“чёрные картины” франсиско гойи

«Девочка с маской смерти (Она играется сама)», Фрида Кало

Мексиканская художница Фрида Кало за свою жизнь написала большое количество автопортретов. В то время как её самые известные работы показывают художницу во взрослом периоде, в своих картинах она также отражала себя в детском возрасте, например, в картине «Девочка с маской смерти».

На картине, написанной в 1938 году, мы видим одинокую девочку, стоящую на бесплодном ландшафте. В руке она держит жёлтый цветок, а на её лице надета маска черепа. Оба этих реквизита характерны для праздника Dia de los Muertos или Дня мёртвых, побуждая зрителя поразмышлять над темами, связанными со смертью. Наконец, возле её ног лежит маска зверя, что добавляет ещё большей загадки.

«Девочка с маской смерти (Она играется сама)», Фрида Кало

Данте и Вергилий в аду: Вильям Бугро, 1850

Полотно написано на сюжет знаменитой «Божественной комедии» Данте. Итальянского автора эпохи Возрождения. Бугро, один из основоположников французского романтизма, изображает экспрессиуню, яростную борьбу двух душ, которые были прокляты.

Данте и Вергилий в адуАдольф Вильям Бугро

Эта душа Джанни Скикки, который попал в ад за обмен с целью личного обогащения, и алхимик-еретик Капоккио. Анализируя картину, следует отметить гармоничное и пропорциональное строение хорошо сложенных мужских тел, в соответствии с канонами классической живописи. Один мужчина в отчаянии грызет и кусает второго. Основной мотив картины — отчаяние и ярость.

Литература[править | править код]

  • ARNAIZ, José Manuel, Las pinturas negras de Goya, Madrid, Antiqvaria, 1996. ISBN 978-84-86508-45-6
  • BOZAL, Valeriano, Francisco Goya, vida y obra, (2 vols.) Madrid, Tf., 2005. ISBN 84-96209-39-3.
  • —, «Pinturas negras» de Goya, Tf. Editores, Madrid, Tf., 1997. ISBN 84-89162-75-1
  • GLENDINNING, Nigel, «The Strange Traslation of Goya’s Black Paintings», The Burlingon Magazine, CXVII, 868, 1975.
  • —, The Interpretation of Goya’s Black Paintings, London, Queen Mary College, 1977.
  • —, Goya y sus críticos, Madrid, Taurus, 1982.
  • —, «Goya’s Country House in Madrid. The Quinta del Sordo», Apollo, CXXIII, 288, 1986.
  • —, Francisco de Goya, Madrid, Cuadernos de Historia 16 (col. «El arte y sus creadores», nº 30), 1993. D.L. 34276-1993
  • HAGEN, Rose-Marie y Rainer Hagen, Francisco de Goya, Colonia, Taschen, 2003. ISBN 3-8228-2296-5.

Кит Томпсон

Кит Томпсон — скорее коммерческий художник, чем человек искусства. Он придумал монстров для фильма Гильермо Дель Торо «Тихоокеанский рубеж» и сериала Скотта Вестерфилда «Левиафан». Его работы выполнены в технике, которую скорее ожидаешь увидеть на картах «Magic: The Gathering», чем в музее.


«Тварь из Припяти»

Посмотрите на его картину «Тварь из Припяти»: монстр слеплен из нескольких животных и страшно уродлив, зато даёт прекрасное представление о технике Томпсона. У монстра даже есть история — он якобы является продуктом Чернобыльской катастрофы. Конечно, монстр несколько надуманный, будто вышел прямиком из 1950-х годов, но от этого он не становится менее жутким.

«SCP Foundation» взяла это существо в качестве своего талисмана, назвав его «SCP-682». Но в арсенале Томпсона ещё немало подобных монстров, и пострашнее есть.

Марк Пауэлл

Работы австралийца Марка Пауэлла шокируют по-настоящему сильно. Его шоу 2012-го года представляет собой ряд композиций, в которых фантастические существа эволюционируют, пожирают и выделяют друг друга из собственных тел, размножаются и распадаются. Текстуры существ и окружающая обстановка чрезвычайно убедительны, а язык тела фигур точно подобран, чтобы ситуации выглядели как можно более обычными — а значит, и убедительными.

Разумеется, интернет не мог не отдать художнику должное. Вышеупомянутая «SCP Foundation» взяла отвратительного монстра с изображения выше и сделала его частью истории под названием «Плоть, которая ненавидит». Также с его работами связаны многие ужасные истории.

Ночь: Аксел Вальдемар Йоханнессен, 1920

От полотна «Ночь» исходит ощущение безнадежности, безысходности, беспросветного мрака. Художник пишет ночь как время кошмаров, бредовых снов и галлюцинаций, время безграничного человеческого одиночества. Именно ночью человек осознает, что он — никто и ничто; вот основная идея живописца.

НочьАксел Вальдемар Йоханнессен

У каждого художника свое видение прекрасного и свое восприятие ужасного. Эти картины можно ненавидеть, но знать об их существовании необходимо. Возможно, один взгляд, брошенный на такое произведение искусства, заставит человека задуматься о важных вещах. Поэтому даже самые страшные картины в искусстве, несомненно, имеют право на существование. И чем дольше смотришь на них, тем больше понимаешь художника.

Могильные Товары: Джефф Кристенсен

Кристенсен — один из самых известных представителей направления сюрреализм. В своих полотнах он развивал и продолжал идеи Сальвадора Дали, изображая жуткие сны, кошмарные видения, парадоксальные фантазии душевнобольных людей.

Вид могильных товаров заставляет зрителя задуматься о том, что человеческая жизнь преходящая, а смерти избежать невозможно. Жуткий натюрморт написан в темном, зловещем колорите, создавая у зрителя ощущение безысходности бытия, отчаяния и беспросветного мрака. Продолжая традиции сюрреализма, художник намеренно искажает и деформирует формы отдельных предметов, чтобы усилить гротеск и довести картину до абсурда.

Джунджи Ито

К вопросу о коммерческих художниках: некоторые из них рисуют комиксы. В деле хоррор-комиксов Джунджи Ито — чемпион. Его монстры не просто гротескны: художник тщательно прорисовывает каждую морщинку, каждую складку на теле тварей. Именно это пугает людей, а вовсе не иррациональность монстров.

Например, в его комиксе «Загадка Амигары Фолт» он раздевает людей и отправляет их в человекообразное отверстие в твёрдой скале — чем ближе мы видим это отверстие, тем страшнее, но даже «издали» оно кажется пугающим.

В его серии комиксов «Узумаки» («Спираль») есть одержимый спиралями парень. Сначала его одержимость кажется смешной, а потом уже страшной. Причём страшно становится ещё до того, как одержимость героя становится магией, с помощью которой он превращает человека в нечто нечеловеческое, но при этом живое.

Работы Ито выделяются среди всей японской манги — его «нормальные» персонажи выглядят необыкновенно реалистичными и даже милыми, и чудовища на их фоне кажутся ещё более жуткими.

«Крик»

Перечисляя самые страшные картины художников мира, невозможно не вспомнить знаменитое творение Эдварда Мунка. На своей картине ему удалось отобразить самую суть ужаса и сопутствующие ему безнадежность, отчаяние, одиночество. Существует мнение, что выбор подобного сюжета был вызван болезнью художника — маниакально-депрессивным психозом.

Картина выполнена в стиле экспрессионизм, поэтому большую роль в ней сыграла цветовая гамма. Кровавые оттенки красного придают «Крику» схожесть с адом, и это впечатление только усиливается при взгляде на фигуру человека, чьё лицо исказила гримаса боли и ужаса. Сегодня картина очень популярная. Она стала настоящим брендом и активно используется в средствах массовой информации, рекламе, кино.

Кроме «Крика» у Мунка были и другие работы, тоже не слишком радостные, например, картина «Поцелуй». Больше напоминает не романтическое свидание, а «Сайлент Хилл» какой-то!

«Человек предполагает, а Бог располагает»

В картинной галерее Royal Holloway College, что в лондонском университете висит картина под названием «Человек предполагает, а Бог располагает», написанная Сэром Эдвином Лендсиром. На картине изображена команда арктической экспедиции с их лидером Сэром Джоном Франклином. Это команде не суждено было выжить.

Они не просто застряли в льдах Арктики… Их пожирают белые медведи. Эта картина сводит с ума студентов, отвлекает от экзамена (в галерее часто проводят экзамены), который они потом «успешно» проваливают.

Иногда ее завешивают флагом Union Jack. Согласно студенческой легенде, одна студентка потеряла рассудок и свела счеты с жизнью на глазах аудитории. Правда или нет, но этого достаточно, чтобы раз и навсегда избавиться от картины.

В этом обзоре охвачены только самые известные картины. Что это, правда или ложь… Решать Вам. Но, ясно одно: картины – это не просто изображения. В них есть тайна и скрытая сила.

Поделиться в соц. сетях

Кит Томпсон

Кит Томпсон — скорее коммерческий художник, чем человек искусства. Он придумал монстров для фильма Гильермо Дель Торо «Тихоокеанский рубеж» и сериала Скотта Вестерфилда «Левиафан».

Посмотрите на его картину «Тварь из Припяти»: монстр слеплен из нескольких животных и страшно уродлив, зато даёт прекрасное представление о технике Томпсона. У монстра даже есть история — он якобы является продуктом Чернобыльской катастрофы. Конечно, монстр несколько надуманный, будто вышел прямиком из 1950-х годов, но от этого он не становится менее жутким.

«SCP Foundation» взяла это существо в качестве своего талисмана, назвав его «SCP-682». Но в арсенале Томпсона ещё немало подобных монстров, и пострашнее есть.

«Сатурн, пожирающий своего сына», Франсиско Гойя

Согласно толкованию, здесь изображён Кронос (соответствует римскому Сатурну), который, опасаясь быть свергнутым своим отпрыском, пожирал своих детей. Сюжет картины отличается от классического сюжета греческой мифологии, где Кронос проглатывал своих запелёнутых детей. Здесь же сумасшедшее божество терзает плоть.

Эта фреска была написана между 1819 и 1823 годами на одной из стен дома художника с интересным названием «Дом Глухого». Здесь Франсиско Гойя написал серию из четырнадцати фресок, которые в 1870-х годах начали переносить на холст. Сегодня эти произведения находятся в музее Прадо в Мадриде.

«Сатурн, пожирающий своего сына»

Изгнанник, утративший слух

Картины были написаны не на холсте, а на штукатурке в мадридском Доме Глухого, которого не существует уже больше века.

Дом Глухого – небольшой загородный дом в предместье Мадрида у реки Мансанарес по дороге в Сеговию. Как ни странно, своим названием дом обязан не оглохшему на 46-м году жизни Гойе, а прежнему владельцу, который также потерял слух.

72-летний Гойя купил за 60 тысяч реалов дом вместе с 22 акрами земли и переехал в него. Он уже пережил смерть жены и нескольких детей, разлуку с друзьями, гнетущую обстановку в обществе, вызванную политической реакцией. Кроме того, сказывались последствия тяжелой болезни, которая отняла у него слух (а Гойя был страстным меломаном). Что это была за болезнь, достоверно не известно.

  • «Гойю лечит доктор Аррьета» (1820) / Minneapolis Institute of Art
  • Автопортрет (1795) / Metropolitan Museum of Art

— Существует несколько гипотез на основе немногочисленных известных нам данных о симптомах Гойи, — говорит Вирхиния Альбаран. — Согласно одним, глухота могла быть вызвана токсинами из пигментов, которые он использовал для живописи (это также считается причиной смерти шестерых его детей). Другие считают причиной глухоты сифилис. Есть недавнее исследование, где высказывается предположение об аутоиммунном заболевании.

И преклонный возраст Гойи, и та тяжелая политическая ситуация в стране, жертвой которой он оказался в старости, могли повлиять на его состояние души, а оно, в свою очередь – на сюжеты, гамму и настроение «Мрачных картин». Однако доподлинно известно, подчеркивает Вирхиния Альбаран, что Гойя никогда не страдал ментальными расстройствами: «Он отличался крайней ясностью ума до конца своих дней».

Марк Пауэлл

Работы австралийца Марка Пауэлла шокируют по-настоящему сильно. Его шоу 2012-го года представляет собой ряд композиций, в которых фантастические существа эволюционируют, пожирают и выделяют друг друга из собственных тел, размножаются и распадаются. Текстуры существ и окружающая обстановка чрезвычайно убедительны, а язык тела фигур точно подобран, чтобы ситуации выглядели как можно более обычными — а значит, и убедительными.

Разумеется, интернет не мог не отдать художнику должное. Вышеупомянутая «SCP Foundation» взяла отвратительного монстра с изображения выше и сделала его частью истории под названием «Плоть, которая ненавидит». Также с его работами связаны многие ужасные истории.

«Сад земных наслаждений», Иероним Босх

Это самое известное произведение Иеронима Босха, состоящее из трёх частей (триптих), было написано в период 1500—1510 годов. На сегодняшний день ни одно из имеющихся толкований картины не признано единственно верным.

Правая и самая жуткая створка под названием «Музыкальный Ад» может олицетворять видение Ада, кошмарную действительность. Здесь запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения: сложные машины для пыток, чудовища, порождённые фантазией Иеронима Босха. Дома здесь не просто горят, а взрываются, озаряя вспышками тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь.

«Сад земных наслаждений»

«Сад земных наслаждений», правая створка

Здзислав Бексиньский

За свою жизнь Здзислав Бексиньский создал большое количество картин, но он никогда не давал названий своим произведениям. Примечательно, что, несмотря на пугающие образы в его произведениях, художник считал, что они вполне оптимистичны и даже забавны. Сам Здзислав Бексиньский был приятным человеком с хорошим чувством юмора, и, хотя был несколько застенчивым, всегда получал удовольствие от общения. Он ненавидел тишину и при написании своих сюжетов зачастую слушал классическую музыку. Хотя Здзислав и был покладистым человеком, он с пренебрежением относился к тем, кто пытался озвучить значение и смысл его работ.

Больше произведений художника можно посмотреть здесь.

Здзислав Бексиньский

«Плачущий мальчик» (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Картина «Плачущий мальчик» написана итальянским художником Джованни Браголина. Многие люди, просматривающие изображение в сети Интернет, утверждают, что это самая страшная картинка планеты, которую они когда-либо видели.

Существует несколько версий написания этой картины. Первая гласит о том, что у художника был маленький сынишка 4–летнего возраста. Мальчик сильно боялся огня и всёго, что с ним связано. Поговаривают, якобы Джованни специально поджигал спичку и подносил к лицу малыша, чтобы более правдоподобно запечатлеть весь его гнев и страх. Ходят слухи, что малыш из-за этого настолько возненавидел своего жестокого отца, что от души пожелал ему сгореть. Через некоторое время мальчик умер от воспаления лёгких, а позже внезапно в мастерской его отца возник пожар. Огонь испепелил всё на своём пути. Нетронутым осталось лишь полотно. Немудрено, что «Плачущий мальчик» – это самая страшная в мире картинка, при виде которой у многих содрогается сердце.

Позже по всей Англии прошла неожиданная череда пожаров, в которых погибали люди. Как бы это странно ни звучало, но во всех помещениях находились произведения Джованни, которые оставались абсолютно нетронутыми. Люди решили, что призрак обиженного мальчика, вселившийся в полотно, решил отомстить всему миру. Известно, что самая страшная в мире картинка до сих пор будоражит подсознания многих. Тот страх, который отражается в глазах маленького, ни в чём не повинного мальчика, не забудется никогда. Оригинал «Плачущего мальчика» так и не найден.

Уэйн Барлоу

Тысячи художников пытались изобразить Ад, но Уэйн Барлоу в этом явно преуспел. Даже если вы не слышали его имени, то работы наверняка видели. Он принимал участие в работе над такими фильмами, как «Аватар» Джеймса Кэмерона (режиссёр лично его похвалил), «Тихоокеанский рубеж», «Гарри Поттер и узник Азкабана» и «Гарри Поттер и Кубок Огня». Но одной из самых выдающихся его работ можно назвать вышедшую в 1998-м году книгу под названием «Инферно».

Ад у него — не просто застенки с демоническими лордами и армиями. Барлоу говорил: «Ад — это полное безразличие к человеческим страданиям». Его демоны часто проявляют интерес к человеческим телам и душам и ведут себя скорее как экспериментаторы — игнорируют чужую боль. Люди для его демонов — вовсе не объекты ненависти, а просто средство для праздного развлечения, не более того.

Дадо

Югославец Дадо родился в 1933-м году и умер в 2010-м. На первый взгляд его работы могут показаться совершенно обыкновенными или даже приятными — это из-за выбора цветовой гаммы: многие хоррор-художники выбирают чёрный или красный, а Дадо любил пастельные оттенки.

Но присмотритесь к таким картинам, как «Большая ферма» 1963-го или «Футблолист» 1964-го года, и вы увидите на них гротескных существ. Их лица полны боли или страдания, на телах видны опухоли или лишние органы, или же тела просто неправильной формы. На самом деле картины вроде «Большой фермы» пугают куда больше, чем явный ужас — именно из-за того, что с первого взгляда ничего ужасного в них не замечаешь.

«Руки тянутся», Билл Стоунхем

Это полотно появилось на свет в 72 году прошлого столетия – на нем изображены двое детей и стеклянная дверь, за которой отчетливо видны сотни детских рук, тянущихся из темноты. Когда эту страшную картину предъявляли широкой общественности, у посетителей, пришедших на выставку, случались истерики и обмороки. За этим полотном, как и за предшественником, тянется шлейф несчастливых историй.

Начало было положено в тот миг, когда умер ее первый владелец – актер Джон Марли. Вскорости после этого события, страшная картина была найдена на помойке. Супруги забрали ее себе, и водрузили на стену в детской. В первую же ночь, к родителям прибежала их маленькая дочь, в слезах она рассказала им, что изображенные на картине дети дерутся. После этого, глава семьи установил камеру, вмонтированный датчик движения сработал несколько раз, этого было достаточно, чтобы супруги решили избавиться от мистического полотна. Так «Руки тянутся» оказались на знаменитом аукционе.

Кстати, это не единственное такое полотно, художник не раз еще обращался к теме мальчика с куклой. И спустя некоторое время им были нарисованы еще две картины – на них явно видны метаморфозы, происходящие с мальчиком, становившимся все старше, и куклой – потихоньку превращающейся в живую девочку.

Дариуш Завадский

Завадский родился в 1958-м году. Как и Бексиньский, он работает в стиле жуткого фантастического реализма. Его учителя в художественной школе сказали Завадскому, что у него не слишком хорошее зрение и плохой глазомер, так что художником ему не стать. Ну, с выводами они явно поторопились.

В работах Завадского присутствуют элементы стимпанка: он часто рисует похожих на роботов существ, под искусственной кожей которых видны работающие механизмы. Для примера взгляните на картину маслом 2007-го года «Гнездо». Позы птиц — такие же, какие бывают у живых, а вот каркас явно металлический, едва прикрытый клочками кожи. Картина может вызвать отвращение, но при этом притягивает взгляд — хочется рассмотреть все детали.

Самые страшные картины

1. Руки противятся ему. Билл Стоунхем.

Это произведение, написанное художником Биллом Стоунхемом, стало известно как «проклятая картина с eBay» после того, как люди, которые приобрели эту картину, столкнулись с различными паранормальными явлениями.

Считается, что она повинна в смерти владельца картинной галереи и первого критика, который давал оценку картине. После приобретения на eBay в 2000 году, ее владельцы рассказывали о том, что мальчик и кукла с картины оживали, и утверждали, что зафиксировали это на камеру.

Многие из тех, кто смотрел на это изображение, сообщали о плохом самочувствии и странных явлениях, происходящих в их доме.

2. Плачущий мальчик. Джованни Браголина

Художник Джованни Браголина написал более 60 таких картин, и все они притягивали огонь.

Люди утверждали, что картина привела к пожарам, хотя сама она оставалась нетронутой огнем. Дома тех, кто приобрел картину, сгорели дотла, а в некоторых семьях получили травмы. В то же время пожарники, которые тушили огонь, всегда находили репродукцию «Плачущего мальчика» неповрежденной.

3. Мертвая мать. Эдвард Мунк

Многие из тех, кто смотрел на эту картину, начинали трястись и кричать.

Эта работа стала творением известного художника Эдварда Мунка. Вдохновением для картины послужила смерть матери художника, которая умерла от туберкулеза, когда ему было всего 5 лет.

Люди, наблюдающие за картиной, рассказывают, что она вызывает у них странные, тревожные чувства, а некоторые после просмотра даже утверждают, что глаза девочки начали везде преследовать их, и они слышали шелест простыни, на которой лежит мать.

4. Портрет Бернардо де Галвеса. Неизвестный

Картина всегда выглядит размытой на фотографиях, если вы не попросите разрешения офицера на портрете.

Когда в 1900-х годах был открыт отель Галвес, названный в честь испанского военачальника Бернардо Гальвеса, в холле повесили его картину.

Многие посетители отеля начали жаловаться на то, что, когда они проходили мимо картины, глаза на портрете начинали их преследовать. Другие рассказывали о том, что чувствовали жуткий холод и беспокойство, когда находились рядом с портретом. 

Более того, все, кто пытался сделать фотографию картины, получали размытый снимок, пока один из гостей не попросил разрешения у портрета Бернарда сфотографировать его.

«Генерал Бернардо де Гальвеса», автор неизвестен

В отеле Galvez, в штате Техас, США, находится картина, пугающая постояльцев. Этот портрет принадлежит, предположительно, кисти Бернардо де Гальвеса, умершему в 1786 году.

По сути этот портрет – пристанище призрака художника. Ни одному постояльцу не удается сфотографировать полотно – снимок получается размытым, независимо от того, какая у них техника.

Постояльцы жалуются на то, что от картины им становится не по себе – они ощущают на себе взгляд, когда идут по коридору и спускаются с лестницы, будто бы генерал следует за ними.

Кроме того, с отелем Galvez, в котором находится картина, связано много легенд.

«Мученик»

Бесспорно, это жуткая и страшная картина. Она якобы хранилась в течение 25 лет на чердаке у бабушки мужчины по имени Шон Робинсон. Со слов бабушки, художник, при создании картины, смешал свою кровь с краской, а сразу после ее завершения покончил жизнь самоубийством.

Также она говорила, что от картины можно было услышать различные голоса, крики и плачь и как считала бабка, картину преследовал дух создателя. Всё это заставило старушку спрятать картину на чердаке.

В 2010 году Робинсон унаследовал картину, и якобы почти сразу его семья столкнулась с чередой странных событий. Робинсон заявил, что после того как он стал владельцем «Мученика», его сына столкнули вниз по лестнице невидимые силы; его жена часто чувствовала, что что-то гладит ее волосы, а вся семья слышала, крики и плачь, которые описывала бабушка Робинсона.

Робинсон даже решил поставить камеру рядом с картиной, чтобы записать паранормальные явления, а потом загрузил запись на YouTube. Видео, которое он получил, демонстрировало, как картина сама падала на пол, а двери в доме периодически хлопали. А иногда от картины исходил непонятный дым.

Многие пользователи, посмотрев видео, утверждали, что это обман. Робинсон, как сообщается, запер проклятую картину в своем подвале и отказывается продавать ее.

Смерть скупца: Иероним Босх, 1490

Показывая жестокие мучения умирающего, один из великих художников Босх осуждает скупость — один из самых страшных смертных грехов. Своим полотном мастер пытается донести до зрителя идею о том, что скупой человек, умирая, не будет знать покоя и покаяния, одолеваемый мыслями о своем богатстве.

Смерть скупцаИероним Босх

Вероятно, произведение было написано для украшения одной из створок алтаря в католическом храме. Об этом говорит своеобразная композиция картины, ориентированная по диагонали.

Смерть человека, запертого в маленькой комнате и постоянно тревожащегося за свое богатство, не вызывает сочувствия; скорее, образ скупого вызывает отвращение и горячее осуждение.

Последние статьи

  •   Какие сплетни ходили про внешность Екатерины II среди придворных сегодня, 19:55
  •   18 мистических фотографий из океанских глубин: Финалисты конкурса Ocean Photography Awards 2021 сегодня, 17:27
  •   Каменный лес Варны: Cлед внеземного пребывания на Земле или чудо природы сегодня, 15:14
  •   5 остромодных винтажных стилей интерьера: Как старинная мебель и бабушкины салфетки стали трендом сегодня, 13:55
  •   10 самых дорогих и роскошных украшений знаменитостей от классики до кича сегодня, 12:28
  •   Забытый скульптор-самоучка и педагог, благодаря которому в СССР появились пионеры: Иннокентий Жуков сегодня, 11:41
  •   Как сложилась жизнь младшей сестры Жаклин Кеннеди: Безупречная Ли Радзивилл сегодня, 09:29
  • +1   Как одна случайность трагически изменила жизнь художника, которого обожали во Франции и не замечали в России: Ранний уход Борисова-Мусатова 24.09.2021, 23:36
  •   Единственное место в СССР, где Германия пыталась, но не смогла перейти советскую границу 24.09.2021, 21:38
  •   Как воспитанница приюта стала законодательницей мировой моды: Коко Шанель 24.09.2021, 19:24

Все статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector