Откровения кота бегемота
Содержание:
- Сочинение 5
- Оригинальный текст и слова песни Кот-Бегемот:
- Главные герои «Мастера и Маргариты»
- Интересные факты
- Образ свиты в произведении
- Характеристика героя
- Характеристика образа
- Превращение Бегемота
- Роль кота Бегемота в романе
- Участники эпизодов в Москве
- Роль кота Бегемота в романе
- Характеристика образа
- Вано Миранян
- Дурачества и обжорство Бегемота
- Превращение Бегемота
- Свита Воланда в романе “Мастер и Маргарита”: описание членов свиты, таблица с характеристикой (список)
- Внешнее описание
- Священное животное
- Почему кота зовут Бегемот?
- Святая Троица
Сочинение 5
Особенностью романа Булгакова является практически полное отсутствие в нем Господа. Высшее положительное начало в нем проявляется только через образ Спасителя-Иешуа, но он выглядит сначала земным и вполне простым человеком, хотя и с неординарными взглядами, и только в завершении предстает в свете. Тем не менее, роман Булгакова, безусловно, является романом об инфернальных сущностях и о дьяволе.
На самом деле такое не удивительно, ведь именно дьявол, согласно учениям, является властителем этого мира. Господь в этом смысле предстает трансцендентным, как далекая и высшая награда, которая достижима только путем практически полного исключения себя из мира при жизни. Тут нужно напомнить, в романе главные герои не обретают Царства Небесного, хотя и поступают положительно, являются в какой-то степени примерами достойных людей, но и они оказываются поглощенными сатаной.
Собственно Воланд отсылает читателя к Фаусту, где дьявол называет себя Воландом перед людьми. Каноническим образом Воланд у Булгакова не является злом в привычном и повседневном смысле этого слова, да он способен на различные проделки, но по большей части, все они являются следствием поведения самих людей. Также следует вспомнить о роли дьявола и его свиты в религии, они созданы по попустительству Господа, дабы наказывать грешников, Воланд сначала беседует с людьми, и только увидев какие-то греховные склонности, воздает по заслугам.
Внешность Воланда представляется довольно скупо. Согласно некоторым исследователям, автор копировал некоторых известных ему людей и привносил различные детали в облик, но такое рассмотрение требует глубокого и детального исследования. Если говорить кратко, то Булгаков изображает сатану простым человеком с немного нестандартной внешностью, такой как глаза разного цвета и небольшая асимметрия лица.
Повадки Воланда аристократические, он склонен к простым и ясным поступкам, при этом обладает сдержанностью в общении с другими людьми и собственной свитой и даже не проявляет существенной иронии, хотя и мог бы. На самом деле, хотя Воланд презрительно говорит о милосердии, он сам поступает довольно милостиво по отношению к другим людям. Тем не менее, такое поведение, конечно, обуславливается просто его функцией, которая позволяет действовать только в рамках ответа на грехи, но не со собственной воле.
Для 11 класса
Оригинальный текст и слова песни Кот-Бегемот:
В предзакатный час, на углу агентства ТАСС,На бульваре у Никитских ворот,Можно без труда встретить чёрного кота,Он возможно где-то рядом живёт.
Этот чёрный кот Вам нахально наврётИ покажет с видом знатока,Как отсюда туда шел трамвай маршрута «А»,По бульвару у Никитских ворот.
Этот чёрный кот носит имя Бегемот,По причине неизвестных причин.С ним бывает один очень странный гражданин,На бульваре у Никитских ворот.
И не год, не два, на Садовой, триста два,Между прочим заколочен чердак.Ведь бывает и так, загорится особняк,На бульваре у Никитских ворот.
У Никитских ворот, черный кот Бегемот…У Никитских ворот, черный кот Бегемот…
А вчера один из нас заявил агентству ТАССЧто в субботу этот чёрный котЗаходил в один интересный магазинНа бульваре у Никитских ворот.
С ним давно на ты Патриаршие прудыИ один любитель Просто стыд и срам дозволять гулять котамНа бульваре у Никитских ворот.
У Никитских ворот, черный кот Бегемот…У Никитских ворот, черный кот Бегемот…
Только чёрный кот, чёрный кот БегемотОчевидно-вероятный кот.Судя по всему не мешает никомуНа бульваре у Никитских ворот.
И агентство ТАСС скоро выпустит указ,Что вполне официальный кот,Всем желающим псам починяет примусаНа бульваре у Никитских ворот.
У Никитских ворот, черный кот Бегемот…У Никитских ворот, черный кот Бегемот…
Главные герои «Мастера и Маргариты»
Произведение Булгакова представляет собой «роман в романе», и главные герои «Мастера и Маргариты» Булгакова в части, повествующей о пребывании Сатаны в Москве – Воланд, Мастер и Маргарита, Иван Бездомный.
Воланд
Сатана, Дьявол, «дух зла и повелитель теней», могущественный «князь тьмы». Посетил Москву в роли «профессора черной магии». Воланд изучает людей, разными способами стараясь проявить их суть. Посмотрев на москвичей в театре-варьете, делает вывод о том, что они «обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их». Давая свой «великий бал», вносит беспокойство и смятение в жизнь горожан. Бескорыстно принимает участие в судьбе Мастера и Маргариты, возрождает сожженный роман Мастера, позволяет автору романа сообщить Пилату, что тот прощен.
Настоящее обличье Воланд принимает, оставляя Москву.
Мастер
Бывший историк, отрекшийся от своего имени, написавший гениальный роман о Понтии Пилате. Не выдержав травли критиков, оказывается в психиатрической лечебнице. Маргарита, возлюбленная Мастера, просит Сатану спасти любимого. Воланд выполняет и просьбу Иешуа, прочитавшего роман – дать Мастеру покой.
«Прощание свершилось, счета оплачены», и Мастер с Маргаритой обретают покой и «вечный дом».
Маргарита
Красивая и умная женщина, жена «очень крупного специалиста», ни в чем не нуждавшаяся, не была счастлива. Все изменилось в момент встречи с Мастером. Полюбив, Маргарита становится его «тайной женой», другом и единомышленником. Она вдохновляет Мастера на роман, побуждает бороться за него.
Заключив сделку с Сатаной, исполняет роль хозяйки у него на балу. Милосердие Маргариты, просящей пощадить Фриду вместо просьбы для себя, защита Латунского, участие в судьбе Пилата смягчают Воланда.
Стараниями Маргариты Мастер спасен, оба покидают Землю со свитой Воланда.
Бездомный Иван
Пролетарский поэт, написавший по заданию редактора антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. В начале романа –, «человек невежественный», недалекий, считает, что «сам человек и управляет» своей жизнью, не может поверит в существование Дьявола и Иисуса. Не справившись с эмоциональным напряжением от встречи с Воландом, оказывается в клинике для душевнобольных.
После встречи с Мастером начинает понимать, что стихи его «чудовищны», обещает никогда больше не писать стихов. Мастер называет его своим учеником.
В финале романа Иван живет по настоящей фамилией – Понырев, он стал профессором, работает в институте истории и философии. Вылечился, но иногда так и не может справиться с непонятным душевным беспокойством.
Список героев романа велик, все, кто появляется на страницах произведения, углубляют и раскрывают его смысл. Остановимся на наиболее значительных для раскрытия замысла автора персонажах «Мастера и Маргариты» Булгакова.
Интересные факты
- В Советском Союзе к столетию со дня рождения Михаила Булгакова была выпущена почтовая марка с изображением кота Бегемота.
- В городе Харькове установлен памятник Михаилу Булгакову и коту Бегемоту: писатель и член свиты Воланда сидят на лавочке.
Памятник Михаилу Булгакову и коту Бегемоту
Михаил Афанасьевич обожал домашних животных. Так, в доме писателя и его второй жены Любови Белозерской жила кошка по прозвищу Мука. Любовь к хвостатым писателю передала жена; правда, он первоначально в силу природной брезгливости не брал животное в руки. Первенца Муки назвали Аншлаг в честь театральных успехов автора «Мастера и Маргариты».
Образ свиты в произведении
Свита Воланда, которая по сути представляет собой силы зла, на самом деле играет в романе довольно необычную роль. Обычно мы представляем что демоны и черти сбивают добропорядочных людей с пути истинного, соблазняя и искушая сладкими запретными плодами. Но в этом случае они выводят на чистую воду грешников скрывающихся под маской праведников, обнажают все скрытые пороки общества и наказывают (причем весьма своеобразно) тех, кто этого давно заслуживает.
Неслучайно, что почти все члены свиты представлены в комических образах, ведь чтобы не сойти с ума окончательно и снять то напряжение, которое испытывает читатель от трагических разрешений вопросов бытия и нагнетания негативных событий, доводящих до ужаса, можно только с помощью смеха и иронии.
Свита Воланда на протяжении многих веков занимается одним и тем же делом – жестко наказывает тех, кто недостоин света и покоя. Благодаря гениальному замыслу Булгакова они совсем не воспринимаются как абсолютное зло, ведь по мнению их хозяина Воланда без тьмы, не было бы и света.
Характеристика героя
Бегемот состоит в свите Воланда. Это огромный черный кот, цвет которого отражает его демоническую сущность. Он ходит на задних лапах, как черт на копытах, имеет кавалерийские усы и большой живот.
Это оборотень, наделенный магической силой. Он может превращаться в «низкорослого толстяка в рваной кепке» «с кошачьей рожей». Но чаще всего он появляется в облике кота, поражающего окружающих человеческими манерами и речью:
- Бегемот пытается проехать в трамвае и всучить кондукторше гривенник, а когда та его выгоняет, уезжает на сцепке.
- На глазах у Степы Лиходеева он пьет водку и закусывает маринованным грибом.
- Во время сеанса черной магии на глазах у потрясенных зрителей Бегемот наливает из графина в стакан воду и выпивает ее.
- Дяде Берлиоза Поплавскому кот сообщает, что это он дал ему телеграмму о смерти племянника, а затем проверяет его документы.
Булгаковский кот — персонаж неоднозначный. Для него характерны следующие черты характера:
- Агрессивность. В человеческом облике Бегемот избивает в туалете Варенуху, поджигает ресторан Грибоедова и Торгсин.
- Жуликоватость. Кот мошенничает, даже играя в шахматы с хозяином.
- Самолюбование. Бегемот любит покрасоваться. Во время бала у Воланда он надевает галстук и золотит усы.
- Обжорство. Герой отличается неумеренным аппетитом, он поглощает всю пищу, до которой может дотянуться. Особенно ярко это проявляется в сцене в Торгсине.
- Интеллигентские повадки. Бегемот любезно разговаривает с Маргаритой, помогает ей во время бала, угощает спиртом. Он прощается с людьми, оплачивает проезд, открывает двери, занимается философскими рассуждениями.
Характеристика образа
Кот Бегемот описывается как некий «печальный паж, обречённый вечно следовать за своим господином». Это верный рыцарь Воланда, черты которого могли быть взяты из одной из «рыцарских» повестей Сергея Заяицкого.
Кот Бегемот, как и остальные члены команды Воланда, в финале романа исчезает перед восходом солнца в горном провале в пустынной местности перед садом, в котором предаются вечному покою Маргарита и Мастер.
Кот Бегемот — оборотень. Он мог представать в разных сценах в различном облике: то он просто огромный кот с человеческими чертами, то он низкорослый толстяк в кепке с «кошачьими» чертами лица. Бегемот избивает Варенуху в общественном туалете, устраивает пожар в Доме Грибоедова и Торгсине, переполох в помещении Зрелищной инспекции; всё это он делает в своём человечьем обличье. Впрочем, большую часть времени он выступает в кошачьем облике, поражая и пугая людей своими размерами и умением говорить.
Бегемот, в зависимости от ситуации, может быть вежливым и учтивым, а может проявлять грубость и бесцеремонный характер. Он может быть весёлым комиком и жестоким убийцей. Кот любит выпить, причём предпочитает чистый спирт. Спиртом он угощает и Маргариту, ехидно пояснив, что он, дескать, не мог налить прекрасной даме простую водку.
Превращение Бегемота
В то время, когда Воланд и его свита совершали заключительный полет в романе, Бегемот превратился в щуплого юного пажа. Рядом с ним находился рыцарь фиолетового цвета. Это был преобразившийся Фагот (Коровьев). В данном эпизоде Булгаков, видимо, отразил шуточную легенду из повести С. С. Заяицкого «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова». В ней идет речь о жестоком рыцаре, вместе с которым постоянно фигурирует его паж. Главный персонаж легенды обладал страстью к отрыванию голов животных. Эта жестокость передана Булгаковым Бегемоту, который, в отличие от рыцаря, отрывает голову человеку — Жоржу Бенгальскому.
Роль кота Бегемота в романе
Несмотря на цензуру, главенствующую в СССР, и тот факт, что Михаил Булгаков был «любимчиком Сталина», писатель даже не стремился прикрывать сарказм и иронию какими-либо метафорами и другими художественными оборотами. Литератор обличает пороки общества, которые не прикрыты вуалью и как бы существуют в порядке вещей. Стоит только вспомнить цитату Воланда:
Стоит сказать, что писатель иронизировал не только над москвичами, которые на представлении в «Варьете» побежали в салон за бесплатными импортными платьями, но еще и над самим собой.
Воланд и кот Бегемот
Михаил Афанасьевич рассказывал, как на деньги, полученные от зарубежных постановщиков его пьес, они с возлюбленной ездили в Торгсин, дабы совершить покупки. В этом злачном местечке, где затаривались граждане, имеющие «валютные ценности», писатель и его возлюбленная наблюдали, как советские люди стремились накупить деликатесов.
В романе один из подручных Воланда комично сочетает в себе противоречивые качества. Любитель угощать даму «чистым спиртом» имеет и «интеллигентные» повадки, и склонность к жуликоватости и агрессивности. Чего только не делал Бегемот на страницах романа: то он расплачивается с контролером трамвая, тем самым доводя до безумия Ивана Бездомного, то пьет водку в гостях у Степы Лиходеева, то избивает Варенуху, то отрывает голову Бенгальскому и т.д.
Кот Бегемот с рюмкой водки
Бегемот – это шут «гипнотизера», который любит подшучивать над людьми. Так, например, когда Прохоров вскликнул: «Чтоб меня черти взяли!» (вообще слово «черт» повторяется в романе довольно часто), – кот заставил председателя в буквальном смысле исчезнуть из кабинета, а вместо него в кресле начальника остается сидеть и раздавать распоряжения пиджак.
Хвостатый дьявол запомнился любителям литературы благодаря цитатам, например, он ошарашил чекистов, сказав:
В конце романа Бегемот предстает в облике печального пажа, который обречен на скитания рядом со своим господином. Перед восходом солнца он, как и другие представители темной силы, исчезает в то место, где уготован вечный приют «преданным и избранным».
Участники эпизодов в Москве
Аркадий Аполлонович Семплеяров
Аркадий Аполлонович Семплеяров — председатель Акустической комиссии московских театров. Во время сеанса чёрной магии, который давал Воландв театре Варьете, Семплеяров настаивал на том, чтобы публике рассказали о «технике фокусов». Но Коровьев разоблачил не чудеса, которые творились на сцене, а самого Семплеярова, уличив при его супруге в неверности.
Барон Майгель
Барон Майгель — член зрелищной комиссии. В его обязанности входило знакомство иностранных туристов с достопримечательностями Москвы. Он проник на бал Воланда как новый одинокий гость, но Воланд понял, что это шпион. Майгеля застрелил Азазелло.
Никанор Иванович Босой
Никанор Иванович Босой — председатель жилтоварищества дома по Садовой, в котором находилась «нехорошая квартира» № 50. Это осторожный, деловой человек, который берёт взятки. За это он был наказан Коровьевым, который сообщил соответствующим органам о том, что Босой спекулирует валютой, и сделал так, что при обыске у того действительно нашли доллары (в них превратились рубли, сунутые Коровьевым Босому в виде взятки).
Поплавский Максимилиан Андреевич
Поплавский Максимилиан Андреевич — дядя Берлиоза, экономист-плановик из Киева, очень умный человек. Узнав о смерти Берлиоза, он отправился в Москву. Поплавский надеялся получить квартиру погибшего. Он понимал, что для этого, первым делом, нужно прописаться в квартире покойного племянника. Но, конечно, ему это не удалось — ведь там обосновалась свита Воланда и сам мессир.
Аннушка
Аннушка — скандальная женщина, которая жила в квартире № 48, помещавшейся под квартирой № 50, где расположилась свита Воланда вместе с мессиром. Именно эта Аннушка разлила у вертушки подсолнечное масло на горе Берлиозу. Аннушка была очень любознательна. Ночью она подглядывала, когда вся свита вместе с Мастером и Маргаритой спускалась по лестнице, и услышала, как что-то стукнуло о пол. Когда все ушли, она бросилась на площадку, нашла там золотую подкову всю в бриллиантах и очень обрадовалась. Но появился Азазелло и грубо отнял у неё драгоценность.
Роль кота Бегемота в романе
Несмотря на цензуру, главенствующую в СССР, и тот факт, что Михаил Булгаков был «любимчиком Сталина», писатель даже не стремился прикрывать сарказм и иронию какими-либо метафорами и другими художественными оборотами. Литератор обличает пороки общества, которые не прикрыты вуалью и как бы существуют в порядке вещей. Стоит только вспомнить цитату Воланда:
Стоит сказать, что писатель иронизировал не только над москвичами, которые на представлении в «Варьете» побежали в салон за бесплатными импортными платьями, но еще и над самим собой.
Воланд и кот Бегемот
Михаил Афанасьевич рассказывал, как на деньги, полученные от зарубежных постановщиков его пьес, они с возлюбленной ездили в Торгсин, дабы совершить покупки. В этом злачном местечке, где затаривались граждане, имеющие «валютные ценности», писатель и его возлюбленная наблюдали, как советские люди стремились накупить деликатесов.
В романе один из подручных Воланда комично сочетает в себе противоречивые качества. Любитель угощать даму «чистым спиртом» имеет и «интеллигентные» повадки, и склонность к жуликоватости и агрессивности. Чего только не делал Бегемот на страницах романа: то он расплачивается с контролером трамвая, тем самым доводя до безумия Ивана Бездомного, то пьет водку в гостях у Степы Лиходеева, то избивает Варенуху, то отрывает голову Бенгальскому и т.д.
Кот Бегемот с рюмкой водки
Бегемот – это шут «гипнотизера», который любит подшучивать над людьми. Так, например, когда Прохоров вскликнул: «Чтоб меня черти взяли!» (вообще слово «черт» повторяется в романе довольно часто), – кот заставил председателя в буквальном смысле исчезнуть из кабинета, а вместо него в кресле начальника остается сидеть и раздавать распоряжения пиджак.
Хвостатый дьявол запомнился любителям литературы благодаря цитатам, например, он ошарашил чекистов, сказав:
В конце романа Бегемот предстает в облике печального пажа, который обречен на скитания рядом со своим господином. Перед восходом солнца он, как и другие представители темной силы, исчезает в то место, где уготован вечный приют «преданным и избранным».
Характеристика образа
Кот Бегемот описывается как некий «печальный паж, обречённый вечно следовать за своим господином». Это верный рыцарь Воланда, черты которого могли быть взяты из одной из «рыцарских» повестей Сергея Заяицкого.
Кот Бегемот, как и остальные члены команды Воланда, в финале романа исчезает перед восходом солнца в горном провале в пустынной местности перед садом, в котором предаются вечному покою Маргарита и Мастер.
Кот Бегемот — оборотень. Он мог представать в разных сценах в различном облике: то он просто огромный кот с человеческими чертами, то он низкорослый толстяк в кепке с «кошачьими» чертами лица. Бегемот избивает Варенуху в общественном туалете, устраивает пожар в Доме Грибоедова и Торгсине, переполох в помещении Зрелищной инспекции; всё это он делает в своём человечьем обличье. Впрочем, большую часть времени он выступает в кошачьем облике, поражая и пугая людей своими размерами и умением говорить.
Бегемот, в зависимости от ситуации, может быть вежливым и учтивым, а может проявлять грубость и бесцеремонный характер. Он может быть весёлым комиком и жестоким убийцей. Кот любит выпить, причём предпочитает чистый спирт. Спиртом он угощает и Маргариту, ехидно пояснив, что он, дескать, не мог налить прекрасной даме простую водку.
Вано Миранян
Иван Саркисович Миранян. Родился 7 февраля 1959 года в селе Эдиссия Ставропольского края России. Российский цирковой артист, актер.
Иван Миранян родился 7 февраля 1959 года в армянском селе Эдиссия (арм. Եդեսիա), расположенном в составе Курского района (муниципального округа) Ставропольского края России.
В раннем детстве врачи диагностировали у Вано задержку физического развития, что обусловило его маленький рост.
В возрасте 12 лет он попал в цирковую группу, стал участником шоу лилипутов, с которым начал гастролировать по стране. Жонглировал, танцевал разные танцы.
В 1990 году создал свою шоу группу «Эдиссия».
С 1992 года начал сниматься в кино, дебютировав в фильме «Ка-ка-ду».
В 2005 году снялся в роли кота Бегемота в сериале «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко по роману Михаила Булгакова. Его герой — кот-оборотень и любимый шут Воланда. Перед сеансом чёрной магии Бегемот поражает присутствующих, наливая и выпивая стакан воды из графина; во время сеанса по приказу Коровьева (Фагота) отрывает голову конферансье Жоржа Бенгальского, затем водворяет её на место. В облике человека Бегемот устраивает переполох в здании Зрелищной инспекции, пожар в Торгсине и Доме Грибоедова, избивает Варенуху в общественном нужнике. Однако в подавляющем большинстве эпизодов выступает в кошачьем естестве, поражая людей совершенно человеческими манерами. Бегемот крадёт из гроба голову Берлиоза. Бегемот даёт сигнал к началу бала, а во время приёма гостей сидит у левой ноги Маргариты.
В костюме Кота-Бегемота Вано отвечал лишь за движение рук и ног, а голова представляла собой сложный механизм, который и отвечал за характерную мимику. В этом костюме, актеру приходилось прыгать, висеть на шторах и исполнять различные трюки — пригодился большой опыт работы в цирке.
Вано Миранян в сериале «Мастер и Маргарита»
Сыграл Фиделя в мюзикле «Иствикские ведьмы».
Снялся в картинах «И это всё Роберт», «Блокадный дневник» и др.
В начале 2000-х работал в Государственной Думе, занимался проблемами людей маленького роста. Был помощником Владимира Жириновского по вопросам инвалидов.
Является президентом благотворительного фонда «Ниночка», занимающегося проблемами людей маленького роста.
Рост Вано Мираняна: 120 сантиметров.
Личная жизнь Вано Мираняна:
Дважды был женат.
Первая жена — Надежда. Женился, когда ему было 20 лет. Она также была низкого роста. Познакомились во время работы в цирке.
В браке родилась дочь Нина. До первого класса дочь гастролировала вместе с родителями. Дочь Нина имеет нормальный рост.
С первой женой он расстался, когда дочери было 10 лет.
Дочь последовала примеру отца и тоже вышла замуж за карлика. Нина подарила ему двух внуков.
Вано Миранян и дочь Нина
Вторая жена — Кристина Куличенко. Об их отношениях стало известно в 2012 году благодаря передаче канала НТВ «Говорим и показываем». Кристина имеет рост 163 см, при этом она младше на 33 года. Они познакомились в Интернете.
Кристина родила актеру двоих детей.
Вано Миранян и жена Кристина
В квартире Вано Мироняна все сделано под его маленький рост. Раковина ниже стандарта на 40 сантиметров. У кухонного стола отпилены ножки. Шкафы тоже висят невысоко от пола. Весь ремонт в квартире Вано сделал своими руками. И даже свой автомобиль Вано переделал под себя, установив тумбочку, чтобы дотянуться до педалей.
Фильмография Вано Мираняна:
1992 — Ка-ка-ду — эпизод (в титрах — Миранов)
2005 — Мастер и Маргарита — кот Бегемот
2016 — Золушка (фильм-спектакль) — волшебник
2019 — И это всё Роберт — Слава Глыба
2020 — Блокадный дневник (A Siege Diary) — мужчина у столба
последнее обновление информации: 17.11.2020
Дурачества и обжорство Бегемота
Мифологическое существо Бегемот является демоном плотских желаний, в особенности чревоугодия. Отсюда и появилось у кота в романе невиданное обжорство в Торгсине (валютном магазине). Таким образом, автор проявляет иронию по отношению к посетителям этого всесоюзного заведения, в том числе и к себе. В то время, когда за пределами столиц люди живут впроголодь, людей в больших городах поработил демон Бегемот.
Кот в романе чаще всего проказничает, паясничает, отпускает разные шутки, насмехается. Данная черта характера Бегемота отражает искрометное чувство юмора самого Булгакова. Такое поведение кота и его необычный вид стали способом вызывания у людей в романе страха и замешательства.
Превращение Бегемота
В то время, когда Воланд и его свита совершали заключительный полет в романе, Бегемот превратился в щуплого юного пажа. Рядом с ним находился рыцарь фиолетового цвета. Это был преобразившийся Фагот (Коровьев). В данном эпизоде Булгаков, видимо, отразил шуточную легенду из повести С. С. Заяицкого «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова». В ней идет речь о жестоком рыцаре, вместе с которым постоянно фигурирует его паж. Главный персонаж легенды обладал страстью к отрыванию голов животных. Эта жестокость передана Булгаковым Бегемоту, который, в отличие от рыцаря, отрывает голову человеку — Жоржу Бенгальскому.
Свита Воланда в романе “Мастер и Маргарита”: описание членов свиты, таблица с характеристикой (список)
Свита Воланда: кот Бегемот, Коровьев и Азазелло (Гелла отсутствует на картинке). Художник А. Бакулевский |
Свита Воланда в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова – это группа ключевых персонажей произведения.
Все члены свиты Воланда – это яркие и загадочные “личности” со своими особенностями.
Ниже представлено описание свиты Воланда в романе “Мастер и Маргарита” в виде таблицы, имена и краткая характеристика героев.Также указано, кем являются члены свиты Воланда на самом деле.Смотрите: Краткое содержание романаВсе материалы по роману “Мастер и Маргарита” В свиту Воланда входят четыре ярких и запоминающихся персонажа:
- “Клетчатый” весельчак Коровьев
- Огромный говорящий Кот Бегемот
- Клыкастый разбойник Азазелло
- Рыжая ведьма Гелла
В таблице ниже представлена краткая характеристика каждого из членов свиты Воланда:
Свита Воланда в романе «Мастер и Маргарита» | |
Имя героя | Описание героя |
1. Коровьев | Коровьев носит также прозвище Фагот. Очень высокий и худой мужчина в клетчатом костюме. Носит треснутое пенсне. Все время шутит и кривляется. Называет себя бывшим регентом (дирижером). Почти всегда действует со своим напарником – котом Бегемотом. |
2. Кот Бегемот | Черный кот огромных размеров, который разговаривает и ходит на задних лапах как человек. Иногда превращается в человека – толстяка с кошачьим лицом. Любит шутить и приврать. Почти всегда действует со своим неразлучным напарником – Коровьевым. |
3. Азазелло | Мужчина маленького роста, но с большими плечами. У него рыжие волосы, бельмо на левом глазу и торчащий клык во рту. Грубоват, не любит иметь дело с женщинами. Аккуратный и точный помощник. |
4. Гелла | Служанка Воланда, единственная женщина в свите Воланда. Рыжая молодая ведьма с зелеными глазами и шрамом на шее. Все время ходит без одежды. Красивая девушка и надежная служанка Воланда. |
Воланд и его свита: кот Бегемот, Коровьев, Гелла (Азазелло отсутствует на картинке). Художник В. Ефименко |
В конце романа “Мастер и Маргарита” читатели узнают всю правду о помощниках Воланда. На самом деле члены свиты Воланда – это демоны, “нечистая сила”, помощники сатаны.
Итак, список членов свиты Воланда с описанием их “истинного лица”:
- Коровьев – это рыцарь-демон, мрачный темно‑фиолетовый рыцарь, который никогда не улыбается.
- Кот Бегемот – демон‑паж, молодой демон-шут в свите Воланда.
- Азазелло – демон безводной пустыни, демон‑убийца.
- Гелла – о ее “настоящем лице” ничего не известно. Вероятно, все потому что Булгаков не завершил свой роман.
Это была таблица с описанием членов свиты Воланда в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова (имена и краткая характеристика героев), а также материалы о том, кем на самом деле являются члены свиты Воланда.
Внешнее описание
О годах Воланда писатель не пишет точно, лишь указав читателю, что это мужчина за сорок. На самом деле сложно сказать, сколько лет дьяволу, ведь он бессмертен, и его возраст может быть бесконечно большим. Внешность ключевого персонажа также неопределённа. Каждый раз он появлялся перед людьми в разном образе, и все, кто его видел, давали своё описание Воланда, не похожее на прежние. Известным фактом является хромота мессира, полученная в качестве наказания от ведьмы, но причины, по которой провинился, он не называет.
В романе Воланд охарактеризован внешне следующим образом:
- Это идеально выбритый мужчина выше среднего роста с тёмными волосами, такими же несимметричными бровями и кривым ртом.
- Отдельно стоит сказать о глазах, поскольку они разного цвета. Левый — чёрный, а правый — зелёный с золотым отблеском, способный заглянуть в самую душу собеседника.
- Зубы украшены платиновыми коронками с одной стороны и золотыми — с другой.
- Лицо покрыто загаром, как после отдыха на юге.
- Кожа сухая, а лоб исчерчен глубокими морщинами.
- Голос мессира — низкий с хрипотцой.
Что касается одежды, то она всегда была по случаю. На торжественных мероприятиях Воланд появлялся в классическом дорогом костюме, перчатках и заграничных туфлях. В домашней же обстановке, напротив, выглядел неряшливо и неаккуратно — в засаленном халате, старой пижаме и стоптанных домашних туфлях. Когда сатана принимал своё истинное обличье — он был во всём чёрном: сутане, накидке, перчатках и туфлях.
Священное животное
В Древнем Египте кот был настолько «неприкосновенным животным», что убивший это священное животное подлежал смерти. А когда кошка умирала, то в доме объявлялся траур. Почему все так серьезно? Современному человеку может показаться такое отношение к кошкам странным. Ничего странного в этом нет, просто современный человек стал настолько приземленным, что для него любой символ и образ, не говоря уже об астральном символизме, — пустой знак.
Кот — неприкосновенное и священное животное во многих древних цивилизациях. И причина этого лежит в лунарном символизме. Например, В Древнем Египте кот (кошка) — образ лунной богини Бастет. В греко-римской культуре кот — спутник лунной богини Дианы. У скандинавов кот — атрибут лунной богини Фрейи, в ее повозку были запряжены коты.
Фрея — богиня Луны
Особенно египтяне в кошке души не чаяли. При пожаре первой спасали кошку, потом, если успевали, все остальное. Ей уступали дорогу на улицах. За убийство кошки полагалась смерть. Однажды (525 г. до н. э.) египтяне проиграли битву с персами, так как коварный персидский царь Камбиз применил истинно военную хитрость: первые ряды персов выставили кошек вместо щитов и египетские лучники не смогли стрелять!
Именно из-за лунарного символизма и символической связи кошки с богиней Луны средневековые садисты-инквизиторы, будучи служителями солнечного культа, объявили войну обычным кошкам, особенно черным. Таким образом, эти фанатики думали, что воюют с самой Богиней. Однако, согласно Закону причины и следствия (Карма), христиане пожали то, что посеяли. Вместо убитых невинных кошек, появились зараженные крысы, принесшие с Азии в европейские города бубонную чуму, которую позже назвали Черная смерть. Вот что для них стало значить воевать с Царицей ночи — Богиней Луны…
P.S. В качестве продолжения рекомендую посмотреть бельгийский документальный фильм под названием «Кошки Египта: от божества до убожества».
Кошки Египта: от божества до убожества
Watch this video on YouTube
Сим удостоверяю, что предъявитель сего Виктор Маевский написал упомянутую статью на предмет моего символизма, будучи привлечен в качестве консультанта по астральным символам.
Кот Бегемот
Почему кота зовут Бегемот?
Имя чёрного кота Воланда не имеет никакого отношения к современному животному, именуемому бегемотом. Поначалу это животное именовалось только гиппопотамом, как и во многих других европейских языках. Название «бегемот» было разговорным синонимом. Правда, Корней Чуковский в своих сказках попытался доказать «различия» между этими животными: бегемот в его книгах — это аптекарь, а гиппопотам — царь.
На самом деле слово «бегемот» имеет еврейское происхождение. В иудейской мифологии так называлось страшное чудовище, демон чревоугодия. Об этом демоне Булгаков, как обычно, узнал из апокрифической литературы. Страшный демон Бегемот, по верованиям древних, жил в невидимой пустыне в восточной стороне от рая.
В романе упоминается сцена, где кот Бегемот обжирается в Торгсине — советском валютном магазине. Частыми посетителями такого магазина были сам Булгаков и его жена. Качественную еду они там покупали на иностранную валюту, получаемую от зарубежных постановок булгаковских пьес. Многие продукты и другие товары из Торгсина были в новинку для советских людей, что заставляло их вести себя странным образом. Писатель часто становился свидетелем того, как люди, «словно обуянные демоном», накупали себе как можно больше деликатесов. Здесь, видимо, и родился образ демона-кота, заставляющего людей обжираться без меры.
Интересно, что в ранних библейских книгах Бегемот не имел отрицательной окраски и был представлен просто как неведомое животное, символизирующее непостижимость божественного творения. По внешнему описанию он напоминал доисторического травоядного ящера — диплодока.
Кстати, в церковнославянском переводе библейских книг слово «бегемот» не используется, там чудовище именуется просто «зверем».
Впрочем, был среди прообразов персонажа и реальный кот — Флюшка, домашний кот Булгакова. Кроме того, некоторые черты Бегемота были явно позаимствованы у гофмановского кота Мурра, любившего предаваться философским размышлениям.
Собственно, чёрный кот издавна был символом сил зла. По распространённым поверьям, встреча с ним не сулила ничего хорошего, он приносил человеку одни несчастья. Поэтому чёрных котов в старину нередко уничтожали или прогоняли.
Следовательно, кот Бегемот — это некий собирательный персонаж, вобравший в себя черты различных персонажей и реальных людей. При этом он превратился в одного из самых оригинальных и запоминающихся литературных героев двадцатого века.
Святая Троица
Итак, возвратимся к лунарному символизму свиты Воланда
Заметьте, автор романа обращает внимание на число 3, называя компанию, состоящую из Коровьева, Воланда и кота Бегемота «тройкой». Сам роман «Мастер и Маргарита» состоит из двойной тройки — в нем 33 главы
Кот Бегемот, на балу «трижды перевернувшись в воздухе», обрушивается в бассейн. На том же балу 3 бассейна. Квартира №50 называется в романе «трижды проклятой». Воланд называет Мастера «трижды романтическим», написавшего свой роман из 3 частей.
Число 3 символизирует ночное светило с его периодами растущей, полной и убывающей луны. А каким похожим словом можно заменить слово «тройка»? Конечно же, словом «троица»! А это уже намек на лунную богиню Гекату, которую называли Тройственной богиней по причине того, что число 3 имеет связь с Луной.
Почитание Тройственной богини было таким сильным в античном мире, что ушлым христианам ничего не оставалось как ввести в свои церковные догматы понятие Святой Троицы, заменив при этом понятные для каждого землянина лунные фазы, на непонятные здравомыслящему человеку какие-то «ипостаси». Да уж, до каких нужно было дойти изощрений и выкрутасов, чтобы подобной мимикрией переманивать на свою сторону почитателей Тройственной богини!