Басманова, марианна павловна

Служба государю

Вместе с братом Петром Федор Алексеевич занимал высокое место при дворе Ивана Грозного, причем с самого детства. В 1556 году в возрасте 6 лет мальчик уже значился писцом Мещерского уезда.

В 1562 году стал телохранителем царя во время похода на Полоцк. Был послан на переговоры в Старицу, к матери князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Грозного. Бояре хотели незаконно посадить его на престол. Заговор удалось разоблачить, после чего с внутренними врагами государства покончили.

Благодаря храбрости, проявленной в битве с татарами под Рязанью, Басманов продолжил службу в чине кравчего. То есть заведовал царским столом, отвечал за людей, подающих еду и напитки. В 1565 году получил право заседать в Боярской думе. В 1567 году участвовал в походе из Новгорода в Литву вместе с князем Афанасием Ивановичем Вяземским.

Федор Басманов танцует в женском платье (отрывок из фильма «Иван Грозный»)

В 1568 году стал первым воеводой в составе трехполковой опричной рати в выступлении против литовцев в Вязьме. Был назначен первым наместником Старицы.

После 1569 года командовал войсками опричников на юге, под Калугой. Но был вскоре отозван в Москву из-за жалобы, поданной князем Андреем Петровичем Телятевским, который якобы метил на то же место.

Много позже историки установили, что князь Телятевский умер в 1568 году и никак не мог устроить тяжбу с Басмановым. Вероятно, документ подделали недоброжелатели опричника.

Отношения с Иосифом Бродским

В 1962 году познакомилась с поэтом Иосифом Бродским. С этого времени Марианне Басмановой, скрытой под инициалами «М. Б.», посвящались многие произведения поэта. «Стихи, посвящённые „М. Б.“, занимают центральное место в лирике Бродского не потому, что они лучшие — среди них есть шедевры и есть стихотворения проходные, — а потому, что эти стихи и вложенный в них духовный опыт были тем горнилом, в котором выплавилась его поэтическая личность». Первые стихи с этим посвящением — «Я обнял эти плечи и взглянул…», «Ни тоски, ни любви, ни печали…», «Загадка ангелу» датируются 1962 годом. Сборник стихотворений Иосифа Бродского «Новые стансы к Августе» (США, Мичиган: Ardis, 1983) составлен из его стихотворений 1962—1982 годов, посвящённых «М. Б.». Последнее стихотворение с посвящением «М. Б.» датировано 1989 годом.

8 октября 1967 года у Марианны Басмановой и Иосифа Бродского родился сын, Андрей Осипович Басманов.

Стихи из цикла «Новые стансы к Августе» стали основой документального телевизионного фильма «В плену у ангелов. Письмо в бутылке», канал «Культура» 2007, реж. Е.Потиевский. Стихи читает (закадровый голос) сын поэта, Андрей Басманов. В 1964—1965 и в 1972—1995 гг. М. П. Басманова и И. А. Бродский состояли в переписке, весь корпус которой в настоящее время хранится в Отделе рукописей РНБ, в архиве семьи Басмановых в Петербурге, в библиотеке Бейнеке Йельского университета, США. М. П. Басманова является творческим консультантом некоторых проектов, связанных с творчеством Бродского, — художественного фильма «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», 2009, реж. Андрей Хржановский.

Несуществующий музей Иосифа Бродского

И хотя поэт не советовал окружающим не возвращаться на место любви, в память о нем хотят возвратить в его любимый город. В Санкт-Петербурге существует несуществующий музея Бродского «Полторы комнаты». Его идея возникла после того, как в 1998 году группа деятелей культуры обратилась к тогдашнему питерскому губернатору с просьбой открыть музей Бродского. Чиновник хоть и не выступил против, но дальше интересной задумки дело не продвинулось.  

Тем не менее, Фонд Иосифа Бродского решил во что бы то ни стало осуществить проект недостроенного музея. Целью Фонда является создать из коммунальной квартиры, где жил поэт, мемориальный музей и культурно-общественный центр. Кроме того, Музей будет посвящен жизни и стихам Иосифа Бродского и историческому наследию Ленинграда 50 – 90-х годов ХХ века, а также развитию современного искусства. Музей располагается в историческом доме, построенном в 1874-1877 годах, где ранее жили чета Мережковские-Гиппиус, Николай Лесков и брат поэта Иннокентия Анненского. Он представляет собой четыре комнаты в коммуналке. На кухне, например, сохранились печь, мебель, газовые плиты и стол, на котором даже видны следы коготочков котов, живших в семье Иосифа Бродского. 

В небольшой узкой кухне можно увидеть снимки Ленинграда 50х-70х годов. В комнате родителей Бродского — увеличенные снимки интерьеров  комнаты в день высылки их сына из страны. Здесь же расположены два фортепиано, стоящие боком друг к другу. Также в музее Бродского можно будет увидеть библиотеку поэта и его пищущую машинку. 

Одна из комнат заполнена портретами Иосифа Бродского, а в центре находится его прижизненный бюст. Но все это пока существует, скорее, в виде эскизов к музею, посвященному изгнанному поэту, написавшему о Петербурге:

«Канал туманный Грибоедов, сквозь двести лет шуршит вода, немного в мире переехав, приходишь сызнова сюда».    

  

Странная женщина

Многие до сих пор задаются вопросом, что страстный и харизматичный Бродский нашел в молчаливой художнице Марине Басмановой. Впрочем, видимо таким, как она, Михаил Муромов посвятил свою знаменитую песню «Странная женщина». Они познакомились на общей вечеринке в 1962 году

Марина, казавшаяся всем окружающим довольно застенчивой, не была в центре всеобщего внимания, но чем-то привлекла внимание Иосифа Бродского. Видимо, неподдельным интересом к его персоне — Басманова любила таинственных и демонических личностей, к каким и относился Бродский.  

Марина Басманова и Бродский казались всем гармоничной парой, которая только дополняла друг друга. Он декламировал ей свои стихи, она знакомила его с произведениями живописи. Иногда они ссорились и то и дело собирались расставаться. В такое время Бродский был сам не свой. Друзья неоднократно видели его с перебинтованными запястьями и понимали, что из-за всех этих разногласий поэт, видимо, предпринимал попытки уйти из жизни.

Ситуацию усугубляли и другие проблемы. После того, как был принят закон о тунеядстве, поэт старался скрыться из поля зрения милиции. Марине Басмановой и Бродскому пришлось расстаться. И пока приходилось прятаться от стражей закона, он по наивности попросил своего друга, поэта Дмитрия Бобышева, присмотреть за своей возлюбленной. Тот, конечно, согласился. Однажды Дмитрий и Марина пришли на вечеринку к общим друзьям. Бобышев представил Басманову как девушку Бродского, после чего она, всегда отличавшаяся скромностью, осталась сидеть в своем углу. Но, видимо, в тот вечер между Дмитрием и Мариной пробежала какая-то искра, и в итоге ночь они провели вместе. Возможно, об их грехе никто и не узнал, если бы Басманова не выкинула довольно странную штуку. Она подожгла занавески в комнате с криком: «Посмотрите, как интересно горят». На шум и запах гари, естественно, сбежались все друзья. Так все узнали об измене невесты Иосифа Бродского. Естественно, поэт тяжело переживал этот удар.

Однако на этом история любви Марины Басмановой и Бродского не закончилась. Из биографии поэта многим известно, что в 1964 году его арестовали, потом отправили на судебную медэкспертизу в психиатрическую больницу, где он познал все круги ада, затем была ссылка в Архангельскую область. Басманова, кстати, приезжала туда, и знатоки поэзии Иосифа Бродского говорили, что в это время были написаны его лучшие стихи. Но потом опять что-то разладилось, и она вновь изменила ему с Бобышевым. Однако у пары успел родиться сын, который впоследствии станет абсолютно неприкаянным человеком…  

Впрочем, судьба поэта также не была счастливой, и это притом, что в Америке он стал лауреатом Нобелевской премии. После того, как в 1972 году Иосифа Бродского выслали из страны, он так и не смог увидеться с родителями. 

 

К женщинам он относился довольно цинично: видимо, это была психологическая защита от душевной боли, поскольку раны, нанесенные Мариной Басмановой, не зарубцевались до конца жизни. Наверное, лучше всего его отношение к несостоявшейся возлюбленной отразилось в его гениальных строчках:

Не пойми меня дурно. С твоим голосом, телом, именем ничего уже больше не связано; никто их не уничтожил, но забыть одну жизнь — человеку нужна, как минимум, еще одна жизнь. И я эту долю прожил. Повезло и тебе: где еще, кроме разве что фотографии, ты пребудешь всегда без морщин, молода, весела, глумлива? Ибо время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии. Я курю в темноте и вдыхаю гнилье отлива.  

Кто знает, познай Иосиф Бродский истинное счастье любви (хотя под конец жизни он женился на своей студентке Марии Соццани, очень напоминавшей ту же самую Марину Басманову), может быть, он не постарел бы раньше времени и не ушел бы из жизни в 55 лет…

Детство и юность

Федор Алексеевич Басманов родился 21 апреля 1550 года в селе Елизарово, Ярославская область. Телец по знаку зодиака. Вторая фамилия — Плещеев. Басманом называли предка, постельничего Ивана III Даниила Андреевича Плещеева. И так же назывался хлеб, который выпекали для царского двора.

Дмитрий Писаренко в роли Федора Басманова в фильме «Царь Иван Грозный»

Отец, Алексей Данилович, был воеводой, одним из создателей опричнины и левой рукой Ивана IV Грозного. Возвысился после взятия Казани в 1552 году, где проявил себя храбрецом. В 1570 году был казнен царем по доносу о государственной измене в сговоре с архиепископом новгородским Пименом.

Федор с ранних лет гипнотически влиял на окружающих. Мальчика окружали лаской и заботой, но в то же время внушали ответственность перед страной и чувство патриотизма.

Личная жизнь

Мужчина был женат на княжне Варваре Васильевне Сицкой, племяннице покойной царицы Анастасии Романовны. То есть не только служил Грозному, но и породнился с ним. Сицкая родила Федору Алексеевичу двух сыновей: Ивана и Петра. Последний известен как сторонник Лжедмитрия I.

Второй брак Басманов заключил с Соломонидой Григорьевной Желябужской, представительницей старинного польского рода.

Андрей Курбский, Альберт Шлихтинг и опричник Генрих Штаден оставили воспоминания, в которых упоминалась личная жизнь Федора Алексеевича. В частности, писали, что юноша был не только фаворитом Ивана Грозного, но и его любовником. И будто бы этим объяснялся его карьерный рост. Но Штаден был немцем, а Шлихтинг состоял на службе у великого князя литовского, врага Московской Руси. В те времена иностранцы стремились очернить и русских князей, и страну в целом. Курбский ненавидел Ивана Грозного и сбежал в Речь Посполитую, предав свою страну. Поэтому свидетельства о противоестественных отношениях Басманова кажутся сомнительными.

Семья

Дед — Жора Фёдорович Ланг (1875—1948), действительный член Академии мед наук СССР, терапевт, выдающийся клиницист.
Мама — Наталия Георгиевна Ланг (Басманова (1906—2000) — художница, книжный график.
Отец — Павел Иванович Басманов (1906—1993) — живописец, книжный график.
Дядя — Миша Иванович Басманов (1918—2006) — дипломат. С 1949 по 1969 г. работал в полномочном консульстве СССР в КНР; секретарем посольства СССР в Пекине; вице-консулом генерального представительства СССР в Тяньцзине; управляющим русского Генерального представительства в Шэньяне (Мукдене); генеральным консулом в Синьцзяне. Поэт, создатель бессчетных переводов китайской поэзии на российский язык. См. Басманов М. Избранное: Стихи. М.: 2004.
Отпрыск — Андрей Осипович Басманов (р. 8 октября 1967). Отец Андрея — Иосиф Бродский. Внучки: Дарья ( р. 28. 04. 1987), Прасковья ( р. 27. 10. 1989), Пелагея ( р. 1997) и Анна Басмановы.

Биография

Родилась 20 июля года в Ленинграде в семье художника Павла Басманова. Её дедом по матери был советский терапевт, академик АМН СССР Георгий Ланг. Мать, Наталия Басманова, была наполовину голландкой, наполовину немкой..

В 1941—1942 годах, в самый тяжелый период Блокады, находилась в Ленинграде . В сентябре 1942 года вместе с матерью и бабушкой была эвакуирована в Алтайский край. Вернулась в Ленинград в феврале 1945 года

После войны семья Басмановых жила в Ленинграде, в доме 15 по улице Глинки, в бывшей квартире художников А. Н. Бенуа и, позднее, Н. А. Тырсы, знакомого П. И. Басманова с довоенного времени: «Тырса жил в просторной квартире, когда-то принадлежавшей родителям Александра Бенуа и описанной последним в его мемуарах. Собирались в огромной светлой комнате, бывшей гостиной Бенуа, с невысокой эстрадой, которую отделяла арка. Окна выходили на особняк 18 века, где, по преданию, происходили в пушкинские времена собрания общества «Зелёная лампа».

В 1950-е годы в течение двух лет была вольнослушательницей в Средней художественной школе (СХШ).

C 1956 по 1960 год училась рисунку, композиции и изучала принципы нового искусства у художника Владимира Стерлигова. Первая выставка М. П. Басмановой прошла в 1959 году на квартире художников В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой. «Выставка Марины Басмановой состоялась у Стерлигова (Большой пр., 98) в 1959 году. Около сорока работ, хорошо оформленных и окантованных, акварели (преимущественно пейзажи). Приходили на неё обычные гости выставок В. В. Стерлигова и друзья Павла Ивановича Басманова».

С 1960 года начала работать в книжной графике. Иллюстрировала книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Несколько книг проиллюстрировала совместно с матерью, Н. Г. Басмановой. В конце 1960-х — 1970-х гг. постоянно работала с детскими журналами «Мурзилка» и «Костёр».

В 1962—1963 годах сделала ряд портретных зарисовок Анны Ахматовой.

С 1975 года — член Союза художников России. Участница городских и всесоюзных выставок.

С 1994 по 2005 год работала научным сотрудником в Государственном музее «Царскосельская коллекция». Занималась экспозицией музея, подготовила около сорока временных выставок.

Подготовила и провела ряд выставок своего отца: Павел Басманов. ГРМ, 1996; Павел Басманов: Акварель, рисунок. СПб, ЦВЗ «Манеж», 2000; Рисунки и акварели Павла Басманова. М., ГТГ, 2002—2003; Ленинградский художник П. И. Басманов. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, 2009.
В декабре 2014 организовала и провела в Петербурге первую персональную выставку Натальи Басмановой.. В 2016 и 2017 гг. подготовила и провела в залах Библиотеки книжной графики выставки графики Коринны Претро и Юрия Сырнева.

В искусстве

Книги

  • 1862 — «Князь Серебряный» (автор А. К. Толстой)
  • 2002 — «Басманов: Честь воеводы» (автор А. И. Антонов)
  • 2014 — «Корсары Ивана Грозного» (автор К. С. Бадигин)

Фильмы

  • 1944 — «Иван Грозный» (актер Михаил Кузнецов)
  • 1991 — «Царь Иван Грозный» (актер Дмитрий Писаренко)
  • 1991 — «Откровение Иоанна Первопечатника» (актер Валерий Смецкой)
  • 1992 — «Гроза над Русью» (актер Сергей Бездушный)
  • 2009 — «Царь» (актер Александр Ильин)
  • 2009 — «Иван Грозный» (актер Дмитрий Мурашев)
  • 2020 — «Грозный» (актер Виктор Добронравов)

Живопись

1898 — «Фёдор Басманов с головой казнённого Колычева у митрополита Филарета» (художник А. А. Жаравова)

Творчество

Марианна Басманова в конце 1950- хх. стала первой ученицей художника и преподавателя В. В. Стерлигова, основывавшего свою работу на педагогической системе, сделанной К. С. Малевичем и практиковавшейся в ГИНХУКе. По этой системе живописцы поочередно изучали новые системы в искусстве (импрессионизм, постимпрессионизм, сезаннизм, кубизм), супрематизм. Сначала 1960-х гг. В. В. Стерлигов пришел к выводу из супрематизма Малевича, и, взяв геометрическую форму как модуль строения мира, красочного и космогонического, открыл уже свою идею «чашно-купольного строения Вселенной». Первой, кого он в эту идею предназначил, стала Марианна Басманова. Привлечённая Стерлиговым к работе над новым пластическим местом — сферическим, криволинейным, — Басманова создаёт свои работы: живопись, акварели, книжная графика, и сначала свои 1-ые книжки: «Муха-цокотуха» (1960) и «Весёлые песенки» (1961). Тот же принцип виден и во всех следующих работах художницы: как в композиции её работ, так и в присущей её учителю «светимости цвета». Творчество Басмановой Стерлигов оценивал высоко, видя в нём:

— В.В. Стерлигов .

М. П. Басманова всю жизнь работала в детской книжке. Все трое живописцев этой незаурядной семьи отличались по творческому почерку, хотя многие книжки М. П. и Н. Г. Басманова делали совместно.

« Мир представлений Басмановой замыкается видами природы. Природа властвует в иллюстрациях художницы. И детские фигуры, время от времени появляющиеся в рисунках растворяются в природных формах, становятся вроде бы одним из её частей, органически сливаясь с деревьями, птицами, цветами в единый образ…

— Г.И.Чугунов

Мария Соццани сегодня

Друзья и близкие и сегодня хранят молчание об его частной жизни. Мария Соццани готова обсуждать творчество своего супруга Иосифа Бродского, но никогда не поддерживает разговор об его личной жизни и об их семье.

Он очень нежно относился к своей супруге, почти по-отечески . На всех фотографиях Иосиф  Бродский  и Мария Соццани выглядели счастливыми.

В Рождество 1993 года появилось стихотворение с инициалами М.Б. – так всегда Бродский подписывал стихи, посвященные своей первой любви Марине, но  у его супруги Марии Бродской были точно такие же инициалы, кому посвятил Бродский это стихотворение, так никто и не знает.

После того, как Мария перевезла тело супруга в Венецию после его смерти, она вернулась из Америки к себе на родину в Италию.

Сегодня дочери Бродского 24 года, ее мать часто встречается с журналистами, но говорит только о муже-поэте, никогда не переступая границ частной жизни.

Мария Соццани-Бродская стала не только его возлюбленной, верной женой, но и соратницей: она участвовала во всех его начинаниях, помогала и сейчас продолжает работать в проектах, связанных с именем поэта.

В день 80-летия мастера пера в Санкт-Петербурге планировалось открытие музея поэта в тех самых «Полутора комнатах» в доме Мурузи, где он жил с родителями с 1955 по 1972 годы и откуда впоследствии уехал в эмиграцию, но ситуация с пандемией коронавируса вынудила отложить событие на несколько месяцев. В честь юбилейного дня рождения поэта прошла виртуальная экскурсия и праздничный концерт.

Среди участников музыкального марафона, получившего название «Не выходи из комнаты», были Александр Васильев (группа «Сплин»), Диана Арбенина, Баста, группа 25/17, Noize MC, Billy’s Band и многие другие. В эфире показали кадры из документального фильма «Часть Речи. 2020», где любимые стихи Бродского прочитали его жена Мария Соццани, дочь Анна Бродская и друзья поэта.

Примечания

  1. Бабушка, Софи Л. Эйндховен происходила из петербургской голландской семьи. См. Басманова М. Вступительная статья в каталоге персональной выставки Н. Г. Басмановой. СПб.: Комитет по культуре Санкт-Петербурга. 2014. С. 9. — «бабушка — София Эйндховен, из петербургской голландской семьи»
  2. Там же. С. 9.
  3. Петров В. Н. Из « Книги воспоминаний». Встречи с Н. А. Тырсой. // «Панорама искусств», М.: Советский художник, 1980. С. 140. В 1977 г. ЛОСХ предоставил М. П. Басмановой для работы мастерскую в мансарде д. 60 по ул. Марата.
  4. « Марина, конечно, во всех случаях, была ученицей Стерлигова. Ведь у него был большой педагогический талант. Он умел восхититься своим учеником, что очень много значило.»В. Г. Траугот. Воспоминания: Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16. (LA, USA), 2010. Ч. 2. С. 152.
  5. Там же. С.473.
  6. Соавторство Н. Г. и М. П. Басмановых оценивалось редакторами по-разному : «Книжки её первые были сделаны в начале 1960-х годов. Она у меня (в издательстве) делала книжку …она была сделана великолепно — я считаю, что лучше, чем работала Наталья Георгиевна. Мне её работа очень нравилась.» Там же, С.153. Воспоминания Н. Г. Басмановой о своей работе в книге см. Наталья Басманова. Сохранить живое ощущение. / Художники детской книги о себе и своём искусстве: статьи, рассказы, заметки, выступления/ Сост. В.Глоцер. — М.: Книга, 1987. C. 9- 16.
  7. Басманова М. Вступительная статья в каталоге персональной выставки Н. Г. Басмановой. СПб. 2014. С. 9.
  8. Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. — LA, USA. — 2010. — № 16. В 2-х ч. Т. 2, С. 470—473.
  9. См. замечание Г. Г. Поспелова о « чуть аскетичной, почти иконной светимости света» у В. В. Стерлигова и у К. С. Малевича: «Горизонтальные полоски земли под ногами его супрематических фигур целиком сохраняли плоскостное свечение красок.» Поспелов Г. Г. Рисунки В. Стерлигова // Собрание. М. 2007. № 4/ C. 92-97.
  10. Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. В 2-х чч. // Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16. — L. A., 2010. — Ч.2.С.471.
  11. О художнике этой книги. Л. 1975.
  12. , Марина Басманова и «Новые стансы к Августе».
  13. [zhurnalko.net/=detskie/koster/1972-04—num51 Костёр 1972-04, страница 51]. Дата обращения: 23 февраля 2013.
  14. В число проиллюстрированных совместно книг входит: Андерсен Г. -Х. Дюймовочка / Рис. Н. Басмановой. — Л.: Художник РСФСР, 1975. — 47с.; хотя имя М. П. Басмановой не указано в выходных данных книги.

Смерть

Федор Алексеевич умер в 1571 году. Точная причина смерти неизвестна. Мужчина был обвинен по новгородскому делу вместе с отцом и братом как изменник, перешедший на сторону польского короля Сигизмунда II Августа. Некоторые историки утверждали, что всех троих казнили.

Виктор Добронравов в роли Федора Басманова в сериале «Грозный»

Более достоверной кажется версия, что Федор Алексеевич умер в ссылке в городе Кириллове на Сиверском озере, куда был отправлен вместе с семьей.

В 1583 году Иван Грозный велел составить «Синодик опальных» — список лиц, пострадавших в годы его правления, с целью покаяться. В документе значатся Петр и Алексей Басмановы, но имени Федора там нет. Значит, его царь помиловал.

После смерти первого супруга Соломонида Желябужская вышла за князя Василия Юрьевича Голицына и стала игуменьей Вознесенского монастыря в Кремле.

Детей Федора Алексеевича Иван Грозный забрал к себе, что также подтверждает версию о помиловании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector