Поляницы: русские амазонки, сражавшиеся наравне с богатырями

Откуда появились славянские амазонки

Образ воинственных богатырш просочился в славянский эпос от соседей. Например, сарматские воительницы очень похожи на наших полениц. Они тоже были искусными мечницами и лучницами. В былинных свадьбах, когда поленица выходила замуж за богатыря, можно проследить отголоски единения сармат со славянами.

В тюркском фольклоре образ женщин-амазонок тоже встречается. Отважные наездницы и воительницы были и у киргизского, и у башкирского, и у уйгурского народов. Схожи и свадебные обряды у восточных «женщин-богатырей». Они тоже должны были сразиться со своим женихом, но без фатального окончания битвы.

«Девана». А. Шишкин

Биография и образ Василисы Микулишны

Отец Василисы — богатырь Микула Селянинович. Ее младшая сестра Настасья Микулишна позже стала женой Добрыни Никитича. О ранней биографии героини, кроме ее происхождения, ничего не известно. Когда девочка выросла, ее отдали замуж за Ставра Годиновича из Чернигова.

В былине отражено описание внешности Василисы — роскошные косы, лицо «как белый снег», соболиные брови и «ясные очи».

Согласно былинному сюжету, муж героини Ставр на пиру у князя Владимира стал хвалиться женой, которая не только удивительно хороша собой, но и «хитра-мудра ретивым сердцем». При этом он неблагосклонно отзывался о княжеской дружине и намекал, что его супруга в военном деле смыслит не меньше, чем в домашнем хозяйстве, и легко смогла бы одолеть любого бойца. Речи подданного разгневали и одновременно заинтересовали князя. Посадив хвастуна в подземелье, он отправил за загадочной супругой двух богатырей, Алешу Поповича и Добрыню Никитича.

Прекрасная Василиса, прослышав о беде, в которую попал муж, обрезала косы и сама вышла навстречу посланникам, переодевшись татарским послом. Князь сначала не заподозрил подвоха и любезно принял «добра молодца», устроив пир, однако его жена Апраксия нашептала на ухо Владимиру, что под личиной посла скрывается женщина: она поняла это по «тихой поступи», мягким манерам и тому, что она «жмет коленцы», садясь на лавку.

Князь не поверил жене и решил испытать посла, чтобы тот выдал себя. Василисе пришлось париться в жаркой бане, биться с другими богатырями и обыгрывать князя в карты (в мультфильме — в шахматы). Она с честью прошла испытания и окончательно сбила Владимира с толку, затребовав в жены его дочь Забаву Путятишну. Тому ничего не оставалось, как согласиться.

На предсвадебном пиру богатырка явно грустила, и, чтобы развеселить ее, Владимир велел доставить из темницы Ставра, слывшего талантливым гусляром. По другой версии, привести его на пир потребовала сама Василиса. Узнав переодетую жену, Ставр кинулся к ней. Разоблаченная женщина во всеуслышание объявила об обмане и потребовала у Владимира свободы для мужа. Изумленный князь признал, что его воин хвастался женой не зря, и вскоре супруги вместе отправились домой.

Былина кончается возвращением Ставра и Василисы под родной кров. Этим героиня как бы противопоставляется «высшему свету» и государственным делам: как бы ни была велика ее сила, интересы Василисы прежде всего сосредоточены на семье и ее безопасности. Женщина-богатырь не пытается «сделать карьеру» при княжеском дворе, хотя Владимир, без сомнения, пожелал бы, чтобы воительница пополнила ряды его дружины. Она не стремится демонстрировать характер и мощь, не собирается оборонять Русь от врагов и не ищет приключений — для нее важнее родной дом.

Считается, что в основе сказа о Василисе лежат исторические факты: якобы «дева невиданной красоты» однажды действительно хитростью вызволила мужа из темницы, куда он попал за провинности и политические разногласия. Описанные события имели место сотней лет раньше, чем в былине — в 1118 году: дело происходит при дворе Владимира Мономаха, а не Владимира Красное Солнышко. Ставр с женой сбежали тайно, но потом все же вернулись к князю и во всем ему сознались. Правитель, подивившись хитрости подчиненных, не только простил обоих, но и даровал свою милость, разрешив Ставру торговать в столице беспошлинно, что намекает на то, что герой принадлежал к купеческому, а не боярскому роду.

Кто пил квас и почему так много?

Квас пили буквально все: крестьяне, солдаты, врачи, монахи, цари. Его умели готовить в каждой семье по фамильному рецепту — отсюда и столько вариаций кваса. Примерно так варят борщ: общие правила одинаковые, но каждый готовит со своими нюансами. Тем более, поле для экспериментов широкое: различие могло состоять как в количествах и сортах исходных материалов, так и в деталях самой техники.

Например, для приготовления затора (хлеб или мука, разведенный водой и оставленный для брожения) брали и холодную, и горячую воду — и от того зависел результат. Или меняли время пребывания затора в печи или в чанах. Наконец, бочки, где квас должен был бродить, могли сдабривать сахаром, хмелем, мятой, изюмом, медом и т.д.

Продажа кваса — Василий Калистов

На Руси квас был каждодневным напитком, каким теперь является чай. «Квас, как хлеб, никогда не надоест» — гласит русская пословица. Раньше его считали полноценной едой, поэтому говорили, что квас не пьют, его «едят». В голодные времена за счет него выживали, его брали в поле и на другую тяжелую работу. Хотя он и был таким же жидким как сейчас, но давал чувство насыщения. А еще служил основой для десятков разных блюд: от окрошки (фактически салат, залитый квасом) до тюря с зеленым луком (суп из хлебных корок).

С XII века квас начали различать варианты кваса: кислого слабоалкогольного и сильно опьяняющего напитка. Второй называли «творенным», то есть сваренным, а не произвольно закисшим. Если квас не варить, то естественное кисломолочное брожение останавливает спиртовое и тогда его крепость не превышает 1-2%, но «твореный» квас можно было бы сравнить по крепости с вином. Поэтому квас любили еще и за его качество превратиться в алкоголь.

Домашний мятный квас

Появилась отдельная профессия — квасник. Каждый квасник специализировался на определенном сорте и именовались по его названию (яблочный квасник, ячневый квасник и т.д.). Работали они каждый в своем районе, а выход за его пределы в «чужой» район был чреват неприятностями: квасники ревностно делили территорию и так решали вопрос высокой конкуренции.

Наконец, есть и еще одна версия дикой популярности кваса. «Причина этого проста: был недостаток чистой питьевой воды. И чем гуще страна населена, тем острее становился этот вопрос, вызывавший эпидемии и массовые желудочные заболевания в прошлом. Напиток же, подвергшийся брожению (как, к примеру, квас или сидр), был практически безопасен с санитарной точки зрения», — говорит историк русской кухни Павел Сюткин.

Настасья Микулишна

Николай Рерих. «Настасья Микулишна». 1943. Новосибирский государственный художественный музей

Константин Васильев. «Настасья Микулишна». 1968

«Поленица удалая, дочь Микулы Селяниновича». Эксиз иллюстрации к былине о Василии Буслаеве для журнала «Шут». 1898. Государственный Русский музей

Сестра Василисы, младшая дочь Микулы Селяниновича, была женой Добрыни Никитича. Встретились они во чистом поле, куда богатырь отправился после сражения со Змеем Горынычем. В пути он увидел богатыршу удалую, решил проверить «Или нет у Добрыни силы по-старому? / Или нет у него хватки по-прежнему?» :

В поединке поляница одолела Добрыню. Они понравились друг другу, и богатырь к ней посватался: «Свадьбой провели да и окончили». Позже князь Владимир отправил Добрыню на заставу охранять Русь-матушку от степных наездников. Настасья Микулишна подобно Пенелопе ждала своего возлюбленного долгие 12 лет. За это время к ней несколько раз сватался другой небезызвестный богатырь — Алеша Попович. Через шесть лет Добрыниной службы он привез жене весть о его «смерти», а через 12 лет — приехал вместе с князем и княгинею, чтобы играть свадьбу с поляницей. В этот раз «не хотою взяли — неволею». Добрыня вовремя узнал о торжестве и приехал на пир гостем незваным с гуслями. Поколотил Алешу Поповича, забрал Настасью Микулишну и вернулся в свой терем белокаменный.

Отдых в Полянице летом

Поляница летом – это место для  любителей спокойного уединенного размеренного отдыха без лишней суеты и шума, для тех семей, которые хотят оздоровить своих детей, и для тех, кто хочет набраться энергии и сил от первозданной природы.

Жарким летом от палящего солнца можно уйти в горы. Здесь обилие лесных ягод: черники, малины, земляники. Любители «тихой охоты» могут собирать грибы или просто дышать чистым воздухом, слушать шум  водопадов, насыщаться энергией бытия.

Село расположено у подножья гор Хомяк и Синяк. Любители активного отдыха могут воспользоваться этой возможностью и покорить их вершины.

Популярные здесь велосипедные, конные, пешие прогулки по горным склонам. Можно наслаждаться просто прогулками по «горным улицам» поселка, любуясь местными постройками в гуцульском стиле – один дом красивее другого.

В селе есть культовое сооружение – церковь Введения во Храм Пресвятой Девы Марии, а недалеко при въезде в село – перевернутый домик.

Кстати, подборку перевернутых домов в Украине можете посмотреть здесь.

Фото: infokava.com.

Ну а если кому захочется более современного отдыха – пожалуйста. В километрах 3–4 от Поляницы находится горнолыжный курорт Буковель. Здесь развлечения на любой вкус и на каждом шагу, даже летом. Мы уже писал о летнем отдыхе в Буковеле, в этой статье речь пойдет о гостиницах возле Буковеля – в селе Поляница.

Поляница быстрыми темпами развивается. Выбор жилья здесь огромный: на всякий вкус и кошелек. Отели, роскошные виллы, гостиные дворы, частные усадьбы… Цены зависят от качества услуг, места расположения (вначале села дешевле, к концу села – дороже).

Как добраться в Поляницу

Ехать до Ивано-Франковска или Львова, оттуда – автобусом или маршруткой в сторону Буковеля до села Поляница.

Для тех, кто едет собственным транспортом, по автотрассе Львов – Рахов – Мукачево (Н-09), около села Татаров  повернуть по указателю в сторону Буковеля к селу Поляница.

Приезжайте в Поляницу, это родные Карпаты, они не хуже швейцарских Альп. Сами убедитесь.

Цены на проживание в отелях, указанных в статье, актуальны, если бронировать в октябре месяце 2016 года. Очень вероятно, что ближе к высокому сезону цены могут вырасти

Также обратите внимание, что большинство выгодных предложений уже забронировано. Поэтому поспешите и наслаждайтесь сезоном зима 2016/2017

Если статья понравилась, расскажите друзьям 🙂

Примечания

  1. // Толковый словарь русского языка в 4 томах / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М., 1939. — Т. 3.
  2. // Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899–1901 гг., с напевами, записанными посредством фонографа. В 3‑х тт.. — СПб., 2003. — Т. 3.
  3. От «поле». Ср. «поляковать» — частое занятие богатырей, то есть ездить в поле на ратное дело (на бой, на войну).
  4. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. — М. : Наука, 1994. с. 589
  5. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и Русские княжества / Б. А. Рыбаков. — М. : Наука, 1993. стр. 158
  6. Балашов Д. М. Из истории русского былинного эпоса / Д. М. Балашов // Русский фольклор : Т. 15. — Л.
    Наука, 1975. — С. 26-54.
  7. Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. Том 3. Индийские и иранские языки. М., Языки славянских культур, 2010. С. 250.
  8. Юбилейный сборник в честь Всеволода Федоровича Миллера, изданный его учениками и почитателями. М., Типо-лит. А. В. Васильева, 1900. С. 158.
  9. Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., Наука, 1982. С. 310.
  10. Топорков А. Л. Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., Ладомир, 1996. С. 75, 89.
  11. Русская устная словесность. Примечания М. Сперанского. М., Издание М. и С. Сабашниковых, 1916. С. 402.
  12. Былины. Ред. В. И. Чичеров. Сост. П. Д. Ухов. М., Изд-во Московского университета, 1957. С. 112.
  13. Беломорские старины и духовные стихи: собрание А. В. Маркова. Ред. А. В. Марков, Т. Г. Иванова, С. Н. Азбелев. Сост. С. Н. Азбелев. М., Институт русской литературы (Пушкинский дом), 2002. С. 364.
  14. Юбилейный сборник в честь Всеволода Федоровича Миллера, изданный его учениками и почитателями. М., Типо-лит. А. В. Васильева, 1900. С. 156-158.
  15. Лобач В. А. Богатыри, осилки и девы-воительницы
    в топонимических преданиях восточных славян. Балто-славянские исследования–XX: Сб. науч. трудов. — М., 2019. — 480 с. ISSN-13: 977-2658-576-00-8 ISSN-8: 2658-576-6 DOI: 10.31168/2658-5766 Стр. 367-368.

Сватовство в бою

Существует ещё одна любопытная теория, объясняющая появление сходных преданий о женщинах-воительницах у самых разных народов. По мнению историков и антропологов, в древности существовал феномен «оргиастических нападений», когда женщины, собравшись толпой, подвергали мужчин насилию, а затем овладевали ими. «На наш взгляд, ключ к пониманию сущности по крайней мере части амазонских легенд лежит в оргиастических нападениях женщин, имевших место в последний период существования первобытного человеческого стада. Отображение этих нападений и составило основное, первоначальное ядро этих легенд, на которое в дальнейшем наслоились новые моменты, что привело к его более или менее значительному изменению», — писал советский специалист по первобытному обществу Юрий Семёнов в книге «Как возникло человечество». Не исключено, что поединки богатырей с женщинами — это не настоящая, а всего лишь ритуальная, предсвадебная борьба и ритуальные состязания. Владимир Пропп в «Русском героическом эпосе» отмечает, что «женитьба героя когда-то составляла один из главнейших сюжетов эпоса». В преданиях о поляницах немало стандартных народных формулировок, восхваляющих их красоту:У ней белое лицо ровно белый снег, Ягодицы ровно маковицы. Чёрные брови черна соболя, Ясные очи ясна сокола. Так русская былина описывает Василису Микулишну. Бой в чистом поле заменял богатырям и богатыршам сватовство. Поединок становился «испытанием жениха». Завоевать сердце храброй поляницы очень трудно, а порой опасно для жизни. Сразив Добрыню Никитича, Настасья Микулишна решает так:Ежели богатырь он старой, Я богатырю голову срублю; А ежели богатырь он младой, Я богатыря в полон возьму; А ежели мне богатырь в любовь придёт. Я теперича за богатыря замуж пойду. Однако дело не всегда кончалось браком в настоящем понимании этого слова. Некоторые поляницы предлагают богатырям просто «позабавиться». Дети, рождённые поляницами, обладали чудесными свойствами — «по колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Однако любовные связи воителей были крайне непрочными и часто заканчивались разладами, а то и кровопролитием. Например, Дунай Иванович убивает дочь литовского короля Настасью Королевичну (правда, узнав, что она была беременна, накладывает затем на себя руки). «В Настасье королевишне осуществлён идеал амазонки по понятию русского человека, — отмечал критик Виссарион Белинский в «Статьях о народной поэзии». — Жена богатыря должна рождать богатырей, а для этого сама должна быть богатырём своего пола. Поэтому Настасья и мастерица такая из лука стрелять, что за версту сшибла кольцо с головы мужа. Отношения полов, по народному сознанию, всего лучше выражаются в смерти Настасьи». Вероятно, в древние времена ритуальные поединки были для женщин единственным способом продемонстрировать свою силу и независимость, чтобы не стать в браке «собственностью» мужа. Однако в Киевской Руси уже возобладал патриархат, и жены князей по своему положению мало отличались от наложниц-рабынь.

Метки: Загадки истории, Русь, женщина, славяне, былина, амазонки, поляницы

Василиса Микулишна в мультфильмах

В 1975 году студия «Союзмультфильм» выпустила рисованный фильм о Василисе Микулишне. Он стал второй режиссерской работой Романа Давыдова, который занимался экранизациями эпоса и исторических сюжетов. Озвучила героиню Анна Каменкова. Мультфильм отличается стилизованной картинкой, добрым юмором и слегка карикатурными персонажами.

Василиса Микулишна и Ставр Годинович

Образ Василисы Микулишны у Давыдова получился любящим и самоотверженным, но в целом характеристика персонажа отличается от былинной трактовки. Здесь она не богатырка, а просто сообразительная женщина, придумавшая и воплотившая план по спасению мужа. Она отважна, но расстаться со своей женственностью ей тяжело: обрезая роскошные косы, Василиса горько плачет. Сентиментальность, однако, не мешает ей ловко управляться с оружием и лошадьми, стрелять из лука и вести умные разговоры с князем. В конце героиня возвращает себе мужа в обмен на деньги, равнозначные дани за 12 лет, которые она вытребовала у князя после успешного прохождения испытаний.

Василиса Микулишна

Картинка взята с сайта YouTube

Отчаянная воительница была дочкой Микулы Селяниновича и супругой боярина Ставра Годиновича, родом из земли Ляховицкой. Во время пиршества у князя Владимира, муж активно расхвалил свою супружницу. Завистливые бояре посоветовали княже запрятать хвастуна в земляной погреб. А за расчудесной барыней отправились славные богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич.

Узнав о насмешках Владимира и беде, которая произошла с мужем, Василиса безжалостно обстригла косы, нарядилась добрым молодцем и в компании с пятьюдесятью всадниками направилась в славный Киев-град. На пути ей попались гонцы от князя, женщина представилась посланником Микулишны и отправила столичных гонцов назад.

Владимир организовал для бравого воина Василия Васильевича (так представилась дочь Микулы) шикарный прием. Но княгиня Апраксия приметила, что под мужским именем спряталась девушка. Мол, по полу она ступает тихонько, да и на лавку присаживаясь, коленца жмет.

Чтобы доказать обратное, жене Ставра пришлось преодолеть немало испытаний. Она парилась в бане, играла в карты и вступала в рукопашный бой с богатырями. В результате девушка потребовала у князя выпустить на волю Годиновича. Домой супруги вернулись вместе, а слава о воинственной Василисе разнеслась по всей Руси.

Савишна

Если верить былинным текстам, то законной супругой Ильи Муромца (кроме предполагаемой Златогорки) была и другая поляница Савишна. Дважды Муромцу удавалось избежать боя с Савишной, но на третий – богатырша застала Илью врасплох. Потерпев поражение, Савишна разоблачилась, и Муромец смог наконец-то, как следует ее рассмотреть. Красавица пришлась богатырю по душе, и вскоре молодые поженились.

Однако Савишна, впрочем, как и другие воины-девицы, домашним хозяйством заниматься не любила. Она предпочитала оружие и лихих коней. Однажды Савишна даже сразилась вместо мужа с Тугарином-змеем (сборник «Былины. Исторические песни. Баллады»).

СЕСТРЫ И СЮЖЕТНЫЕ ЗАГАДКИ

Настасья Микулишна и Василиса Микулишна — сестры-поленицы, два ярких женских образа русских былин. Однако (так же как и в случае с мужскими персонажами) несмотря на родственные связи, каждая из дев обладает собственными чертами. Более того, именно на примере этой пары мы можем увидеть двух совершенно противоположных героинь — возможно, благодаря тому, что качества сестер контрастны. Если Василиса славится, скорее, женской хитростью и смекалкой, то Настасья более приближена к классическому образу богатыря. Она обладает невероятной мощью, не уступая былинным добрым молодцам, и некими колдовскими чарами. Не исключено, что именно они являются источником ее необоримой силы.

Из-за того что былинных сюжетов о Настасье Микулишне не так много, нам остается только догадываться, какая роль отводились богатырше в русском эпосе. Не исключено, что благодаря своему происхождению от Матери Сырой Земли поленица была ее земным воплощением. Именно потому Настасья необорима, даже самый могучий богатырь в ее руках становится не сильнее малого дитяти.

Удивителен тот факт, что былины, посвященные Настасье Микулишне, описывают не подвиги или ратные свершения богатырши, а явно, подчеркивая силу и мощь героини, отводят ей лишь роль жены Добрыни Никитича. Возможно, иные сказания просто не дошли до наших дней. Известна былина о том, как сестра Настасьи Василиса перехитрила князя киевского. Вывод мог быть и таким: как бы ни была женщина сильна, все же ее место — подле мужа, а не на ратном поле.

Казалось бы, чего стоило Настасье, одолевшей даже Добрыню, самой вступиться за свою честь, когда деву стали склонять к браку с Алёшей Поповичем? Тем не менее по сюжету поленице отведена роль покорной скромницы до момента появления ее освободителя. Может быть, так в русских сказаниях отражался переход от матриархата к патриархату — смена традиций, закрепленная былинами, которые передавались из уст в уста, от поколения к поколению.

Фортуна отворачивается

Переломным моментом в судьбе знаменитой циркачки стала ссора с Иваном Поддубным, после которой Агафья приняла решение навсегда покинуть труппу и строить карьеру самостоятельно. Что послужило причиной разрыва, осталось невыясненным. Известно только, что для Поддубного этот разрыв стал тяжелым ударом, и он предпринимал шаги к примирению. Однако избалованная славой и деньгами силачка уже не думала смотреть назад. Привыкшая к тому, что ей на арену сыплются горсти золотых монет, а за кулисами ждут дорогие подарки от поклонников, она приняла решение делать международную карьеру, испросив разрешение на свободный выезд заграницу у самого Николая II, восхищавшегося ее выдающимся талантом.

Однако с успехом начавшиеся гастроли по Германии резко оборвала наступившая в России революция. Публика мгновенно утратила былой интерес к цирковым развлечениям и теперь думала совсем о других вещах. Не имея больше денег продолжать дорогие заграничные гастроли, Агафья Завидная вынуждена была вернуться в родной Никополь. Там она составила скромную цирковую труппу со своим младшим братом Марком, и они стали колесить уже по окрестным городам и селам, где вместо золота и дорогих подношений с артистами расплачивались пшеницей и другими продуктами.

Окончательно крест на цирковой карьере знаменитой силачки поставили полученные ранения. Как это произошло, опять же, точно неизвестно. Одни пишут, что Агафье нанес удар саблей пьяный махновец, другие говорят об огнестрельном ранении, полученном от одного из зрителей во время выступления, третьи рассказывают про разъяренного поклонника-милиционера, получившего от Агафьи оплеуху за наглые домогательства и ответившего ей револьверной пулей. Так или иначе, от полученных ран силачка так и не оправилась и, не имея больше возможности зарабатывать любимой профессией, умерла в нищете в 1935 году.

Эзопов язык

Передохнем от ядреного языка. Иногда в былинах попадаются эвфемизмы.

Если вы не читали былину «Ставр Годинович», то, возможно, видели симпатичный одноименный мультик, где Василиса Микулишна переодевается в посла от Золотой Орды и с помощью хитрости освобождает невинно упрятанного в казематы мужа Ставра. Князь Владимир показан в нем истеричным мужланом, который чуть не выдает свою дочь замуж за переодетую женщину и, разумеется, на фоне общего хеппи-энда остается в дураках. Мультфильм полностью соблюдает событийную канву былины про Ставра из сборника профессора Авенариуса. Но давайте зайдем на темную сторону Луны.

В «Онежских былинах» начало этой былины идентично. Ставр попадает в тюрьму. Василиса называется Василием и едет его спасать, выполняет все задания Владимира и в итоге требует вывести Ставра, ведь, по слухам, он хорошо играет на гуслях. Князь не может спорить с послом от Золотой Орды.

Исторические корни

Доказательства существования женщин-воительниц в южнорусских степях давно находят археологи. Например, в 2019 году во время раскопок древнего могильника Девица V в Острогожском районе Воронежской области был обнаружен — головной убор «амазонки», датированный IV веком до нашей эры. Цилиндрический калаф, внешне напоминающий русский кокошник, древние мастера изготовили из золотых пластин исключительного качества. Всего на Среднем Дону только за последние 10 лет учёные раскопали 11 могил вооружённых женщин. Чаще всего рядом с костями находят такие виды оружия, как мечи, кинжалы, копья и стрелы. Реже встречаются пращи, дротики и топоры. Предполагается скифское или сарматское (савроматское) происхождение этих захоронений. «Жёсткий» матриархат, при котором младенцев мужского пола убивали, — скорее всего, выдумка античных авторов. Предполагается, что у ираноязычных народов степи вооружённые всадницы всего лишь заменяли мужчин во время походов, охраняя скот и имущество от врагов. По мнению академика Бориса Рыбакова, русские былины о поляницах как раз отражали контакты восточных славян со скифо-сарматами. О браках славян с сарматами упоминал ещё римский историк Тацит. Этой же версии придерживается филолог Дмитрий Балашов. По его мнению, слово «поляница» появилось раньше слова «богатырь», заимствованного у тюрок. Скифские женщины, становясь жёнами славянских воинов, возможно, могли входить в состав древнейших дружин. Об этом свидетельствует тот факт, что поляницы упомянуты среди гостей на пирах князя Владимира Красное Солнышко. Дочери скифских и сарматских женщин могли, подобно матерям, практиковать воинское дело. При этом они носили уже славянские имена. Будучи отголоском древних времён, сказания о женщинах-воительницах передавались из уст в уста в домонгольской Руси, когда зарождался былинный цикл. Дореволюционный фольклорист Алексей Марков, автор книги «Бытовые черты русских былин», предполагал также, что реальные русские дружинники киевских князей обучали владеть оружием женщин-пленниц, захваченных ими в походах. Ещё одна версия настаивает на тюркском «происхождении» былинных поляниц, так как в эпосах киргизов, башкир, уйгуров, хакасов также встречаются подобные героини. Впрочем, учитывая хронологию исторической преемственности народов Великой степи, не исключено, что матриархальные традиции тюрок также восходят к сарматам.

Характеристика[править | править код]

В былинах это женщины-воительницы, в своих боевых навыках не уступающие мужчинам-богатырям. Чтобы завоевать их руку, будущий муж должен осилить их в поединке, что удаётся с трудом (Настасья Королевична даже выбивает глаз Дунаю стрелой). Их занятие — полякование: они ездят в чистом поле и бьются с богатырями. Из-за силы их могут принять за мужчин (Василиса Микулишна в былине «Ставр Годинович», Настасья Микулишна в былине «Женитьба Добрыни»). В былине о Дунае Ивановиче Настасья Королевишна «ѣздитъ въ чисто поле полякуетъ, слыветъ поляницею преудалою».

Настасья Микулична («Поленица Удалая, дочь Микулы Селяниновича»). Рисунок А. Рябушкина

Так, Добрыня, видя огромного богатыря, вступает с ней в поединок, но терпит позорное поражение. Настасья Микулишна «ухватила Добрыню за жёлты кудри, сдёрнула Добрынюшку со седла долой», не глядя суёт Добрыню себе в карман, и потом задумывается, кого, собственно, в карман сунула. Решает: если богатырь понравится — я его в мужья возьму, если не понравится — голову срублю. Достаёт Добрыню, и тот ей нравится, она берёт его в мужья.

В описаниях пиров князя Владимира часто некие пирующие поленицы упоминаются в запевах вместе с пирующей дружиной.

Корниправить | править код

Б. А. Рыбаков связывал обилие женских воинственных персонажей в сказках и несколько былинных сюжетов, в которых действует поленица, с дотатарским степным миром скифо-сарматского происхождения. Это может быть отражение контактов киевских воинов с аланскими или болгарскими степняками.

Д. М. Балашов считал, что поленицы напоминают конных степных сарматских воительниц: они обычно умелые наездницы и искусные лучницы. «С этой точки зрения былины отражают победы славян над сарматами: Дунай и Добрыня побеждают полениц в богатырском поединке и обретают над ними власть мужа над женой. В пользу степного происхождения образа поленицы говорит тот факт, что, согласно былине, из крови убитой Дунаем Настасьи берёт своё начало Непра-река (то есть Днепр — река, бывшая пограничной со степью). Кроме того, известно, что у сарматов были весьма сильны пережитки матриархата, поэтому нет ничего удивительного в том, что память об этом народе сохранилась в эпосе в образе женщин-воительниц». В сюжетах свадеб полениц с богатырями, по его мнению, «допустимо видеть столкновение славян с сарматами, перекрёстные браки с которыми отмечал ещё Тацит».

Амазонка в древнегреческой керамике

Балашов пишет: «Это — степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем, — жёны богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц — „поляницы“ — славянское. По-видимому, надо признать женщин-поляниц сарматскими конными воительницами, а наличие славянского названия их означает, что представления о поляницах утвердились в эпическом творчестве до появления в русском языке тюркского слова „богатырь“, название женщин-воительниц не изменилось, ибо из живого бытия они уже исчезли».

Современный исследователь пишет о родстве полениц с образами женщин-воительниц в тюркском эпосе: «В эпических произведениях встречается множество образов отважных наездниц, владеющих мечом и искусством охоты. Таковы героини киргизского дестана «Джангъыл Мирза“, уйгурского — «Нёзюгюм“, башкирского дестана «Зая Тюлек“, киргизского эпоса «Манас“, алтайского и хакасского дестана «Алтын Арыгъ“, а также азербайджанского эпического сказания о Кёр-оглы. Полагаем, что «богатырши-паляницы“ попали в славянский фольклор в результате контакта с тюркскими народами. Тюркские воительницы, в частности, есть в татарском войске в былине «Илья-Муромец и Калин-царь“». Поединок жениха с невестой, отмечает исследователь, у тюркских народов в эпоху средневековья был частью свадебного обряда и не предполагал фатального исхода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector