Что такое самоанализ: причины, необходимость, цели, развитие

Убедительные перспективы

Бывает, что случайная находка в частном, или неожиданный вывод в общих рассуждениях затмевает усердные продолжительные изыскания. Значимость полезного открытия начинает преобладать над всем циклом переживаний и поисков. А потому вся предшествующая деятельность воспринимается в свете удачной единовременной привязки. Продолжая проводить свою внутреннюю аналитику, мы учимся не бояться потерять время на приобретение опыта.

В таком подходе рождается перспективное мышление и уверенность в плодотворности затрачиваемых усилий. Можно не сомневаться, что обретение лучшей ментальности нравственного комфорта обязательно последует. Ведь поддерживая собственный интерес к себе мы становимся увереннее в социуме. Отслеживая свою поступь в мире общественных коллизий, мы становимся полноправными участниками поступательных перемен.

Как уже было сказано, любое познание – процесс, ориентированный на будущее. Поэтому раскручивая нить открытий в своем внутреннем мире, мы соприкасаемся с бесконечностью.

Обращаюсь с просьбой к своим читателям. Задумываясь над серьезными темами, посвящайте в них друзей и близких. Ведь истину питают не опрометчивые ремарки, а доверительный интерес. Поделитесь и этой заметкой.

С Уважением автор блога Наталия Миновская

Самоанализ педагогической работы

В своих работах педагоги указывают субъективные цели и задачи своей деятельности, техники и приемы педагогики исходя из персонального опыта, предлагают идеи на тему того, какие преобразования стоит вносить в систему образования. Также делятся своими личными наблюдениями касаемо ее качества. В некоторых случаях авторы указывают итоги внутреннего тестирования и сопоставляют их с оценками учащихся.

Такой вид самоанализа существует, чтобы наблюдать за динамикой образования. Он помогает учителю выявить сильные и слабые стороны своей работы и прогнозировать план усовершенствования педагогики.

Определение

Самоанализ – это анализ собственных переживаний, поступков, размышлений и потребностей. Человек изнутри познает глубины собственной психики и свой внутренний мир. Сегодня самоанализ является неотъемлемой частью психотерапевтической и психологической работы. Благодаря этому процессу удается рассмотреть различные виды неврозов и психологических травм.

Очень часто человеческая память отказывается принимать и воспроизводить травмирующие факторы прошлого. Вот только апатия, тоска и общее недовольство жизнью начинают давить на человека со всех сторон. Так психика реагирует на событие, с которым индивид не в состоянии справиться. В результате психика разделяется на две части, одна из которых переходит в «замороженное» состояние, а другая пытается выжить. И все бы ничего, но со временем начнут проявлять себя психосоматические расстройства, а появившаяся вдруг из ниоткуда депрессия загонит в тупик.

Чтобы вернуться к нормальному образу жизни, нужно прорабатывать старые травмы и даже вполне безобидные ситуации, после которых могли остаться неприятные ощущения. Именно здесь на первое место выходит самоанализ.

5 причин начать анализ самого себя

 Лезть туда, куда обычно никто не заглядывает, копаться там и вытягивать на свет всякую гадость − чем это может быть полезно?

  1. ✪ Во-первых, там не только гадость, но и много зарытых сокровищ, среди которых немало талантов и способностей.
  2. ✪ Во-вторых, зная структуру собственной личности, можно без особых усилий объяснить себе же те или иные поступки, мысли и чувства. Чем меньше неопределенности во внутриличностном пространстве, тем оно спокойнее и безопаснее.
  3. ✪ В-третьих, разглядев в себе кое-что нелицеприятное, человек уже меньше рвется осуждать других, понимая, что и сам не безгрешен. И конечно, не стоит забывать о дестабилизирующих воздействиях извне, которые будут наносить гораздо меньший урон человеку, который понял и принял сам себя.
  4. ✪ В-четвертых, выявляя и устраняя собственные ошибки − научитесь позитивно влиять на своих близких, убирать конфликты, негатив и выстраивать гармоничные отношения.
  5. ✪ Укрепите своё здоровье, убрав из жизни эмоциональные разрушения.

Поэтому надо взять себя в руки и трезво оценить все, что получилось выкопать из глубин собственной личности, из глубин своего подсознания. Кое-что, скорее всего, придется исправлять. Это касается тех черт, которые могут существенно усложнить жизнь и носителю, и окружающим и несут преимущественно разрушительный характер. Все остальное нужно учиться использовать.

Итак, в чем заключается самоанализ?

В первую очередь, в обдумывании собственных поступков и эмоциональных реакций на различные раздражители. Начиная процесс, нужно ответить на вопрос «что я сделал?», а потом постепенно идти к ответу на вопрос «почему я это сделал?». Проблема заключается в том, что человек склонен либо излишне обвинять себя в неких совершенных проступках, либо оправдываться, закрывая глаза на собственные ошибки. И вот тут можно вернуться к опасности получения недостоверного результата.

Как правило, при проведении психотерапии специалист направляет действия своего пациента, помогая ему избежать возможных ошибок. Однако при самостоятельном его проведении риск недостоверности несколько увеличивается, если не знать алгоритм решения такого вопроса.

Чтобы ее снизить настолько, насколько это возможно, применяются различные приемы объективизации результата, которые сводятся к тому, что человек в процессе прохождения тестирования не может предугадать, к какому результату приведет тот или иной его ответ. Более того, в любом грамотно составленном тесте есть шкала достоверности результата, оценка по которой позволяет понять, стоит ли вообще проходить тестирование или лучше отложить его на следующий раз.

К таковым относятся опросники Айзенка (тип темперамента) и Леонгарда (акцентуация характера) – классические тесты, которые рекомендуются к прохождению. Кроме них стоит обратиться к тестам Сандры Бем (феминность – маскулинность), Кинси и Кляйна (сексуальная ориентация): они дают наиболее достоверный результат, чем все прочие, составленные на ту же тему.

Еще раз, зачем нужны тесты? Чтобы исключить самообман. Не так много людей, встав перед зеркалом, будут готовы признать, что они склонны к истеричности и излишней демонстративности, не так ли? Тестирование заставит открыть глаза на себя.

Значит, первый шаг – проведение нескольких тестов. Лучше всего не проводить больше двух-трех в день, чтобы усталость не сказывалась на результате. В таком случае второй шаг – принятие этих результатов. Стоит оговориться заранее, что неожиданности при проведении самоанализа – обычное дело.

Личность включает в себя четыре составляющие. Первая из них лежит на поверхности и известна как самому человеку, так и окружающим. Вторая известна только ему, но никому больше. Третью видят люди со стороны, но не ее обладатель. Четвертая скрыта ото всех. Таким образом, сюрпризы неизбежны.

Задачи и цели

Основной задачей самоанализа является получение информации о причинах психологических проблем. Знание о том, что спровоцировало трудности, дает возможность направить усилия в нужную сторону и добиться положительных изменений. Простыми словами, человек, уверенно владеющий искусством самоанализа, может разобраться в причинах трудностей, с которыми он сталкивается, найти собственный путь, раскрыть заложенный потенциал.

Самоанализ выполняет несколько задач, давая возможность:

  • выразиться максимально честно, открыто, полно;
  • выявить скрытые причины поступков, связи между совершенными действиями и их последствиями;
  • определить негативные установки, поведенческие шаблоны, отказаться от их использования и заменить другими, более эффективными моделями мышления и поведения.

Самоанализ не-психологи часто ошибочно путают с самобичеванием, которое носит деструктивный характер. Самоанализ представляет собой спокойный и безоценочный поиск ответов на поставленные вопросы. В процессе самоанализа человек не характеризует свои мысли, желания или действия, как положительные или негативные. Он разбирается, но не копается в прошлом.

Постановка целей: при чем тут самообман?

Самообман — одна из форм психологической защиты личности. Американский психоаналитик и психотерапевт Рой Шефер в своем труде «Новый язык для психоанализа» описывает самообман как способ «неосознанной защиты» от неприятных или вызывающих стыд переживаний (открытий). Посредством самообмана человек стремится выглядеть лучше и в своих глазах, и в глазах общества. Именно это мешает ему впоследствии грамотно ставить цели. Иногда, чтобы соответствовать собственным ожиданиям и взглядам общества, человек занимает абсолютно невыгодную для себя позицию: начинает заниматься тем, что не нравится, берет на себя слишком сложные задачи, не дает себе остановиться и отдохнуть. Сам по себе «самообман» — выражение ненаучное, примерно как «токсичность». Под ярлыком самообмана скрывается несколько разных стратегий действия.

Синдром постоянной занятости

Когда человек с головой погружается в работу, а если у него нет возможности работать — он прокрастинирует. Такой трудоголизм помогает отвлечься от сильных потрясений (например, от разлуки, болезни и потери близких). «Работа не оставляет времени на депрессию», при этом она, возможно, не будет приносить удовольствия, а просто станет поедать время жизни, которое иначе было бы наполнено болью или тревогой. Как справиться? Признать источник настоящей тревоги и встретиться с ним лицом к лицу. Если причина такого состояния — стресс, то вам нужно завершить цикл стресса, пройти через него, как через туннель. Возможно, вам понадобится помощь специалиста.

Отрицание действительности

«Я хороший специалист, мне не нужно дополнительное образование, и вовсе не важно, что моя индустрия постоянно развивается» — это пример отрицания действительности. Некоторые люди считают, что признание собственных недостатков или запрос на получение новых навыков сделает их менее уважаемыми, понизит градус профессионализма

Однако это не так. Помните: обращаясь за помощью и признавая собственные недочеты, вы открываете новые точки роста для себя как для личности и профессионала.

Рационализация

«Если бы мне нравилась эта работа, результаты были бы лучше, но я пока просто набираю опыт, и лучше предложения я не найду» — попахивает отчаянием, с которым может столкнуться любой человек. Кто-то уверенно шагнет в неизвестность и отправится на поиски новой работы, а кто-то менее решительный (что тоже нормально!) станет объяснять свое присутствие на нелюбимой работе. Рационализация, как пупырчатая пленка, обматывает неприятные факты так, чтобы они не слишком выпирали и травмировали нас в очередной раз.

Проекция

Когда человек винит в неприятных обстоятельствах не себя и внешние обстоятельства, а окружающих людей. «Родители сказали мне пойти учиться на врача, а я хотел стать иллюстратором детских книг» — примерно так звучит проекция. Но ответственность за решения человека всегда будет лежать на нем, и зачастую на дне такого самообмана лежит неготовность брать ее на себя.

Нарушение обязательств «в кредит»

Например, человек решает бегать каждое утро, но пропускает тренировки, обещая наверстать в следующий раз. Пробежать в два раза больше, отказаться от сладкого «в наказание». Если ему не удается выполнить новое обязательство, он испытывает фрустрацию. Часто это состояние возникает из-за изначально завышенной планки

Важно ставить себе цели и задачи, ориентируясь только на свое состояние, не оглядываясь на чужие установки

Воодушевляясь самой целью, человек начинает жить в идеальной картинке и забывает о реальных действиях. Профессор маркетинга из Школы бизнеса при Висконсинском университете Робин Таннер говорил, что люди представляют свое будущее идеальным и полагают, что когда-нибудь у них будет гораздо больше времени и сил, чтобы выполнить все задуманное. Они ждут подходящего момента, но он может не наступить, потому что сам человек не сделал ни одного шага навстречу ему.

В процессе самообмана человек не просто попадает в иллюзорный мир, но и создает воображаемую лучшую версию себя. Как следствие, он не принимает себя настоящего, не прислушивается к себе, ставит ложные цели, не получает удовольствия от работы и не стремится реализовать себя.

Качественный анализ себя начинается с признания своих истинных желаний, а не навязанных со стороны или построенных в соответствии с идеальной картинкой. Для достижения своих целей необходимо отбросить иллюзии и работать с собой настоящим. Поэтому в первую очередь нужно научиться не обманывать себя.

Примерные алгоритмы самоанализа урока

Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.

Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:

Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.

  • В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это?
  • Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии.
  • Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности.
  • Что удалось/не удалось осуществить?
  • Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?

Краткий план комплексного самоанализа урока 

Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.

Краткая характеристика класса: количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.

Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.

Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.

Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.

Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.

Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?

Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.

Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?

В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.

Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его «плюсы» и «минусы». Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо. 

Цели

Во время самоанализа может возникнуть чувство сопротивления, требующее проработки

В такие моменты важно понимать, что временные ухудшения – это часть процесса самопознания. Во время раскрытия подавленных, травмирующих ситуаций человек всегда ощущает тревогу

Главная цель самоанализа — раскрывать скрытые ранее от сознания эмоции, потребности и чувства. Только столкнувшись с правдой, человек может освободиться и начать действовать.

В повседневной жизни самоанализ нужен в первую очередь для самореализации. Он помогает принимать ответственные решения и отстаивать свои позиции.

Вопросы для самоанализа

Самоанализ стоит начать с вопроса о чувствах и эмоциях. Спросите себя: “Что я чувствую? Какое мое чувство — как оно выглядит, какое на ощупь, по плотности, по цвету, по температуре? Где в теле оно концентрируется?”

В таблице — подсказка, которая поможет определить чувства во время самоанализа

Гнев

Бешенство, ярость, ненависть, злость, раздражение, презрение, ревность, обида, досада, зависть, неприязнь, отвращение.

Страх

Ужас, отчаяние, испуг, оцепенение, подозрение, тревога, боязнь, беспокойство, растерянность, стыд, вина, сомнение, застенчивость, смущение, надменность, ошеломленность.

Грусть

Горечь, тоска, скорбь лень, жалость, отчаяние, беспомощность, душевная боль, безнадежность, отчужденность, разочарование, потрясение, сожаление, скука, безысходность, загнанность, печаль.

Радость

Счастье, восторг, ликование, надежда, возбуждение, любопытство, нетерпение вера изумление, забота, ожидание.

Любовь

Нежность теплота, сочувствие, доверие, безопасность, блаженство, гордость, восхищение, спокойствие, уважение, любовь к себе, дружелюбие, доброта, искренность.

На каждый ответ задавайте вопрос, который начинается со слов: “Почему?“ или “Зачем?”

В разных ситуациях вопросы могут меняться. При ощущении психологического дискомфорта стоит ответить на вопросы:

  • счастлив ли я? если да, то насколько?
  • почему я нахожусь именно на таком уровне счастья?
  • кто или что дает мне ощущения счастья, наполненности?
  • могу ли я чувствовать себя еще счастливее?
  • что мешает мне быть счастливым? почему?
  • чего я хочу на самом деле? почему мне не удается достичь этого?
  • какие ограничения есть на пути к моему счастью (цели)? как от них избавиться? почему я не избавился от них до сих пор?
  • какими достоинствами и недостатками я обладаю? как они помогают или мешают мне в жизни, какую роль играют в сложившейся ситуации?
  • каким ресурсами я обладаю для достижения счастья? чего мне не хватает? как я могу получить недостающее?
  • как я буду чувствовать себя, когда добьюсь желаемого состояния?

Самые важные при самоанализе вопросы (“почему”, “зачем”, “что мне это дает”) нельзя путать с: “За что мне это?” Такой вопрос не применяется в самоанализе и в работе психолога.

Практика качественного самоанализа

При проведении самоанализа придерживайтесь плана:

  1. Определите проблему, выделите вопрос для проработки (создайте запрос).
  2. Подумайте и определите ситуации, в которых проявляется выбранная проблема. Ответьте на вопросы: “Что я чувствую? Какие ощущения возникают в теле? Какие мысли наполняют голову?” Ответы запишите.
  3. Записывайте свои ответы тезисно, рисуйте схемы, делайте рисунки.
  4. Сделайте паузу от получаса до 2 дней.
  5. Вернитесь к записям. Дайте ответы на вопросы из списка. Распутывайте ситуацию неспеша, сосредоточенно.
  6. Ответы используйте для составления плана выхода из проблемной ситуации.

Если знаний относительно решения трудностей не хватает, найдите информацию в интернете или обратитесь к эксперту, который поможет решить ваш вопрос.

Самоанализ занятия по ФГОС

Целью такого рода аналитики является выявление проблем в образовании и их исправление. Выявляется необходимость изменения структуры образования. Исследование занятия по ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), его техники и особенности, закреплены государством. Урок в норме состоит из трех этапов:

  1. Актуализация знаний и умений, выявление проблем, предоставление плана занятий.
  2. Реализация плана.
  3. Выявление результатов и подведение оценок.

При самоанализе урока учитывается:

  1. Организация урока, поведение учеников и учителя. Обнаружение наличия структурности преподавания и ведения урока.
  2. Анализ содержания урока. Выявляется, насколько продуктивно было проведено занятие, усвоили ли ученики полученные знания, был ли урок интересным.
  3. Анализ формы и уровня преподавания педагога своим ученикам. Определение методики преподавания учителя.
  4. Анализ работы и инициативы учеников.
  5. Анализ проделанной домашней работы и прорабатывание недочетов.
  6. Оценка обстановки, класса, соблюдения санитарно-гигиенических норм. Прибрано ли вокруг, не наблюдается ли посторонних запахов. Выявление того, отвлекает ли что-то от процесса обучения.
  7. Оценка психологической обстановки. Комфортно ли ученикам, нету ли накаленной обстановки, которая помешала бы обучению.

Как перестать обманывать себя

 — длительная работа, которая в некоторых случаях требует помощи психотерапевта. Однако первые шаги к тому, чтобы наконец избавиться от этой привычки, можно сделать и самостоятельно.

  1. , когда вы лжете сами себе. Вы не идете на тренировку действительно потому, что у вас нет времени, или вы просто не хотите? Если второе, то с чем связано это нежелание? Возможно, вам требуется отдых и организм сигнализирует об этом, а возможно, вам нужно сменить программу тренировок и не убиваться на кардио.

  2. (и никто не идеален). У вас есть не только сильные стороны, ваши слабости — ваши точки роста, и не нужно пытаться их задавить и скрыть.

  3. как можно чаще. Например, вы хотите получить повышение на работе, но вам не хватает определенных навыков. Тогда стоит обсудить со своим руководителем возможность обучения для повышения квалификации.

  4. развития событий. Иногда человек обманывает себя, потому что боится негативных последствий. Подумайте, что самое худшее может случиться в той или иной ситуации и как вы поступите, — либо вы поймете, что жизнь не закончится даже при самом худшем сценарии развития событий, либо придумаете план Б.

  5. Если вы склонны к чрезмерной самокритике, то самообман — это защита от самого себя. Например, если вы сорвались с диеты, подумайте не о том, как поругать себя, а как компенсировать «случайно» съеденное пирожное.

  6. Умение говорить «нет» — важный навык и инструмент счастья. Некоторые из нас стремятся взять на себя больше, чем могут нести. Спросите себя: есть ли у вас время или энергия, чтобы взяться за задачу? Сможете ли вы ее довести до конца?

  7. Если вы испытываете тревогу, грусть, дискомфорт, замечайте их и ищите причины. Например, если эти ощущения возникают на работе, возможно, это сигнал о том, что у вас не налажена коммуникация в команде или вы выполняете не совсем подходящие для вас задачи.

Алгоритмы

Не всегда нужно анализировать все аспекты урока. Многое зависит от того, ради каких целей было проведено занятие: был ли это фестиваль, урок, проведенный в рамках недели по предмету, или занятие на категорию. Самоанализ можно составить, опираясь на простые алгоритмы действий. К примеру, можно руководствоваться такими позициями:

  • В чем заключается педагогическое кредо и как вам помогают уроки его отразить?
  • Объясните выбор содержания урока и технологии проведения занятия.
  • Какие методы и приемы использованы на уроке, оцените их эффективность.
  • Что получилось и не получилось осуществить.
  • Что можно было бы изменить в ходе занятия. Нужны ли эти изменения и почему?

Структура сознания

Какова же структура психики человека, структура его сознания? На этот счёт существует очень большое количество теорий. Наиболее популярная теория – это теория психоанализа, основоположником которой считается Зигмунт Фрейд. С точки зрения этой теории, психику (личность) человека можно разделить на 3 части:

  • сознательное;
  • бессознательное;
  • Сверх-Я.

Сознательное – это часть, осознающая саму себя. Это Я-реальное.

Бессознательное – это область психики, которая выражается в снах, различных страхах, нервозах, то есть в том, что не осознаётся. Это Я-Оно. Это та часть психики, которая управляет во-многом всей жизнью, психическим и физическим здоровьем, но при этом тем, что невозможно знать и осознавать. Бессознательное не мыслит словесно, как сознательная часть, а мыслит специфическими образами. Слова переводятся в образы.

Сверх-Я (или Супер-Эго) – это совокупность культурных запретов и норм, которые делает человека культурным, цивилизованным общественным существом. Именно это позволило Зигмунду Фрейду говорить о том, что культура – это совокупность запретов, которая имеет репрессивную функцию по отношению к обществу. Иначе говоря, культура вступает в конфликт с бессознательным. Если бессознательное можно определить в качестве совокупности биологических инстинктов и влечений, то сверх-Я – как совокупность культурных запретов и норм. Это то, что приходит в столкновение с естественными желаниями человека.

В науке также распространена структура самосознания, представляющая собой единство трёх составляющих:

  • когнитивной;
  • аффективной;
  • поведенческой.

Когнитивной составляющей самосознания является знание личности о самой себе. Сначала эти знания случайные, хаотические, отражают только поведение человека в конкретных условиях общения и деятельности. Затем эти единичные ситуативные сведения о себе интегрируются в целостное и адекватное понимание собственного «Я» как субъекта, отличного от других субъектов.

Аффективное, или эмоционально-оценочная составляющая самосознания включает эмоциональное отношение (переживания различных эмоций), сопровождающий самопознание, в результате чего формируется самоотношение. Сочетание знаний о себе с отношением к себе образует самооценку личности.

Поведенческая составляющая самосознания (самоуправления) показывает, как проявляется самосознание через поступки и действия, которые осуществляет человек в соответствии с представлением о себе. К ним следует отнести действенно-волевой и результативный компоненты самосознания, результатом которых является саморегуляция и самоконтроль.

Алгоритм написания самоанализа приложение 1

Схема написания самоанализа педагогической деятельности

Целеполагание

Цель должна отражать суть вашей работы, должна быть четкая, конкретная, достижимая, в цели должен прослеживаться конечный результат вашей работы. Поэтапное раскрытие цели должно быть отражено в задачах. Иными словами, цель — это то чего вы хотите добиться, а задачи — это то, как вы собираетесь это делать.

Размышляя над своим самоанализом я пришла к следующему выводу: формирование творческого мышления — один из основополагающих принципов обучения. Раскрыть творческий потенциал в ребенке может только творческая личность, поэтому я, прежде всего, ищу творческое начало в себе, и это помогает мне увидеть и раскрыть творческое начало в детях. Поэтому я поставила перед собой следующую цель: «Развитие собственного творческого потенциала как основного фактора для развития творчества в учащихся» Поставленную цель я реализовывала через следующие задачи:

Повышение собственного творческого потенциала: развитие гибкости, нестандартности мышления, отказ от консерватизма, поиск новых оптимальных решений через рефлексию, самообразование, саморазвитие.

2. Формирование и развитие творческих задатков учащихся как одного из основных факторов эффективной адаптации к условиям социума.

На реализацию поставленной цели и задач направлена вся система моей педагогической деятельности.

Выбор темы самообразования

Выбор темы самообразования несомненно должен вытекать из поставленной цели. Вы уже определились с темой вашего самообразования?

За длительный период работы вы можете внести неоценимый вклад в педагогическую науку, а почему бы и нет, изучив детально выбранную тему, исследовав ее, постепенно усложняя саму ее суть.

Еще в 2003-2004 учебном году я решила для себя, что наиболее эффективное понимание, усвоение, а затем и применение на практике, полученной информации по предмету Информатика, бывает лишь тогда, когда сумеешь заинтересовать ребят, побудить их к поиску новых, нестандартных решений для, казалось бы, совершенно обыкновенных задач. Информатика дает огромное поле для подобного рода деятельности. Компьютер — это окно в мир для современного Человека — Личности — Гражданина. Я решила помочь ребятам открыть, каждому для себя, это окно. Поэтому я выбрала темой своего самообразования — «Развитие творческого мышления на уроках информатики», постепенно я усложняла ее. Это позволило мне раскрыть новые предметные возможности, позволяющие формировать ключевые компетенции обучающихся и способствовать эффективной социализации их личности в условиях современного информационного общества. В 2004-2005 учебном году я рассмотрела, изучила и исследовала тему: «Творчество — высшая форма самостоятельности мышления», а в 2005-2006 учебном году — «Творческий педагог как катализатор развития творчества в личности ученика».

Раскрытие системы педагогической деятельности

Следующим этапом самоанализа является непосредственно систематизация собственной педагогической деятельности. Я рассматривала ее с двух сторон: с одной стороны как элемента, вписанного в более широкую систему школы, города, округа, государства, а с другой — рассматривала саму педагогическую деятельность как самостоятельную систему и выделяла элементы и связи внутри нее самой. Затем я представила ее в виде взаимовлияющих, взаимопроникающих, взаимодействующих, взаимосвязанных блоков:

Первый блок — «Методический». В нем необходимо детально рассмотреть всю вашу методическую деятельность — ваш творческий поиск, вашу педагогическую позицию.

Второй блок — «Функционально-операционный». Это непосредственно ваша преподавательская деятельность: разработка образовательных программ и конкретных уроков, а также налаживание сотрудничества с обучающимися на уроках.

Третий блок — «Внеурочная педагогическая деятельность». В этом блоке ваша работа может быть представлена несколькими направлениями: научно-исследовательской, организаторской, кружковой и др. работой.

Четвертый блок — «Информационно-рефлексивный». Здесь, прежде всего, рассматривается саморефлексия — анализ личностных и профессиональных качеств, достижений, неудач, а также учитывается мнение о вас обучающихся, поскольку, на мой взгляд, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик увидел в вас, не только преподавателя, но и личность.

Пятый блок — «Перспективный» — это ваше дальнейшее профессиональное и личностное становление.

Ниже я предлагаю вам подробный анализ содержания этих блоков.

Ваши чувства как ключ

Вернемся к основам самоанализа. Главное в методике самоизучения своего подсознательного — это максимально снизить сопротивление.

Необходимо пытаться забыть про свои привычки и пристрастия, отнестись к самому себе как будто к другому человеку. Нужно забыть свои чувства на данный момент, и сконцентрироваться на своих чувствах ранее, в какой-то определенный момент

Здесь важно ваше желание. Чем выше желание постичь себя, тем меньше должно быть сопротивление

Например, вы испытываете страдания от того, что расстались с некогда близким вам человеком. Вы не можете полноценно спать, работать, общаться и мысли Ваши направлены только на это.

Для того чтобы понять, что же произошло с Вами, вы должны успокоиться и вспомнить свои чувства к этому некогда близкому вам человеку на разных этапах. Вспомните, что вы чувствовали, когда он дарил вам цветы, когда Вы вместе смотрели интересный фильм, когда первый раз поссорились из-за Вашего флирта на вечеринке со своим знакомы. Вспомните, как Вы читали гороскопы и один из гороскопов Вам внушил, что Вы якобы «водолей», а Ваш близкий человек — «рак», поэтому «водолей» всегда флиртует, а «рак» замкнут и эти два «знака» несовместимы. Если Вы честно и объективно попытаетесь провести самоанализ, вспомните слова Вашей мамы по поводу Вашего близкого человека. Вспомните, что флиртовать со знакомым на вечеринке, собственно, и не хотели, но гороскоп просто обязывал Вас вести себя в полном соответствии с Вашим «знаком».

Углубитесь в себя:

  • Что вы чувствовали, когда первый раз встретились?
  • Страх одиночества?
  • Страх показаться толстой?
  • Страх запаха изо рта утром, когда вы один раз встали позже обычного и не успели почистить зубы?
  • Какие были Ваши чувства, когда Вы первый раз остались наедине?

Сопротивление и Ваше Я обязательно направит Вас по ложному следу, и заставит отторгнуть попытку самоанализа. Да, Ваш близкий совершенно точно чрезмерно ревнивый. Он ведь должен войти в ваше положение, признать Вашу свободу.

А теперь представьте все, что Вы чувствовали в те моменты, но с точки зрения стороннего наблюдателя. Как бы Вы отнеслись к другой девушке, которая на вечеринке открыто флиртует со знакомым, заранее зная, что ее близкому человеку это не нравится. И вы наверняка увидите, что Ваше поведение было не просто некрасивым, но не к месту и не ко времени. Что Ваше поведение спровоцировала та бредятина, которую выдумывают люди и называют «гороскоп». Что эти «гороскопы» противоречат друг другу, потому что являются не более чем выдумкой человеческой в силу фантазии и маркетинга…

Мы поверхностно рассмотрели лишь самый первый метод самоанализа самого себя и своего поведения, дали поверхностный взгляд на самоизучение. Чтобы вы поняли, что это такое и в каком направлении вам идти.

Далее мы рассмотрим с вами, какие методики для самоанализа существуют и что выбрать конкретно вам.

Обязательно подпишитесь на обновления моего блога и расскажите о нем друзьям!

Виды анализа и самоанализа урока

В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:

Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока

Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока. 
Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени

Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока
Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д. Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов
Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector