Жорж санд
Содержание:
Жизнь
Жанна Клодин Аврора Дюдеван, которую звали Аврора Санд, — дочь итальянского художника Лины Каламатта (1842–1901) и Мориса Санд (барон Дюдеван) и внучка писателя Жоржа Санд . Она жила со своими родителями и младшей сестрой Жан-Люсиль-Габриель (1868–1909) в загородном поместье своей бабушки в Ноане в исторической провинции Берри . В этом деревенском уединении Берри, характеризующемся живой изгородью и пастбищами, Жорж Санд также провела свое детство, жила с короткими перерывами более сорока лет и написала большинство своих романов.
В первые десять лет своей жизни Аврора Санд росла в приюте со своей бабушкой. У нее должно было быть счастливое детство, «не зная, что есть зло». Жорж Санд писал Гюставу Флоберу в 1868 году : «Она так же хорошо сложена, сколь и умна, и хороша, что она для меня как фигура мечты». Она продвигала способности своей внучки в раннем возрасте, читая « Илиаду» и Odyssey и с тех пор давал ей с пятилетнего возраста по два часа занятий в день. Она разговаривала с ней, а также учила ее полезным вещам.
В возрасте 23 лет Аврора Санд вышла замуж за эльзасского художника Шарля-Фредерика Лаута (1865–1922), который вскоре изменил ей с другими женщинами. Чтобы отвлечься, она в это время много путешествовала по Испании и начала рисовать. Свои пейзажи она подписывала мужским псевдонимом «Клаудио Падилья». Принимала участие в выставках в Salon des Indépendants и Salon des Peintres Orientalistes Français .
Аврора Сэнд в саду Ноан (между 1915 и 1920 годами)
Аврора Санд посвятила свою жизнь работе и памяти своей бабушки, о которой она написала: «Она работала с несравненным рвением и удивительным ритмом, чтобы поддерживать свой огромный дом. Там постоянно работали семь слуг Потом была семья, по крайней мере, пять человек, и друзья, которые заполняли дом почти каждый день. Ноан была жужжащим ульем, жившим за счет работы Жорж Санд ». В дополнение к книгам о жизни Жорж Санд в Ноане (« Жорж Санд чез эль » ; « Берри де Жорж Санд ») Аврора Санд опубликовала свои собственные романы, но она оставалась на всю жизнь как «petite fille de Georges Sand» в их тени. Рецензенты на ее роман 1923 года « Энкарнасьон» , вдохновленные одной из ее поездок в Испанию, обнаружили, что ее подвижный стиль похож на стиль ее бабушки. Ее литературное творчество почти не оставило следов в истории литературы. В 1926 году она посмертно опубликовала дневник Жорж Санд Journal intime .
Во время Второй мировой войны Аврора Санд принимала беженцев из Ноана и британских летчиков. Говорят, что она была близка к Сопротивлению . После войны она и ее крестник Жорж Смитс, которого она удочерила в 1958 году, просмотрели рукописи и письма в семейных архивах. Она пожертвовала различные документы Bibliothèque Historique de la Ville de Paris. В 1923 году она подарила музею Карнавале семейные портреты и украшения. Она завещала имущество французскому государству в 1953 году. До своей смерти в возрасте 95 лет она жила в своей комнате на первом этаже замка Ноан. Она была похоронена на небольшом кладбище Ноана рядом с прабабушкой Мари-Аврор де Сакс.
Краткая биография
Жорж Санд (творческий псевдоним Амандины Авроры Люсиль Дюпен, после замужества — Дюдеван) была дочерью знатного дворянина и простолюдинки. Это обстоятельство сыграло важную роль в ее биографии. Девочка родилась в Париже 1 июля 1804 г. Бабушка-графиня и мать, которая была дочкой простого птицелова, с трудом находили общий язык, и в результате Аврора осталась жить именно с первой, практически не видя мамы. Юная Аврора сильно страдала, но результатом этой житейской драмы явилось охлаждение родственных чувств матери и дочери друг к другу.
12 января 1818 г. Аврору определили в Августинский католический монастырь, где она получила стандартное для того времени образование. Покинув его стены, девушка с головой ушла в чтение, отдавая предпочтение произведениям , которые наложили заметный отпечаток на ее будущее творчество.
Когда бабушка умерла, оставшаяся в одиночестве юная Аврора увлеклась Казимиром Дюдеваном. Они обвенчались в парижском храме в сентябре 1822 г., после чего переехали в поместье Ноан. Однако семейная жизнь столь разных по духу и интересам людей не задалась, хотя в нем родилось двое детей – сын Морис и дочь Соланж, чье отцовство биографы дружно приписывают другому мужчине — Ажассону де Грансаню. Брак быстро превратился в формальность и не удерживал супругов от измен.
Вслед за новым любовником, Жюлем Сандо, 4 января 1831 г. Аврора уезжает в Париж, заключив с мужем соглашение. Писательским трудом она занялась, чтобы иметь средства к существованию. Первое ее произведение — роман «Роза и Бланш» (1831) — было написано в соавторстве с Жюлем Сандо, и прекрасно принято публикой. Вскоре по требованию издателей была написана вторая книга, в которой Сандо написал лишь заголовок. Назрела необходимость в творческом псевдониме – с тех пор под произведениями Авроры Дюдеван появлялась подпись «Жорж Санд».
Независимая, активная Аврора, с детства предпочитавшая носить мужскую одежду, шокировала обывателей не только внешним видом, но и образом жизни. Она вела себя настолько свободно, бывала в таких местах французской столицы, что это никоим образом не соответствовало ни ее полу, ни возрасту, ни статусу. Имея статус баронессы, она фактически его утратила в глазах высшего сословия. Написанный в 1832 г. роман «Индиана», посвященный равноправию женщин в разрезе проблемы человеческой свободы, вполне соответствовал ее духу. На протяжении 1832- 1834 гг. были написаны романы «Валентина», «Жак», «Лелия», причем последний вызвал в обществе настоящий скандал.
В 1836 г. Аврора и Казимир официально развелись, благодаря чему она обрела право на проживание в Ноане и воспитание дочери. Сына должен был растить экс-супруг, но с 1837 г. Санд живет с обоими детьми. Середина 30-х гг. ознаменовалась в ее биографии увлечением идеями утопического и христианского социализма, идеологией левых республиканцев, что также нашло отражение в ряде ее романов этого периода. На протяжении 1842- 1843 гг. Санд работала над романом «Консуэло», который считается лучшим ее произведением.
К революции Санд отнеслась как к неожиданности, но, приехав в Париж, заразилась ее идеями и даже редактировала «Бюллетень Республики», агитировала за республиканцев. В мае 1848 г. над ней нависла угроза ареста, но она беспрепятственно возвратилась в поместье. Когда к власти пришел Луи Наполеон, бесстрашная писательница защищала опальных республиканцев. Опубликованный в 1857 г. роман «Даниелла» снова вызвал настоящий скандал, из-за него закрыли газету «Ла Пресс». На протяжении 1854-1858 гг. Жорж Санд работала над «Историей моей жизни», вызвавшей у читателей немалый интерес. Последние годы жизни писательницы, которую называли «доброй дамой из Ноана», прошли в усадьбе, где она 8 июня 1876 г. скончалась.
Творчество второй половины 30-х годов
В 1835 году Санд сближается с республиканцами, с утопическими социалистами. Ее начинает интересовать не только духовная свобода человека в сфере чувств, но и социальная свобода. Так определяется главная тема романов Санд последующего десятилетия.
Альтруистическое морализаторское начало в творчестве Жорж Санд получает особый стимул с середины 30-х годов, когда писательница начинает активно осваивать социально-реформаторскую идеологию своего времени. «Социализм» Жорж Санд, особенно на этом этапе, далек от классовой определенности, это сочувствие к бедным и угнетенным вообще, мечта о единении всех людей и сословий как противовес индивидуализму и эгоизму; оттого она откликается прежде всего на социализм христианский (Ламенне) и утопический (сен-симонизм). Проблематика сословного и классового неравенства ее еще пугает своей взрывчатостью (“Андре”, 1835), и она поначалу предпочитает ограничиваться сферой чувства, обращаясь прежде всего к теме любви, разрушающей сословные перегородки. Здесь единение, даже вопреки всем препонам, наиболее представимо для ее чувствительного сердца, ибо даже если умирают любящие (как в «Валентине»), не умирает их любовь, она остается неопровергнутым заветом. Обращение же к идее людского единения в более широком плане порождает пока расплывчатые и художественно неубедительные мистико-спиритуалистические видения в духе христианского социализма Ламенне («Спиридион», 1839).
Первые романы
Бракоразводный процесс как бы подвел итог не только неудачному супружеству Ж. Санд, но и ее раннему творчеству. Первые романы Ж. Санд появились в промежутке между ее разрывом с мужем и этим процессом — в 1831-1834 гг. Все они варьируют в художественной форме первый житейский опыт писательницы — «Индиана» (1831), «Валентина» (1832), «Лелия» (1833), «Жак» (1834).
На первый взгляд может показаться, что эти романы настолько камерны и интимны, что непонятно, почему демократические силы Франции того периода сразу и безоговорочно зачислили молодую писательницу в свои ряды. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что на этом камерном материале Жорж Санд решает проблемы чрезвычайно важные для развития демократического мировоззрения во французском обществе той поры.
В центре этих романов формально стоит проблема любви и брака. Это истории неудавшихся супружеств и распавшихся любовных связей. Но за этим формальным сюжетом скрывается пламенная защита духовной свободы человека, свободы чувств, прежде всего женского чувства. Едва ли когда прежде в литературе женщина выступала с таким суверенным сознанием своего права на любовь и на свободу в выборе объекта своего чувства.
Критика
Виктор Гюго , Похороны Жоржа Санд
Мнения о ее произведениях
Сочинения Санд были чрезвычайно популярны при ее жизни, и она пользовалась большим уважением у литературной и культурной элиты Франции. Виктор Гюго в панегирике, который он произнес на ее похоронах, сказал, что «лира была внутри нее».
Эжен Делакруа был близким другом и уважал ее литературные способности. Флобер ни в коем случае не был снисходительным или снисходительным критиком, но был беззастенчивым поклонником. Оноре де Бальзак , лично знавший Санд, однажды сказал, что если кто-то и считал, что она плохо пишет, то это потому, что их собственные стандарты критики неадекватны. Он также отметил, что ее обращение с образами в своих работах показало, что ее письмо обладало исключительной тонкостью, имея способность «виртуально передать образ в слово». Альфред де Виньи называл ее « Сафо ».
Не все ее современники восхищались ее или ее сочинениями: поэт Шарль Бодлер был одним из современных критиков Жорж Санд: «Она глупая, тяжелая и болтливая. Ее представления о морали имеют такую же глубину суждений и деликатность чувств, как и у дворниц и дворниц. Содержащиеся женщины … Тот факт, что есть мужчины, которые могут влюбиться в эту шлюху, действительно является доказательством унижения мужчин этого поколения «.
Роль просветительских элементов в творчестве Жорж Санд
Существенная роль просветительских элементов в мировоззрении и творчестве Жорж Санд, как и у Гюго, выражается не только в общих идеях просвещения народа и общества, в дидактическо-воспитательной установке, но и в самой художественной структуре произведений. Если в отвлеченных рассуждениях писательницы и ее героев могут очень остро и проницательно ставиться вопросы социальных отношений, то в самих сюжетах романов, в их образной системе эти отношения, как правило, приподняты над реальным положенном дел, идеализированы в просветительско-утопическом духе.
Например, народные персонажи у Жорж Санд не только обладают естественным и безошибочным нравственным чувством, способностью глубоко любить и страдать, но и обнаруживают уже благоприобретенную в процессе самообразования, весьма высокую эстетическую и мыслительную культуру. Галерея таких образов была начата уже в «Валентине» (Бенедикт) и продолжена в образе Пасьянса, знающего Гомера, Данте, Тассо и Оссиана (“Мопра”), в образе Пьера Гюгенена в «Странствующем подмастерье». В то же время, изображая блудных сынов и дочерей аристократии и буржуазии, Жорж Санд заставляет их мучительно тяготиться своим высоким положением, жаждать «опрощения», возвращения к патриархальному бытию; эта идейная тенденция лежит и в основе постоянной жорж-сандовской темы любви между мужчиной и женщиной, принадлежащими к разным сословиям. Тема «проклятия богатства», имеющая высокий нравственный и объективно резкий антибуржуазный смысл (как в «Грехе господина Антуана»), иной раз предстает уж совсем иллюзорно-наивной в своей утрированности, как в романе “Мельник из Анжибо», героиня которого считает себя вправе ответить на любовь неимущего человека лишь после того, как разорилась сама.
В других романах критика общества становится подчас весьма конкретной, как в социологических рассуждениях героев в романе «Грех господина Антуана». В предисловии к собранию сочинений 1842 г.. полемизируя с «доводами консерваторов, что не следует говорить о болезни, если вы не нашли от нее лекарства», Жорж Санд, по сути, прибегает к художественной логике реализма с ее акцентом на «диагностике» болезной современного общества.
Но в основе своей творчество Жорж Санд остается, конечно, романтическим: во всяком случае, она сама охотней и чаще осознавала его таковым, ставя перед искусством задачу «поиска идеальной правды»; она вполне признавала за своими современниками-реалистами – Бальзаком, Флобером — право изображать людей «такими, какие они есть», но за собой решительно оставляла право изображать людей «такими, какими они должны быть».
Естественен для Жорж Санд именно тон, взятый в “Индиане”, «Валентине», «Консуэло», «Жаке»; знание жизни сердца, сочувствие к гонимым и страждущим, будь то в сугубо личном или социальном смысле, всеобъемлющая и ничем не смущаемая отзывчивость, активная мечта об идеальном человеке и человечестве — вот то, что подняло эту писательницу — при всей поспешности и случайности многих из бесчисленных написанных ею вещей — к вершинам духовной культуры века, сделало властительницей дум и заставляло даже самые скептические умы приносить ей — порой как бы и невольную — дань уважения и восхищения.
Жорж Санд
В 1833 году Жорж Санд познакомилась с молодым поэтом Альфредом де Мюссе. Несмотря на разницу в возрасте, их охватила страсть. Поэт переехал в квартиру баронессы и стал с ней жить. В том же году Жорж закончила свой новый роман «Лелия». Первый экземпляр был прочитан возлюбленным писательницы. Мюссе пришёл в восторг и даже помог Санд, написав богохульные стихи для Стенио.
«Лелия» вызвала бурю в литературном обществе Парижа. Главная героиня, во многом похожая на Жорж, вела себя, по мнению общества, непристойно, борясь за собственное счастье. Особенно жёстко критиковал новое произведение журналист Капо де Фёйид: «В тот день, когда Вы откроете книгу «Лелия» закройтесь в своём кабинете (чтобы никого не заразить). Если у вас есть дочь и вы хотите, чтобы душа её осталась чистой и наивной, отошлите её из дому, пусть она играет в саду со своими подругами». Позднее писательница отредактирует роман.
Отношения с Мюссе продолжались до 1834 года. Этот роман лёг в основу сюжета книги «Она и он», вышедшей в 1859 году.
Альфред де Мюссе. (mirfaces.com)
В 1835 году баронесса серьёзно задумалась о разводе со своим мужем. В этом она положилась на адвоката Луи Мишеля, страстного республиканца, мысли которого оказали значительное влияние на формирование политических взглядов Жорж Санд. В начале 1836 года суд рассмотрел заявление писательницы и принял решение оставить детей матери. Но возникшие при разделе имущества разногласия привели к тому, что Казимир Дюдеван решил обжаловать решение суда. Благодаря стараниям адвоката Санд получила Ноан и стала воспитывать дочь.
В 1830-х писательница познакомилась с известным музыкантом-романтиком Ференцем Листом, и эта встреча переросла в настоящую дружбу. По возвращении в Женеву он написал своё «Фантастическое рондо», посвящённое господину Жорж Санд. Она не осталась в долгу и скоро написала «Контрабандиста» — «лирическую сказку», которая была вдохновлена музыкой Листа.
Композитор познакомил Санд с известным аббатом де Ламенне. Его грубые манеры, крайняя степень упрямства и странная одежда — всё это покорило её, и уже скоро она стала его поклонницей и сторонницей. Чтобы спокойно общаться с аббатом, Санд сторонилась некоторых своих знакомых и вступала в споры с критиками. Неудивительно, что, когда Ламенне решил начать издавать собственную газету «Монд», она предложила ему свою помощь: «Он так добр, я так его люблю, что отдам ему столько крови и чернил, сколько он потребует».
В результате этого творческого сотрудничества появились «Письма к Марси». В их основу была положена собственная переписка Санд с Элизой Туранже, бесприданницей. Однако после «Шестого письма», затрагивавшего проблему равенства полов, испуганный аббат закрыл журнал.
Фенерис Роберт де Ламенне. (meisterdrucke.ru)
В 1848 году Жорж Санд организовала вместе с Пьером и Луи Виардо газету «Ревю Индепендент», где позже опубликовала несколько своих произведений: «Орас», «Консуэло» и «Графиня Рудольштадт».
Влияния на литературу
Песок шьет, пока Шопен играет на фортепиано, в гипотетической реконструкции картины Делакруа 1838 года « Портрет Фредерика Шопена и Жоржа Санд»
Федор Достоевский «много читал в многочисленных романах Жорж Санд» и перевел ее La dernière Aldini в 1844 году, но «к своему ужасу обнаружил, что произведение уже вышло на русском языке». В зрелом возрасте он выражал неоднозначное отношение к ней. Например, в своей новелле « Записки из подполья» рассказчик ссылается на чувства, которые он выражает так: «Я начинаю с этого момента в европейских, необъяснимо высоких тонкостях а-ля Жорж Санд».
Английская поэтесса Элизабет Барретт Браунинг (1806–61) написала два стихотворения: «Жорж Санд: желание» (1853) и «Жорж Санд: признание». Американский поэт Уолт Уитмен назвал роман Санда « Консуэло» своим личным фаворитом, и продолжение этого романа, «Графиня де Рудольштадт» , содержит по крайней мере пару отрывков, которые, похоже, оказали на него самое непосредственное влияние.
В первом эпизоде «Увертюра» на пути Свана -The первый роман Марселя Пруста «s В поисках утраченного времени последовательность-молодой, обезумевший Марсель успокаивается его мать , как она читает от Франсуа ле Чампи , роман , который ( поясняется) был частью подарка его бабушки, в который также входили La Mare au Diable , La Petite Fadette и Les Maîtres Sonneurs . Как и во многих других эпизодах, связанных с искусством в « À la recherche du temps perdu» , это воспоминание включает комментарий к произведению.
Сэнд также упоминается в эссе Вирджинии Вульф «Собственная комната» вместе с Джорджем Элиотом и Шарлоттой Бронте как «все жертвы внутренней борьбы, как доказывают их труды, безуспешно пытающиеся скрыть себя, используя имя мужчины. . »
Часто литературные ссылки на Жорж Санд можно найти в « Одержимости» (1990) А.С. Байатта и в пьесе « Путешествие» , первой части трилогии Тома Стоппарда « Побережье утопии » (2002). Жорж Санд появляется в « Зорро» Изабель Альенде , по-прежнему нося ее настоящее имя, как молодая девушка, влюбленная в Диего де ла Вега (Зорро).
Годы обучения
В последующие годы под руководством Жана-Франсуа Дешарта Аврора учится писать и читать, приближаясь к музыке, танцам и рисованию, в то время как ее встречи с матерью становятся все более редкими, в том числе из-за враждебности между матерью и бабушкой.
Однако в 1816 году Аврора, испытывая ностальгию по Софи Виктуар, сталкивается со своей бабушкой, которая решает отправить ее на борт в Париже, в монастыре английских августинцев. Аврора вошла туда в возрасте четырнадцати лет с намерением стать монахиней, но уже в 1820 году она вернулась домой по решению бабушки.
Стать наездником умелым, часто одевается как мужчина и часто ведет себя сомнительно.
дальнейшее чтение
- Харлан, Элизабет (2004). Жорж Санд . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета. ISBN 0-300-10417-0 .
- Джордан, Рут, Жорж Санд: биография , Лондон, Констебль, 1976, ISBN 0 09 460340 5 .
- Паркс, Тим , «Дьяволы против чайников» (рецензия на Жорж Санд, Ла Петит Фадетт , перевод Гретхен ван Слайк, штат Пенсильвания, 2017, ISBN 978-0271079370 , 192 стр .; и Мартина Рид, Жорж Санд , перевод Гретхен ван Слайк, штат Пенсильвания, 2019, ISBN 978-0271081069 , 280 стр.), London Review of Books , vol. 41, нет. 10 (23 мая 2019 г.), стр. 31–32. « Мужчины, которых любил Сэнд, — замечает Рид, — все имели определенное физическое сходство … хрупкие, хрупкие и немного сдержанные ». Короче говоря, безобидные. Прежде всего, они были моложе ее. Сандо , Мюссе, а затем, в течение девяти лет между 1838 и 1847 годами, Шопен были на шесть лет моложе ее ». (стр.32)
- Йетс, Джим (2007), О! Пер-Лашез: Чистилище Оскара Уайльда , Édition d’Amèlie, ISBN 978-0-9555836-1-2. Оскар Уайльд мечтает о Жорж Санд, и его приглашают на вечеринку в Ноан.
Биография Жорж Санд
Настоящее имя писательницы – Аврора Дюпен. Она родилась и 1804 г. в дворянской семье в имении Ноан во французской провинции Берри. До 1817 г. она воспитывалась у бабушки, старой аристократки, враждебно относившейся к революции и установленным после нее порядкам. Последующее воспитание в монастырском пансионе влияло на будущую писательницу в том же направлении – девушек воспитывали там в почтении к “королю-мученику” и к “вандейским святым”. Казалось бы, все способствовало тому, чтобы Аврора Дюпен стала убежденной монархисткой, противницей революции.
Но, помимо этих влияний, в ее жизни оказались достаточно сильными и другие впечатления. Детство и юность Аврора Дюпен провела в деревне, играла с крестьянскими детьми, глубоко и искренне переживала очарование деревенской природы. Даже те монархические и религиозные настроения, которые воспитывали в ней и религиозная бабка, и монастырский пансион, оказались направленными не столько против революции, сколько против буржуазной действительности, против буржуазного торгашества и расчетливого практицизма. Будучи уже сознательным человеком, она начала читать произведения Руссо, и ей, выросшей на лоне патриархальной деревенской природы, руссоистская критика буржуазной цивилизации представилась подлинным откровением. Произведения Руссо укрепили в ней любовь к патриархальной природе, неприязнь к буржуазии и попутно заронили в ее душу мечту о равенстве и братстве всех людей.
Следующим решающим впечатлением было чтение романтических писателей – Шатобриана, Байрона. При этом Байрон как бы нейтрализовал у нее Шатобриана – у последнего она взяла не его апологию католицизма и монархии, а романтическую грусть, тоску по утраченному нецивилизованному детству человека. Чтение Байрона рождало в восприимчивой душе девушки тоску по яркой и сильной, активной, действующей личности. Наконец, последующее знакомство с идеями утопического социализма – с деятельностью Сен-Симона, Фурье, мечты о женском равноправии – довершило “воспитание чувств” будущей писательницы, и Аврора Дюпен стала тою Жорж Санд, перед которой преклонялись самые гениальные и прогрессивные умы того времени.
НАШИ ЛЮДИ
Малышев Андрей Валентинович Литература
русский писатель
Рахимов Родион Галинурович Литература
советский и российский писатель, публицист, переводчик, эколог, общественный деятель
K’naan Литература
сомалийско-канадский поэт, рэпер и музыкант
Iванiв, Виктор Литература
российский поэт и писатель, кандидат филологических наук
FM-2030 Литература
писатель-фантаст, футуролог и философ, один из основателей трансгуманистического движения
Яшин, Александр Яковлевич Литература
русский советский прозаик и поэт
Яшен, Камиль Литература
советский узбекский прозаик, поэт, драматург, общественный деятель
Яшвили, Паоло Джибраэлович Литература
грузинский советский поэт и общественный деятель
Личная жизнь
Между матерью и дочерью время от времени происходили ссоры. Однажды между ними разразился серьезный конфликт – Софи-Виктория заставляла Санд выйти замуж за человека, который был ей отвратителен. В случае неповиновения, мать обещала заточить дочь в монастырь.
Жорж Санд осознала, что избавиться от «заботы» матери ей поможет только замужество. Еще при жизни о ее любовных похождениях слагали легенды. Ей приписывали романы с известными литераторами Парижа.
Завистники заявляли, что по причине нереализованного в полной мере материнского инстинкта, Санд подсознательно встречалась с мужчинами значительно младше ее. Кроме этого ходила молва о ее любовных отношениях с актрисой Мари Дорваль.
Жорж Санд и Фредерик Шопен
Жорж только один раз состояла в официальном браке. Ее мужем, с которым она прожила около 14 лет, был барон Казимир Дюдеван. У супругов родились сын Морис и дочь Соланж. Данный брак было трудно назвать счастливым.
Это объяснялось тем, что Казимира совершенно не интересовали книги, музыка, политика и другие подобные сферы. Вместо этого мужчина предпочитал общаться с соотечественниками, которые не тяготились интеллектуальными вопросами.
Это привело к тому, что Санд начала часто впадать в депрессию отмечая, однако, что ее муж был честным человеком и прекрасным отцом для ее детей. Они долгое время пытались сохранить брак, но разные взгляды на жизнь оказалась выше желания воспитывать детей в полной семье.
Жорж Санд не скрывала собственной любвеобильной натуры. У нее были романы с поэтом Альфредом де Мюссе, и композиторами Ференцем Листом и Фредериком Шопеном. Отношения с Шопеном оставили глубокую рану в сердце писательницы.
Юность
Когда девочке исполнилось 14 лет, бабушка, как тогда было принято, отправила ее в пансионат при монастыре на обучение. Здесь впечатлительная Аврора прониклась интересом к неведомому духовному миру. У нее был цепкий ум, и она с упоением зачитывалась доступными в обители книгами.
А в это время у ее бабушки случился первый удар. Испугавшись, что в случае ее смерти юная наследница пойдет по стопам матери, Мария-Аврора решает срочно выдать ее замуж и забирает из монастыря.
Однако сколь ни юным было это дитя, замужеству по расчету она воспротивилась весьма решительно, и вскоре Мария-Аврора отказалась от своих планов. С этих пор биография Жорж Санд писалась на просторах истории уже ее собственным твердым почерком.
Таким образом, шестнадцатилетняя богатая наследница вернулась в свое имение в Ноан, где и проводила время за чтением книг модных на то время Шатобриана, Паскаля, Аристотеля и других философов.
Юная Аврора очень любила ездить верхом. Она облачалась в мужское платье и совершала длительные прогулки в окрестностях Ноана. В те времена это считалось возмутительным поведением, однако девушке не было дела до праздных пересудов.
Литература
Получив определенную известность на литературном поприще Санд стала автором таких романов, как «Валентина», «Лелия» и «Жак». Читатель по достоинству оценил талант Жорж, поставив ее в ряды демократических романтиков.
Во второй половине 1830-х годов девушка начала проявлять интерес к сенсимонистам, которые требовали политических и социальных реформ, устранения привилегий, получаемых при рождении, отмены права наследования, введения всеобщего образования и т. д.
Это вдохновило Жорж Санд к созданию ряда произведений. В романе «Мопра» (1837) прослеживалась критика романтического бунтарства, а в «Орасе» (1842) прозвучало развенчание индивидуализма. Отдельного внимания заслуживают ее книги «Консуэло» и «Графиню Рудольштадт», изданные в 1843 г.
В них автор превозносил творческий потенциал обычных людей, а также уделял внимание пафосу национально-освободительной борьбы. К тому моменту биографии Санд уже имела репутацию известного литератора, что позволило ей иметь финансовую стабильность и независимость
Жорж Санд приложила руку к печати левореспубликанских журналов и помогала популяризировать творчество рабочих поэтов. В собственных книгах она создала серию крайне негативных образов представителей буржуа, за что нередко подвергалась нападкам.
Во время Второй империи в творчестве Жорж стали прослеживаться антиклерикальные идеи, как реакция на политику Луи Наполеона. Ее книга «Даниелла» (1857), на страницах которой содержались нападки на католичество, вызвала эффект разорвавшейся бомбы.
Скандальный роман привел к закрытию газеты «Ла Пресс», в которой он издавался. В последующие годы биографии Жорж Санд оставила общественную деятельность, начав создавать произведения в духе своих первых романов: «Снеговик», «Жан де ля Рош» и «Маркиз де Вильмер».
Санд достигла больших высот в литературе, вследствие чего ей высказывали свое восхищение Бальзак, Достоевский, Гюго, Тургенев, Дюма-сын, Некрасов, Белинский и многие другие деятели.
Биография
Семья
Прадедом Авроры Дюпен был Мориц Саксонский. В 1695 году Мария Аврора фон Кёнигсмарк (1662—1728), сестра Филиппа фон Кёнигсмарка, убитого по приказу курфюрста Ганновера, выясняя причины гибели брата, познакомилась с курфюрстом Саксонии, будущим королём Польши Августом Сильным и стала его любовницей. В 1696 году она родила сына Морица, любовники расстались ещё до появления на свет ребёнка. Мария Аврора поселилась в аббатстве Кведлинбург, создав там популярный светский салон.
Морица Саксонского, у которого с раннего возраста было влечение к военному делу, воспитывал отец. По его настоянию Мориц совершил пешее путешествие по Европе в самых суровых условиях: он нёс с собой военное снаряжение и питался лишь супом и хлебом. В тринадцать лет он уже участвовал в сражении и получил офицерский чин. Начав свою военную карьеру у отца, Мориц Саксонский служил в России и во Франции, отличившись в войне за австрийское наследство.
В 1748 году одна из любовниц Морица Мари де Верьер (настоящая фамилия Ренто) родила дочь Марию-Аврору (1748—1821). Так как Мари де Верьер не была верна Морицу, маршал не включил её и дочь в своё завещание. Мария-Аврора обратилась за покровительством к племяннице Морица дофине Марии Жозефине. Её поместили в женский монастырь Сен-Сир и назначили пособие в восемьсот ливров. Мария-Аврора считалась дочерью неизвестных родителей, её положение отпугивало потенциальных претендентов на её руку. Она вторично обратилась к дофине с тем, чтобы ей позволили называться «внебрачной дочерью маршала Франции графа Морица Саксонского и Мари Ренто». Актом парламента Парижа отцовство было утверждено. В 18 лет Мария-Аврора вышла замуж за пехотного капитана Антуана де Орна. Он получил место коменданта эльзасского городка Селесты. Супруги прибыли к месту назначения де Орна через пять месяцев после свадьбы, на следующий день сорокачетырёхлетний де Орн заболел, через три дня он умер. Мария-Аврора поселилась в монастыре, а позднее, из-за недостатка средств переехала в дом матери и тётки. В тридцать лет она вышла второй раз замуж за представителя главного откупщика податей в Берри Луи-Клода Дюпен де Франкёй — бывшего любовника своей тётки Женевьевы де Верьер. Дом супругов Дюпен был поставлен на широкую ногу, они много тратили на благотворительность, интересовались литературой и музыкой. Овдовев в 1788 году, Мария-Аврора вместе с сыном Морисом переселилась в Париж. В 1793 году, считая, что в провинции жизнь более безопасна, Мари-Аврора купила усадьбу Ноан-Вик, располагавшуюся между Шатору и Ла Шатром. Поначалу госпожа Дюпен, называвшая себя последовательницей Вольтера и Руссо, сочувствовала революции. Её отношение к событиям изменилось, когда начался террор, она даже подписалась на 75 тысяч ливров в фонд помощи эмигрантам. За свою принадлежность к дворянству в декабре 1793 года госпожа Дюпен была арестована и помещена в монастырь Английских августинок. Её освободили после событий 9 термидора, и в октябре 1794 года она уехала с сыном в Ноан.
Детство и юность
Морис Дюпен (1778—1808), несмотря на классическое образование и любовь к музыке, избрал карьеру военного. Начав службу солдатом во времена Директории, офицерское звание он получил в Итальянскую кампанию. В 1800 году в Милане познакомился с Антуаннеттой-Софи-Викторией Делаборд (1773—1837), любовницей своего начальника, дочерью птицелова, бывшей танцовщицей.
Они зарегистрировали брак в мэрии 2-го округа Парижа 5 июня 1804 года, когда Софи-Виктория ждала их первого общего ребёнка, — у Мориса был внебрачный сын Ипполит, Софи-Виктория имела дочь Каролину.
1 июля 1804 года в Париже Софи-Виктория родила девочку, названную Авророй. Мать Мориса долго не хотела признавать неравный брак сына, рождение внучки смягчило её сердце, но отношения между свекровью и невесткой остались холодными. Весной 1808 года полковник Морис Дюпен, адъютант Мюрата, принимал участие в Испанской кампании. Беременная Софи-Виктория последовала за ним вместе с дочерью. Здесь 12 июня Софи-Виктория родила сына Огюста. 8 сентября того же года семья покинула страну вместе с отступающими войсками и вернулась в Ноан. В дороге дети заболели: Аврора выздоровела, мальчик умер. Через четыре дня после возвращения Морис погиб в результате несчастного случая во время прогулки верхом: лошадь в темноте наскочила на груду камней.
Знатные предки
В числе ее прадедов значится король Польши, который расстался со своей любовницей Марией-Авророй еще до рождения сына Морица, однако принял активное участие в его воспитании и посодействовал его карьере. В свою очередь, Мориц Саксонский имел многих любовниц, одна из которых и произвела на свет Марию-Аврору. Однако называть ее своей дочерью он не спешил. Официальное признание девушка выхлопотала лишь после смерти своего отца. Она дважды весьма удачно вышла замуж и вскоре осталась вдовой с сыном на руках и внушительным состоянием. Вот этот-то сын и стал отцом будущей писательницы с мировым именем.