Балет
Содержание:
Авдотья Истомина
История балета в России начинается в 1730-е годы. Танцевали поначалу только женщины: Павел I строго-настрого запретил мужчинам участвовать в постановках. Одной из первых звезд российского балета можно назвать Авдотью Истомину. Вот как Пушкин описал ее в «Евгении Онегине»:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Кстати, по одной из версий именно Истомина была первой балериной, которая стала танцевать на пуантах.
18-ый век
Франция и развитие как вид искусства
XVIII век был периодом развития технических стандартов балета и периодом, когда балет стал серьезным видом драматического искусства наравне с оперой
Центральным в этом достижении была основополагающая работа Жана-Жоржа Новерра , Lettres sur la danse et les ballets (1760 г.), в которой основное внимание уделялось развитию балета , в котором движения танцоров призваны выразить характер и помочь в этом. повествование
Новерр считал, что балет должен быть техническим, но в то же время эмоционально волновать публику, сюжеты должны быть объединены, декорации и музыка должны поддерживать сюжет и быть объединенными в рассказе, а пантомима должна быть простой и понятной.
Реформы в балетной композиции осуществили такие композиторы, как Кристоф Виллибальд Глюк . Наконец, балет был разделен на три формальные техники sérieux , demi-caractère и comique . Балет также стал появляться в операх в виде интермедий, называемых дивертисментами.
За пределами Франции
Венеция продолжала оставаться центром танцев в Европе, особенно во время Венецианского карнавала , когда танцоры и гости со всего континента приезжали в город для оживленного культурного обмена. Городской театр Сан-Бенедетто стал известной достопримечательностью во многом благодаря проводимым здесь балетам. Приемы итальянского балета оставались доминирующим влиянием в большей части южной и восточной Европы, пока русские методы не вытеснили их в начале 20 века.
Балетные представления распространились в Восточной Европе в 18 веке, в таких регионах, как Венгрия, где они проводились в частных театрах в аристократических замках. Были созданы профессиональные труппы, которые выступали по всей Венгрии, а также гастролировали за рубежом. Национальный театр Будапешта все чаще становится домом для танцоров.
Одними из ведущих танцоров того времени, выступавших по всей Европе, были Луи Дюпре , Шарль Ле Пик с Анной Бинетти , Гаэтано Вестрис и Жан-Жорж Новер .
[править] Первые театры в России
К XVI веку относятся первые большие поселения в Москве иностранцев. Они естественно привезли с собой европейскую культуру и европейские развлечения, среди которых немалое место занимал театр. Укреплялись связи с Европой — появлялись и европейские культурные мероприятия.
Развитие балета на Руси тесно и неразрывно связано с развитием театрального искусства вообще. Ю.Бахрушин пишет: «По театральным законам того времени, независимо от жанра пьесы каждый акт должен был заканчиваться театральным танцем, именовавшимся балетом. За рубежом эти балеты носили название выходов (entrée), так как исполнители выходили танцевать в антрактах из-за кулис на авансцену. В России балеты стали называться междусеньями, в связи с тем что ставились они между актами, которые именовались сеньями, то есть сценами». Так было и с постановками самого первого профессионального русского театра, открытого в 1672 году по инициативе боярина Артамона Матвеева жителем Немецкой слободы пастором Иоганном Грегори и названного Кремлёвский театр — каждую постановку, преимущественно библейского содержания, замыкали танцы. Причем исполнителями могли быть только мужчины, в том числе и исполнители дамских ролей. Однако поставлять «артистов», в том числе и балетных, в театр пастора Грегори оказалось делом очень трудным. «Среди наемных иностранных военных специалистов, состоявших на русской службе, удалось найти офицера инженерных войск Николу Лиму, который согласился организовать царский балет, исполняя в нём обязанности балетмейстера, первого танцовщика и педагога», — писал Ю.Бахрушин.
В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Его подготовил иностранец Николай Лима (или Лим). Точно неизвестно, кто он был по происхождению — скорее всего, шотландцем, эмигрировавшим во Францию, а затем приехавшим в Россию в качестве офицера инженерных войск. Однако вполне достоверным фактом является то, что его познания в балете были весьма велики. Он стал руководителем зарождающейся балетной труппы, её педагогом, балетмейстером и первым танцовщиком. В обучение Лиме (или Лиму — по другим источникам) были отданы десять «мещанских детей», а через год их число удвоилось. В 1673 году на сцене Кремлёвского театра Лима исполнял «французскую пляску» в «Балете об Орфее и Эвридике». Это был балет во французском стиле, среди декораций, представляющих собой движущиеся пирамиды, и первый профессиональный балетный спектакль, поставленный на русской сцене.
Организацией русского театра занимался и Петр Первый. Он создал на Красной площади в Москве общедоступный театр, где вместе с драматическими религиозными выступлениями обязательно исполнялись на сцене и танцы. Позднее по специальному указу императора Петра Первого танцы стали составной частью придворного этикета.
«Эпоха Петипа»
Знаковой фигурой петербургской школы балета второй половины XIX века стал французский балетмейстер Мариус Иванович Петипа. Он прибыл в Петербург по приглашению петербургского Большого театра, так как видел потенциал в развитии балетной культуры именно здесь. За свою творческую жизнь Петипа поставил более 70 балетных постановок, 46 из них — в России. Главными в балете для Петипа были артистичность исполнения, грация и чувственность. Благодаря любви к своему делу, Петипа фактически создал классический русский балет путём синтеза гармонии музыки и хореографии. Он отвергал эффекты и яркие представления в балете, считая их губительным для балета:
«Она развращает публику, отвлекая её от серьёзных балетов и приучая к феериям, которые вводят на балетную сцену такие господа, как, например, Манцотти, написавший феерию — да, да, не балет. А феерию — «Эксцельсиор».
Сцены из балета «Лебединое озеро» Фото: culture.ru
В период «эпохи Петипа» симфонический оркестр стал действующим лицом постановки, придавая спектаклю законченную эмоциональную окраску, объединяя хореографию и музыку в единое целое. Творческие союзы Петипа с Чайковским и Глазуновым подарили миру такие шедевры искусства как «Лебединое озеро» (1895), «Щелкунчик» (1892), «Спящая красавица» (1890), «Раймонда» (1898).
«Пролог. Дары фей». Художник — К. Коровин, 1914 г. Фото: mariinsky.ru
Премьера «Спящей красавицы» состоялась 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра. В спектакле были задействованы только лучшие артисты балета того времени: Феликс Кшесинский, Павел Гердт, Платон Карсавин, Мария Петипа, Анна Иогансон и другие. Сюжет «Спящей красавицы» идеально подходил для драматургии симфонии и балета — каждый из четырёх актов имел законченный сюжет и мог существовать отдельно, но при этом был частью общей симфонии, которую можно было оценить только целиком. Хотя постановка была холодно принята критиками, она стала классикой мирового балета и триумфом творческого союза Петипа и Чайковского.
Большая роль в становлении и прославлении школы классического русского балета также принадлежит талантливым мастерам исполнительской деятельности — Павлу Андреевичу Гердту и Екатерине Оттовне Вазем.
В историю русского балета Гердт вошёл как первый исполнитель романтических партий принца Дезире («Спящая красавица»), принца Зигфрида («Лебединое озеро») и принца Коклюша («Щелкунчик»). Его исполнительская манера стала образцом танцевального стиля на протяжении нескольких десятилетий. Однако главным принципом стиля Петипа было главенство балерины в спектакле, а премьер балета занимал подчинённое место. Екатерина Оттовна Вазем была постоянной партнёршей Гердта. Она уступала ему в выразительности, но в технике не знала равных. Мастерство Вазем было эталоном танцевального искусства своего времени. Исполненные ей роли в балетах «Жизель», «Баядерка», «Корсар», «Бабочка», «Пахита» и другие были с успехом приняты публикой и критиками.
Екатерина Вазем в костюме Никии. Второй акт балета «Баядерка» Санкт-Петербург, 1877 г.
После окончания творческой деятельности Вазем преподавала женский средний класс в Петербургском театральном училище. Среди её учениц были Анна Павлова, Ольга Преображенская, Матильда Кшесинская и Агриппина Ваганова.
История балета
Балет — вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый «классический» (исторически сложившийся, подчиненный строгому кодексу правил) танец; сценическое произведение, принадлежащее этому виду искусства.
Сюжет балета излагается в либретто (сценарий). На основе либретто пишется музыка, выражающая эмоционально-смысловое содержание произведения, затем создаются танец и пантомима декорации и костюмы. В создании балета принимают участие сценарист, композитор, балетмейстер и художник. Балеты бывают и бессюжетные, где хореография выражает исключительно содержание музыки. Нередко в балете используется музыка, первоначально не предназначенная композитором для танца («Шехеразада» Римского-Корсакова, «Карнавал» Шумана и др.). Танец является основным компонентом балетного спектакля. В балет входят классические танцы и характерные танцы, бальные, народные, в отдельных случаях акробатические и ритмо-пластические ганцы. Есть спектакли, построенные только на классическом или только на характерном танце, а в современном западном балете.
Балет зародился при княжеских дворах Италии в эпоху Возрождения и, по мере того как росла его популярность и совершенствовалась техника исполнения, распространялся по всей Европе, а в дальнейшем завоевал также Северную и Южную Америку, Азию и Австралию.
На протяжении большей части 18 в. балет развивался преимущественно в Италии; в начале 19 в. балетными труппами прославилась Франция, а позднее – Россия. В 20 в. балет занимал прочное место на сценах США (особенно в Нью-Йорке), Великобритании и Советского Союза.
Цель реферата – проследить историю возникновения и развития балета как вида театрального искусства.
Задача – изучить и проанализировать литературу по теме реферата.
История
Людовик XIV в роли Аполлона в Королевском балете Нюи (1653)
Балет зародился при дворах итальянского Возрождения пятнадцатого и шестнадцатого веков. Под влиянием Екатерины Медичи как королевы он распространился во Францию, где получил дальнейшее развитие. Танцоры в этих ранних придворных балетах были в основном знатными любителями. Орнаментированные костюмы должны были произвести впечатление на зрителей, но они ограничивали свободу передвижения исполнителей.
Балетные спектакли проходили в больших залах со зрителями с трех сторон. Выполнение арки авансцены с 1618 года на удалении артистов от зрителей, которые затем могли лучше увидеть и оценить технические подвиги профессиональных танцоров в постановках.
Французский придворный балет достиг расцвета во времена правления короля Людовика XIV . Луи основал Académie Royale de Danse (Королевскую танцевальную академию) в 1661 году, чтобы установить стандарты и сертифицировать преподавателей танцев. В 1672 году Людовик XIV назначил Жана-Батиста Люлли директором Королевской академии музыки ( Парижской оперы ), из которой возникла первая профессиональная балетная труппа — Балет Парижской оперы . Пьер Бошан был балетмейстером Люлли . Вместе их партнерство сильно повлияет на развитие балета, о чем свидетельствует заслуга, данная им за создание пяти основных положений ног. К 1681 году первые «балерины» вышли на сцену после нескольких лет обучения в Академии.
Балет начал приходить в упадок во Франции после 1830 года, но продолжал развиваться в Дании, Италии и России. Приезд в Европу Русского балета под руководством Сергея Дягилева накануне Первой мировой войны возродил интерес к балету и положил начало современной эпохе.
В двадцатом веке балет оказал большое влияние на другие танцевальные жанры. Также в двадцатом веке балет сделал поворот, отделяя его от классического балета до современного танца , что привело к модернистским движениям в нескольких странах.
Известные танцоры двадцатого века включают в себя Анна Павлова , Галина Уланова , Рудольф Нуриев , Майя Плисецкая , Марго Фонтейн , Rosella Хайтауэр , Толчиф , Эрик Брун , Михаил Барышников , Сюзанн Фаррелл , Гелси Киркленд , Наталья Макарова , Артур Митчелл , и Жанна Деверо . Жанна Деверо три десятилетия выступала в роли прима-балерины и установила мировой рекорд, исполнив 16 тройных фуэте.
3.1. Великобритания
До гастролей труппы Дягилева и Анны Павловой в Лондоне в 1910–1920-х годах балет был представлен в Англии главным образом выступлениями отдельных известных балерин на сценах мюзик-холлов, например датчанки Аделины Жене (1878–1970). Своим рождением английский балет обязан двум женщинам, работавшим у Дягилева: Мари Рамбер (1888–1982), уроженке Польши, и Нинет де Валуа (р. 1898), родившейся в Ирландии, но прошедшей школу в Лондоне.
В 1930-х годах Нинет де Валуа пригласила эмигрировавшего из России режиссера Мариинского театра Николая Сергеева (1876–1951) для постановки классических балетов 19 в., чтобы обогатить репертуар и предоставить артистам возможность освоить ранее непривычные танцевальные формы. К 1956 «Сэдлерс Уэллс балле» стал называться Королевским балетом и выступал в Королевском оперном театре «Ковент Гарден». организовал в сезоне 1994–1995 Фестиваль Королевского балета.
На протяжении 1940-х и 1940-х годов труппа «Балле Рамбер» продолжала ставить новые балеты, сохраняя в репертуаре подлинники классических балетов, рассчитанные на небольшой состав. В 1966 труппа была реорганизована.
В числе других английских трупп – Английский национальный балет, который имеет своим прямым предшественником коллектив, основанный в 1949 бывшими дягилевскими танцовщиками Алисией Марковой и Антоном Долиным (1904–1983), который в течение многих лет носил название «Лондон фестивал балле». В 1984 возглавлявший труппу датчанин Питер Шауфус (р. 1949) возобновил балет Аштона Ромео и Джульетта, который к этому времени был практически забыт. В 1990 руководителем труппы стал Айвен Надь.
Королевский балет всегда содержал вторую, небольшую по составу передвижную труппу. В 1990-х годах она обосновалась в Бирмингеме и теперь известна как Бирмингемский королевский балет.
Доклад №2
Человеку, впервые попавшему на балет, происходящее на сцене может показаться странным и непонятным. Слов нет, только музыка и балерины, порхающие по сцене. Однако все это выглядит чарующе и прекрасно. Это и есть магия балета.
Что же такое балет?
Балет — это жанр театрально-музыкального искусства. Основа балета – сценарий, музыка и танец.
Танец – основное художественно-выразительное средство в балете. В танце балерины и танцовщики раскрывают характеры, чувства и действия героев балета.
Однако, потребовалось 400 лет, прежде чем балет стал напоминать то что в наше время называется балетом.
Балет возник в 15 веке в Италии. Само название «балет» произошло от итальянского «balletto» — танцевать. Дальнейшее развитие балета происходило во Франции.
С момента возникновения балет был привилегией высшего сословия. Так, в 1581 году при французском дворе был представлен первый балет «Цирцея».
Король Франции Людовик 14-й был страстным поклонником балета и нередко сам выступал на сцене в качестве танцора. Его прозвали «Король-Солнце» после исполнения роли Солнца в «Балете ночи».
В 1661 году открылась Королевская академия танца в Париже. Возглавил ее Пьер Бошам, который впоследствии разработал пять классических позиций ног в балете.
Изначально балет был сугубо мужским, женщинам танцевать не разрешалось. Переодетые мужчины исполняли все женские партии. Первой женщиной, выступившей в сольном танце как балерина, стала мадмуазель Ла Фонтен. Это произошло в 1681 году.
По мере развития балета преображался и костюм танцовщиков. В 18 веке на смену тяжелым платьям пришли пачки- шопенки – длинные пышные юбки из тонкого тюля, а туфли на каблуках сменились мягкой обувью. Пуанты – обувь балерин – впервые появились в 1839 году в балете «Сильфида».
В России также интересовались балетом. Первая балетная школа открылась в 1738 году в Петербурге.
В 1840 году в Россию приехал француз Мариус Петипа. Он поставил более шестидесяти балетов. Среди них три самые популярные постановки в мире – «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро». Музыку к этим балетам написал Петр Ильич Чайковский.
Значительное влияние на развитие русского балета и обретение им мировой известности внесли Сергей Дягилев и Михаил Фокин.
Дягилев организовал труппу под названием «Русский балет». С 1908 года труппа ежегодно выезжала в Париж. Благодаря гастролям имена русских танцовщиков – Вацлава Нежинского, Анны Павловой, Тамары Карсавиной – приобрели мировую известность.
Михаил Фокин – прослыл как реформатор балетного искусства. Для него танец был не просто банальной пластикой, он был состоянием души, поддавался осмыслению. Для Анны Павловой Фокин поставил сольный номер «Умирающий лебедь», который произвел фурор на мировой сцене и стал визитной карточкой балерины.
Яркими представителями русского балета второй половины 20 века стали – Марис Лиепа, Екатерина Максимова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Майя Плисецкая, Галина Уланова.
Авторитет русского балета в мире высок. Самые уважаемые преподаватели балета – русские. Гастроли театров — Большого и Мариинского – проходят с полным аншлагом.
Балет 21 века интенсивно развивается. Наряду с классическими постановками, появляются новые, открываются театры и балетные школы. Балет как вид искусства не теряет своей популярности у зрителя. Это вселяет надежду на дальнейшее блестящее будущее балета.
Галина Уланова
Уже в 19 лет ей доверили ведущую партию в «Лебедином озере». А вершиной её творчества считается сцена сумасшествия в «Жизели». Критики писали, что она удивительным образом соединяет совершенную танцевальную технику с приёмами драматической игры и актёрской пластики. Создавалось впечатление, что в танце Улановой движение не прерывается, не заканчивается, а как бы постепенно угасает, растворяется в воздухе.
Во время гастролей Большого театра в Лондоне в 1956-м выступление Улановой вызвало такой ажиотаж, какого не было, по воспоминаниям очевидцев, со времен Анны Павловой.
У здания Шведской академии танца в Стокгольме ей поставлен бронзовый памятник «как лучшей балерине современности». Исключительный талант Улановой был отмечен множеством премий, наград и званий. В последние годы жизни она работала балетмейстером-репетитором в Большом театре.
Галина Уланова. (wikipedia.org)
3.3. Франция
Французский балет
в начале 20 в. находился в состоянии кризиса. Русские артисты, которых
приглашали в Парижскую оперу, в частности из труппы Дягилева были много сильнее
французских исполнителей. После смерти Дягилева ведущий танцовщик его труппы
Сергей Лифарь (1905–1986), некогда приехавший во Францию с Украины, возглавил
балет Парижской оперы и оставался на этом посту в 1929–1945, затем в 1947–1958.
Под его руководством выросли прекрасные танцовщики, прежде всего замечательная
лирическая балерина Ивет Шовире (р. 1917), прославившаяся исполнением роли
Жизели. Наиболее интересные эксперименты в сфере хореографии проводились за
пределами Парижской оперы, в частности, Роланом Пети и Морисом Бежаром. Пети
(р. 1924) ушел из Оперы в 1944 и создал «Балет Елисейских полей», где поставил,
в числе других спектаклей, балет Юноша и Смерть (1946, на музыку И.С.Баха) для
молодого и динамичного танцовщика Жана Бабиле (р. 1923). Затем для труппы
«Балет Парижа» он создал одну из своих самых знаменитых и имевших долгую жизнь
постановок – Кармен (1949, на музыку Ж.Бизе) с Рене (Зизи) Жанмер (р. 1924).
Чувство театральности, которым наделен Пети, позволило ему работать в самых
различных жанрах и участвовать в коммерческих мероприятиях. В 1972–1998 он
возглавлял труппу «Национальный балет Марселя», где поставил много стильных и
остро театральных спектаклей.
В 1970-х и 1980-х
годах французские провинциальные труппы стали получать государственную
поддержку и приобрели международную известность. Особого внимания заслуживает
труппа «Балет департаментов Рейна.
Первый балет
Первая балетная постановка, где были объединены танец, музыка, пантомима и слово была поставлена во Франции при дворе Екатерины Медичи в конце XVI века. Она называлась «Цирцея и нимфы» и была поставлена Бальтазарини ди Бельджойозо, замечательным балетмейстером, скрипачом, прибывшим из Италии со своим оркестром скрипачей.
Это была постановка с античным сюжетом, которая положила начало развитию французского придворного балета. Интермедии, пасторали, маскарады и танцевальные дивертисменты быстро стали украшением придворных празднеств.
Основные каноны балета, составленные Пьером Бошаном
Всякий танец в основе имеет определенные правила, и танец превратился в балет, когда балетмейстер Пьер Бошан описал каноны благородной танцевальной манеры.
Движения танцора Бошан разделил на группы – прыжки, приседания, различные положения корпуса и вращения. В основе этого вида танцевального искусства был принцип выворотности ног, благодаря которому тело могло двигаться в разные стороны. Вышеописанные движения выполнялись на основе трех позиций рук и пяти позиций ног.
Балет как искусство
В своей эволюции балет всё больше приближается к спорту, теряя по дороге драматургическое значение роли, порой опережает в технике, но отстаёт в содержании.
В комплексном обучении профессионала — артиста необходимо знание музыкальной культуры, истории, литературы и сценарной драматургии. В то же время с семи лет дети проходят гимнастическую подготовку, потому как балеты прошлого, сохранившиеся до наших дней, технически усовершенствовались, а балет модерн на классической основе, например балет Форсайта, требует серьёзной физической подготовки, так балерина Сильви Гийем начинала свой творческий путь именно с гимнастики.
Старинные балеты имели возвышенную эстетику, иногда ставились на античные сюжеты, например постановка Шарля Дидло «Зефир и Флора».
Новая волна романтизма появилась в балете в начале XX века, её провозвестником стал балетмейстер Михаил Фокин
В России вплоть до XX века обучение хореографии, музыке, драматическому мастерству и различным прикладным театральным профессиям велось в одном учебном заведении — Императорском театральном училище. Смотря по успехам детей их определяли или переводили на соответствующее отделение. После революции 1917 года школы разделились и балетное образование начало существовать автономно. В то же время во многих театрах сохранялся смешанный репертуар: драматические представления чередовались с опереттой и балетными дивертисментами. Так например, кроме постановок в Большом, Касьян Голейзовский ставил балетные спектакли в «Летучей мыши» и в «Мамонтовском театре миниатюр», среди которых была постановка «Les Tableaux vivants», означающая «ожившую картинку», так как Голейзовский, в первую очередь, был художником. Это явление развивается в современном балете, как «ожившая картина», «ожившая фотография» и «ожившая скульптура».
В 2001 году Сапармурат Туркменбаши упразднил в Туркменистане балет, а также оперу. «Я не понимаю балет, — заметил он. — Зачем он мне? …Нельзя привить туркменам любовь к балету, если у них в крови его нет». Вместо Туркменского театра оперы и балета был создан Национальный музыкально-драматический театр имени Махтумкули.
Дворцовые праздники
В эпоху Возрождения танцевальное искусство развивалось очень активно, особого совершенства оно достигло в Италии. Фундаментом для этого стали богатые народные традиции. У самого слова «балет» итальянские корни. Правда, первоначально оно означало не спектакль, а лишь танцевальный эпизод. Как правило, ему придавалось определённое настроение. Во дворцах знати часто устраивались праздники, которые не обходились без красочных танцев.
Французы познакомились с искусством итальянских мастеров в конце XV века. Произошло это при отнюдь не мирных обстоятельствах. Карл VIII вошёл с войсками в Италию, дабы предъявить свои права на Неаполитанский престол. Среди командующих было немало знатных дворян. Их-то и заинтересовало искусство танца. Со временем итальянских хореографов стали приглашать к французскому двору.
2.1. Русский балет С.П. Дягилева
К началу 20 в.
постоянные балетные труппы работали в Дании и Франции, но истинного расцвета
хореографический театр достиг лишь в России. Вскоре из России балет начал
распространяться по Европе, обеим Америкам, Азии и по всему миру. В середине
века примечательной особенностью его развития стало необычайное разнообразие
стилей: каждый хореограф или художественный руководитель труппы предлагал свой
собственный подход.
Политические и
социальные сдвиги в России в начале 20 в. сказались и на балете. М.М.Фокин,
выпускник Петербургского театрального училища, тесно связанного с Мариинским
театром, познакомился во время первых гастролей Айседоры Дункан (1877–1927) в
России в 1904–1905 с ее танцем, естественным и бесконечно изменчивым. Однако
еще до этого у него возникли сомнения в незыблемости строгих правил и
условностей, которыми руководствовался в своих постановках М.Петипа. Фокин
сблизился со стремящимися к переменам артистами Мариинского театра, а также с
группой художников, связанных с С.П.Дягилевым (1872–1929), в состав которой
входили А.Н.Бенуа и Л.С.Бакст. В своем журнале «Мир искусства» эти деятели
искусства излагали новаторские художественные идеи. Они были привержены в
равной мере национальному русскому искусству, в частности его народным формам,
и академическому направлению, например музыке Чайковского. Хотя танцовщики
Мариинского театра и московского Большого театра и раньше выезжали за пределы
страны, все же полное представление об их искусстве и о редкой красочности
русских спектаклей Западная Европа получила лишь в 1909, благодаря
организованному С.П.Дягилевым парижскому «Русскому сезону». На протяжении
последующих 20 лет труппа «Русский балет Дягилева» выступала преимущественно в
Западной Европе, иногда в Северной и Южной Америке; влияние ее на мировое
балетное искусство огромно.
Танцовщики труппы
«Русский балет» были выходцами из Мариинского театра и Большого театра: Анна
Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Адольф Больм (1884–1951) и др.
Художники из окружения Дягилева сочиняли либретто, создавали декорации и
костюмы, одновременно писалась новая музыка.
Первая мировая
война и Октябрьская революция лишили Дягилева возможности вернуться на родину.
Зато все теснее становились его связи с артистическими кругами в Европе, как и
с эмигрантами из России. В его труппе появились артисты, обучавшиеся в студиях
Парижа и Лондона.
Анна Павлова
участвовала в первом дягилевском балетном «Русском сезоне», затем основала
собственный коллектив, базировавшийся в Лондоне, но разъезжавший по всему миру
и побывавший даже в тех дальних странах, куда труппа Дягилева не добиралась.
Эта великая артистка и женщина редкого обаяния поразила тысячи зрителей своим
исполнением фокинского Умирающего лебедя (1907, на музыку К.Сен-Санса), который
стал эмблемой ее проникновенного искусства.
Заключение
По мере того как
к середине 20 в. возрастала роль балета, труппы стали создаваться почти во всех
странах обеих Америк, Европы, Азии, в том числе в некоторых районах Средней
Азии и Африки, а также в Австралии и Новой Зеландии. Балет нашел себе место
даже в странах с собственной богатой танцевальной традицией, таких, как
Испания, Китай, Япония и Малая Азия. К концу 20 в. все яснее вырисовались проблемы, стоящие перед балетным
искусством. В 1980-е годы, когда умерли Баланчин, Аштон и Тюдор (в 1980-х
годах), а Роббинс отошел от активной деятельности, возник творческий вакуум.
Большинство молодых хореографов, работавших в конце 20 в., были не слишком
заинтересованы в том, чтобы разрабатывать ресурсы классического танца. Они
предпочитали смешение разных танцевальных систем, причем классический танец
предстает обедненным, а танец модерн – лишенным оригинальности в выявлении
телесных возможностей. В стремлении передать то, что составляет существо
современной жизни, хореографы пользуются пальцевой техникой как бы для
акцентирования мысли, но игнорируют традиционные движения рук (port de bras).
Искусство поддержки свелось к некому взаимодействию между партнерами, когда
женщину таскают по полу, кидают, кружат, но почти никогда не поддерживают и не танцуют
с ней.
Большинство трупп
строят репертуар, включая в него классику 19 в. (Сильфида, Жизель, Лебединое
озеро, Спящая красавица), наиболее знаменитые балеты мастеров 20 в. (Фокина,
Баланчина, Роббинса, Тюдора и Аштона), популярные постановки Макмиллана,
Кранко, Тетли и Килиана и работы нового поколения хореографов, таких как
Форсайт, Дуато, Джеймс Куделька. В то же время танцовщики получают лучшую
подготовку, т.к. стало больше знающих учителей. Сравнительно новая область
танцевальной медицины открыла танцовщиком доступ к технике предохранения от
травм.
Существует
проблема приобщения танцовщиков к музыке. Распространенная популярная музыка не
знает разнообразия стилей, во многих странах обучение музыкальной грамоте стоит
на низком уровне, при постановке танцев постоянно используются фонограммы – все
это мешает развитию музыкальности у танцовщиков.
Новым явлением
последних десятилетий стали балетные конкурсы, первый их которых прошел в Варне
(Болгария) в 1964. Они привлекают не только премиями, но и возможностью
показаться судьям, представляющим самые престижные организации. Постепенно
конкурсов стало больше, не менее десяти в разных странах; некоторые предлагают
вместе денег стипендии. В связи с потребностью в балетмейстерах возникли также
конкурсы хореографов.
1.
Блазис
К., Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы.- М., 1999
2.
Богданов-Березовский
В., Галина Уланова.- М., 1999
3.
Борисоглебский
М. В. Материалы по истории русского балета. – Л., 1988
4.
Вальберх
И., Из архива балетмейстера. Дневники, переписка, сценарии. Ред. и вступ. ст.
Ю. И. Слонимского.- M. — Л., 1980
5.
Глушковский
А., Воспоминания балетмейстера. Публ. и вступ. ст. Ю. И. Слонимского.- М., 1999
6.
Классики
хореографии. Отв. ред. Б. И. Чесноков.- СПб, 2000
7.
Красовская
В.М Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века.- М., 2008
8.
Левинсон
А., Мастера балета. Очерки по истории и теории танца. Издание 5-ое,
дополненное.- СПБ, 2001
9.
Левинсон
А., Старый и новый балет.-СПб, 2000
10.
Новерр Ж.
Ж., Письма о танце, пер. с франц.- Л., 19979
11.
Плещеев
А., Наш балет (1673-1899). — СПБ., 1999
12.
Слонимский
Ю-, Дидло. Вехи творческой биографии.- М. — Л., 1988
13.
Слонимский
Ю., Мастера балета….-М., 1997
14.
Слонимский
Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени.- М., 1996
15.
Слонимский
Ю., Советский балет. Материалы к истории сов. балетного театра.- M., 1997
16.
Худеков
С. Н., История танцев.- СПБ, 2003