Демон и падший ангел азазель
Содержание:
- Достойное
- Характеристики героев свиты
- Черная королева Марго
- Главные герои и их характеристика
- Смысл произведения Мастер и Маргарита
- Каббалистические корни
- Воланд и его свита: характеристика дьявольских сил
- Сотрудники театра Варьете
- История создания
- Образ и характеристика Воланда
- «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»
- Происхождение
- Москва – Ершалаим
- Герои романа Мастера
- Основные обязанности Азазелло
- Демон Фагот — Коровьев
- Композиция
- Участники эпизодов в Москве
- Внешность и характер
- В квартире Лиходеева
- Что может и умеет Азазель?
Достойное
- неделя
- месяц
- год
- век
«Балансирование, поддерживающее стабилизец» |
Парус судьбы: От боли душевной в резонанс сердец! |
Нас мало, но КПД за 100 процентов! |
Инстинкты против личной жизни |
Денежная радиация и Русский Дух |
«Балансирование, поддерживающее стабилизец» |
Наша колея в Афганистане |
Страна обломовых |
Не проспать Восход: Атака разумных от народа |
Чьё оно – Овертоново окно? |
Парус судьбы: От боли душевной в резонанс сердец! |
Нас мало, но КПД за 100 процентов! |
Главный итог уходящего года |
Маски и перчатки убивают |
Памяти великого человека Земли Русской Владимира Михайловича Зазнобина |
Зазнобин Владимир Михайлович. Биография |
Свобода! Свобода? Свобода… |
М + Ж: пара как инженерная система |
Путеводные заметки: Свет Лей |
Контакт с «тонким миром» |
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские |
Центральный банк России работает на её уничтожение |
Ну, за самодержание!… |
7 советов от гениального врача Николая Амосова . |
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? |
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно |
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат |
Смотрите ж: всё стоит она! |
Характеристики героев свиты
Кот Бегемот
Первый шут и любимчик Воланда это харизматичный и веселый проказник кот Бегемот. В книге Еноха из Ветхого Завета Бегемотом называют морское чудовище, беса, имеющего слоновью голову и клыки, человеческие руки, массивное тело с короткими ножками и маленьким хвостиком как у обыкновенного бегемота (отсюда и имя). У Булгакова морское чудовище превратилось в кота-оборотня, а его прототипом в реальной жизни был любимое домашнее животное писателя – огромный серый котяра по имени Флюшка. В романе кот Бегемот тоже имеет довольно внушительные размеры, однако цвет его шерсти – черный, все таки он представитель нечистой силы.
В романе кот Бегемот, как заправский шут гороховый в основном дурачится и шутит, устрашает жителей Москвы своими гигантскими размерами, разговаривает как человек и ходит на задних лапах, любит попить водочки или пива, курит сигареты. Он жутко обаятелен, любит поговорить, жуткий хвастун и наглец. Может выглядеть как человек с «кошачьей физиономией». Почти всегда действует-злодействует, безобразничает и выполняет поручения Воланда с участием своего неразлучного напарника Коровьева. На самом деле кот это демон на службе у дьявола, который на балу скинув с себя личину кота, превращается в худенького юношу пажа – «лучшего шута, существовавшего в мире».
Фагот
Коровьев по прозвищу Фагот – верный помощник и напарник по шалостям кота Бегемота. Имеет сомнительную репутацию и является как он сам заявляет «черт знает кем»: магом, бывшим регентом, чародеем и иностранным переводчиком. Он самый старший черт из всех демонов, находящихся в услужении Сатаны, готовый всегда выполнить его указания. В былые времена он неудачно пошутил на тему света и тьмы, и был обречен стать вечным шутом в драных цирковых лохмотьях с мерзкими манерами кривляки.
Имеет очень высокий рост и худощавую фигуру, неприятную глумливую физиономию с усишками как куриные перья, носит клетчатый костюм, жокейскую шапочку и треснутое пенсне. Выглядит очень неопрятно и неряшливо, производит впечатление гадкого и мерзкого шута и кривляки. Везде и всюду неразлучен со своим напарником Бегемотом, вытворяя с ним различные непотребные вещи.
Азазелло
Азазелло – демон и помощник Воланда. В одной из книг Ветхого Завета упоминается падший ангел Азазель, обучивший мужчин владеть оружием, а женщинам показавший «блудливое искусство» раскрашивания лиц. Это человек с «разбойничьей рожей» небольшого роста, атлетического сложения, имеет рыжие волосы, бельмо на глазу и клык во рту, носит котелок и выполняет роль грубой силы. Он идеальный исполнитель, если требуется кого-то убить, побить или подстрелить. Это очень опасный тип, демон-убийца, который очень четко и организованно подходит к поставленным перед ним задачам. Женщин он не любит и не церемонится с ними, к своему хозяину относится с должным почтением и уважением.
Черная королева Марго
Маргариту часто считают образцом женственности, эдакой пушкинской «Татьяной XX века». Но прототипом «королевы Марго» стала явно не скромная девушка из российской глубинки. Помимо явного сходства героини с последней женой писателя, в романе подчеркнута связь Маргариты с двумя французскими королевами. Первая — та самая «Королева Марго», жена Генриха IV, свадьба которой обернулось кровавой Варфоломеевской ночью. Это событие упоминается по дороге на Великий бал Сатаны. Толстяк, узнавший Маргариту, называет ее «светлая королева Марго» и лопочет «какой-то вздор про кровавую свадьбу своего друга в Париже Гессара». Гессар — парижский издатель переписки Маргариты Валуа, которого Булгаков сделал участником Варфоломеевской ночи. В образе героини видят и другую королеву — Маргариту Наваррскую, которая была одной из первых французских женщин-писательниц, автор знаменитого «Гептамерона». Обе дамы покровительствовали писателям и поэтам, булгаковская Маргарита любит своего гениального писателя – Мастера.
Главные герои и их характеристика
Пожалуй, главными героями являются Воланд, Мастер и Маргарита.
- Предназначение Воланда в этом романе – раскрывать пороки людей и наказывать за их грехи. Разоблачение им простых смертных не знает счёта. Основной мотив Сатаны – каждому воздать по его вере. Действует он, кстати говоря, не один. Королю положена свита – демон Азазелло, черт Коровьев-Фагот, любимый всеми шут кот Бегемот (мелкий бес) и их муза – Гелла (вампир). Свита отвечает за юмористическую составляющую романа: они смеются и издеваются над своими жертвами.
- Мастер – его имя так и остаётся для читателя загадкой. Всё, что нам поведал о нём Булгаков — в прошлом он был историком, работал в музее и, выиграв крупную сумму в лотерею, занялся литературой. Автор намеренно не вводит дополнительную информацию о Мастере, чтобы сделать упор на него как на писателя, автора романа о Понтии Пилате и, конечно же, возлюбленного прекрасной Маргариты. По характеру это рассеянный и впечатлительный человек не от мира сего, совершенно не разбирающийся в быте и нравах окружающих людей. Он очень беспомощен и раним, легко попадается на обман. Но в то же время ему свойственен необычайный ум. Он хорошо образован, знает древние и современные языки, у него впечатляющая эрудиция во многих вопросах. Чтобы написать книгу, он изучил целую библиотеку.
- Маргарита – настоящая муза для своего Мастера. Это замужняя дама, жена состоятельного чиновника, но их брак давно уже стал формальностью. Встретив по-настоящему любимого человека, женщина посвятила ему все свои чувства и помыслы. Она поддерживала его и вселяла в него вдохновение и даже намеревалась бросить постылый дом вместе с мужем и домработницей, променять обеспеченность и довольство на полуголодную жизнь в подвальчике на Арбате. Но Мастер внезапно пропал, и героиня стала искать его. В романе не раз подчёркивается её самоотверженность, готовность пойти на всё ради любви. Большую часть романа она ведёт борьбу за спасение Мастера. По словам, Булгакова, Маргарита – «идеальная жена гения».
Смысл произведения Мастер и Маргарита
Основной смысл произведения «Мастера и Маргариты» – это борьба добра и зла, о чем говорится и в эпиграфе к роману.
М. А. Булгаков склоняет к читателя к мысли о том, в мире должно быть равновесие, состоящие из добра и зла. Это равновесие находит олицетворение в Воланде и Иешуа.
Зло – Воланд – предстает справедливым в романе. Добро и зло переплетаются в душе человека. Сатана наказывал людей злом за то зло, которое они сами творили.
Также в произведении прослеживается и смысл человеческой борьбы.
Москвичи изображены в романе как марионетки. Только Он и Она среди этой безликой толпы понимают устройство мира и его правителя.
Роман делится на следующие пласты:
- Великий Прокуратор и Иешуа – они ведут постоянную войну за бессмертие души человека, а также играют с человеческими душами;
- Мастер и Маргарита – понимают устройства мира намного глубже, чем видят его другие люди;
- Москвичи – стремятся лишь к материализму, а не к духовности.
М. А. Булгаков хочет показать своим романом то, что не стоит следовать за установленным порядком, необходимо внимательно относиться к себе. Иначе это может привести к ущербу своей личности.
Каббалистические корни
Каббалистические корни.
При изучении романа специалисты пришли к выводу, что при написании данного произведения Булгаков увлекался не только каббалистическими учениями. В устах Воланда иногда можно услышать концепции еврейского мистицизма.
Есть в книге момент, когда Воланд говорит о том, что ничего и никогда нельзя просить, особенно у сильных. По его мнению люди сами дадут и предложат. Это кабалистические учения запрещают принимать что-либо, если это дает не создатель. Христианская вера же разрешает просить милостыню. Хасиды считают, что люди созданы по подобию Бога и потому им положено постоянно работать.
Прослеживается в произведении и концепция «о свете». Он на протяжении всей книги сопровождает Воланда. Лунный свет пропадает, только после того, как сатана со своей свитой исчезают. Трактовать свет можно по-разному, например, учения о нем имеются в Нагорной проповеди. Если взглянуть на все несколько иначе становится понятно, что эта концепция совпадает и с основной идеей каббалистических учений, по которым Тора является светом. Идея каббалы говорит, что только от желаний человека зависит достижение «света жизни», а это полностью совпадает с основной идеей роман о самостоятельном выборе человека.
Воланд и его свита: характеристика дьявольских сил
В романе «Мастер и Маргарита» силам зла автором определены необычные для них роли. Ведь жертвы Воланда и его свиты — не праведники, не порядочные и добрые люди, которых дьявол должен сбивать с истинного пути, а уже состоявшиеся грешники. Именно их мессир и его ассистенты обличают и наказывают, избирая своеобразные меры для этого.
Так, директору варьете, Степе Лиходееву приходится отправиться необычным образом в Ялту. Туда его просто мистически зашвыривают из Москвы. Но, отделавшись страшным испугом, он благополучно возвращается обратно домой. А ведь грехов у Лиходеева достаточно много — он пьянствует, заводит многочисленные связи с женщинами, используя свое положение, ничем не занимается на работе. Как говорит в романе Коровьев о директоре варьете, он в последнее время жутко свинячит.
На самом деле ни сам Воланд, ни дьявольские ассистенты не влияют никоим образом на события, происходящие в Москве во время их визита в нее. Нетрадиционное представление сатаны по-булгаковски проявляется в том, что главарь потусторонних нечистых сил наделен некоторыми явно выраженными атрибутами Бога.
Сотрудники театра Варьете
Степан Лиходеев
Степан Лиходеев — директор театра Варьете. Это сильно пьющий человек, который плохо выполняет свои обязанности. Воланд решил поселиться в его квартире, поэтому кот Бегемот и Азазелло забросили Стёпу Лиходеева в Ялту.
Римский Григорий Данилович
Римский Григорий Данилович — финансовый директор театра Варьете. Это злобный, нервный человек. Он очень умён: когда к нему пришёл Варенуха, ставший вампиром, Римский догадался, что это нечистая сила, так как не увидел от Варенухи тени.
Варенуха Иван Савельевич
Варенуха Иван Савельевич — театральный администратор. Это лживый, хамоватый, эгоистичный человек. Однажды он понёс по поручению финдиректора театра Римского в НКВД копии телеграмм от пропавшего Лиходеева. Встретив по дороге свиту Воланда, Варенуха оказался в «нехорошей квартире». Там Гелла превратила его в вампира. В этом обличии он покушается на Римского, но это ему не удаётся. Став вампиром, Варенуха мучается, ему не по душе быть нечистой силой, и Воланд, в конце концов, возвратил его в прежнее состояние. Испуганный Варенуха просит милиционеров поместить его в бронированную камеру. После своих страшных приключений Варенуха стал очень вежливым, отзывчивым человеком.
Жорж Бенгальский
Жорж Бенгальский — конферансье театра Варьете, хорошо известный жителям столицы. Человек неумный, ограниченный. Слова Воланда о том, как изменилась Москва, он комментирует публике так, что Коровьев сообщил зрителям, что конферансье попросту врёт. За эту ложь кто-то из публики предложил оторвать Бенгальскому голову, что и сделал кот Бегемот. Но зрители пожалели конферансье, и по их же просьбе Воланд велел голову Бенгальского поставить на место.
Андрей Фокич Соков
Андрей Фокич Соков — буфетчик в театре Варьете. Он скопил огромные деньги на продаже в буфете осетрины «второй свежести» и других испорченных продуктов. Эти деньги он не тратит, а только копит. Воланд сказал, что Соков никогда их и не истратит, так как через девять месяцев умрёт от рака печени. Испуганный буфетчик бросился искать профессора, чтобы тот остановил рак.
История создания
Этот роман Булгаков писал 12 лет. История о Мастере и Маргарите, Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, о Воланде и Москве занимала все мысли писателя. При этом ни малейшей надежды на публикацию у автора не было: за ней последовал бы расстрел (да и не взялся бы никто публиковать это произведение).
Булгаков окончил работу над романом в 1939 г. Будучи тяжело больным, он продолжал диктовать жене поправки к роману. До последнего момента жизни автор создавал это великое произведение.
Благодаря неимоверным усилиям Елены Сергеевны Шиловской, жены Булгакова, спустя 27 лет после смерти писателя роман «Мастер и Маргарита» в сокращённом виде опубликовали в журнале «Москва».
Проблематика:
- истина и её суть (Пилат и Иешуа);
- борьба добра и зла;
- внутренняя свобода и несвобода (Пилат, Мастер);
- человек и власть (Пилат);
- человек и деньги;
- связь времён;
- любовь и её суть (Мастер, Маргарита);
- верность и предательство.
Смысл названия: Михаил Булгаков долго не мог определиться с названием романа. Черновые варианты назывались «Инженер с копытом», «Князь тьмы» или даже просто «Сатана». Но впоследствии Булгаков ушёл от демонической темы — вернее, сместил её на периферию, утвердив как главное содержание романа любовь (Маргарита) и творчество (Мастер).
Литературное направление: в силу самобытности роман «Мастер и Маргарита» сложно отнести к какому-либо определённому литературному направлению. Можно сказать, что этот роман сближается с эстетикой магического реализма (вплетение магических элементов в реалистическую картину мира). В русской литературе к магическим реалистам можно также причислить Гоголя.
Литературный жанр: роман.
Жанровые особенности: «Мастер и Маргарита» — это сатирический, социальный, фантастический и философский роман. Кроме того, в композиционном отношении он представляет собой «роман в романе».
Время и место действия: роман о Мастере и Маргарите, о Воланде — Москва, 1930-е годы, весна.
Роман об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате — Иерусалим, весенний месяц нисан.
Образ и характеристика Воланда
В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков изображает Воланда как интереснейшего архетипа, как среди российского, так и зарубежного литературного искусства. Нельзя не заметить заимствование имени фаустовского героя.
Облик Воланда насыщен неоднозначными качествами и двояким восприятием его персоны. Ему присущи такие качества, позволяющие убедиться в том, что он совмещает в себе как сатанинскую, так и божественную стороны. Это объясняется размытыми границами зла и добра, потому невозможно с уверенностью твердить о «белых» и «чёрных» поступках Воланда и его свиты.
Зачастую в образе Воланда демонстрируется положительное составляющее природы человечества, его сущность полна навыков исследования и раскрытия страстей и молитв москвичей.
Подлинный образ Воланда Михаил Афанасьевич утаивает только в начале первой главы произведения, этот приём применяется с целью создания дополнительной интриги для читателей, и лишь затем прямо и открыто раскрывается сущность таинственного Воланда, предстаёт его дьявольское обличие.
В большинстве ситуаций Булгаков изображает Воланда, предстоящего в весьма непривычных ракурсах. О нем можно говорить, как о волшебнике, могучем маге, наделённом умением пророчить и видеть все далеко наперёд.
Воланд одарён острым разумом, он способен необычным образом перемещаться пространстве и возвращать на исходную позицию потерянное.
Ролью Сатаны в произведении «Мастер и Маргарита» является пристальное наблюдение за поведением москвичей, помимо этого, он, в силу собственных соображений, вносит некоторые изменения в их жизни, последствия которых дают результат в финальных эпизодах романа.
Воланд преследует цель показать человечеству различие между добром и злом, он является в Москву для восстановления справедливости, именно он вершит судьбы каждого по заслугам — Мастер и Маргарита остались вместе, вместе они и обрели покой, Понтия Пилата ждёт Иешуа для предстоящего разговора, чтобы тот убедился в отсутствии казни. Можно считать миссию Воланда выполненной.
И ведь все представители воландовской свиты отыграли предначертанные им роли и в конечном итоге вернули свои истинные облики.
Воланд даёт свите поручения, выполняя которые они раскрывают все общественные пороки, наказывают обывателей за согрешения и очищают это пламенем. Членов «Грибоедов’а» и МАССОЛИТа подобная участь также не миновала. Получается, люди получали второй шанс, чтобы воздвигнуть новое светилище культуры и сподвигнуть жителей Москвы к творческой жизни.
«Проделки», совершенные свитой Воланда приходятся в романе важным элементом в контексте описания исторической действительности 1930‑х годов. Они не двигают сознание человечества к совершению грехов, а вместо этого стягивают прочь искажающую реальность плёнку с их взоров, тем самым обнажают нравственные вопросы, запутанные в паутине лжи и подлости тогдашнего общества.
Более того, они позволяют определиться между двумя путями: добра и зла. Таким образом, Воланд заслуживает звания справедливого мудреца, праведного вершителем судеб.
«Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»
— на этой фразе автор прекратил правку своего романа. Через 4 недели Булгаков умер.
Вместо послесловия:
Когда не стало Михаила Афанасьевича, роман не был издан, и правки были не закончены. Эту работу взяла на себя супруга Булгакова — Елена Сергеевна.
Елена Сергеевна не сразу пожелала говорить с незнакомым писателем, тем более не допустила литератора к рукописями. Но Абрам Зиновьевич был настойчив, и позже вдова всё же прочла ему «Мастера и Маргариту».
Вулис был настолько впечатлён романом, что задался целью любой ценой его опубликовать.
Именно благодаря усилиям Абрама Зиновьевича, которых в условиях прежней политической ситуации в стране понадобилось немало, роман «Мастер и Маргарита» напечатали в журнале «Москва». Это произошло в 1966 году.
Сейчас книга принадлежит к числу классических произведений в России и получила признание во всём мире.
Консультант по произведениям Булгакова: Логвинова Ольга, филолог, булгаковед
Происхождение
Имя Азазелло восходит к герою апокрифа книга Еноха (Ветхий Завет) падшему ангелу по имени Азазель
(ивр. עזאזל — демон):
Согласно преданию Азазель был знаменоносцем армии Ада.
Вероятно, Булгакова «привлекло» сочетание в одном персонаже способности к обольщению и убийству. Именно за коварного обольстителя-сводника принимает Азазелло Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду. Но главная функция Азазелло в романе связана с исполнением насилия. Именно он выбрасывает из Москвы в Ялту Степана Богдановича Лиходеева, изгоняет из Нехорошей квартиры дядю Михаила Александровича Берлиоза Поплавского, убивает из револьвера барона Майгеля.
В ранних редакциях это убийство Азазелло совершал с помощью ножа, более подобающего ему как изобретателю всего существующего в мире холодного оружия. В Нехорошей квартире Азазелло появляется, войдя в прихожую прямо из зеркала, то есть тоже с помощью своего изобретения.
Москва – Ершалаим
Одна из самых интересных загадок «Мастера и Маргариты» – это время, когда происходят события. В романе нет ни одной абсолютной даты, от которой можно вести отсчет. Действие относят к страстной неделе с первого по седьмое мая 1929 года. Эта датировка приводит параллель с миром «Пилатовых глав», которые происходили в Ершалаиме 29 или 30 года в течение недели, которая впоследствии стала Страстной. «Над Москвой 1929 года и Ершалаимом 29-го стоит одна и та же апокалиптическая погода, одна и та же тьма надвигается на город греха грозовой стеной, одна и та же луна пасхального полнолуния заливает переулки ветхозаветного Ершалаима и новозаветной Москвы». В первой части романа обе эти истории развиваются параллельно, во второй, все более и более переплетаясь, в конце концов они сливаются воедино, обретая целостность и переходя из нашего мира в потусторонний.
Герои романа Мастера
Иешуа Га-Ноцри
Иешуа Га-Ноцри — одинокий бродячий философ. Он проповедует людям о человечности, доброте и верит, что все люди без исключения от природы добры. Иешуа Га-Ноцри представлен автором как идеальный человек, очень добрый, умный, образованный, правдивый. Он смел, не боится высказывать свои убеждения и говорить правду Понтию Пилату. Иешуа утверждал, что со временем не будет власти, а все люди станут мирными и справедливыми.
Подробная характеристика Иешуа Га-Ноцри здесь.
Понтий Пилат
Понтий Пилат — римский прокуратор Иудеи. Этот жестокий человек страдает от одиночества, так как из-за высокого положения в обществе дружески ни к кому не относится. Для людей он только властелин и лишь для своей собаки Банги — настоящий друг. Понтий Пилат — мыслящий и философствующий человек. После того, как ему пришлось согласиться на казнь Иешуа Га-Ноцри, его мучает совесть. Он постоянно думает об этом бродячем философе и его проповеди. Иешуа пожалел Понтия Пилата и попросил Воланда лишить его вечного одиночества. После этого Пилат и Иешуа пошли по дороге из лунного света, дружески беседуя.
Подробная характеристика Понтия Пилата здесь.
Левий Матвей
Левий Матвей был сборщиков налогов, но встретив Иешуа Га-Ноцри, стал разделять его взгляды на жизнь. Левий стал считать себя учеником этого человека, записывал его высказывания, не очень правильно излагая их. Он переживает, что не смог предотвратить гибель учителя, и хочет отомстить Иуде за его смерть.
Иуда из Кириафа
Иуда из Кириафа — молодой красивый человек. Этот провокатор вошёл в доверие к Иешуа Га-Ноцри, пригласил домой и при тайных свидетелях попросил высказать мнение о государственной власти. После этого Иешуа схватили и заключили в тюрьму. Но Иуда поплатился за предательство — по тайному приказу Понтия Пилата он был убит.
Основные обязанности Азазелло
Главные обязанности Азазелло непременно связаны с насилием. Объясняя Маргарите свои функции, он признает, что его прямой специальностью является надавать администратору по лицу, подстрелить кого-либо или выставить из дома, и прочие «пустяки» такого рода. Азазелло перебрасывает в Ялту из Москвы Лиходеева, выгоняет из квартиры Поплавского (дядю Берлиоза), лишает жизни при помощи револьвера барона Майгеля. Демон-убийца изобретает волшебный крем, который дарит Маргарите, давая ей возможность приобрести ведьмовскую красоту и некоторые демонические возможности. От этого косметического средства героиня романа обретает способность летать и становиться невидимой по ее желанию.
Демон Фагот — Коровьев
Чем еще запоминается Воланд и его свита читателям романа? Конечно же, ярким персонажем является представитель демонов, подчиненных дьяволу, Фагот, он же Коровьев. Это первый помощник Воланда, рыцарь и черт в одном лице. Коровьев представляется жителям Москвы переводчиком, служащим при иностранном профессоре, и бывшим регентом хора церкви.
Версий происхождения фамилии и прозвища этого персонажа несколько. Он связан и с некоторыми образами творений Ф. М. Достоевского. Так, в эпилоге романа «Мастер и Маргарита» в числе задержанных полицией людей из-за сходства фамилий с Кровьевым, упоминаются четыре Коровкина. Здесь, видимо, автор хотел указать на персонажа из повести Достоевского под названием «Село Степанчиково и его обитатели».
Также прототипами Фагота считается ряд рыцарей, являющихся героями некоторых произведений разных времен. Не исключена и вероятность того, что образ Коровьева возник благодаря одному из знакомых Булгакова. Прототипом демона мог стать реальный человек, слесарь-водопроводчик Агеич, который был редким пьяницей и пакостником. Он неоднократно упоминал в разговорах с автором романа о том, что в юношеские годы был одним из регентов хора в церкви. Это, видимо, и отразил Булгаков в ипостаси Коровьева.
Композиция
Как уже было сказано Многомудрым Литреконом, «Мастер и Маргарита» — роман в романе. Это означает, что сюжет делится на два слоя: история, которую открывает читатель, и произведение героя из этой истории, который вводит новых персонажей, рисует иные пейзажи, времена и основные события.
Так, основная канва повествования – рассказ автора о советской Москве и приезде дьявола, который хочет провести в городе бал. Попутно он обозревает перемены, произошедшие в людях, и позволяет своей свите вдоволь порезвиться, наказывая москвичей за их пороки. Но путь темных сил приводит их знакомству с Маргаритой, являющейся любовницей Мастера – писателя, который создал роман о Понтии Пилате. Это и есть второй слой повествования: Иешуа попадает на суд к прокуратору и получает приговор к смертной казни за смелые проповеди о бренности власти. Эта линия развивается параллельно с тем, что выделывают слуги Воланда в Москве. Оба сюжета сливаются воедино, когда сатана показывает Мастеру его героя — Прокуратора, который все еще ждет прощения от Иешуа. Писатель прекращает его муки и тем самым заканчивает свою историю.
Участники эпизодов в Москве
Аркадий Аполлонович Семплеяров
Аркадий Аполлонович Семплеяров — председатель Акустической комиссии московских театров. Во время сеанса чёрной магии, который давал Воландв театре Варьете, Семплеяров настаивал на том, чтобы публике рассказали о «технике фокусов». Но Коровьев разоблачил не чудеса, которые творились на сцене, а самого Семплеярова, уличив при его супруге в неверности.
Барон Майгель
Барон Майгель — член зрелищной комиссии. В его обязанности входило знакомство иностранных туристов с достопримечательностями Москвы. Он проник на бал Воланда как новый одинокий гость, но Воланд понял, что это шпион. Майгеля застрелил Азазелло.
Никанор Иванович Босой
Никанор Иванович Босой — председатель жилтоварищества дома по Садовой, в котором находилась «нехорошая квартира» № 50. Это осторожный, деловой человек, который берёт взятки. За это он был наказан Коровьевым, который сообщил соответствующим органам о том, что Босой спекулирует валютой, и сделал так, что при обыске у того действительно нашли доллары (в них превратились рубли, сунутые Коровьевым Босому в виде взятки).
Поплавский Максимилиан Андреевич
Поплавский Максимилиан Андреевич — дядя Берлиоза, экономист-плановик из Киева, очень умный человек. Узнав о смерти Берлиоза, он отправился в Москву. Поплавский надеялся получить квартиру погибшего. Он понимал, что для этого, первым делом, нужно прописаться в квартире покойного племянника. Но, конечно, ему это не удалось — ведь там обосновалась свита Воланда и сам мессир.
Аннушка
Аннушка — скандальная женщина, которая жила в квартире № 48, помещавшейся под квартирой № 50, где расположилась свита Воланда вместе с мессиром. Именно эта Аннушка разлила у вертушки подсолнечное масло на горе Берлиозу. Аннушка была очень любознательна. Ночью она подглядывала, когда вся свита вместе с Мастером и Маргаритой спускалась по лестнице, и услышала, как что-то стукнуло о пол. Когда все ушли, она бросилась на площадку, нашла там золотую подкову всю в бриллиантах и очень обрадовалась. Но появился Азазелло и грубо отнял у неё драгоценность.
Внешность и характер
В романе «Мастер и Маргарита» Азазелло описан как мужчина маленького роста с ярко-рыжими волосами. Он был необычно широкоплечим с очень мерзким лицом, и его внешность особенно портил торчащий клык. На руках вместо ногтей росли когти, а один глаз украшало бельмо.
Такая фантастическая внешность была придумана автором не случайно. Ему нужно было сделать запоминающийся образ, который бы отличал демона от двух других участников свиты — кота Бегемота и Коровьева.
Несмотря на несерьезный вид, Азазелло умел внушать ужас. В финале он разительно преображается. В стальных доспехах, спокойный и сдержанный, мужчина показал свою настоящую сущность. У него исчезло бельмо и торчащий клык, пустые черные глаза внушали чувство ужаса. Именно в конце романа Азазелло становится демоном-убийцей.
В начале он предстает как мужчина с разбойничьей внешностью и гнусавым голосом. Постепенно его характер становится виден. Основные черты:
- грубость;
- жестокость;
- бесцеремонность;
- хитрость;
- коварность.
Его боятся даже Коровьев и кот Бегемот. Они предупредили Маргариту, что Азазелло действительно хорошо стреляет и не стоит его провоцировать. Демон всегда прямолинейно заявлял о своем отношении. Например, в сцене, когда Маргарита знакомится с членами свиты в квартире Воланда, Азазелло предложил устранить Бегемота и убить «упрямую тварь».
У демона есть и вредные привычки. Он любил пить алкогольные напитки, особенно коньяк, много курил. Воланд ценил своего слугу за организованность, аккуратность и исполнительность. Он был уверен: стоило отдать приказ Азазелло, и все будет сделано предельно быстро и точно. В отличие от Бегемота, мужчина немногословен и привык все выполнять молча.
В квартире Лиходеева
Азазелло в романе «Мастер и Маргарита» — персонаж, олицетворяющий жестокость. Он груб, порою хамит. Достаточно вспомнить ту же сцену в Александровском саду, когда Азазелло бросает Маргарите напоследок фразу о том, что она «изрядно постарела». Но жестокость он проявляет по отношению к другим персонажам. Сначала он появляется в квартире Лиходеева и отправляет пьяницу и гуляку, «гоняющего казённую машину», в курортный город. Затем так же резко и категорично обходится с Поплавским и Варенухой.
В жестоких расправах, которые учиняет Азазелло, обнаруживается еще одна его черта, — немногословность. Этот герой не занимается пустословием, в отличие от Фагота. Он не морочит голову наивным гражданам. Он просто делает свою работу, то есть выполняет поручения Дьявола.
Что может и умеет Азазель?
После того, как разгневанный Всевышний низверг демона Азазель на землю, тот, несмотря на понесенное наказание, начал учить мужское население земли пользоваться оружием и воевать с другими мужчинами, дабы проливалась человеческая кровь и всё было бы пропитано болью, горем, страданиями, смертями и стенаниями. Женщин он научил изменять лица при помощи косметики, а также научил как варить разные зелья и снадобья, применяемые чаще всего в черной магии: для привлечения мужчины, для морока, для разлада между любящими, для приворотных действий и прочего. Также он научил прерывать беременность без вреда здоровью женщины.
Есть версия, что он подобно Прометею, открыл для них металлы, научил человечество ковать металлические орудия, делать браслеты и расшивать орнаменты, научил понимать стоимость драгоценных металлов, показал красящие составы, чтобы красить брови и ресницы. В отрывке из Книги Еноха говорится, что Азазель обучил людей делать мечи, ножи, щиты, нагрудные латы, ознакомил с металлами земли и искусством обработки их, с браслетами и украшениями, с применением сурьмы и наложением краски на глаза, со всеми видами драгоценных камней и со всеми оттенками цветов.
В описании сцен Страшного суда говорится, что перед этим событием протрубит в рог Исрафаил — умрут практически все творения Всевышнего, при втором звуке рога — исчезнут ангелы, а Азраил погибнет последним. Мусульмане считают, что Азазель имеет множество глаз.