Танец джаз модерн/jass modern
Содержание:
- Документальный фильм «Пина: Танец страсти / Pina»
- «Петрушка» Михаила Фокина
- Балет 19 века
- Джаз-танец и его история
- «Драгоценности» Джорджа Баланчина
- Наследие современного танца
- «Люцифер» Марты Грэм
- Описание
- Как всё это получилось?
- Этюды Лои Фуллер
- Современный танец
- Принципы движения, заимствованные из танца-модерн
- Как научиться танцевать джаз модерн
- «In the Middle, Somewhat Elevated» Уильяма Форсайта
- Contraction и release
Документальный фильм «Пина: Танец страсти / Pina»
Германия, Франция, Великобритания, 2011. Режиссер: Вим Вендерс. В ролях: Реджина Адвенто, Малу Айродо, Рут Aмаранте, Пина Бауш, Райнер Бер, Андрей Березин.
Аннотация: «Документальная лента о скончавшейся летом 2009 года легендарной немецкой танцовщице и хореографе Пине Бауш.»
Документальный фильм посвящен знаменитой немецкой танцовщице и хореографу Пине Бауш, которая скончалась в 2009г.Фильм начал сниматься еще при жизни Пины, поэтому Вы сможете и её увидеть в фильме. В фильме снялась труппа «Театра танца Пины Бауш». Есть монологи, много-много танцев, снятых в разном антураже и очень-очень по-разному. Если Вы хоть как-то заинтересованы в танце модерн, то не пройдите мимо этого фильма. Много танца, много идей, разнообразие подачи и многое-многое другое.
«Петрушка» Михаила Фокина
Михаил Фокин считал «Петрушку» одним из своих самых высоких хореографических достижений. Во- первых, это работа с аритмичной музыкой. Как писал сам Стравинский, «Петрушка» задевает, заигрывает с гармонией оркестра и оттого создает определенный диссонанс в композиции. Фокин исчерпывающе использовал этот аспект в работе с «толпой». В отличие от классической балетной композиции, где кордебалет гармонично обрамляет солистов, в «Петрушке» толпа создает контраст кукольности главных персонажей, в том числе благодаря переменам ритма. Во-вторых, Фокин нарушил главный балетный канон — выворотность в движении. У Петрушки ступни завернуты внутрь, отображая его внутреннее состояние. В-третьих, — это спектакль на бытовую тему. Его герои — не сказочные существа и особы голубых кровей, а народ.
Балет 19 века
Балет был доминирующим жанром в западном театре танца с тех пор, как началось его развитие в качестве самостоятельной формы в 17 — м веке. Его характерный стиль движений по-прежнему основывался на позициях и шагах, разработанных в придворных танцах 16 — 17 веков.
Пожалуй, самой основной чертой балетного стиля того времени являлось положение ног и ступней, в котором ноги повернуты под углом 90 градусов по отношению к туловищу (т. е. ступни смотрят в стороны). Эта позиция придает телу симметричный вид и способствует высокому подъему ног, что было типичным для балета. Даже когда танцор исполнял быстрые или энергичные шаги, его руки редко двигаются не плавно, спокойно и изящно и часто танцор ставил руки в позиции, которые либо обрамляли лицо или просто так, чтобы они гармонично выглядели по отношению к позиции ног.
Другой особенностью балета являлось вертикальное положение тела. Балерины редко двигались близко к земле. Наоборот, часто казалось, что они бросают вызов гравитации высотой своих прыжков и энергичными «Batterie» (ударами ногой о ногу во время прыжка). Также балерины поражали зрителей скоростью поворотов и быстротой шагов, которые, казалось, происходили без особых усилий, почти не касаясь пола. В балете вечный стресс и огромные усилия танцовщиц всегда были скрыты за плавными изящными движениями танца.
Балет, конечно, претерпел много стилистических изменений. Романтический стиль от начала до середины 19-го века был намного мягче, менее изобиловал виртуозными прыжками и поворотами, чем классический стиль конца 19 и начала 20 веков. Русский балет, часто рассматривается в качестве парадигмы классической школы, поскольку является смесью мягкой и декоративной французской школы, хрупкого и виртуозного стиля итальянцев и энергичного атлетизма русских народных танцев.
Джаз-танец и его история
Происхождение джаз-танца уходит своими корнями в африканскую культуру
Издавна в африканских племенах было принято отмечать любое важное событие в жизни танцами. Там-тамы, барабаны — эти ударные инструменты задавали ритм и настроение
Позднее эти танцы изменились под действием европейской культуры. После окончания гражданской войны в США «чёрные» ансамбли стали выступать на сцене.
Вместе с танцами исполнители разыгрывали на сцене весёлые развлекательные представления. Так на свет появился мюзикл — жанр, объединяющий в себе пение, танец и драматический спектакль. В конце XIX века под влиянием джаз-танца появился джаз как направление в музыкальной культуре. Основным элементом джаз-танца считается “шарканье” — характерные движения ногами.
Демократичный XX век принёс с собой свободу самовыражения. Танцевать, импровизировать захотели все. Из джазового хореографического стиля выделились свинг, ту-степ, чарльстон, линди-хоп, буги-вуги, фокстрот. Кстати, фокстрот — та называемый шаг лисы — подразумевает движения, когда шаги делаются по одной линии. Постепенно танцоры ввели в фокстрот и другие движения – «волны» и повороты.
В Европе одним из самых распространённых направлений джазовых танцев стал акробатический рок-н-ролл. Это танец на грани со спортом, требующий отменной физической формы. Видео познакомит вас с распространёнными приёмами джазового танца.
https://youtube.com/watch?v=RZvpSQ3woGI
«Драгоценности» Джорджа Баланчина
«Драгоценности» называют первым полнометражным абстрактным балетом. Созданный в 1967 году, балет состоит из трех частей «Изумруды», «Рубины» и «Бриллианты» — каждая из частей исполняется отдельно, с антрактом, под музыку разных композиторов: Форе, Стравинского и Чайковского. Считается, что каждый из актов воплощает воспоминания Баланчина о Франции, Америке и России, а также обыгрывает характер разных драгоценных камней. «Драгоценности» стали большим шагом на пути высвобождения балета от канонов прошлого века и обретения чистоты формы — без сюжета, мизансцен и декораций.
https://youtube.com/watch?v=b9Z2-0GVvIE
Наследие современного танца
Наследие современного танца можно увидеть в родословной танцевальных форм 20-го века . Несмотря на то, что они часто создают разные танцевальные формы, многие выдающиеся танцоры имеют общее наследие, которое восходит к произвольному танцу.
Постмодернистский танец
Постмодернистский танец возник в 1960-х годах в Соединенных Штатах, когда общество поставило под сомнение истины и идеологии в политике и искусстве . Этот период был отмечен социальными и культурными экспериментами в искусстве. Хореографы больше не создавали определенных «школ» или «стилей». Влияние разных периодов танца стало более расплывчатым и фрагментарным.
Современный танец
Репетиция Danceworks «Stone Soup» в 2011 году с полуимпровизационной музыкой композитора Сета Уоррен-Кроу и звуковым клипом Apple iLife «Tour Bus»
Современный танец возник в 1950-х годах как форма танца, сочетающая в себе элементы современного танца и элементы классического балета . Он может использовать элементы незападных танцевальных культур, такие как африканские танцы с согнутыми коленями в качестве характерной черты и буто , современные японские танцы, появившиеся в 1950-х годах. Он включает в себя современные европейские влияния благодаря работе таких первооткрывателей, как Айседора Дункан.
По словам Тревы Бедингхаус, «современные танцоры используют танец, чтобы выразить свои сокровенные эмоции, часто для того, чтобы приблизиться к своему внутреннему« я ». Прежде чем пытаться поставить постановку, современный танцор решает, какие эмоции попытаться передать публике. Многие современные танцоры выберите тему, близкую и близкую их сердцам, например потерянную любовь или личную неудачу. Танцор выберет музыку, которая связана с историей, которую он хочет рассказать, или вообще не будет использовать музыку, а затем выберет костюм для отражать выбранные ими эмоции ».
«Люцифер» Марты Грэм
В 1975 году журнал The New York Times объявил конец войны между классическим танцем и танцем модерн. В интервью изданию Марта Грэм заявила о своей симпатии к работе Марго Фонтейн и Рудольфу Нурееву, а также собственной готовности поставить для них балет. «Люцифер» стал первой работой Фонтейн в направлении танца модерн. В лучших своих традициях Грэм наделила постановку простой и выразительной экспрессией, а также глубокой драматической проработкой персонажей. «Люцифер» также стал первой площадкой для сотрудничества Грэм со знаменитым дизайнером Роем Халстоном, костюмы которого в дальнейшем станут визитной карточкой её труппы.
Описание
Джаз-модерн – является одним из направлений в зарубежной современной хореографии, зародился он в конце 19-го – начале 20-го века в Германии и Соединенных Штатах. Само понятие «танец модерн» берет свои истоки в сценической хореографии, которая отвергала традиционную балетную форму. Когда термин вошел в употребление, он вытеснил другие такие, как: дунканизм, свободный танец, ритмопластический танец, экспрессионистский, танец босоножек, новый художественный, которые возникали во время развития данного направления. Исполнители модерн, вне зависимости от течения, к которому принадлежали, хотели создать новую хореографию и, чтобы она отвечала потребностям души человека 20-го века.
Принципы новой хореографии, во-первых – отсутствие канонов, обязательная реализация новых сюжетов и тем, во-вторых – полная независимость от традиций. Результатом стало принятие отдельных приемов и, благодаря противоборству с ними зародилось новое направление. Отказ от балетных традиционных форм до конца не реализовался.
Jazz modern – современное направление, которое объединило в себе много направлений и стилей. Позиции ног и рук, базовые движения – классический балет, шаги (ча-ча-ча, сальса), ритмизация движений. Если наблюдать за исполнителем, то можно увидеть ломаные движения, акробатические рисунки. Большая роль в этом направлении принадлежит импровизации.
Как всё это получилось?
Уже в начале 20го века началось движение в сторону более свободного танца, призванного раскрыть по-новому натуру человека, освободить его от зажимов, сделать свободным в танце.
Новые движения, направления, технику модерна сформировали: Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Марта Грэхем, Дорис Хэмфри, Мэри Вигман и другие.
С самого начала модерн-танец не просто не опирался на классическую хореографию, а противопоставлялся ей. Модерн-танец — это анти-классика, её антипод по всем статьям. Это слом жесткого корпуса-доски, это формирование движений не относительно оси тела (которая, понятно, в позвоночнике), а создание пространственно ориентированных линий и движений (параллельно полу, той или иной плоскости, движение от той или иной части тела). Расслабление мышц в модерне жизненно необходимо. Спина и вообще корпус в этом стиле не просто не держат положение плоской доски, как это принято в классическом танце. Наоборот, в модерне спина находится в постоянном движении, «узлы» спины, плечевого пояса, тазового всё время смещаются относительно друг друга. Единственное что может в чём-то быть похоже, это вытягивание ноги до конца в некоторых позах. Хотя, если в классическом балете такое вытягивание всегда сопровождается вытянутой ступней, а в модерне кроме варианта вытянутая ступня используется ступня «на себя» — с прямым углом в голеностопе.
Расслабление, отрицание техники классического танца, раскрепощение — это не значит, что в направлении принято хаотичное бессистемное движение. Всё подчинено сложившимся техникам, практикам. В модерне есть много течений (дунканизм, контемпорари и другие).
Деятели классической хореографии, конечно, поначалу вообще старались никак не признать этот стиль, ведь он свергал классическую хореографию с трона в мире танца. Потом танцовщицы и хореографы, работающие в области классического танца, стали перенимать многие позы модерн-танца, махи повороты. Но делалось всё это на основе родной для них классической техники. То есть создавали стилизацию.
Мы уже в одной статье Дивданс разбирали, что такое стилизация и как к ней относиться. Для зрителя наличие стилизации — это плюс — расширяется круг того, что он видит на сцене (в плане разнообразия). Но для развития стиля модерн это оказалось в какой-то степени губительно. Ведь у руля в хореографических ВУЗах и иных учебных заведениях стоят хореографы-» классики», то есть адепты классической хореографии, по определению склонные опираться на уже изученное и знакомое. Плюс этот миф, что «все танцы опираются на классическую хореографию», который даже сейчас многим внушают с детства. Прибавьте к этому тот факт, что в нашей стране позиции классического балета очень сильны, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Тем труднее в этих городах найти настоящий модерн, опирающийся на технику этого стиля, а не наслаивающий его движения на технику другой танцевальной культуры (классического танца).
Проблема осложняется еще и тем, что в учебные заведения хореографов берут сообразно знаниям лишь классического танца и народного. И преподаватели там работают классической школы. Нацеленность учебных заведений — на сохранении классического наследия. Но чтобы угодить веяниям времени, в учебных заведениях проводят небольшие курсы «современного танца», «модерн-танца», но в итоге это чаще всего стилизация либо помесь модерна и его стилизации ввиду всех описанных выше причин. Лучше бы вообще не делали этого. Потому что целые поколения хореографов выпускаются, думая, что владеют этим стилям, хотя на самом деле технику модерна им и не давали. Кроме, конечно, тех выпускниц, что изучали технику модерна вне учебного заведения.
В итоге, зачастую люди, танцующие стилизацию, сами уверены, что танцуют в технике данного стиля и даже далее ретранслируют такие танцы под маркой этого стиля. А это, по сути, всё равно, что, исполняя партию из балета «Дон Кихот» считать, что танцуешь фламенко и можешь его преподавать.
Из-за распространения неоклассического псевдо модерна (причины возникновения которого сейчас были описаны) очень трудно найти педагога, который даст Вам именно технику модерна.
Возникает вопрос — но может можно учиться и псевдо-модерну? Как любая стилизация, псевдо-модерн хорош как дополнение к обучению тем стилем, на технике которого он построен. В данном случае, он построен на технике классической хореографии, поэтому для изучающих её танцоров он полезен, так как расширяет кругозор. Но для тех, кто хочет изначально заняться модерн-танцем, такое обучение бесполезно.
Этюды Лои Фуллер
В начале века в США и Европе зародился свободный танец — предшественник танца модерн — благодаря, в первую очередь, Лои Фуллер. Хореографические зарисовки Фуллер были известны инновациями в области костюма, света и хореографического языка. Лои Фуллер, не имевшая классического балетного образования, выражала художественную мысль простыми движениями и оригинальными спецэффектами. В её знаменитом танце «Серпантин» костюм из тонкого шелка создавал эффект крыльев бабочки, а в постановке «Радий» танцовщица использовала только что открытый Мари и Пьером Кюри радий, чтобы добиться особенных световых эффектов.
https://youtube.com/watch?v=zmMS65wJpQE
Современный танец
Современный танец Модерн
Танец Модерн —
это зарубежная сценическая хореография, пришедшая к нам из США и Германии. Ее
зарождение, это некий протест танцоров, путь к освобождению от классического
балета и появлению нового танца. Благодаря чему модерн был избавлен от пуант и
приобрел новые формы. Время шло, появлялись новые авторские техники, которые
стали причиной появления еще одного направления – Контемпорари.
Сегодня хореографический модерн это танец свободного тела. Включает в себя эффектные бросания на пол, красивые прыжки, сложные акробатические фигуры, ломанные и в тоже время грациозные линии тела.
Контемпорари
Контемпорари, он же контемп, стал причиной появления не только различных техник модерна, но и техники импровизации, восточных единоборств и даже йоги. Контемпорари очень чувственный танец. Его основной особенностью является чередование активных движений с резкой остановкой, расслаблением, порою падением танцовщика на пол. Все это не хаотичный набор движений, а сюжет, передающий чувства и действия танцовщиком зрителю.
Джазовый танец
Джазовый танец широко охватывает различные движения из других стилей танцев, связанных или вышедших из такого направления как «свинг». Вот некоторые его направления: веселый и запретный в социализме буги-вуги, более ранний его прародитель линди хоп, безумный рок-н-ролл и другие. Энергичный, порою с юмористическими нотами, джазовый танец до 1950-х годов целиком присваивают к африканской музыкальной и танцевальной культуре. А в 1950-х возник современный джазовый танец (джаз-модерн), корнями, вышедший из Карибского танца.
Принципы движения, заимствованные из танца-модерн
Как уже было рассмотрено ранее, развитие той или иной системы танца-модерн связано с именами крупных педагогов, балетмейстеров, исполнителей. Эти системы базировались прежде всего на определенном философском подходе к движению. Это выражалось в постановках, однако подготовка исполнителей заставляла искать особую индивидуальную систему обучения. В танце-модерн, в отличие от джазового танца, все тело исполнителя принимает участие в движении, т.е. основой движения служит позвоночник. И именно работа над подвижностью позвоночника лежит в основе многих систем танца-модерн. Так, например, в технике М.Грэхем основой движения служит contraction и release (сжатие и расширение), которое исполняется в центр тела. В технике Д. Хамфри, а затем X. Лимона позвоночник расслаблен и свободен и движение исполняется за счет падения и подъема тяжести корпуса, т.е. движение строится по синусоиде: движение-задержка в кульминационной точке (suspend) и обратный возврат (recovery). В технике М. Каннингема большую роль играют различные спирали и изгибы позвоночника в соединении с движениями ног, заимствованными из экзерсиса классического танца. Модерн-джаз танец в некоторых разделах урока заимствует из различных техник упражнения, направленные на развитие подвижности позвоночника.
Как научиться танцевать джаз модерн
Обучение танцам джаз модерн – это отказ от стандартов, которые нас окружают. Это изменение мировоззрения, движения, положенные на музыку и позволяющие нам быть такими, какие мы есть, а не такими, какими хотят нас видеть окружающие.
Что такое джаз модерн? Это слияние энергий двух стилей, которые соединились между собой и породили джаз модерн, танцы, объединившие в себе хореографию джаза и эпатаж модерна.
Джаз возник путём импровизации ритуальных африканских танцев, просто и непринуждённо преодолев строгие каноны классики. Он зародился в начале прошлого, двадцатого века, объединив в себе опыт прошлого и новые, неординарные идеи. Оригинальная трактовка традиционных движений, интересный синтез джазовой и бальной школ раскрывает новые особенности танца.
Особенностью стиля джаз является то, что тело является своеобразным отражением ритма музыки, действуя как музыкальный инструмент. Обучение танцам в первую очередь заключается в том, что акцент шага смещается на постановку ноги. Осознание и отработку того, что импульс движения идёт к опоре. Обучение танцам в стиле джаз – это придание независимости при движении частей тела, умение двигаться, следуя своему личному ритму.
Вторая составляющая джаз модерн, танцы в стиле модерн, которые являются авангардом балетного искусства. Модерн разрушает традиционные представления о балете, наделяет танец ломаными движениями и акробатикой.
Развитие модерна стало ответом на классический балет, когда танцоры выходили на строгие рамки классики. Модерн – это техника свободного танца. Движение в нём зарождается от импульса, который придаёт телу свободу парения в пространстве.
Как видите, в джазе и модерне есть много общего. Но, всё же отцом модерна был классический балет, а джаз зародился из разнообразных форм танца. Из синтеза этих свободных стилей и зародился джаз модерн, танцы, которые сегодня танцуют тысячи людей во всём мире.
Обучение танцам джаз модерн, благодаря огромному разнообразию выразительных элементов, доступно людям практически любого возраста. Нужно лишь желание и стремление достичь высот. В джаз модерн, благодаря его демократизму, танцуют люди, которые не имеют данных для занятия классическим балетом.
Танцевать джаз модерн можно босиком, красиво одетым или при минимуме одежды, а иногда можно и без музыки. Обучение танцам джаз модерн – это обучение новому языку движений. Это танец, который свободен от устоявшихся правил и условностей, но вместе с тем за ним стоит танцевальный опыт, накопленный в течение столетий.
Джаз модерн – танцы, позволяющие выйти из оцепенения, в котором пребывает наша душа и тело. Он непредсказуемый и не имеет границ. И поэтому обучение танцам джаз модерн – это настоящий вызов творческим, умственным и физическим способностям человека, где на второй план уходит владение различными техниками, элементами и связками.
Джаз модерн – танцы, требующие высоких физических нагрузок, работы мысли и свободного полета фантазии. Всё это сочетается, в полном смысле этого слова, в суперэкспрессивных, очень часто ломаных и лишённых ритма движениях, позволяющих вам раскрепостить душу и тело, быть сопричастным с одним из самых взыскательных танцев в мире. Обучение танцам, а особенно достижение заметных успехов, это радость, которую можно сравнить с радостью альпинистов, покоривших вершину.
Благодаря джазовой технике тело танцора приобретает пластичность, гибкость, силу и выносливость. Джаз модерн танцы временами исполняются очень просто, а иногда с максимальным приложением сил и умений. Благодаря этому обучение танцам приобретает особый интерес.
Обучение танцам джаз модерн – это отказ от стандартов, которые нас окружают. Это изменение мировоззрения, движения, положенные на музыку и позволяющие нам быть такими, какие мы есть, а не такими, какими хотят нас видеть окружающие. Поэтому джаз модерн – это возможность прийти к самому себе, возможность расслабиться, сбросить с себя груз условностей, полностью раскрепоститься и стать свободным и независимым. Как мы уже говорили выше – джаз модерн не требует особой физической подготовки от начинающих, всё остальное придет в процессе.
«In the Middle, Somewhat Elevated» Уильяма Форсайта
Работа, поставленная американским хореографом Уильямом Форсайтом для Парижской оперы, дала новую жизнь наработкам Баланчина. Абстрактность, смещение вертикальной оси в танце, бессюжетность — все эти идеи уже присутствовали в работах великого хореографа, но именно Форсайт стал тем, кто изобрел балет заново во второй половине XX века. Форсайт увеличил амплитуду па, позволив геометрическим формам пересечь канонические границы. Танцовщики больше не концентрировались на фронтальном положении к зрителю, а существовали в трехмерном пространстве, что совершенно меняло восприятие базовых поз, например, арабеска. Теперь он мог быть исполнен хоть лицом, хоть спиной, хоть боком, хоть вверх ногами по отношению к публике. Уильям Форсайт привнес в балет холодную, индустриальную эстетику, заменив легкость и романтику на силу и атлетизм.
Contraction и release
Эти два термина связаны с положением торса, рук и ног. Contraction — сжатие, сокращение, т. е. относительное уменьшение объема тела. Противоположное понятие — release, т. е. расширение, когда тело расширяется в пространстве.
Contraction и release тесно связаны с дыханием. Contraction исполняется на выдохе, release на вдохе. Взаимосвязь дыхания и движения приводит к естественности, придает динамическую окраску движениям. Contraction не является динамическим движением, т.е. сжатие происходит за счет сокращения мышц, а не за счет их движения. И — важная особенность — во время contraction происходит как бы аккумуляция внутренней энергии, которая затем выплескивается во время release или какого-либо движения.
Contraction и release — это базисные понятия, заложенные в технике Грэхем, а затем заимствованные различными другими системами. Как говорила в личной беседе с автором Джин Радди, педагог Центра американского танца Ал-вина Эйли и Джульярдской школы танца, Марта Грэхем утверждала, что contraction начинается в глубине таза, между берцовыми костями, а затем распространяется вверх, захватывая весь позвоночник, последней в движение приходит голова. Аналогично, снизу вверх, исполняется и release
Это замечание очень важно, поскольку зачастую contraction исполняют в «солнечное сплетение», что является серьезной ошибкой. К обучению contraction педагогу необходимо подходить очень внимательно