Сказка без счастливого конца

Биография

Будущая российская императрица Мария Александровна, жена императора Александра II, появилась на свет 27 июля (по старому стилю) 1824 года в Дармштадте. Ее родителями были герцог Людвиг II Гессенский и великая герцогиня Мария Вильгельмина Баденская. Девочке дали длинное имя Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская.

При дворе распространялись слухи, что дочка была рождена от внебрачной связи матери и барона Августа Сенарклен де Гранси. Но для предотвращения слухов герцог Гессенский признал незаконнорожденных девочку Марию и мальчика Александра своими наследниками и дал им свою фамилию. Поселились дети вместе с матерью во дворце в Хайлигенберге.

Мария Александровна Романова

Воспитанием Марии занимался священник протестантской церкви Циммерман, так как ее родительница скончалась, когда девочке было всего 12 лет. Из близких у Марии остался только родной брат. Номинальный отец не посещал небольшой полупустынный замок и детьми не интересовался. Отроческими годами, проведенными в уединении, объясняется спокойный и нелюдимый характер принцессы. Она не любила пышных балов и многолюдности светского общества, как в молодости, так и в зрелом возрасте.

Слабое здоровье

Мария Александровна с первых дней пребывания в Петербурге страдала от сурового климата. Её здоровье, не привыкшее к российским морозам, ослабло. В первую же зиму у неё на щеке появилось красное пятно, из-за которого врачи запрещали ей гулять по улице, и принцессе приходилось довольствоваться комнатами Зимнего дворца. Мария Александровна любила прогулки, но при этом себя не жалела. Камер-юнгфера Яковлева в своих записках вспоминала, как великая княгиня часами гуляла в сопровождении фрейлин Евгении Долгорукой и Софии Дашковой. Часто после гуляний на жаре её платье было насквозь мокрым, а вернувшись домой, Мария Александровна приказывала подать ей графин ледяной сельтерской воды и выпивала его залпом. По ночам она часто отправлялась кататься, зимой вместе с великим князем она могла отправиться на прогулку в открытых санях в простом лёгком наряде. В ожидании Александра великая княгиня могла подолгу не есть, что также сказывалось на её здоровье.

Частые роды, смерть сына, измены мужа и покушения на его жизнь далеко не благотворно сказались на самочувствии Марии Александровны. С 1870-х врачи всерьёз беспокоились о её здоровье, и холодные месяцы ей приходилось проводить на юге — в Крыму или в Италии. В 1880 Мария Александровна совсем отошла от общественной жизни — и в ночь со 2 на 3 июня императрица умерла от туберкулёза.

Интерьеры в стиле историзма

Знаменитые интерьеры были выполены по проектам Александра Павловича Брюллова, старшего брата художника Карла Брюллова. В 50-е и 60-е годы XIX века Мария Александровна пожелала изменить убранство, и отделкой комнат занялись знаменитые архитекторы Андрей Иванович Штакеншнейдер и Гаральд Андреевич Боссе. Интерьеры были выполнены в стиле историзма, который в то время царил в архитектуре. Это направление старалось воспроизвести черты стилей прошлого, иногда полностью копируя знаменитые образцы. Неороманский стиль в США и Канаде, неоготика в Англии, неоренессанс и необарокко во многих других странах — все они обращались к «большим стилям» прошлого. За смешение множество разных черт историзм часто оценивали негативно и называли «эклектикой». В Германии мастерами этого стиля считаются, например, Лео фон Кленце и Готфрид Земплер, во Франции — Эжен Виолле-ле-Дюк, в Австрии — Отто Вагнер, а в России — Николай Леонтьевич и Леонтий Николаевич Бенуа.

Черты историзма в покоях Марии Александровны видны невооруженным взглядом: в первую очередь бросается в глаза оформление анфилад. Во времена барокко и классицизма украшения комнат могли различаться, но в итоге все равно складывались в общую картину. Историзм отвергал старые правила и предлагал каждое помещение оформлять особенным образом, вне зависимости от сочетания стиля, формы и даже цвета с соседними комнатами. Так у каждого зала появилось собственное убранство, в зависимости от того, чем в этой комнате занималась будущая императрица.

Ванная

Ванная представляет собой помещение небольшого размера, но важность её для Марии Александровны высока. Дело в том, что травяные и минеральные ванны были крайне необходимы императрице для облегчения её болезни

Кроме того, в комнате располагались аппараты для лечения.

При жизни императрицы в ванной располагались диваны и столик производства фабрики Петра Гамса. Они представляли собой место, где Мария Александровна могла отдохнуть после ванны. Отделка комнаты подлинная, она была сделана по проектам Александра Брюллова, а Александр Брюллов был увлечён Помпеями. Отсюда и античные мотивы.


Ванная великой княгини Марии Александровны, Эрмитаж. (wikipedia.org)

В настоящий момент на месте мраморной ванны стоит ваза.


Ваза из ванной комнаты Марии Александровны. (sculpture1.ru/Игорь Селиверстов)

Любимая невестка

Невестку полюбили все. При знакомстве она поражала тактом и врожденным достоинством. Особенно тепло относился к Марии император Николай I. Свои письма к ней он всегда начинал со слов «Благословенно Твое Имя, Мария». Александр с каждым днем все больше привязывался к невесте. Его сестра Ольга Николаевна была уверена, что этот союз был от бога.

Ольга Николаевна с большим теплом отзывалась о Марии Дармштадской в своих дневниках. Она вспоминала, как семья приехала в Германию, чтобы поздравить будущих родственников с помолвкой. Мария выглядела старше своих 15 лет и смотрела на мир умными глазами. Только румянец слегка выдавал ее волнение. Император сказал ей: «Ты не можешь понять значения, которое ты имеешь в моих глазах. В тебе я вижу не только Сашино будущее, но и будущее всей России; а в моем сердце это одно». Ночью девушки никак не могли наговориться и поздно уснули.

Галерея

Портреты

Гау В.И. Портрет цесаревны великой княгини Марии Александровны,1841.Рокштуль А.П. Портрет Марии Александровны, 1859Портрет императрицы Марии Александровны в трауре, ок.1865Кёлер И.П. Портрет императрицы Марии Александровны,1881.

Фотографии

Мария Александровна (Неизвестный фотограф; Конец 1850-х — начало 1860-х.)Мария Александровна (186?)Мария Александровна (186?)Мария Александровна c детьмиИмператор Александр II и Императрица Мария Александровна (186?)Император и Императрица с детьми, 1864Мария Александровна и Александр II, 1866 (в день 25-летия брака)Мария Александровна с сыновьями (187?)

Покои императрицы в Зимнем дворце

Покои великой княгини, а затем императрицы Марии Александровны располагались в юго-западном ризалите Зимнего дворца. Половина Марии Александровны начиналась от Туалетной, включала также: Ванную, Спальню, Будуар, Малиновый кабинет, Золотую Гостиную, Зелёную Столовую и парадный Белый Зал (Залы № 289, 304, 305, 307, 308 Зимнего Дворца). Покои были оформлены по проекту архитектора А. П. Брюллова, затем в начале 1850-х гг. в комнатах был произведён небольшой ремонт под руководством архитектора А. И. Штакеншнейдера.

В убранстве помещений частично была утрачена мебель, тканевая обивка стен, но сохранился основной характер оформления, представляющий большую художественную ценность.

Э.П. Гау. Малиновый кабинет императрицы Марии Александровны,1860-е гг.Э.П. Гау. Будуар императрицы Марии Александровны,1861г.Л. Премацци. Спальня императрицы Марии Александровны,1859 г.А.Х. Кольб. Золотая гостиная императрицы Марии Александровны, 1860 -е гг.

Малиновый кабинет

Малиновый кабинет цесаревны отделывали дважды. Кабинетом эту комнату называли из-за большого письменного стола, на деле же Мария Александровна принимала здесь гостей, слушала чтение вслух и занималась вязанием, пока ее муж тут же играл в карты. Стены были обиты малиновой тканью — отсюда и цвет в названии — а потолок был украшен золочеными арабесками.


Э. Гау, малиновый кабинет, 1860-е. (wikipedia.org)

Вторая отделка значительно изменила облик кабинета. После ремонта кабинет украшали шедевры живописи, которые до сих пор хранятся в Государственном Эрмитаже: например, «Мадонна Литта» Да Винчи. Некоторое время малиновый кабинет служил и столовой: здесь обедали в узком семейном кругу.

Последние статьи

  •   Какие сплетни ходили про внешность Екатерины II среди придворных сегодня, 19:55
  •   18 мистических фотографий из океанских глубин: Финалисты конкурса Ocean Photography Awards 2021 сегодня, 17:27
  •   Каменный лес Варны: Cлед внеземного пребывания на Земле или чудо природы сегодня, 15:14
  •   5 остромодных винтажных стилей интерьера: Как старинная мебель и бабушкины салфетки стали трендом сегодня, 13:55
  •   10 самых дорогих и роскошных украшений знаменитостей от классики до кича сегодня, 12:28
  •   Забытый скульптор-самоучка и педагог, благодаря которому в СССР появились пионеры: Иннокентий Жуков сегодня, 11:41
  •   Как сложилась жизнь младшей сестры Жаклин Кеннеди: Безупречная Ли Радзивилл сегодня, 09:29
  • +1   Как одна случайность трагически изменила жизнь художника, которого обожали во Франции и не замечали в России: Ранний уход Борисова-Мусатова 24.09.2021, 23:36
  •   Единственное место в СССР, где Германия пыталась, но не смогла перейти советскую границу 24.09.2021, 21:38
  •   Как воспитанница приюта стала законодательницей мировой моды: Коко Шанель 24.09.2021, 19:24

Все статьи

Молодой Александр Николаевич

Будущий император Александр II в молодости был юношей весьма влюбчивым. Он любил посещать балы, охотно проводил время с девушками — в том числе и с молодыми фрейлинами. Он был влюблен во фрейлину Бородзину, затем во фрейлину Марию Трубецкую. Современники вспоминали, что у него даже возникла приязнь к юной королеве Виктории, правда, продлилась влюбленность недолго. В 1838 году Александр сопровождал родителей в поездке в Берлин — но уезжать не хотел, боясь, что в его отсутствие фрейлину Ольгу Калиновскую выдадут замуж. Тогда он еще не знал, что Германия для него станет важным местом. В следующем году во время очередной поездки в Дармштадте он встретит свою будущую жену принцессу Марию Гессенскую.

Жена, пережившая измены мужа

Большим потрясением стали для императрицы измены мужа. Вместе с Александром Николаевичем она прожила 39 лет — и их брак без сомнения можно назвать счастливым. Но после долгих лет совместной жизни император начал заводить фавориток, и Мария Александровна тихо страдала, наблюдая за его романами.

Фаворитка Александра II Екатерина Долгорукая. (wikimedia.org)

Самой известной фавориткой Александра II была Екатерина Долгорукая. Об этом романе знал весь двор, и император даже поселил любовницу в Зимнем дворце ещё при жизни жены. Познакомились они в 1859 во время празднований в честь юбилея Полтавской битве. Екатерине тогда было 11 лет. После разорения Михаила Долгорукого его детей взяли на государственное попечение. Дочь определили в Смольный институт. После окончания Екатерина осталась жить у брата в Петербурге, где она вновь встретилась с Александром. Он уже тогда имел за спиной несколько интрижек с фрейлинами и лёгких романов, но в Долгорукую он по-настоящему влюбился. Молодую любовницу Александр поселил в Зимнем дворце и ввёл в близкий круг своей жены. Покои Екатерины находились как раз над покоями императора — можно было легко переходить из одних в другие. Долгорукая родила от Александра 4 детей. Император очень переживал за их будущее, и вскоре после смерти Марии Александровны женился на Екатерине. Этот брак был морганатический, то есть Долгорукой не удалось стать новой императрицей. Но ее дети получили титул светлейших князей Юрьевских, что упрочило их положение. После смерти Александра Екатерине пришлось покинуть Россию.

Белый зал

Завершает анфиладу белый зал. Сама цесаревна не уделяла его описанию большого внимания: она лишь рассказывала о большом белом зале с итальянскими статуями. Поначалу кажется, будто помещение выполнено в элементах классицизма, однако построение пространства намного более сложное. Оформление также вызывает ассоциации с базиликами Древнего Рима.

Каждая из комнат Марии Александровны имела собственный характер, но все они, по воспоминаниям современников, отражали вкусы и взгляды их хозяйки, которая славилась тонким вкусом и, как писал баварский король Людвиг II, была «осенена ореолом святой».

Достижения императрицы

Нельзя недооценивать результаты деятельности царицы Марии Александровны и, прежде всего, ее роль в развитии благотворительной медицинской организации Красный Крест, который начал широкую деятельность в период русско-турецкой войны.

Мария Александровна развивала Красный Крест

Императрица, экономя на выездах в Европу и на количестве нарядов, вкладывала средства царской семьи в пользу строительства госпиталей для лечения солдат, а также на поддержку сирот и вдов. По ее поручению было отправлено большое количество медиков на Балканы для помощи братьям-славянам во время турецкого нашествия. Под ее управлением по всей стране открывались новые богадельни и приюты.

Большую роль Мария Александровна сыграла в проведении реформы образования. При ней заработало 2 высших учебных заведения, около 40 гимназий, более 150 образовательных учреждений низшей ступени. Царица поспособствовала новому витку в организации женского образования, которое в основном финансировалось на средства благотворительности.

Мария Александровна внесла колоссальный вклад в образование

Под ее покровительством ученым К. Д.Ушинским был разработан ряд педагогических методов, которых придерживались все гимназии того периода. В обязательную программу начального образования стали входить предметы Закона Божьего, русского языка, географии, истории, чистописания, арифметики, гимнастики. Девочкам дополнительно преподавалось рукоделие и ведение домашнего хозяйства. На высшей ступени добавлялись основы физики, алгебры и геометрии.

Мариинский театр был построен по инициативе императрицы

Покровительствовала императрица и высокому искусству. При ней было построено здание ныне всемирно известного Мариинского театра, труппа которого всегда поддерживала высокий профессиональный уровень и достойно представляла Россию на международной арене. При театре была основана балетная школа, во главе которой через несколько лет встала легендарная балерина Агриппина Ваганова. Эти заведения содержались на личные деньги Марии Александровны.

Большой вклад внесла царица в освобождение крестьян, всячески поддерживая реформы своего мужа.

Внешность и характер в оценках современников

Фрейлина Тютчева так описывает Марию Александровну: «Я сказала, что, когда я впервые увидела великую княгиню, ей было уже 28 лет. Тем не менее она выглядела еще очень молодой. Она всю жизнь сохранила эту молодую наружность, так что в 40 лет её можно было принять за женщину лет тридцати. Несмотря на высокий рост и стройность, она была такая худенькая и хрупкая, что не производила на первый взгляд впечатление belle femme; но она была необычайно изящна, тем совершенно особым изяществом, какое можно найти на старых немецких картинах, в мадоннах Альбрехта Дюрера…<…> Черты её не были правильны.

Портрет Марии Александровны кисти К. Робертсон.1849-51 гг., Эрмитаж.

Прекрасны были её чудные волосы, её нежный цвет лица, её большие голубые, немного навыкат, глаза, смотревшие кротко и проникновенно. Профиль её не был красив, так как нос не отличался правильностью, а подбородок несколько отступал назад. Рот был тонкий, со сжатыми губами, свидетельствовавший о сдержанности, без малейших признаков способности к воодушевлению или порывам, а едва заметная ироническая улыбка представляла странный контраст к выражению её глаз. Я настаиваю на всех этих подробностях потому, что я редко видала человека, лицо и наружность которого лучше выражали оттенки и контрасты его внутреннего чрезвычайно сложного „я“».

По воспоминаниям современников Мария Александровна обладала исключительной добротой, искренностью и вниманием к людям. Она была очень набожна и строго соблюдала церковные догматы

У императрицы было очень развито чувство долга.«Это прежде всего была душа чрезвычайно искренняя и глубоко религиозная, но эта душа, как и её телесная оболочка, казалось, вышла из рамки средневековой картины….Душа великой княгини была из тех, которые принадлежат монастырю. Вот подходящая обстановка для этой души, чистой, сосредоточенной, неизменно устремленной ко всему божественному и священному, но не умевшей проявить себя с той горячей и живой отзывчивостью, которая сама и дает и получает радость от соприкосновения с людьми».

Мария Александровна (186?)

Цесаревич Александр (будущий император Александр II) так представлял свою невесту её будущему законоучителю Г. Т

Меглицкому: «Его Высочество изволил обратить внимание на Её Высочество, и сказать, что я найду в ней самую невинную душу, готовую к принятию всякого добра»

Сестра Александра II Ольга писала : «Мари не хватало мягкости и привлекающей к себе сердечной веселости. Было только немного людей, которые сумели к ней приблизиться. <…> Вообще она считалась женщиной большого сердца и чувства, но её улыбка все чаще была грустной.»

Историк, правовед К. Д. Кавелин, который преподавал историю цесаревичу Николаю Александровичу, пишет об общем впечатлении «застенчивости и робости», которое возникло у него при встрече с императрицей в 1857 г. «Намерения и чувства, без сомнения, — самые лучшие, но в мыслях видна нетвёрдость, неясность, нерешительность, которые характеризуют жертву событий, а не владычицу их».

Адмирал Д. С. Арсеньев, который был воспитателем её младших сыновей, пишет: «императрица жила только для исполнения своей высокой обязанности (Императрицы, супруги и матери), чуждая всякой суетности и мелкой жизни, была к себе самой очень строга, но в отношении к своему супругу и своим детям думала, что нельзя требовать от других такого возвышенного и строгого взгляда на жизнь».

Военный министр Д. А. Милютин пишет об императрице « <…> внушила мне чувство благоговейного почтения. Это была святая женщина в нравственном отношении и вместе с тем высокого ума и образования».

Король Баварии Людвиг II писал, что императрица Мария Александровна, которая гостила в его замке Берг в 1868 г., «осенена ореолом святой».

Тайна происхождения Марии

Александр влюбился. Семья принялась собирать сведения о девушке. Мария жила довольно замкнуто, и о ней почти никто ничего не знал. Но сведения оказались положительными: несмотря на молодость, девушка была серьезной, доброй и религиозной. Правда, мать Александра императрица Александра Федоровна была против брака. Дело в том, что ходили слухи, будто Мария вовсе не была родной дочерью герцога Гессенского, а была рождена от барона Августа де Гранси. Несмотря на то, что герцог признал Марию и ее брата Александра своими детьми, он все же поселил их отдельно, так что это только подтверждало теорию. Но Николай I и Александр смогли уговорить императрицу съездить в Дармштадт, чтобы познакомиться с невесткой. Девушка понравилась Александре Федоровне, и согласие на брак было получено. В 1840 году было объявлено о помолвке.

Мать, похоронившая своих детей

Мария Александровна была счастливой матерью: за время брака она родила от Александра II 8 детей, один из которых стал впоследствии императором Александром III. 4 других сыновей счастливо женились, нашли своё призвание на военном или политическом поприще и пережили свою мать. Дочь Мария вышла замуж за принца Альфреда герцога Эдинбургского. Первая же дочь Марии и Александра, названная Александрой Александровной, умерла от менингита, не дожив и до 7 лет. После её смерти в царской семье девочек больше не называли Александрами, потому что все они умирали, не достигнув 20-летия. Конечно, супруги были расстроены смертью дочери, но больше их потрясла гибель сына Николая Александровича, который должен был стать наследником престола. В возрасте 21 года он скончался в Ницце от туберкулёзного менингита. Смерть сына Николая Александровича от настолько потрясла великую княгиню, что Мария Александровна даже не смогла прийти на похороны сына. Ольга Николаевна вспоминала, что с тех пор великая княгиня словно умерла внутренне и так и не смогла оправиться.


Царская семья после смерти Николая Александровича. (wikimedia.org)

Жизнь Марии Александровны

Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская, по слухам, была лишь приёмной дочерью небогатого немецкого герцога Людвига II Гессенского. Она не входила в список потенциальных невест будущего императора Александра II. Не одобрялась его родителями, особенно матерью. Но впервые встретивший её в оперном театре, цесаревич Александр Николаевич впоследствии выбрал своей супругой именно принцессу Гессенскую. Тогда ей было всего лишь 14 лет. Уже в 1840 году юная принцесса очутилась в Зимнем дворце, где начала готовиться к свадьбе и постепенно влиять на местный интерьер.


К. Робертсон. Портрет Марии Александровны. (wikipedia.org)

Очутившись во дворце, Мария Александровна, выросшая в маленьком и скромном замке в пригороде Дармштадта, Хайлигенберге, пришла в восхищение. Она восхищалась не только самим Зимним дворцом, но и всем Петербургом, величием Невы. И всё же несмотря на радость, с которой девушка впервые вошла в Зимний дворец, её дальнейшую жизнь в нём нельзя назвать абсолютно счастливой.

Во-первых, уже в молодом возрасте Мария Александровна испытывала проблемы со здоровьем. Некоторые считают, что именно её болезнь повлияла на усиление сухости в отношениях с императором. Во-вторых, этажом выше, над покоями императрицы, жила другая женщина, Екатерина Долгорукая, любовница, а после смерти Марии Александровны вторая супруга Александра II. Ввиду этих причин ранняя смерть императрицы неудивительна.

Несмотря на невзгоды и краткий срок жизни, Мария Александровна была очень деятельным, образованным человеком, попечителем и меценатом. Ей посвящали стихи ведущие поэты, такие как Тютчев и Вяземский.

Религия

Мария Александровна была набожным человеком. Она соединила в себе лучшие черты протестантского служения людям и глубины православной веры. Императрица изучала труды святых отцов, жития святых. Она почитала Святую Марию Магдалену и Святого Серафима Соровского. С биографией русского подвижника веры Марию Александровну познакомила ее фрейлина Анна Тютчева.

Мария Александровна

Вскоре в царской семье появилась полумантия праведника, которую родные Марии Александровны бережно сохранили среди прочих святынь семейства. Царица вела богословские беседы с Парфением Киевским, Филаретом Московским, Василием Павлово-Посадским. После ее смерти в память о матери сыновья построили в Иерусалиме храм Марии Магдалены, в котором покоятся ныне мощи Елизаветы Федоровны.

Сказочное начало

«…свита не переставала дразнить его неудачными невестами. Один из свиты… заметил: «Есть еще одна молодая принцесса в Дармштадте». «Нет, благодарю», ответил Саша, «с меня — довольно, все они скучные и безвкусные». И все же он поехал туда… старый герцог принял его со своими сыновьями и невестками. В глубине кортежа, совершенно безучастно, следовала девушка, с длинными, детскими локонами. Отец взял ее за руку, чтобы познакомить с Сашей. Она как раз ела вишни в тот момент, когда Саша обратился к ней, ей пришлось сначала выплюнуть косточку в руку, чтобы ответить ему. Настолько мало она рассчитывала на то, что будет замечена… Уже первое слово, сказанное ему, заставило его насторожиться; она не была бездушной куклой, как другие, не жеманилась и не хотела нравиться. Вместо двух часов, которые были намечены, он пробыл два дня в доме ее отца»

Портрет Марии Александровны кисти К. Робертсон.1849-51 гг., Эрмитаж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector