Права женщин в иране: темная изнанка, о которой никто не говорит

Как живут русские женщины в этой стране

Русские женщины, которые волей судьбы оказались в Иране, по-разному устроились далеко от родины. Многие из них приняли ислам и воспитывают детей от местных мужчин. Другие ограничились временным браком, чтобы спокойно работать или учиться в университете, чтобы быть и при муже, и свободной одновременно. Но мужчина должен обеспечивать семью, так что русские женщины в Иране редко работают вне дома. А те, кто решил все-таки устроиться на работу, должны успевать еще и за хозяйством следить, и детей воспитывать.

Многие соотечественницы говорят о двойной жизни. Молодые девушки под просторными балдахинами прячут модные футболки с принтами и обтягивающие брюки, которыми не забывают покрасоваться перед подругами. Молодежь, сняв домик на окраине, устраивает вечеринки с танцами и выпивкой, модной одеждой, а самое главное – вдали от строго надзора старших. С виду жизнь в Иране – строгая и пуританская, а изнутри – свободная и раскованная, даже сухой закон не будет помехой для молодежи.

Многие иранцы только за смену режима, но вслух об этом говорить опасаются. Правда, есть и те, кого все полностью устраивает. Дело в том, что общество сейчас живет, в общем-то, вполне комфортно и нарушает многие запреты (касательно отношений до брака и алкоголя, например). Иранцы не показывают высокую лояльность к действующей в настоящее время системе, но хотят движения в сторону капиталистических ценностей и снижения влияния религии на жизнь общества.

Права женщин в Иране до революции

Тем, кто побывал в Иране, кажется, что женщины в этой мусульманской стране смирились с таким положением вещей, а некоторые даже уверяют себя, что им повезло, т.е. в той же Саудовской Аравии дела обстоят намного хуже. В Иране женщины красивые и грациозные. Трудно понять то, как им удается сохранять свое очарование в таких условиях. Но так было не всегда. Более двух тысяч лет назад в Иране вообще царил матриархат, а в новейшей истории все кардинально изменилось после Исламской революции.

Как жили женщины в Иране до революции? На одном из рекламных плакатов семидесятых годов изображены две иранки, одетые по тогдашней моде. На девушках короткие платья с декольте и открытыми плечами. С точки зрения шариата это совершенно неприемлемо. При шахе Пехлеви местные жители вели себя и выглядели в соответствии с западным образом жизни. До революции в Иране в моде были мини-юбки, расклешенные брюки и рок-н-ролл.

Женщины Ирана до Исламской революции могли свободно общаться с мужчинами, отсутствовала половая сегрегация в повседневной жизни и строгие правила поведения. Столица Ирана до конца семидесятых была одной из самых продвинутых в мире. В многонациональной стране развивались искусство, литература, индустрия кино и телевидения. Мужчины и женщины могли получать образование на равных, а на отдых иранцы ездили на горнолыжные курорты возле горы Эльбрус.

Особенно поражают фото женщин Ирана того времени. Разница действительно впечатляет. До Исламской революции женщины Ирана выглядели так же, как в СССР, Европе или США. Представительницы прекрасного пола одевались в соответствии с модой, вели активный образ жизни и могли ни от кого не зависеть. Сейчас на улицах можно увидеть только женщин, полностью закутанных в темные одежды.

Начало исламской революции

Подавление демонстрации начало революции

Начало исламской революции принято связывать с демонстрацией в традиционно религиозном городе Куме, в нем в январе 1978 года началась демонстрация студентов против статьи посвященной Хомейни, которая была опубликована в государственной газете. Протестующие посчитали статью клеветнической, но их демонстрацию расстреляла полиция. Официальные данные гласили, что в ходе подавления беспорядков было убито два человека, но оппозиционная сторона утверждала, что было убито семьдесят человек. Поскольку шиитские традиции требуют того, чтобы поминальные службы по погибшим шли в течение сорока дней, поэтому следующая демонстрация вспыхнула в Тебризе восемнадцатого февраля, и тоже была подавлена со стороны властей, в результате чего были человеческие жертвы. Ситуация повторилась в марте и в мае в крупных городах страны.

Для того, чтобы успокоить население, шах пошел на то, что пообещал народу провести в июне свободные выборы, а также устроил показательный расстрел председателя САВАКа. Шахом были предприняты попытки остановить инфляцию, но это привело к тому, что начали массово увольнять рабочих. Персонал предприятий примкнул к демонстрантам, в результате чего начали простаивать крупнейшие предприятия страны. Массовые стачки в течение года окончательно подорвали экономику Ирана к ноябрю 1978 года.

Всеобщая стачка

После того, как произошел взрыв в Абаданском кинотеатре, в результате которого погибло больше четырехсот человек, в Иране было введено военное положение. Оно запрещало проведение любых демонстраций, но несмотря на это в Тегеране прошла массовая акция протеста, участников которой разгоняли с помощью техники. В результате подавления акции протеста погибло восемьдесят девять человек, включая трех женщин. Это событие положило начало всеобщей забастовке, которая произошла среди нефтяников, когда остановились все предприятия, занимающиеся добычей нефти, в том числе нефтеналивные порты и НПЗ. Следом за нефтедобывающей промышленностью остановила свою работу вся тяжелая промышленность, металлургия и машиностроение. Два миллиона человек вышли на демонстрацию в Тегеране 2 декабря, и главным требованием участников демонстрации было – сместить шаха.

Бегство шаха и возвращение аятоллы

Мохаммед Реза Пехлеви и его жена бежали из Ирана 16 января 1979 года – на их побеге настоял премьер-министр Шапур Бахтияр. Протестующие встретили это известие ликованием: тегеранцы хлынули по улицам, снимая со стен зданий портреты и любую атрибутику, напоминающую о шахе и о последней иранской династии. САВАК был распущен премьер-министром Бахтияром, а политические заключенные были освобождены. Армии было приказано демонстрантам не препятствовать, а сам премьер-министр пообещал протестующим провести свободные выборы в самом скором времени. Затем он связался с Хомейни, который находился в изгнании, и попросил его вернуться в Иран. Аятолла Хомейни вернулся в свою страну 1 февраля 1979 года из ссылки, которая длилась пятнадцать лет. Тегеранцы приветствовали его в аэропорту Мехрабад, миллионы людей высыпали на улицу, держа в руках его портреты и скандируя лозунг «Шах ушел, Имам пришел».

Бегство премьер-министра

Бахтияр предложил Хомейни создать правительство «национального единства», но Хомейни отверг это предложение. Он посетил тегеранское кладбище Бехеште-Захра, где выступил с двадцатиминутной речью, в ходе которой назвали незаконными премьер-министра Бахтияра и его парламент и пообещал, что «выбьет зубы этому режиму». Он назначил своего премьер-министра Мехди Базаргана, а после стычки, которая произошла в аэропорту между последователями Хомейни и гвардейцами, которые были на стороне Бахтияра, и которая превратилась в городские уличные бои, хомейнисты взяли контроль над всеми силовыми структурами и полицией, населению начали раздавать оружие. Генштаб или Высший военный Совет объявил 11 февраля о своем нейтралитете. Бахтияр бежал в Европу, где основал во Франции Национальное движение сопротивления, но был убит в 1991 году.

Ограничение прав и свобод

Свобода передвижения

Еще 20 лет назад одинокую иранку не посадили бы даже на междугородний автобус. Без законного опекуна (отец, муж, брат, дядя) незачем ей путешествовать. Исключения делали студенткам – раз ей разрешили учиться в университете, то и путешествовать она одна способна.

Сегодня одинокие девушки могут свободно перемещаться по стране. Даже находятся такие смелые иранки, кто одни путешествуют с рюкзаком автостопом. Постепенно люди меняют свои взгляды и отходят от вековых традиций.

А вот если иранка захочет поехать заграницу, без разрешения уже не обойтись. Заявление на получение загран. паспорта нужно подавать в присутствии опекуна, а среди обязательных документов есть заверенное нотариусом согласие. Оно выдается на весь срок действия паспорта. Однако опекун в любой момент может отозвать разрешение – и девушку просто не выпустят с паспортного контроля.

Эта тема хорошо раскрыта в фильме иранского режиссера Джафари Панахи “Круг”. Вообще, аллегория “Иран-тюрьма” актуальна до сих пор.

Право на образование

Всем известно, что в университетах Ирана студенток гораздо больше, чем студентов. Сразу рисуется идиллическая картина в голове. Кажется, что иранки – те же самые европейки, только с платком на голове.

Да, ушло в прошлое мнение, что женщине незачем учиться, что ее место только дома и на кухне. Иранцы стараются соответствовать времени и активно занимаются личным развитием. Плюс в стране появилось огромное количество частных университетов, которые принимают практически всех. Плати деньги – диплом будет.

Да, официально закон никак не ограничивает права женщин на образование. Но подумайте сами, кто оплачивает все расходы? За кем последнее слово? Психологический прессинг может быть очень сильным. Помимо этого часто бывает, что перед свадьбой жених утверждает, что только рад образованной жене, а после свадьбы его мнение вдруг меняется. Иранки не привыкли отстаивать свое мнение до последнего, их воспитывают совсем по-другому. Между семьей и карьерой она в большинстве случаев выберет семью.

Для справедливости стоит отметить, что бывают и другие крайности. Девушка до 30 лет учится, потом находит хорошую работу и не спешит уходить из родительского дома. Часики тикают, женихов все меньше, и она так и не выходит замуж.

Работа вне дома

Здесь все очень просто. Муж может поставить условие жене, что не хочет, чтобы та работала. Без шантажа, без ультиматумов. Официально права женщин в Иране не ущемлены, но последнее слово всегда за мужчиной. Ни один судья не сможет помочь женщине, если ее муж не дает согласие на работу.

Иранцы смотрят на это так. Женщина – нежный цветок, который обязательно погибнет без заботливого садовника. Цветок в благодарность отвечает ему приятным ароматом и радует глаз красивым окрасом. Садовник может выставить цветок на солнце, а может – спрятать в теплице. Дело цветка нехитрое – пить воду, питаться и нести радость. Конечно, я немного утрировала. Но общая картина понятна.

Исламский дресс-код

Как одеваются женщины в Иране? Традиционная исламская одежда – это хиджаб, скрывающий фигуру, запястья и шею, или чадра – легкое покрывало, закрывающее все тело женщины от головы до ног. Непокрытыми можно оставлять только лицо, кисти рук и ноги ниже щиколоток. Носить такую одежду обязаны все исламские девочки (с девяти лет), девушки и женщины.

В ношении одежды для женщин в Иране существуют строгие правила. Но что интересно: требование носить одежду, скрывающую очертания фигуры, не всегда объясняется религиозными нормами, чаще это обусловлено культурными особенностями. Например, на Ближнем Востоке женское затворничество было распространено еще до зарождения ислама. Так что традиция подкрепляется местными морально-этическими нормами.

Современные женщины в Иране не всегда носят одежду, скрывающую фигуру от головы до ног, хотя это желательно. В официальных учреждениях, например, принято появляться только в таком виде. На двери даже пишут: Islamic dress code required («Требуется исламский дресс-код»). Но чем менее официальное место посещает женщина, тем свободнее может быть форма одежды. К примеру, официантка в кафе может надеть вместо чадры головной платок.

Женщины в Иране (фото представительниц этой страны см. в обзоре) предпочитают мрачные тона, а в идеале одежда вообще должна быть черной. Многие молодые иранки относятся к традиционным нормам намного свободнее. Девушки соблюдают формальные правила: прикрывают голову и шею, руки выше локтя, ноги до щиколоток. Ношение хиджаба стало обязательным в конце семидесятых годов (после Исламской революции). Ходить с неприкрытой головой не разрешается даже туристкам.

Очень любят иранские женщины яркий макияж, поскольку лицо – это чуть ли не единственное, что демонстрировать разрешено. Нередко из-под платка выглядывают светлые волосы – в Иране очень модно краситься в блондинку. Девушки массово недовольны своим носом. Пластические операции раньше начинали делать с 25 лет, а сейчас – даже с 18-ти. Медицина здесь очень хорошая, так что к хирургам приезжают даже из других стран. А вот иранские мужчины считают, что далеко не все местные женщины нуждаются в пластике носа, но сами представительницы прекрасного пола бегут к хирургу при первой же возможности, а после операции долго носят пластырь, чтобы показать, что теперь они получили доступ в клан красивых людей.

Рождение оппозиции

В начале 70-х, несмотря на дружбу с США, Пехлеви заставили ослабить притеснение инакомыслящих. Несколько сотен политических заключенных оказались на свободе. Так начала зарождаться оппозиция: часть движений – легально, часть – полулегально.

Далее были протесты, реакция на которые была абсолютно неадекватной. В 1978-м году мирную демонстрацию расстреляли. Это и стало апогеем недовольства иранцев. А в январе 79-го Шах с женой бежали в Египет. Его же премьер пригласил Хомейни в Иран. На то время главный критик Шаха жил в Париже.

1 февраля 1979 года он возвращается на родину, где тысячи людей встречают его как божество.

Возвращение Хомейни

Деятельность духовного лидера

Рухолла Хомейни

Рухолла Хомейни выступал с осуждением той прозападной внутренней и внешней политики, которую вел шах. Он был арестован 5 июня 1963 года, после его ареста в Иране состоялся целый ряд протестов и демонстраций, которые были разогнаны силовым путем, в ходе подавления этих акций погибло, по официальной информации, восемьдесят шесть человек, но неофициальные источники из среды протестующих сообщали о гибели пятнадцати тысяч демонстрантов. Рухоллу Хомейни переместили под домашний арест, а через восемь месяцев он был выпущен на свободу. Его антишахская деятельность была продолжена, и его вновь арестовали в ноябре 1964 года, после чего его выслали из страны.

Его революционная деятельность была продолжена в эмиграции: он написал свой главный труд под названием «Исламское государство» или «Велайят-е факих», в котором были изложены главные принципы устройства государства – будущей исламской республики. Было издано много экземпляров книг, записано много аудиокассет с его выступлениями, и весь этот материал переправляли в Иран, где его распространяли среди населения и читали в мечетях.

Особенности заключения брака

Права женщин в Иране (как и институт семьи и брака) регулируются нормами шариата. Брачный возраст установлен для женщин – 13 лет, для мужчин – 15 лет. До 2002 года поощрялись и более ранние браки: в 9 лет для женщин, в 14 – для мужчин. Согласно мусульманским законам, замужество в таком раннем возрасте предотвращает сексуальные отношения вне брака, за что предусмотрены тяжелые наказания (вплоть до казни).

Супруги обязательно должны исповедовать одну религию. Это ограничение не распространяется только на так называемый временный брак. Вообще, в Иране различают два вида брака: постоянный и временный. Временный обычно заключается на конкретный срок, хотя может быть и бессрочным. Форма подобного брака позволяет мужчине брать сразу нескольких жен (до четырех), но с тем условием, что супруг должен иметь возможность достойно их всех содержать. Женщина в Иране может вступать только в один временный брак в один период. Чаще всего мужчины оформляют любовниц как временных жен, потому что сексуальные отношения вне брака запрещены. При этом все дети (как от временных, так и от постоянной супруги) в случае развода остаются с отцом. Судей-женщин в стране нет, так что закон всегда на стороне мужчины.

Положение женщины в Иране в вопросе брака дает хоть немного прав. Так, взять новую супругу мужчина имеет право только после согласия первой. Если женщина не согласна, то повторно жениться супруг может, только если докажет, что первая жена его в чем-либо не устраивает (домашнее хозяйство, отсутствие детей, интимные отношения). Правда, уже давно на правительственном уровне звучат идеи обязать женщину безоговорочно принимать решение мужа о других браках.

В случае развода мужчина платит откупные. Конкретная сумма оговаривается молодоженами еще до официального заключения брачного союза. Правда, в современном мире такая схема прижилась плохо. Корыстные женщины специально разводятся, чтобы разбогатеть. Поэтому в закон ввели ограничение. Сегодня максимальный размер компенсации при разводе составляет 40 тысяч евро.

«Поиск компромисса»

Строительство Исламской Республики Иран (ИРИ) проходило под лозунгами всеобщей исламизации, национализации крупной частной собственности, борьбы с США и Израилем. В ответ Соединённые Штаты заморозили активы Тегерана на сумму в $11 млрд и ввели жёсткие экономические санкции, пытаясь сменить правящий режим в Иране посредством тотальной международной изоляции.

«После революции жизнь для ИРИ сладкой не стала. Произошёл достаточно большой отток интеллигенции из республики. Исламизация ударила по гуманитарным наукам. Непросто приходилось Ирану из-за санкционного давления», — отметила Фёдорова. 

Тем не менее, подчеркнула эксперт, экономика ИРИ избежала деградации, вполне успешно развивались естественные дисциплины и система высшего образования. Например, об этом свидетельствуют успехи республики в ядерной программе.

Также по теме


«Хрупкое равновесие»: возможен ли конфликт между США и Ираном в Персидском заливе

Президент Ирана Хасан Рухани заявил, что Тегеран перекроет поставки нефти через Персидский залив, если США попытаются блокировать…

Востоковед констатировала, что Исламская революция не смогла решить массу социально-экономических проблем Ирана. В частности, новым властям не удалось побороть бедность и сократить разницу между обеспеченными слоями населения и низами. Однако, чтобы предотвратить рост нищеты, правительство ИРИ учредило специальные фонды, которые продолжают оказывать материальную помощь малоимущим.

Фундаментом для экономики постреволюционного Ирана осталась углеводородная промышленность. ИРИ входит в пятёрку стран, обладающих богатейшими запасами нефти и газа. По информации Национальной иранской нефтяной компании (NIOC), после свержения шаха были открыты 65 новых месторождений. Также иранские геологи обнаружили в стране малосернистую нефть, которая высоко ценится на мировом рынке.

В настоящее время Иран продолжает освоение природных богатств. Геологоразведывательные работы идут примерно на 60% территории страны. В последние годы залежи нефти были обнаружены на северо-западе республики. В декабре 2018 года стало известно о планах Тегерана увеличить добычу газа на месторождении Южный Парс, которое считается крупнейшим в мире.

Главными покупателями иранских углеводородов являются Китай и Индия. Однако экспортные возможности Ирана подрывают санкции. Источником ограничительных мер и ключевой внешней угрозой ИРИ является политика Соединённых Штатов. На протяжении последних 40 лет Вашингтон поддерживает санкционный режим, используя для этого различные предлоги (война с Ираком в 1980 году, нарушение прав человека, ядерная программа).

Основная задача США — экономическое удушение Ирана посредством уничтожения нефтегазовой промышленности республики, уверена Фёдорова. По этой причине Вашингтон отрезал Тегерану доступ к современным технологиям и кредитам, а также запретил американским компаниям инвестировать в экономику ИРИ.

  • Нефтяной завод в Иране
  • Reuters

Кроме того, санкционный курс США характеризуется принципом экстерриториальности, который позволяет вводить ограничительные меры против иностранных юридических лиц, сотрудничающих с Тегераном. Больше всего от подобной политики страдает Европа.

Фёдорова отмечает, что ИРИ последовательно выступала за нормализацию отношений с Западным миром, несмотря на ярую антиамериканскую риторику.

«В Иране существует противоборство между консерваторами и условными либералами, но управление страной осуществляют исключительно прагматичные люди. Они понимают необходимость поиска компромисса с Западом. Однако усилия Тегерана на этом направлении подрывают Соединённые Штаты», — констатировала эксперт. 

Новый лад

Первое время иранцы в состоянии эйфории возлагали слишком много надежд на новый порядок и власть. Иран начал активно пропагандировать исламский образ жизни, резко критиковать другие страны. Так страна оказалась в мировой оппозиции. Это сыграло с ними злую шутку во время войны с Ираком, так как мир скорее поддерживал последних.

Влияние и поддержка западных стран полностью исчезли и в области экономики. Капиталистические связи остались только в тех сферах, которые были необходимы Имаму: продажа нефти и покупка оружия.

39 лет загнивающей стабильности. В Иране практически ничего не меняется. Пока цивилизованный мир борется за равные права всех членов общества, здесь женщины лишены многих прав.

Сейчас женщины вынуждены покрывать голову

Заметим, население Ирана в основном молодое. Половине иранцев – до 25 лет! Разумеется, далеко не все молодые люди согласны со строгим исламистами в своей стране. Недавно по стране прокатилась волна мощных протестов. Они требовали отставки и даже смерти для президента и духовного лидера страны.

Митинги охватили крупнейшие города страны. Люди протестовали против инфляции, роста цен и коррупции. Несмотря на то, что в 2016 году часть санкций с Ирана сняли, правительство не улучшило состояние экономики страны. Однако финансирует военные организации. А духовный лидер до сих пор имеет право единолично выносить решения, касающиеся исламского права. И фактически он руководит Ираном. Одако, пока нет причин надеяться на существенные сдвиги в государстве.

Завершить хотим отрывком из французского мультфильма о новейшей истории Ирана с прозападной позиции. Правительство Ирана осудило выход ленты. Несмотря на это анимация получила 30 фестивальных и профессиональных наград и более 50 номинаций.

Переворот 1953 года

Итак, мнение о том, что Мосаддык был демократом и националистом, является большим упрощением, демократом он уж точно не был, и демократически избранным лидером – тоже. Напротив, он устроил, фактически, переворот, ввел чрезвычайное положение и изгнал шаха из Ирана. Итак, разругавшись с союзниками, фактически свергнув монархию, Мосаддык обрел чрезвычайные права. Американцы в феврале 1953 года были очень напуганы, поскольку еще не завершена Корейская война, а Мосаддык уже договорился с местными коммунистами, поддержавшими его на референдуме. Это означало риск коммунизации Ирана. ЦРУ создало план «Аякс», который подразумевал пропаганду против Мосаддыка, распространение слухов, объединение всех противников Мосаддыка, в том числе роялистов, а также ряд провокаций, к примеру, фейковые отряды коммунистов, которые вступили в столкновение с другими партиями. Также, англичане и американцы подкупили ряд религиозных лидеров. В итоге прошли акции протеста с обоих сторон, выступали как противники Мосаддыка, так и его сторонники.

Акция сторонников Мосаддыка в августе 1953 года. Источник – википедия.

Но ключевую роль сыграла позиция военных, которые поддержали шаха и арестовали Мосаддыка, после чего революция Мосаддыка была закончена. Надо сказать, что роль американцев в организации акций и свержении Мосаддыка в любом случае велика, поскольку акциями протеста они создали фон легитимности для военного переворота. Впрочем, классическим переворотом это назвать нельзя. Переворот организовал и сам Мосаддык. В общем, это была борьба за власть, в которой Мосаддык проиграл, в том числе и потому, что задел интересы слишком многих не только внутри страны, но и за ее пределами. Не было это и борьбой демократии против диктатуры, было два варианта авторитаризма – Мосаддык с левыми и вероятной коммунистической поддержкой против шаха с правыми и клириками, с англо-американской уже практической поддержкой. Остается один вариант в пользу Мосаддыка – что это было движение за национальную независимость, но освобождение здесь может пониматься только условно, поскольку Иран не находился ни под чьей оккупацией, а влияние иностранных держав в любом случае снижалось и национализация даже после свержения Мосаддыка не была отменена. Но в любом случае Мосаддык проиграл и был арестован, и до конца своих дней – в 1967 году – находился под домашним арестом в Ахмадабаде.

Арестованный Мосаддык в суде, 1953 год. Источник – Mashruteh.org

Кстати, в 2003 году, в своей речи по поводу завоевания Ирака и свержения Саддама Хуссейна, Буш извинился за поддержку американцами диктаторов на Ближнем Востоке на протяжении десятилетий. Так он косвенно признал участие США в свержении Мосаддыка полувеком ранее, что было официально признано уже десять лет спустя, хотя новостью это не стало.

Нарастание оппозиционных настроений

Когда к власти в Соединенных Штатах Америки пришел президент Джимми Картер в 1977 году, он настоял, чтобы иранский шах ослабил свои репрессии против тех, кто критиковал его режим, и в результате были освобождены сотни политзаключенных. После этого в Иране начала появляться политическая оппозиция на легальной или полулегальной основе. Среди оппозиции были исламисты, марксисты и конституционалисты. Протестные настроения в Иране были направлены на притеснение церкви, на то, какой внутриполитический курс, ориентированный на проамериканскую внешнюю политику и персидский национализм, был избран в стране, а также на политику государственного капитализма, которая контрастировала с массовой бедностью в стране.

В основе оппозиционной группы стояло духовенство, а также интеллигенция, которые у народа пользовались доверием – это было особенно заметно в Лурестане и Курдистане, то есть национальных автономиях. Центральной идеей оппозиции была идея национального исламского социализма, и она трансформировалась в определенную сторону с разным процентом радикализма в зависимости от того, какая политическая партия ее культивировала.

Коммунисты

Костяк конституционалистов составлял Национальный фронт Ирана, и они выступали за то, чтобы была создана конституционная монархия, при которой проводились бы демократические парламентские выборы. Позиции марксистов постепенно сдавались, поскольку у них не было хорошей организации. Самой крупной партией в Иране левого толка была «Партия народных масс Ирана», и она пользовалась поддержкой СССР. Эта партия выступала за то, чтобы власть была отменена силовым путем, а шах был устранен физически. Этой партии принадлежит значительная роль в победе революции, но ее представители не вошли в первый парламент, который был избран свободно, поскольку придерживались антиклерикальной позиции.

Исламисты

Исламисты были наиболее весомо представлены Движением за свободный Иран, и в рядах этого движения был и Мехди Базарган, первый будущий премьер-министр, после произошедшей исламской революции. Это движение выступало за то, чтобы власть была сменена по закону, без крови и применения силы.

Те же, кто следовал за Хомейни, образовали Общество борющегося духовенства. В это общество вошли такие люди, как Али Акбар Хашеми Рафсанджани, Мохаммад Бехешти и Мортеза Мотахари, и все они после того, как революция одержит победу, займут высокие государственные посты.

Преимущества Хомейни

Аятола Хомейни и его сторонники

Мусульманское духовенство, которое возглавлял аятолла Хомейни, базировалось на том, что большинство населения Ирана придерживалось традиционалистских взглядов. Им на руку было и то, что в представлении шиитов власть шаха не является сакрализованной. С тех пор, как в стране была принята первая иранская Конституция в 1906 году, власть в государстве разделялась по выгодному для духовенства принципу: у шаха были функции исполнительной власти, ее главы, а главой духовным был двенадцатый скрытый Имам-Мессия. Когда появился Хомейни, его восприняли как «скрытого» Имама, который явился для спасения человечества посредством перехода к исламскому пути развития. Когда на внутриполитическом небосклоне Ирана появилась оппозиция во главе с Хомейни, она на фоне диктата власти шаха выглядела как умеренно-мусульманская.

Среди несомненных достоинств Хомейни было то, что он был умел политически лавировать: ликвидировав шахский режим во главе единого фронта, он сумел дезориентировать левых мусульман, а также коммунистов, не раскрыв им свои истинные намерения, привлек их к подавлению организации буржуазии, практикуя яростный антиамериканизм. А когда он ликвидировал всех политических противников, он разгромил и ТУДЭ. В последнюю очередь он ликвидировал левомусульман, оказавших Хомейни самое яростное сопротивление.

Семейная жизнь и обязанности

Вступает в брак женщина только добровольно. Если союз был заключен без ее согласия, молодая иранка может требовать его аннуляции. Перед заключением брака будущая супруга получает предсвадебный дар в соответствии с материальными и социальными стандартами ее семьи. Подарок становится собственностью женщины, а не ее семьи, залогом экономической защищенности. При разводе дар остается за ней.

Основная обязанность женщины в Иране – подарить государству здорового члена общества и правильно его воспитать. Это обязывает мужа обеспечивать семью материально, а также выдавать супруге деньги на расходы, чтобы она могла в комфортных условиях рожать и воспитывать детей.

На развод в Иране может подать только мужчина, после дети остаются только с ним. Мужчина может не объяснять, почему он хочет расторгнуть брак. Женщина может подать на развод только при наличии серьезных причин: если это право было оговорено в брачном договоре, в случае жестокого обращения, наркомании или алкоголизма супруга, если муж не выдает ей денежное содержание или надолго покинул дом.

Ислам поддерживает возможность того, что разведенные супруги могут снова воссоединиться. Например, после развода женщине нужно подождать три месяца перед заключением нового брака. Это необходимо для того, чтобы убедиться, что она не беременна, и чтобы подумать о правильности решения. В это время бывший супруг может попробовать вернуть расположение жены. Мужчина может два раза разводиться, а потом снова воссоединяться с одной и той же женщиной. Но если случился третий развод, то сначала он должен подождать ее нового замужества с другим и развода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector