Снайперы, танкистки и морпехи: женщины на фронтах великой отечественной

Хирург Е.К Коровина — героический подвиг по спасению лётчиков.

Хирург Е.К Коровина

Раненые лётчики находились в районной больнице, которую использовали в качестве госпиталя для военнопленных.

Их удалось выкрасть из госпиталя Курским подпольщицам  Ане Бочаровой и Зое Емельяновой, благодаря лечащему врачу Евгении Калиниковне Коровиной. Аня и Зоя достали и  принесли лётчикам одежду. Примечательно, что   лечащий врач Коровина Евгения Калиниковна посодействовала и передала одежду по назначению. (Кстати, Коровина Е.К. многим спасла жизнь – и лётчикам, и танкистам, работала хирургом в больнице и хорошо помогала партизанам).

Дочь Е.К. Коровиной Татьяна Николаевна Суковатых рассказала в своих воспоминаниях, что её мама Е.К. Коровина была уникальным человеком. Когда немцы пришли в больницу за летчиками, она ответила «умерли.» И немцы ей верили без проверки, так она умела действовать на психику. Эти способности помогли выжить и ей, и дочери Тане.

Впоследствии Е.К. Коровина была награждена орденом Красной Звезды.

Советский летчик, до Марасьева попавший в аналогичную ситуацию

Пилот ВВС Северного флота Захар Артёмович Сорокин, воевавший на истребителе МиГ-3, в первые месяцы войны сбил пять немецких самолётов. Но 25 октября 1941 года во время боя он был ранен и был вынужден посадить повреждённый самолёт в тундре. 

Пока раненый в бедро лётчик добирался до людей (почти 70 км, часть из которых – ползком) – он отморозил ноги, и ступни ему пришлось ампутировать.

Сорокин З.А.

Долго добивался Сорокин разрешения вернуться в строй. Дошёл до главкома ВМФ адмирала Кузнецова. Наконец, в феврале 43-го вернулся за штурвал истребителя (правда, ему пришлось осваивать уже новый самолёт – американский, «Аэрокобра»). 

Лётчики — герои ВОВ. Мне поручили отправить летчиков к партизанам.

Меня дома не было! Прошёл слух, что я сбежала. Староста у себя дома в д. Русановка устроил вечер в честь отправки молодёжи в Германию. За мной посылали несколько раз, но не застали.Когда я вернулась, дома все волновались. Лётчики упросили меня сходить на вечеринку, иначе всё дело может быть провалено.Я пошла на вечеринку. Здесь собралась молодёжь. Были немцы и полицейские. Я немного потанцевала и пошла домой, сославшись на то, что мне надо готовиться к отъезду в Германию.  Отправка в Германию была назначена на следующий день,  29 октября 1942 года.

А ночью я с лётчиками ушла к партизанам. Дорога была сложной. Выпал снег. Начались заморозки.  Лётчиков не долечили, здоровье их было неокрепшим, в то время, как оккупанты хотели  их отправить в Германию.

588 полк – Ночные ведьмы

Военнослужащие не верили, что 588-й полк выдержит даже день на поле боя. Это формирование также подвергалось наибольшей дискриминации со стороны военных. Им выдали старую форму, принадлежащую другим солдатам, а также ботинки на несколько размеров больше.

Женщинам пришлось срезать постельное белье, которое им дали, чтобы сделать портянки на обувь. Отправив в Украину, их размещали на фермах недалеко от поля боя, из-за чего солдатки из других подразделений окрестили эти помещения «Постоялыми дворами летающих коров». Еще больше усложнило ситуацию то, что участницам 588-го полка лгали об их первой миссии.

Им дали неправильную цель, и пилоты-мужчины из соседних частей появлялись вокруг них, пытаясь запутать. Командир Бершанская и большинство других летчиц сохранили строй, но это сделали не все. Когда они возвратились на землю, их высмеивали, а военное командование заявило, что никогда не пошлют на настоящую миссию.

Кукурузник По-2

Самым большим «издевательством» над 588-м полком была его боевая экипировка. Летать приходилось на устаревших самолетах Поликарова По-2. Они двухместные, имели деревянную конструкцию с натянутой на нее парусиной. Их насмешливо называли «кукурузниками», потому что они использовались в основном для сельского хозяйства и как учебные самолеты. Некоторые дамы называют их «гробами с крыльями», потому что было достаточно немного шрапнели, чтобы загорелся весь самолет.

Самолет По-2

Для парашютов не было места, поэтому сами миссии во многом считались самоубийственными. Впереди сидел пилот, а за ним – штурман, и единственными инструментами, которые у них были, были линейки, хронометры, фонарики, карандаши, компасы и карты.

Несмотря на неверие в свое мастерство и низкое качество экипировки, женщины 588-го полка не унывали. Напротив, общее отношение к ним делало их еще более решительными к тому, чтобы проявить себя во время боевых действий.

Тактика, которую они использовали в своих полетах, была проста и эффективна. Первые самолеты не несли бомбы, их миссия была наиболее рискованна: они должны были достичь цели и осветить ее, чтобы те, кто следовал за ними, могли сбросить бомбы точно в цель.

В случае, если их подобьют, у каждой имелся пистолет, чтобы покончить с собой. Немцы очень ненавидели «Ночных ведьм», потому что имея более современное вооружение, они не могли их перехватить, миссии почти всегда были успешными.

Во время войны из примерно 260 женщин погибли только 30, и не все смерти случились в бою. Это огромный успех, учитывая низкое качество самолетов, на которых они летали, и риск, на который шли женщины.

Одними из главных сражений, в которых принимали участие Ночные ведьмы, были Кавказская битва (1942-1944), а также наступления на Крымском полуострове, Белоруссии, Польше и Германии.

Николай Дмитриевич Гулаев

Николай Дмитриевич Гулаев родился в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области). Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ, вечерами учился в аэроклубе. Это увлечение помогло ему в 1938 году, когда Гулаева призвали в армию. Летчика-любителя направили в Сталинградское авиационное училище, которое он окончил в 1940 году. Во время войны Гулаев пользовался репутацией сорвиголовы. В августе 1942 года с ним приключился инцидент, который показал как отвагу, так и некую своевольность его характера. У молодого летчика не было разрешения на ночные полеты, и когда 3 августа 1942 года в зоне ответственности полка, где служил Гулаев, появились гитлеровские самолеты, в небо отправились опытные пилоты. Вместе с ними полетел и Гулаев, который решил доказать, что он не хуже «стариков». В итоге в первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов уничтожил немецкий бомбардировщик. Когда Гулаев вернулся на аэродром, прибывший генерал изрек: «За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолет, повышаю в звании и представляю к награде».

Послевоенная судьба Сытник остается неизвестной

Как же в конечном итоге сложилась судьба летчицы и ее мужа? Немцевич был переведен в тыл и занялся летной подготовкой 3-й Краснознамённой авиабригады ВВС ПриВО. Позднее он участвовал в военных действиях против Японии и демобилизовался только в 1947-м. Он дослужился до звания генерал-майора и скончался в 1956-м году.

А вот розысками Серафимы Сытник никто не занимался. Никому не было дела до предательницы Родины, ведущей пропаганду. Так что можно только гадать, что же произошло с ней и ее сыном. По одной из версий, немцы поняли, что им не удалось окончательно убедить женщину перейти на их сторону, и они расстреляли ее вместе с сыном.

По другой версии, Сытник смогла пережить войну, но понимала, что по возвращении в СССР ее ждет одна участь – бесконечные допросы, ссылка или расстрел как изменницы. Так что она могла осесть где-то в Западной Европе. Советские спецслужбы не пытались найти и арестовать Сытник, чтобы воздать ей за все грехи. Так предала ли она Родину, или просто была любящей матерью, которая пыталась спасти своё дитя? Ответа на этот вопрос мы уже не получим никогда.

Интересные факты

Советские и фашистские самолеты ВОВ использовались с первого дня наступления Германии. С ними связано много интересных фактов. Изначально на небе превосходство было у немцев. Большинство самолетов, которые они создавали в качестве пассажирских, планировались совместно с военными действиями, поэтому страна-агрессор была подготовлена, чем вынудила остальных участников быстрее подстраиваться под ход событий.

Первый советский военный самолет Ла-5 создавался на скорую руку. Перед конструкторами стояла задача создать такую модель, с помощью которой можно было хотя бы немного дать отпор фашистам. Примечательно, что истребитель не имел никакой панели приборов, и летчики должны были ориентироваться только по горизонту, что открывался перед ними в окне. Тем не менее устройство оказалось удачным, и с его помощью захватчики впервые почувствовали противовес.

Другой выдающийся советский самолет — ИЛ-2 стал действительно легендарным. Его примечательной особенностью стал высокий уровень защищенности. Он появился в середине войны и сразу продемонстрировал свою профпригодность. Конструкция настолько хороша, что все модели могли снова отправляться в полет после легкого ремонта. А некоторые даже вылетали трижды или четырежды без починок и перерывов. Один из таких штурмовиков после приземления поразил солдат — на его поверхности было около 600 следов вражеских попаданий. Техническая часть и летчик не пострадали.

Крылья славы расскажут их историю

Инди:   Крутые женщины на бомбардировщиках» — это очень удачное описание. Как вы выбрали эту тему?

Йоаким: Когда мы стали искать истории о различных героях, эта попалась одной из первых. Какое-то время она ждала в нашемсекретном архиве Sabaton», мы берегли её для начала альбома. У нас традиция — начинать каждый альбом чем-то неожиданным, и мощное вступление этой песни показалось нам подходящим для этого.

Инди: А потом темп меняется и…

Йоаким: Да-да, мы вставили в начало хор, и темп там не такой, как в остальной песне, и мне это… не нравится.

Инди: Если не нравится, зачем же ты позволил это?

Йоаким: Я подумал, это единственное место, где приём сработает.

Инди: А чья была идея? Кто сказал:Давайте так сделаем»?

Йоаким: Я сам придумал. Помню, когда мы работали над раскруткой альбома несколько лет назад, я давал интервью, а сам как раз доделывал что-то в студии. Интервьюер был неопытный и немного нервничал. Это было обычное телефонное интервью на полчаса, и он сказал:Расскажите что-нибудь про ваш новый альбом, что-нибудь такое, интересное». Я решил, что стоит начать с первой песни альбома, и стал рассказывать проНочных ведьм». И немного увлёкся, потому что очень гордился песней, мне нравилась сама история, так что проговорил я минут, наверное, восемь. Только про эту песню и её сюжет. Когда я закончил, повисла пауза. А потом он сказал:Понятно. А про что следующая песня?»

Инди: О, боже… Потрясающе. А как песню приняла публика? Ну, то есть историяНочных ведьм» не очень известна в народе.

Йоаким: История-то в любом случае потрясающая, независимо от того, про мужчин она или про женщин. А то, что она про женщин, добавляет годноты.

Инди: И ещё она очень советская.

Йоаким: Да. Песня очень любима фанатами. И мы её, кстати, тоже любим — у нас под неё одна из самых эффектных пиротехнических программ на концертах используется. Мне самому очень нравится её исполнять. Когда она начинается, я жду за кулисами, пока все поют вступление, а потом врываюсь на сцену с первым куплетом.

Инди: У меня важный вопрос, который, я уверен, хотят задать все — не только наши зрители, но вообще любой, кто видел и слышал Sabaton.Ночные ведьмы» коротко стригли волосы, чтобы быть похожими на мужчин и избежать лишних проблем. Во-первых, была ли у кого-то из них стрижка как у тебя?

Йоаким: Искренне надеюсь, что нет.

Инди: Во-вторых, есть ли твои детские фотографии с такими вот волосами?

Йоаким: Я прямо так и родился.

Инди: Что ж, спасибо за беседу, Йоаким. Мне очень нравится говорить с тобой о ваших песнях. Увидимся в следующий раз!

Йоаким: Спасибо всем!

Инди: ЭтоИстория с Sabaton»!

Йоаким: Ну что, вы и сами всё знаете! Кликаете сюда и сюда, подписываетесь, смотрите другие каналы Инди и наш Patreon. Всё ясно? Бегом!

Иван Никитович Кожедуб

Иван Никитович Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины). Первая встреча Кожедуба с авиацией началась в аэроклубе химико-технологического техникума города Шостка, куда он поступил после школы. Именно там в апреле 1939 года он совершил свой первый полет. Красоты родной земли, открывшиеся с высоты 1500 метров, произвели на юношу сильнейшее впечатление и предопределили всю его дальнейшую жизнь.

В начале 1940 года Кожедуб был принят в Чугуевское военное авиационное училище. По воспоминаниям однокурсников, летал он много, часто экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство и обожал теорию самолетостроения. Полученные во время учебы навыки впоследствии очень пригодились Кожедубу: боевую машину, по словам товарищей, он знал лучше, чем свои пять пальцев. За всю войну летчик ни разу не был сбит, даже сильно поврежденный истребитель он, рискуя жизнью, всегда возвращал на аэродром.

После разгрома фашистской Германии Кожедуб продолжил обучение, в 1949 году он с отличием закончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. Крепкие знания и богатый опыт пилота уже очень скоро нашли свое применение. В 1951-52 гг. Кожедуб во время войны в Корее командовал целой авиационной дивизией, его соколы сбили в том конфликте 258 самолетов неприятеля.

Воздушный учитель

«Зайцев воспитал эскадрильи умелых и смелых истребителей. Молодёжь учится у молодого по возрасту, но опытного истребителя немецких самолётов», — так писала о советском асе газета «Комсомольская правда» в августе 1942 года.

По словам Андрея Горбунова, 5-й гвардейский истребительный авиационный полк стал одним из самых результативных в СССР по количеству сбитых вражеских самолётов.

  • Василий Зайцев

«Зайцев был выдающимся командиром и воспитателем, именно под его командованием из молодых, необстрелянных лётчиков выросли мастера воздушного боя», — подчеркнул эксперт.

«Полк полноценно включился в войну и блестяще себя проявил, был примером для других подразделений», — подчеркнул эксперт.

По словам заслуженного военного лётчика России, генерал-майора Владимира Попова, Зайцев остро ощущал ответственность за коллектив, болел душой за своих подчинённых и старался, чтобы его полк никогда не «ударил в грязь лицом».

  • Лётчики 5-го гвардейского истребительного авиационного полка. Слева направо: Ю.М. Беркаль, В.В. Ефремов, Г.Д. Онуфриенко, Б. Афанасьев, Н.Е. Романов, Г.А. Инякин, И. Бикмухамедов, В.П. Рулин

Командование настолько высоко ценило Зайцева, что его опыт начали транслировать в масштабах всей страны. В сентябре 1942 года в газете «Красная Звезда» вышел материал Зайцева, в котором лётчик делился своим боевым опытом и давал советы молодым пилотам.

«Перед атакой взвесь обстановку и, если нет возможности удобно подойти к врагу, лучше немного выждать. Пройдёт несколько минут, и противник вдруг совершит такой разворот, что подставит своё уязвимое место, либо облако удобное подвернётся, откуда будет легче незаметно сблизиться с противником. Когда атакуешь, не забывай самого главного — веди только прицельный огонь и только с коротких дистанций», — просто и доходчиво объяснял Зайцев азы воздушного боя молодым коллегам на страницах «Красной Звезды», дополняя в дальнейшем теорию примерами из своих конкретных боёв.

По словам историков, Зайцев лично принял участие во многих крупных воздушных сражениях. 24 августа 1943 года он во второй раз стал Героем Советского Союза. Осенью того же года при перелёте на УТ-2 Зайцев был атакован двумя нацистскими истребителями. Советский ас смог уклониться от попаданий, но при посадке самолёт перевернулся, лётчик получил тяжёлые травмы и на несколько месяцев попал в госпиталь.

Василий Зайцев участвовал в освобождении от нацистов УССР и стран Восточной Европы. В 1944 году он был назначен заместителем командира 11-й гвардейской истребительной авиадивизии, а в 1945 году — 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса.

  • Самолёт-истребитель ЛаГГ-3 (1940 год) советских авиационных конструкторов Семёна Алексеевича Лавочкина (1900—1960), Владимира Петровича Горбунова и Михаила Ивановича Гудкова
  • РИА Новости

«В последнее время некоторые исследователи уменьшают количество побед Зайцева, но, по моим данным, у него было 427 боевых вылетов и 163 воздушных боя. Он сбил лично 34 и в составе группы 19 самолётов противника», — рассказал RT Николай Бодрихин.

При этом, по словам эксперта, в годы войны Зайцев летал на нескольких типах самолётов, дольше всего — на Ла-5.

Женщины-летчицы Великой отечественной войны

8 октября 1941 года Сталин решил создать три авиационные части, состоящие только из женщин: летчиков и инженеров. В ответ тысячи женщин вызвались добровольцами, из которых для каждого из трех подразделений были отобраны только по 400. Большинство из них в возрасте от 17 до 26 лет.

Среди причин желания участвовать в боях, кроме чисто патриотических, была потеря близкого родственника или любимого человека. Обучение, которое должны пройти женщины, требовало многих лет опытных летчиков-мужчин, но они должны пройти все этапы гораздо быстрее, менее чем за год.

В итоге было создано три подразделения:

  • 586-й боевой авиационный полк, в который отбирали только лучших летчиц. Среди них были асы, в том числе и небезызвестная Лилия Литвяк.
  • В 587-м бомбардировочном полку были задействованы те дамы, которые показали хорошие результаты и соответствовали основным стандартам.
  • В последний, 588-й ночной бомбардировочный полк, входили наиболее непригодные для войны. Это была «паршивая овца» среди женщин-добровольцев, и Раскова назначила их командиром одну из лучших летчиц, майора Евдокию Бершанскую (1913–1982). Как и Марина, до войны она была инструктором авиации и хорошо зарекомендовала себя за многолетнюю службу.

Годы поиска в полях и архивах

Первая отрывочная информация об этом самолете поступила в отряд «Авиапоиск-Брест» еще шесть лет назад. Житель деревни Бадчи Леонид Гелах сообщил о том, что по рассказам его родителей в годы войны недалеко от деревни упал советский истребитель. Выехав с поисковиками в поле, Леонид Иванович приблизительно показал это место. Визуально участок падения было не определить. Ушедший на большую глубину в грунт самолет найти не просто, а специального оборудования в то время у отряда не было. В апреле 2017 года провели разведку местности, нашли несколько фрагментов от самолета, по которым установили, что принадлежат они не истребителю, а советскому скоростному бомбардировщику СБ. Точку тогда на карте пометили, а с подъемом решили повременить до того времени, как будут приобретены необходимая техника и приборы. И это время пришло. В начале нынешнего года Леонид Иванович вновь напомнил поисковикам о долге, сообщает zarya.by. 

Оформив необходимые разрешительные документы на проведение поисковых работ в Кобринском райисполкоме, заручившись поддержкой директора предприятия «Кобринское ПМС» Василия Пивчика, директора ОАО «Кобринская птицефабрика» Ивана Идельчука, на территории которых должен был проходить подъем самолета, отряд приступил к работе. Больших надежд на положительный результат не было. Рядом с уточненным местом падения самолета пролегал мелиоративный канал, и была вероятность, что обломки уже подняли при проведении работ. Но всё оказалось непредсказуемо.

Советский лётчик, который и без ноги долетел до Берлина

В конце августа 1942 года, в районе города Ржева, бомбардировщик Ильи Антоновича Маликова поразил снаряд немецкого зенитного орудия. При этом пилот получил тяжёлые ранения, однако смог довести повреждённый самолёт до свей территории и посадить его «на брюхо».

Маликов И.А.

В госпитале ему пришлось ампутировать правую ногу. Но на гражданку лётчик не собирался, поэтому в мае 1943 года возвратился в свой полк и снова начал летать. Вначале – на самолёте У-2, выполняя только технические (связные) полёты. А затем – и боевые вылеты на бомбардировщике Пе-2. Боевых вылетов после ампутации ноги он совершил 66. Последние – уже во время Берлинской наступательной операции.

Стихи о ночных ведьмах летчицах

«Ночные ведьмы». Сергей Соколов. Москва, 9 мая 2012 г.

Под снегом, ливнем и в хорошую погоду
Крылами резали вы над землёю мглу.
«Ночные ведьмы» на «небесных тихоходах»
Бомбят фашистские позиции в тылу.

Ещё по возрасту и норову — девчонки…
Пора влюбляться да любимыми вам быть.
Под шлемы лётчика запрятали вы чёлки
И в небо ринулись врага Отчизны бить.

И сразу взлёт во тьму от парт аэроклубов
Без парашюта и без пушки, лишь с ТТ.
Вам небо звёздное, наверно, было любо.
Вы и на бреющем всегда на высоте.

Вы для своих бойцов — «небесные созданья»,
А для чужих — «ночные ведьмы» на По-2.
Страх наводили вы над Доном и Таманью,
Да и на Одере была о вас молва.

Не все, не все вернутся из ночного боя.
Порою крылья, корпус — хуже решета.
Садились чудом с грудой вражеских пробоин.
Заплаты — днём, а ночью снова — «От винта!»

Как только солнце в свой ангар зайдёт на треть и
Обслужат техники крылатый аппарат,
Идут на взлёт по полосе «ночные ведьмы»,
Чтоб на земле устроить немцам русский ад.

Безрукий летчик герой ВОВ

В июле 1943 года, в самом начале сражения на Курской дуге, пилот-истребитель Иван Антонович Леонов сбил Fw-190, однако и сам был сбит другим немецким истребителем, получив тяжёлое ранение. Осколок разворотил ему всё левое плечо, но лётчик сумел выбраться из горящего самолёта и спастись на парашюте. 

Ампутировать ему пришлось не просто руку, а весь плечевой сустав, вместе с лопаткой. Но после выхода из госпиталя он даже не думал оставлять небо. Управлял этот ас самолётом одной рукой, немного помогая себе самодельным алюминиевым протезом-крюком.

Леонов И.А.

«Повесть о настоящем человеке» Бориса Николаевича Полевого открыла всему миру, каким мужеством обладают лётчики СССР, какова сила воли русского характера. Это произведение заслуженно прославило Алексея Петровича Маресьева, и многие думают, что его случай был уникальным. Нет – лётчиков-героев, которые не позволили, чтобы их списали, и продолжили сражаться, было гораздо больше.

Майор Раскова Марина Михайловна

В годы Второй мировой войны допуск женщин к боевым действиям не было распространенной практикой. Обычно их роль ограничивалась медиками или поставщиками медицинских услуг. Однако майор Марина Раскова (1912-1943) была полна решимости изменить этот статус-кво. Несмотря на то, что она была из среднего класса и ее первоначальной профессией была музыка и оперное пение, жизнь Расковой развивалась совершенно иначе.

Летчик Раскова Марина Михайловна

Травма уха и смерть отца заставили ее отказаться от творческих занятий и заняться инженерным делом. Работая чертежником в Военно-воздушной академии, Марина увлеклась самолетами. В 1930-х годах она стала пилотом и первой женщиной-штурманом в Советских ВВС.

Ее называли «русской Эмилией Эрхарт», потому что она быстро завоевала сердца своих современников, устанавливая различные рекорды дальних перелетов, самый известный из которых – от Москвы до Комсомольска-на-Амуре на Дальнем Востоке.

— Реклама —

Когда разразилась Вторая мировая война, Раскова вместе со многими другими женщинами пошла проситься добровольцем на фронт. Однако просьбы почти всех из них были отклонены, «потеряны», отмечены красным знаком, забыты и все это делалось для того, чтобы дамы сами отказались. Расковой среди них не было, наоборот, она воспользовалась ситуацией вокруг плана Барбаросса и перешла на личные контакты с Иосифом Сталиным.

Марка России с изображением Марины Расковой, выпущенная в 2012 году

В сентябре 1941 года она организовала несколько встреч с советским лидером, на которых пыталась убедить его в необходимости создания чисто женских отрядов – с одной стороны, это отличало бы его от врагов, а с другой – там бы нашли себе место многие добровольцы.

Ночи-максимум

Летчица Марина Чечнева, в 21 год стала командиром 4-й эскадрильи

Вспоминает Марина Чечнева:«Летать над горами трудно, особенно осенью. Нежданно-негаданно наваливается облачность, прижимая самолет к земле, вернее к горам, приходится лететь в ущельях или над разновысокими вершинами. Тут каждый незначительный поворот, малейшее снижение грозит катастрофой, к тому же вблизи горных склонов возникают восходящие и нисходящие потоки воздуха, которые властно подхватывают машину. В таких случаях от летчика требуются недюжинные хладнокровие и мастерство, чтобы удержаться на нужной высоте…

…Это были «ночи-максимум», когда мы находились в воздухе по восемь-девять часов подряд. После трех-четырех вылетов глаза закрывались сами собой. Пока штурман ходила на КП докладывать о полете, летчица несколько минут спала в кабине, а вооруженцы тем временем подвешивали бомбы, механики заправляли самолет бензином и маслом. Возвращалась штурман, и летчица просыпалась…

«Ночи-максимум» доставались нам огромным напряжением физических и душевных сил, и когда занимался рассвет, мы, еле передвигая ноги, шли в столовую, мечтая скорее позавтракать и заснуть. За завтраком нам давали немного вина, которое полагалось летчикам после боевой работы. Но все равно сон был тревожным — снились прожектора и зенитки, у некоторых держалась стойкая бессонница…»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector