создавать помехи движение слева Правилами не запрещено прямо.

Да, вам запрещается занимать крайнюю левую полосу при свободных правых на трассе, если на это нет причины или если правые полосы свободны. Но это не образует объективную сторону состава правонарушения для привлечения вас к ответственности именно за невыполнение обязанности уступить дорогу. Хотя бы, потому что обязанность уступать дорогу возникает только по отношению к тем, кто имеет преимущественное право проезда. А ваше движение слева не образует преимущество у едущего позади вас авто.

Таким образом, даже если вы движетесь в левой полосе в нарушение ПДД, когда вас догоняет автомобиль сзади, едущий по тому же ряду с большей скоростью, у вас не возникает обязанности уступить ему дорогу. Но всё ещё остаётся обязанность перестроиться вправо. Впрочем, разница здесь только в статье КоАП, по которой вы можете быть привлечены – только по статье за нарушение правил расположения, но не за неуступление дороги. Хотя, и размеры штрафов в обоих случаях одинаковые.

Дидактические игры на ориентировку

С детками среднего и старшего возраста нужно проводить дидактические забавы на закрепление умения без запинки определять противоположные руки-ноги, а также органы на обеих половинах тела (правое плечо, левое ухо и т.п.) Кроме того, приступаем к пространственному ориентированию и определению направления по отношению к предметам.

Очень хорошо «работают» игры на поиск сюрприза, клада. Это можно делать по составленным схемам-рисункам, где задача, «шагать» по клеточкам или стрелкам в заданном направлении, чтобы прийти к «кладу». Либо можно поиграть в подвижную игру, где ведущий направляет игрока «Повернись направо, пройти прямо три шага, теперь налево» и т.п.

Нравится детям такая забава: закрываем глаза, ведущий звонит колокольчиком, а дети определяют, откуда слышен звук и называют сторону направления.

Настольные забавы по ориентированию широко представлены в продаже, например: «Самые нужные игры. Кто в домике живет. Игры для развития зрительного внимания и ориентировки в пространстве детей 5-8 лет». Суть в том, что ребенок, выполняя задания типа: поставь фишку на правую клеточку, определи, что находится слева от квадрата, легко научится ориентироваться.

Чрезвычайно эффективны «геометрические диктанты»: кладется лист в крупную клеточку и ребенок на слух выполняет задания взрослого, типа, нарисуй красный квадрат в правом нижнем углу, слева от квадрата нарисуй синий треугольник. Это, конечно, для подготовительной группы задача.

Для старших дошкольников также полезной будет работа со схемами-инструкциями. Нарисуйте схему комнаты и стрелочками укажите, куда двигаться в поисках загаданного предмета.

Отличный вариант – интерактивная игра с использованием одноименной доски на определение двух противоположных направлений. Есть, кстати, хороший материал для установки на компьютер: «Интерактивные речевые игры. Компакт-диск для компьютера» .

Кроме того, стоит использовать на пользу развивающие возможности планшетов и других гаджетов: вместо пустых игр найдите ребенку забавки на пространственную ориентировку.

Итак, надеюсь, ваши детки легко и просто научатся различать направления и ориентироваться в пространстве. А вас попрошу выполнить мою стандартную просьбу: поделитесь, знаете, чем и подпишитесь, известно, на что…

Словарь антонимов

ВЛЕВО — ВПРАВОПовернуть влево — повернуть вправо. Ο Куда ни взглянет американец — вперед, назад, вправо или влево — он всюду видит объявления. Ильф и Петров. Одноэтажная Америка. Левый глаз его смотрел влево и видел там славу и опасности, а правый смотрел вправо и видел там бесславие и покой. Ф. Кривин. Лев из класса пресмыкающихся.ГЛАДКИЙ — ШЕРОХОВАТЫЙГладко — шероховатоГладкая поверхность — шероховатая поверхность. Гладкая речь — шероховатая речь. Сделать гладким — сделать шероховатым. Ο нос… темно-серый и не гладкий, а шероховатый. С. Аксаков. Записки ружейного охотника.ГЛАДКИЙ — ШЕРШАВЫЙГладко — шершавоГладкая поверхность — шершавая поверхность. Гладкий лист — шершавый лист. Ο Левин стал на ноги, снял пальто и, разбежавшись по шершавому у домика льду, выбежал на гладкий лед. Л. Толстой. Анна Каренина. Здесь — чертежи и таблицы, ряды новых изданий, карты; разнообразие переплетов, грубых, нежных, черных, пестрых, синих, серых, толстых, тонких, шершавых и гладких. А. Грин. Алые паруса. вместо шершавого, тяжелого, скрипучего и прозаического стиха употребляет стих гладкий, легкий, гармонический. Белинский. Сочинения В. Одоевского.ЛЕВО — ПРАВОлевее — правееЛево руля — право руля. Ο Все принялись кричать и давать советы, хая изо всей мочи руками: «левее, правее, туда, сюда, не туда» и проч. С. Аксаков. Детские годы Багрова-внука. Снаряды ложатся левее, правее, опять левей, опять правей. Вот наконец один попал в башню и еще один — вниз, под корень. К. Симонов. Последнее лето.НАЛЕВО — НАПРАВОЕрмолай шел смело и безостановочно.., лишь изредка покрикивая: «левей — тут направо колдобина!» или «правей — тут налево завязнешь!» Тургенев. Льгов. До самой этой мельницы два лыжных следа стелется, у самой этой мельницы дорога на две делится: ты идешь направо, я иду налево. В. Тушнова. Мельница. Я никогда не судил, был снисходителен, охотно прощал всех налево и направо. Чехов. Скучная историяПРАВО — БЕСПРАВИЕДля начала он произнес вступительную фразу о том, что у него на родине, в Европе, другое право, и там правят законы разума. При этом он, возможно, вспомнил, на родине у него прочно воцаряется эпоха бесправия и упадка права. Б. Носик. Швейцер. — Каким оно будет завтра, твое устройство, ты и сам не знаешь! Может, это будет твое право — мое бесправие? А может — мое и твое бесправие? Залыгин. Комиссия.ХИТРЫЙ — ПРОСТОДУШНЫЙХитро — простодушнохитрость — простодушиеВалентина Михайловна была дочь… очень пронырливой и хитрой малоросски, одаренной крайне простодушной наружностью, из которой она умела извлечь всю возможную пользу. Тургенев. Новь. схватил меня за плечо и снова, заглянув в глаза, спросил: — Хитер ты али простодушен, а? М. Горький. Детство. Трудно было разгадать этого «мужика» . Он был умен, а «работал под дурачка». Был хитер, а старался казался простодушным. Был невероятно скуп, а прикидывался добрым. И. Шнейдер. Встречи с Есениным..ХИТРЫЙ — БЕСХИТРОСТНЫЙХитро — бесхитростнохитрость — бесхитростностьХитрый и плутоватый, он наживался недобрыми путями, обмеривая и обвешивая покупателей. Новиков-Прибой. Порченый. Это было милое, бесхитростное дитя. Чехов. Мои жены.ХИТРЫЙ — ПРОСТОЙХитрость — простотаНиконов очень внимательно посмотрел ему в глаза. Хитер он или в самом деле прост? Г. Бакланов. Карпухин.ЛУКАВЫЙ — ПРОСТОДУШНЫЙЛукаво — простодушнолукавство — простодушиеМы бы увидели разницу между простодушною сатирою французских trouveurs и лукавой насмешливостью скоморохов. Пушкин. Наброски статьи о русской литературе. Читатели наши, конечно, помнят впечатление, произведенное над ними появлением «Вечеров на хуторе»: все обрадовались этому живому описанию племени ноющего и пляшущего, этим свежим картинам малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой. Пушкин. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector