София палеолог, вторая жена ивана iii: биография, личная жизнь, историческая роль

Детство и юность

Зоя Палеолог появилась на свет (предположительно) в 1455 в Мистре. Дочь деспота Морейского Фомы Палеолога родилась в трагическое и переломное время – время падения Византийской империи.

После взятия Константинополя турецким султаном Мехмедом II и гибели императора Константина, Фома Палеолог вместе с женой Екатериной Ахайской и детьми сбежал на Корфу. Оттуда он перебрался в Рим, где был вынужден перейти в католицизм. В мае 1465 года Фома умер. Его смерть случилась вскоре после кончины супруги в том же году. Дети, Зоя и её братья – 5-летний Мануил и 7-летний Андрей, переехали в Рим уже после смерти родителей.

Фома Палеолог, отец Софьи Палеолог

Воспитанием сирот занялся греческий учёный, униат Виссарион Никейский, служивший кардиналом при папе Сиксте IV (это он стал заказчиком знаменитой Сикстинской капеллы). В Риме греческую принцессу Зою Палеолог и её братьев воспитывали в католической вере. Кардинал позаботился о содержании детей и их образовании.

Известно, что Виссарион Никейский с позволения папы оплачивал скромный двор юных Палеологов, в который входили прислуга, врач, двое профессоров латинского и греческого языков, переводчики и священники. Софья Палеолог получила довольно солидное по тем временам образование.

Секрет венчания

Брак Софьи и Ивана III продлился 30 лет, у них было 12 детей. Но есть определённая «серая зона», связанная с венчанием. В Риме Софья приняла католичество, но едва пересекла границу России, заявила сопровождавшему её папскому легату, что возвращается в православие. По другим данным она была униаткой. В результате чего в архивных документах указаны два священнослужителя, сочетавшие браком Ивана и Софью. Официально — это митрополит Филипп. Но он якобы был против брака с униаткой и в действительности пару венчал коломенский протопоп Осия, так утверждают Софийская II и Львовская летописи. Установить истину за давностью лет не представляется возможным.

Брак

Как только Софья подросла, венецианские подданные стали подыскивать ей знатного супруга.

  • В жены ее пророчили киприотскому королю Жаку II де Лузиньяну. Брак не состоялся во избежание ссор с империей оттоманов.
  • Через несколько месяцев кардинал Виссарион пригласил свататься за византийскую принцессу князя Караччиоло из Италии. Молодые обручились. Однако Софья бросила все усилия на то, чтобы не обручаться с иноверцем (она продолжала придерживаться православия).
  • По стечению обстоятельств в 1467-ом в Москве скончалась жена великого князя Московского Ивана Третьего. От брака остался один сын. И папа Павел II с целью насаждения католической веры на Русь, предложил вдовцу на трон княгини всея Руси посадить греческую принцессу-католичку.

Переговоры с русским князем длились три года. Иван Третий, получив одобрения матери, церковников и своих бояр, решился жениться. К слову, во время переговоров о случившимся в Риме переходе принцессы в католицизм посланники от папы римского особо не распространялись. А даже наоборот, они сообщили лукаво, что невеста государя – истинная православная христианка. Удивительно, что они и предположить не могли, что это истинная правда.

В июне 1472 года молодожены в Риме обручились заочно. Затем в сопровождении кардинала Виссариона княгиня Московская отбыла из Рима в Москву.

Внешность и характер

Современники вспоминали о Софье как об умной и хитрой женщине. С помощью методик судебно-медицинской экспертизы по останкам великой княгини удалось восстановить её облик. Она была невысокого роста, полной и с волевыми чертами лица. Присутствовавший при заочном бракосочетании итальянский поэт Луиджи Пульчи с насмешкой описывал греческую принцессу: «Мы вошли в комнату, где на высоком помосте сидела в кресле раскрашенная кукла. На груди у неё были две огромные турецкие жемчужины, подбородок двойной, щёки толстые, всё лицо блестело от жира, глаза распахнуты, как плошки, а вокруг глаз такие гряды жира и мяса, словно высокие дамбы на По. Ноги тоже далеко не худенькие, таковы же и все прочие части тела — я никогда не видел такой смешной и отвратительной особы, как эта ярмарочная шутиха. На ней узкое и дурное платье, хотя платье это было из богатого шёлка и скроено по меньшей мере из шести кусков материи, так что ими можно было накрыть купол Санта-Мария Ротонда». Болонские летописцы, любовавшиеся Софьей по пути в Московию, отмечали её прекрасные глаза.

Роль Софьи в свержении татарского ига

Палеолог в Москве не любили за влияние, оказываемое ею на великого князя, а также за перемены в жизни Москвы — «нестроения великие» (по выражению боярина Берсень-Беклемишева). Софья вмешивалась не только во внутренние, но и во внешнеполитические дела. Она требовала, чтобы Иван III отказался платить ордынскому хану дань и освободился наконец от его власти. Искусные советы Палеолог, как свидетельствует В.О. Ключевский, всегда отвечали намерениям ее мужа. Поэтому он отказался платить дань. Иван III растоптал ханскую грамоту в Замосковречье, на ордынском дворе. Позднее на этом месте был построен Преображенский храм. Однако народ и тогда «наговорил» на Палеолог. Перед тем как Иван III вышел в 1480 году к великому стоянию на Угре, он отправил на Белоозеро жену с детьми. За это подданные приписали государю намерение бросить власть в том случае, если Москву возьмет хан Ахмат, и бежать вместе со своей супругой.

Свита

Например, прибыли с царевной братья Димитрий и Юрий Траханиоты. Юрий, по прозвищу Старый, был дипломатом, а также публицистом и переводчиком — знание языков было более чем востребовано на Руси в то время. Дмитрий был боярином, его сын Юрий, по прозвищу Малый, стал постельничим у Василия, старшего сына княгини. Позднее Траханиоты будут главными советчиками государя Василия III .

Около княгини обосновались и другие греки: Ласкиревы, Ангеловы, Ховрины, Головины. Новоиспечённая знать существенно ущемила права московских бояр, вызвав у последних негодование, что породило постоянные обвинения в адрес «грекини».

Участие Софьи в конфликте с Ордой

Историк В.Н. Татищев в своих трудах приводит свидетельство о том, что под воздействием жены Иван III пошёл на конфликт с золотоордынским ханом Ахматом, отказавшись платить ему дань, так как Софью очень угнетало зависимое положение государства русского. Если это верно, то Софья действовала под влиянием европейских политиков. События складывались так: в 1472 году татарский набег был отбит, но в 1480-м Ахмат пошёл на Москву, заключив союз с королём Литвы и Польши Казимиром. Иван III совсем не был уверен в исходе битвы и отослал жену с казной на Белоозеро. В одной из летописей даже отмечается, что великий князь запаниковал: «Ужас наиде на нь, и въсхоте бежати от брега, а свою великую княгиню Римлянку и казну с нею посла на Белоозеро».

Венецианская республика активно искала союзника, который помог бы остановить продвижение турецкого султана Мехмеда II. Посредником в переговорах выступал авантюрист и купец Жан-Баттиста делла Вольпе, который имел поместья в Москве и был известен у нас как Иван Фрязин, именно он был послом и главой свадебного кортежа Софьи Палеолог. По русским источникам, Софья любезно принимала членов венецианского посольства. Из всего вышесказанного вытекает, что венецианцы вели двойную игру и сделали попытку посредством великой княгини ввергнуть Русь в тяжёлый конфликт со скверной перспективой.

Внешность и характер

Знание дат жизни и смерти, а также краткой биографии не дают представление о характере загадочной царьградской царевны. К сожалению, мы не знаем подлинного облика нашей героини — не сохранилось ни одного её подлинного изображения, ибо светское искусство появилось гораздо позднее. Однако существует скульптурный портрет великой гречанки, реконструированный по скелетным останкам.

С достоверного не менее чем фото портрета на нас смотрит волевая и властная женщина. Теперь мы доподлинно знаем, что Иван Грозный был очень похож на свою бабку. Интересно наблюдать за хитросплетением судеб. Например, мать Ивана Грозного — потомок рода Глинских, а по одной из версий родоначальник рода— Мансур Киятович, сын Мамая. Также интересно мнение современников и потомков об этой неординарной личности.

Заметки

Византийская царевна Софья (Зоя) была племянницей последнего императора Византии Константина XI, который погиб в 1453 году при взятии Константинополя турками. Отец Софьи, Фома Палеолог, мелкий провинциальный правитель, бежал от турок в Италию вместе с семьей; здесь они пользовалась папским покровительством.

Брак Софии с Иваном III был предложен в 1469 году папой римским Павлом II в надежде на усиление влияния католицизма в Московии и на сближение католической и православных церквей (реставрация флорентийского проекта, так сказать). Мотивы Ивана III, вероятно, были связаны со статусом: род невестны восходил к византийским императорам. Словом, недавно овдовевший монарх согласился на брак с греческой принцессой.

Папский двор, устроивший этот брак, пытался воздействовать на Ивана III через Софью, дабы убедить его в необходимости признать унию. Эта линия провалилась, но Иван III немало потворствовал ересям и еретикам, многим покровительствовал, защищая их от гнева церкви. Позднее, жестко принуждаемый отцами святыми, он вынужден был карать своих бывших фаворитов. Заговорам и интригам искусно способствовала царица Софья, стремившаяся посадить на трон своего сына.

Софья была второй женой Ивана III. Он овдовел в 1467 году, а первая жена Мария, княжна Тверская, оставила ему единственного сына – Ивана. А от брака с Софьей у Ивана III был сын Василий, которому в конце концов и достался престол – исключительно благодаря энергии и интригам Софьи.

Сын Дмитрий у Ивана Молодого и Елены родился в 1483 году. После 1485-го Иван III и Иван Молодой оба именуются «самодержцами Русской земли»

Наследник пользовался громкой славой отважного воеводы; он отличился при взятиях непокорных княжеств и уделов, которые постепенно приводились “под руку Москвы”.

Счастливый брак продлился около 7 лет. В 1490 году наследник престола заболел «камчюгою в ногах» (подагрой; по другим данным, это была проказа). Софья выписала из Венеции лекаря, который обещал Ивану III вылечить его сына, но тот скончался. Врача казнили, а по Москве пошли слухи об отравлении наследника; спустя сто лет это было выдано за подлинный факт в записках Андрея Курбского.

Даже если Софья действительно отравила Ивана-царевича, то на этом этапе она ничего не добилась, кроме вреда для себя. Обвиненная в попытке отравить и сына Елены Дмитрия, она попала за решетку вместе с Василием. Правда, позже их освободили, сняв обвинение.
Но великий князь назначил своим наследником именно Дмитрия – сына Елены и своего внука. И даже венчал его как наследника по полному ритуалу. Это возбудило новые интриги: Софья толковала передачу трона внуку при наличии сына как нарушение династических канонов. Тем более, что византийской линии предпочли отпрыска малоизвестной Молдавии…

После смерти Фомы папа взял его детей на свое попечение. В июне 1466 г. Зоя, принявшая католичество и получившая имя Софья, ещё девочкой вышла замуж за римского аристократа из дома Караччоло, но довольно скоро овдовела. В 1472 г. папа Сикст IV добился, как ему казалось, большого дипломатического успеха, устроив её брак с русским князем Иваном III. Однако, прибыв в Россию Софья снова приняла православие. Дочь Софьи, польская королева Елена умерла бездетной, но род сына Софьи, Великого князя Василия III пресекся лишь сто лет спустя.

Великая княгиня Московская

Когда Софья достигла совершеннолетия, венецианская синьория озаботилась её замужеством. Взять знатную девушку в жены сначала предложили королю Кипра Жаку II де Лузиньяну. Но он отказался от этого брака, побоявшись конфликта с оттоманской империей. Спустя год, в 1467-ом, кардинал Виссарион по просьбе папы Павла II предложил руку знатной византийской красавицы князю и итальянскому вельможе Караччиоло. Состоялось торжественное обручение, но по неизвестным причинам брак отменили.

Софья Палеолог

Есть версия, что Софья втайне общалась с афонскими старцами и придерживалась православной веры. Она сама приложила усилия к тому, чтобы не выходить замуж за иноверца, расстраивая все предлагаемые ей браки.

В переломном для жизни Софьи Палеолог 1467 году скончалась супруга великого князя Московского Ивана III Мария Борисовна. В этом браке родился единственный сын Иван Молодой. Папа Павел II, рассчитывая на распространение католицизма на Москву, предложил овдовевшему государю всея Руси взять в жены свою подопечную.

Царь Иван III

После 3-летних переговоров Иван III, испросив совета у матери, митрополита Филиппа и бояр, принял решение жениться. Примечательно, что о переходе Софьи Палеолог в католицизм переговорщики от папы предусмотрительно умолчали. Более того, они сообщили, что предлагаемая в жёны Палеологиня православная христианка. Они даже не догадывались, что так оно и есть.

В июне 1472 года в базилике святых апостолов Петра и Павла в Риме состоялось заочное обручение Ивана III и Софьи Палеолог. После этого обоз невесты отбыл из Рима в Москву. Сопровождал невесту всё тот же кардинал Висссарион.

Посол Иван Фрязин вручает Ивану III портрет его невесты Софьи Палеолог

Болонские летописцы описали Софью довольно привлекательной особой. На вид ей было 24 года, она обладала белоснежной кожей и невероятно красивыми и выразительными глазами. Рост её был не выше 160 см. Телосложение будущая супруга российского государя имела плотное.

Есть версия, что в приданом Софьи Палеолог, кроме одежды и драгоценностей, было множество ценнейших книг, которые позже составили основу таинственно исчезнувшей библиотеки Ивана Грозного. Среди них числились трактаты Платона и Аристотеля, неизвестные поэмы Гомера.

Встреча царевны Софьи Палеолог на Чудском озере

В конце длинного маршрута, пролегавшего через Германию и Польшу, римские провожатые Софьи Палеолог поняли, что их желание посредством женитьбы Ивана III на Палеолог распространить (или хотя бы сблизить) католицизм с православием потерпело поражение. Зоя, едва выехала из Рима, продемонстрировала твёрдое намерение возвратиться к вере предков – христианству. Венчание состоялось в Москве 12 ноября 1472 года. Церемония прошла в Успенском соборе.

Главным достижением Софьи Палеолог, которое превратилось в огромное благо для России, считается её влияние на решение мужа отказаться платить дань Золотой Орде. Благодаря супруге Иван Третий наконец отважился сбросить многовековое татаро-монгольское иго, хотя местные князья и элита предлагали продолжать платить оброк во избежание кровопролития.

Примечания

  1. София Фоминична // Русский биографический словарь
  2. В русских летописях также встречался ошибочный вариант «Зинаида».
  3. Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году. — М.: Наука, 1983. — С. 286.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 декабря 2019.
  5. Независимый летописный свод 80-х гг. XV в.
  6. В то время — подмонастырское село Троице-Сергиевой лавры. Ныне в черте города Сергиев Посад, ул. Болотная.
  7. А. Контарини Рассказ о путешествии в Москву в 1476—1477 гг. // Россия XV—XVII вв. глазами иностранцев — Л., 1986, с. 24.
  8. Скрынников Р. Г. Иван III. — С. 192.
  9. Герберштейн С. Записки о московитских делах // Россия XV—XVII вв. глазами иностранцев — Л.: 1986, с. 45.
  10. Клочков М. В. София Фоминична // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.

Проблемы наследования

Вокруг князя Ивана III сложилось две группировки: поддерживающие старшего сына от первого брака и поддерживающие молодую жену. Первое время победу одерживала первая группа: в 1477 году старший Иван Молодой был назначен соправителем отца. Через 6 лет он женился (невестка и свекровь оказались врагами), в том же году родился внук Ивана III Дмитрий.

Первое время положение наследника Ивана Ивановича было довольно прочным, но все поменялось в 1490 году, когда он заболел подагрой. Софья пригласила в Россию лекаря, который пообещал, что быстро вылечит наследника. Но старания врача оказались напрасны: в 1490 году Иван Иванович умер. Лекаря казнили, но по Москве поползли слухи о том, что наследник был отравлен.

В 1498 году состоялась коронация наследника Дмитрия Ивановича, но уже в 1502 году внук подвергся опале и вместе с матерью были арестован. Мать умерла в 1505 году, внук — в 1509. Наследником стал Василий III Иванович.

Жизнь Софьи Палеолог сложно назвать наполненной событиями. В 17 лет она стала второй женой российского царя Ивана III, родила огромное количество детей и принимала некоторое участие в политической жизни страны. В остальном же Софья больше известна как жена царя и бабушка Ивана Грозного, как царица, пригласившая иностранных зодчих в Россию. При ней были возведены соборы Кремля и новые дворцы.

Проблема наследника

У Ивана и Софии было 12 детей. Половина из них умерли в детстве или младенчестве. Остальные выросшие дети Софии Палеолог также оставили после себя потомство, однако ветвь Рюриковичей, начавшаяся от брака Ивана и греческой царевны, угасла приблизительно в середине XVII столетия. У великого князя был в том числе и сын от первого брака с тверской княжной. Названный в честь отца, он запомнился как Иван Младой. По закону старшинства именно этот княжич должен был стать наследником московской державы. Разумеется, такой вариант развития событий не нравился Софии, желавшей, чтобы власть перешла к ее сыну Василию. Вокруг нее сформировалась верная группировка придворной знати, поддержавшая притязания княгини. Однако до поры до времени она никак не могла повлиять на династический вопрос.

С 1477 года Иван Младой считался соправителем отца. Он участвовал в стоянии на Угре и постепенно учился княжеским обязанностям. На протяжении многих лет положение Ивана Младого как законного наследника было неоспоримым. Однако в 1490 году он заболел подагрой. Лекарства от «ломоты в ногах» не было. Тогда из Венеции был выписан итальянский врач Мистр Леон. Он взялся вылечить наследника и поручился за успех собственной головой. Леон пользовался довольно странными методами. Он давал Ивану некое зелье и жег ему ноги раскаленными стеклянными сосудами. От лечения недуг только усилился. В 1490 году Иван Младой умер в страшных муках в возрасте 32 лет. В гневе муж Софии Палеолог заключил венецианца в темницу, а через несколько недель и вовсе прилюдно казнил.

Путь в Россию

В пути Софья с подданными находилась 5 месяцев и прибыла в ноябре. По дороге, процессию встречали в русских городах, одаривали подарками, приглашали в свои дома князья и бояре.

Ивану докладывали о процессии гонцы. Как она себя ведет, молится ли в церкви. Софья, хорошо знала как вести себя в храме. Прикладывалась к иконам, крестилась как православная, стояла службы как полагается.

Каждый доклад начинался с рассказа о католическом кардинале с крестом во главе. Митрополит Московский изначально был против этого брака. Узнав про латинский крыж, поставил условие перед правителем: как только его внесут в город, митрополит со священниками его покинут.

Усилиями сопроводителей Софьи с русской стороны, крест был спрятан. Огромная процессия прибыла в Москву. Византийская принцесса впервые увидела своего мужа. Свадьба состоялась в тот же день. Зоя Палеологиня стала великой русской княгиней Софьей

Влияние на политику и культуру

Внимательный наблюдатель московской жизни барон Герберштейн, два раза приезжавший в Москву послом германского императора в княжение Василия III, наслушавшись боярских толков, замечает о Софие в своих записках, что это была женщина необыкновенно хитрая, имевшая большое влияние на великого князя, который по ее внушению сделал многое. Наконец, летописцы подтверждают это, говоря, например, что по внушениям Софии Иван III окончательно разорвал с Ордою. Будто бы однажды молвила она мужу: «Я отказала в руке своей богатым, сильным князьям и королям, для веры вышла за тебя, а ты теперь хочешь меня и детей моих сделать данниками; разве у тебя мало войска?»

Все пять посольств, которые отправил в Италию великий князь в конце XV века, возвращались в Москву в сопровождении архитекторов и врачей, ювелиров и мастеров-денежников, специалистов в области оружия и крепостного дела. Потянулась в Москву греческая и итальянская знать, представители которой подвизались на дипломатической службе; многие из них осели на Руси.

Брак Ивана III и Софии Палеолог несомненно усилил Московское государство, способствуя его обращению в великий Третий Рим.

В декабре в связи с перенесением останков княжеских и царских жён в подвальную палату Архангельского собора, по хорошо сохранившемуся черепу Софии С.А.Никитиным был восстановлен ее скульптурный портрет.

Семейная жизнь

Брак Ивана 3 и Софьи Палеолог сложился удачно: родились 5 сыновей и 6 дочерей. В младенчестве умерли только две старшие девочки. Старший сын царицы, наследник Василий Иванович, впоследствии станет известен как московский князь Василий III. На тот момент у Ивана III уже был наследник — Иван Молодой, сын от первого брака.

Для молодой супруги князь построил хоромы, которые, впрочем, сгорели в 1493 году. В 1480 году перед нашествием ордынского хана Ахмата Софья с детьми переехала в Дмитров, затем на Белоозеро. Если Ахмат возьмет Москву, царица должна была бежать дальше на север. Семья вернулась в Москву зимой того же года.

С именем Софьи Палеолог, жены на тот момент князя, связано две легенды:

  1. Царица присутствовала на совете мужа с боярами относительно требования дани хана. Услышав совет многих бояр согласиться и заплатить, Софья заплакала и уговорила супруга покончить с татарским игом.
  2. Вторая легенда связана с рождением сына Василия III: во время богослужения в Троице-Сергиевой Лавре Софье явился Сергий Радонежский, который предсказал, что она родит сына.

Но все же при дворе княгиню не любили, считали хитрой и гордой, даже обвиняли в колдовстве. Некоторые бояре были убеждены, что Софья отравила наследника Ивана и была причастна к заключению многих приближенных лиц.

Аристотель Фьораванти

Тогда Иван III, по настоянию своей второй супруги Софии Палеолог, посылает эмиссаров в Италию, которые должны были привезти в столицу итальянского архитектора и инженера Аристотеля Фьораванти. Кстати, на родине его называли «новым Архимедом». Это выглядит совершенно фантастически, поскольку впервые в истории Руси на строительство православного храма, главного храма Московского государства, приглашается зодчий-католик!

С точки зрения тогдашней традиции — еретик. Почему был приглашен итальянец, который в глаза не видел ни одного православного храма, остается тайной. Может быть, потому, что ни один русский зодчий не захотел иметь дело с этим проектом.

Строительство храма под руководством Аристотеля Фьораванти началось в 1475 году, а закончилось в 1479. Интересно, что в качестве образца был избран Успенский собор во Владимире. Историки объясняют, что Иван III хотел показать преемственность Московского государства от бывшего «стольного града» Владимира. Но это опять выглядит не очень убедительно, поскольку во второй половине XV века былой авторитет Владимира едва ли мог иметь какое-то имиджевое значение.

Возможно, это было связано с Владимирской иконой Божией матери, которую в 1395 года перевезли из владимирского Успенского собора в московский Успенский собор, построенный Иваном Калитой. Однако прямых указаний на это история не сохранила.

Одна из гипотез, почему русские зодчие не взялись за дело, и был приглашен итальянский архитектор, связана с личностью второй жены Иоанн III, византийки Софии Палеолог. Об этом немного подробнее.

Мать Внука уличили в «жидовстве»

Как только Дмитрий Иванович лишился короны, он и его мать Елена Волошанка попали в опалу и были удалены со двора: Иван III, как сказано в летописях, «положил опалу на внука своего великого князя Дмитрея и на матерь его на великую княгиню Елену, и от того дни не велел их поминати в ектеньях и литиах, ни нарицати великым князем, и посади их за приставы». Тесть Иван III обвинил сноху в «жидовстве», то есть, в связи с еретиками-жидовствующими. Сразу же после смерти самодержца в 1505 году его преемник Василий III приказал заковать Дмитрия Ивановича Внука в цепи, свои последние годы он вместе с матерью Еленой Стефановной провел в тюрьме.

Мать Дмитрия Ивановича умерла в заточении в том же году, а сам он четырьмя годами позже, в феврале 1509 года. Дмитрий Внук был похоронен в Архангельском соборе Московского кремля, рядом с отцом, а Елена Стефановна – в Вознесенском монастыре. В 1929 году монастырь разрушили большевики, а перед этим останки Елены Волошанки были перенесены в подвальную палату Архангельского собора.

Опала

В 1497 году Ивану III стало известно о готовившемся за его спиной заговоре. Юный Василий попал под влияние нескольких неосторожных бояр. Среди них выделялся Федор Стромилов. Этот дьяк смог уверить Василия, что Иван уже собрался официально объявить своим наследником Дмитрия. Безрассудные бояре предложили избавиться от конкурента или захватить в Вологде государеву казну. Количество вовлеченных в затею единомышленников продолжало расти, пока о заговоре не узнал сам Иван III.

Как всегда, страшный в гневе великий князь приказал казнить основных знатных заговорщиков, в том числе и дьяка Стромилова. Василий избежал темницы, однако к нему была приставлена стража. В опалу попала и София. До мужа дошли слухи, что она водит к себе мнимых колдуний и пытается получить зелье, чтобы отравить Елену или Дмитрия. Этих женщин нашли и утопили в реке. Государь запретил супруге попадаться ему на глаза. В довершение Иван действительно объявил пятнадцатилетнего внука своим официальным наследником.

Что же произошло?

Давайте вернемся все же к отказу псковских зодчих восстанавливать, разрушенный Успенский собор. Одна из московских летописей говорит, что псковичи якобы не взялись за работу по причине ее сложности. Однако слабо верится, что русские архитекторы могли отказать Ивану III, человеку довольно резкому, по такому поводу. Причина категорического отказа должна была быть очень весомой. Вероятно, это было связано с какой-то ересью. Ересью, которую мог перенести только католик — Фьораванти. Что же это могло быть?

Успенский собор, построенный итальянским зодчим, не имеет каких-то «крамольных» отклонений от Русской традиции зодчества. Единственное, что могло вызвать категорический отказ — это святые мощи.
Возможно, «закладной» реликвией могли стать мощи неправославного святого. Как известно, София привезла в качестве приданного много реликвий, включая православные иконы и библиотеку. Но, вероятно, не обо всех реликвиях мы знаем. Не случайно же папа Павел II так лоббировал этот брак.

Если во время переустройства храма произошла смена мощей, то, согласно русской традиции градостроительства, сменилось «тайное имя», а главное судьба города. Люди, которые хорошо и тонко понимают историю, знают, что именно с Ивана III началась смена ритма России. Тогда еще Великого княжества Московского.

1. София Палеолог
являлась дочерью деспота Мореи (ныне полуостров Пелопоннес) Фомы Палеолога
и племянницей последнего императора Византийской империи Константина XI.

2. При рождении Софию назвали Зоей
. Она появилась на свет через два года после того, как османами в 1453 году был захвачен Константинополь, и Византийская империя прекратила свое существование. Спустя пять лет была захвачена и Морея. Семья Зои вынуждена была бежать, найдя убежище в Риме. Для получения поддержки Папы римского Фома Палеолог перешел в католицзм вместе с семьей. При смене веры Зоя стала Софией.

3. Непосредственным опекуном Софии Палеолог был назначен кардинал Виссарион Никейский,
сторонник унии, то есть объединения католиков и православных под властью Папы. Судьбу Софии предполагалось решить путем выгодного замужества. В 1466 году её предложили в качестве невесты кипрскому королю Жаку II де Лузиньяну,
но он отказался. В 1467 году её предложили в жёны князю Караччоло
, знатному итальянскому богачу. Князь выразил согласие, после чего состоялось торжественное обручение.

4. Судьба Софии резко переменилась после того, как стало известно о том, что великий князь московский Иван III
овдовел и ищет новую жену. Виссарион Никейский решил, что в случае, если София Палеолог станет женой Ивана III, русские земли можно будет подчинить влиянию Папы.

София Палеолог. Реконструкция по черепу С.Никитина. Фото: Commons.wikimedia.org

5. 1 июня 1472 года в базилике святых апостолов Петра и Павла в Риме состоялось заочное обручение Ивана III и Софии Палеолог. Заместителем великого князя был русский посол Иван Фрязин
. В качестве гостей присутствовали жена правителя Флоренции Лоренцо Великолепного Клариче Орсини и королева Боснии Катарина.

6. О переходе Софии Палеолог в католичество во время переговоров о заключении брака представители папы римского умалчивали. Но их тоже ожидал сюрприз — сразу после пересечения русской границы София объявила сопровождавшему ее Виссариону Никейскому, что она возвращается в православие и католические обряды исполнять не будет. Фактически на этом попытка проведения проекта унии в России завершилась.

7. Венчание Ивана III и Софии Палеолог в России состоялось 12 ноября 1472 года. Их брак продлился 30 лет, София родила мужу 12 детей, но при этом первыми четырьмя оказались девочки. Рожденный в марте 1479 года мальчик, названный Василием, впоследствии стал великим князем московским Василием III.

8. В конце XV века в Москве развернулась ожесточенная борьба за права на престолонаследие. Официальным наследником считался сын Ивана III от первого брака Иван Молодой,
имевший даже статус соправителя. Однако с рождением сына Василия София Палеолог включилась в борьбу за его права на трон. Московская элита разбилась на две враждующие партии. В опалу попадали и те, и другие, но в итоге победа осталась за сторонниками Софии Палеолог и ее сына.

Борьба продолжается

В феврале 1498 года в Москве прошли торжества по случаю коронации юного Дмитрия. На церемонии в Успенском соборе присутствовали все бояре и члены великокняжеской семьи за исключением Василия и Софии. Опальных родственников великого князя на коронацию демонстративно не пригласили. На Дмитрия надели Шапку Мономаха, а Иван III устроил в честь внука грандиозный пир.

Партия Елены могла торжествовать – это был ее долгожданный триумф. Однако даже сторонники Дмитрия и его матери не могли чувствовать себя слишком уверенно. Иван III всегда отличался импульсивностью. Из-за крутого нрава он мог ввергнуть в опалу кого угодно, в том числе и жену, однако ничто не гарантировало, что великий князь не изменит своих предпочтений.

После коронации Дмитрия прошел год. Неожиданно к Софии и ее старшему сыну вернулась милость государя. В летописях нет свидетельств, говорящих о причинах, побудивших Ивана примириться с супругой. Так или иначе, но великий князь приказал пересмотреть дело против жены. При повторном расследовании открылись новые обстоятельства придворной борьбы. Некоторые доносы на Софию и Василия оказались лживыми.

Государь обвинил в клевете самых влиятельных заступников Елены и Дмитрия – князей Ивана Патрикеева и Симеона Ряполовского. Первый из них был главным военным советником московского правителя на протяжении более чем тридцати лет. Отец Ряполовского защищал Ивана Васильевича в детстве, когда ему грозила опасность со стороны Дмитрия Шемяки во время последней русской междоусобной войны. Эти великие заслуги вельмож и их семей не спасли их.

Спустя шесть недель после боярской опалы уже вернувший благосклонность к Софии Иван объявил их сына Василия новгородским и псковским князем. Дмитрий все еще считался наследником, но члены двора, чувствуя перемену настроения государя, стали покидать Елену и ее ребенка. Боясь повторить судьбу Патрикеева и Ряполовского, прочие аристократы начали демонстрировать лояльность Софии и Василию.

Госуправление и идеология

В Россию Софья прибыла не из Византии, а из Рима, где жила с братьями после смерти отца Фомы и падения Византии. Римский папа выделял на содержание сирот 3600 экю в год, и именно понтифик стал «сватом», предложившим руку Софьи Ивану III, к тому времени – вдовцу. Папа хотел усилить влияние Рима в Московском государстве, но планам было не суждено сбыться. Кстати, настоящее имя нашей героини — Зоя, Софьей она стала именно в Риме.
Именно Софья Палеолог положила начало именованию московских государей царями. Есть, например, собственноручно вышитая ею ткань, где она пишет о себе «царевна царегородская», а не «великая княгиня». Софья вводит новый дипломатический язык и церемониал. Появляются придворные чины, а государь стал жаловать боярским званием за заслуги перед престолом.
Усилиями Софьи Русь начинает выходить из-под влияния Орды. В 1477 Софья заявляет татарскому хану, что ей был знамение – построить храм святому Николаю на месте в Кремле, где расположено жильё ханских наместников, в чьи функции входил сбор ясака и контроль за действиями московского государя. Из Кремля наместников выселяют. Иван III слушает жену и выезжает в 1480 году к реке Угре против татар. Стояние на Угре не закончилось боем, но положило конец игу.
Именно во времена Софьи символом самодержавия становится двуглавый орёл, как знак преемственности от павшей Византии. Формируется концепция «Москва – Третий Рим».
Софья Палеолог начинает призывать в Россию лучшие умы, инженеров, архитекторов, монетных и пушечных дел мастеров, врачей со всей Европы, в первую очередь – из Греции и Италии. Именно приезжие рудознатцы откроют собственные русские залежи серебра, что искоренит многовековую зависимость страны в чеканке монеты от импорта серебра. Известный итальянский архитектор Аристотель Фиораванти получил ежемесячное содержание в десять рублей (огромная сумма для того времени!) и приехал в Москву. Он строит первый в Москве каменный храм – Успенский собор, чьё освящение прошло в 1479 году. Идёт активное каменное строительство в Москве. Она превращается в мегаполис, столицу мощного государства, а не заштатный деревянный городок. Налаживаются импортно-экспортные связи с Западной Европой.
Иван III по совету жены выкупает половину Ростовского княжества в 1474 году, делает союзником крымского хана Менгли-Гирея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector