Краткое содержание «детские годы багрова-внука»

Краткое содержание книги «Детские годы Багрова-внука»

Пожалуй самые первые воспоминания мальчика связаны с кормилицей, матерью и сестрой. Серёжа хорошо запомнил душевную боль во время расставания с его горячо любимой кормилицей. 

Бедного ребенка настигали всяческие болезни, его лечили долго. В повести есть цитата, из которой можно понять, что Сереже от лечения стало только хуже: «Наконец излечили почти до смерти, доведя до совершенного ослабления пищеварительные органы».

Боль уходила благодаря сестрёнке, которая общалась с Сережей, она старалась отвлечь брата. Материнская любовь так же помогла выздороветь Багрову

Так как все детство героя связано с природой, в повести важное место занимает её описание. Сад в его родном доме навсегда взрезался ему в память.

По мере выздоровления мальчик становился нервным, пугливым ребенком. В те годы он с родными жил в Уфе. У малыша была няня, которая часто пугала до смерти ребенка рассказами о нечисти, привидениях. Серёжа так сильно боялся рассказов, что мать уволила няню.

Вскоре у героя появилось хобби. Он днями напролёт стал читать книги, а мама Сережи вскоре слегла с тяжёлой болезнью от стресса и переживаний за сына. Муж её отправил в Оренбург на лечение, а детей оставили с бабушкой и дедушкой в Багрово.

В Багрово Сереже было безумно скучно, бабушка с дедушкой были слишком строгими людьми, мать героя общалась с ними с огромным почтением. Тогда, в Багрово, герой впервые увидел мать очень больной, это навеяло на него сильный страх. Расставание с матерью далось ему тяжело.

Скрасить одиночество мальчик старался, как мог. Дедушку он боялся в силу его строгости, только сестра с ним весело проводила время. Они часто играли в лесу. В одно летнее утро случилась гроза, которой малыш боялся, как огня. Он время от времени учил сестру читать. 

К счастью, спустя некоторое время, мама с отцом вернулись домой. Состояние родительницы улучшилось, счастливая семья начала собирать вещи, чтобы ехать домой.

Главный герой был невероятно счастлив, вернувшись в родной дом в Уфе. Окружающие люди отмечали, что Серёжа похорошел, вырос и стал умнее. А родственники по маминой линии постепенно открывали ему мир поэзии, учили его рисованию.

К сожалению, в дальнейшем пришло печальное известие в семью: дедушка скончался. Семья уехала на похороны дедушки в Багрово. Бабушка Сережи умоляла его отца переехать с семьёй в Багрово и стать управляющим в деревне.

Родители по приезде домой стали часто ссориться из-за данного обещания. Мать была против переезда в Багрово, ведь там ей плохо и в духовном плане, и в физическом. Но решено было отложить переезд до рождения братика Сережи. В июне мама благополучно родила сына, и семья переехала в Багрово.

Сергеевская пустошь

Так отец мальчика назвал приобретённые земли. Серёжа, конечно, этим очень гордился, а вскоре узнал о том, что предстоящее лето они проведут в новой деревне. От отца он унаследовал любовь к природе. Его не огорчал в Сергеевке недостроенный, необжитой дом, но весьма радовало участие в оружейной охоте, вид живописного озера Киишки и прочие детали сельского быта.

После деревенской жизни Сережина любовь к уфимскому дому прошла. Отныне здесь его радовала лишь возможность часами предаваться чтению. По возвращении из деревни мальчик услышал о свершившимся событии, которое впоследствии получило в истории России немалое значение, — о смерти Екатерины II и восхождении на престол Павла.

Анализ произведения

Произведение написано в форме мемуаров, жанр-повесть. Стоит отметить, что Аксаков является первым из отечественных писателей, кому удалось с невероятной реалистичностью представить в книге персонажа-ребенка, постоянно размышляющего о своём пути в жизни.

Главная мысль произведения заключается в том, чтобы показать всю значимость детства ребенка, значимость любящей семьи и крепких семейных уз. Повесть учит читателя тому, что семья невероятно важна в формировании личности ребёнка. 

Именно семья должна прививать ребёнку правильную картину мира. Почти полностью все черты характера закладываются с детских лет, а воспоминания, полученные в детстве сохраняются в памяти человека и влияют на его характер.

Автобиографическая повесть Аксакова будет актуальна во все времена, она будет всегда давать пищу для размышлений подрастающему поколению.

Роды матери и общение с бабушкой

Сережа, вернувшись в Уфу, вновь испытывает потрясение. Мать, рожая сына, едва не умирает. Став после смерти отца хозяином Багрова, отец выходит в отставку. Вся семья перебирается на постоянное житье в деревню. Сережу очень занимают сельские работы (косьба, молотьба и пр.).

Он не понимает, отчего маленькая сестра и мать равнодушны к этому. Мальчик пытается утешать и жалеть бабушку, которая быстро одряхлела после того, как дедушка умер. Он ее, в сущности, раньше и не знал. Однако обыкновение этой женщины бить дворовых, в помещичьем быту весьма привычное, быстро отвращает внука от нее.

Жизнь в Багрово

Жизни у бабушки с дедушкой посвящена глава «Багрово». Сереже не нравится патриархальный быт. Дом печальный и маленький, обитатели его одеты не лучше, чем слуги родителей в Уфе. Страшен и суров дед. Сережа стал свидетелем одного его припадка гнева. Несколько позже, когда дед понял, что мальчик любит и отца, а не только мать, его отношение к Сереже резко изменилось. В Багрове не любят детей гордой невестки, которая «брезговала» своей родней. Здесь ребята прожили больше месяца. Багров был настолько негостеприимен, что брата с сестрой даже плохо кормили. Сережа развлекался тем, что пугал сестренку рассказами о невиданных приключениях. Он читал вслух ей и «дядьке» Евсеичу. На его воображение сильно подействовал какой-то водевиль и «Сонник», которые дала мальчику тетушка.

Снова дома в Уфе

Лечение пошло на пользу Сережиной маме, отпуск отца заканчивался. Вскоре все семейство возвращается в родной уфимский дом. Там их ожидают гости — родные братья матери, дяди Сережи. В доме стали чаще принимать гостей, но мальчику не нравится, что шумные гости, особенно некто Волков, поддразнивают его. Неразумные шутки довели доброго и тихого мальчика до того, что он бросил в обидчика молотком.

По совету дяди Сереже нанимают учителя каллиграфии Матвея Васильевича. Это преподаватель из народного училища, и однажды он берет с собой мальчика посмотреть на уроки. На Сергея производит ужасное впечатление, как его учитель, обычно мягкий и ласковый с ним, становится вдруг строгим и жестоким, ругаясь на учеников и наказывая провинившихся розгами. Пересказ этих событий ужаснул мать, и учителю было отказано от места.

Первый учитель

Братья матери, впрочем, имели и прямое отношение к одному из неприятных событий в детстве главного героя. Узнав о том, что мальчик не умеет писать, они принялись его жестоко дразнить, в результате тот набросился на них с кулаками. Серёжа был наказан, провел несколько часов в углу. А затем так распереживался, что снова заболел.

Вся эта история, конечно, закончилась всеобщим примирением. А после выздоровления Сереже родители наняли учителя, который и начал ему давать уроки письма. Но и здесь не обошлось без неприятных открытий. Однажды мальчик отправился в училище, где трудился педагог. Дома учитель был с Серёжей довольно ласков. В учебном же заведении этот человек обращался со своими подопечными весьма жестоко.

История написания

Над автобиографической трилогией Аксаков начал работать в сороковые годы. «Семейные хроники» сперва публиковались частично. Первый отрывок появился в 1846 году на страницах литературного журнала «Москвитянин», а затем регулярно опубликовались следующие части автобиографического произведения. Заключительной частью стали «Воспоминания». Второй и самой известной — «Детские годы Багрова-внука».

Краткое содержание сказки «Аленький цветочек» известно каждому с ранних лет. Но все ли знают о том, что русская история красавицы и чудовища впервые появилась именно в составе романа, повествующего о детстве писателя? Сказку поведала одна из героинь — ключница Пелагея. В дальнейшем «Аленький цветочек» не раз выходил в печать отдельно, а затем и стал наиболее издаваемым произведением Сергея Аксакова.

История создания трилогии Сергея Аксакова

В сороковых годах девятнадцатого столетия Аксаков изменил тему своего творчества. Писатель решает начать работу над автобиографической трилогией. Автор затратил почти двадцать лет на создание трилогии. 

Стоит отметить, что он ненадолго отвлёкся от создания мемуаров, но все-таки продолжил в 1852 году, так как у него была мечта оставить мемуары. Сергей Тимофеевич никогда не забывал о своей цели.

В произведении под названием «Воспоминания» автор описывал события, которые имели место с 1801 по 1807 гг. В эти годы Аксаков учился в Казанской гимназии. В «Семейной хронике» рассказы выставлялись только лишь исходя из того, что говорили близкие писателя. А «Воспоминания» были составлены исключительно на том, что помнил лично сам Сергей Аксаков. 

Кроме того, существует еще одно отличие между данными произведениями: в «Воспоминаниях» суть в том, чтобы как можно полнее раскрыть проблемы подростка, его эмоции, мысли и переживания. В «Семейной хронике» суть не в этом.

Над следующим произведением, название которого «Детство Багрова-внука», автор усердно работал целых два года. Аксаков написал о своих годах детства с 1794 года по 1801. 

По мнению многих критиков, именно эта повесть является лучшей в плане описания жизни ребенка, его мыслей, целей, переживаний, мечтаний.

Снова в Уфе

В отличие от родственников отца, братья матери произвели на Серёжу положительное впечатление. Он познакомился с ними по возвращении домой. Сергей и Александр несли военную службу в драгунском полку. На несколько месяцев они приехали в отпуск, с первого взгляда мальчик полюбил их обоих. Они были красивые, молодые, ласковые и весёлые, а главное, много интересного рассказывали своему племяннику. О том, что такое поэзия, Сережа узнал именно от них.

Мальчик был счастлив снова окунуться в привычную среду. В доме деда к детям в последние недели их пребывания стали относиться более ласково. Но всё же они, а прежде всего Серёжа, были рады возвращению в уфимский дом.

Семья Серёжи жила сравнительно небогато. Тем не менее именно в доме его родителей проводились незабываемые праздники. Мать собственноручно готовила миндальное печенье, и наблюдать за этим процессом было одним из излюбленных занятий мальчика. Он с нетерпением ждал появления этого лакомства на праздничном столе, в первую очередь потому, что ему приятно было слушать похвалы, которые произносились в адрес Софьи Николаевны.

Новые впечатления

Мать боялась, что заболела чахоткой, измучившись болезнью сына. Отец вместе с ней решил отправиться к хорошему доктору в Оренбург. Детей они отвезли к родителям отца, в Багрово. Дорога поразила мальчика: переезд через реку, большие деревья, окаменелости и галька, ночевки в поле, рыбная ловля, которую он полюбил не меньше, чем книги. Все ему было любопытно. Отец вместе с Сережей радовался всему этому, а мать была равнодушна и даже несколько брезглива.

Люди, которые встречались в пути, новы и непонятны. Мальчик, например, не может понять отношения крестьян со старостой. Он видит жатву в жару, что вызывает в его душе чувство сострадания.

Главные герои и их характеристика

Действие разворачивается вокруг мальчика Сережи Багрова и его семьи. 

Серёжа — мальчик с добрым сердцем, честный, он всей душой любит своих родных. 

Его мать больше всех любит именно маленького Серёжу, женщина она, правда, болезненная, нервная. А отец весьма добродушный мужчина и семейный человек. 

У Сережи есть младшая сестрица, которая души не чает в брате, а бабушка с дедушкой по отцовской линии невероятно строгие по отношению к внукам. 

Кроме того, у отца ребят есть тётушка Прасковья Ивановна. Она, хоть и женщина со скверным характером, зажиточная, но в глубине души добра и любит близких.

Знакомство с дядями

После Багрова Сережа вдруг повзрослел. Дом родителей посещают молодые братья матери (глава «Зима в Уфе»). Это военные, которые окончили благородный университетский пансион Москвы. От них мальчик узнает, что такое стихи. Сережу учит рисовать один из дядей, отчего он кажется ребенку «высшим существом». Сосед дарит ему новые книги: «Детскую библиотеку», написанную Шишковым, и «Анабасис» Ксенофонта.

Дяди и Волков, их адъютант и приятель, шутя, дразнят мальчика, в том числе и за то, что Сережа не умеет писать. Ребенок всерьез обижается. Однажды он даже кидается в драку. Сережу наказывают и требуют попросить прощения. Мальчик не хочет этого делать — он считает, что прав. Сережа стоит в углу и мечтает. В конце концов от усталости и волнения ребенок заболевает. Взрослые пристыжены. Общим примирением кончается это дело.

Слушать аудиокнигу «Аксаков Сергей — Детские годы Багрова-внука» бесплатно без регистрации

Творчество Аксакова-беллетриста в основном относится к 50-м годам прошлого столетия. Тогда появились в печати его «отрывочные воспоминания о детстве» в дедовской усадьбе в Заволжье — «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858), ставшие художественным открытием жанра. Тут «правда чувствуется на каждой странице», — восторженно писал Н. Г. Чернышевский об автобиографической повести Сергея Тимофеевича Аксакова «Семейная хроника». Эти слова можно было бы отнести и ко всему творчеству выдающегося самобытного русского писателя. Современники назвали его «чародеем сладостной русской речи». Гоголь не раз слушал его устные рассказы и советовал Аксакову взяться за перо. А первое же печатное произведение писателя — поэтическое описание снежного бурана — восхитило великого Пушкина. В автобиографических книгах, написанных на основе воспоминаний и семейных преданий, Аксаков проявил себя тонким психологом, умеющим выразить едва уловимые движения детской души. До этого времени он был известен как поэт, как чуткий литературный критик, одним из первых отметивший реалистическое мастерство Пушкина, как блестящий знаток театра, еще до появления статей Белинского восхищавшийся великим актером — «плебеем» Мочаловым, как человек, страстно влюбленный в природу родной земли и создавший ее проникновенные поэтические зарисовки. Недаром И. С. Тургенев писал об аксаковских «Записках ружейного охотника»: «Такой книги еще у нас не бывало!» Аксаков был любителем и знатоком русской старины, пропагандистом народного поэтического творчества — сказок, притч, песен. Еще в юношеском стихотворении, выступая против увлечения «всем иноземным», он призывал: «…к обычаям, к языку родному обратимся…» Очарование русского песенного слога, поэтический мир народных сказов отличают его литературную обработку сказки о волшебном, чудодейственном «Аленьком цветочке». Эта сказка (помещенная писателем в приложении к «Детским годам Багрова-внука») навсегда вошла в детское чтение. Сказка стала известной именно в аксаковском «переводе», в его своеобразном творческом воссоздании. Писатель бережно сохранил затейливый орнамент народных эпитетов и оборотов, передавая и светлую лирику этой нестареющей легенды о самоотверженной любви, и веселое лукавство рассказчицы, и народные представления об идеалах благородства, человечности, преданности. Сюжет неувядаемого «Аленького цветочка» во многом схож со сказаниями разных народов мира о спасающей силе любви. На пути любви стоят непреодолимые препятствия, и только верностью, самоотверженностью достигается счастье. Сказка Аксакова обязана своей популярностью не только верно переданной народной мудрости, но и великолепному, гибкому, выразительному, «истинно русскому» языку. …

В гостях у Прасковьи Куролесовой

Прасковья Куролесова зовет родителей Сережи в гости. Отец главного героя считается ее наследником. Из-за этого он не смеет перечить ни в чем этой доброй и умной, но грубоватой и властной женщине. Дом вдовы Куролесовой, богатый, хотя и немного аляповатый, сначала кажется Сереже дворцом, который описан в сказках Шахерезады. Прасковья, подружившись с матерью мальчика, долго не хочет отпускать семью в Багрово. А суетливая жизнь в этом всегда наполненном гостями доме утомляет Сережу. Он думает с нетерпением о возвращении в Багрово, которое уже мило ему.

Вернувшись сюда, мальчик впервые в своей жизни по-настоящему видит весну. От волнения у него начинается бессонница. Ключница Пелагея для того, чтобы Сережа лучше засыпал, рассказывает ему сказки, в том числе и «Аленький цветочек» (она помещена в приложении к повести).

Другие персонажи

  • Алексей Степанович — отец, служил в суде, потом вышел в отставку. Этот тихий, спокойный человек любил свою семью, родителей и своё родовое имение Багрово.
  • Софья Николаевна — мать, образованная, умная, чувствительная женщина.
  • Надя — младшая сестра Серёжи, очень привязанная к нему.
  • Маленький братец Серёжи.
  • Ефрем Евсеев — добрый и любивший Серёжу слуга, который сделался в дороге в Паршино как будто его дядькой.
  • Прасковья Ивановна Куролесова — богатая тётушка Серёжиного отца, властная, своенравная, справедливая.
  • Тётушки Серёжи (сёстры отца):
  • Татьяна Степановна — незамужняя девушка, жившая с родителями в Багрове.
  • Александра Степановна — насмешливо относилась к семье брата.
  • Аксинья Степановна — крёстная мать Серёжи, очень добрая, ласковая к детям.
  • Елизавета Степановна — очень гордая, с детьми брата не общалась.

Родители отца Серёжи:

  • Степан Михайлович — барин, строгий к крепостным и даже жестокий.
  • Арина Васильевна — его жена, Серёжина бабушка, с внуком была неласкова, жестоко обращалась с дворовыми.

Дяди Серёжи (братья матери):

  • Сергей Николаевич — имел талант к рисованию и учил рисованию племянника.
  • Александр Николаевич — молодой человек, очень любящий шутить, смешить окружающих.
  • Волков — адъютант, приятель Сергея Николаевича и Александра Николаевича.
  • Матвей Васильевич — учитель из народного училища. Он был добрый и тихий, когда занимался с Серёжей, но к ученикам в училище был очень строг.
  • Андрюша — ученик народного училища, тихий мальчик, он вместе с Серёжей учился чистописанию.
  • Мавлют Исеич (Мавлютка) — башкирский кантонный старшина, очень высокий и толстый человек.
  • Чичаговы, друзья родителей Серёжи:
  • Пётр Иванович — очень умный человек, он по-доброму относился к Серёже.
  • Екатерина Борисовна — дружила с Серёжиной мамой.
  • Марья Михайловна Мертваго — мать Екатерины Борисовны Чичаговой. Деликатная, умная женщина.
  • Александра Ивановна Ковригина — двоюродная Серёжина сестра, сирота, воспитанница Прасковьи Ивановны. Очень добрая девушка.
  • Дурасов — богатый, тщеславный помещик, у которого был крепостной оркестр и крепостные певицы, выучившиеся пению в Москве.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector