Русские фильмы, получившие «оскар» (+ картины-номинанты)

Старик и море, 1999

Отечественные мультипликационные фильмы всегда высоко ценились российскими зрителями, но в 1999 году работу наших аниматоров заметили и за рубежом. Ярославский художник Александр Петров получил «Оскар» за короткометражный фильм «Старик и море» по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя. До этого он дважды номинировался на премию за такие работы как «Коровы» и «Русалки».

Мультфильм длится всего 20 минут, но на его создание художник потратил 2 с половиной года. Он нарисовал почти 30 тысяч рисунков на матовом стекле, которые позволили сделать его фильм живым и красочным. «Старик и море» показывали в кинотеатрах и любой желающий мог посмотреть потрясающее творение автора.

Дерсу Узала, 1975

Второй «Оскар» нашей стране достался благодаря совместной работе с японским постановщиком Акирой Куросавой. Сценарий фильма основан на реальной истории знаменитого исследователя Дальнего Востока Владимира Арсентьева, который путешествовал по тайге с местным охотником. «Дерсу Узала» рассказывает зрителям о взаимоотношениях человека и природы, а также о проблемах веры и этики.

Свежие записи
«Есения»: 3 интересных факта об одном из самых успешных фильмов советского кинопроката5 турецких сериалов про любовь, которые высоко оценили российские зрители6 ожидаемых российских сериалов: актеры отличные, сюжеты интригуют

Съемки фильма планировались еще в 50 годы, но тогда режиссеру запретили работать в тайге. Упрямый японец хотел снимать только на месте событий, чтобы максимально точно передать условия, в которых находились главные герои. Через два года напряженной работы зрители наконец увидели картину, которая получила множество наград, в том числе и два «Оскара».

Премия «Оскар»: история создания, кто придумал, курьезы, оскароносная Россия

Вручается она ежегодно, место вручения – традиционно: Лос – Анжелес, театр «Долби».

Церемония, как правило, красочна и помпезна, и, сама по себе, зачастую является произведением искусства, воплощают которое известные шоу – постановщики, дизайнеры, художники, модельеры.

Это шоу транслируется в десятках стран мира. Россия – в их числе.

Немного истории

Задумал премию Луис Майер — глава американской киностудии «Metro-Goldwyn-Mayer», как поощрение для деятелей американского кино. Однако постепенно «Оскар», своим злотым мечом, что называется, «завоевал» мир.

Ныне получить заветную статуэтку – предел мечтаний и вершина карьеры для кинематографиста любой страны, где производятся фильмы.

Жюри Американской киноакадемии, накануне вручения первой премии — 15 февраля 1929 года — заседало всю ночь. Наконец было принято решение отдать награду драме Кинга Видора «Толпа» за оригинальное творческое видение.

Против выступил Луис Майер, он счел фильм чересчур мрачным. Считается, что это был лишь повод, формальная придирка.

На самом деле Майер опасался обвинений в подыгрывании своим, ведь производством «Толпы» занималась его подшефная киностудия MGM.

В качестве альтернативы Луис Майер предложил наградить картину «Восход солнца» авторитетного на тот момент в Голливуде режиссера Фридриха Мурнау.

Жюри прислушалось к мнению Майера. На следующий день в специальном бюллетене было опубликовано имя победителя.

Кто создал заветную статуэтку

Знаменитую статуэтку воплотил скульптор Джорджем Стэнли, а «нарисовал» ее художник-постановщик кинокомпании MGM Седрик Гиббонс.

Именно он сделал беглый набросок рыцаря, держащего обоюдоострый меч и стоящего на катушке с кинолентой. Есть легенда, что сделал  он это маясь от скуки на каком-то бесконечном собрании.

А моделью для художника послужил Эмилио Фернандес – мексиканский кинорежиссер, актер и сценарист.

Первоначальный вариант дизайна был выполнен в керамике, позднее статуэтки стали отливаться из сплава олова и меди и покрываться позолотой.

В высоте фигурка  достигает 33,5 сантиметра и весит около четырех килограммов.

В современном варианте она изготавливается из специального сплава британия, покрытого золотом. В ее подножье – постамент из черного мрамора.

Хотя французские документалисты в своем фильме так детализируют создание «Оскаров»: «сначала фигурка моделируется на компьютере, затем отливается из сплава олова и свинца. После чего покрывается слоем меди, никеля, серебра и, наконец, проходит процесс гальванизации золотом.

Всего для церемонии награждения Американской академии кинематографических искусств и наук в 2017 году создано 24 «Оскара».

Кто «сочинил» название?

Однозначного ответа, кто является автором названия премии, нет.

Многие известные люди приписывали это авторство себе, но никто не смог однозначно доказать свои права на название.

К примеру, актриса Бетт Девис утверждала, что она «нарекла» статуэтку «Оскаром», поскольку она была похожа на ее мужа Хармона Оскара Нельсона.

У Маргарет Херрикен – секретаря Киноакадемии — своя версия. Якобы это именно она посмотрела на статуэтку пристально и восхитилась: «Вылитый — мой дядюшка Оскар!». Так этот дядюшка, хоть одним своим боком просунулся в историю кино.

Обозреватель Сидни Сколски тянет одеяло на себя, если верить его рассказу: он устал писать о безымянной статуэтке, к тому ж его очень напрягали величавые до комичности церемонии Академии, вот он и решил – в пику им — дать позолоченному, увесистому парню, которого вручают друг другу эти чудаки, простецкое имя «Оскар».

Так, мол, о нем и писать проще.

Фильмы СССР и России, получившие премию «Оскар»:

«Война и мир», режиссер Сергей Бондарчук- 1968 год.

«Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов – 1981 год.

«Утомлённые солнцем», режиссер Никита Михалков- 1994 год.

Документальный фильм:

«Разгром немецких войск под Москвой», режиссёры Леонид Варламов и Илья Копалин – 1942 год.

Мультипликационный фильм:

«Старик и море», автор Александр Петров – 1999год.

«Оскар» 2017

В текущем году состоится 89-ая церемония Американской кинопремии «Оскар». Пройдет она с воскресения на понедельник, 26 февраля 2017 года.

Прямая трансляция на Россию на русском языке начнется в 02:00 по московскому времени.

В этот раз количество иностранных лент, представленных на соискание премии,  рекордно — 83 фильма!

Картина «Рай», режиссера Андрона Кончаловского, вошла в шорт — лист, состоящий из 9 претендентов на премию «Оскар», в номинации: «Фильм на иностранном языке».

Однако в окончательный список из 5-ти конкурсантов не попала.

Очень жал. Андрон Кончаловский — выдающийся кинорежиссер, а его «Рай» — настоящее кино!

Егор Искрухин

(Visited 594 times, 1 visits today)

«Чайковский»1971, номинант

«Чайковский» — довольно скучное кино о судьбе создателя балета «Щелкунчик» и других важных произведений классической музыки. Несмотря на талант исполнителя главной роли Иннокентия Смоктуновского и старания Дмитрия Темкина, автора музыки к фильмам Альфреда Хичкока и Фрэнка Капры, фильм очень вяло был встречен критикой и зрителями и попал в шорт-лист скорее из-за участия именитого композитора в создании картины. Все из-за навязчивой мелодраматичности фильма, который посвящен истории переписки между Чайковским и оставшейся во «фрэндзоне с привилегиями» его музой и покровительницей Надеждой фон Мекк. Также скажем, что за скобками сюжета остались и все противоречивые гомосексуальные фрагменты жизни Чайковского — советское кино такого не допускало.

Старик и море (2000)

Премии «Оскар» за лучший короткометражный мультипликационный фильм

Мультфильм режиссера Александра Петрова по одноимённой повести Эрнеста Хемингуэя.

Это история дружбы деревенского мальчишки и старого рыбака,который уже много недель возвращается с моря без улова. Пытаясь вернуть себе самоуважение,он принял решение без рыбы домой не возвращаться.

Удача в виде огромной рыбины попадается ему на крючок. Но где найти силы,чтобы ее удержать?

Режиссер Александр Петров работал над мультфильмом два с половиной года,проживая в Канаде.

Короткометражка была сделана в особом стиле «оживших картин», который не спутаешь с любым другим. Мультипликатор рисовал на стекле — причем не только кистями,но и пальцами.

Урга – территория любви (номинация в 1993 году)

За сценарную основу Никита Михалков взял практически анекдот, но на его основе родился серьезный, но вместе с тем и трогательный фильм. На севере Китая проживает молодая монгольская семья с тремя детьми. Больше не позволяют местные законы. И вот однажды супруга отправляет мужа в город за презервативами. Монгол отправляется в путешествие в сопровождении русского шофера.

Практически все роли исполнили китайские актеры, но режиссер Никита Михалков не смог отказать себе в роли камео, да и закадровый перевод реплик читает тоже он. В 1991 году советско-французский фильм получил венецианского Золотого Льва, а в 1993 году был номинирован одновременно и на Золотой глобус, и на Оскара.

Вор (номинация в 1998 году)

Послевоенное время оказалось довольно жестким для страны. Именно об этом в острой социальной драме рассказал Павел Чухрай. Фильм получил сразу 6 премий Ника, а также приз жюри венецианского кинофестиваля. В Америке «Вор» был номинирован одновременно на Оскара и на «Золотой глобус».

Фильм рассказывает о знакомстве мальчика и его матери с офицером-фронтовиком, оказавшимся вором. Ребенку требовался отец, а бандит увидел возможность обзавестись помощником. Для Владимира Машкова роль харизматичного и жестокого уголовника стала одной из лучших в карьере. Его партнером в фильме стал 9-летний Михаил Филипчук.

История премии «Оскар»

Когда ее создали, то цель была использовать академию, для решения сложных вопросов трудовых отношений в области кино. Организация должна была выполнять и часть функций профсоюза. Довольно быстро появилась идея сделать награду и давать ее лучшим, связанным с производством фильмов.

Впервые вручение статуэток произошло 91 год назад в калифорнийском Лос-Анджелесе. Тогда была всего дюжина категорий. Вручали награду выбирая среди картин предыдущих двух лет. За несколько месяцев было объявлено, кто победил. Сам процесс вручения статуэток шел всего минут 20. Первым ее получил актер из Германии Эмиль Яннингс (но ему вручили награду раньше), а первым лучшим фильмом стали «Крылья» Вэллмана.

Спустя 12 лет с начала вручения имена победителей перестали объявлять в газетах заранее. Именно тогда имена победителей оказались в конвертах и тщательно скрывались от общественности до последнего.

В 1953 году впервые все процедуру вручения наград показали по телевидению, смотрели ее в Канаде и США. Сейчас это 200 стран мира. Последние 18 лет церемонию проводят все в том же «Городе ангелов», что и раньше, но в зале «Долби».

Русские обладатели «Оскара»

У отечественного кино — советского и российского — история взаимоотношений с премией «Оскар» начинается еще в 1942 году, когда в номинации за лучший документальный фильм награду получают аж четыре картины, среди которых и «Разгром немецких войск под Москвой». Фильм режиссируют Леонид Варламов и Илья Копалин, а группа фронтовых операторов от Центральной студии кинохроники запечатлевает события. На дворе война и вручение статуэтки становится ещё и социально-политическим актом поддержки. Правда, вслед за 1940-ми следует долгий перерыв.

Следующим советским фильмом с «Оскаром» станет «Война и мир» Сергея Бондарчука в 1968 году. Широкий экран, эпохальные события, наконец, экранизация русской классики — романа Льва Толстого — не оставляют никаких шансов соперникам: и «Мальчики с улицы святого Павла» Золтана Фабри, и «Бал пожарных» Милоша Формана, и «Украденные поцелуи» Франсуа Трюффо, будучи отличными примерами национального и авторского кино 1960-х, кажутся камерными и малозначительными на фоне бондарчуковского размаха. Ещё бы, над фильмом режиссер работал шесть лет, а на воплощение его грандиозного замысла были брошены все силы советской кинематографии. К примеру специально для «Войны и мира» был создан отдельный кинематографический кавалерийский полк в составе около 1500 всадников.

Кадр из фильма «Война и мир» реж. Сергей Бондарчук, 1965-1967 гг.

Советских и российских фильмов, получивших «Оскар», не так много, а режиссеров и того меньше. Так, вторым обладателем статуэтки в номинации «За лучший фильм на иностранном языке» становится советский фильм «Дерсу Узала» 1975 года, снятый великим японцем Акирой Куросавой в рамках совместного советско-японского производства по произведениям Владимира Арсеньева. Статуэтка стала справедливым финалом сложной и кропотливой работы съемочной группы, которая едва понимала друг друга из-за языкового барьера. Сюжет фильма разворачивался вокруг героя, имевшего прототип в реальной жизни. Дерсу Узала был охотником и проводником в экспедициях Арсеньева, который впоследствие и описал путешествия по Уссурийской тайге, в которых сполна раскрылся сильный характер и дух Дерсу.

Кадр из фильма «Дерсу Узала» реж. Акира Куросава, 1975 г.

Ещё два фильма, ставшие фаворитами не только «Оскара», но и отечественного телевидения, наверняка многие видели в своей жизни не раз. Один из них — «Москва слезам не верит» 1981 года режиссёра Владимира Меньшова. Как и Бондарчук, Меньшов предлагает эпос, но уже городской. Это эпос современной Москвы, в которой переплетаются судьбы, нравы и поколения, и всё это происходит на фоне неповторимого быта начала 1980-х. Фильм сегодня оказывается ещё и отличным документом времени. Второй — фильм Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем» 1994 года. Это уже российский фильм, а по факту — отечественная версия «Унесённых ветром», перенесенных под звуки танго 1930-х прямиком в подмосковье. Уже не эпос, но рефлексия. Национальная, художественная и историческая.

Кадр из фильма «Утомленные солнцем» реж. Никита Михалков, 1994 г.

Интересно, что завсегдатаями оскаровской церемонии стали отечественные аниматоры. Александр Петров трижды номинировался со своими мультфильмами в рамках премии за лучший короткометражный анимационный фильм: «Корова» (1989), «Русалка» (1997) и «Моя любовь» (2007), — и однажды, в 2000 году, даже получил заветную статуэтку за мультфильм «Старик и море», сделанный в технике живописи по стеклу по мотивам одноимённого рассказа Эрнеста Хемингуэя. Дважды номинировался на «Оскар» удивительный Константин Бронзит. Его мультфильм «Мы не можем жить без космоса» 2014 года регулярно оказывается в топе просмотров в День Космонавтики.

Кадр из мультфильма «Старик и море» реж. Александр Петров, 1999 г.

Барбара Каринска

Кадр из фильма «Жанна д’Арк», 1948Будущая Барбара Каринска, Варвара Каринская родилась в Харьковской губернии Российской империи в 1886 году. В 1915-м вместе с мужем она переехала в Москву, где стала известной хозяйкой салона, каждый вечер принимавшего светскую публику после театральных выступлений. Параллельно она развивала собственную художественную технику, комбинируя шелковую ткань с фотографиями и рисунками: работы Каринской выставлялись в популярных галереях. Вскоре после Октябрьской революции художница открыла ателье по пошиву одежды и шляпок haute-couture, антикварную лавку и школу вышивания, но все ее проекты вскоре оказались национализированы. Тогда в 1924 году под видом европейской командировки она совершила эмиграцию в Париж, где работала с Марком Шагалом, Сальвадором Дали и другими именитыми художниками, а в 1939-м переехала в Нью-Йорк. Барбара выполняла сценические костюмы для известных балетов и вскоре стала работать с голливудскими режиссерами. Она стала лауреатом «Оскара» за дизайн костюмов к фильму «Жанна д’Арк» с Ингрид Бергман в главной роли, а вскоре получила вторую номинацию за костюмы к фильму-балету «Ганс Христиан Андерсен».

Как звезды выбирают платья на «Оскар»: кутюрные скандалы Голливуда Читать

Советские и российские номинанты на «Оскар»

Номинировались на «Оскар» и классики отечественной кинематографии. «Братья Карамазовы», которые были представлены на «Оскаре» в 1970 году, снял Иван Пырьев. Режиссер прославился ещё в 1930-е годы своими музыкальными комедиями с участием актрисы Марины Ладыниной, однако сам он всегда мечтал экранизировать Достоевского. Пырьев взялся вплотную за классические тексты в 1958 году, когда перенёс на экран «Идиота». На следующий год вышли его «Белые ночи», и вот, девять лет спустя «Карамазовы» добрались до залов лос-анджелесского кинотеатра.

Кадр из фильма «Братья Карамазовы» реж. Иван Пырьев, 1968 г.

Юлий Райзман получил номинацию в 1982 году с фильмом «Частная жизнь», хотя начинал Райзман ассистентом режиссёра ещё в 1925, кино было немым, а в советской кинематографии вовсю маршировал авангард. Станислав Ростоцкий, чей фильм «Дело было в Пенькове» стал лидером проката в 1957 году, дважды становился номинантом с картинами «…А зори здесь тихие» (1972) и «Белый Бим Чёрное ухо» (1978). Среди других выразительных и достойных российских фильмов, номинированных на «Оскар» в разные годы были «Кавказский пленник» Сергея Бодрова 1996 года и «Монгол» Сергея Бодрова-старшего 2007 года. Номинировались два фильма Андрея Звягинцева: «Левиафан» (2014) и «Нелюбовь» (2017).

Отметились советские и российские фильмы не только в номинации «За лучший фильм на иностранном языке». В 1961 году фильм «Баллада о солдате» был номинирован на премию в категории «За лучший оригинальный сценарий» (Валентин Ежов, Григорий Чухрай), а «Война и мир» боролся в том числе и за «Лучшую работу художника постановщика». Несмотря на две номинации, сам Сергей Бондарчук на премию так и не приехал, — работал над следующей картиной.

Кадр из фильма «Баллада о солдате» реж. Григорий Чухрай, 1959 г.

Есть в истории отечественного кино примеры картин, чью мировую славу оскаровские номинации обошли стороной. В 1963 на «Оскар» от Советского Союза был отправлен легендарный фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», ставший обладателем «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. В 1977 отправился на суд американской киноакадемии фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько, который получил «Золотого медведя» в Берлине. В 1979 — «Осенний марафон» Георгия Данелии, взявший главный приз на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Наконец, в 1985 — беспощадный «Иди и смотри» Элема Климова, получивший на ММКФ не только «Золотой приз», но и награду от жюри ФИПРЕССИ.

Кадр из фильма «Восхождение» реж. Лариса Шепитько, 1976 г.

Все эти картины: призеры, номинанты и даже не вошедшие в финальный список советские шедевры, — стали не просто этапными для истории отечественного кино, но сохранили то, что во все времена оказывается самым ценным — память. Память о войнах, о мире, о неизбывности существования и о том, что человек оставался человеком во все времена. С его мечтами, амбициями, слабостями и отвагой.

В онлайн-кинотеатре Okko вы можете посмотреть лучшие фильмы без «Оскара».

Война и мир (Оскар 1969 года)

«Война и мир» — важнейшее в отечественной литературе произведение. Неудивительно, что на съемки фильма по роману Толстого власти не скупились. Контроль над процессом вело непосредственно Министерство культуры. Работа предстояла невероятно сложная и ответственная – экранизация классического русского романа, любимого многими поколениями.

В результате под руководством Сергея Бондарчука родилась настоящая киноэпопея. Съемки велись целых 6 лет. Режиссер смог воссоздать как масштабные батальные сцены с тысячами статистов, так и роскошные балы тех времен. Для реализации замыслов Бондарчука потребовались и технические нововведения. Например, сражение при Бородино снимали камерой, установленной на 120-метровой канатной дороге.

Важное внимание уделялось атмосфере балов. Консультантом по этикету выступи Анна Книпер-Тимирева, гражданская жена Колчака. Со всей страны музеи поставляли реквизит для съемок

На роль Наташи Ростовой Бондарчук рассматривал Анастасию Вертинскую, Людмилу Гурченко, Наталью Фатееву, но в итоге остановился на кандидатуре Людмилы Савельевой. Съемка первого бала героини велась оператором Анатолием Петрицким на роликах, чтобы максимально передать атмосферу происходящего. Картина стала культурным событием. Одни хвалили Бондарчука за чуткое отношение к духу эпохи, другие же критиковали за излишнее следование тексту романа. Но фильм получил множество наград, в том числе Оскара в номинации «Лучший иностранный фильм на иностранном языке». Эту статуэтку получила Людмила Савельева, ведь сам Бондарчук был занят работой над очередным фильмом

Со всей страны музеи поставляли реквизит для съемок. На роль Наташи Ростовой Бондарчук рассматривал Анастасию Вертинскую, Людмилу Гурченко, Наталью Фатееву, но в итоге остановился на кандидатуре Людмилы Савельевой. Съемка первого бала героини велась оператором Анатолием Петрицким на роликах, чтобы максимально передать атмосферу происходящего. Картина стала культурным событием. Одни хвалили Бондарчука за чуткое отношение к духу эпохи, другие же критиковали за излишнее следование тексту романа. Но фильм получил множество наград, в том числе Оскара в номинации «Лучший иностранный фильм на иностранном языке». Эту статуэтку получила Людмила Савельева, ведь сам Бондарчук был занят работой над очередным фильмом.

Лауреаты

«Разгром немецких войск под Москвой»

Самым первым фильмом в истории СССР, завоевавшим «Оскар», стала документальная кинокартина «Разгром немецкий войск под Москвой», которую сняли фронтовые операторы под руководством Ильи Копалина и Леонида Варламова. Приз фильм поделили с американской и австралийской лентой, посвященной Второй мировой. Для показа в США советский фильм был перемонтирован в соответствии с принципами американского повествовательного кино.

«Война и мир»

Первым отечественным художественным фильмом, награжденным «Оскаром» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», стало масштабное кинополотно «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука. Американцам показали перемонтированный и сокращенный на час вариант: хронометраж прокатной копии составил 6 часов 13 минут, сам фильм демонстрировался в кинотеатрах с антрактом в 2,5 часа. Чтобы зрители могли проанализировать увиденное, первая половина драмы «Война и мир» показывалась днем, а вторая – вечером. Билеты на премьеру стоили 125 долларов. Простым зрителям, которые планировали посмотреть фильм Сергея Бондарчука, пришлось платить по 5,5-7,5 долларов, что стало рекордом стоимости билетов того времени.

«Дерсу Узала»

Советско-японская кинокартина режиссера Акиры Куросавы была снята в СССР – в павильонах «Мосфильма», а также на улицах Москвы и территории села Волынское (сейчас это Очаково-Матвеевское и Фили-Давыдково). «Дерсу Узала» стал первым фильмом Куросавы, снятым не на японском языке. В основу положен одноименный роман Владимира Арсеньева, который Куросава хотел экранизировать на протяжении нескольких десятков лет. Во время вручения «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» с «Дерсу Узала» произошел курьезный эпизод. Так как фильм создавался совместно с Японией, награждались японская и советская стороны. Однако ни Куросава, ни исполнители главных ролей (Соломин и Мунзук даже не знали, что фильм номинирован) на церемонию не приехали, тогда получить приз попросили режиссера Георгия Данелию, приехавшего в США, чтобы представить свою новую картину «Афоня» на одном из кинофорумов. Ведущие церемонии вручения «Оскара» ошибочно назвали его режиссером «Дерсу Узала», а по возвращению домой Данелию решили поздравить в связи с тем, что некоторые посчитали, будто бы «Афоня» взял «Оскар».

«Москва слезам не верит»

Владимир Меньшов, режиссер этой мелодрамы, «Оскар» за нее получил много лет спустя после того, как американские киноакадемики наградили им победителя в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Сам он выехать из СССР не смог, как затем выяснилось – из-за написанных на него коллегами доносов. Интересно, что американцам фильм понравился, а вот профессиональная публика дома его раскритиковала. Многие и вовсе пытались отговорить Меньшова его снимать.

«Утомленные солнцем»

«Утомленные солнцем» Никиты Михалкова стали первым российским фильмом, завоевавшим «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Причем, так как это произошло в 1995 году, за призом Михалков летал лично. По словам режиссера, в отличие от советского времени, когда в создании фильмов принимало непосредственное участие государство, в только-только зародившейся новой России денег на кинематограф не было – все приходилось делать самим. В одном из интервью Михалков рассказывал, что для съемок эпизодов, события которых разворачивались на веранде, зеленые листики к деревьям приходилось привязывать, потому что за окном была осень и -6.

«Старик и море»

Короткометражный мультфильм «Старик и море» был снят аниматором Александром Петровым по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя. Этот мультфильм до сих пор остаётся единственным отечественным, сумевшим завоевать «Оскар» в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм». До того, как «Старик и море» оказался в списке претендентов на премию, там побывали другие мультфильмы Петрова – «Корова» и «Русалка», но удача им тогда не улыбнулась.

Российские фильмы, которые номинировались на «Оскар» в разные годы

Кроме лауреатов, заслуженно добившихся успеха, немало отечественных фильмов боролись – и борются — за премию американской академии киноискусства:

Но не следует думать, что для российского кино «Оскар» или другие кинопремии – самоцель. Кино создается в первую очередь для людей. Лучшие советские и российские фильмы во все времена несли послание к человеческому в человеке. Возрождение духовности – что может быть важнее?

P.S. Критики много рассуждали (и продолжают это делать) по поводу кризиса российской киноидустрии, хотя за последнее десятилетие стали чаще появляться отечественные ленты, отмеченные на иных международных фестивалях.

Представляется, что в подобной ситуации уместнее говорить не столько о «кризисе жанра» российского кино, сколько о его становлении в новых для себя и государственно-политических, и социально-общественных, и даже эстетических реалиях. Думается, что и здесь у нашей страны – свой особый путь, главное, поскорее его обрести.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector